Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / подготовка педагогических кадров для системы среднего профессионального образования / подготовка педагогов профессионального обучения / образовательные технологии / дистанционное обучение / higher education / training of teaching staff for the secondary vocational education system / training of teachers of vocational training / educational technologies / distance learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджикурбанова Габибат Магомедовна

Изучается роль, которую дистанционные образовательные технологии играют в процессе подготовки будущих педагогов профессионального обучения. При этом определённое внимание уделяется состоянию, в котором теперь находится российская система среднего профессионального образования. На основании результатов его анализа демонстрируется необходимость модернизации подготовки занятых в нём педагогических кадров, в том числе путём расширения использования дистанционных технологий. Далее описываются основные особенности дистанционного обучения. Рассматриваются конкретные технологии, применимые при организации образовательной деятельности с будущими педагогами профессионального обучения в подобном формате. Указываются некоторые проблемы, которые необходимо принимать в расчёт при планировании их применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаджикурбанова Габибат Магомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role that distance learning technologies play in the process of training future vocational training teachers is being studied. At the same time, some attention is paid to the state in which the Russian secondary vocational education system is now located. Based on the results of its analysis, the need to modernize the teaching staff employed in it training is demonstrated, including by expanding the use of remote technologies. The main features of distance learning are described. The specific technologies used in the organization of educational activities with future vocational training teachers in the distance learning format are considered. Some problems that need to be taken into account when planning their application are indicated.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

6. Гадзаова, Л.П. Формирование межкультурной компетентности и профессиональной устойчивости нового поколения студентов вуза / Л.П. Гадзаова. - Владикавказ: Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, 2015. - 152 с.

7. Глазкова, H.A. Роль традиций в духовно-нравственном и патриотическом воспитании суворовцев / H.A. Глазкова // Политическая система России и этатизм современного общества: Сборник научных трудов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (с элементами научной школы для молодёжи). - Ульяновск: Ульяновский государственный технический университет,2018. - С. 148-165

8. Дивногорцева, С.Ю. Педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития личности: к проблеме осмысления терминологии / С.Ю. Дивногорцева, С.А. Атрощенко, К.С. Машарова // Перспективы науки и образования. -2019.-№4(40).-С. 21-32

9. Злоказов, К.В. Морально-нравственное воспитание обучающихся в образовательных организациях МВД России / К.В. Злоказов. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2020. - 176 с.

10. Ибрагимова, Л.А. К вопросу о нравственном развитии студентов в период профессиональной подготовки в образовательном учреждении / Л.А. Ибрагимова, ИД. Мехдиева // Социальное и педагогическое образование: Векторы развития: Материалы Международной научно-практической конференции. - Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2019. - С. 20-23

11. Лепшокова, Е.А. Развитие вариативных умений в условиях двуязычия / Е.А. Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования. - 2019. - Вып. XVIII. - С. 140-143

12. Мехдиева, И.Д. Профессионально-нравственное развитие как педагогическая категория / И.Д. Мехдиева // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2019. - С. 395-398

13. Попова, М.И. Развитие навыков командной работы у студентов-билингвов / М.И. Попова // Мир науки, культуры, образования. -2023. -№ 5(102). - С. 176-178

14. Предпосылки исследования этнонациональной образовательной политики в современной России / P.M. Султыгова, A.A. Мальсагов, И.В. Кичева, В.В. Лезина // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 4(101). - С. 211-214

15. Шапиева, О.Г. Нравственно-правовая социализация / О.Г. Шапиева. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2001. - 86 с.

16. Шашков, В.А. Педагогический потенциал мобильного обучения в системе духовно-нравственного развития школьников / В.А. Шашков, A.B. Усанова // Вопросы студенческой науки. -2019. - Вып. 11(39). - С. 338-341

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, исполняющий обязанности заведующего кафедрой теории и методики профессионального образования Гаджикурбанова Габибат Магомедовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова» (г. Махачкала)

ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Изучается роль, которую дистанционные образовательные технологии играют в процессе подготовки будущих педагогов профессионального обучения. При этом определённое внимание уделяется состоянию, в котором теперь находится российская система среднего профессионального образования. На основании результатов его анализа демонстрируется необходимость модернизации подготовки занятых в нём педагогических кадров, в том числе путём расширения использования дистанционных технологий. Далее описываются основные особенности дистанционного обучения. Рассматриваются конкретные технологии, применимые при организации образовательной деятельности с будущими педагогами профессионального обучения в подобном формате. Указываются некоторые проблемы, которые необходимо принимать в расчёт при планировании их применения.

