Научная статья на тему 'ВКЛЮЧЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ'

ВКЛЮЧЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОВМЕСТНОСТЬ / УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Ксения Сергеевна, Рыбина Олеся Евгеньевна

Рассматриваются вопросы применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) при организации профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов. Анализ основных тенденций подготовки студентов педагогического направления в вузе и результаты проведенного анкетирования обучающихся позволили выявить необходимость использования новых ДОТ. В качестве примера эффективного использования ДОТ приводится описание работы по созданию студентами электронного журнала, позволившего вовлечь обучающихся в образовательную деятельность и приобрести опыт применения дистанционных технологий. Практическая значимость применения дистанционной формы работы проявилась в возможности для будущих учителей начальных классов попробовать сначала самим то, что в процессе профессиональной деятельности они будут реализовывать вместе с детьми; инициировать через пробные действия и организовать пространство собственной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева Ксения Сергеевна, Рыбина Олеся Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSION OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TRAINING FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS

The article deals with the application of distance learning technologies in the organization of professional training of future primary school teachers. The authors analyze the main trends in the preparation of students of the pedagogical direction in the university. One of the main trends is the formation of the ability to use and creatively process educational technologies in the course of their professional activities. Taking into account this trend and the results of the survey of students allowed the authors to identify the need to use new distance learning technologies. As an example of the effective use of distance learning technologies, the authors describe the work on the creation of an electronic journal by students. This type of work made it possible to involve students in educational activities. In addition, students have gained experience in the use of distance learning technologies. The researchers think that participation of students in this work takes on a new meaning in their professional training, acting not only as a means of evaluating the acquired knowledge, skills, but also as a resource for developing their subject-methodical competencies and educational actions. The article is of interest to teachers of colleges and higher educational institutions and also students of pedagogical specialties.

Текст научной работы на тему «ВКЛЮЧЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

УДК 378

йО! 10.23951/2307-6127-2021-2-87-93

ВКЛЮЧЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

К. С. Лебедева, О. Е. Рыбина

Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул

Рассматриваются вопросы применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) при организации профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов. Анализ основных тенденций подготовки студентов педагогического направления в вузе и результаты проведенного анкетирования обучающихся позволили выявить необходимость использования новых ДОТ. В качестве примера эффективного использования ДОТ приводится описание работы по созданию студентами электронного журнала, позволившего вовлечь обучающихся в образовательную деятельность и приобрести опыт применения дистанционных технологий. Практическая значимость применения дистанционной формы работы проявилась в возможности для будущих учителей начальных классов попробовать сначала самим то, что в процессе профессиональной деятельности они будут реализовывать вместе с детьми; инициировать через пробные действия и организовать пространство собственной подготовки.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, совместность, учителя начальных классов, обучающиеся, профессиональная подготовка.

Современное общество претерпевает изменения, связанные с влиянием глобализации, сменой традиционных ценностей, увеличением возможностей развития и коммуникации. Данные изменения приводят к акцентированию внимания на том, что создает основу развития общества, - на сфере образования. Как следствие этого, меняются требования и к учителю, его профессиональной компетентности. Сегодня на первый план выдвигаются такие качества и умения учителя, как активность, рефлексивность, умение анализировать и работать с информацией, умение реагировать на изменения и реализовать в своей деятельности новые подходы, умение использовать и творчески перерабатывать новые образовательные технологии. Современный учитель - это, прежде всего, специалист, работающий по принципам системно-деятельностного подхода, и, как главный его «реализатор», готовый к пересмотру своих внутренних установок в понимании собственной роли и функций в системе образования [1].

Постоянный мониторинг качества образования, его оценка с точки зрения деятельности самого преподавателя [2] позволяют говорить о тенденциях к повышению уровня решения учителем своих профессиональных задач относительно осуществления обучения и воспитания, использования современных технологий, осуществления профессионального самообразования и личностного роста [3], что во многом определяется запросами современной школы. Как отмечают О. В. Тумашева и И. В. Турова, современная школа нуждается в специалистах-практиках, а не теоретиках, в профессионалах, обладающих инновационным стилем педагогической деятельности и педагогическим мышлением, готовностью принимать творческие решения и создавать новые ценности [4].

