Научная статья на тему 'Воспитательная работа ВУЗа и формирование социальной компетентности студентов'

Воспитательная работа ВУЗа и формирование социальной компетентности студентов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическое образование / духовно-нравственное воспитание / республика / национальный колорит / конфессия / традиционные религиозные ценности / компетентностный подход / социальная компетентность / воспитание / куратор / воспитательная работа / тьютор / pedagogical education / spiritual and moral education / republic / national color / confession / traditional religious values / competence-based approach / social competence / education / curator / educational work / tutor

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Баглиева А.З., Закарьяева С.З.

В статье автор анализирует различные методологические принципы к процессу формирования и функционирования в современном вузовском образовательном пространстве духовно-нравственного воспитания обучающихся. Автор определяет необходимые условия для осуществления подобной деятельности в педагогическом вузе. Особая роль и значение отводится ценностному подходу в процессе изучения исторического и культурного наследия прошлых поколений, а также различным религиям как необходимому средству духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и метода трансляции культурно-исторического наследия страны в общем и региона, в частности. В статье также рассматривается роль и значение воспитательной работы вуза в процессе формирования у студентов социальной компетентности. Автор акцентирует внимание на необходимости системной организации и комплексной работы преподавателей-кураторов и студентов-тьюторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Баглиева А.З., Закарьяева С.З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Importance educational work of higher education institution in formation social competence of students

In the article, the author analyzes various methodological principles for the process of formation and functioning in the modern university educational space of spiritual and moral education of students. The author determines the necessary conditions for the implementation of such activities in a pedagogical university. A special role and importance is given to the value approach in the process of studying the historical and cultural heritage of past generations, as well as various religions as a necessary means of spiritual and moral education of the younger generation and a method of transmitting the cultural and historical heritage of the country in general and the region in particular. The article also considers the role and importance of the educational work of the university in the process of forming social competence in students. The author focuses on the need for a systematic organization and comprehensive work of teachers-curators and student tutors.

Текст научной работы на тему «Воспитательная работа ВУЗа и формирование социальной компетентности студентов»

Баглиева А.З.

Доктор философских наук. Заведующий кафедрой социогуманитарных дисциплин ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова».

Закарьяева С.З.

Кандидат педагогических наук. Доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова».

Воспитательная работа ВУЗа и формирование социальной компетентности студентов

Духовно-нравственное воспитание молодежи в педагогическом вузовском образовании России имеет богатую, разнообразную, многоаспектную, и, даже, порой противоречивую многолетнюю историю. Главная причина заключается в том, что оно органически и неразрывно взаимосвязано, а также зависимо от преобладающей на том или ином этапе своего существования и главенствующей в стране идеологии в области образования и культуры, а также и от государственной политики. Все выше перечисленные факторы на протяжении многих десятилетий жестко, четко и строго регламентировали основную стратегию развития научных школ и направлений в стране на различных этапах ее исторического развития. Например, преобладающее и доминирующее влияние православных педагогических методов и принципов дореволюционной России в период СССР было заменено на тотальное и полное исключение и забвение устоявшихся традиционных религиозных ценностей, произошла подмена духовности социалистическими и коммунистическими нормами этики и морали, моральным кодексом строителя коммунизма, изучением произведений мировой художественной культуры. В высшем образовании первых постсоветских лет в обстановке спонтанно появившегося религиозного многообразия преобладала реализация духовно-нравственного воспитания посредством массового привлечения молодежи к различным иностранным и чуждым нашей ментальности, и вообще, нашей культуре, обычаям и традициям, зарубежным духовным практикам.

