Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ СРЕДСТВАМИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ СРЕДСТВАМИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этнокультурный потенциал / духовные ценности / патриотизм / гражданско-патриотическое воспитание / социальная ответственность / культурное наследие / ethnocultural potential / spiritual values / patriotism / civic and patriotic education / social responsibility / cultural heritage

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиева Патимат Дайитбеговна, Раджабова Раиса Валиевна

Продемонстрированы наиболее существенные, на взгляд авторов, особенности процесса развития социальной ответственности у представителей современной студенческой молодёжи с использованием средств духовно-нравственного просвещения. Для этого в первую очередь исследуется текущее состояние культурного развития российского общества. Доказывается необходимость принятия мер по его улучшению, в т.ч. путём модернизации системы высшего образования. Далее авторы показывают роль формирования социальной ответственности в подготовке будущего профессионала, которому предстоит реализовывать свои обязанности в условиях постиндустриального общества будущего с его спецификой культурной жизни. Затем изучается роль средств духовно-нравственного просвещения в ходе складывания указанной характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаджиева Патимат Дайитбеговна, Раджабова Раиса Валиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The most significant, in the authors opinion, features of the modern university students’ social responsibility developing process using the spiritual and moral education means are demonstrated. To do this, first of all, the current Russian society cultural development state is being investigated. The necessity of taking measures to improve it, including by modernizing the higher education system, is proved. Further, the authors show the role of the social responsibility formation in the training of a future professional who will have to fulfill his duties in the post-industrial society conditions with its cultural life specifics. Then the role of the spiritual and moral education means in this characteristic formation is studied.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ СРЕДСТВАМИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ»

Таблица 3

Характеристика педагогических приемов тренировки

Прием Особенности применения Преимущества

Простое повторение необходимо добиваться методически правильного выполнения упражнения и результатов, максимально приближенных к нормативам; целесообразно использовать взаимоконтроль и взаимооценку. позволяет вырабатывать привычку систематической работы и постепенного наращивания качества выполнения при интенсификации нагрузки; способствует развитию и закреплению методических навыков на основе применения совместных занятий; развивает силу воли обучаюшегося.

Отработка в зависимости от группы упражнений, может предусматривать развитие как отдельных физических качеств, так и комплекса упражнений в целом; используются различные формы физической подготовки - индивидуальные, групповые, парные, комбинированные. позволяет максимально сконцентрировать усилия по овладению физическими навыками и развитию физических качеств; способствует слаживанию воинских коллективов на основе активного взаимодействия в ходе группирования и перегруппирования подразделений.

Соревнование позволяет в короткие сроки достигнуть желаемых результатов на основе концентрации усилий на победе в соревновании; повышает уровень мотивации на развитие физических качеств для демонстрации высоких командных результатов. способствует выработке навыков оценивания техники выполнения упражнений; позволяет овладеть навыками командного взаимодействия; в условиях параллельной борьбы между группами достигает максимума эффективность физических упражнений; создает условия для развития командирских качеств.

Использование в ходе занятий вышеобозначенных приемов не противоречит официальным установкам на применение для развития у курсантов необходимого комплекса физических качеств, двигательных навыков. Кроме того, развитие физических качеств и формирование военно-прикладных двигательных навыков будущих офицеров позволяют использовать их в интересах слаживания воинских коллективов.

Выводы. Таким образом, в ходе развития физических качеств военнослужащих применение различных приемов обучения, применяемых в различных сочетаниях, позволяют повысить эффективность этого процесса, способствуют решению задач их воспитания и развития. Достижение необходимого уровня физической подготовленности, сформированности военно-прикладных двигательных навыков, теоретических знаний и методических умений обеспечивается применением перспективных приемов развития основных физических качеств в ходе физической подготовки.

Литература:

1. Богачёв, Е.В. Физическая подготовка военнослужащих и сотрудников силовых структур / Е.В. Богачёв, A.A. Арутюнов. - Москва, 2019. - 109 с.

2. Военная педагогика: Учебник / И.А. Алехин, A.A. Авуза, В.В. Богуславский [и др.]. - 1-е изд. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 414 с.

3. Герасимова, И.А. Методические приемы развития у курсантов навыков педагогической деятельности в ходе подготовки к военно-политической работе в Вооруженных силах Российской Федерации / И.А. Герасимова, Н.В. Пахомова // Мир образования - образование в мире. - 2022. - № 2(86). - С. 184-190

4. Приказ Министра обороны РФ от 20 апреля 2023 г. № 230 «Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации».

5. Словарь военных терминов / [Сост. Плехов A.M.], - Москва: Воениздат, 1988. - 335 с.

