Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ В.С. ВЫСОЦКОГО'

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ В.С. ВЫСОЦКОГО Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
104
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ПОЭЗИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ПАТРИОТИЗМ / ВЫСОЦКИЙ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Володин О.Н., Лузгина А.А.

В настоящей статье проанализированы поэтические произведения В.С. Высоцкого, посвященные событиям Великой Отечественной войны в контексте их применения в воспитательном и профилактическом процессе в образовательных организациях на примере сюжетов, образов и характеров, созданных поэтом. Показан значительный потенциал творчества В.С. Высоцкого в формировании основы патриотического воспитания современных российских школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL AND PATRIOTIC MOTIVES IN THE WORK OF V.S. VYSOTSKY

This article analyzes the poetic works of V.S. Vysotsky devoted to the events of the Great Patriotic War in the context of their application in the educational and preventive process in educational organizations on the example of plots, images and characters created by the poet. The significant potential of V.S. Vysotsky's creativity in forming the basis of patriotic education of modern Russian schoolchildren is shown.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ В.С. ВЫСОЦКОГО»

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ В.С. ВЫСОЦКОГО

О.Н. Володин, канд. юрид. наук, методист

A.А. Лузгина, старший методист

ГАОУ ДПО Институт регионального развития Пензенской области Центр профилактической работы (Россия, г. Пенза)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-1-1-40-43

Аннотация. В настоящей статье проанализированы поэтические произведения

B.С. Высоцкого, посвященные событиям Великой Отечественной войны в контексте их применения в воспитательном и профилактическом процессе в образовательных организациях на примере сюжетов, образов и характеров, созданных поэтом. Показан значительный потенциал творчества В.С. Высоцкого в формировании основы патриотического воспитания современных российских школьников.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, поэзия, воспитание, профилактика, патриотизм, Высоцкий.

Во второй половине XX века в культурном пространстве Советского Союза не было явления, равного по популярности Владимиру Семёновичу Высоцкому. Феномен творчества В.С. Высоцкого и его личности не поддавался никакому логическому осмыслению, был идентичен культу и фактически сформировал мировоззрение целого поколения, начинавшего свой осознанный жизненный путь в 70-е - начале 80х гг прошлого века.

Сам В.С. Высоцкий в импровизированных интервью (как правило - прямая речь на концертах, записанных на магнитофонную плёнку) старательно и нарочито сдержанно производил аутоквалификацию своего творчества, как разновидность актёрства. Песни называл «сценками», «зарисовками». Избегал слова «музыка», именуя аккомпанемент «ритмической основой». И только Поэзия, литературное, вербальное выражение творческих порывов, имела у него своё собственное имя.

Творчество В.С.Высоцкого неизмеримо многогранно. Практически нет сфер общественной жизни, событий мировой истории, политики, нет таких бытовых, межличностных, индивидуальных аспектов -которых бы не затронул поэт в том или ином ключе. Как правило, герои поэтических произведений В.С.Высоцкого демонстрируют образцы мужества, верности,

преданности, высшие проявления дружбы, любви, самопожертвования.

Масштабный пласт произведений В.С. Высоцкого составляют развёрнутые картины человеческих натур и судеб, поступков, совершаемых людьми в состоянии конфликтов, выбора, непростого стечения внешних обстоятельств. Как правило, В.С. Высоцкий создаёт перед героями произведений некую ситуацию, требующую определённого, но неочевидного решения. Драматизм ситуации описывается поэтом с помощью максимально ярких выразительных средств, зримо показывающих, каковы границы принятия решения: «кому до ордена, ну а кому до вышки».

Значительный архив поэзии

В.С. Высоцкого был вдохновлён и вызван к жизни событиями Великой Отечественной войны. При этом сам В.С. Высоцкий, ребёнок войны [25.01.1938 г.р.], не принимал никакого участия в военных действиях, лично не знал ни обыденной, ни героической стороны грандиозной битвы нашего народа [1]. Тем не менее, образы, старательно, тщательно, любовно вычерченные поэтом - носят зримый, конкретный характер. Они выпуклы, абсолютно реалистичны, им веришь настолько, что текст произведения становится просто слепком жизни, рельефным и осязаемым фактом.

Было бы несправедливо, да и незачем сравнивать творчество В.С.Высоцкого с произведениями других авторов, писавших стихотворения о войне. М.А. Дудин, Б.С. Ласкин, М.Л. Матусовский, Л.И. Ошанин, Г.М. Поженян, К.С. Симонов, А.А.Сурков, А.М. Фатьянов, многие другие выдающиеся поэты советской эпохи, поэты-фронтовики, создали незабываемую палитру событий военного лихолетья, ярких и цельных характеров «рабочих войны», трагических и радостных, по-разному волнительных аспектов Великой Победы.

