Научная статья на тему 'Воспитательная работа в социокультурном пространстве технического вуза как фактор формирования личности будущего специалиста'

Воспитательная работа в социокультурном пространстве технического вуза как фактор формирования личности будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / EDUCATIONAL WORK / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / DEVELOPMENT OF COMPETENCES / SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давлетшина Альбина Фагимовна

В статье рассматривается практический опыт многоуровневой воспитательной работы со студентами технического вуза будущими специалистами атомной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL WORK IN THE SOCIAOCULTURAL ENVIRONMENT OF THE TECHNICAL UNIVERSITY AS A FACTOR IN THE PERSONALITY DEVELOPMENT OF A FUTURE SPECIALIST

The article deals with the practical experience of multi-level educational work among technical university students future specialists of the nuclear industry.

Текст научной работы на тему «Воспитательная работа в социокультурном пространстве технического вуза как фактор формирования личности будущего специалиста»

Педагогика

УДК37.018:316.7

аспирант Давлетшина Альбина Фагимовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация. В статье рассматривается практический опыт многоуровневой воспитательной работы со студентами технического вуза - будущими специалистами атомной отрасли.

Ключевые слова: воспитательная работа, формирование компетенций, социокультурное пространство.

Annotation. The article deals with the practical experience of multi-level educational work among technical university students - future specialists of the nuclear industry.

Keywords: educational work, development of competences, sociocultural environment.

Введение. Условия непрерывной модернизации системы образования Российской Федерации, с учетом введения новых профессиональных стандартов для выпускников образовательных организаций и профессиональных стандартов к педагогам, обуславливают необходимость создания новых форм и педагогических подходов к воспитанию и образованию студентов. Важно обратить внимание на то, что в контексте педагогики высшей школы вуз как социальный институт создает условия для проявления обучающимся его ценностно-смыслового отношения к жизни [1].

Потребность в кадрах и высокие требования к уровню их профессиональной подготовки ставят перед профильными вузами социально-педагогические задачи максимально возможного приближения выпускника к идеальной модели,характеристики которой определены работодателем. Это объясняется чрезвычайновысокой степенью ответственности работников, занятых в атомной энергетике, что требует от них не только соответствующего уровня первоначальной подготовки, но испособности к самообразованию, саморазвитию, совершенствованию имеющихся иприобретению новых профессиональных знаний, умений и навыков [2].

Результатом эффективной воспитательной работы в технических образовательных организациях является как сформированность общекультурных компетенций будущего специалиста, так и нравственное становление молодого гражданина. Это обуславливает сегодняшние усилия научно-педагогического сообщества по оптимизации взаимодействия со студентами с целью концептуального оформления современных подходов воспитания образованной части молодежи. Конечной целью становится актуализация процесса кристаллизации/вызревания высоких моральных качеств и ответственной гражданской позиции людей с высшим образованием как лидеров мнения [3].

Новые подходы в создании организационно-педагогического сопровождения обучающихся требуют включения студентов в разнообразные социальные практики, проведение досуговых и социально значимых мероприятий, а соответственно делают необходимым непосредственное участие преподавателя вуза в развитии личности студента. Как показывает опыт Волгодонского инженерно-технического института -филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (ВИТИ НИЯУ МИФИ), в воспитательный процесс должны быть вовлечены преподаватели, классные руководители, кураторы, заведующие кафедрами, а в соответствии с новыми профессиональными стандартами и педагоги профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования, а также окружающая социокультурная жизнь общества [4].

Формулировка цели статьи. В статье представлен современный опыт воспитательной работы Волгодонского-инженерно-технического института - филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ».

Изложение основного материала статьи. Воспитательная работа в институтеесть непрерывный целенаправленный процесс формирования у обучающихся системы профессиональных и жизненных ориентиров, активной гражданской позиции. Данный процесс представляет собой согласованную деятельность всех сотрудников образовательной организации, в том числе научно-педагогических работников, представителей администрации, органов студенческого и общественного самоуправления, а также самих обучающихся и их объединений, осуществляемую как в учебное (аудиторное), так и во внеучебное время, и направленную на развитие и совершенствование социокультурной среды института как воспитательного пространства [5].