6. Ценцеря, C.B. Сущность и содержание физической подготовленности будущих офицеров в контексте современных требований / C.B. Ценцеря, А.Н. Козырев // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - № 80-2. -С. 333-337

7. Хуторской, A.B. Современная дидактика: учебник для вузов / A.B. Хуторской. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 406 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры правовых дисциплин и методики преподавания права Гаджиева Патимат Дайитбеговна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики Раджабова Раиса Валиевна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова» (г. Махачкала)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ СРЕДСТВАМИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Аннотация. Продемонстрированы наиболее существенные, на взгляд авторов, особенности процесса развития социальной ответственности у представителей современной студенческой молодёжи с использованием средств духовно-нравственного просвещения. Для этого в первую очередь исследуется текущее состояние культурного развития российского общества. Доказывается необходимость принятия мер по его улучшению, в т.ч. путём модернизации системы высшего образования. Далее авторы показывают роль формирования социальной ответственности в подготовке будущего профессионала, которому предстоит реализовывать свои обязанности в условиях постиндустриального общества будущего

с его спецификой культурной жизни. Затем изучается роль средств духовно-нравственного просвещения в ходе складывания указанной характеристики.

Ключевые слова: этнокультурный потенциал, духовные ценности, патриотизм, гражданско-патриотическое воспитание, социальная ответственность, культурное наследие.

Annotation. The most significant, in the authors opinion, features of the modern university students' social responsibility developing process using the spiritual and moral education means are demonstrated. To do this, first of all, the current Russian society cultural development state is being investigated. The necessity of taking measures to improve it, including by modernizing the higher education system, is proved. Further, the authors show the role of the social responsibility formation in the training of a future professional who will have to fulfill his duties in the post-industrial society conditions with its cultural life specifics. Then the role of the spiritual and moral education means in this characteristic formation is studied.

Key words: ethnocultural potential, spiritual values, patriotism, civic and patriotic education, social responsibility, cultural heritage.

Введение. Российская Федерация - многонациональное государство. На её территории проживают представители почти 200 различных этнокультурных общностей (B.C. Безрукова, Г.Н. Волков, Б.Т. Лихачев). Причём 33 многочисленных и более 60 малочисленных этносов считают своей малой родиной Республику Дагестан (Е.А. Кожемякин, Н.В. Кузьмина, H.H. Назаренко, А.Б. Панькин, В.Г. Рындак, В.А. Сахаров, Л.Г. Сахарова). Таким образом, особую актуальность, в современных реалиях, приобретает проблема воспитания будущего гражданина, привития ему этнокультурных ценностей, в частности, культуры межнационального общения и межэтнической толерантности [13, С. 176].

Далее, в условиях интенсивного развития новой российской государственности фиксируются существенные экономические, а, значит, и социокультурные метаморфозы в нашем обществе (E.H. Асанова, Н.В. Кичева, Д.И. Латышина, H.A. Свинторжицкая). В их числе рост социальной мобильности населения и распространение современной космополитической культуры [1, С. 70]. Соответственно, приобретают особую важность вопросы, связанные с сохранением самобытных национально-этнических традиций, духовно-нравственных и семейных ценностей, исторически сложившихся стереотипов мышления, политической культуры и гражданской идеологии [13, С. 177-178]. В частности, необходимым представляется решение проблемы отчуждения человека от государства и, как следствие, отказа от соблюдения выработанных государством и обществом духовно-нравственных норм. Столь же очевидной является важность сохранения национальной идентичности и социальной ответственности у представителей учащейся молодёжи [13, С. 178].

Формирование соответствующих качеств представляет собой достаточно сложный процесс [14, С. 211]. Его успешное завершение невозможно в случае проведения неких разовых воспитательных мероприятий [1, С. 74]. Необходим целый комплекс целенаправленных, взаимосвязанных мер, направленных на формирование нравственно-ориентированной гражданской позиции личности. Реализация таковых, в свою очередь, подразумевает совместные усилия различных социальных институтов. При этом доминирующая роль принадлежит образовательным учреждениям [4, С. 166]. Попытка её конкретизации предпринята на страницах данного исследования.

Изложение основного материала статьи. Социальная ответственность представляет собой готовность граждан к самореализации в социуме. Последняя, в свою очередь, подразумевает:

- бережное отношение к существующим социальным институтам [8, С. 29];

- жизненный оптимизм;

-уважение сложившихся духовно-нравственных устоев [11, С. 140];

- развитое чувство патриотизма.

