Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ФОЛЬКЛОРА'

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ФОЛЬКЛОРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРА / ПРЕПОДАВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА / ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ЭТНОПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куйчиев А.С., Мадумарова М.К., Батыркулова А.Б.

В статье рассматривается образовательное содержание фольклора, повышающее интерес нынешних младших школьников к книгам. Также фольклор, т.е. научное изучение пословиц, загадок, стихов, басен в литературной программе и их характеристики, различия, жанровые особенности, педагогические условия школьного образования. Литературные уроки ориентированы на методы, приемы и средства, методы, технологии и их особенности формирования навыков понимания прочитанного при преподавании фольклора. Обсуждалась также методика преподавания фольклора в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куйчиев А.С., Мадумарова М.К., Батыркулова А.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATIONAL IMPORTANCE OF TEACHING FOLKLORE

The article examines the educational content of folklore, which increases the interest of today's junior schoolchildren in books. Also folklore, i.e. scientific study of proverbs, riddles, poems, fables in the literary program and their characteristics, differences, genre features, pedagogical conditions of school education. Literary lessons are focused on methods, techniques and means, methods, technologies and their features of the formation of reading comprehension skills in teaching folklore. The methods of teaching folklore in primary school were also discussed.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ФОЛЬКЛОРА»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ФОЛЬКЛОРА

А.С. Куйчиев1, канд. техн. наук, доцент М.К. Мадумарова2, канд. пед наук, и.о. доцента А.Б. Батыркулова3, старший преподаватель

1Ошский гуманитарно-педагогический университет имени А.Ж. Мырсабекова

2Кызыл-Кийский гуманитарно-педагогический институт Баткенского

государственного университета

3Кыргызской академии образования

^Кыргызская Республика, г.Ош)

2(Кыргызская Республика, г. Кызыл-Кия)

3(Кыргызская Республика, г. Бишкек)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-10-2-79-83

Аннотация. В статье рассматривается образовательное содержание фольклора, повышающее интерес нынешних младших школьников к книгам. Также фольклор, т.е. научное изучение пословиц, загадок, стихов, басен в литературной программе и их характеристики, различия, жанровые особенности, педагогические условия школьного образования. Литературные уроки ориентированы на методы, приемы и средства, методы, технологии и их особенности формирования навыков понимания прочитанного при преподавании фольклора. Обсуждалась также методика преподавания фольклора в начальной школе.

Ключевые слова: литература, преподавание фольклора, школьная программа, формы обучения, этнопедагогика.

Невозможно отрицать тот факт, что современные дети редько стали полистать книги. Вот почему мы работаем над тем, чтобы привести их в мир книг и разработать различные формы обучения. Следует отметить, что такая работа проводится в дошкольных учреждениях и в школьной программе. Преподавание фольклора в литературных классах и обучение им подрастающего поколения - проблема нашего времени. В частности, младшие школьники любят читать фольклор. Среди произведений искусства их больше интересует фольклор. Им интересны былины, сказки, поведение персонажей и их условия жизни. Они всегда хотят быть похожими на того или иного персонажа. Они постоянно проявляют интерес к новым произведениям и сказкам.

Преподавание фольклорных произведений - отличается от других жанров текстовой структурой и содержанием. Несомненно, большинство этих произведений рождает бурные обсуждения в классе. Опыт показывает, что это служит хорошим инструментом в воспитании учеников

младших классов. Рассказывая содержание таких произведений, у ребенка формируется словарный запас, культура речи, читательское творчество. Поэтому в книге «Литературное чтение» для фольклора отведен отдельный раздел «Слова предков». Этот раздел был предложен с самого начала создания и внедрения в учебный процесс учебника по литературе и с момента обретения Кыргызской Республикой независимости до настоящего времени используется в школьной практике.

Сейчас во всех сферах общественной жизни идёт процесс обновления. Обновленные сферы влияют и на учреждения образования. Поэтому воспитательные центры также нуждаются в обновлении.

Демократические перемены заставили нас искать в педагогике новые результативные технологии. Результатом поиска является интерактивный метод - одна из новых технологий. Целью этого метода не только заинтересовать студентов изучением предмета, но и проводить занятия содержательно, цельно, влиятельно, решение проблемы осуществлять путём перегово-

ров, дискуссии, общения, совместного поиска истины. На занятиях по литературе этнопедагогика занимает главное место. Сколько бы ни ввели новшеств в обучение, этнопедагогика всегда является основополагающей. Мы не должны забывать, что используя народные традиции, мудрость, в воспитании в учащихся: человечности, уважения старшего, храбрости, патриотизма, дружбы, доброжелательности, заботливости, доброты, основным средством является родной язык и народная литература. О роли фольклора в воспитании человека Л.Н. Толстой говорил: «Самая главная наука известная человеку - эта наука о том, как меньше творить зло и больше творить добро» [1].