Цель воспитательной работы вВолгодонском инженерно-техническом институте - подготовка всесторонне развитой гармоничной личности, сочетающей в себе высокие профессиональные качества и социальную активность, основанную на твердой гражданской позиции и патриотизме.

Основные задачи воспитательной деятельности ВИТИ НИЯУ МИФИ - формирование у обучающихся системы профессиональных ориентиров и культуры, навыков и личностных качеств, формирование мотивации к труду, профессиональному совершенствованию.

Решение обозначенных задач воспитания достигается путем комплексного подхода в организации воспитательной деятельности вуза последующим ее основным направлениям: гражданско-патриотическое, гражданское и духовно-нравственное воспитание; интеллектуальное воспитание;профессионально-трудовое воспитание;эстетическое, экологическое и физическое воспитание.

В процессе воспитания и обучения в вузе формируются профессиональные, общекультурные и специальные компетентности. Основные функции в организационно-педагогическом сопровождении обучающихся и формировании общекультурных компетентностей студентов возлагаются на педагога. В ВИТИ НИЯУ МИФИ педагогов-кураторов и классных руководителей объединяет «Институт кураторства»,в основу работы которого,по планам воспитательной работы,заложен личностно-ориентированный подход к воспитанию студентов с учетом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей и способностей.

Не реже двух раз в месяц в группах проводятся кураторские и классные часы (организационные и тематические). Их разнообразная тематика позволяет решить задачи по формированию корпоративной культуры и культуры безопасности студента. При проведении кураторских и классных часов широко

используются новые воспитательные технологии (дискуссии, игры, кейс-задания), применяются аудио, видео техника и мультимедийные устройства. Формы проведения часов многообразны и выбраны с учетом возрастных, личностных и групповых особенностей: уроки мужества, творческие и научно-практические конференции, психологические и интеллектуальные игры, музыкальные и литературные гостиные, конкурсы, экскурсии, компьютерные презентации, акции, круглые столы по актуальным проблемам, тренинги и другие.

Специфика организации высшего образования технического профиля -многоуровневость подготовки, учащейся в ней молодежи и масштаб одновременного охвата воспитательной работой обучающихся разных уровней и направлений профессиональной подготовки [6].

Для помощи в организации воспитательной работы кураторов и классных руководителей управлением по работе с молодежью разработаны рекомендации по тематике кураторских/классных часов, а также сформирована и наполнена материалами для работы (документы, презентации, видеоматериалы) папка кураторов. Вместе с этим проводятся занятия Школы кураторов по темам «Содержание деятельности куратора в современных условиях. Планирование и порядок работы куратора» и «Проблемы адаптации студентов младших курсов: психолого-педагогический аспект», социально-психологические особенности группового взаимодействия и проблемы общения в мультиконфессиональной студенческой среде, выявление и преодоление психологических барьеров в педагогическом общении и работа с инклюзивными студенческими группами. Важное направление деятельности - индивидуальное консультирование кураторов/классных руководителей, студентов и их родителей по организационным вопросам и конфликтным ситуациям.

Одной из важных составляющих воспитательной деятельности в ВИТИ является работа педагога-психолога по следующим направлениям: просветительская; коррекционное и развивающие направление; организационно-методическая и экспертная работа; работа с подростками категории «трудных» и/или оказавшихся в трудной жизненной ситуации; информационно-издательская деятельность.

В рамках работы по психодиагностическому направлению проводятся следующие мероприятия: определение типа характера студентов первокурсников и путей коррекции; мониторинговое исследование оценки качества воспитанности студентов по направлениям: проективное исследование на определение групповой сплоченности студентов первокурсников; социологическое исследование для определения отношения студентов к психоактивным веществам; мониторинг для анализа ситуации по распространенности наркотических веществ на территории города Волгодонска. Данная работа позволяет внести коррективы в организацию воспитательной деятельности.

