Научная статья на тему 'ОТРАЖЕНИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ, РЕКЛАМЫ И PR В ТВОРЧЕСТВЕ ВЫСОЦКОГО'

ОТРАЖЕНИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ, РЕКЛАМЫ И PR В ТВОРЧЕСТВЕ ВЫСОЦКОГО Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
96
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО В.С. ВЫСОЦКОГО / ТЕХНОЛОГИИ ЖУРНАЛИСТИКИ / РЕКЛАМЫ / PR / ОТРАЖЕНИЕ / CREATIVITY OF VS. VYSOTSKY / TECHNOLOGY OF JOURNALISM / ADVERTISING / REFLECTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Изотов В.П.

В статье рассматривается проблема отражения медиатехнологий в творчестве В.С. Высоцкого: речь идёт о ретроспективном отражении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTION OF JOURNALISM, ADVERTISING AND PR IN THE WORK OF VYSOTSKY

The article deals with the problem of reflecting media technologies in the work of V.S. Vysotsky: it is about retrospective reflection.

Текст научной работы на тему «ОТРАЖЕНИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ, РЕКЛАМЫ И PR В ТВОРЧЕСТВЕ ВЫСОЦКОГО»

10.01.01 - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 10.01.03 - ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ (С УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 10.01.01 - RUSSIAN LITERATURE (PHILOLOGICAL SCIENCES), 10.01.03 - LITERATURE OF THE PEOPLES OF FOREIGN COUNTRIES (WITH INDICATION OF SPECIFIC LITERATURE) (PHILOLOGICAL SCIENCES)

УДК 821.161.1

UDC 821.161.1

ИЗОТОВ В.П.

доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой журналистики и связей с общественностью, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева E-mail: vpizotov@yandex.ru

IZOTOV V.P.

Doctor of Philological Sciences, Professor, Head of the Department of Journalism and Public Relations, Orel State

University E-mail: vpizotov@yandex.ru

ОТРАЖЕНИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ, РЕКЛАМЫ И PR В ТВОРЧЕСТВЕ ВЫСОЦКОГО REFLECTION OF JOURNALISM, ADVERTISING AND PR IN THE WORK OF VYSOTSKY

В статье рассматривается проблема отражения медиатехнологий в творчестве В.С. Высоцкого: речь идёт о ретроспективном отражении.

Ключевые слова: творчество В.С. Высоцкого, технологии журналистики, рекламы, PR, отражение.

The article deals with the problem of reflecting media technologies in the work of V.S. Vysotsky: it is about retrospective reflection.

Keywords: Creativity of V.S. Vysotsky, technology of journalism, advertising, PR, reflection.

В.В.Маяковский в лозунгах для спектакля по пьесе «Баня» написал: «Театр не отображающее зеркало, а - увеличительное стекло». С полным правом это высказывание можно отнести и к литературе, слегка расширив его: литература - это и отображающее зеркало, и увеличительное стекло.

Эта сентенция вполне применима и к творчеству В.С. Высоцкого, и не случайно А.Е. Крылов и А.В. Кулагин назвали свою книгу «Высоцкий как энциклопедия советской жизни. Комментарий к песням поэта» (2010). Одной из составляющих всеобъемлющего комментария к произведениям Высоцкого является рассмотрение отражения журналистики, рекламы и PR в творчестве поэта.

Следует сразу отметить, что в художественных текстах Высоцкого слово журналистика не упоминается ни разу, однако изображение профессиональной деятельности журналистов и представителей смежных и близких к журналистике видов деятельности встречаются в нескольких текстах, из числа которых следует обратить внимание на два.

В самом начале своей творческой деятельности поэт написал «поэму-песню в сорока девяти днях» «Сорок девять», которая имела подзаголовок «Пособие для начинающих и законченных халтурщиков». Предметом сатиры поэта был, конечно же, не героический сорокадевятидневный дрейф четырёх солдат на неуправляемой барже, а то, как это событие отражалось в советской прессе. В этой связи представляет интерес «Заключение»:

«Окончены все переплёты -Вновь служат, - что, взял океан? -Поплавский, Крючковский, Федотов,

А с ними Зиганшин Асхан!

