Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ'

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКОВ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ / КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ / ВЫПУСКНИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьменко М.В.

Цель исследования. В статье рассматривается актуальный вопрос подготовки выпускников - будущих учителей - к решению профессиональных задач, связанных организацией с дистанционного обучения школьников. Осуществлен анализ существующих подходов к организации профессиональной подготовки студентов педагогических вузов к реализации дистанционного обучения. Представлены результаты анкетирования студентов с целью выявления профессиональных дефицитов выпускников в контексте применения дистанционных образовательных технологий. Приведены основные направления совершенствования профессиональных умений выпускников в рамках дисциплины «Технологии дистанционного обучения», структура рабочей программы. Материалы и методы. Анализ научно-методической литературы по вопросам подготовки выпускников педагогических вузов к реализации дистанционного обучения. Анкетирование студентов с целью выявления компетенций и профессиональных дефицитов в области применения дистанционных образовательных технологий.Результаты исследования. На основе анализа научно-методической литературы выявлены и охарактеризованы основные компетенции, формирование которых нацелено на дальнейшее успешное, эффективное и безопасное осуществление будущими педагогами деятельности в сфере организации дистанционного обучения школьников. Выделен ряд компетенций, особо востребованных с позиции исследуемой проблемы, таких как личностная, профессионально-педагогическая, психологическая, техническая и экстремальная (способность и готовность к деятельности во внезапно усложнившихся условиях). Анкетирование студентов позволило выявить профессиональные дефициты в области применения дистанционных образовательных технологий, среди которых ожидаемо преобладали методические аспекты организации дистанционного учебного процесса. Между тем, значительное число студентов отметили недостаточную сформированность специфических цифровых навыков, необходимых для реализации дистанционного обучения. Среди отмеченных студентами профессиональных дефицитов важно особо выделить такие, как организация групповой работы в дистанционном формате (как в методическом, так и в техническом аспектах); организация работы с родителями; тайм менеджмент педагога. Вышесказанное обуславливает важность целенаправленной работы по формированию соответствующих умений будущих педагогов в рамках дисциплины «Технологии дистанционного обучения», содержание которой сформировано с учетом результатов исследования.Результаты проведенного исследования могут быть использованы с целью совершенствования системы подготовки будущих учителей; корректировки содержания программ учебных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьменко М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARING FUTURE TEACHERS TO IMPLEMENT DISTANCE LEARNING FOR SCHOOLCHILDREN

The purpose of the study. The article deals with the issue of graduates’ (future teachers) preparation for the solution of professional tasks related to the organization of distance learning for schoolchildren. The analysis of current approaches to the organization of professional training of students of pedagogical universities for the implementation of distance learning is carried out. The results of students’ survey in order to identify professional deficits of graduates in the context of the implementation of distance learning technologies are presented. The main directions of improving the graduates’ professional skills in the framework of the discipline “Distance learning technologies” and work program structure are given.Materials and methods. Analysis of scientific and methodological literature on the preparation of graduates of pedagogical universities for the implementation of distance learning. The students’ survey to identify competencies and professional deficiencies in the field of application of distance learning technologies.Research results. The main competencies based on the analysis of scientific and methodological literature are identified and characterized. The formation of these competencies is aimed at further successful, effective and safe implementation by future teachers of activities in the field of schoolchildren’s distance learning. A number of competencies such as personal, professional and pedagogical, psychological, technical and extreme (ability and readiness to work in sudden complicated conditions) that are particularly in demand from the perspective problem under this study are highlighted. The students’ survey revealed professional deficits in the field of application of distance learning technologies. Methodological aspects of the organization of the distance learning process prevailed. Meanwhile, a significant number of students noted the lack of the formation of specific digital skills, which are necessary for the implementation of distance learning. It is important to highlight such professional deficits as a group work organization in a remote format (both in methodological and technical aspects); the organization of work with parents; the teacher’s time management.All these aspects determine the importance of purposeful work on the formation of appropriate skills of future teachers within the discipline “Distance learning technologies”. The content of this discipline is formed according to the results of the study.The results of the study can be used to improve the system of training of future teachers and the adjustments to the content of academic discipline programs.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 378 1 М.В. Кузьменко

