Научная статья на тему 'Гражданско-патриотическое воспитание студентов таможенного ВУЗа в условиях модернизации российского образования'

Гражданско-патриотическое воспитание студентов таможенного ВУЗа в условиях модернизации российского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВНЕУЧЕБНАЯ КОМПОНЕНТА ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION / CORE COMPETENCIES / EXTRA-CURRICULUM COMPONENT OF THE VIRTUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER SCHOOL / EDUCATIONAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пучков Станислав Владимирович

В статье рассматриваются технологии гражданско-патриотического воспитания как способы формирования ключевых компетенций студентов таможенного ВУЗа. Определены роль и место дисциплин социально-гуманитарного цикла в формировании гражданской позиции и воспитании студентов, потребности в высоких духовно-нравственных и культурных ценностях, в том числе музыкальной классике. Обобщен опыт патриотического воспитания студентов Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пучков Станислав Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT’ CIVIC DUTY & PATHRIOTISM UPBRINGING IN THE CUSTOMS HIGH EDUCATIONAL ESTABLISHMENT IN TERMS OF RUSSIAN EDUCATION SYSTEM MODERNIZATION

Civic-patriotic educational technologies as ways of formation of core competencies of the students of customs higher school are considered in the article. The role and place of social-humanitarian disciplines in formation of civic stand and education of students, demand for high spiritual, moral and cultural values are defined. The experience of patriotic education of students of Russian customs academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov

Текст научной работы на тему «Гражданско-патриотическое воспитание студентов таможенного ВУЗа в условиях модернизации российского образования»

^ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ д ТАМОЖЕННОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ < РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О Пучков С. В.

£

^ В статье рассматриваются технологии гражданско-патриотического воспи-

JÍT тания как способы формирования ключевых компетенций студентов таможенного

^ ВУЗа. Определены роль и место дисциплин социально-гуманитарного цикла в фор-

Q мировании гражданской позиции и воспитании студентов, потребности в высоких

¡—i духовно-нравственных и культурных ценностях, в том числе музыкальной классике.

О Обобщен опыт патриотического воспитания студентов Санкт-Петербургского

Д имени В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной академии

Л С

Civic-patriotic educational technologies as ways of formation of core competencies К of the students of customs higher school are considered in the article. The role and place Q of social-humanitarian disciplines information of civic stand and education of students, g demand for high spiritual, moral and cultural values are defined. The experience of patriotic education of students of Russian customs academy St.-Petersburg branch named after VladimirBobkov

О Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, ключевые компетенции, Q внеучебная компонента виртуальной образовательной среды ВУЗа,

Рч образовательные технологии

С

Key words: military-patriotic education, core competencies, extra-curriculum ^ component of the virtual educational environment of higher school, educational

technology

В

m Цель образования в XXI веке - формирование компетентного челове-щ ка, умеющего искать и преобразовывать информацию, знакомого с новыми _ технологиями и с их помощью решающего поставленные задачи, творче-¡5 ской, активной, свободной личности, ориентированной не только на высо-^ кие собственные достижения, но и на общий успех окружающих его людей, С организаций, сообществ.

^ Для того чтобы подобный тип личности мог появиться и постоянно

воспроизводиться, окружающая его среда и, прежде всего, образовательная С среда ВУЗа1, должна нести в себе такие ресурсные условия и возможности, которые бы активно способствовали решению важнейшей педагогической задачи воспитания компетентностно-ориентированного специалиста.

Современной школой накоплен богатый педагогический опыт гражданского воспитания, и он может быть реализован в конкретной образовательной

1 Под образовательной средой ВУЗа мы будем понимать систему влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее собственного развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

деятельности современных российских ВУЗов. Нельзя не отметить высокую исследовательскую значимость научного поиска, предпринятого такими авторами, как И.П. Волков, Т.И. Гончарова, И.П. Иванов, E.H. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, Е.А. Ямбург, в осмыслении проблемы гражданско-патриотиче-ского воспитания в условиях модернизации высшей школы.