Все отступления в прозе можно рифмовать по принципу:

океан - Асхан - Иван; картошку - гармошку - крошку - ножку; чаще упоминать фамилии героев; герои должны петь и помнить о доме; Зиганшин - старший, - его употреблять чаще. Таким же образом могут быть написаны поэмы о покорителях Арктики, об экспедиции в Антарктиде, о жилищном строительстве и о борьбе против колониализма. Надо только знать фамилии и иногда читать газеты» [3, с. 11-12].

Поэма-песня Высоцкого типологически напоминает эпизод из романа «Золотой телёнок» Ильфа и Петрова, когда Остап Бендер вручает журналисту Ухудшанскому «Торжественный комплект. Незаменимое пособие для сочинения юбилейных статей, табельных фельетонов, а также парадных стихотворений, од и тропарей». Этот комплект включал в себя 2 раздела: словарь и творческую часть, в которой были представлены передовая статья, художественный очерк-фельетон, художественное стихотворение, составленные из слов первого раздела. Завершался этот документ «Добавлением»: «При помощи материалов раздела 1-го по методам раздела 2-го сочиняют также: романы, повести, поэмы в прозе, рассказы, бытовые зарисовки, художественный репортаж, хроника, эпопея, пьесы, политобозрения, игра в по-литфанты, радиооратории и т.д.» [7, с. 588; 591].

И «Сорок девять», и «Торжественный комплект» -это и сатира на журналистско-литературную халтуру, и своеобразный рецепт по конструированию текстов (насколько известно, последнее даже не рассматривалось

© Изотов В.П. © Izotov VP.

Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (85), 2019 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 85. 2019

применительно к этим текстам, так что здесь есть перспектива исследования).

Весьма интересной в плане отражения журналистских технологий является песня «Я все вопросы освещу сполна...». Ситуация достаточно проста: поэт отвечает на вопросы интервьюера. Однако вопросы эти касаются жареных тем: потребление алкоголя, измены жёнам, наличие любовниц и т.д. Понятно, что представители советской прессы априори не могли задавать таких вопросов в интервью, и это проекция западных методов жёлтой прессы (хотя можно говорить и о том, что поэт предвидел нашу теперешнюю бульварную прессу). Задавался интервьюером и вопрос о творчестве, но тоже с определённым подтекстом:

А что имели вы виду

В такой-то песне и в такой-то строчке? [2, т.1, с. 256]

Позитивного изображения представителей журналистского корпуса в творчестве Высоцкого нет, что объясняется травлей поэта в печати в 60-е годы и замалчиванием его творчества в прессе.

В большинстве случаев слово реклама у Высоцкого употребляется в значении «объявление, плакат, содержащие оповещение о ком-либо, чём-либо»: «Моё имя не встретишь в рекламах Популярных эстрадных певцов» («У меня было сорок фамилий.»); «Без реклам, без эмблем, В пимах косолапых» («То ли - в избу и запеть.»); «А теперь - что ж сигналить рекламным щитам?!» («Песня о двух красивых автомобилях») [2, т. 1, с. 31, 192, 190]; «Он, правда, не подтянутый, и лет ему раза в два с половиной больше, чем тебе, но у него -вот они, эти самые журналы с рекламами «Мальборо», и курят их голубоглазые морщинистые ковбои в шляпах и джинсах, сильные и надежные самцы, покорители Дикого Запада, фермеры и миллионеры» («Роман о девочках»); «Я работал, Максим Григорьевич, я рекламу рисовал, а драка та - случайная» («Роман о девочках») [2, т. 2, с. 456, 476].

В значении же «распространение сведений о ком-либо, чём-либо с целью создания известности, популярности» зафиксировано одно употребление: «Муром занялась прокуратура. Что ему - реклама! - он и рад» («Комментатор из своей кабины.») [2, т. 1, с. 246]. Эта песня посвящена чемпионату мира по футболу 1970 года. В этом конкретном эпизоде речь идёт о следующем: капитан английской сборной Бобби Мур незадолго до чемпионата мира был обвинён в краже из ювелирного магазина. Соответственно его имя стало активно фигурировать в прессе.

Следует также отметить, что в данном случае происходит определённая корректировка значения, поскольку распространение сведений о ситуации с Муром не имело целью создания ему популярности, но по факту оно подогревало интерес к фигуре этого футболиста.

У Высоцкого есть 2 песни, о которых можно с уверенностью сказать, что они связаны с рекламой напрямую, что они являются реализацией своего рода рекламного задания. Это песни «О знаках зодиака» и «Через 10 лет».

