Научная статья на тему '"НЕПАРАДНАЯ" СТОРОНА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ У ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО'

"НЕПАРАДНАЯ" СТОРОНА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ У ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
265
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ПЕСНИ О ВОЙНЕ / ОФИЦИАЛЬНАЯ СОВЕТСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ / РОЛЕВОЙ ГЕРОЙ / НЕПОДЦЕНЗУРНАЯ ПОЭЗИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гавриков Виталий Александрович

В статье рассматриваются песни и стихи Владимира Высоцкого о Великой Отечественной войне, по той или иной причине выбивавшиеся из официальной трактовки этого исторического события. По версии автора, на разработку данной темы оказали влияние рассказы отца Высоцкого и дяди, оба были фронтовиками, да и вообще у поэта было немало знакомых, принимавших участие в той войне. У Высоцкого намечаются два относительно независимых корпуса военных текстов: «непарадные» и нейтральные, т.е. не противоречащие советскому идеологическому «дискурсу». Это деление отнюдь не жесткое: можно выстроить некую градационную шкалу по степени «разрешенности» таких произведений. В статье выясняется история исполнения «непарадных» песен: оказывается, что некоторые из композиций с необычной трактовкой Великой Отечественной войны были вынесены на широкую публику. Среди всех «непарадных» песен можно выделить группу тех, которые практически не исполнялись в больших залах. Эти произведения поднимают такие полузапрещенные темы, как беспризорники в войну, участие зеков в боевых действиях, жизнь и смерть «штрафников» и др. Высоцкий пытается показать войну во всем многообразии ситуаций, делая акцент на поведении, психологическом состоянии обычного человека в необычных условиях. Иными словами, чаще всего поэт говорит от лица ролевого героя-солдата, это сказовое начало инициирует и отбор синтаксических, лексических, даже чисто произносительных (артикуляционных) приемов создания образа. При этом сам факт существования «непарадных» песен вовсе не свидетельствует о том, что Высоцкий пытался иронизировать по поводу Великой Отечественной войны, травестировать это событие - напротив, оно всегда для поэта остается святой войной, героическим подвигом народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE UNCENSORED SIDE OF THE GREAT PATRIOTIC WAR IN VLADIMIR VYSOTSKY’S SONGS

The article discusses Vladimir Vysotsky’s songs and poems about the Great Patriotic War, which for some reason or other stand apart from the offi cial interpretation of this historic event. Presumably, it is the war stories of Vysotsky's father and uncle, both war veterans, had largely infl uenced Vysotsky’s imagery. There can be two relatively independent corpora of the poet’s military texts: the offi cial, or neutral, which did not contradict the Soviet ideological “discourse”, and the unoffi cial, which showed the war as it was. The article points out that most songs from the ‘unoffi cial’ repertoire were sung only at private concerts, for a select audience. Some works with an unusual interpretation of the Great Patriotic War were yet made public. The ‘unoffi cial’ songs raised semi-forbidden topics the likes of homeless children in the war, convicts’ participation in combat operations, life and death of the “penalized”. Vysotsky shows the war in a variety of situations, focusing on the behaviour and psychological state of an ordinary person in unusual conditions. The poet mostly speaks on behalf of the soldier. And this is what predetermines the choice of syntactic, lexical, and even articulatory methods of creating an image. The ‘unoffi cial’ songs are not however indicative of Vysotsky’s ironising over the Great Patriotic War, or his travestying the event. On the contrary, for him it had always remained a sacred war. image/svg+xml

Текст научной работы на тему «"НЕПАРАДНАЯ" СТОРОНА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ У ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО»

Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2020. № 6

В.А. Гавриков

«НЕПАРАДНАЯ» СТОРОНА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ У ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Брянский филиал, 241050, Брянск, ул. Горького, 18