DOI: http://dx.doi.org/10.21686/1818-4243-2023-1-4-17-24

Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск, Россия

Подготовка будущих педагогов к реализации дистанционного обучения школьников

Цель исследования. В статье рассматривается актуальный вопрос подготовки выпускников — будущих учителей — к решению профессиональных задач, связанных организацией с дистанционного обучения школьников. Осуществлен анализ существующих подходов к организации профессиональной подготовки студентов педагогических вузов к реализации дистанционного обучения. Представлены результаты анкетирования студентов с целью выявления профессиональных дефицитов выпускников в контексте применения дистанционных образовательных технологий. Приведены основные направления совершенствования профессиональных умений выпускников в рамках дисциплины «Технологии дистанционного обучения», структура рабочей программы. Материалы и методы. Анализ научно-методической литературы по вопросам подготовки выпускников педагогических вузов к реализации дистанционного обучения. Анкетирование студентов с целью выявления компетенций и профессиональных дефицитов в области применения дистанционных образовательных технологий.

Результаты исследования. На основе анализа научно-методической литературы выявлены и охарактеризованы основные компетенции, формирование которых нацелено на дальнейшее успешное, эффективное и безопасное осуществление будущими педагогами деятельности в сфере организации дистанционного обучения школьников. Выделен ряд компетенций, особо востребованных с позиции исследуемой проблемы, таких как личностная, профессионально-педагогическая, психологическая, техническая и экстремальная (способность и готовность к деятельности во

внезапно усложнившихся условиях). Анкетирование студентов позволило выявить профессиональные дефициты в области применения дистанционных образовательных технологий, среди которых ожидаемо преобладали методические аспекты организации дистанционного учебного процесса. Между тем, значительное число студентов отметили недостаточную сформированность специфических цифровых навыков, необходимых для реализации дистанционного обучения. Среди отмеченных студентами профессиональных дефицитов важно особо выделить такие, как организация групповой работы в дистанционном формате (как в методическом, так и в техническом аспектах); организация работы с родителями; тайм менеджмент педагога. Вышесказанное обуславливает важность целенаправленной работы по формированию соответствующих умений будущих педагогов в рамках дисциплины «Технологии дистанционного обучения», содержание которой сформировано с учетом результатов исследования.

Результаты проведенного исследования могут быть использованы с целью совершенствования системы подготовки будущих учителей; корректировки содержания программ учебных дисциплин.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные технологии, система дистанционного обучения, профессиональная подготовка выпускников, подготовка будущих учителей, профессиональные компетенции студентов, компетенции будущих учителей, выпускники педагогического вуза.

Maria V. Kuzmenko

Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Russia

Preparing Future Teachers to Implement Distance Learning for Schoolchildren

The purpose of the study. The article deals with the issue ofgraduates' (future teachers) preparation for the solution of professional tasks related to the organization of distance learning for schoolchildren. The analysis of current approaches to the organization ofprofessional training of students ofpedagogical universities for the implementation of distance learning is carried out. The results of students' survey in order to identify professional deficits of graduates in the context of the implementation of distance learning technologies are presented. The main directions of improving the graduates' professional skills in the framework of the discipline "Distance learning technologies " and work program structure are given.

Materials and methods. Analysis of scientific and methodological literature on the preparation of graduates ofpedagogical universities for the implementation of distance learning. The students' survey to identify competencies and professional deficiencies in the field of application of distance learning technologies. Research results. The main competencies based on the analysis of scientific and methodological literature are identified and characterized. The formation of these competencies is aimed at further successful, effective and safe implementation by future teachers of activities in the field of schoolchildren's distance learning. A number of competencies such as personal, professional and pedagogical, psychological, technical and extreme (ability and readiness to work

in sudden complicated conditions) that are particularly in demand from the perspective problem under this study are highlighted. The students' survey revealed professional deficits in the field of application of distance learning technologies. Methodological aspects of the organization of the distance learning process prevailed. Meanwhile, a significant number of students noted the lack of the formation of specific digital skills, which are necessary for the implementation of distance learning. It is important to highlight such professional deficits as a group work organization in a remote format (both in methodological and technical aspects); the organization of work with parents; the teacher's time management.

All these aspects determine the importance of purposeful work on the formation of appropriate skills offuture teachers within the discipline "Distance learning technologies". The content of this discipline is formed according to the results of the study. The results of the study can be used to improve the system of training of future teachers and the adjustments to the content of academic discipline programs.

Keywords: distance learning, distance technologies, distance learning system, professional training of graduates, the training of future teachers, professional competencies of students, competencies offuture teachers, graduates of pedagogical university.