Ключевые слова: высшее образование, подготовка педагогических кадров для системы среднего профессионального образования, подготовка педагогов профессионального обучения, образовательные технологии, дистанционное обучение.

Annotation. The role that distance learning technologies play in the process of training future vocational training teachers is being studied. At the same time, some attention is paid to the state in which the Russian secondary vocational education system is now located. Based on the results of its analysis, the need to modernize the teaching staff employed in it training is demonstrated, including by expanding the use of remote technologies. The main features of distance learning are described. The specific technologies used in the organization of educational activities with future vocational training teachers in the distance learning format are considered. Some problems that need to be taken into account when planning their application are indicated.

Key words: higher education, training of teaching staff for the secondary vocational education system, training of teachers of vocational training, educational technologies, distance learning.

Введение. В настоящее время отечественная система среднего профессионального образования (СПО) переживает этап глубокого реформирования (В.В. Гузеев, А.Н. Дахин, Н.В. Кульбеда, Н.В. Новожилова). Последний, безусловно, связан с рядом прогрессивных тенденций [5, С. 85]. К таковым относятся:

- принятие ряда стратегически важных документов в соответствующей области;

- разработка профессиональных стандартов;

- реализация комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования [2, С. 57].

С другой стороны приходится констатировать, что на сегодняшний день система СПО далеко не в полной мере справляются со своей основной задачей - подготовкой специалистов среднего звена, соответствующих требованиям современного социума, характеризующегося непредсказуемой динамикой практически всех сфер жизни (И.А. Денисова, Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов).

Преодолению фиксирующихся на сегодняшний день затруднений в решении соответствующих проблем может поспособствовать модернизация подготовки будущих педагогов профессионального обучения на ступени высшего образования. Анализ специальной литературы и рефлексия собственного опыта автора показывают: будущий педагогический работник, занятый в соответствующей сфере, к окончанию вуза должен быть вооружён не только теоретическими знаниями, но и владеть широким арсеналом инновационных образовательных методик (Т.М. Давыденко, A.M. Романченко, М.К. Романченко, С.В. Крашенинников, А.Н. Кубашев, Т.И. Шамова, Г.Н. Шибанова). К таковым

относятся личностно-ориентированные, интерактивные, а также мотивационные стратегии и технологии профессиональной работы с учащимися [13, С. 1375].

При этом возрастает роль современных педагогических технологий, в т.ч. применимых по ходу реализации различных форм дистанционного и смешанного обучения [3, С. 138]. Некоторым возможностям их использования в ходе подготовки профессионалов интересующего нас профиля посвящена данная статья.

Изложение основного материала статьи. На настоящем этапе развития педагогических знаний дефиниция «технология» (греч. - «мастерство», «наука») прочно вошла в лексикон учёных и практиков, работающих в указанной области (Л.Ю. Калинина, Н.Э. Касаткина, O.A. Козырева, Е.Ф. Котенко, Ю.А. Лях, Е.А. Уракова). При этом на страницах специальной литературы фиксируется определённый плюрализм в толковании понятия «образовательная технология» (Л.В. Красильникова, Д.Е. Онорин, Т.А. Танцура, Е.А. Уракова). До сих пор не существует такого исследования, которое могло бы сформировать исчерпывающие представления о его сущности [11, С. 56]. На страницах настоящей статьи данный термин будет трактоваться как конкретный способ осуществления образовательной деятельности, интегрирующий систему методов организации учебно-воспитательного процесса, её форм и средств, обеспечивающий наиболее рациональный ход процесса достижения педагогических целей [4, С. 67].

Отсюда следует что, говоря о процессе формирования компетенций у будущих педагогов профессионального обучения, образовательная технология предполагает рациональное управление соответствующим процессом, реализуемое с максимальным учётом эмпирических и теоретических инноваций [5, С. 87]. Её реализация включает два аспекта:

- организация учебной работы студентов;

- контроль за её осуществлением [11, С. 57].

Оба эти аспекта характеризуются направленностью на достижение высоких результатов в деле развития профессиональных и личностных компетенций студентов. Естественно, что составляющие процесса реализации любой образовательной технологии находятся во взаимосвязи. Результаты контроля за организацией учебной работы студентов оказывают непосредственное влияние на её содержание [3, С. 123].

Далее, образовательные технологии, применимые при подготовке будущих педагогов профессионального обучения будут интересовать нас, прежде всего, в контексте реализации дистанционных форм работы с ними. Актуальность этих, последних, не должна вызывать серьёзных сомнений, если мы учтём, что реализовывавшиеся в период с 2020 по 2022 гг. меры по профилактике и борьбе с COVID-19 существенно изменили характер взаимодействия между субъектами образовательных отношений [4, С. 69].

