Научная статья на тему 'Воспитательно-образовательная работа с детьми в условиях психиатрического стационара'

Воспитательно-образовательная работа с детьми в условиях психиатрического стационара Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ПСИХИАТРИЧЕСКИЙ СТАЦИОНАР / ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / ПЕДАГОГИ-ВОСПИТАТЕЛИ / ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. / CHILDREN'S PSYCHIATRIC HOSPITAL / CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / TEACHERS / TASKS OF EDUCATIONAL WORK.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишкина Ольга Анатольевна, Казакова Елена Николаевна, Пчельникова Ольга Евгеньевна, Мустафаева Людмила Станиславовна, Курапина Наталья Викторовна

Описаны задачи воспитательно-образовательной деятельности педагогов, работающих в условиях детского психиатрического стационара, а также способы их реализации. Показано, что организация образовательной среды подчинена лечебным мероприятиям и возрастным аспектам коррекционного развития детей с учетом нозологической специфики заболеваний. Опыт воспитательно-образовательной деятельности педагогов представляет собой варианты индивидуальных подходов, нацеленных на корригирование поведения и деятельности детей в соответствии со спецификой их образовательных потребностей, что способствует выздоровлению и возвращению детей к обычным условиям жизни в семье и других образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шишкина Ольга Анатольевна, Казакова Елена Николаевна, Пчельникова Ольга Евгеньевна, Мустафаева Людмила Станиславовна, Курапина Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational work with children in a psychiatric hospital

The tasks of educational activities of teachers working in a children's psychiatric hospital, as well as methods for their implementation are described. It is shown that the organization of the educational environment is subordinated to therapeutic measures and age-related aspects of the correctional development of children, taking into account the nosological specificity of diseases. The experience of educational activities of teachers represents options for individual approaches aimed at correcting the behavior and activities of children in accordance with the specifics of their educational needs, which contributes to the recovery and return of children to normal living conditions in the family and other educational institutions.

Текст научной работы на тему «Воспитательно-образовательная работа с детьми в условиях психиатрического стационара»

УДК 616.89+376

О. А. Шишкина, Е. Н. Казакова, О. Е. Пчельникова, Л. С. Мустафаева, Н. В. Курапина, С. В. Евпланова, Я. С. Кабанова, Г. М. Ительман, У. В. Любовицкая, Т. П. Минькина, Ж. А. Рыскова

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ПСИХИАТРИЧЕСКОГО СТАЦИОНАРА

Пребывание детей в психиатрическом стационаре нередко обусловлено их заболеваемостью, особенностями физического и психического дизонтогенеза в ранние и последующие периоды развития. Клинически данные особенности развития детей описаны в отечественной детской и подростковой психиатрии [1-4].

Клиника заболеваний психоневрологического профиля является предметом исследования врачей, тогда как особенности проявления психической сферы, поведения и личности ребенка в целом становятся предметом изучения и коррекции специалистов параклинического профиля - медицинских психологов, педагогов, дефектологов, логопедов и др. Клиницисты не только изучают специфику нозологических групп заболеваний, особенности их течения, но и определяют медико-биологическую помощь - схемы медикаментозного лечения и физического развития организма больного ребенка. Наряду с этим особая роль в развитии таких детей принадлежит младшему медицинскому персоналу детского отделения, а также педагогам-воспитателям, чья повседневная работа с детьми оказывает ощутимые

перемены в социализации того или иного ребенка в кругу сверстников и старших, помогает им преодолеть определенные трудности в адаптации к новым условиям жизнедеятельности [5].

Остановимся вкратце на опыте воспитательной работы с детьми, находящимися в Центре восстановительного лечения «Детская психиатрия» им. С. С. Мнухина (г. Санкт-Петербург). Данное лечебное учреждение имеет давнюю историю, чем выгодно отличается от существующих лечебных организаций в мировой практике [6], где детям оказывается комплексная клинико-психологическая и педагогическая помощь по их излечению и возвращению в общество - к учебной и, в дальнейшем, трудовой деятельности.

Воспитательная работа с детьми осуществляется в комплексе лечебно-оздоровительных мероприятий, что в целом направлено на сохранение их ведущих видов деятельности с учетом возрастного развития и основных психических новообразований детского возраста.

Педагоги-воспитатели детского отделения реализуют следующие задачи:

1. Соблюдение санитарно-гигиенических норм по уходу за детьми. В условиях стационара детям прививают позитивные привычки поведения - соблюдение режима сна и отдыха, чистота и гигиена собственного тела (мытьё рук перед едой и соблюдение гигиены полости рта после еды, пр.), внешняя опрятность и чистота одежды и др. В то же время внимание обращают на те привычки, с которыми ребенок госпитализировался и которые могут нести пагубное воздействие. В этих случаях с ребенком проводится просветительская работа, когда вместо «запретительных» мер, ему предлагают новые способы решения в преодолении «пагубной привычки», что должно способствовать формированию здорового образа жизни и позитивных установок.

2. Формирование культуры поведения. Межличностные отношения -одна из проблем, которая может разворачиваться между детьми в условиях совместного пребывания. Конфликты нередко являются результатом излишней активности, несовместимости и непринятия друг друга в спорах между детьми. Характерологические свойства накладывают свой отпечаток на систему отношений и толерантность, что приводит к аффективным способам реагирования. Поэтому педагогам приходится на эмпирическом уровне отслеживать стилевые формы поведения детей, учитывать их особенности при планировании совместных видов деятельности - игровой, учебной и др. Важно, чтобы культура поведения детей способствовала их вы-

здоровлению и возвращению в семью и другие детские образовательные организации. В этой связи педагоги планируют и проводят с детьми различные совместные мероприятия, на которых дети вовлекаются в социально-культурную деятельность, свойственную в условиях жизнедеятельности вне лечебного учреждения, например, в условиях семьи, школы, спортивных клубов или детских театров, пр. Моделирование подобных мероприятий, максимально приближенных к общественным проявлениям, способствует быстрейшему возвращению ребенка в общество, к занятиям физической и духовной активности.