В результате социально-психологического сопровождения для содействия адаптации к учебной деятельности за 2016-2017 год были достигнуты результаты:

- содействие адаптации студентов к учебной деятельности осуществлялось согласно программе психологического сопровождения студентов. Традиционно, в период адаптационной недели проводились групповые и курсовые собрания, классные часы, библиотечные уроки, позволяющие студентам получить представление о традициях ВИТИ НИЯУ МИФИ и особенностях учебно-воспитательного процесса;

- во всех группах 1 курса в период адаптационной недели были проведены занятия «Знакомство», а также серия кураторских и классных часов со студентами 1 курса, направленных на сплочение первокурсников.

- в сентябре с целью выработки управленческих решений по устранению проблем в обучении студентов 1 курса был организован и проведен педагогический консилиум. Консилиум был призван реализовать диагностическую, воспитательную и реабилитирующую функции. В связи с этим организаторами ставились следующие задачи: изучить социальную ситуацию развития потенциальных возможностей студентов 1 курса; выявить причины, затрудняющие учебно-профессиональную деятельность студентов; выработать управленческие решения по устранению причин, вызывающих трудности, на разных уровнях управления (преподаватель, куратор, классный руководитель, кафедры и отделения, администрация). Наибольший отклик вызвала информация кураторов и классных руководителей об индивидуальных особенностях студентов и о восприятии ими взаимоотношений с преподавателями. Большинство преподавателей оценили возможности эффективного использования данных сведений в своей работе.

Из результатов проведенных исследований стало очевидно, что при работе с первокурсниками особое внимание необходимо обращать на ряд факторов, которые обусловливают активную (успешную) адаптацию «вчерашних» школьников к вузовской жизни: знание студентов о структуре обучения в вузе, знание своих прав и обязанностей; изменение условий обучения, увеличение доли практических занятий; консультативная помощь психолога; помощь кураторов в организации академической группы в целом; помощь преподавателей, старшекурсников в планировании учебной, общественной и научно-исследовательской работы студентов.

Составной частью всей многоуровневой работы по личностному и профессиональному становлению будущих специалистов является организация работы со студентами нового набора по их адаптации к вузовской системе обучения и особенностями студенческой жизни.

В ВИТИ НИЯУ МИФИ разработана и реализуется «Программа адаптации первокурсников». Широкое распространение получило анкетирование первокурсников на предмет определения творческих и спортивных способностей и интересов, а также по адаптации студентов в вузе.

Разработана «Памятка первокурсника» и «Закладка первокурсника». Это своеобразные путеводители по институту и институтской жизни, которые помогают первокурсникам избежать трудностей адаптирования к учебе в институте. В рамках проведения подготовительного модуля с первокурсниками студенты старших курсов из числа наставников реализуют мероприятия, направленные на знакомство со студенческой жизнью в ВИТИ НИЯУ МИФИ: беседы-лекции «Мы выбираем ВИТИ НИЯУ МИФИ», «Структурные подразделения ВИТИ НИЯУ МИФИ», «Деятельность студенческого самоуправления», практикум «Стипендии и материальная помощь», тренинги «Лидерство» и «Командообразование».

Кураторами и классными руководителями изучаются социальные и индивидуальные особенности студентов-первокурсников: социальное и материальное положение, творческие способности, интересы и склонности. В результате в группах 1 курса формируется актив, что позволяет вовлечь студентов в работу различных секций, клубов, коллективов художественной самодеятельности института. Особое внимание уделяется индивидуальной работе со студентами из неполных семей, студентам-сиротам и оставшимся без попечения родителей для своевременной социальной поддержки таких студентов и их более эффективной

интеграции в различные виды внеаудиторной воспитательной деятельности. Кроме того, кураторыпроводят дополнительные занятия по дисциплинам при наличии необходимости.

Планирование воспитательной работы в общежитиях осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей проживающих. В целях мотивации по соблюдению правил проживания в общежитии организовываются лекционные занятия по профилактике девиантного поведения и соблюдению правил проживания в общежитии, культурно-массовые и спортивные мероприятия, медицинский осмотр и медицинское сопровождение проживающих студентов. В результате анализа недостатков в работе было организовано дежурство в общежитиях кураторов и классных руководителей, представителей администрации, управления по работе с молодежью, здравпункта, студенческого союза и студенческого совета общежития, назначены воспитатели из числа преподавателей и сотрудников. С несовершеннолетними студентами воспитателем общежития еженедельно проводятся беседы информационно-просветительского характера по здоровому образу жизни, основам нравственного развития и навыкам безопасного поведения.