В данном случае речь идёт не просто о трансформации тех или иных моделей организации учебной и внеучебной работы. Изменилась сама педагогическая реальность. Оказалась принципиально возможной подготовка будущих специалистов в режиме онлайн [13, С. 1375]. Таким образом, мы можем с уверенностью говорить о необходимости интенсификации поисков новых адекватных дистанционных образовательных технологий, применимых в соответствующей

В целом дистанционное обучение представляет собой такую форму организации учебно-воспитательного процесса, по ходу реализации которой субъекты образовательных отношений находятся на значительном удалении друг от друга [3, С. 76]. При этом сохраняются традиционные компоненты соответствующего процесса. В их число входят:

- цели;

- задачи;

- средства и методы;

- содержание [1, С. 49-50].

По ходу его реализации интересующей нас формы имеет место постоянное интерактивное взаимодействие между его участниками [9, С. 329]. Это, последнее, поддерживается посредством специфических технологий, отличающихся от, например, тех, что используются в заочном обучении (Я.В. Денисова, A.B. Дождиков, Г.В. Днепровская, О.В. Михайлов, Е.И. Чанков, Е.В. Чанкова, И.В. Шевцова).

На сегодняшний день можно охарактеризовать ряд наиболее распространённых дистанционных образовательных технологий, применимых в ходе подготовки будущих педагогов профессионального обучения.

В первую очередь следует сказать о чат-технологи. Учебные занятия, подразумевающие её широкое использование проводятся синхронно. Другими словами, все участники имеют одновременный доступ к образовательному чату (М.М. Абдуразаков, З.О. Батыгов, В.Г. Лизунков, Е.Ю. Малушко, М.Г. Мухидинов). В целях реализации данной образовательной технологии многими отечественными вузами широко используются такие образовательные онлайн-площадки как Moodle или Zoom [10, С. 46]. С помощью инструментов, предоставляемых данными платформами реализуются такие формы организации учебной деятельности, как семинары, практикумы, коллоквиумы и др [1, С. 51].

Следующая технология дистанционного обучения, применимая в ходе подготовки будущих профессионалов интересующего нас профиля, - специализированные образовательные веб-форумы [4, С. 68]. Они представляют собой такую форму организации работы пользователей, при которой последние общаются между собой на заданную тему с помощью записей, оставляемых на определённом веб-сайте [9, С. 328]. От чат-технологии веб-форумы отличаются возможностями для реализации педагогической деятельности на протяжении более длительного срока. К тому же, характер взаимодействия между участниками образовательного процесса в данном случае асинхронный. Так могут проводиться дистанционные лекции, конференции и семинары [8, С. 112].

Далее, при подготовке будущих профессионалов интересующего нас профиля в дистанционном формате своё применение могут найти облачные технологии. Можно сформулировать следующие задачи их интеграции в учебно-воспитательный процесс:

- обеспечить равный доступ субъектов образовательных отношений к необходимым материалам и совместную дистанционную работу над ними [6, С. 200];

- реализовать возможности для дистанционной проверки знаний [7, С. 105];

- заинтересовать студентов необычной подачей материала.

Таким образом, широкое применение по ходу дистанционного обучения облачных технологий существенно расширяет возможности информационно-образовательного пространства. Их возможности позволяют организовать, например, выполнение и проверку практических заданий, олимпиад или конференций [8, С. 22].

Облачные технологии, могущие быть использованными при подготовке педагогов профессионального обучения на ступени вуза, подразделяются на следующие категории:

- сервисы для создания и/или хранения презентаций;

- сервисы для хранения документов [6, С. 203];

- сервисы и программы для создания опросов и тестов.

Так как сегодня телекоммуникационные сети охватывают практически весь земной шар, применение охарактеризованных выше дистанционных образовательных технологий позволяет установить взаимодействие между участниками педагогического процесса, находящимися на значительном удалении друг от друга. Более того, их использование существенно облегчает привлечение опытных специалистов-практиков, представителей организаций-работодателей, а также выдающихся в соответствующей области учёных [7, С. 106]. Это будет способствовать формированию практико-ориентированности профессиональной подготовки, что особенно важно в современных условиях [12, С. 92].

С другой стороны, накопленный опыт подготовки и реализации соответствующих форм работы показывает наличие некоторых проблем. В их число входят:

- выбор оптимальных методов и форм представления образовательного материала с помощью технологий дистанционного обучения;

- определение путей формирования учебной мотивации будущих педагогов [11, С. 55];

- поиск наиболее эффективных подходов и инструментов для текущего, промежуточного и рубежного контроля знаний учащихся [12, С. 97].