Актуальность проблемы патриотического воспитания студентов таможенного ВУЗа определяется рядом обстоятельств. Во-первых, в настоящее время воспитательное воздействие социальных институтов российской культуры, искусства и образования на формирование патриотических идей и взглядов утратило свою эффективность. В частности, в ВУЗах страны наблюдается устойчивая тенденция к снижению ценности военной службы у юношей, деградация традиционного для российского менталитета патриотического сознания у значительного количества учащейся молодежи2. Во-вторых, возможности патриотического воспитания молодежи в ВУЗах резко уменьшаются из-за недостаточной подготовленности педагогических кадров в этой области, ослабления личной мотивации преподавателей к формированию у студентов качеств, необходимых для патриота и гражданина своей страны. В-третьих, деятельность педагогов ВУЗов по патриотическому воспитанию студентов не носит систематического и комплексного характера, нет единых взглядов педагогов на процесс патриотического воспитания в ходе изучения дисциплин гуманитарного и социально-экономического циклов. В-четвертых, особую важность имеет определение приоритетных направлений по развитию научно-педагогических основ патриотического воспитания студентов3.

Кризис в воспитательной работе по формированию патриотического сознания подрастающего поколения в России во многом связан, прежде всего, с малоэффективной деятельностью различных институтов, курирующих данное направление. Тем не менее, эта проблема является одной из актуальнейших потому, что от успешного решения ее во многом зависит ход и результат проведения осуществляемых в настоящее время реформ в образовательном процессе высшей школы.

На современном этапе, в условиях рыночной экономики, когда высшая школа модернизируется, процесс обучения ориентирован на активизацию возможностей студентов самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в достижениях науки и культуры. В то время, как воспитательная работа совершенствуется в направлении усиления гражданского воспитания

2 Концепция патриотического (военно-патриотического) воспитания молодежи в Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» на период до 2020 года; «Государственная программа "Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы"» была утверждена Правительством РФ 5 октября 2010 г. и // [Электронный ресурс]. URL.: http://urokiistorii.ru/learning/ edu/1370.

3 Патриотическое воспитание студентов ВУЗов // [Электронный ресурс]. URL. http: // planetadisser.com /see/dis_208941.html.

и становления личности, прежде всего гражданина, человека высокой нравственности и морали. В этой связи на первый план выступает проблема воспитания патриотизма.

В современных условиях модернизации образования потребность в усилении гражданско-патриотического воспитания детерминирована такими факторами, как: необходимость осмысления учащимися процессов, протекающих в обществе, образовании, в самом человеке, связанных, прежде всего, с информационной революцией, которая произошла относительно недавно, и теперь сам потребитель может получать любую информацию, любой контент, в том числе видеоматериалы, требующие широкополосного Интернета, имитирующие живое общение с преподавателем через такие системы, как, например, 8куре, вэбинары и т.д.; усиление гуманитаризации содержания образования; непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин; введение новых учебных предметов, которые требуют постоянного поиска новых организационных форм и технологий обучения; изменение характера отношения преподавателей к самому факту освоения и применения педагогических инноваций; превращение образования в услугу.

В условиях таких вызовов современности переход к качественно новой модели подготовки таможенного специалиста невозможно осуществить без такой ее составляющей как патриотическое воспитание. Выпускник таможенного ВУЗа призван осуществлять защиту экономической безопасности российского государства, и это напрямую зависит от целенаправленной работы ВУЗа по патриотическому воспитанию студенческой молодежи.

При рассмотрении различных факторов происхождения патриотизма следует выделить: экономический - это материально достаточный уровень жизни населения, духовный - верность традициям и идеологическое единство нации, политический - стабильное и эффективное функционирование структур управления страной.

Для усиления гражданско-патриотического воспитания в нашей стране имеются все основания. В дореволюционной России, которая имела прекрасную литературу, искусство и науку, экономическая и политическая составляющая компенсировалась высокой духовной насыщенностью общественной жизни (гордостью за свою страну, боевые традиции, вера в царя и Отечество). В России советской низкий жизненный уровень ее народа компенсировался, во-первых, отсутствием социального расслоения, во-вторых, единой идеологией, доминирующей вплоть до хрущевской «оттепели», в-третьих, традициями, которые коммунистам удалось привить обществу (гордость за свою страну, построившую мощную индустрию, первой покорившую космос, разгромившую фашистскую Германию и освободившую Европу). Что касается духовной составляющей, то у советских граждан она была достаточно высока.