Отсюда актуальным становится вопрос о подготовке учителя как современного специалиста сферы образования, обладающего не только достаточным уровнем коммуникативной и психолого-педагогической компетенции, но и умеющего оптимально осуществлять орга-

низацию процесса обучения в различных типах образовательных учреждений, принимая во внимание все особенности и тенденции современной образовательной реальности [5].

В настоящее время именно совершенствование подготовки учителя, в том числе методической подготовки, как одной из главных составляющих данного процесса, является, по мнению М. К. Толетовой, важнейшей задачей современного образования, так как именно сегодня возникла необходимость в преподавателе более высокой квалификации с творческим научно-педагогическим мышлением [6]. З. М. Тимофеева отмечает, что в качестве конечного результата подготовки будущего учителя в вузе предполагается формирование компонентов методического мышления как развитой профессиональной способности мыслить методически и методической компетентности как интегрированной совокупности профессиональных знаний, умений, навыков и личностных качеств, обеспечивающих эффективное и творческое осуществление педагогической деятельности [7].

Ориентируясь на научные исследования последних лет и изменения в государственной политике относительно подготовки учителя в вузе, мы выделили ряд основных тенденций, одной из которых является формирование умения использовать и творчески перерабатывать образовательные технологии в процессе осуществления своей профессиональной деятельности. Данная тенденция обусловлена тем, что, выйдя из роли транслятора знаний, учитель по-новому начинает решать целый ряд задач: как раскрыть мышление ученика, как научить размышлять и анализировать собственный рост, как побудить его к самостоятельному обучению и как выбрать для этого эффективный способ [8]. В этой связи вопрос «как?» становится ключевым не только в процессе осуществления обучения в школе, но в процессе подготовки самого учителя, к которой, помимо прочего, предъявляют и требования овладения современными технологиями [9]. Современный учитель становится технологом, который должен уметь технологизировать инновационную идею: для этого он выбирает уже имеющуюся в педагогической культуре технологию, беря ее целиком или трансформируя, или изобретая собственную авторскую технологию [10]. Для «создания» такого учителя-технолога необходимо и в рамках подготовки в вузе осуществлять работу в контексте разных образовательных технологий, меняя сам подход к этому: побуждать студентов самих осуществлять поиск оптимальных решений, работать с информацией, пробовать различные технологии не только в процессе обучения, но и для осуществления квазипрофессиональной и профессиональной деятельности.

Выделенная тенденция подготовки учителя в вузе взаимообусловлена и определена современными запросами общества относительно квалифицированного специалиста, который способен самообразовываться и помогать в образовании другим. Акцентирование внимания на технологической составляющей процесса подготовки делает необходимым обращение к вопросу о том, какие технологии будут наиболее продуктивными в достижении основных результатов образования.

На сегодняшний день все большее значение в образовательном процессе вуза приобретают дистанционные образовательные технологии (ДОТ). Само понятие не является новым, и уже в Федеральном законе об образовании от 10 января 2003 г. раскрываются основные характеристики данных технологий: применение информационно-телекоммуникационных сетей и опосредованное (на расстоянии) взаимодействие обучающихся и педагогических работников [11]. Благодаря дальнейшим поправкам, внесенным 12 февраля 2012 г., ДОТ и электронное обучение получают правомочный статус при организации образовательного процесса на всех уровнях [12]. В связи с этим возрастает роль использования ДОТ при подготовке студентов педагогического направления. Это вызвано, во-первых, тем, что в дальнейшем будущий учитель может столкнуться с необходимостью использования

ДОТ при обучении детей, для чего ему самому нужно владеть умениями и навыками данной работы. Такой опыт студент может приобрести, сам вовлекаясь в процесс обучения с использованием ДОТ.