В статье рассматриваются песни и стихи Владимира Высоцкого о Великой Отечественной войне, по той или иной причине выбивавшиеся из официальной трактовки этого исторического события. По версии автора, на разработку данной темы оказали влияние рассказы отца Высоцкого и дяди, оба были фронтовиками, да и вообще у поэта было немало знакомых, принимавших участие в той войне. У Высоцкого намечаются два относительно независимых корпуса военных текстов: «непарадные» и нейтральные, т.е. не противоречащие советскому идеологическому «дискурсу». Это деление отнюдь не жесткое: можно выстроить некую градационную шкалу по степени «разрешенности» таких произведений. В статье выясняется история исполнения «непарадных» песен: оказывается, что некоторые из композиций с необычной трактовкой Великой Отечественной войны были вынесены на широкую публику. Среди всех «непарадных» песен можно выделить группу тех, которые практически не исполнялись в больших залах. Эти произведения поднимают такие полузапрещенные темы, как беспризорники в войну, участие зеков в боевых действиях, жизнь и смерть «штрафников» и др. Высоцкий пытается показать войну во всем многообразии ситуаций, делая акцент на поведении, психологическом состоянии обычного человека в необычных условиях. Иными словами, чаще всего поэт говорит от лица ролевого героя-солдата, это сказовое начало инициирует и отбор синтаксических, лексических, даже чисто произносительных (артикуляционных) приемов создания образа. При этом сам факт существования «непарадных» песен вовсе не свидетельствует о том, что Высоцкий пытался иронизировать по поводу Великой Отечественной войны, травестировать это событие — напротив, оно всегда для поэта остается святой войной, героическим подвигом народа.

Гавриков Виталий Александрович — доктор филологических наук, профессор кафедры государственного, муниципального управления и управления персоналом Брянского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (e-mail: [email protected]).

Ключевые слова: Владимир Высоцкий; Великая Отечественная война; песни о войне; официальная советская историография; ролевой герой; неподцензурная поэзия.

О военной лирике Высоцкого, с одной стороны, написано немало [Зайцев, 2003а; 2003Ь; Кулагин, 2004; Ничипоров, 2002; Сычёв, 2005; Уварова, 1999; Фомина, 2001; Шевяков, 2006; Шуралев, 2001]. Уже в первой филологической статье о творчестве Высоцкого среди тем заявлена и военная [Кормилов, 1983]. Песни «военного» цикла упоминаются в первом фундаментальном научном труде о поэтике Высоцкого [Скобелев, Шаулов, 1991], а также в первом научном сборнике статей (например, этому вопросу частично посвящено следующее исследование: [Бердникова, Мущенко, 1990]). В то же время в огромном массиве научных публикаций о творчестве и биографии Высоцкого процент работ о военных песнях весьма невелик. А уж исследований по теме, заявленной в заголовке настоящей статьи, и вовсе нет (по крайней мере, отыскать их не удалось).

Правда, в некоторых статьях вопрос «непарадной» Великой Отечественной все же затрагивается. Так, А.В. Кулагин поднимает тему социальной несправедливости в ранних песнях Высоцкого, связанных с войной. Он касается таких острых песен, как «Ленинградская блокада», «Все ушли на фронт» и «Штрафные батальоны» [Кулагин, 2004]. И.Б. Ничипоров замечает: «Счастливо избегая официозной фальши в изображении войны, поэт-певец шел к освоению сущности этой темы от осмысления внешне "периферийных", оборотных сторон военной действительности, не несущих в себе очевидной героики» [Ничипоров, 2019]. О взаимопроникновении «блатной» и военных тем подробно рассуждают А.В. Скобелев и С.М. Шаулов: «В "Штрафных батальонах" и "Все срока уже закончены", сохраняющих черты "блатной" лирики...» [Скобелев, Шаулов, 2012: 125].

Однако, несмотря на ряд расхождений с официальной точкой зрения, позиция поэта была далека от критического, иронического или, допустим, травестийного осмысления тех великих событий: для Владимира Высоцкого это была поистине святая война. И те «непарадные» стороны, о которых я говорю, возникли из желания показать масштабное историческое событие во всей его сложности, подчас противоречивости. Правду о войне поэт узнавал из откровенных разговоров с отцом, дядей (отцов брат — Алексей), другими фронтовиками, что называется, в неформальной обстановке.

Кроме того, Высоцкий хотел поднять ряд общечеловеческих тем: тему предательства, тему трусости, тему всеобщей подозрительности, когда своих надо опасаться не меньше, чем чужих (вспомним «особиста Суэтина»). Ведь еще во время войны стало ясно, что в действиях военачальников и других власть имущих немало форма-22

лизма, головотяпства, а то и циничного равнодушия к человеческой жизни. И это Высоцкий тоже не хотел обойти своим вниманием. Так, на мой взгляд, и сформировался этот «несобранный цикл» песен о «непарадной» стороне Великой Отечественной.