Сам поэт объяснял свою тягу «писать о войне» тем, что именно в ситуации дихотомии жизни и смерти как в показательном эксперименте проявляются истинные качества людей.

При этом необходимо отметить тот факт, что герои произведений В.С. Высоцкого - весьма ординарные люди, наши с вами соседи, ежедневные знакомые. Тем сильнее эффект понимания того, что события войны вызвали у привычных людей, современников, движение к вершинам духа, подлинный героизм.

Произведения В.С.Высоцкого о Великой Отечественной войне сложны и неоднозначны [2]. Так, кроме настоящих героических произведений, исполненных на узнаваемом эмоционально-драматическом порыве В.С. Высоцкого - «Як-истребитель», «Чёрные бушлаты», «Разведка боем», «Братские могилы», имеют место произведения не менее героические, но с весьма неоднозначным сюжетным составом, например, «Штрафные батальоны». В качестве подобного же примера весьма сложной сюжетной конструкции мини-повествования В.С. Высоцкого можно привести драматичное произведение «Нынче все срока закончены». Начинается произведение грозной и суровой картиной: «А у лагерных ворот, Что крест-накрест заколочены, Надпись: "Все ушли на фронт".» Очевидно, что В.С. Высоцкий желает показать момент единения «всех со всеми», показать отмену социальной и человеческой разницы между людьми перед лицом смертельной опасности. «За грехи за наши нас простят, -

Ведь у нас такой народ: Если Родина в опасности — Значит, всем идти на фронт.» Поэт особо подчеркивает, что «мы», то есть те, на ком был по-сути поставлен крест, кто был наказан в силу закона за деяния, которым нет оправдания, исключён из разряда «просто людей» - так вот, «всё оправдали мы». В момент сурового испытания, в момент решения судеб Родины те самые «мы» сумели быть Людьми, сумели жертвенно и самоотрешённо выполнить исторический долг перед своей страной и своим народом.

«Наградили нас потом, Кто живые - тех медалями, А кто мертвые - крестом. А неизбежность как наступления Великой Победы, как торжества жизни над смертью, как возвращения послевоенного бытия к обыденности, к известному, давно сложившемуся и непоколебимому порядку вещей - финальные строки, обращённые к последующим поколениям, призванные чтить:

«Нашу память застекленную -Надпись: "Все ушли на фронт"». В данном произведении мы видим сопряжение сразу нескольких тематических линий, свойственных творчеству поэта. Это и т.н. «лагерная тема», сквозным образом проходящая через большинство произведений В.С. Высоцкого. При этом, по нашему убеждению, не следует воспринимать указанную тему буквально, как опыт: сам автор многократно говорил, что «не сидел», не имеет подобного жизненного багажа. Однако, тема мест заключения, человека «с годами за спиной», сложности характеров, поведенческих обусловленностей - безусловно занимала значительное место и в мыслях, и в творческих проявлениях поэта.

Это и собственно «тема войны», непосредственно формирующая контекст произведения и являющаяся одной из главенствующих линий всего творческого наследия. И «линия - антитеза», например, когда смелый в отношении заключённых начальник ВОХРа Березкин оказывается на поверку трусом и негодяем, заслужив-

шим суровое наказание за своё негероическое фронтовое поведение.

Основной контекст «военных» произведений В.С. Высоцкого - органичная неизбежность Победы [3]. В них нет обречённости, отчаяния, сомнений в силе народа и его победном величии. Ярким примером такой авторской установки, категорической убеждённости в однозначном и неоспоримом финале [только Победа] может служить известная и фундаментальная композиция «Мы вращаем землю».

Видимая простота героев данных произведений на самом деле не является контрастом, антонимом. Она [простота] утверждает пусть и внешне скрытую, но героическую суть всего народа и, как самые выдающиеся образцы - отдельных его представителей.

Среди «военных» произведений В.С. Высоцкого есть и образцы строгой, но всё же лирики. Так, например, известные вещи «Падали звёзды» и «Он не вернулся из боя» и по ритмической структуре, и по литературному содержанию вполне относима к произведениям лирического толка.

Не стали исключением юмористического прочтения действительности и «военные» произведения В.С. Высоцкого. Так, несмотря на безусловно героическую канву и вполне себе трагическую развязку, известное произведение «Тот, который не стрелял» не избежало юмористических нот в содержании.