Во-вторых, применение ДОТ может выступать источником развития ряда необходимых для педагога компетентностей, озвученных в профессиональном стандарте педагога [13]. К ним можно отнести общепользовательскую, общепедагогическую, предметно-педагогическую компетентности, каждая из которых является важной при работе учителя. Анализ литературы по данной проблеме и практические исследования в этой области показали, что внедрение ДОТ в подготовку будущих учителей может вызывать различные эффекты - как положительные, так и негативные.

С целью определения преимуществ и трудностей, с которыми сталкиваются студенты при включении ДОТ в образовательный процесс, нами было проведено анкетирование. В качестве респондентов выступили будущие учителя начальных классов - бакалавры 3-4-го курсов по направлению «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)»; всего в опросе участвовали 85 человек. Базой исследования являлся Алтайский государственный педагогический университет (АлтГПУ). В таблице отражены ответы студентов, получившие минимальный и максимальный результат.

Результаты анкетирования студентов АлтГПУ

Вариант ответа (по максимальному и минимальному результату) Результат, %

С какой целью Ваши преподаватели используют дистанционные технологии?

Размещение учебных материалов 23,5

Выдача заданий для самостоятельного выполнения 20,4

Проверка заданий для самостоятельного выполнения 20,4

Работа по индивидуальной траектории с обучающимися (одаренные студенты, подготовка к олимпиадам, конференциям, конкурсам и до.) 2

Какие дистанционные инструменты применяются в процессе Вашего обучения?

Сайт Центра дистанционного обучения АлтГПУ (МооШе) 24,7

Вебинары 2

С какими трудностями Вы столкнулись в процессе дистанционного обучения?

Дополнительный объем материала по предмету 2,4

Повышение качества обучения 2,7

Какие преимущества дистанционного обучения на данный момент наиболее важны для Вас?

Гибкость учебного процесса 23,8

Возможность скачать материалы лекции, презентации и другие 20,3

Получение практических навыков 2

Обучение в комфортной и привычной обстановке 24,2

Главными преимуществами применения ДОТ в учебном процессе будущие учителя начальных классов определяют возможность скачивания и просмотра лекционных и практических материалов, предоставляемых преподавателями, в любое удобное для них время. На втором месте (если не учитывать показатели, связанные с эпидемиологической обстановкой) по количеству выборов можно выделить «Индивидуальный темп обучения». Большинство студентов, однако, не считают, что данные технологии способствуют самообучению и повышению качества обучения. Так, только 10 % респондентов отметили ДОТ как эффективный способ самообучения, и лишь 3 % студентов считают, что данные технологии могут повлиять на качество обучения.

Таким образом, можно предположить недостаточность используемых преподавателями форм дистанционного обучения для мотивирования к самообучению, с одной стороны, и неготовность самих студентов к таким формам работы - с другой. Данная тенденция подтверждается и тем, что с точки зрения обучающихся педагоги используют дистанционные технологии в основном для размещения учебных материалов (23,5 %), выдачи и проверки

заданий для самостоятельного выполнения (в среднем по обоим показателям - 20,4 %). Среди форм совместной работы педагогов и студентов превалируют репродуктивные формы - вебинары и презентации (17,3 %).

Сами же студенты не всегда могут самостоятельно выполнить практические задания без объяснений преподавателя (35,5 %). При этом основная сложность определяется ни отсутствием умений, связанных с компьютерными технологиями и техническими проблемами, а большим объемом задаваемых педагогами материалов (34 %), для освоения которого должны быть сформированы умения и навыки самостоятельного целеполагания, поиска и решения заданий.

Определяя положительные стороны использования ДОТ, студенты подчеркивают комфортность обучения в «привычной» обстановке и гибкость учебного процесса, что также можно использовать при выборе и разработке оптимальных форм дистанционного обучения. Однако следует обратить внимание на то, что получение практических навыков, по мнению студентов, не является приоритетным при использовании ДОТ. Так, только 2 % респондентов выбрали этот вариант. Особое значение этот факт приобретает с позиции подготовки будущих учителей, где наличие практического опыта, приобретение практических умений и навыков являются одними из главных составляющих овладения профессией.