Информация о проведении воспитательных и организационных мероприятий размещается на информационных стендах, на сайте ВИТИ НИЯУ МИФИ, в официальной группе Студенческого Союза ВИТИ НИЯУ МИФИ в социальной сети ВКонтакте. Это позволяет значительно повысить эффективность информирования студентов, их родителей и сотрудников института. Созданы официальные аккаунты ВИТИ НИЯУ МИФИ, Студенческого Союза и дополнительных групп по направлениям в социальных сетях ВКонтакте, Одноклассники,РаееЬоок, Instagram. В рамках телепередачи «Новости Волгодонска» на телевизионном канале «ВТВ» ежемесячно выходит рубрика «Студенческий город», ведущие рубрики -студенты вуза. Ежемесячно выпускается студенческая газета «Мифи-Да». Информация о деятельности института освещается электронными ресурсами города и области.

Для повышения качества размещаемых материалов и уровня студенческих журналистов студенты прошли обучение в «Медиашколе НИЯУ МИФИ» и реализовали аналогичный проект для студентов института.

В целяхгражданско-патриотического и гражданско-правового воспитания студенты вовлекаются в проведение различных городских и областных митингов, шествий, акций, посвященных государственным, региональным праздникам и знаменательным датам, участвуют в экскурсиях с посещением выставок из фондов музеев города, во Всероссийской народной акции «Георгиевская ленточка», встречах с ветеранами ВОВ, в проведении уроков, посвященных освобождению Ростовской области от немецко-фашистских захватчиков, в городских мероприятиях, посвященных 9 Мая, Дню города, городском и областном конкурсе военно-патриотической песни «Гвоздики Отечества», патриотических поездках «Город-герой Волгоград», конкурсе солдатской песни, смотре строя и песни, Всероссийском дне правовой помощи, интеллектуальной игре ко Дню Конституции, школе правовой грамотности, лекциях «Уголовная, административная ответственность подростков», конкурсе социальных плакатов по противодействию коррупции «Чистые руки». Создана студенческая передвижная агитбригада, которая активно участвует в проведении праздничных мероприятий, посвященных 9 мая и 22 июня на городских и районных площадках. В результате большая часть студентов института получает бесценный опыт поведения социально-активных граждан.

К мероприятиям, направленным на формирование установок толерантного сознания, профилактику и противодействие проявлений терроризма и экстремизма среди студентов, относится проводимое в вузе, анкетирование студентов с целью определения объективной картины отношения обучающихся к данным социальным явлениям. Студенты приняли участие в следующих мероприятиях: акция ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом траурный митинг, посвященный годовщине взрыва жилого дома в городе Волгодонске, «Фестиваль народов Дона», совместные круглые столы, лекции с молодежными общественными организациями города, встречи с инспектором комитета по борьбе с терроризмом и экстремизмом, тематические кураторские часы. В результате работы по данному направлению повысилась сознательность и ответственность студентов в вопросах соблюдения контрольно-пропускного режима, поведения в социальных сетях, толерантного отношения к представителям 17 разных национальностей, обучающихся в институте на основе корпоративной культуры поведения.

Воспитание и развитие у студентов высокой культуры интеллигентного человека является неотъемлемой частью формирования личности молодого специалиста. В этой связи проводится комплекс мероприятий по приобщению студентов к эстетическим и культурным ценностям, созданию необходимых условий для реализации их творческих способностей и задатков, вовлечению студенчества в активную культурно-досуговую деятельность через различные направления и формы работы [7].

Более 500студентов приняли участие и стали лауреатами, дипломантами в фестивалях и конкурсах студенческого творчества внутривузовского, городского, зонального и регионального уровней.