Все «неудобные» песни и стихи Высоцкого о Великой Отечественной можно, если не разделить на группы, то, по крайней мере, выстроить некую градационную шкалу: по степени «проходимости» через цензуру. На одном из полюсов будет, например, такая песня, как «Я полмира почти через злые бои...» Знатокам удалось обнаружить лишь две домашние фонограммы этой созданной в 1974 г. композиции (март 1974 — запись у Виктора Суходрева, апрель 1974 — у Константина Мустафиди). Отмечу, что на сегодняшний день известно примерно о четырехстах концертах, которые дал Высоцкий с 1974 по 1980 год. Для сравнения, песня «Себя от надоевшей славы спрятав.», написанная в том же 1974 г., была исполнена, как минимум, 99 раз. А здесь — только два.

Причина, вероятно, связана с самоцензурой: по сюжету ролевой герой возвращается с фронта в родной дом, где его ждет (точнее — не ждет) изменившая жена. В доме все переустроено на новый лад, новый хозяин «... все вещи в дому переставил моем / И по-своему все перевесил» [Высоцкий, 2011: 557]. Герой находит в себе силы если не простить, то, по крайней мере, уйти, не устроив скандала. Понятно, что речи о трусости и быть не может: человек прошел войну — ему ли пугаться «нового хозяина»? Истинные мотивы солдата раскрывают такие слова: «Извините, товарищи, что завернул / По ошибке к чужому порогу» [Высоцкий, 2011: 557]. Ключевое слово здесь — «чужой»: если до этого момента дом называется своим, то после данной фразы он как бы отторгается от ролевого героя — превращается в чужой и враждебный мир.

Любопытно раскрывается образ человека из народа в этой песне. Ведь Высоцкому интересен не только драматический сюжет, но и картина мира его персонажа, психологический портрет, который создается в том числе и на исполнительском уровне. Перед нами — сказовая речевая основа, которая особым образом актуализирует ролевого героя. Это человек из народа, его речь полна не только лексико-синтаксических просторечий, особой народной образности («. смертельная рана нашла со спины / И изменою в сердце застряла» [Высоцкий, 2011: 557]), но и чисто артикуляционных особенностей — поэт произносит: «ешелону», «шо» вместо «что», часто мелькает ярко выраженный фрикативный «г», причем это характерно для обеих фонограмм. Возможно, сделав акцент на «народности» своего героя, автор указывает и на причину его реакции: известны такие черты простого русского человека, как терпеливость,

выносливость, способность прощать. Если подойти к этому вопросу с лингвистической точки зрения, то можно отметить, что «языковая картина мира по природе своей необъективна и отображает национальные мировоззренческие особенности. Таким образом, существует взаимосвязь между языковыми моделями и картиной мира» [Овчинникова, Резунова, 2018: 78]. Можно осторожно предположить, что выбранный Высоцким речевой ракурс есть ключ к основной сюжетной коллизии текста, к глубинной сути ролевого героя, к его характеру.

Некоторые явно непроходные через цензуру тексты так и не попали на фонограмму в виде песен или стихов, например, «Сколько павших бойцов полегло вдоль дорог.» (1965) или «Чем и как, с каких позиций.» (<1966>), иногда это стихотворение называется по другой строке: «Реже, меньше ноют раны.» — и иначе датируется. В первом из них поэт рассуждает о тех потерях, которые понесла советская армия в годы войны: «Сообщается в сводках Информбюро / Лишь про то, сколько враг потерял. // Но не думай, что мы обошлись без потерь.» [Высоцкий, 2011: 387]

Во втором произведении звучит если не злая ирония, то, по крайней мере, обида за начальную стадию войны — бездарно проигранную. Вопрос: «Почему мы от границы / Шли назад, а не вперед?» [Высоцкий, 2011: 393] — кажется почти риторическим: всем известно, почему. Но далее следует косвенная ссылка на официальную позицию, мол, власть нередко цинично оправдывает свои провалы: «Может быть, считать маневром / (Был в истории такой), — / Только лучше б в сорок первом / Драться нам не под Москвой!» [Высоцкий, 2011: 393].