В связи с вышесказанным возникает необходимость рассмотрения и разработки новых форм и методов организации дистанционного обучения будущих учителей с учетом особенностей их подготовки. В качестве эффективных ДОТ, способных решить данные проблемы, мы выделяем те технологии, которые не только могут организовать процесс обучения в вузе, но и привлечь студентов к их созданию, модификации, творческой переработке, а также последующему использованию в своей профессиональной деятельности.

Так, примером может служить создание электронного журнала для детей в режиме дистанционного обучения. Создание журнала осуществлялось в рамках дисциплины «Детская журналистика» студентами второго курса, обучающимися по профилю «Начальное образование и Дополнительное образование».

Задание от преподавателя: организуйте работу в группе по созданию электронного журнала (версия pdf) для младших школьников, которые находятся на самоизоляции. Условия, разработанные совместно студентами и преподавателем: журнал должен соответствовать структуре такого рода издания, содержать материал, соответствующий возрасту и доступный для понимания детьми; оформление журнала должно соответствовать электронному формату по размеру шрифта, цветовой гамме, иллюстрациям и т. п. Планируемый результат: электронный журнал, который будет интересно и полезно читать младшим школьникам.

Инициатива студентов и организация ими работы над журналом: студенты самостоятельно определили рубрики журнала исходя из общей темы журнала (сохранение здоровья в режиме самоизоляции) и названия «Здоровейка»: «Играйка» (во что можно играть дома и как создавать игры самим); «Веселая зарядка» (какую зарядку можно сделать дома и как создать расписание зарядки); «Вкусняшки» (как вкусно и быстро приготовить перекус); «Что там по мультикам?» (что можно посмотреть семьей на самоизоляции); «Развивайся и играй» (как можно немного отдохнуть с листом бумаги).

Ответственные за каждую рубрику подобрали материал, иллюстрации, создали текст и фотографии для детей с объяснениями и просто пожеланиями.

Анализируя работу над журналом, будущие учителя начальных классов отмечали следующее: «было трудно, но интересно»; «самое интересное было искать материал»; «трудно было работать онлайн в группе, потому что это требовало времени на обсуждение, обмен

сделанным материалом»; «были сложности в техническом оформлении, так как такое раньше не делали»; «делала хорошо, старалась, потому что для детей, а не просто, чтобы сдать работу преподавателю».

Эффективность в процессе подготовки в вузе: создание электронного журнала позволило максимально приблизить студентов к специфике их профессиональной деятельности, так как важно, чтобы учитель, до того, как начнет заниматься с детьми, сам попробовал осуществить ту же работу.

Таким образом, дистанционная форма работы позволила вовлечь студентов в инициируемые ими же самими пробы, когда именно они определяют весь ход работы, договариваются, выстраивают режим общения, подбирают материал, выступают в качестве ответственных за рубрики или редакторов журнала. Включение дистанционных образовательных технологий является необходимым компонентом подготовки будущих учителей начальных классов, способствует вовлечению его в образовательную деятельность и приобретению опыта использования ДОТ, который в дальнейшем будет востребованным в его профессиональной сфере.

Список литературы

1. Тумашева О. В., Кириллова Н. А., Михалкина Е. А. Готовность будущих учителей к реализации системно-деятельностного подхода как педагогический феномен // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 5. С. 43-61.

2. Пуденко Т. И., Потемкина Т. В., Руднева А. А. Внешняя оценка качества общего образования как фактор профессионального развития педагогов // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 6. С. 52-70.

3. Симонова Л. В., Зинченко Т. В., Калинина М. И. Естественнонаучная и методическая подготовка учителей начальных классов в институте детства РГПУ им. А. И. Герцена // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2018. № 188. С. 31-39.

4. Тумашева О. В., Турова И. В. Моделирование кластера методических компетенций студентов педагогического вуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2016. Вып. 8 (173). С. 24-29.

5. Дубаков А. В., Оларь Ю. В., Хильченко Т. В. Современные тенденции в организации методической подготовки будущих учителей иностранного языка // Интернет-журнал «Мир науки». 2018. № 6. URL: https:// mir-nauki.com/PDF/19PDMN618.pdf (дата обращения: 02.02.2021).