Написание песни «О знаках зодиака» было предложено поэту авторами рекламного фильма о планировавшихся к выпуску золотых ювелирных изделиях с зодиакальными знаками ленинградским заводом «Русские самоцветы» (об истории создании песни, о её судьбе см. статьи Ю.А. Куликова [9] и В.А. Петрова [10]). С точки зрения поэтической техники можно отметить, пожалуй, два обстоятельства: 1) в песне виртуозно описаны все 12 знаков; 2) обыграны названия большинства знаков зодиака по принципу либо омонимичных сталкиваний, либо сталкиваний тематических, например: «Декабрьский Стрелец отстрелялся вконец»; «Нежнейшие девы созвездия Дев Весы превратили в качели» [2].

Вторая песня - «Через десять лет» (1979). Как сообщает А.В. Скобелев, соответствующий договор с Высоцким о рекламе Аэрофлота был заключён 6 июля 1978 года Центральным рекламно-информационным агентством (ЦРИА) Министерства гражданской авиации СССР (МГА) [11]. Однако текст этой песни далёк от собственно рекламы. Это бурлеск, гротеск, алогизм: перенос рейсов на 33 декабря, застрявший в Красноярске «сам Новый год» и т.д. По ассоциации вспоминается фрагмент из стихотворения А.А. Вознесенского «Новогодние ралли-стоп»: С работы и на работу Летайте самолётами Аэрофлота, Из Фрунзе в Саранск Не летайте самолётами Аэрофранс [1]. Есть у Высоцкого сценарий «Где Центр?», который можно рассматривать как своеобразную рекламу новых кинотехнологий. Вот как об этом пишет автор в начале и конце сценария: «Короткометражный сюжет. Съёмки производились новым способом. В фильме не занят ни один профессиональный актёр»; «Авторы фильма не ставили своей целью показать детективный сюжет. Карты раскрыты с самого начала. Это был эксперимент. Зрители могли убедиться, как правдиво действуют обыкновенные люди, которые занимаются делом и не подозревают, что идёт съёмка. Недалеко то время, когда этим способом будут сниматься настоящие полнометражные фильмы». (Речь идёт о революционной для 1960-70-х годов кинотехнологии, когда брались сюжеты из жизни, снимались непрофессиональные актёры, съёмка велась скрытой камерой).

Что касается отражения PR в творчестве поэта, то здесь, естественно, можно говорить именно и только об отображении, поскольку самой такой сферы деятельности в Советском Союзе не было.

Безымянная заметка «Как Высоцкий Бышовца раскручивал» [8] - первое рассмотрение пиар-технологий через призму творчества поэта. Речь идёт о следующем фрагменте из песни «Комментатор из своей кабины.»: Но недаром клуб «Фиорентина» Предлагал мильон за Бышовца [2, т. 1, с. 246]. Впоследствии эта проблематика рассматривалась в статьях В.П. Изотова [5], [6] (проанализированы технологии выборов, технологии создания и распространения

10.01.01 - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 10.01.03 - ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ (С УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 10.01.01 - RUSSIAN LITERATURE (PHILOLOGICAL SCIENCES), 10.01.03 - LITERATURE OF THE PEOPLES OF FOREIGN COUNTRIES (WITH INDICATION OF SPECIFIC LITERATURE) (PHILOLOGICAL SCIENCES)

слухов), М.В. Зайцевой [4] (рассмотрена технология отрицательного позиционирования).

Представляется достаточно интересным исследование территориального брендинга в творчестве поэта (это касается не только широко представленных описаний Москвы, Одессы, Парижа и т.д., но и территорий, упомянутых единожды, но это упоминание весьма вы-

разительно: «Тбилиси - там всё ясно, там тепло, Там чай растёт...»; «закрытый порт Владивосток» в песне «Москва - Одесса», и т.д.).

Творчество В.С.Высоцкого представляет собой благодатный источник для изучения различных сфер нашей жизни, в том числе и отражённых медиатехнологий.

Библиографический список

1. Вознесенский А.А. Новогодние ралли-стоп // www.http://voznesolog.ru/rally-stop.htm

2. Высоцкий В.С. Сочинения в двух томах. Екатеринбург: У-Фактория, 1997. 544 с.; 544 с.

3. Высоцкий В.С. Собрание стихотворений в четырёх томах. Т.3. М,, Время, 2009. 592 с.

