Научная статья на тему 'Ролевое начало и проблема лирического героя в поэзии В. С. Высоцкого'

Ролевое начало и проблема лирического героя в поэзии В. С. Высоцкого Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1475
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.С. ВЫСОЦКИЙ / ПОЭЗИЯ / ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ / МАРГИНАЛ / АРХЕТИП / V.S. VYSOTSKY / POETRY / LYRIC HERO / MARGINAL PERSON / ARCHETYPE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Климакова Екатерина Валерьевна

В статье рассматривается проблема наличия в поэзии Высоцкого единого лирического героя героя-волка, который семантически является базовым для целого спектра вариантов маргинального существования, широко представленных в творчестве поэта (воин, разбойник, бродяга, поэт, пьяница, сумасшедший, актер).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role principle and the problem of a lyric hero in V. S. Vysotsky's poetry

The paper is devoted to the problem of the presence of a marginal lyric hero («wolf») in Vysotsky's poetry. This hero is semantically basic for many versions of marginal life that are widely represented in the poet's works (warrior, robber, vagrant, poet, drunkard, madman, actor).

Текст научной работы на тему «Ролевое начало и проблема лирического героя в поэзии В. С. Высоцкого»

Е.В. Климакова

Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Новосибирск

Ролевое начало и проблема лирического героя в поэзии В.С. Высоцкого

Аннотация: В статье рассматривается проблема наличия в поэзии Высоцкого единого лирического героя - героя-волка, который семантически является базовым для целого спектра вариантов маргинального существования, широко представленных в творчестве поэта (воин, разбойник, бродяга, поэт, пьяница, сумасшедший, актер).

This article devoted to a problem of presence a marginal hero («wolf») in Vy-sotsky's poetry. This hero is a basic for many versions of marginal live, which is prevailing in the works of poet (warrior, robber, vagrant, poet, drunkard, mad, actor).

Ключевые слова: В.С. Высоцкий, поэзия, лирический герой, маргинал, архетип.

V.S. Vysotsky, poetry, lyric hero, marginal person, archetype.

УДК: 821.161.

Контактная информация: Новосибирск, ул. Кирова, 86. СГУТИ, кафедра социологии, политологии и психологии. Тел. (383) 2698293. E-mail: klimako-va07@mail.ru.

Проблема субъекта речи является одной из самых важных как в поэтике лирического произведения, так и в высоцковедении. В последнем она сначала решалась в рамках традиционного разграничения различных субъектов речи [Воронова, 1990], что сформировало представление о лирике Высоцкого как о преимущественно «ролевой лирике». Однако при этом исследователи замечали, что «у Высоцкого дистанция между персонажем и автором гораздо короче» [Липовецкий, 2001, с. 33], нежели у других поэтов. Многообразие субъектов речи в лирике Высоцкого позволило говорить о реализации в его творчестве протеического типа героя, который ценен тем, что является в некотором роде «энциклопедией» своей исторической эпохи [Новиков, 1991].

Другая группа исследователей (А.В. Скобелев [1990], Н.В. Федина [1990]) говорит о характерном для поэта «поливариантном переживании реальности» [Скобелев, 1990, с. 26-27], субъектом которого является единый лирический герой. Эта концепция получила в среде высоцковедов широкое признание и развитие.

Сам поэт неоднократно указывал на то, что ролевое построение текста является лишь формальным приемом. В 1979 г. на концерте в г. Навои Высоцкий, комментируя собственное творчество, сказал: «Я пишу от первого лица по двум причинам: первая - это то, что, может быть, мне как актеру... чтобы играть разных людей намного удобнее говорить от первого лица, и вторая - из-за того, что в этих вещах есть мое собственное мнение и суждение о том предмете, о котором я разговариваю. Это все только мои собственные мысли, поверьте мне» [Высоцкий, с. 5]. В другой раз поэт утверждал: «.в песнях есть много моей фантазии,

моего замысла, а самое главное - во всех этих вещах есть мой взгляд на мир, на проблемы, на людей, на события, о которых идет речь, мой, и только мой, собственный взгляд; во всех них без исключения есть мое мнение и суждение о том предмете, о котором я пою» [Владимир Высоцкий, 1989, с. 122]. Во время гастролей «Театра на Таганке» в Болгарии (декабрь 1976 - январь 1977) в интервью на вопрос «Вам никогда не приходило в голову вернуться к героям старых песен, которым 5-6 лет, переосмыслить их как-то или продолжить?» Высоцкий ответил: «Я их никогда не бросаю. Только они у меня растут и меняются... <...> Так что они появляются у меня в других песнях, но только, так сказать, в другой профессии, в другом обличии, но это те же самые люди» [Живая жизнь, 1992, с. 228].