6. Толетова М. К. Педагогические практики в системе подготовки студентов к обучению химии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 62. С. 152-162.

7. Тимофеева З. М. Диагностика сформированности творческих компонентов методической компетентности и методического мышления будущего преподавателя географии // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016. Т. 10, № 1. С. 97-104.

8. Зайцев В. С. Современные педагогические технологии: учеб. пособие: в 2 кн. Челябинск: ЧГПУ, 2012. Кн. 1. 411 с.

9. Павлова Л. А. Модель подготовки будущего учителя начальных классов на основе практико-ориентирован-ного подхода // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 4. С. 95-102.

10. Поздеева С. И. Потенциал взаимодействия школы и вуза в реализации нового ФГОС начального общего образования // Вестн. Томского гос. ун-та. 2012. № 358. С. 179-181.

11. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 10.01.2003 // Российское образование. Федеральный портал. URL: http://www.edu.ru/abitur/act.34/index.php (дата обращения: 01.12.2020).

12. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 // Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций. URL: http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/ zakonodatelstvo/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-no-273-fz-ob-obrazovanii-v-rf (дата обращения: 01.12.2020).

13. Профессиональный стандарт педагога (Концепция и содержание) (проект) // Вестн. образования. 2013. № 8. С. 4-44.

Лебедева Ксения Сергеевна, старший преподаватель, Алтайский государственный педагогический университет (ул. Молодежная, 55, Барнаул, Россия, 656031). E-mail: skk86@mail.ru

Рыбина Олеся Евгеньевна, старший преподаватель, Алтайский государственный педагогический университет (ул. Молодежная, 55, Барнаул, Россия, 656031). E-mail: konvallaria@rambler.ru

Материал поступил в редакцию 08.02.2021

DOI 10.23951/2307-6127-2021-2-87-93

INCLUSION OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TRAINING FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS

K. S. Lebedeva, O. E. Rybina

Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russian Federation

The article deals with the application of distance learning technologies in the organization of professional training of future primary school teachers. The authors analyze the main trends in the preparation of students of the pedagogical direction in the university. One of the main trends is the formation of the ability to use and creatively process educational technologies in the course of their professional activities. Taking into account this trend and the results of the survey of students allowed the authors to identify the need to use new distance learning technologies. As an example of the effective use of distance learning technologies, the authors describe the work on the creation of an electronic journal by students. This type of work made it possible to involve students in educational activities. In addition, students have gained experience in the use of distance learning technologies. The researchers think that participation of students in this work takes on a new meaning in their professional training, acting not only as a means of evaluating the acquired knowledge, skills, but also as a resource for developing their subject-methodical competencies and educational actions. The article is of interest to teachers of colleges and higher educational institutions and also students of pedagogical specialties.

Keywords: distance education technologies, compatibility, primary school teachers, students, professional training.

References

1. Tumasheva O. V., Kirillova N. A., Mikhalkina E. A. Gotovnost' budushchikh uchiteley k realizatsii sistemno-deyatel'nostnogo podkhoda kak pedagogicheskiy fenomen [Readiness of future teachers to implement the system-activity approach as a pedagogical phenomenon]. Obrazovanie i nauka - Education and Science, 2019, no. 5, pp. 43-61 (in Russian).

2. Pudenko T. I., Potemkina T. V, Rudneva A. A. Vneshnyaya otsenka kachestva obshchego obrazovaniya kak faktor professional'nogo razvitiya pedagogov [External assessment of the quality of general education as a factor of professional development of teachers]. Obrazovaniye i nauka - Education and Science, 2017, no. 6, pp. 52-70 (in Russian).

3. Simonova L. V., Zinchenko T. V., Kalinina M. I. Estestvennonauchnaya i metodicheskaya podgotovka uchiteley nachal'nykh klassov v institute detstva RGPU im. A. I. Gertsena [Natural science and methodological training of primary school teachers at the Institute of Childhood of the Herzen State Pedagogical University]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena - Izvestia: Herzen University Journal of Humanities and Sciences, 2018, no. 188, pp. 31-39 (in Russian).