Если люди будут думать, только о насущном хлебе и не будут подниматься от этого уровня, то у нации не будет развития. Сегодня большое значение имеет фольклор, как руководство для родителей и педагогов в деле воспитания человечных качеств в человеке. В народной практике давно доказано, что будущее воспитание детей зависит от сегодняшнего их воспитания. Как подтверждает А.С. Макаренко: «Правильное воспитание - эта наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

Обновление содержания учебно-воспитательной работы, изменение ее форм поднимает на новый качественный уровень преподавание кыргызского языка и литературы. В этом деле велика роль методики преподавания кыргызской литературы, в том числе преподавание устного народного творчества. Потому что в фольклоре высоко и художественно отражаются многовековая общественная жизнь народа, его история, надежда на будущее. Для таких народов как кыргызы, которые не имели письменности, он имел большое значение в передаче молодым поколениям опыта предков, в развитии их мировоззрения и в воспитании.

Известно, что устное народное творчество кыргызского народа очень богато и многогранно. С древнейших времен у наших предков была школа воспитания

человека - школа слова. Молодым поколениям, т.е. молодежи, словесные и воспитывающие посредством художественного мира сказки, легенды, пословицы, прекрасные песни, впечатляющий своим объёмом, художественной глубиной эпос «Манас», были отличной школой воспитания.

Таким образом, литература - это художественное мастерство. В воспитании человека самое влиятельное и необходимое. В основе художественного слова, сформированные на протяжении веков, устное народное творчество и кыргызская литература.

Среди устного народного творчества природа жанра легенды, ее характер и обучение являются наиболее сложными. Это сложность требует активизации оригинальности мышления и её творческих возможностей.

В некоторых трудах рассматриваются общие принципы анализа произведения, формы занятий, основы легенды, особенности изучения произведений, написанных на основе сюжетной легенды.

В художественном образовании как бы ни были хороши методы, приемы, формы обучения, не зная текста художественного произведения, не читая его вслух и не говоря, невозможно достичь цели. Только учитель, хорошо знающий произведение, может дать ученику художественное знание. Только ученик, хорошо знающий текст произведения, имеет возможность самостоятельно размышлять, высказывать свое мнение, получать эстетическое наслаждение от художественного произведения. Значит, центральная проблема художественного произведения - это работа с текстом произведения. Вместе с тем, на занятиях по литературе большое значение имеет анализ художественного произведения. А для того, чтобы анализировать, потребуется глубокое освоение текста произведения.

Не существует единого метода на все случаи и на все уроки. Каждый метод имеет свои формы использования и особенности. Метод, дающий хорошие результаты в одном случае, в другом может быть бесполезным. Поэтому дело не в виде метода, а

в том, чтобы он соответствовал ситуации. Кроме того, нужен современный метод. Вместе с тем, учитель должен обладать отличными человеческими качествами. Короче, учитель должен создать такие условия, чтобы ученик хотел и торопился на занятия. Такое понятие, как доступность информации, её точность, имевшие место в традиционной системе образования, уступают место новым понятиям. В традиционной системе образования ученик как слушатель непосредственно пассивно воспринимал то, что говорил учитель. В современной модели обучения в центре системы находится ученик, выполняющий обязанности инициативной личности. В классе нужно воспитывать ученика, активно участвующего на занятиях, умеющего высказывать свое мнение, критически мыслящего, способного принимать правильные решения. Информация не дается в готовом виде. Указываются пути изучения, учащиеся сами добывают информацию.

В преподавании фольклора больше внимания уделяется литературному направлению. Читая текст, ученик понимает содержание работы, интерпретирует содержание, выявляет причины событий и характеризует персонажей. При обучении фольклору упражнения учащегося по чтению и пониманию прочитанного могут использоваться для работы с основным текстом и с работой учащегося.

Следующие шаги используются для работы с основным текстом.

1.1. Претекстовое задание: О чем работа? Какие события включены? приглашает учеников к теме через вопросы. Ученики, с другой стороны, создают предвзятое представление о том, какие события включены в работу по отношению к названию работы.

1.2. Работа с текстом. Учитель читает текст и знакомит с содержанием. Учащиеся сравнивают свои прогнозы с результатами работы и обсуждают, в какой степени они совпадают.

1.3. Пост-текстовая деятельность. Учитель создает вопросы по содержанию произведения и персонажам и выполняет их для учеников. Например:

- работать с вопросами в учебнике;

- планировать текст;

- иллюстрировать текст по плану;

- характеристика;

- сравнение символов;

- рисование символов;

- пословица или стихотворение, предлагаемые в качестве дополнительного текста к основному тексту, чтобы определить его связь с содержанием произведения;

- толкование пословиц;

- произнесение пословиц и т. д.

2. Произведения ученика. Здесь учащимся дается задание записать то, что знают на основе своего личного опыта. Дети младшего школьного возраста придумывают самые разные сказки. Продолжая рассказывать им историю, предлагая рассказать начало или конец работы в картинках, поможет им развить творческое воображение.

На этой основе проведено занятие по произведению Ж. Боконбаева «Храбрец сильнее крепости». Эта поэма написана на основе народных легенд и народных эпических описаний. Эту поэму поэт-патриот написал 1942 году, в дни героической борьбы с фашизмом.