В работах В. Новикова [1991], А. Рощиной [1998], а на заре высоцковеде-ния - в критических статьях Н. Крымовой [1981; 1988] - впервые в высоцковеде-нии была обозначена возможность отказа от полного разграничения в поэзии Высоцкого лирического и ролевого героя. Это робкое предложение было активно поддержано исследователями, с той лишь поправкой, что в качестве рабочего термин «лирический герой» продолжает активно использоваться. При этом остается непроясненным с теоретической точки зрения сам принцип объединения множества формально различных субъектов повествования под единым термином «лирический герой». О.Ю. Шилина в своем диссертационном исследовании пришла к выводу, что «несмотря на многообразие типажей и характеров в поэзии Высоцкого, в психологическом плане перед нами варианты одного типа героя - условно его можно назвать "героем действия". Он-то и является "лирическим героем" поэзии Высоцкого. Его образ складывается из множества "ролевых" и обеспечивает их внутреннее единство» [Шилина, 1998, с. 12].

Мы также считаем недопустимым автономное рассмотрение лирического героя Высоцкого и его ролевых героев. Основной своей задачей мы считаем выяснение принципа, обосновывающего единство героя Высоцкого.

Принимая в качестве базовой культурологическую концепцию, противопоставляющую пространство сакрального центра (дом, храм) пространству периферии, мы без труда обнаружим в поэзии Высоцкого доминирование лирического героя, социальные статусы которого связаны с периферийным пространством. Поэтическое наследие Высоцкого представляет целый спектр вариантов маргинального существования его героя: волк, воин, разбойник, бродяга, поэт, пьяница, сумасшедший, актер.

Перед нами - многообразие, но не противоречивость. Множество ипостасей лирического героя Высоцкого сводимы к общему знаменателю - это человек периферии, герой-«волк». При этом наиболее концентрированным выражением данного варианта героя является знаменитая «Охота на волков» (1968). В пользу такой интерпретации свидетельствуют и рассыпанные по различным текстам множественные отсылки к биографии автора, а также частое сопряжение в рамках одного произведения и образа конкретного героя различных модификаций героя Высоцкого. Так, например, в тексте «У меня было сорок фамилий.» (1962 или 1963) в образе героя слиты и разбойник, и поэт (певец), и пьяница, в тексте «Еще не вечер» (1968) - моряк (пират), разбойник, воин и бродяга и т.д.

«Волчьим» статусом обладает множество образных модификаций лирического героя Высоцкого. С точки зрения мифопоэтики статусы разбойника и воина объединены архетипом волка. Практически единоличное существование героя-разбойника («блатаря») в раннем творчестве Высоцкого (до 1963 г. включительно) сменяется периодом, для которого характерно слияние в образе одного героя статусов воина и разбойника («Штрафные батальоны» (1964)), затем автор возвращается к образу разбойника лишь эпизодически, причем он подается, как правило, в экзотическом контексте: как космонавт, пират, политзаключенный («Песня космических негодяев» (1966), «Еще не вечер» (1967), «Банька по-белому» (1968), «Пиратская» (1969), «Банька по-черному» (1970), «Был развеселый розо-

вый восход...» (1973), «Баллада о вольных стрелках» (1975)). Эти ролевые герои своей героической сутью смыкаются в данный период творчества Высоцкого с героями-спортсменами, шахтерами и т.д. Важно, что, с точки зрения мифопо-этики, образы моряка, воина, разбойника имеют схожую - волчью - сущность и часто сопровождаются образами «коня (ладьи (у Высоцкого - корабля - Е.К.)), как специфического атрибута волчьей "подвижности"» [Михайлин, 2005, с. 400]. Таким образом, и ролевой образ моряка / пирата в художественной системе Высоцкого становится не случайным, обнажается его тесная связь с лирическим героем поэта. Высоцкий лишь варьирует формальное выражение в рамках по сути одного и того же архетипа - герой-волк, пребывающий в периферийном пространстве, будь то лес или море.