4. Tumasheva O. V., Turova I. V Modelirovaniye klastera metodicheskikh kompetentsiy studentov pedagogicheskogo vuza [Modeling of a cluster of methodological competencies of students of a pedagogical university]. Vestnik

Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2016, vol. 8 (173), pp. 24-29 (in Russian).

5. Dubakov A. V., Olar' Yu. V, Khil'chenko T. V. Sovremennye tendentsii v organizatsii metodicheskoy podgotovki budushchikh uchiteley inostrannogo yazyka [Modern trends in the organization of methodological training of future foreign language teachers]. Internet-zhurnal "Mir nauki" - World of Science, 2018, no. 6 (in Russian). URL: https://mir-nauki.com/PDF/19PDMN618.pdf (accessed 2 February 2021).

6. Toletova M. K. Pedagogicheskiye praktiki v sisteme podgotovki studentov k obucheniyu khimii [Pedagogical practices in the system of preparing students for teaching chemistry]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena - Izvestia: Herzen University Journal of Humanities and Sciences, 2008, no. 62, pp. 152-162 (in Russian).

7. Timofeyeva Z. M. Diagnostika sformirovannosti tvorcheskikh komponentov metodicheskoy kompetentnosti i metodicheskogo myshleniya budushchego prepodavatelya geografii [Diagnostics of the formation of creative components of methodological competence and methodological thinking of the future geography teacher]. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psikhologo-pedagogicheskiye nauki, 2016, no. 1, pp. 97-104 (in Russian).

8. Zaytsev V. S. Sovremennye pedagogicheskiye tekhnologii [Modern pedagogical technologies]. Chelyabinsk, ChSPU Publ., 2012. 411 p. (in Russian).

9. Pavlova L. A. Model'podgotovki budushchego uchitelya nachal'nykh klassov na osnove praktiko-orientirovannogo podkhoda [Model of training of future primary school teachers based on a practice-oriented approach]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal - Siberian Pedagogical Journal, 2016, no. 4, pp. 95-102 (in Russian).

10. Pozdeyeva S. I. Potentsial vzaimodeystviya shkoly i vuza v realizatsii novogo FGOS nachal'nogo obshchego obrazovaniya [The potential of interaction between schools and universities in the implementation of the new Federal State Educational Standard for Primary General Education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2012, no. 358, pp. 179-181 (in Russian).

11. Federal'nyy zakon no. 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" ot 10.01.2003 [Federal Law No. 273-FZ "On Education in the Russian Federation" dated January 10, 2003]. Rossiyskoye obrazovaniye. Federal'nyy portal [Russian education. Federal portal] (in Russian). URL: http://www.edu.ru/abitur/act.34/index.php (accessed 1 December 2020).

12. Federal'nyy zakon № 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" ot 29.12.2012 [Federal Law No. 273-FZ "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012]. Informatsionnyy portal po vnedreniyu effektivnykh organizatsionno-upravlencheskikh i finansovo-ekonomicheskikh mekhanizmov, strukturnykh i normativnykh izmenenik, novatsiy [Information portal for the implementation of effective organizational, managerial and financial and economic mechanisms, structural and regulatory changes, innovations] (in Russian). URL: http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/zakonodatelstvo/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-no-273-fz-ob-obrazovanii-v-rf (accessed 1 December 2020).

13. Professional'nyy standart pedagoga (Kontseptsiya i soderzhaniye) (proekt) [Professional standard of the teacher (Concept and content) (project)]. Vestnik obrazovaniya, 2013, no. 8, pp. 4-44 (in Russian).

Lebedeva K. S., Senior Lecturer, Altai State Pedagogical University (ul. Molodezhnaya, 55,

Barnaul, Altay Region, Russian Federation, 656031).

E-mail: skk86@mail.ru

Rybina O. E., Senior Lecturer, Altai State Pedagogical University (ul. Molodezhnaya, 55, Barnaul,

Altay Region, Russian Federation, 656031).

E-mail: konvallaria@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.