Введение

Одним из приориретных направлений государственной политики Российской Федерации в настоящее время является цифровизация и информатизация различных сфер общественной жизни. Образование, как наиболее восприимчивая к происходящим изменениям сфера, является одним из ключевых институтов, которые, согласно программе «Цифровая экономика», должны претерпеть значительные изменения. Активная трансформация и модернизация современной системы образования связывается не только с внедрением современных технических средств и информационных технологий в практику работы образовательных организаций, но и с реализацией системы дистанционного (электронного) обучения и соответствующей подготовкой педагогов. Тенденция развития дистанционного обучения отражена в плане деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на период с 2019 по 2024 г.

Стратегический плановый характер достижения поставленных целей и задач претерпел изменения ввиду всеобщего экстренного перехода образовательных организаций на дистанционное обучение в период пандемии COVID-19 и выявил ряд задач, требующих безотлагательного решения. При этом, в сложившейся ситуации на первый план вышли не проблемы технического и информационно-коммуникационного обеспечения образовательного процесса, а недостаточное владение педагогами технологиями и методикой дистанционного обучения, неготовность освоить их в кратчайшие сроки [1, 2]. В связи с этим особую актуальность имеет задача совершенствования и развития системы подготовки педагогов, обладающих достаточными компетенциями в сфере реали-

зациии дистанционного обучения, готовых к непрерывному профессиональному развитию и мобильности.

Следует отметить, что не менее важно формирование и развитие вышеуказанных компетенций при обучении будущих педагогов — студентов педагогических вузов.

В связи с вышесказанным особую актуальность приобретает целенаправленная подготовка выпускников педагогических вузов к эффективной реализации дистанционного (электронного) обучения школьников. Для выявления основных направлений подготовки было проведено представленное в данной статье исследование.

Материалы и методы

1. Теоретические методы (анализ, синтез, сравнение). С целью выявления современных подходов к осуществлению подготовки студентов педагогических вузов к реализации дистанционного (электронного) обучения школьников, необходимых для этого компетенций был осуществлен анализ психолого-педагогических и методических исследований.

2. Эмпирический метод (анкетирование). Для выявления профессиональных дефицитов выпускников в контексте применения дистанционных образовательных технологий (выделенных ранее компетенций); определения степени их готовности к соответствующей профессиональной деятельности, было проведено онлайн-ан-кетирование студентов. Разработанная анкета содержала вопросы как закрытого (с выбором ответа из предложенных), так и открытого (с развернутым ответом) типа, а также вариант «Другое» для отдельных вопросов. Кроме того, выпускникам был предложен вопрос-комментарий, в котором они могли в свободной форме изложить свои мысли, высказать мнение и оставить

предложения в соответствии с целевой установкой.

В исследовании приняли участие 53 студента выпускных курсов Института педагогики и психологии ФГБОУ ВО "Петрозаводский государственный университет": обучающиеся бакалавриата (44.03.01. — Педагогическое образование (профиль «Начальное образование»), а также студенты, обучающиеся по направлению подготовки магистратуры 44.04.01 Педагогическое образование, магистерская программа «Инновационная деятельность в образовании».

Результаты исследования

1. Обзор и анализ психолого-педагогических и методических источников с целью выявления современных подходов к осуществлению подготовки студентов педагогических вузов к реализации дистанционного (электронного) обучения школьников, необходимых для этого компетенций

Современные стандарты подготовки бакалавров педагогического образования предусматривают формирование разносторонней компетентности выпускников. Однако, для эффективной организации дистанционного обучения школьников будущий педагог должен владеть особыми компетенциями, обеспечивающими его успешную профессиональную деятельность при реализации учебного процесса в виртуальной среде. В современных источниках описываются различные подходы к организации подготовки в этом направлении педагогов и будущих педагогов.

Теоретические и практические аспекты дистанционного обучения в начальной школе, особенности организации подготовки педагогических кадров, в том числе для начальной школы, в области дистанционного обучения отражены в работах [3, 4, 5, 6, 7]. Авторами подчеркивается необходи-

мость создания оригинального инструментария, программного и методического обеспечения дистанционного обучения младших школьников с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей, санитарных норм.

С точки зрения необходимых компетенций для реализации дистанционного обучения, значительная часть исследований обоснованно посвящена формированию ИКТ-компетентности. Под ИКТ-компетентностью, согласно Профессиональному стандарту педагога, понимается «квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо» [8].