Чрезвычайно важным катализатором, вновь обращающим внимание на «военный» раздел творчества В.С.Высоцкого следует считать то обстоятельство, что «на данный момент тема Великой Отечественной войны стала особенно актуальна в связи с развернувшимися спорами вокруг советской и антисоветской точек зрения относительно цены победы СССР над Германией. Анализ творчества В. Высоцкого показывает, что в своих произведениях он описывает войну как особое явление, определенным образом отражающееся на ходе истории всей страны, а также судьбе каждого отдельного человека,.. .»[4]

Принимая во внимание вышеизложенные выводы и тезисы, навеянные сложно-философским творчеством В.С.Высоцкого,

посвящённого Великой Отечественной войне, вполне возможно сделать однозначный вывод о значительном по объему и серьезном по содержанию воспитательном и патриотическом потенциале данного культурного наследия. «Современный национальный воспитательный идеал, на который должна ориентироваться школа, -это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [5, с. 4]. Уверены, что поэтическое наследие В.С. Высоцкого являет собой надежную, устойчивую основу для достижения указанной задачи.

Прощаться с В.С.Высоцким, игнорировать, обрекать к забвению его произведения - рано и необоснованно, созданный им культурный и воспитательный задел вполне актуален и с творческой, и с гуманитарной, и с педагогической точек зрения. Созданные поэтом образы, правдиво и остро описанные ситуации, режиссёрски глубоко вскрытые и точно показанные кризисы межчеловеческих отношений, пламенная страсть противодействия негуманным проявлениям Системы - образуют самобытную поэтическую галактику, картину мира, наполненную примерами истинного мужества, человечности и патриотизма. Данная картина мира, как мы абсолютно убеждены, не сиюминутна, не нацелена на поколения, непосредственно сопряженные с Великой Отечественной войной [6]. Это - достояние всего нашего народа, всех последующих поколений, громкий призыв к исторической памяти нашего народа, к священным страницам бытия нашей цивилизации, к бережному отношению ко всему, связанному со славным, пусть и трагическим прошлым.

Педагогическим работникам рекомендуем «военные» произведения поэта [7] как базу для формирования воспитательных и профилактических занятий, произведения В.С. Высоцкого вполне возможно изучать и декламировать на классных часах, на иных учебных и внеурочных меро-

приятиях, литературных и историко- поэзии. Творчество В.С. Высоцкого впол-патриотических конкурсах, во внеурочной не приемлемо как для учащихся старших деятельности в том числе с участием роди- классов (начиная с 7-го класса) школ, так и телей, как образцы истинно гражданской для студентов колледжей и вузов.

Библиографический список

1. Владимир Цыкалов. «Военная тематика в творчестве Владимира Высоцкого» // из архива «Высоцколюбие». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://proza.ru/2011/07/03/202.

2. Гасанова М.А. Своеобразие военных песен Владимира Высоцкого // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2. Гуманитарные науки. - 2016. -Том 31. Вып. 2. - DOI: 10.21779/2542-0313- 2016-31-2-33-41.

3. Николай Андреев, Высоцкий и война: это было, было, было... // Журнал «Родина» Федеральный выпуск. - 2015. - №3 (315). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2015/03/11/rodina-vysotskij.html (дата обращения 26.12.2022).

4. Бородин Д.В. Особенности военной лирики В. Высоцкого // Язык и социальная динамика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Специальный выпуск: Ценности социума (Сборник научных трудов) №13 часть 2. - Красноярск: Сибирский государственный аэрокосмический университет, 2013. - С. 76-79.

5. Емельянова И.Н. Основы воспитания: учебное пособие. - Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2013. - 136 с.

6. Михаил Захарчук, Мы довоевываем в своих песнях // Литературная газета №3-4

(6628) 24.01.2018.--[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lgz.ru/artide/-3-4-

6628-24-01-2018/my-dovoyevyvaem-v-svoikh-pesnyakh/ (дата обращения 27.12.2022).

7. Стихи Владимира Высоцкого о войне // Культура.РФ. Портал культурного наследия, традиций народов России. Раздел «Литература». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.culture.ru/literature/poems/author-vladimir-vysockii/tag-o-voine (дата обращения 26.12.2022).

EDUCATIONAL AND PATRIOTIC MOTIVES IN THE WORK OF V.S. VYSOTSKY

O.N. Volodin, Candidate of Legal Sciences, Methodologist A.A. Luzgina, Senior Methodologist

GAOU DPO Institute for Regional Development of the Penza Region Center for Preventive Work (Russia, Penza)

Abstract. This article analyzes the poetic works of V.S. Vysotsky devoted to the events of the Great Patriotic War in the context of their application in the educational and preventive process in educational organizations on the example of plots, images and characters created by the poet. The significant potential of V.S. Vysotsky's creativity in forming the basis of patriotic education of modern Russian schoolchildren is shown.

Keywords: The Great Patriotic War, poetry, education, prevention, patriotism, Vysotsky.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.