Однако всё же срабатывает то общее приятие народного подвига, о котором я говорил выше. Иначе словарями, несмотря на те неприглядные моменты войны поэт всё равно считает ее священной: «Мы как женщин боя ждали, / Врывшись в землю и снега, — / И виновных не искали, / Кроме общего врага» [Высоцкий, 2011: 392]. После чего следует несколько четверостиший о героизме и самоотверженности советских солдат, о народном горе, сплотившем страну. Однако Высоцкий то и дело возвращается к «непарадной» стороне войны, точнее — послевоенного времени: «Долго будут по вагонам — / Кто без ног, а кто без рук» [Высоцкий, 2011: 393]. Слово «побираться» опущено, но и так понятно, чтб калеки делают «по вагонам». Иными словами, инвалиды, несмотря на то, что они — герои войны, оказываются в «социальной изоляции», и такие «отношенческие барьеры» серьезно деформируют личность [Курачёв, 2016].

На другом полюсе наших «непарадных» песен находятся композиции, которые могли бы и не вызвать нареканий со стороны

«советских цензоров», но здесь всё равно содержится какой-то «негероический» элемент. Таковым может стать особый статус героя, его неподготовленность к боям, видимая «инородность» в армейском обществе. Например, композиция «Я помню райвоенкомат.» (1970) повествует о молодом человеке, который, на первый взгляд, малопригоден для ведения боевых действий, см. характерные фразы: «В десант не годен — так-то, брат.», «Тебя — хоть сразу в медсанбат» и т.д. [Высоцкий, 2011: 220]. Однако эта с виду негероическая личность оказывается вполне достойной, проявляет себя не хуже других.

Где-то посредине моей условной шкалы окажутся такие произведения, как «Штрафные батальоны» («Всего лишь час дают на артобстрел.», 1963), «Песня про снайпера» («А ну-ка пей-ка.», 1965), «Солдаты группы "Центр"» («Солдат всегда здоров.», 1965). Более острые, т.е. находящиеся ближе к «неподцензурному» краю песни — «Ленинградская блокада» («Я вырос в ленинградскую блокаду.», 1961), «Все ушли на фронт» («Все срока уже закончены.», 1964). Высоцкого иногда критиковали за эти произведения: то у него штрафники воюют, то зеки, то от лица беспризорников поется, то от лица фашистов. Что за акценты?

Интересна и концертная судьба этих песен. Так, «Ленинградская блокада» исполнялась исключительно в кругу друзей или в студии (пара записей), известно 11 исполнений, хотя жизнь у песни — одна из самых длинных: она написана почти за двадцать лет до ухода поэта.

Первые два десятка исполнений композиции «Штрафные батальоны» приходятся в основном на домашние концерты (есть еще пара студийных): ясно, что Высоцкий опасается петь эту «непарадную» песню на широкой публике. Однако примерно с конца 1966 г. ситуация кардинально меняется: песня выносится на суд массового слушателя. Удивительно, но к концу жизни Высоцкий эту песню исполняет почти исключительно в больших залах! Правда, этот факт не отменяет мою версию о «неформатности» данной песни: на публичных концертах Высоцкий очень часто приводит лишь ее фрагменты, оговаривая, что это композиция написана «для фильма», что она — ролевая, что ее там «поет инвалид моим голосом» (причем эти оговорки повторяются от концерта к концерту почти слово в слово).

Песня «Все ушли на фронт», несмотря на то, что была написана рано, почти не пелась: известны лишь 18 ее исполнений (я уже указывал на композицию «Себя от надоевшей славы спрятав.», которая младше, чем «Все ушли на фронт», на десять лет, при этом она прозвучала на ста концертах). Лишь две записи песни «Все ушли на фронт» можно отнести к выступлениям для большого зала: это концерты в Институте русского языка и на Московском электроламповом заводе, да и то в каждом конкретном случае нужно раз-

бираться в составе участников — может быть, эти встречи были вполне «камерными». Причина такой осторожности со стороны Высоцкого понятна: песня была, в общем-то, крамольной, причем по нескольким причинам: ролевой герой здесь — зек, он использует криминальный жаргон («понт»), а начальник лагеря вохровец Бе-резкин оказывается трусом: его ждала «высшая мера» за самострел. Иными словами, зеки добросовестно воюют за родину, а советское начальство — трусы: такой вывод при желании можно сделать из этой композиции, а это опасный для автора вывод.