Это произведение было введено в учебную программу в 1952 году как произведение, эмоционально воспитывающее юношей, сильно влияющее на чувство учащихся, прививающее любовь к Отечеству и ответственности перед ним.

Какая бы ни была тема, сначала нужно задать вопросы или написать эссе, и лишь затем нужно вести разговор по теме. Например, учитель, не давая готовый материал, выясняя знания учеников о жизни и творчестве Ж. Боконбаева, дает краткую информацию. Прежде чем читать текст поэмы «Храбрец сильнее крепости», чтобы выяснить понятие крепость, учащиеся напишут пятиминутное эссе по вопросам: «Как я понимаю крепость?», «Для чего нужна крепость?». Учитель слушает мнение учащихся о крепости, подтверждает их знания, ставя вопрос, о чем может быть данное произведение. Активизирует учащихся, заинтересует, читая текст с перерывами, анализирует его.

На этапе понимания, если обучение ведется стратегией управления, то создается возможность для самостоятельного мышления учащихся, высказывания своего взгляда, подробного анализа произведения. Ознакомление с произведением сопровождается художественным чтением, перерывами, постановкой проблемных вопросов.

Художественное чтение является хорошим средством в эмоционально эстетическом ознакомлении с произведением. Оно оживляет слово, придаёт различные оттенки, активизируя представления детей; повышает идейное влияние искусства слова, развивая проблемное мышление; формирует собственное мнение. Художественное чтение учителя обогащает и уточняет незамеченные события и несущественные явления, движения.

Издревле был народ,

Который жил свободно и самостоятельно.

В садах, пели соловьи, цвели цветы,

Которые населяли эту прекрасную землю.

1-перерыв. «Дети, что такое Родина?». «Что вы можете сказать о своей Родине?». «В этом абзаце, в чём сила речи?». После такого перерыва продолжается чтение и анализ. В итоге учитель ставит вопросы:

Предлагает рассказать наизусть его последние слова. «Расскажите, как мы живём сейчас?» «Сравните своё мнение с мнением старца». «В чём суть изречения: «Храбрец сильнее крепости?». «Что такое сказание?». «В чём значение сказания?».

При изучении этого произведения Ж.Боконбаева основная цель занятия не только пропаганда идеи жертвенности за народ, за землю, но и, используя живые примеры сегодняшнего дня, воспитывать у учеников патриотизм. Для того, чтобы усилить влияние данного произведения, можно, показывая портреты кыргызских народных героев: Ч.Тулебердиева, Д. Шо-покова, а также героя недавней Баткенской войны Касыма Шадыбекова, рассказать об их подвигах.

На дом задаётся выписать сказания, легенды, пословицы: о храбрости, дружбе, Родине, матери, героях. Два куплета выучить наизусть.

Использованные по этой теме эссе, стратегия управляемого обучения, способствуют активному участию, широкому мышлению, формированию собственного взгляда, решению проблемы путем дискуссии, совместного поиска истины, интересному проведению занятия.

Наша народная мудрость: пословицы, изречения, сказания имеют глубокий смысл.

«В чём значение мудрой мысли старца?».

Библиографический список

«Педагогика» - М. «Высшая школа». 1990. 378 с. Саалаев О. Интерактивные средства обучения. Бишкек.2007.

Молдогазиев Т. Изучение устного народного творчества в 5-6 классах. Школа.

1. 2.

3.

1988.

4.

5.

6. 7.

Мектеп -Школа. 2000. №1. 31 с. Кыргызская литература, 6 класс.2003 г. «Педагогика». - М. «Высшая школа» 1990. 379 с.

Маленов Б. О влиянии народного творчества на кыргызскую советскую професси-

ональную поэзию. - Ф., 1960. 117 с.

THE EDUCATIONAL IMPORTANCE OF TEACHING FOLKLORE

A.S. Kuychiev1, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor

M.K. Madumarova2, Candidate of Pedagogical Sciences, Acting Associate Professor

A.B. Batyrkulova3, Senior Lecturer

1Osh Humanitarian Pedagogical University named after A. Zh. Myrsabekova 2Kyzyl-Kiya Humanitarian Pedagogical Institute, Batken State University 3Kyrgyz Academy of Education

1 (Kyrgyz Republic, Osh)

2 (Kyrgyz Republic, Kyzyl-Kiya)

3 (Kyrgyz Republic, Bishkek)

Abstract. The article examines the educational content of folklore, which increases the interest of today's junior schoolchildren in books. Also folklore, i.e. scientific study of proverbs, riddles, poems, fables in the literary program and their characteristics, differences, genre features, pedagogical conditions of school education. Literary lessons are focused on methods, techniques and means, methods, technologies and their features of the formation of reading comprehension skills in teaching folklore. The methods of teaching folklore in primary school were also discussed.

Keywords: literature, teaching folklore, school curriculum, forms of education, ethnopeda-gogy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.