Научная статья на тему 'Региональные особенности непрерывной этнокультурной подготовки будущих кадров в области физической культуры и спорта'

Региональные особенности непрерывной этнокультурной подготовки будущих кадров в области физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА / ETHNOPEDAGOGICS / НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ / ETHNIC TRADITIONS / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА / NATIONAL SPORTS / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭТНОСОВ / LIVELIHOODS OF ETHNIC GROUPS / КВАЛИФИКАЦИЯ / QUALIFICATION / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / PERSONNEL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокурова О. Е., Северьянова М. И., Новгородова А. И., Лыткина С. Т.

В работе раскрыты составляющие этнопедагогических основ непрерывной этнокультурной подготовки будущих кадров в области физической культуры и спорта. Цель исследования заключалась в выявлении и обосновании значимости изучения этнопедагогических основ непрерывной этнокультурной подготовки будущих специалистов средствами традиционных и современных национальных видов спорта. Как показало исследование, процесс духовно-нравственного развития и воспитания студентов осуществляется посредством отбора материала для этико-культурологического просвещения и способов его передачи студентам. Способ воспитывающего взаимодействия преподавателей и студентов определяется и формируется существующими социально-экономическими, политическими и культурными условиями развития общества, сложившимися традициями образовательной организации и особенностями социального заказа общества на специалиста определенного типа. Эффективность непрерывного физкультурного образования обеспечивается, когда организация региональной образовательной системы основывается на исторических традициях, культурно-национальных особенностях республики, а также на стратегических направлениях развития современного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винокурова О. Е., Северьянова М. И., Новгородова А. И., Лыткина С. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональные особенности непрерывной этнокультурной подготовки будущих кадров в области физической культуры и спорта»

региональные особенности непрерывной этнокультурной подготовки будущих кадров в области физической культуры и спорта

УДК/UDC 796.077.5

Поступила в редакцию 01.06.2015 г.

Информация для связи с автором: olgvin@mail.ru

Кандидат педагогических наук, доцент О.Е. Винокурова1

Кандидат педагогических наук, доцент М.И. Северьянова1

Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Новгородова1

Аспирантка С.Т. Лыткина1

1 Институт физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Якутск

REGIONAL FEATURES OF CONTINUOUS ETHNOCULTURAL TRAINING OF FUTURE PHYSICAL CULTURE AND SPORTS SPECIALISTS

Ph.D., Associate Professor O.E. Vinokurova1

Ph.D., Associate Professor M.I. Sever'yanova1

Ph.D., Associate Professor A.I. Novgorodova1

Postgraduate student S.T. Lytkina1

1 Institute of Physical Culture and Sport of North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk

Аннотация

В работе раскрыты составляющие этнопедагогических основ непрерывной этнокультурной подготовки будущих кадров в области физической культуры и спорта. Цель исследования заключалась в выявлении и обосновании значимости изучения этнопедагогических основ непрерывной этнокультурной подготовки будущих специалистов средствами традиционных и современных национальных видов спорта. Как показало исследование, процесс духовно-нравственного развития и воспитания студентов осуществляется посредством отбора материала для этико-культурологического просвещения и способов его передачи студентам. Способ воспитывающего взаимодействия преподавателей и студентов определяется и формируется существующими социально-экономическими, политическими и культурными условиями развития общества, сложившимися традициями образовательной организации и особенностями социального заказа общества на специалиста определенного типа. Эффективность непрерывного физкультурного образования обеспечивается, когда организация региональной образовательной системы основывается на исторических традициях, культурно-национальных особенностях республики, а также на стратегических направлениях развития современного образования.

Ключевые слова: этнопедагогика, народные традиции, национальные виды спорта, жизнедеятельность этносов, квалификация, подготовка кадров.

Annotation

The ethnopedagogical basics of continuous ethnocultural training of future personnel in the field of physical culture and sport have been disclosed in the present paper.

The purpose of the research was to identify and substantiate the importance of studying the ethnopedagogical basics of continuous ethnocultural training of future specialists by means of traditional and modern national sports. As seen from the study, the process of spiritual and moral development and education of students is being carried out by selecting material for ethoculturological education and ways of presenting it to students. The method of educative interaction of teachers and students is determined and formed with regard to the existing socio-economic, political and cultural conditions of society, established traditions of educational organization and the specificity of the social procurement of specialists of a certain type. The efficacy of continuous physical culture education is provided, when the regional educational system is organized based on historical traditions, cultural and national specificity of the Republic, as well as on the guidelines of development of modern education.