В «Песне про снайпера» главный «крамольный элемент» кроется в расширенном названии: «Песня про снайпера, который через 15 лет после войны спился и сидит в ресторане». Несколько раз она прозвучала на публичных выступлениях (четыре из 10 записей), ведь по тексту трудно понять, что речь идет о «спившемся снайпере», да и непонятно, ветеран ли это Великой Отечественной или нет. Кстати, тема пьющих фронтовиков появляется у Высоцкого не раз («Охота на кабанов», «Случай в ресторане») — и это еще одна неудобная тема.

Что же касается исполнительской судьбы песни «Солдаты группы "Центр"», то и здесь всё начиналось с домашних записей, однако очень быстро песня пошла в массы. Помимо лирического ракурса, второй «крамольный элемент» можно усмотреть здесь в том, что солдаты Вермахта уходят в рай (хотя это может быть условное обозначение того света или что-то наподобие «рая», в котором «отдыхал» герой песни «Банька по-белому»).

С точки зрения хронологии намечается интересная тенденция: большинство произведений, связанных с «непарадным» обликом Великой Отечественной у Высоцкого, написаны в первой половине — середине 1960-х годов (в основном в 1965). Можно предположить, что когда артист вышел на большую аудиторию, то он стал создавать тексты с оглядкой на цензуру. Не хотел Высоцкий обострять и без того непростые отношения с властью, во многом поэтому на публичных концертах мы слышим одни песни, а на домашних записях, в кругу друзей — другие. Соответственно, с середины 1960-х, когда Высоцкий вышел на большую сцену именно как автор-исполнитель собственных песен, он уже писал их не только для своего ближайшего круга, но для гораздо более широкой аудитории. А значит, самоцензура вольно или невольно определяла и подход к разработке материала.

Подводя итоги, можно указать на несколько тенденций в осмыслении Великой Отечественной войны Высоцким. В нашем контексте главное, что у поэта явно намечаются два относительно независимых корпуса военных текстов: условно говоря, «непарадные» и не отступающие от официальной позиции в освещении Великой Отече-

ственной. Конечно, деление это отнюдь не жесткое: можно выстроить некую градационную шкалу по степени «разрешенности». При этом некоторые произведения поэт практически не поет в больших залах — слишком эти тексты «непарадны», иные же композиции, выглядящие не вполне стандартными для советского военного «дискурса», нередко звучат на публичных концертах. К первым относятся произведения на полузапрещенные темы (участие заключенных в войне, беспризорники и т.д.). В относительно нейтральных по отношению к официальной идеологии текстах могут проявляться некоторые «неподцензурные» черты: то тема «особых отделов» и перегибов в их работе, то «особая» судьба героев-победителей в послевоенное время. Таким образом, Высоцкий видит войну во всей ее сложности, многообразии ситуаций, человеческих реакций, поэта привлекают странные и неожиданные события, люди из разных родов войск (пехота, летчики, моряки.). В центре многих его стихов и песен — обычные солдаты, простые труженики войны, на своих плечах вынесшие Победу, но не всегда получившие должное за свои великие заслуги перед Родиной.

Список литературы

1. Бердникова О.А., Мущенко Е.Г. «Среди нехоженых дорог одна моя» (Тема судьбы в поэзии В.С. Высоцкого) // В.С. Высоцкий: Исследования и материалы. Воронеж, 1990. С. 52—65.

2. Высоцкий В.С. Собр. соч. в одном томе. М., 2011.

3. Зайцев В.А. Окуджава. Высоцкий. Галич: Поэтика, жанры, традиции. М., 2003.

4. Зайцев В.А. Жанровое своеобразие стихов-песен Окуджавы, Высоцкого, Галича о войне // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 2003. № 4. С. 40-59.

5. Кормилов С.И. Песни Владимира Высоцкого о войне, дружбе и любви // Русская речь. 1983. № 3. С. 41-48.

6. Кулагин А.В. «Все судьбы в единую слиты»: военная тема в поэзии В. Высоцкого // Русская словесность. 2004. № 6. С. 29-35.

7. Кулагин А.В. Поэзия Высоцкого: Творческая эволюция. 3-е изд., переработ. Воронеж, 2013.

8. Курачёв Д.Г. Социальная изоляция инвалидов и мониторинг доступной среды // Адаптивная физическая культура. 2016. № 4 (68). С. 5-10.

9. Ничипоров И.Б. Образы природного мира в стихах-песнях В. Высоцкого о войне // Природа: материальное и духовное: Тез. докл. Всерос. науч. конф. «Пушкинские чтения — 2002». СПб., 2002. С. 209-213.