Наряду с ИКТ-компетент-ностью говорят о цифровой грамотности, цифровой компетенции (компетентности), цифровой культуре педагога и цифровых навыках [1, 9, 10]. Цифровая грамотность определяется как «... набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Включает в себя цифровое потребление, цифровые компетенции и цифровую безопасность», а цифровая компетентность — это «... основанная на непрерывном овладении компетенциями (системой соответствующих знаний, умений, мотивации и ответственности) способность индивида уверенно, эффективно, критично и безопасно выбирать и применять инфоком-муникационные технологии в разных сферах жизнедеятельности (работа с контентом, коммуникации, потребление, техносфера), а также его готовность к такой деятельности» [11, с. 140]. Как следует из определений, важным отличием цифровой грамотности от цифровой компетентности является то, что, вторая подразумевает наличие компонентов

социальной направленности — мотивации и ответственности.

Цифровые навыки являются составляющими цифровой компетентности, их содержание подробно описано в работах [9, 11]. В исследовании Л. А. Поповой, в качестве подхода к формированию цифровых навыков будущих педагогов, необходимых для оказания дистанционной поддержки школьника в процессе обучения, предлагается обучение при помощи цифровых ресурсов и обучение применению и созданию цифровых ресурсов с функцией поддержки школьников. Для реализации данной цели автор выделяет и описывает необходимые цифровые навыки, а также этапы их формирования в процессе обучения выпускников [10]. Понятие, составляющие и модель цифровой культуры будущего педагога представлены в работе авторского коллектива [11].

Помимо ИКТ-компетент-ности авторы отмечают и ряд других, не менее важных для педагога, реализующего дистанционное обучение. Так, в работе [12] предложено авторское определение дистанционно-образовательной компетентности студентов педагогического вуза, описаны средства ее формирования.

А.В. Агаева, С. В. Фефелов отмечают важность развития готовности выпускников к профессиональной деятельности в сфере дистанционного обучения школьников, выделяя следующие ее компоненты: информационно-коммуникационная готовность, готовность к осуществлению промежуточного и итогового контроля результатов дистанционного обучения, готовность к ведению работы по воспитанию обучающихся. Особо авторы подчеркивают важность формирования у будущих педагогов общей готовности к действиям в нестандартных ситуациях [13]. А.К. Марковой такая способность и готовность к деятельности во

внезапно усложнившихся условиях определяется как «экстремальная профессиональная компетентность» педагога [14].

В исследовании Т.В. Громовой с позиции готовности педагога к деятельности в системе дистанционного обучения отмечены профессионально-педагогическая, психологическая, личностная и техническая готовность. Автор формулирует такие требования, предъявляемые к преподавателю, реализующему дистанционное обучение, как профессиональная компетентность; компьютерная грамотность на уровне уверенного пользователя; умение применять различные формы организации учебного процесса, в т.ч. специфические для дистанционного обучения; умение организовывать контроль; умение ре-ализовывать различные виды педагогической деятельности; владение методами разработки и создания интерактивных учебных курсов и обучающих программ; осознание и соотнесение особенностей дистанционного обучения с практикой учебной деятельности; критическое мышление; склонность к инновациям; стремление к саморазвитию и самосовершенствованию [15]. Следует отметить, что последнее — стремление педагога к саморазвитию и самосовершенствованию — согласуется с понятием компетенции непрерывного образования. По мнению Т.А. Бабаковой, «в последние годы появилось и понимание непрерывного образования как компетенции» [16, с. 5]. Безусловно, компетенция непрерывного образования особенно актуальна в контексте дистанционного обучения, находящегося под влиянием динамично развивающихся информационно-коммуникационных технологий.

В своей работе с позиции исследуемой проблемы будем придерживаться ряда компетенций, предложенных Т.В. Громовой, та-

ких как личностная (включая компетенцию непрерывного образования), профессионально-педагогическая, психологическая, техническая и экстремальная. Действительно, педагог, реализующий дистанционное обучение «... должен быть готов как профессионал, т. е. иметь определенный объем общих и профессионально-предметных знаний и умений, сформированные алгоритмы педагогической деятельности), подготовлен технически (т. е. владеть компьютерными технологиями) и психологически, а также обладать высоким уровнем культуры, интеллекта, быть личностью» [15, с. 47].

2. Результаты анкетирования выпускников

Анкетирование было направлено на самооценку студентами знаний и умений в контексте применения дистанционных образовательных технологий; выявление профессиональных дефицитов выпускников и определение степени их готовности к соответствующей профессиональной деятельности.