Организация деятельности, направленной на формирование социальной ответственности у представителей студенческой молодёжи в условиях поликультурной образовательной среды современного вуза предполагает учёт ряда факторов. К таковым относятся:

- религиозные ценности, характерные для представителей конкретного контингента [2, С. 60];

- образовательный потенциал этнокультурных традиций, присущих представителям общностей, формирующим студенческую аудиторию;

- изначальная степень развития гражданско-патриотического самосознания учащихся [15,С. 34];

- обязательность предоставления учащимся моральной свободы.

Таким образом, развитие у обучающихся социальной ответственности и гражданственности представляет собой целенаправленный нравственно обусловленный процесс [5, С. 108-109]. Его успешное завершение позволит подготовить будущих специалистов к эффективной деятельности в условиях современного общества. Это, в свою очередь, подразумевает повышение эффективности развития их компетенций в следующих областях:

- реализация профессиональных навыков [6, С. 118];

- защита собственных прав и свобод;

-участие в активной социокультурной деятельности [3, С. 125].

Представляется, что ход формирования у студентов интересующей нас характеристики будет наиболее продуктивен, если обратиться к возможностям духовно-нравственного просвещения. Это, последнее, представляет собой один из ключевых аспектов воспитания. Оно характеризуется направленностью на усвоение представителями учащейся молодёжи и последующее воплощение в ходе профессиональной и иных видов деятельности высших духовных ценностей [4, С. 168]. Реализуется духовно-нравственное просвещение через постепенные изменения ментальных установок и устойчивых мыслительных стереотипов формирующейся личности [6, С. 133]. Успешное завершение рассматриваемого процесса предполагает формирование следующих мотивов её деятельности:

- ответственность за собственные мысли, слова и поступки [13, С. 178];

- милосердие;

- чувство долга перед своей малой и большой Родиной [14, С. 212].

Начинаясь практически с рождения человека, эта составляющая личностного развития продолжается на протяжении всей жизни [6, С. 140]. Однако наиболее важным в этом смысле является период студенчества.

Использование его преимуществ по ходу формирования социальной ответственности у лиц, осваивающих образовательные программы современных российских вузов, подразумевает внесение определённых модернизаций в соответствующий сегмент образовательного процесса (Н.Ю. Абраменко, Н.Ю. Королева, А.Е. Николаева, Н.И. Рыжова, ИИ Трубина, Е.А. Щеулова). Последние должны с необходимостью учитывать не только современные достижения педагогической науки и практики, но и соответствующие традиции многонационального народа России [14, С. 213].

Таким образом, процесс воспитания социальной ответственности у студентов вузов средствами духовно-нравственного просвещения интегрирует следующие структурные единицы:

- формирование уважительного отношения к национальному достоянию народов Дагестана и РФ (Н.В. Виницкая, Г.Н. Волков, Е.С. Новик,А.Б. Панькин, Е.П. Шабалина);

- развитие у учащихся осознанного стремления к идеалам интернационализма и дружбы между народами;

- воспитание в студенческой среде чувств коллективизма и социальной солидарности [15, С. 58];

- генерация педагогических условий, необходимых с точки зрения эффективного складывания у будущих специалистов активной гражданской позиции, основанной на традиционных ценностях, характерных для многонационального российского народа [16, С. 339];

- формирование системы нравственных установок, позволяющих эффективно противостоять различным деструктивным идеологиям и иным негативным проявлениям в обществе [15, С. 72];

- разработка и последующая эффективная реализация воспитательных программ, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации обучающихся к условиям современного общества;

- реализация в ходе аудиторной и внеаудиторной работы комплекса мероприятий, направленных на интенсификацию развития культуры межнационального общения студентов [8, С. 22];

- развитие у будущих профессионалов правовой и политической культуры посредством расширения их участия в тех или иных формах самоуправления и другой общественно значимой деятельности (В.А. Айрапетова, Е.О. Бабич, Л.В. Байбородова, М.И. Рожков).

Их практическое воплощение подразумевает необходимость реализации воспитательных программ на следующих уровнях:

- вузовский [9, С. 36];

- муниципальный;

- региональный;

-всероссийский [11, С. 142].

Все они должны быть направлены на развитие у представителей учащейся молодёжи готовности к сохранению и приумножению духовно-нравственных ценностей как своей этнокультурной общности, так и многонационального народа Российской Федерации [10,С. 22]. При этом определённые трансформации претерпевает роль педагогического работника.