В 2009 г. во всех российских школах был тотально введен учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», что должно было наглядно демонстрировать признание на государственном уровне значения и весомости традиционных религиозных ценностей в области духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. О явной неоднозначности и дискуссионности данной проблемы говорит тот факт, что в современном научном сообществе происходит глубокое и всестороннее изучение устоявшихся в отечественной историографии подходов к организации духовно-нравственного воспитания молодежи. Однако, при всем этом необходимо констатировать тот факт, что эти категории, понятия и термины довольно расплывчаты и не конкретны, а также присутствует несформированность и поверхностность в методологическом обосновании и значении духовно-нравственного воспитания молодежи в уже имеющихся научных изысканиях. Часть ученых считает, что в основе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения должны лежать только традиционные устоявшиеся религиозные ценности [2; 3; 4]. Однако, это мнение разделяют далеко не все ученые, в научных школах и общественных кругах существует много противников данного подхода. Эти ученые полагают, что религиозная тематика ни коим образом не должна присутствовать в светской системе образования. Другие ученые расценивают духовно-нравственное воспитание как некое синтетическое понятие, включающее в себя различные духовные практики, такие, как эстетические, этнографические, этические и другие.

Мы считаем, что духовно-нравственное воспитание молодежи представляет собой предмет для глубокого исследования традиционной религиозной культуры как системы духовно-нравственных ценностей и метод изучения и трансляции культурно-исторического опыта предыдущих поколений. При таком понимании определяющим фактором является ценностный подход к глубокому исследованию исторических этапов развития и культуры религий, имеющий целью складывание у молодого поколения ценностных мировоззренческих констант. Долгие годы в нашей стране в рамках высшего образования отсутствовали научно обоснованные подходы к духовно-воспитанию молодежи. На современном этапе развития нашего общества происходит процесс трансформации и модернизации, когда духовно-нравственное воспитание в высшем учебном заведении порождает гораздо больше вопросов, чем ответов, касающихся его целеполагания, актуальности и других

аспектов. Существующая на сегодняшний день модель высшего образования нацелена на становление гражданской и мировоззренческой ориентации и позиции студенческой молодежи, на разрешение проблем межкультурного и межличностного взаимодействия, воспитывает у молодого поколения черты толерантного восприятия общественных, национальных, религиозных и культурных различий в процессе складывания профессиональных и общекультурных компетенций. На сегодняшний день определяющее значение в процессе формирования главных акцентов высших учебных заведений имеют вопросы воспитания духовных интересов студенческой молодежи, которые во многом зависят от направлений региональных исследований. Этот вопрос становится предельно актуальным и значимым в условиях, когда политика государства в отношении высшего образования и многообразная практика регионального уровня определяют особенности и своеобразие образовательного пространства высшего учебного заведения.

Учитывая специфику и особенности современной экономической, политической, культурной и международной обстановки в стране необходимо отметить, что наиболее перспективным направлением развития профессионального образования в ближайшие десятилетия будет заключаться в применении компетентностного подхода в вузовском образовании. Этот подход по сути является концептуальным фундаментом в области высшего образования по причине того, что в его основе лежит систематическая работа по обобщению многолетнего опыта, навыков и умений на практике реализовывать полученные знания и уже на этой основе решать задачи широкого спектра. Вполне определенно происходит четкое установление подчиненности знаний умениям и навыкам, при этом особый акцент делается на эмпирической практической стороне вопросов [1, с. 17]. 85 Сама категория «социальная компетентность» впервые была введена в научный оборот Дж. Равеном в 70-х гг. XX в. и означает способность людей эффективно взаимодействовать со своим окружением, а также умело организовывать свои коммуникации с другими людьми с целью достижения максимально позитивного результата и сведения до минимума каких-либо негативных последствий для каждого человека. Социальная компетентность нацелена на обеспечение адаптации людей в социуме и стимулирует ее самоопределение, самореализацию, а также самоактуализацию. Социальная компетентность это, в принципе, универсальное собирательное понятие, которое определяет уровень социализации личности (Ж. Делор, Н.А. Рототаева), а также ее

можно рассматривать в качестве составляющей ключевой компетенции (В. Хутмахер), или как свойство личности, обеспечивающее взаимодействие людей с окружающим миром на основе его отношения к себе, к обществу, к другим людям, к деятельности [2, с. 338].