По итогам анкетирования было установлено, что в вопросах нормативно-правового обеспечения дистанционного обучения студенты демонстрируют наилучшую осведомленность в вопросах использования в учебном процессе программных средств и образовательных ресурсов, разрешенных для школьников (68% респондентов) в то время, как лишь 18% выпускников считают себя компетентными в вопросах разработки/корректировки организационно-методической и учебной документации. С нормами СанПиН при дистанционном обучении знакомы 45% студентов.

Цифровые навыки студентов, связанные с организацией дистанционного обучения в онлайн-формате и использованием сервиса видеоконференций, сформированы на

достаточно высоком уровне лишь для выполнения простейших операций, таких как установка и настройка сервиса видеоконференций, подключение участников, демонстрация экрана. Владение данными операциями отмечают 83% студентов. Специфическими же для организации дистанционного обучения умениями владеют менее половины опрошенных студентов. Так, записать собственный онлайн-урок в сервисе видеоконференций могут порядка 50% выпускников; разрабатывать задания для онлайн-контроля знаний (виртуальные доски, тесты, игры, кроссворды, ресурсы для совместной работы, иные образовательные электронные ресурсы) умеют 42% опрошенных. Наибольшие технические затруднения вызывает у студентов организация групповой работы в режиме онлайн (деление класса на сессионные залы, управление работой групп, переключение между залами и пр.) — лишь 21% выпускников отмечает наличие у себя соответствующих умений.

О владении методикой организации дистанционного обучения в онлайн-формате с использованием сервиса видеоконференций заявили менее половины опрошенных студентов. Так, организовывать и проводить онлайн-уроки с учетом возрастных особенностей обучающихся и СанПин могут 11% выпускников; разрабатывать задания для онлайн-кон-троля знаний (виртуальные доски, тесты, кроссворды, игры, ресурсы для совместной работы, иные образовательные электронные ресурсы) умеют 42% опрошенных; организовывать групповую работу в режиме онлайн с учетом возрастных особенностей обучающихся и СанПин — 19% студентов.

Анализ результатов анкетирования показал, что к реализации обучения школьников в офлайн-формате выпускники подготовлены лучше, чем к он-лайн-урокам. Как в методиче-

ском, так и в техническом аспектах студенты оценили свои умения соответственно выше.

О своем владении цифровыми навыками организации дистанционного обучения в офлайн-формате в системах дистанционного обучения (Moodle, Google Classrom и др.) говорят 63% выпускников. Данные студенты отмечают, что могут технически разработать и администрировать дистанционный курс в системе ДО; зарегистрировать и пригласить к обучению школьников, разместить инструктивные и обучающие материалы; контрольные задания, организовать оценивание (ведение журнала оценок). В то же время, методическими умениями — методологией проектирования дистанционных курсов (отбор содержания, грамотное представление учебного материала, создания контрольных заданий и т.п.), согласно опросу — владеют 49% студентов.

О наличии технических умений создания образовательного интерактивного видео для дистанционного обучения школьников заявили 95% студентов, в то время как аналогичные методические умения выпускников гораздо ниже, лишь 20% студентов отмечают, что владеют ими, знают, как методически грамотно отобрать и затем изложить материал для изучения школьниками в рамках образовательного видео.

Считают необходимым и целесообразным (для себя) изучение:

— вопросов нормативно-правового обеспечения дистанционного обучения школьников — 44% студентов;

— технических аспектов организации онлайн-работы в сервисах видеоконференций — 48% студентов;

— методических особенностей организации онлайн-ра-боты со школьниками в сервисах видеоконференций — 59% студентов;

— технических аспектов организации и проведения

30

27%

Mil.

1 2 3 4 5

баллы

Рис. 1. Оценка студентами-выпускниками своей готовности к организации дистанционного обучения школьников, баллы (1 — низкая, 5 — высокая)

Fig. 1. Evaluation by graduate students of their readiness for organizing distance learning for schoolchildren, points (1 - low, 5 - high)

онлайн-уроков с различными виртуальными досками — 63% студентов, методических аспектов — 66%;

— особенностей разработки заданий для контроля знаний обучающихся (тесты, викторины, дидактические игры, кроссворды и др. электронные ресурсы) — 37% студентов;

— технических аспектов создания интерактивного образовательного видео в различных сервисах — 37% студентов, методических аспектов — 40%;

— технических аспектов организации групповой работы в режиме онлайн с учетом возрастных особенностей обучающихся и СанПин — 55% студентов, методических аспектов - 63%;

— технических аспектов создания дистанционного курса в различных системах дистанционного обучения (Moodle, Google Classroom и др.) — 44% студентов, методических аспектов — 56%;

— особенностей организации работы с родителями в период дистанционного обучения (организационные, психологические и др. аспекты) — 63% студентов;

— вопросов тайм менеджмента в условиях дистанционного обучения — 44%; студентов.