4. Зайцева М.В. Отрицательное позиционирование семьи в творчестве В.С.Высоцкого // PRостранство текста. Коллективная монография. Орёл, 2014. С.47-48.

5. Изотов В.П. Элементы PR-деятельности в творчестве В.С.Высоцкого: предварительные материалы // Connect-Универсум 2009: Сборник материалов III Всероссийской научно-практической Интернет конференции с международным участием. Томск: ТГУ 2010. С.96-97.

6. Изотов В.П. Слухи как PR-технология в творчестве В.С.Высоцкого // PRостранство текста. Коллективная монография. Орёл, 2014. С. 26-36.

7. Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев. Золотой телёнок. Одесское книжное издательство, 1960. 655 с.

8. Как Высоцкий Бышовца раскручивал // Пресс-служба, 2007. № 2. С. 62.

9. КуликовЮ.А. «Знаки Зодиака» в творческой судьбе поэта // Мир Высоцкого: альманах. Вып. VII/ сост. С.И.Бражников, Г.Б.Урвачёва, Е.Л. Девяткина, М.Э.ууск. М.: ГБУК г.Москвы ГКЦМ В.С.Высоцкого «Дом Высоцкого на Таганке», 2012. С.250-269.

10. Петров В.А. Владимир Высоцкий и съёмка рекламного фильма «Знаки Зодиака» // Мир Высоцкого: альманах. Вып. VII/ сост. С.И. Бражников, Г.Б. Урвачёва, Е.Л. Девяткина, М.Э. Кууск. М.: ГБУК г. Москвы ГКЦМ В.С. Высоцкого «Дом Высоцкого на Таганке», 2012. С. 245-249.

11. СкобелевА.В. Материалы к комментированию произведений В.С.Высоцкого // Владимир Высоцкий: исследования и материалы 2009-2010 гг.: сб. науч. тр. / редкол.: А.Е.Крылов, А.В.Скобелев, Г.А.Шпилевая. Воронеж: «Эхо», 2011. С.115-154.

Refereces

1. VoznesenskyA.A. New Year rally-stop // www. ttp://voznesolog.ru/rally-stop.htm

2. Vysotsky V.S. Works in two volumes. - Yekaterinburg: U-Factoria, 1997. 544 p; 544 p.

3. Vysotsky V.S. The collection of poems in four volumes. V.3. M., Time, 2009. 592 p.

4. Zaytseva M.V. Negative positioning of the family in the work of V.SVysotsky//Space of the text. Collective monograph. Orel, 2014. Pp. 47-48.

5. Izotov V.P. Elements of PR-activity in the work of V.S. Vysotsky: preliminary materials//Connect-Department 2009: Collection of materials of the III All-Russian scientific and practical Internet conference with international participation. Tomsk: TSU, 2010. Pp.96-97.

6. Izotov V.P. Rumors as PR-technology in the work of V.S. Vysotsky//Space of the text. Collective monograph. Orel, 2014. Pp.26-36.

7. Ilf I., PetrovE. Twelve chairs. Golden Calf. - Odessa Book Publishing House, 1960. 655 p.

8. As Vysotsky Byshovets spun out//Press Service, 2007. № 2. Pp.62.

9. Kulikov Y.A. «Signs of the Zodiac» in the creative fate of the poet//World of Vysotsky: almanac. Rel. VII/Origin.. S.I.Brazhnikov, G.B.Urvachyova, E.L.Devyatkina, M.E.Kuusk. M.: GBUK of Moscow GKCM V.S.Vysotsky «The House of Vysotsky on Taganka,» 2012. Pp.250-269.

10. Petrov V.A. Vladimir Vysotsky and shooting of the advertising film «Signs of the Zodiac»//World of Vysotsky: almanac. Rel. VII/Origin. S.I. Brazhnikov, G.B. Urvachyova, E.L. Devyatkina, M.E. Kuusk. M.: GBUK of Moscow GKCM V.S.Vysotsky «The House of Vysotsky on Taganka,» 2012. Pp. 245-249.

11. SkobelevA.V. Materials for commenting on the works of V.S. Vysotsky//Vladimir Vysotsky: research and materials 2009-2010: coll/ of sc. works/edit.: A.E. Krylov, A.V Skobelev, G.A. Shpilevaya. Voronezh: «Echo,» 2011. Pp.115-154.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.