3. Учебно-образовательная деятельность. Пребывание в стационаре приводит к тому, что дети на некоторое время «выпадают» из общей колеи свойственных им образовательных поручений. Поэтому очень важно организовать для них «учебные мероприятия», где бы они смогли продолжить заниматься по тем или иным образовательным областям, сохраняя тем самым потенциал учебной мотивации и навык учебной деятельности. Педагог-воспитатель выступает в этом случае в роли инициатора учебного мероприятия, когда в непринужденных условиях, игровой атмосфере ребенку доступно получить нужную информацию по интересующему его вопросу -теме изучаемой предметно-образовательной области. Совместные интерактивные дидактические игры в образовательной деятельности способствуют сохранению ведущего вида деятельности, определяют социаль-

ную и энергетическую активность детей, корригируют психоэмоциональную сферу и личностные установки детей в учебно-развивающем процессе.

4. Интересы и увлечения в аспекте развития межсубъектных коммуникаций и воспитательных культурных практик. После получения необходимых лечебных процедур, отдыха дети могут заняться внеучебной развивающей деятельностью, которая широко представлена любимыми занятиями - рисованием, конструированием, различными играми, разыгрыванием миниатюр сюжетных линий поведения героев сказок и других литературных произведений. Проектирование данных занятий педагогами осуществляется с учетом динамики физического и психического состояния маленьких пациентов, без излишней назойливости и на основе пожеланий, интересов и увлечений детей. Важно, чтобы дети во время таких занятий чувствовали поддержку и понимание сверстников, учились такту в общении и взаимодействии друг с другом, проявляли уважительное отношение к участникам совместных игр, пр.

Методы арт-педагогики также широко применяются в детских лечебных учреждениях как актуальный способ помощи детям с психическими расстройствами. Арт-педагогика включает в себя различные направления: работа с различными художественными материалами и фактурами, рисование, лепка, музыкальная и танцевальнодвигательная релаксация, различные способы театрализации, сказкотерапия и др. Методы 54

арт-педагогики используются для развития социальных навыков и коррекции поведенческих проблем, для помощи детям в самовыражении, выражении своих чувств, мыслей и эмоций, а также в облегчении психологических и эмоциональных состояний. Использование искусства также может помочь детям с особенностями в психической сфере находить альтернативные способы коммуникации и выражения своих чувств, что в конечном итоге способствует корригированию поведения и благополучию пациентов.

В детских лечебных психиатрических учреждениях арт-терапия может быть включена в индивидуальные программы сопровождения ребенка и в групповую терапию.

Реализация условно выделенных воспитательных задач направлена на формирование позитивного психологического климата в детском коллективе, где социальная среда максимально приближается к условиям детской организации, в которой умело сочетается лечебно-диагностическая и коррекционно-педагогическая деятельность.

Конечно же, уровень профессиональной компетентности педагога-воспитателя представляется ключевым звеном в эффективной работе лечебно-восстановительного детского отделения. Участие педагога в диагностической и коррекционно-педагогической работе совместно с другими специалистами - врачом, клиническим психологом, дефектологом, логопедом, специалистом по лечебной физической культуре - расширяет поле возможных функциональных

обязанностей воспитателя, а также требует от него соответствующей подготовленности в вопросах психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Повышение квалификации по актуальным проблемам специального (дефектологического) образования, клинической психологии, психиатрии детского

возраста, а также возможности прохождения обучения по программам профессиональной переподготовки, относящимся к профилю педагогической работы, способствует росту профессионализма и способности выполнять обязанности по сопровождению больных детей в условиях психиатрического стационара.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста: Избр. главы. М.: Медицина, 1974. 320 с.

2. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста: Рук. для врачей. 2-е изд., пере-раб. и доп. М.: Медицина, 1995. 558 с.

3. Ушаков Г. К. Пограничные нервнопсихические расстройства. М.: Медицина, 1978. 400 с.

4. Личко А. Е. Подростковая психиатрия: Руководство для врачей. Ленин-

град: Медицина. Ленингр. отд-ние, 1979. 335 с.

5. Худик В. А. Детская патопсихология. Киев: Здоровья, 1997. 96 с.

6. Колесин А. Н. Петербургская модель детско-подростковой психиатрии: от «врачебного ухода» к «лечебной педагогике» // Коррекционно-педагогическое образование. 2022. № 2 (30). С. 51-64.

REFERENCES

1. Sukhareva G. E. Lectures on childhood psychiatry: Selected chapters. M.: Medicine, 1974. 320 p. (In USSR).

2. Kovalev V. V Childhood psychiatry: A guide for doctors. 2nd edition, revised and expanded. M.: Medicine, 1995. 558 p. (In Russ.).

3. Ushakov G. K. Borderline neuropsychic disorders. M.: Medicine, 1978. 400 p. (In USSR).

4. Lichko A. E. Adolescent psychiatry: A guide for doctors. Leningrad: Medicine. Leningrad branch, 1979. 335 p. (In USSR).

5. Khudik V. A. Children’s pathopsychology. Kyiv: Health, 1997. 96 p. (In UA).

6. Kolesin A. N. St. Petersburg model of child and adolescent psychiatry: from “medical care” to “therapeutic pedagogy” // Pedagogic Correction Education Journal. 2022. No. 2 (30). P. 51-64. (In Russ.).

Поступила в редакцию: 17.11.2023 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.