В свободной форме в комментариях (приведены обобщённые в группы комментарии) некоторые выпускники отметили, что технически могут отдельные электронные ресурсы освоить самостоятельно, но сложности у них вызывает методически грамотное их использование в учебном процессе; некоторые ресурсы знакомы им поверхностно, было бы полезно узнать их возможности, в том числе методические, более полно и всесторонне; полезно вопросы дистанционного обучения освоить в рамках отдельного курса в университете. Некоторые студенты указали, что имеют недостаточно высокий уровень владения цифровыми навыками.

На рис. 1 представлены результаты ответа студентов на вопрос «Оцените, пожалуйста, свою готовность к организации дистанционного обучения школьников (в баллах от 1 до 5)».

Анализ результатов самооценки показывает, что в целом, выпускники считают себя недостаточно компетентными в вопросах организации дистанционного обучения: половина опрошенных оценили неудовлетворительно (на 1 и 2 балла из 5-ти) свою готовность к организации дистанционного обучения школьников. При этом, минимальную оценку «1 балл» своей готовности поставили 27% обучающихся, максимальную «5 баллов» — лишь 7% студентов.

Результаты анкетирования студентов и выявления их профессиональных дефицитов и потребностей, анализ научно-методических источников свидетельствуют о важности целенаправленного осуществления специальной подготовки студентов к реализации профессиональных задач в сфере дистанционного обучения школьников. По итогам анкетирования выявлены дефициты студентов, соответствующие практически всем выделенным выше компетенциям, прио-

ритетным с позиций дистанционного обучения. Частично ряд компетенций мог бы быть сформирован в рамках уже имеющихся в учебном плане дисциплин. Например, техническая компетенция, связанная с формированием цифровых навыков, при изучении дисциплины «Информационные технологии». Между тем, эффективную, комплексную и систематичную подготовку студентов к использованию технологий дистанционного обучения целесообразнее осуществлять в рамках отдельной дисциплины. В этом случае можно обеспечить инте-гративное формирование всех вышеуказанных компетенций и сформировать у выпускников целостное представление о процессе дистанционного обучения школьников.

С учетом всего вышеизложенного (анализа источников, анкетирования, личного опыта организации дистанционного обучения студентов и школьников), была разработана структура содержания дисциплины «Технологии дистанционного обучения» (рис. 2).

Данная структура может быть положена в основу содержания рабочей программы дисциплины. Следует отме-

Рис.2. Структура содержания дисциплины «Технологии дистанционного

обучения»

Fig. 2. The content structure of the discipline "Distance learning technologies"

тить, что содержание программы предусматривает достаточно частые корректировки и уточнения с учетом появления инноваций в сфере информационно-коммуникационных технологий.

Заключение

Обзор и анализ литературы по исследуемому вопросу позволил выявить и охарактеризовать ряд компетенций, приоритетных с позиции исследуемой проблемы организации дистанционного обучения, таких как личностная (включая компетенцию непрерывного развития педагога), профессионально-педагогическая, психологическая, техническая, экстремальная.

Анализ результатов анкетирования студентов показал, что в целом, практически 50% опро-

шенных выпускников оценивают неудовлетворительно (на 1 и 2 балла из 5-ти) свою готовность к организации дистанционного обучения школьников.

Анкетирование позволило выявить профессиональные дефициты в области применения дистанционных образовательных технологий, среди которых ожидаемо преобладали методические аспекты организации дистанционного учебного процесса.

Между тем, вопреки представлениям, студенты оценили свои цифровые компетенции немногим выше, чем методические, значительная часть опрошенных считают их недостаточными. В частности, выпускники отметили отсутствие специфических для дистанционного обучения навыков работы в виртуальной среде и указали на необходимость до-

полнительного изучения соответствующих вопросов.

Студенты отметили, что по сравнению с офлайн-обучени-ем, онлайн-уроки вызывают у них наибольшие затруднения. Выпускники считают, что не обладают необходимыми для этой деятельности как техническими, так и методическими умениями. Значительные сложности вызывают у студентов организация групповой работы в режиме онлайн; онлайн-кон-троль знаний обучающихся.

Среди отмеченных выпускниками профессиональных дефицитов и потребностей важно особо отметить такие, как организация работы с родителями; тайм менеджмент педагога.