Однако, оценивая ситуацию в новой России, можно констатировать, что вышеперечисленные факторы, к сожалению, размываются, новые же пока не

сформировались в достаточной степени и не могут служить замещению прежних. Следует учитывать и то обстоятельство, что утрата традиционного для российского общества патриотического сознания и ряд других объективных и субъективных процессов существенно обострили национальный вопрос, привели к перерождению патриотизма в национализм и утрате истинного значения и понимания большинством населения понятия интернационализм.

В современной России, с нашей точки зрения, государством предпринимаются усилия недостаточные для формирования патриотизма подавляющего большинства граждан. Негативное влияние на общественное сознание, российскую культуру, искусство и образование оказали такие процессы, как экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества и девальвация духовных ценностей. Начался процесс постепенной утраты нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В обществе получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

Вместе с тем все еще остаются привлекательными для молодежи героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области экономики, науки, культуры и спорта, что является реальной предпосылкой для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций в развитии общества. Эти тенденции связаны с началом его консолидации, подъемом патриотизма, переносом основных усилий по воспитанию из центра в регионы и на местный уровень, а также широким внедрением в нашей стране информационно-коммуникационных технологий.

Цель настоящей работы - осмыслить место и роль гражданского патриотического воспитания в воспитательной работе таможенного ВУЗа в новых условиях перехода на образовательную парадигму, разработанную в рамках Болонского процесса.

Что же, на наш взгляд, следует считать патриотическим воспитанием? Это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, соответствующих социальных и государственных институтов (прежде всего семьи и образовательных структур), общественных организаций и объединений по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Главной целью патриотического воспитания является возрождение в российском обществе гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

Дляреализации этой цели необходиморешить следующие задачи:

1. Формирование национального самосознания.

2. Воспитание уважительного отношения к личности, обществу, государству, к идеям свободы и конституционным обязанностям, их возрождения и развития.

3. Приобщение подрастающего поколения к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества, народа.

4. Формирование потребности в высоких духовно-нравственных и культурных ценностях ивих дальнейшем развитии.

5. Создание конкретных условий для проявления гражданственности, патриотизма, достойного выполнения общественного, государственного и воинского долга.

6. Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной ответственности как важнейшей характеристики молодых граждан, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны, ее укреплении и защищенности.

7. Воспитание положительного отношения к труду, развитие потребности в труде на благо общества, государства, формирование социально значимой целеустремленности.

8. Формирование и развитие потребности в духовной жизни, в нравственно здоровом образе жизни, способности жить счастливой жизнью с семьей, близкими людьми, поддерживать благоприятный климат в сообществе.

Некоторые позиции данного перечня задач патриотического воспитания требуют более широкого раскрытия. Как, например, приобщение подрастающего поколения к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества, народа.

Цели гражданского воспитания и его содержание неразрывно связаны. Их невозможно расчленить, решать отдельно, это синкретическое единство. Убедиться в этом можно, обращаясь к анализу воспитательной работы Санкт-Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной академии. Системный, целевой подход к формированию гражданственности студентов таможенного ВУЗа реализуется как во внеучебной работе, так и в учебном процессе. В качестве иллюстрации последнего можно привести дисциплины социально-гуманитарного цикла, оказавшие особое воздействие на формирование гражданской позиции и воспитание студентов.

Большую роль в профессиональном становлении будущего специалиста играет реализация воспитательного потенциала учебных дисциплин. Так, в ходе изучения предметов общего гуманитарного блока создаются условия для понимания студентами механизмов социализации личности, формирования у них социально значимых, общечеловеческих ценностей и позитивного отношения к обществу, гражданской компетентности, уважительного отношения к правам других граждан, целостного мировоззрения.