Таким образом, в поэзии Высоцкого герой-воин является логическим продолжением героя-разбойника, следующей стадией его существования, герой как бы взрослеет вместе с автором. Вовлеченность в войну является своего рода инициацией для героя Высоцкого, но не в рамках какого-либо конкретного произведения, а в рамках всего творческого наследия поэта (маргинальный юношеский разбойничий статус, характеризующийся в целом подростковым деликвентным поведением, сменяется статусом воина). Временная и социокультурная принадлежность героя-воина для нас в данном случае не важна: образы рыцаря и участника Великой Отечественной войны статусно идентичны, с точки зрения мифопо-этики, это герой-воин.

Не меньшее значение в художественном мире Высоцкого приобретает и поэтическое творчество. Судя по доступным нам ранним произведениям, образ поэта был для Высоцкого первой ипостасью его героя («День на редкость - тепло и не тает.», «Про меня говорят: он, конечно не гений.» (конец 50 - начало 60-х)). Кроме того, образ поэта среди прочих ипостасей героя Высоцкого является наименее ролевым, наиболее близким биографическому автору, о чем свидетельствует множество очевидных отсылок к авторской биографии, без которых обходится редкое произведение, организованное образом героя-поэта-певца. Судьба пророка в поэзии Высоцкого тесно связана с двумя поведенческими стратегиями и соответствующими мотивами - безумия и пьянства.

Важно отметить, что собственным поэтическим опытам Высоцкий изначально сам вполне осознанно придает маргинальный статус: его стихи не вписываются в контекст официальной культуры («Мое имя не встретишь в рекламах // Популярных эстрадных певцов»). Поэт сам изначально манифестирует свой статус певца маргинальной культуры («Сочиняю я песни о драмах // И о жизни карманных воров»). Кроме того, в художественном мире Высоцкого, как и в мифологической традиции [Топоров, 2003, с. 327-328], не проводится семантической дифференциации между поэтом и певцом, а статус поэта отождествляется со статусом пророка. «Пророки и художники имеют склонность к лиминальности и марги-нальности» [Гурин, 2000, с. 198-199]. Образ пророка и певца-поэта у Высоцкого также сближаются через образ Христа, который представлен как один из великих поэтов («О фатальных датах и цифрах»).

В стихотворении «Из-за гор - я не знаю, где горы те.» (1961) в поэзии Высоцкого впервые появляется образ пророка, который является в город из периферийного пространства. Город - «задыхавшийся», его население - «серая масса бездушная». Сам же пророк со «спокойною, странной и такой непонятной улыбкой» и знанием «чего-то заветного», «самого вечного», «самого светлого», «всего бесконечного», «самого главного» и «самого нужного» восстанавливает в жизненном укладе города некий первоначальный, должный порядок при помощи слова: «И, забыв все отчаянья прежние, // На свое место все стало снова: // Он сказал им три самые нежные // И давно позабытые слова». Лирический герой Высоцкого манифестирует свою социальную, мессианскую роль поэта: «Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу!» («Мне судьба - до последней черты, до креста.»).

Кроме того, поэт-пророк Высоцкого является и носителем воинских атрибутов («Я из дела ушел»). Среди произведений актерского творчества поэта мы также можем обнаружить тесное сопряжение образов поэта, певца и воина. На концерте в ДК «Мир» (1964) перед исполнением «Братских могил» и «Песни о госпитале» Высоцкий рассказывает: «Песня из фильма "Я родом из детства". В этом фильме я играл роль капитана-танкиста, который вернулся после войны, отлежав полгода в госпитале, <...> к себе домой, дома ничего нет, вся мебель пошла в печь, и осталась на стене только гитара. Кто-то просто забыл, что гитара тоже горит. Он берет эту гитару и поет такие песни» [Высоцкий, 2004].

Характерен для художественного мира Высоцкого и мотив не просто дороги, но дальней дороги («Моя цыганская», «В холода, в холода.» и др.), что в контексте всего вышесказанного соотносится с мифологическим понятием судьбы, специфической для маргинального героя (волка-разбойника-воина). Вспом-ним про номинацию «людей длинной воли» у древних монголов -бывших, по Л.Н. Гумилеву, фактически бездомными разбойниками-воинами-бродягами [Гумилев, 2004, с. 350-351].