Keywords: ethnopedagogics, ethnic traditions, national sports, livelihoods of ethnic groups, qualification, personnel training.

Введение. Гуманитаризация - один из механизмов создания культурно-профессионального пространства в освоении ценностей физической культуры, выявления личностных смыслов в физкультурно-оздоровительной деятельности, поэтому педагогический процесс должен предусматривать достаточно широкий спектр формирования гуманитарных знаний, охватывающих здоровье и физическое саморазвитие студента, его соматические и функциональные возможности, рекреацию и реабилитацию, спортивную деятельность и жизнедеятельность. Гуманистическая направленность педагогической системы и ее технологичность требуют от высшей школы внесения существенных изменений в содержание и структуру. Процесс подготовки кадров должен стать гибким, способным

реагировать на изменение социальных процессов, адаптирующим выпускников к рыночным отношениям и обеспечивающим более полную реализацию творческого потенциала.

Цель исследования - научно обосновать значимость этнопедагогических основ непрерывной этнокультурной подготовки будущих специалистов средствами традиционных и современных национальных видов спорта.

Методы и организация исследования. В рамках определения основных направлений формирования у студентов знаний этнорегиональных (этнокультурных) особенностей образа жизни, в том числе в сфере спорта и физического развития, осуществлялись анализ и обобщение литературных источников, педагогическое проектирование.

№ 10 • 2015 Октябрь | October

http://www.teoriya.ru

Социально значимые виды деятельности

№ Виды деятельности Задачи деятельности

1 Педагогическая Способствовать социализации, формированию общей культуры личности обучающихся средствами ФК в процессе физкультурно-спортивных занятий, ее приобщение к общечеловеческим ценностям и ЗОЖ

2 Тренерская Способствовать формированию личности обучающихся в процессе занятий НВС и НИ, ее приобщению к общечеловеческим ценностям, ЗОЖ, моральным принципам честной спортивной конкуренции

3 Рекреационная Реализовывать программы, режимы занятий по двигательной рекреации населения на региональном и местном уровнях в соответствии с потребностями населения

4 Организационно-управленческая Организовывать и проводить физкультурно-массовые и спортивные мероприятия, соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся в процессе занятий

5 Научно-исследовательская Выявлять актуальные вопросы в сфере физической культуры и спорта; проводить научные исследования по определению эффективности различных видов деятельности в сфере физической культуры и спорта с использованием опробованных методик

6 Культурно-просветительская Анализировать и обобщать важные проблемы современного развития национальных видов спорта и народных игр с использованием средств массовой информации

и

га у

г.

ч—

. О 0J

■ -О

с

га

^

О (U .с Н

Результаты исследования и их обсуждение. Социально-педагогические потребности современного сообщества и изучение востребованности народной педагогики подтверждают необходимость регионального подхода в воспитании и обучении.

Известные якутские педагоги и ученые В. Ф. Афанасьев, Д. А. Данилов, А. А. Григорьева, В. П. Кочнев, И. С. Портнягин, Н. К. Шамаев и другие исследовали воспитывающий характер обучения физическим упражнениям. Народная педагогика не только создает идеал, к которому должен стремиться каждый, но и определяет важнейшие условия: во-первых, преодоление трудностей, встречающихся в повседневной жизни, во-вторых, это выработка ценных качеств, таких как выносливость, настойчивость, встречающиеся в естественной жизни. Как справедливо отмечает М. А. Абрамова [1], народные традиции, будучи историческим результатом познавательной и умственной деятельности людей, выступают как средство связи личности и общества, оказывают влияние на образ мышления и нравственность человека, повышают его ответственность перед другими. Традиционные и современные виды спорта, подчеркивает В.И Прокопенко [5], способствуют нейтрализации негативного воздействия на состояние здоровья детей и подростков народов Севера, проживающих в экстремальных климатических условиях (см. таблицу).