В вузовском курсе «Отечественной истории» основное внимание обращается на изучение основных этапов истории России с древнейших времен и до наших дней. На примерах различных эпох представлена органическая взаимосвязь российской и мировой истории. Резюме курса - народ без исторической памяти обречен на деградацию. Нельзя отказываться от своего прошлого, без него нет будущего. В этой связи важнейшими функциями исторической дисциплины являются познавательная, практически-рекомендательная и воспитательная. Познавательная функция состоит в конкретном изучении исторического пути России и населяющих её народов, в теоретическом обобщении исторических фактов и событий Российского государства. Практически-рекомендательная функция обращает внимание на то, что история вообще, и история России в частности, выявляет закономерности развития общества и помогает вырабатывать научно обоснованный курс внешней и внутренней жизни страны, международных отношений, направлять деятельность исторических и политических деятелей. Воспитательная функция играет важнейшую роль в формировании научного мировоззрения, в познании законов развития человеческого общества. Она позволяет применять комплексный подход к процессу всестороннего воспитания людей, то есть соединять в воспитании патриотические, интернационалистские, трудовые, идеологические, нравственные моменты. В развитии общества объективной реальностью являются исторические факты и события. Это тот фундамент, на котором базируется наука об обществе, а история России выступает составной и неотъемлемой частью этого фундамента. Одним из мировоззренческих аспектов изучения истории России является формирование историзма мышления. История России освещает весь исторический путь государства и общества на конкретном фактографическом материале, обобщает многосторонний опыт исторического развития Российского государства, его преобразовательную деятельность, организационно-государственное строительство в различных исторических условиях. Вышеупомянутый курс ориентирует студентов на овладение определенной совокупностью так называемых общекультурных компетенций, способствующих их оптимальному включению в динамику социокультурного развития. Данные компетенции предполагают наличие ряда умений: организовывать взаимосвязь своих знаний и их упорядочивание; извлекать пользу из опыта; разрабатывать свои собственные приемы учения; находить решение новых проблем; самостоятельно заниматься своим собственным образованием. Они предполагают осознание взаимосвязи прошлых и настоящих событий; критического отношения к различным аспектам развития общества; умение ориентироваться в сложностях и противостоять неуверенности; занимать обоснованную позицию в дискуссиях и формировать свое собственное мнение и, наконец, основой ключевых компетенций является гражданственность и патриотизм.

Заведующим кафедрой гуманитарных дисциплин был разработан цикл занятий (лекций и семинаров) по «Отечественной истории» с применением инновационных образовательных технологий, современных средств наглядности, а также специализированных программ. Семинарские занятия проходили в презентационном формате подачи материала (на подготовительном этапе (домашнее задание) студентам предлагалось создать презентации по основным вопросам семинара). Проецирование слайдов на экран с персонального компьютера любого студента и совместное обсуждение каждого проекта позволяли участникам семинара выступать в качестве оппонентов, демонстрировать свои слайды, излагать собственное мнение, подходы и версии изучаемого вопроса.

В качестве технических средств преподавателем активно использовалась электронная планшетка и с помощью специализированной программы в режиме реального времени чертились схемы, фиксирующие результаты обсуждения. Студенты имели возможность их активно дополнять. К тому же лектором была разработана и внедрена методика обучения с применением электронной концептуальной таблицы, представляющей собой матрицу, заполнение которой в интерактивном формате с помощью специализированной программы Star Quiz дает возможность студентам провести сравнительный анализ или комплексную оценку изучаемого исторического явления или процесса. Статистическая обработка данных, внесенных в таблицу, а также тестовый контроль знаний, полученных по изучаемой теме, осуществляется с использованием программных средств, разработанных специализированной лабораторией инновационных образовательных технологий.

Представляет интерес еще одна инновационная модель обучения -«исторический» репортаж «Мой Петербург». Компонентами его стали: сбор данных; анализ текстов и документов; создание авторских видео- и фотоматериалов; сопоставление альтернативных точек зрения; коллективное обсуждение; работа в паре; дискуссии. На последнем занятии семестра, обычно в конце декабря, подводятся итоги конкурса репортажей и выявляются победители, работы которых могут быть опубликованы на цифровых носителях и переданы в медиатеку филиала.

Цели и задачи гражданского образования реализуются в рамках всех предметов на интегративной основе (методологической, содержательной, технологической и других). Для формирования патриотического сознания представляют интерес разработки преподавателей к лекциям в формате аудио-, видеоприложений по дисциплинам: «Отечественная история», «Культурология», «Охрана культурных ценностей», авторские видеофильмы заведующего кафедрой гуманитарных дисциплин: «Николаевская Россия», «Русские эмигранты в Сент-Женевьев-де-Буа», «Аббатство Этталь», «Дионисий. Фрески», «Живописцы XVIII в.», «Церковь Святого Петра в Шовиньи, XII в.», «Мозаики Сиенского собора», «Лувр. Рубенс: галерея Медичи», «Кафедральный

собор Святого Петра в Ангулеме», «К 65-летию Победы. Страницы истории II мировой войны».