Психология рассматривает социальную компетентность в соотношении с понятием с понятием «самоуверенность». Социальная компетентность представляет собой осознанное, уверенное поведение людей, когда их разнообразные умения и навыки в области отношений с другими людьми фактически механизировались и предоставляют возможность динамично и осознанно трансформировать свое поведение в зависимости от каждой конкретной ситуации, считает Г.И. Сивкова. «Все компетентности представляют собой закономерный продукт развития общества по причине того, что они возникают, формируются и реализуются именно в социуме - считает И.А. Зимняя. Компетентности имеют социальную природу по своему возникновению, содержанию, сущности и форме, они находят свое воплощение в каждом конкретном обществе» [3, с. 35]. А.В. Мазуренко также считал, что проблемность и многообразная палитра общественных взаимоотношений людей ставят на повестку дня необходимость иметь в своем арсенале социальный опыт, умения, знания и навыки, детерминированные его отношением к миру, социуму и к другим людям. Из всего выше сказанного правомерно сделать следующий вывод - социальная компетентность взаимообусловливает жизнь людей: включенность в общество и общественные отношения, возможность найти достойную работу, построить карьеру в соответствии со своими знаниями и желаниями. В складывании социальной компетентности большое значение имеет правильно организованная воспитательная работа в высшем учебном заведении. Воспитание представляет собой систематически организованный и целенаправленный процесс влияния на формирование человека [4, с. 86].

Воспитание студенческой молодежи это, прежде всего, систематическая и разумно организованная работа профессорско-преподавательского состава, нацеленная на то, чтобы максимально создать для молодежи необходимые и достойные условия для всестороннего развития духовности студентов, опираясь на универсальные человеческие и традиционные отечественные ценности; оказывать молодежи всестороннюю и многообразную помощь для их жизненного самоопределения, гражданского, профессионального и нравственного становления и самореализации. Признание качеств молодого человека как зрелой личности, его прав на

социальную защиту и свободу, признание его способностей и всяческое содействие для их проявления и развития является главным направлением в области воспитательной работы вузовского преподавателя. Когда молодой человек поступает в высшее учебное заведение, то этот переход от привычной для него школьной среды во взрослую вузовскую жизнь сопряжен с возникновением ряда проблем, решить которые молодым людям должны помочь именно преподаватели вуза. Закономерно перед молодыми людьми встают проблемы следующего характера - затруднение в налаживании общения с новыми людьми, однокурсниками, преподавателями; адаптация к новым условиям обучения; неподготовленность к тому, чтобы вести самостоятельную жизнь; высокий темп, уровень и сложность обучения; несоответствие сложившихся идеалов об учебе и студенческой жизни реальной действительности. Все выше перечисленные факторы могут оказать негативное воздействие на общее состояние первокурсников, к разочарованию, упадку сил и потере всяческого интереса к учебному процессу. И вот здесь на первый план выдвигается и приобретает особую значимость работа куратора, который должен приложить все возможные усилия для того, чтобы разумно и оперативно организовать и систематизировать свою деятельность по организации и координации всех видов жизни студентов от учебы, до решения бытовых вопросов и организации досуга.

Таким образом, куратор становится ключевым звеном и узловым пунктом по формированию социальной компетентности студенческой молодежи. Данная работа не должна носить спонтанный и импульсивный характер, она должна быть хорошо организована, продумана и адаптирована относительного каждого студента, его индивидуальных особенностей, характера, взглядов, привычек, уровню подготовленности к самостоятельной жизни. Во-первых, куратор должен составить своеобразную дорожную карту и определить уровни для своих последовательных действий. Сюда можно отнести такие, как: изучение мотивации обучения каждого студента и их предполагаемого целедостиже-ния; внимательно изучить потенциальные возможности, касающиеся вопросов самооценки, толерантности, способности строить отношения с другими людьми; 3) развития самоорганизации и самодисциплины; уровень развития самостоятельной организации жизни, учебы и досуга; изучить жизненные ценности каждого студента; подвергнуть подробному и внимательному анализу социокультурную обстановку, семейный климат и обстановку, ближайшее окружение, родню и друзей студента,