Традиционная культура воспитания по своей сути созидательна для всех сфер жизни. Она - организующий, объединяющий, стимулирующий стержневой элемент во всей человеческой деятельности. Специалисты, занимающиеся вопросами системы физического воспитания, справедливо отмечают, что в области физического воспитания национальное для коренных народов Севера - это сочетание специфических свойств организма человека (закалка) с использованием народных игр, самобытных физических упражнений, прикладных состязаний и современных видов спорта.

В отечественном социокультурном пространстве особую роль играют вопросы практического использования традиций и адаптации народных традиций, направленных на воспитание и формирование в естественных условиях жизненно необходимых и индивидуально-физических качеств молодежи. Можно отметить следующие народные традиции: подготовка с раннего возраста, массовость подготовки, непрерывность, активная соревновательность, постоянное поддержание хорошей физической формы. Воспитательный потенциал этнопедагогики при ее творческой разработке на базе новейших методик и образовательных технологий с применением тренажерных систем, компьютеризации позволит актуализировать принцип отбора спортсменов, массовости в спорте и повышения спортивного мастерства.

Вопросы формирования физической культуры личности должны быть органически вплетены в контекст ее ценностно-

го развития личности и стать основополагающими в системе образования. Для этого нужно, отмечает В. П. Лукьяненко, насыщение культурологическим содержанием в плане модернизации содержания общего физкультурного образования.

Следует отметить, что физкультурно-научное образование должно быть адекватным потребностям региональных сообществ, потенциональных работодателей и выпускника. По мнению министра спорта Республики Саха М.Д Гуляева, координация полномочий на уровне органов государственной власти Российской Федерации способствует эффективному использованию потенциала национальных видов спорта России:

- как действенного механизма привлечения населения к систематическим занятиям физической культурой;

- как средства укрепления межнационального общения и межкультурных связей в Российской Федерации.

Вывод. Эффективность непрерывного физкультурного образования обеспечивается, когда организация региональной образовательной системы основывается на исторических традициях, культурно-национальных особенностей Республики, а также на стратегических направлениях развития современного образования.

Литература

1. Абрамова М.А. Гуманистические представления в культуре народов Якутии / М.А. Абрамова, Н.Д. Неустроев. - М.: Academia, 2003. - 216 с.

2. Винокурова О.Е. Здоровьесберегающие компетенции как фактор подготовки будущего спортивного педагога / О.Е. Винокурова // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 5. - С. 55.

3. Винокурова О.Е. Основные подходы в системе управления качеством высшего профессионального образования в отрасли «Физическая культура в условиях университетского комплекса» / О.Е. Винокурова // Теория и практика физ. культуры. - 2012. - № 10. - С. 9-13.

4. Загревская А.И. Культурологический подход к физкультурно-спортивному образованию студентов / А.И. Загревская // Феномен спортивной культуры в аспекте философского, исторического и социально-педагогического анализа. - М., 2014. - 72 с.

References

1. Abramova, M.A. Gumanisticheskie predstavleniya v kul'ture narodov Yakutii (Humanistic ideas in the culture of peoples of Yakutia) / M.A. Abramova, N.D. Neustroev. - Moscow: Akademia, 2003. - 216 P.

2. Vinokurova, O.E. Zdorov'esberegayushchie kompetentsii kak faktor podgotovki budushchego sportivnogo pedagoga (Health-protecting competences as a factor of training of future sports teacher) / O.E. Vinokurova // Teoriya i praktika fiz. kul'tury. - 2014. - № 5. - P. 55.

3. Vinokurova, O.E. Osnovnye podkhody v sisteme upravleniya kachestvom vysshego professional'nogo obrazovaniya v otrasli «Fizicheskaya kul'tura v usloviyakh universitetskogo kompleksa» (Principal approaches to quality management control system in higher education in the industry "Physical culture in a university complex") / O.E. Vinokurova // Teoriya i praktika fiz. kul'tury. - 2012. - № 10. - P. 9-13.

4. Zagrevskaya, A.I. Kul'turologicheskiy podkhod k fizkul'turno-sportivnomu obrazovaniyu studentov (Cultural approach to sports and sports education students) / A.I. Zagrevskaya // Fenomen sportivnoy kul'tury v aspekte filosofskogo, istoricheskogo i sotsial'no-pedagogicheskogo analiza (Sports culture phenomenon in terms of philosophical, historical and socio-pedagogical analyses). - Moscow, 2014. - 72 P.

http://www.teoriya.ru

№ 10 • 2015 Октябрь | October

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.