Формирование потребности в высоких духовно-нравственных и культурных ценностях и в их дальнейшем развитии является одной из важных составляющих становления гражданской позиции и воспитания студентов. Речь идет о великом наследии мировой и, прежде всего, российской культуры. Наиболее ярким примером эмоционального восприятия образцов художественных шедевров следует считать музыкальное искусство и, прежде всего, музыкальный театр, явивший миру ярчайшие образцы оперной классики.

Музыкальный театр имеет многовековую историю. Истоки его - в народных празднествах и игрищах, сочетавших пение, танец, пантомиму, действие, инструментальную музыку. Драматические спектакли древности также не обходились без музыки. Велика ее роль и в античной трагедии, и в средневековых народных и культовых («священных») представлениях. Однако, как особый вид драматического искусства, опера сложилась на рубеже ХУ1-ХУ11 веков, в котором музыка служит основой действия. Оперные спектакли первой трети XVII века предназначались преимущественно для придворной знати. Но, начиная с 1637 года, в разных странах Европы открываются публичные музыкальные театры, доступные более широким слоям городского населения. Постепенно опера заняла важное место в жизни общества, стала неотъемлемой частью мировой культуры. Общественно-политическая роль музыкального театра усилилась еще в период французской буржуазной революции, которая внесла большие изменения в содержание и формы оперного искусства. Героико-патриотическая тематика, выдвинутая в годы революционного подъема, получила большое развитие в опере XIX века и в первую очередь в творчестве Л. Бетховена, оказавшего огромное влияние на музыку последующих поколений композиторов. XIX век ознаменовался появлением многих классических оперных творений, в которых воспевается народ, благородные человеческие деяния, борьба за свободу, счастье, справедливость. Великие композиторы прошлого создали огромное разнообразие типов музыкально-театральных произведений, среди которых наиболее распространены оперы героико-патриотические, эпические, лирико-драматические и комические. Разумеется, мимо такого ресурса культурного и патриотического воспитания молодежи пройти невозможно.

В нашем филиале ведется большая работа по пропаганде театрального искусства. Это, прежде всего, функционирование самодеятельного театрального коллектива, организация посещений театральных постановок и оперных спектаклей театров города (таких как Мариинский и Михайловский оперные театры, Театр сатиры на Васильевском острове, творческий центр «Авокадо»). Для студентов и преподавателей администрациями театров предусмотрены скидки на билеты от 10 до 50 процентов. На стендах филиала

регулярно размещаются афиши новых спектаклей оперных и балетных постановок, репертуар ведущих театральных коллективов города.

Воспитательная работа со студентами является неотъемлемой частью общей системы подготовки специалистов, формирования патриотической позиции и устойчивого иммунитета к различным негативным проявлениям.

Цель воспитательной деятельности таможенного ВУЗа - формирование жизнеспособного, социально устойчивого таможенного специалиста, готового в новых социально-экономических условиях вносить ощутимый вклад в укрепление безопасности России.

Основными направлениями этой работы в филиале являются:

- формирование у студентов гражданской позиции, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, сохранение традиций ВУЗа;

- организация работы по пропаганде физической культуры и здорового образа жизни;

- информационное обеспечение студентов и работников факультета через стенды, факультетскую прессу, Интернет и другие средства информации;

- организация работы кураторов учебных групп, в том числе проведение рабочих совещаний и семинаров, направленных на совершенствование воспитательного процесса;

- разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию системы внеучебной работы, подготовка методической и локальной нормативной документации по организации воспитательной работы на факультете;

- организация воспитательного процесса, связанного с художественно-творческой деятельностью студентов, проведение смотров-конкурсов, разнообразных шоу-программ в филиале;

- осуществление анализа и контроля воспитательной работы, проводимой на факультете, распространение передового опыта работы других факультетов и ВУЗов;

- организация участия студентов в мероприятиях вузовского, городского и региональных уровней;

- содействие в работе студенческих сообществ филиала, других общественных организаций, клубов, объединений;

Каждое направление имеет определенные цели и задачи, которые реализуются одновременно в учебном процессе (посредством получения теоретических знаний и практических навыков) и во внеучебное время, путем включения их в систему общественных мероприятий.