10. Ничипоров И.Б. Военные баллады Владимира Высоцкого. URL: https:// www.portal-slovo.ru/philology/37214.php (дата обращения: 24.10.2019).

11. Овчинникова О.А., Резунова М.В. Анализ лексического репертуара как способ познания картины мира, отраженной во французском арго и

английском сленге // Филология: научные исследования. 2018. № 1. С. 77-83.

12. Скобелев А.В., Шаулов С.М. Владимир Высоцкий: Мир и Слово. Воронеж, 1991.

13. Скобелев А.В., Шаулов С.М. Наш Высоцкий: работы разных лет. Уфа, 2012.

14. Сычёв Б.П. Сыновья уходят в бой: Авторская песня. Тема войны в творчестве В. Высоцкого // Литература в школе. 2005. № 7. С. 41-44.

15. Фомина О.А. Средства выражения военной темы в поэзии Высоцкого // Мир Высоцкого: исследования и материалы. Вып. 5. М., 2001. С. 204-209.

16. Шевяков Е. Особенности хронотопа в стихотворениях Владимира Высоцкого о войне // Грехнёвские чтения: Сб. науч. тр. Вып. 3. Ниж. Новгород, 2006. С. 161-165.

17. Шуралев А. «Все судьбы в единую слиты»: военная лирика В.С. Высоцкого // Литература в школе. 2001. № 3. С. 23-25.

Vitaliy Gavrikov

THE UNCENSORED SIDE OF THE GREAT PATRIOTIC WAR IN VLADIMIR VYSOTSKY'S SONGS

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation in Bryansk 18 Gorky Street, Bryansk, 241050

The article discusses Vladimir Vysotsky's songs and poems about the Great Patriotic War, which for some reason or other stand apart from the official interpretation of this historic event. Presumably, it is the war stories of Vysotsky's father and uncle, both war veterans, had largely influenced Vysotsky's imagery. There can be two relatively independent corpora of the poet's military texts: the official, or neutral, which did not contradict the Soviet ideological "discourse", and the unofficial, which showed the war as it was. The article points out that most songs from the 'unofficial' repertoire were sung only at private concerts, for a select audience. Some works with an unusual interpretation of the Great Patriotic War were yet made public. The 'unofficial' songs raised semi-forbidden topics the likes of homeless children in the war, convicts' participation in combat operations, life and death of the "penalized". Vysotsky shows the war in a variety of situations, focusing on the behaviour and psychological state of an ordinary person in unusual conditions. The poet mostly speaks on behalf of the soldier. And this is what predetermines the choice of syntactic, lexical, and even articulatory methods of creating an image. The 'unofficial' songs are not however indicative of Vysotsky's ironising over the Great Patriotic War, or his travestying the event. On the contrary, for him it had always remained a sacred war.

Key words: Vladimir Vysotsky; Great Patriotic War; war songs; official Soviet historiography; role character; uncensored poetry.

About the author: Vitaliy Gavrikov — Prof. Dr., Department of State and Municipal Administration, Personnel Management, Faculty of State and Municipal Administration, Bryansk branch of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President ofthe Russian Federation (e-mail: [email protected]).

References

1. Berdnikova O.A., Mushchenko E.G. "Sredi nekhozhenykh dorog odna moya" (Tema sud'by v poezii V.S. Vysotskogo) ["Among the unpopulated roads, one is mine" (Theme of fate in the poetry of V.S. Vysotsky)]. V.S. Vysotskii: Issledovaniya i materialy [V.S. Vysotsky: Research and materials]. Voronezh, Voronezh University Press, 1990, pp. 52—65. (In Russ.)

2. Vysotsky V.S. Sobranie sochinenii v odnom tome [Collected Works in one volume]. Moscow, Al'fa-kniga Publ, 2011. (In Russ.)

3. Zaitsev V.A. Okudzhava. Vysotsky. Galich: Poetika, zhanry, traditsii [Okud-zhava. Vysotsky. Galich: Poetics, Genres, Traditions]. Moscow, State Cultural Center-Museum of V.S. Vysotsky Press, 2003. (In Russ.)

4. Zaitsev V.A. Zhanrovoe svoeobrazie stikhov-pesen Okudzhavy, Vysotskogo, Galicha o voine [Genre Originality of Poetry-Songs of Okudzhava, Vysotsky, Galich about the War]. VestnikMoskovskogo Universiteta [Moscow University Bulletin]. Ser. 9, Philology, 2003, № 4, pp. 40-59. (In Russ.)