Актуальным направлением является активное сотрудничество, в рамках воспитательной деятельности, с социальными партнерами: отделом по молодежной политике города Волгодонска, центральной библиотечной системой, эколого-историческим музеем, Дворцами культуры, Информационным центром Ростовской АЭС, медицинскими учреждениями, учебными заведениями и предприятиями города. Студенты участвовали в различных социальных проектах в рамках городских и всероссийских программ: игра «Что? Где? Когда?»;тематические часы: «Войне нет места на земле!», «Волга - последний рубеж», «Дети войны», «Выборы», лекторальное образование - час молодого избирателя; обзорные экскурсии в клубе-музее «Красная звезда»; дебат - лига на Кубок губернатора Ростовской области; областной конкурс транспарантов и слоганов по безопасности дорожного движения «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни»; акции «Тотальный диктант».

Активно осуществляется работа по вовлечению молодежи в социальную практику и развитию созидательной активности молодежи, т.е. привлечению молодежи к участию в волонтерской деятельности. Студенты участвуют в проекте «Улицы нашего города», в благотворительной акции адресной социальной помощи «МОСТ - Мы отдаем свое тепло», «Чистый берег», городском субботнике, выездах инвалидов-колясочников, многочисленных экологических акциях. Результатом работы в этом направлении стало награждение победителей городского конкурса «Волонтер года» благодарственными письмами администрации за развитие волонтерской деятельности в городе Волгодонске,среди которых студентов института.Победителем VII Всероссийского фестиваля по направлению безопасности и спасения людей «Созвездие мужества» в номинации «дети-герои» стал студент техникума ВИТИ НИЯУ МИФИ.

Студенческое самоуправление - один из институтов гражданского общества, который нацелен на воспитание студента как будущего специалиста, действующего в рамках корпоративной культуры Государственной корпорации «Росатом». Самоуправление ВИТИ НИЯУ МИФИ представлено общественной организацией Студенческий Союз, имеющей свой Устав и структуру. В состав студенческого союза ВИТИ НИЯУ МИФИ входит 19 студенческих объединений:

Для внедрения самоуправления в общежитии создан студенческий совет общежития. Для контроля состояния порядка комнат и контроля за соблюдением правил проживания в общежитии Студенческим Союзом проводятся еженедельные рейды. По итогам осмотра составляется акт и совместно с сотрудниками института рассматриваются методы воздействия на нарушителей. Крайняя мера воздействия - рассмотрение нарушения правил проживания на Совете по профилактике правонарушений ВИТИ НИЯУ МИФИ. Данная мера, как показывает опыт, оказалась эффективной и позволила усовершенствовать методы контроля проживающих (включение в инспекции кураторов и классных руководителей студенческих групп).

В течение учебного года студенты в целях формирования коммуникативной культуры создавали презентации к классным и кураторским часам, участвовали в оформлении стенда «Студенческая жизнь», интерактивных газет; готовили материалы для студенческой газеты «Активная зона», участвовали в составе агитбригады в профориентационной работе, самостоятельно организовывали мероприятия.

Студенческое самоуправление - один из путей подготовки активных граждан. Для повышения эффективности студенческого самоуправления постоянно проводится работа по обучению актива Студенческого Союза. Студенты принимают участие в молодежном форуме, посвященном году молодежи, форуме студенческих строительных отрядов Ростовской области, в региональном проекте «Молодежная команда губернатора», Конгрессе молодежного самоуправления Ростовской области, Международной научно-практической конференции «Безопасность ядерной энергетики», региональном семинаре по благоустройству,слете лидеров регионального проекта «Академия молодого гражданина», финале Всероссийского инженерного конкурса в НИЯУ МИФИ, Слете студотрядов и подведении итогов трудового семестра, форуме студенческих строительных отрядов Ростовской области. Студенты института и техникума стали участниками городского конкурса «Студент года».Студенческий Союз ВИТИ НИЯУ МИФИ по итогам деятельности занял 3 место в номинации «Самое активное и инициативное сообщество» конкурса «Самый активный и инициативный участник Года молодежи Дона».