В целом, результаты практической части исследования согласуются с проведенным теоретическим анализом, подчеркивающим важность интегрированного формирования в рамках отдельной дисциплины приоритетных профессионально значимых (с позиции дистанционного обучения) компетенций. Предложенная структура дисциплины «Технологии дистанционного обучения» разработана с учетом результатов проведенного исследования и может стать основой ее содержания.

Перспективными направлениями данного исследования может стать разработка диагностического инструментария для оценки компетенций выпускников в сфере использования дистанционных образовательных технологий в учебном процессе; выявление динамики в развитии компетенций студентов с использованием разработанного диагностического инструментария после осуществления целенаправленной подготовки в рамках отдельной дисциплины.

Практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут быть использованы с целью совершенствования системы подготовки будущих учителей; разработки или корректировки содержания программ учебных дисциплин.

Литература

1. Никуличева Н.В., Дьякова О.И., Глухов-ская О.С. Организация дистанционного обучения в школе, колледже, вузе // Открытое образование. 2020. Т. 24. № 5. С. 4-17. DOI: 10.21686/1818-4243-2020-5-4-17.

2. Кузьменко М.В. Цифровая трансформация образования: эффекты, уроки и перспективы дистанционного обучения глазами учителей. Педагогическое образование в Республике Карелия: опыт поколений и перспективы развития // Сборник статей Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию высшего педагогического образования в Республике Карелия. Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 2021. С. 151-156.

3. Скибицкий Э.Г., Яхина Е.П. Проектирование педагогически полезного дидактического обеспечения дистанционного обучения // Инновации в образовании. 2021. № 3. С. 118-127.

4. Марцева С.В. Дистанционное обучение в начальной школе: проблемы, особенности и перспективы // Известия Института педагогики и психологии образования. 2018. № 2. С. 191-196.

5. Милютина А.А., Юздова Л.П., Ермакова Е.Н. Подготовка студентов к работе с младшими школьниками по русскому языку в условиях дистанционного обучения // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2021. № 1 (161). С. 129-138. DOI: 10.25588^Ри.2021.161.1.007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Дивисенко Л.Я., Сочивко О.И. К вопросу о дистанционном обучении // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 11(201). С. 123-126. DOI: 10.34835Zissn.2308-1961.2021.11.р123-126.

7. Хрипункова О.В. Актуальность профессиональной подготовки будущих педагогов к дистанционному обучению младших школьников с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2020. № 2. С. 108-110.

8. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)

(воспитатель, учитель): приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. № 544н [Электрон. ресурс] // Министерство труда и социальной защиты РФ. Режим доступа: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/. (Дата обращения: 21.11.2022).

9. Колыхматов В. И. Цифровая грамотность и навыки современного педагога // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 8(186). С. 156-160. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.р156-160.

10. Попова Л. А. Один из подходов к формированию у будущих педагогов цифровых навыков необходимых для оказания дистанционной поддержки школьников // Вестник педагогических наук. 2021. № 5. С. 245-251.

11. Носова Л.С. Леонова Е.А., Рузаков А.А. Модель цифровой культуры будущих педагогов в условиях цифровизации образования // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. № 4. С. 134-154. DOI: 10.25588/ CSPU.2019.89.52.009.

12. Кобозева И.С., Чинякова Н.И., Борисов В.О. Формирование дистанционно-образовательной компетентности обучающихся // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 10(163). С. 137-142.

13. Фефелов С.В., Агаева А.В. Формирование готовности магистров педагогического образования к профессиональной деятельности по дистанционному обучению // Ученые записки Орловского государственного университета. 2020. № 3(88). С. 285-287.

14. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Педагогика, 1996. С. 35.

15. Громова Т.В. Личностно-профессиональ-ная компетентность преподавателя дистанционного обучения // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2022. № 3. С. 40-50. DOI: 10.24412/2304-120Х-2022-11016.

16. Бабакова Т.А. Система заданий для самостоятельной учебной деятельности обучающихся как средство становления познавательной компетенции (на материале педагогических дисциплин) // Непрерывное образование: XXI век. 2020. Т. 3(31). DOI: 10.15393/)5.аИ.2020.6047.

References

1. Nikulicheva N.V., D'yakova O.I., Glukhov-skaya O.S. Organization of distance learning at school, college, university. Otkrytoye obrazovaniye = Open Education. 2020; 2; 5: 4-17. DOI: 10.21686/1818-4243-2020-5-4-17. (In Russ.)