По ходу практического воплощения рассматриваемых программ к преподавателю предъявляются некоторые специфические требования. В частности, являясь носителем системы духовно-нравственных ценностей, он с необходимостью должен обладать рядом качеств [12, С. 396]. Перечислим их:

- готовность к реализации собственных обязанностей в современной динамичной социокультурной реальности с учётом этических, эстетических и нравственных норм [10,С. 20];

- глубокие познания в области нравственной культуры общества (О.Ю. Голубева, Е.А. Новикова, Л.М. Попов, A.M. Салаватова, Ф.М. Сулейманова, П.Н. Устин, А.Л. Фатыхова);

- развитое чувство патриотизма.

Сегодня в образовательном пространстве ряда российских вузов фиксируется целенаправленная реализация идей духовно-нравственного просвещения будущих специалистов (Г.А. Витольник, Н.Ф. Гейжан, А.Н. Крохин, К.В. Злоказов, Ю.В. Шафигуллина). В большинстве случаев соответствующий процесс характеризуется преимущественной ориентацией на развитие гражданско-патриотической культуры, т.е. приобщения представителей учащейся молодёжи к достижениям общественной и духовной жизни [6, С. 139-140].

Таким образом, фиксируется понимание руководством, преподавателями и сотрудниками методических служб многих отечественных вузов того факта, что сегодня духовно-нравственное воспитание является одной из ключевых задач современной образовательной системы [7, С. 150]. В то же время ими не до конца осознаётся его роль в выполнении социального заказа воспитания и современного гражданина. Не получают достаточного развития охарактеризованные выше компоненты социальной ответственности представителей молодого поколения [2, С. 134].

При этом, основываясь на положениях, приведённых в данной статье мы можем заявить, что именно деятельность, направленная на формирование у обучающихся системы духовно-нравственных ценностей может обеспечить развитие у них ряда ключевых составляющих данной характеристики. Возможным представляется формирование бережного отношения к социальным институтам, жизненного оптимизма, уважения к сложившимся духовно-нравственным устоям и чувства патриотизма [11, С. 143]. Таким образом после внесения ряда модернизаций, представляющихся вполне доступными на современном этапе развития системы высшего образования в РФ, рассмотренный сегмент воспитательной работы позволит эффективно формировать у будущих профессионалов чувство социальной ответственности и осознанную потребность следовать ему в жизни [9, С. 21].

Выводы. Из вышеизложенного следует, что одним из ключевых условий эффективного завершения профессиональной подготовки специалиста на этапе вузовского образования сегодня является складывание у него такой характеристики как социальная ответственность. Последняя, в свою очередь, может быть сформирована средствами духовно-нравственного просвещения обучающихся.

Благоприятствует реализации данного пути факт большого внимания, уделяемого данному сегменту воспитательной работы в ряде российских вузов. При этом, однако, его возможности в целях формирования интересующей нас характеристики в большинстве случаев применяются явно недостаточно. Между тем, современное состояние отечественной системы ВО позволяет ликвидировать данный недостаток.

Литература:

1. Абрамов, Р.П. Ценностные ориентации и межличностная толерантность современных подростков / Р.П. Абрамов, М.И. Гареев, И.В. Литвинюк // Академия профессионального образования. - 2019. - № 9(88). - С. 68-78

2. Бездухов, В.П. Теория и практика приобщения учащихся к ценностям / В.П. Бездухов. - Самара: СамГПУ, 2002. - 192 с.

3. Виницкая, Н.В. Этнокультурные традиции как фактор формирования эстетических представлений в современной культуре / Н.В. Виницкая // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 1(98). - С. 124-126

4. Гаджиева, П.Д. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание подростков: особенности профилактики экстремизма среди молодёжи / П.Д. Гаджиева // «Органы государственной власти и институты гражданского общества в противодействии идеологии экстремизма и терроризма: Материалы научно-практической конференции. -Махачкала: Деловой мир, 2017. - С. 166-169

5. Гадзаова, Л.П. Гарантированное государственное образование и проектирование программ вузовского обучения, позволяющих определять базовые и специальные профессиональные компетенции / Л.П. Гадзаова // Историческая и социально-образовательная мысль. -2014,- № 2. - С. 107-112

6. Гадзаова, Л.П. Формирование межкультурной компетентности и профессиональной устойчивости нового поколения студентов вуза / Л.П. Гадзаова. - Владикавказ: Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, 2015. - 152 с.

7. Глазкова, H.A. Роль традиций в духовно-нравственном и патриотическом воспитании суворовцев / H.A. Глазкова // Политическая система России и этатизм современного общества: Сборник научных трудов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (с элементами научной школы для молодёжи). - Ульяновск: Ульяновский государственный технический университет,2018. - С. 148-165

8. Дивногорцева, С.Ю. Педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития личности: к проблеме осмысления терминологии / С.Ю. Дивногорцева, С.А. Атрощенко, К.С. Машарова // Перспективы науки и образования. -2019.-№4(40).-С. 21-32

9. Злоказов, К.В. Морально-нравственное воспитание обучающихся в образовательных организациях МВД России / К.В. Злоказов. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2020. - 176 с.