круг его общения и интересов, вхождение молодых людей в различные социальные неформальные объединения и т.д. Все это требует совместной, систематизированной, продуманной работы с учетом индивидуальных особенностей каждого студента. В Дагестанском государственном педагогическом университете имени Расула Гамзатова в процессе формирования у студенческой молодежи социальной компетентности для оказания действенной помощи кураторам активно привлекаются студенты, так называемые тьюторы, которые реализуют контроль из самой среды студентов, а также оказывают действенную помощь первокурсникам, так как сами являются студентами и им ближе и студенческая жизнь, и мировоззрение однокурсников, и их рассуждения и наболевшие проблемы. При отборе тьютеров из среды студентов в вузе определяющее значение придается наличию персональных личностных качеств - честность, искренность, отзывчивость, трудолюбие, организаторские способности и умения, неординарный подход к решению различных жизненных ситуаций, опыт в подобной деятельности.

Студенты на протяжении обучения в вузе систематически привлекаются к активному участию в различных организациях и институтах гражданского общества, в научных школах и кружках по интересам, к участию в подготовке молодежных грантов, в профсоюзных организациях, к работе ученых советов факультетов и самого университета, к организации культурных, научных, спортивных и других мероприятий. Воспитательная работа высшего учебного заведения только тогда будет иметь практическое значение, когда она будет рационально организована и будет носить не эпизодический и импульсивный характер, а систематический и целенаправленный. Студенты имеют реальную возможность для проявления своих творческих способностей и активности в общественной жизни, а также для практического освоения навыков в процессе самоорганизации. Студенты нашего педагогического университета принимают активное реальное участие в различных направлениях - от проектно-исследовательской и управленческой до участия в работе республиканских и всероссийских молодежных органов. В заключении считаем необходимым отметить, что воспитательная работа Дагестанского педагогического университета имени Расула Гамзатова выполняет преобладающее значение при формировании у обучающихся твердой гражданской позиции, а также в складывании у них правового знания и других элементов социальной компетентности.

Список литературы:

1. Захарова И.Г. Влияние образования на развитие социальной компетентности у студентов // Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве: сборник статей IX Международной научно-практ. конф. - Пенза, 2007.

С. 338-340.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

3. Мизюрова, Э.Ю., Рокитянская К.А. Применение компетентностного подхода в подготовке специалистов по направлению «пожарная безопасность» в аграрном вузе // Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2018. Том 20. № 1 (58). С. 17-21.

4. Рокитянская К.А. Воспитательный процесс как составная часть учебно-педагогического процесса // Актуальные проблемы воспитания в образовательном процессе вуза: сборник статей Межвузовской научно-практ. конф. - Саратов, 2017. С.86-88.

5. Шалаева Н.В. Методология региональных исследований: междисциплинарный подход // Россия - СССР - РФ в условиях реформ и революций ХХ-ХХ1 вв.: материалы междунар. науч. конф. Саратов. 2016. С. 282-288.

Bibliography

1. Zakharova I.G. The influence of education on the development of social competence in students // Problems of education in modern Russia and in the post-Soviet space: collection of articles of the IX International scientific-practical. conf. - Penza, 2007.

P. 338-340.

2. Zimnyaya I.A. Key competencies - a new paradigm of the result of education // Higher education today. 2003. № 5. P. 34-42.

3. Mizyurova, E.Yu., Rokityanskaya K.A. Application of the competence-based approach in the training of specialists in the direction of "fire safety" in an agricultural university // Bulletin of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medical and biological sciences. 2018. Vol. 20. № 1 (58). P. 17-21.

4. Rokityanskaya K.A. The educational process as an integral part of the educational and pedagogical process // Actual problems of education in the educational process of the university: a collection of articles of the Interuniversity scientific and practical. conf. - Saratov, 2017. P. 86-88.

5. Shalaeva N.V. Methodology of regional studies: an interdisciplinary approach // Russia - USSR - RF in the context of reforms and revolutions of the XX-XXI centuries: materials of the international. scientific. conf. Saratov. 2016. P. 282-288.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.