2. Kuz'menko M.V. Digital transformation of education: effects, lessons and prospects of distance learning through the eyes of teachers. Pedagogical education in the Republic of Karelia: experience of generations and development prospects. Sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy

konferentsii, posvyashchennoy 90-letiyu vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya v Respublike Kareliya = Collection of articles of the International scientific and practical conference dedicated to the 90th anniversary of higher pedagogical education in the Republic of Karelia. Petrozavodsk: Petrozavodsk State University; 2021: 151-156. (In Russ.)

3. Skibitskiy E.G., Yakhina Ye.P. Designing pedagogically useful didactic support for distance learning. Innovatsii v obrazovanii = Innovations in Education. 2021; 3: 118-127. (In Russ.)

4. Martseva S.V. Distance learning in elementary school: problems, features and prospects. Izvestiya Instituta pedagogiki i psikhologii obrazovaniya = Proceedings of the Institute of Pedagogy and Psychology of Education. 2018; 2: 191-196. (In Russ.)

5. Milyutina A.A., YUzdova L.P., Yermako-va Ye.N. Preparing students to work with younger schoolchildren in the Russian language in conditions of distance learning. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta = Bulletin of the South Ural State Humanitarian and Pedagogical University. 2021; 1(161): 129-138. DOI: 10.25588/ CSPU.2021.161.1.007. (In Russ.)

6. Divisenko L.Ya., Sochivko O.I. On the issue of distance learning. Uchenyye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta = Scientific notes of the University. P.F. Lesgaft. 2021; 11(201): 123-126. DOI: 10.34835/ issn.2308-1961.2021.11.p123-126. (In Russ.)

7. Khripunkova O.V. Relevance of professional training of future teachers for distance learning of younger schoolchildren with disabilities» Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya = Bulletin of the Voronezh State University. Series: Problems of Higher Education. 2020; 2: 108-110. (In Russ.)

8. On the approval of the professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher): Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of October 18, 2013 No. 544n [Internet]. Ministerstvo truda i sotsial'noy zashchity RF = Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation. : https://rosmintrud.ru/docs/ mintrud/orders/129/. (cited 21.11.2022). (In Russ.)

9. Kolykhmatov V.I. Digital literacy and skills of a modern teacher. Uchenyye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta = Scientific notes of the University. P.F. Lesgaft. 2020; 8(186): 156-160. DOI: 10.34835/ issn.2308-1961.2020.8.p156-160. (In Russ.)

Сведения об авторе

Мария Викторовна Кузьменко

К.п.н, доцент кафедры теории и методики начального образования Института педагогики и психологии Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск, Россия Эл. почта: kuzm476@mail.ru

10. Popova L.A. One of the approaches to the formation of digital skills in future teachers necessary for providing remote support to schoolchildren. Vestnik pedagogicheskikh nauk = Bulletin of Pedagogical Sciences. 2021; 5: 245-251. (In Russ.)

11. Nosova L.S. Leonova Ye.A., Ruzakov A.A. Model of digital culture of future teachers in the context of digitalization of education. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta = Bulletin of the South Ural State Humanitarian and Pedagogical University. 2019; 4: 134-154. DOI: 10.25588/ CSPU.2019.89.52.009. (In Russ.)

12. Kobozeva I.S., Chinyakova N.I., Borisov V.O. Formation of distance learning competence of student.s Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Bulletin of the Volgograd State Pedagogical University. 2021; 10(163): 137-142. (In Russ.)

13. Fefelov S.V., Agayeva A.V. Formation of the readiness of masters of pedagogical education for professional activities in distance learning. Uchenyye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta = Scientific Notes of the Oryol State University. 2020; 3(88): 285-287. (In Russ.)

14. Markova A.K. Psikhologiya professionalizma = Psychology of professionalism. Moscow: Pedagogika = Pedagogy; 1996: 35. (In Russ.)

15. Gromova T.V. Personal and professional competence of a teacher of distance learning. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal Kontsept = Scientific and methodological electronic journal Concept. 2022; 3: 40-50. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11016. (In Russ.)

16. Babakova T.A. The system of tasks for independent learning activities of students as a means of developing cognitive competence (on the basis of pedagogical disciplines). Nepreryvnoye obrazovaniye: XXI vek = Continuous education: XXI century. 2020: 3(31). DOI: 10.15393/ j5.art.2020.6047. (In Russ.)

Information about the author

Maria V. Kuzmenko

Cand. Sci. (Pedagogical), Associate Professor of the Department of Theory and Methods of Primary Education

Institute of Pedagogy and Psychology Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Russia E-mail: kuzm476@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.