10. Ибрагимова, Л.А. К вопросу о нравственном развитии студентов в период профессиональной подготовки в образовательном учреждении / Л.А. Ибрагимова, И.Д. Мехдиева // Социальное и педагогическое образование: Векторы развития: Материалы Международной научно-практической конференции. - Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2019. - С. 20-23

11. Лепшокова, Е.А. Развитие вариативных умений в условиях двуязычия / Е.А. Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования. - 2019. - Вып. XVIII. - С. 140-143

12. Мехдиева, И.Д. Профессионально-нравственное развитие как педагогическая категория / И.Д. Мехдиева // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2019. - С. 395-398

13. Попова, М.И Развитие навыков командной работы у студентов-билингвов / М.И. Попова // Мир науки, культуры, образования. -2023. -№ 5(102). - С. 176-178

14. Предпосылки исследования этнонациональной образовательной политики в современной России / P.M. Султыгова, A.A. Мальсагов, И.В. Кичева, В.В. Лезина // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 4(101). - С. 211-214

15. Шапиева, О.Г. Нравственно-правовая социализация / О.Г. Шапиева. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2001. - 86 с.

16. Шашков, В.А. Педагогический потенциал мобильного обучения в системе духовно-нравственного развития школьников / В.А. Шашков, A.B. Усанова // Вопросы студенческой науки. -2019. - Вып. 11(39). - С. 338-341

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, исполняющий обязанности заведующего кафедрой теории и методики профессионального образования Гаджикурбанова Габибат Магомедовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова» (г. Махачкала)

ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Изучается роль, которую дистанционные образовательные технологии играют в процессе подготовки будущих педагогов профессионального обучения. При этом определённое внимание уделяется состоянию, в котором теперь находится российская система среднего профессионального образования. На основании результатов его анализа демонстрируется необходимость модернизации подготовки занятых в нём педагогических кадров, в том числе путём расширения использования дистанционных технологий. Далее описываются основные особенности дистанционного обучения. Рассматриваются конкретные технологии, применимые при организации образовательной деятельности с будущими педагогами профессионального обучения в подобном формате. Указываются некоторые проблемы, которые необходимо принимать в расчёт при планировании их применения.

Ключевые слова: высшее образование, подготовка педагогических кадров для системы среднего профессионального образования, подготовка педагогов профессионального обучения, образовательные технологии, дистанционное обучение.

Annotation. The role that distance learning technologies play in the process of training future vocational training teachers is being studied. At the same time, some attention is paid to the state in which the Russian secondary vocational education system is now located. Based on the results of its analysis, the need to modernize the teaching staff employed in it training is demonstrated, including by expanding the use of remote technologies. The main features of distance learning are described. The specific technologies used in the organization of educational activities with future vocational training teachers in the distance learning format are considered. Some problems that need to be taken into account when planning their application are indicated.

Key words: higher education, training of teaching staff for the secondary vocational education system, training of teachers of vocational training, educational technologies, distance learning.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение. В настоящее время отечественная система среднего профессионального образования (СПО) переживает этап глубокого реформирования (В.В. Гузеев, А.Н. Дахин, Н.В. Кульбеда, Н.В. Новожилова). Последний, безусловно, связан с рядом прогрессивных тенденций [5, С. 85]. К таковым относятся:

- принятие ряда стратегически важных документов в соответствующей области;

- разработка профессиональных стандартов;

- реализация комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования [2, С. 57].

С другой стороны приходится констатировать, что на сегодняшний день система СПО далеко не в полной мере справляются со своей основной задачей - подготовкой специалистов среднего звена, соответствующих требованиям современного социума, характеризующегося непредсказуемой динамикой практически всех сфер жизни (И.А. Денисова, Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов).

Преодолению фиксирующихся на сегодняшний день затруднений в решении соответствующих проблем может поспособствовать модернизация подготовки будущих педагогов профессионального обучения на ступени высшего образования. Анализ специальной литературы и рефлексия собственного опыта автора показывают: будущий педагогический работник, занятый в соответствующей сфере, к окончанию вуза должен быть вооружён не только теоретическими знаниями, но и владеть широким арсеналом инновационных образовательных методик (Т.М. Давыденко, A.M. Романченко, М.К. Романченко, С.В. Крашенинников, А.Н. Кубашев, Т.И. Шамова, Г.Н. Шибанова). К таковым

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.