В филиале проводится большая работа по формированию у студентов активной гражданской позиции, воспитанию любви к родному ВУЗу, факультету, городу, Родине. На это направлен целый комплекс мероприятий, охватывающих большую часть студентов: лекторий-семинар для молодых избирателей; ежегодное возложение цветов и венков на Пискаревском мемориальном

кладбище (посвященное Дню снятия блокады); конкурс плакатов «За нравственное возрождение России» межвузовской ассоциации духовно-нравственного просвещения IV Покровский форум.

В целях профессионального воспитания студенты филиала участвуют в работе Всероссийских межвузовских научно-практических конференций «Таможенные чтения», проектах «World Customs Services» и «Система управления рисками в таможенных службах мира», проведении тестовых проверок профессионального уровня, деятельности Юридической клиники, в разработке учебных и документальных фильмов о современной оперативно-служебной деятельности таможенных органов, во Всемирном конкурсе по международному праву имени Ф. Джессопа, в национальном этапе Международного конкурса правового консультирования имени Луиса М. Брауна (Louis M. Broun International Client Counseling Competition), в работе Клуба «информационных» талантов (КИТ).

В культурно-массовых мероприятиях принимает участие большая часть студентов филиала. Речь идет о творческих конкурсах, играх КВН, вечерах отдыха, посвященных разнообразным событиям - «Дню первокурсника», «Дню таможенника», «Неделе талантов». Многие из этих мероприятий стали традиционными и проводятся ежегодно.

Неотъемлемой частью патриотического воспитания стало посещение театров, участие в постановках самодеятельного академического театра филиала и студенческого танцевального коллектива «Априори», в фотоконкурсе «ОБЪЕКТИВная выставка», организация «Дней здоровья» с выездами в дома отдыха Ленинградской области.

Здоровый образ жизни является важной составляющей работы по патриотическому воспитанию молодежи. В филиале успешно ведется работа по привлечению студентов к активному отдыху, приобщению к физкультуре и спорту. Филиал постоянно проводит легкоатлетические эстафеты, кроссы, первенства, спартакиады по различным видам спорта.

Хорошие результаты воспитательной работы, в том числе и по патриотическому направлению, стимулируют активность студентов в научно-познавательной деятельности: они принимают активное участие в предметных олимпиадах, методических конференциях, в деятельности научного студенческого общества, в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?».

По итогам календарного года решением стипендиальной комиссии филиала между студентами факультетов очной формы обучения распределяется экономия стипендиального фонда с учетом успехов, достигнутых в учебе и научной деятельности, активной общественной, культурно-массовой и спортивной работе.

Таким образом, основными социально значимыми качествами, лежащими в основании развития гражданственности студентов таможенного ВУЗа, являются активность, стремление к реализации себя и сознательное принятие Проблемы высшего профессионального образования

идеалов общества, превращение их в глубоко личные для данного человека ценности, убеждения, потребности.

Формирование гражданственности осуществляется в процессе воспитания и обучения. Большинство существующих исследований не учитывает специфику информатизации системы высшего образования, уделяющего особое внимание воспитанию и формированию личности. Поэтому в рамках настоящей статьи обращается внимание на проектирование виртуальной образовательной среды таможенного ВУЗа как пространства накопления, обогащения опыта гражданского самоопределения и становления гражданственности специалиста в такой ее компоненте как внеучебная деятельность. Наряду с решением задач собственно обучения необходимо создавать условия для саморазвития и самоутверждения личности, совершенствования способностей будущих таможенников. Значимость постановки и решения проблем воспитательной работы в таможенном ВУЗе обусловлена и самой спецификой будущей профессиональной деятельности, а также тем, что ВУЗ формирует интеллектуальную таможенную элиту. Внеучебная деятельность ориентирована на создание условий для неформального общения студентов, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность, обеспечивает развитие общекультурных интересов студентов, способствует решению задач нравственного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.