Выводы. Основываясь на вышеизложенном, мы можем заключить, что важным условием дальнейшего прогрессивного развития системы среднего профессионального образования в нашей стране является совершенствование подготовки педагогов профессионального обучения. Это, последнее, в свою очередь, представляется возможным при условии интеграции инновационных педагогических технологий в образовательный процесс.

Учитывая тот факт, что вследствие недавней пандемии большое внимание уделяется дистанционному обучению студентов, в т.ч. осваивающих указанный профиль подготовки, исследователям и практикам необходимо сосредоточиться на дистанционных образовательных технологиях. Их широкое применение поможет подготовить педагогов профессионального обучения, которые с высокой вероятностью будут соответствовать современным требованиям. Велика вероятность, что, завершив освоение соответствующих программ, они смогут готовить специалистов среднего звена, способных реализовывать собственные профессиональные особенности на высоком уровне.

Литература:

1. Агальцова, Д.В. Методические аспекты обучения английскому языку в дистанционном формате / Д.В. Агальцова, А.З. Короткова // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 2(99). - С. 49-52

2. Баканова, И.Г. Вызовы современной системе среднего профессионального образования и пути их решения / И.Г. Баканова, Л.В. Капустина // Концепт. - 2022. -№ 4. - С. 50-64

3. Гадзаова, Л.П. Формирование межкультурной компетентности и профессиональной устойчивости нового поколения студентов вуза / Л.П. Гадзаова. - Владикавказ: Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, 2015. - 152 с.

4. Гусева, Н.В. Цифровые технологии как средство повышения эффективности и качества иноязычного образовательного процесса / Н.В. Гусева // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 4(101). - С. 67-69

5. Знатков, С.Ю. Трилогия об универсальности IT-дисциплин подготовки бакалавров педагогического образования / С.Ю. Знатков, А.К. Лопатин, М.В. Плеханова // Вестник Государственного социально-гуманитарного университета. - 2018. -№ 1(29). - С. 82-91

6. Климентьев, Д.Д. Доступные мобильные приложения в образовании: бесплатно, интересно, несложно и эффективно / Д.Д. Климентьев, В.В. Климентьева // Учёные записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2018. - № 1(45). - С. 198-205

7. Онущенко, Н.М. Интеграция мобильных технологий в процессе обучения французского языка / Н.М. Онущенко // Педагогическое образование и наука. - 2018. - №1. - С. 104-107

8. Ростовцева, П.П. Педагогическое обеспечение практической направленности иноязычной подготовки студентов неязыковых вузов: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Ростовцева Полина Петровна. - Москва, 2013. - 208 с.

9. Рябова, Е.В. Особенности организации образовательного процесса в современном вузе в условиях дистанционного обучения / Е.В. Рябова, З.А. Саидов, И.Р. Позднякова // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 3(100). - С. 327-329

10. Смирнова, О.Г. Опыт использования образовательной платформы Moodle в вузе / О.Г. Смирнова, Е.А. Процукович // The scientific heritage. - 2020. - No 51. - Рр. 46-47

11. Хижная, А.В. Образовательные технологии в профессиональном образовании / А.В. Хижная, Ю.А. Бекетова, Н.А. Захарова // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. Сборник статей по материалам VI Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород: Мининский университет, 2019,- С. 55-57

12. Шамсутдинова, Т.М. Оценка практикоориентированности профессиональных образовательных программ при подготовке IT-специалистов / Т.М. Шамсутдинова, С.В. Прокофьева // Профессиональное образование и рынок труда. -2023.-Т. 11.-№ 1.-С. 89-106

13. Organization of the educational process in the university during the pandemic / Г.Р. Gadzaova, E.V. Goverdovskaya, E.A. Tatarintseva [etc.] II Propositos y Representaciones. - 2021. - Yol. 9. -№ Sl.-P. 1375.

Педагогика

УДК 378

соискатель кафедры современной педагогики, непрерывного образования и персональных треков Гайрабекова Медина Ташадиевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный социальный университет» (г. Москва)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ СПОСОБНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗНАНИЯ ОБ ОСНОВАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье раскрывается сущность устойчивого развития и отдельные компоненты знаний в рамках данного направления. Рассматривается содержание школьного предмета географии в аспекте профильной подготовки будущих учителей для актуализации школьных знаний. Приводится аргументация целесообразности взаимодействия будущего учителя географии с получаемыми технологическим путем данными в целях формирования теоретической базы знаний для предполагаемой педагогической деятельности. Раскрывается сущность технологического обеспечения, пригодного для совершенствования способностей будущего учителя географии применять знания об основах устойчивого развития. На примере университета Чеченской Республики рассматривается возможность создания технологически оснащенных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.