1978 годом датируется стихотворение «Конец "Охоты на волков" или Охота с вертолетов», где мы находим образ постаревшего, обессилевшего и не вышедшего «за флажки» героя-волка. В поздний период творчества поэт концентрирует свое внимание на гибели героя-воина-разбойника-бродяги, на завершении судьбы волка: «Летела жизнь в плохом автомобиле // И вылетала с выхлопом в трубу», «чтобы в спину ножом», «В грязь ударю лицом, завалюсь покрасивее на бок - // И ударит душа на ворованных клячах в галоп», «Под деньгами на кону // (Как взгляну - слюну сглотну) - // Жизнь моя, - и не смекну, // Для чего играю. // Просто ставить по рублю // Надоело, не люблю, - // Проиграю - пропылю // На коне по раю». Символично также, что последнее произведение Высоцкого, посвященное теме войны, носит название «О конце войны». И посвящено оно вполне закономерно не столько близкой победе, сколько неоконченной войне: «Вот уже зазвучали трофейные аккордеоны, // <...> И все же на запад идут и идут, и идут эшелоны».

Финалом героической судьбы становится героическая смерть маргинала. Концом героического мономифа является возвращение героя к Axis Mundi, Пупу Земли; конец мифа - это смерть героя [Кэмпбелл, 1996]. У Высоцкого из-за невозможности полного воплощения волчьего архетипа героическая смерть не может состояться («Я не успел (Тоска по романтике)»), альтернативным вариантом девиации становится наркотическая модель поведения, реализованная и в жизне-творческой стратегии поэта («Безвременье вливало водку в нас»). Такая смерть -замена невозможной героической гибели. Поэтому наркотический тип поведения приобретает в художественном мире поэта столь большое значение и зачастую реализуется не только посредством ретроспективных образов и ролевого начала, но и при помощи множественных отсылок к биографии самого поэта. С середины 1970-х гг. носителем наркотического типа поведения все чаще становится не ролевой, а лирический герой, при этом мотивы опьянения начинают приобретать негативное и отчетливо трагическое звучание. На протяжении большей части творческого пути поэта эксплицирована связь мотива судьбы с комплексом алкогольно-наркотических мотивов.

Литература

Воронова М.В. Стилистические средства маркировки лирического и ролевых героев В.С. Высоцкого // Высоцкий: Исследования и материалы. Воронеж, 1990. С. 117-128.

Владимир Высоцкий. Человек. Поэт. Актер. М., 1989.

Высоцкий: время, наследие, судьба. Киев. [Без выходных данных].

Высоцкий В.С. Концерт в ДК «Мир» (1964). Часть 1 // Владимир Высоцкий 40 альбомов: на 4 CD. CD 3. Mp3. М., 2004. Track 2.

Высоцкий В.С. Сочинения в 2 т. Екатеринбург, 1998. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 2004. Гурин С.П. Маргинальная антропология. Саратов, 2000. Живая жизнь: Штрихи к биографии Владимира Высоцкого: Сб. воспоминаний / Интервью и лит. запись В. Перевозчикова. М., 1992.

Крымова Н. О Высоцком // Аврора. 1981. № 8. С. 98-115. Крымова Н. О поэзии Владимира Высоцкого // Высоцкий В. Избранное. М., 1988. С. 492-496.

Кэмпбелл Дж. Мономиф. Пушкино, 1996.

Липовецкий М.Н. Нет, ребята, все не так: Гротеск в русской литературе 1960-80-х годов. Екатеринбург, 2001.

Михайлин В.Ю. Тропа звериных слов: пространственно ориентированные культурные коды в индоевропейской традиции. М., 2005.

Новиков В. В Союзе писателей не состоял.: писатель Владимир Высоцкий. СПб., 1991.

Скобелев А.В. Концепция человека и мира (Этика и эстетика Владимира Высоцкого) // В.С. Высоцкий: Исследования и материалы. Воронеж, 1990. С. 26-27.

Рощина А.А. Автор и его персонажи. Проблема соотношения ролевого и лирического героев в поэзии В. Высоцкого // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. М., 1998. Вып. 2. С. 122 - 135.

Топоров В.Н. Поэт, певец // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. М., 2003. С. 327-328.

Федина Н.В. О соотношении ролевого и лирического в поэзии

B.С. Высоцкого // В.С. Высоцкий: Исследования и материалы. Воронеж, 1990.

C. 105-117.

Шилина О.Ю. Поэзия Владимира Высоцкого: нравственно-психологический аспект: Автореф. ... канд. филол. наук. СПб., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.