Выводы. Воспитание в вузе - существенный этап социализации личности, который предусматривает не только формирование высококвалифицированного специалиста, но и развитие личностных качеств выпускника на основе воспитания гражданских, моральных, культурных ценностей.В соответствии с новыми подходами к инженерному образованию,система воспитательной работы института, включающая в себя целый комплекс мероприятий, перечень которых формируется и трансформируется в соответствии с уровнем и направлением профессиональной подготовки обучающихся, вызовами времени и запросами студенческой молодёжи, вносит свой вклад в формирование гармонично развитой личности выпускника технического вуза - будущего специалиста атомной отрасли.

Литература:

1. Томилин С.А., Василенко Н.П., Железнякова А.В., Василенко И.С. Корпоративные ценности как основа формирования профессионального самоопределения студентов при подготовке специалистов для атомной отрасли // Педагогика и просвещение. - 2017. - № 1. - С. 31 - 41. DOI: 10.7256/2306-434Х.2017.1.22076 - Режимдоступа: URL: http// nbpublish.com / library_read_article.php?id=22076

2. Руденко, В.А. и др. Основные проблемы организации подготовки специалистов для атомной отрасли в условиях внедрения профессиональных стандартов [Текст] / В.А. Руденко, С.А. Томилин., Н.П. Василенко // Глобальная ядерная безопасность. - 2016. - №3(20). - С. 80-87.

3. Лобковская Н.И., Железнякова А.В., Евдошкина Ю.А. Особенности проектирования воспитательного процесса в условиях социально-образовательного пространства технического института // Современное образование. - 2017. - № 2. - С.1 - 8. DOI: 10.25136/2409-8736.2017.2.23278 - Режим доступа: URL: http://e-notabene.ru/pp/article_23278.html

4. Профессиональный стандарт«Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»- Режим доступа:http: // fgosvo.ru/ uploadfiles /profstandart/ 01.004.pdf - 26.12.2017

5. Концепция воспитательной работы ВИТИ НИЯУ МИФИ- Режим доступа: URL: http://www.viti-mephi.ru/sites/default/files/administrat/docs/koncepciya_15-20.pdf

6. Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Принципы и условия организации деятельности наставника в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. - 2015. -- № 06(28). С. 136 - 140.

7. Горбачева Д.А. Развитие творческого потенциала молодежи в социально-культурном образовании: аксиологический подход. Монография. Москва, 2016

8. Горбачев А.А., Горбачева Д.А., Горбачева В.А. Опыт разработки трехуровневой компетентностной подготовки преподавателей-исследователей социально-культурной деятельности // Проблемы современного педагогического образования -. 2016. - № 51-6. С. 75-85.

Педагогика

УДК: 371.1

аспирантка Дерюгина Евгения Георгиевна

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

ФАСИЛИТАЦИОННАЯ КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ

ДИРЕКТОРА ЧАСТНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье поднимается вопрос о значимости фасилитационной компоненты профессиональной педагогической позиции директора частной школы, рассматриваются основные аспекты выраженности фасилитации руководителя образовательного учреждения, делается анализ исследования фасилитационного уровня директоров частных школ.

Ключевые слова: фасилитация, частная школа, профессиональная педагогическая позиция, директор частной школы.

Annotation. In article the question of the importance fasilitatsionny components of a professional pedagogical position of the director of private school is brought up, the main aspects of expressiveness of a fasilitation of the head of educational institution are considered, the analysis of a research of fasilitatsionny level of directors of private schools becomes.

Keywords: fasilitation, private school, professional pedagogical position, director of private school.

Введение. На современном этапе развития системы образования России значимую роль в ней играют частные школы, возникновение которых было обусловлено невозможностью удовлетворить все современные потребности общества существующей системой государственного образования. Частные школы создавались благодаря инициативе личностей, имеющих свое видение специфики образовательного пространства и условий его существования. Большинство создателей частных школ возглавило данные альтернативные учреждения, определяя их жизнедеятельность. Выявление особенностей профессиональной позиции директора частной школы, обеспечивающей успешную жизнедеятельность учреждения, является актуальным вопросом современности. На первый план встает вопрос о наличии в профессиональной позиции директора современной частной школы составляющей, представляющей его именно как педагога, а также наличие фасилитационной компоненты. Актуальность изучения вопроса о педагогической и управленческой фасилитации директоров частной школы определена тем, что соблюдение основных фасилитационных принципов всеми членами школьного сообщества позволяет поддерживать гуманистически ориентированную жизнедеятельность образовательного учреждения.