5. Kormilov S.I. Pesni Vladimira Vysotskogo o voine, druzhbe i lyubvi [Songs by Vladimir Vysotsky about War, Friendship and Love]. Russkaya rech' [Russian Speech], 1983, № 3, pp. 41-48. (In Russ.)

6. Kulagin A.V. "Vse sud'by v edinuyu slity": voennaya tema v poezii V. Vysotskogo ["All Destinies are Merged into One": a Military Theme in the Poetry of V. Vysotsky]. Russkaya slovesnost' [Russian Literature], 2004, № 6, pp. 29-35.

7. Kulagin A.V. Poeziya Vysotskogo: Tvorcheskaya evolyutsiya [Vysotsky's Poetry: Creative Evolution], ed. 3rd, revised, Voronezh, Ekho Publ, 2013. (In Russ.)

8. Kurachev D.G. Social'naya izoljaciya invalidov i monitoring dostupnoy sredy [Social Isolation of Disabled People and Monitoring of the Available Environment]. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura [Adaptive Physical Education]. 2016, № 4 (68), pp. 5-10. (In Russ.)

9. Nichiporov I.B. Obrazy prirodnogo mira v stikhakh-pesnyakh V. Vysotskogo o voine [The Images of the Natural World in V. Vysotsky's Song Verses on the War]. Priroda: material'noe Idukhovnoe: Tezisy dokladov na Vserossiiskoi nauchoi konferentsii «Pushkinskie chteniya — 2002» [Nature: Material and Spiritual: Abstracts at the All-Russian Scientific Conference "Pushkin Readings — 2002"], St. Petersburg, Pushkin Leningrad State University Press, 2002, pp. 209-213. (In Russ.)

10. Nichiporov I.B. Voennye ballady Vladimira Vysotskogo [War Ballads of ladi-mir Vysotsky]. https://www.portal-slovo.ru/philology/37214.php (accessed: 24.10.2019). (In Russ.)

11. Ovchinnikova O.A., Rezunova M.V. Analiz leksicheskogo repertuara kak sposob poznaniya kartiny mira, otrazhennoi vo frantsuzskom argo i angli-iskom slenge [Analysis of the Lexical Repertoire as a Way of Knowing the Picture of the World Reflected in French Argo and English Slang]. Filolo-giya: nauchnye issledovaniya [Philology: Scientific Research], 2018, № 1, pp. 77-83. (In Russ.)

12. Skobelev A.V., Shaulov S.M. Vladimir Vysotskii: Mir i Slovo [Vladimir Vysotsky: Peace and the Word]. Voronezh, 1991, MIPPLogosPubl. (In Russ.)

13. Skobelev A.V., Shaulov S.M. Nash Vysotskii: raboty raznykh let [Our Vysotsky: Works of Different Years], Ufa, ARC Publ, 2012, pp. 58. (In Russ.)

14. Sychev B.P. Synov'ya ukhodyat v boi: Avtorskaya pesnya. Tema voiny v tvorchestve V. Vysotskogo [Sons Go into Battle: Bard Song. The Theme of the War in V. Vysotsky'Work]. Literatura v shkole [Literature at School]. 2005. № 7, pp. 41-44. (In Russ.)

15. Fomina O.A. Sredstva vyrazheniya voennoi temy v poezii Vysotskogo [Means of Expression of a War Theme in Vysotsky's poetry]. Mir Vysotskogo: issledovaniya i materialy [World of Vysotsky: Research and Materials], issue 5. Moscow, 2001, pp. 204-209. (In Russ.)

16. Shevyakov E. Osobennosti khronotopa v stikhotvoreniyakh Vladimira Vysotskogo o voine [Features of Chronotope in the Poems of Vladimir Vysotsky about the War]. Grekhnevskie chteniya [Grechnevsky readings]. Vyp. 3. Lower Novgorod, Lower Novgorod University Print, 2006, pp. 161-165. (In Russ.)

17. Shuralev A. "Vse sud'by v edinuyu slity": voennaya lirika V.S. Vysotskogo ["All Destinies are Merged into One": War lyrics of Vysotsky]. Literatura v shkole [Literature at School], 2001, № 3, pp. 23-25. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.