Формулировка цели статьи. Цель статьи — показать значимость фасилитационной компоненты педагогической позиции директора образовательного учреждения; на основании проведенного исследования современной ситуации в области применения фасилитационного подхода руководителями частных школ заявить о необходимости повышения уровня фасилитации в сфере образования.

Изложение основного материала статьи. Рост популярности термина «фасилитация» можно увидеть по количеству зарегистрированных страниц в поисковой системе Яндекс: по данным, указанным Р.В. Овчаровой [8. С. 4], в 1990 г. данному термину было посвящено 400 страниц, в 2008 г. — 7000, в 2010 г. — 35000 страниц, при обращении в 2018 г. к сети Интернет находим уже 1 млн. страниц.

Термин «фасилитация» (лат. facil — легкий, англ. to facilitate — способствовать, облегчать) используется для обозначения процесса и феномена облегчения, оптимизации деятельности одного человека (или группы) при активном поддерживающем присутствии другого.

Изначально определение было дано социальной фасилитации, историю возникновения данного термина подробно описывает Л. В. Копец [6]. Психолог университета штата Индиана, США, Норман Триплетт констатировал демонстрацию лучших результатов велосипедистов, участвовавших в коллективных заездах. Для проверки своих предположений Н. Триплетт провел исследование, в котором дети скручивать спиннинг на скорость в пустой комнате, а также в обществе сверстников. 50% детей в условиях соревнования показали значительно лучшие результаты, 25% незначительно их улучшили, а у 25% детей результаты были хуже из-за волнения. Положительное влияние было названо Н. Триплеттом «эффектом социальной фасилитации». Современные исследования феномена социальной фасилитации уточняют: в присутствии других людей усиливаться именно доминирующие (наиболее вероятные) реакции. Отрицательное (ухудшение результатов в присутствии других людей) получило название «эффекта социальной ингибиции». Объяснение возникновения такой противоречивой реакции на присутствие других людей удалось найти Роберту Зайонцу на основании почти 300 исследований, в которых приняло участие более 25 тыс. добровольцев. В 1965 г. Роберт Зайонц, наблюдая влияние на мотивацию человека присутствия других людей, описал данный эффект в статье, опубликованной в журнале «Science». Социальная фасилитация и ингибиция стали устойчивыми понятиями социальной психологии.

Психолог гуманистического направления К. Роджерс в 50-х годах XX в. ввел термин «фасилитация учения», а также использовал фасилитационный механизм на практике, доказав его высокую эффективность. Он начал, совместно с другими представителями гуманистической психологии, разработку концепции педагогической фасилитации.

Изучением феномена педагогической фасилитации занимались и отечественные педагоги: Н. А. Бирюкова, Э.Н. Гусинский, Р.С. Димухаметов, И. П. Жижина, Э.Ф. Зеер, Д.В. Качалов, В.Н. Кибец, Е.А. Маслова, Б.Г. Мунарбаева, Е.Ю. Парунова, И.А. Татаренкова, Т.А. Филь, О.Н. Шахматова. О необходимости более глубокого изучения особенностей фасилятивности человека, указание на значимость ее выраженности у лиц, выбирающих профессию, связанную с помощью человеку в развитии, в приобретении знаний, в личностном росте, говорит М. И. Казанжи [4. С. 40], на это же ранее указывали О.А. Кондрашихина, Н.А. Аминов, Н.В. Молоканов, Л.И. Тимонина, С. Степанов, Е.Г. Врублевская, Н.В. Носова и др.

По И. В. Жижиной [3. С. 9] педагогическая фасилитация — это усиление продуктивности образования (обучения, воспитания) и развитие субъектов профессионально-педагогического процесса за счет их особого стиля общения и личности педагога. Схожее определение педагогической фасилитации у О. Н. Шахматовой [15. С. 119], она определяет этот термин как усиление продуктивности образования (обучения, воспитания) и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.