Научная статья на тему 'Кураторство: поиски смысла и оправдания'

Кураторство: поиски смысла и оправдания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1431
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ ГРУППА / СТАРОСТА / ПОСРЕДНИЧЕСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ОКАЗАНИЕ РЕАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СТУДЕНТАМ МЛАДШИХ КУРСОВ / STUDENT GROUP / THE VILLAGE ELDER / MEDIATION / SOCIAL ADAPTATION / CULTURAL DEVELOPMENT / MENTORING / PROVIDING REAL ASSISTANCE TO JUNIOR STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мандель Борис Рувимович

Статья посвящена вопросам кураторства в современном российском университете, академии, институте на фоне или полного уничтожения данной функции высшего учебного заведения, или сведения ее только к работе администратора, надзирателя. Рассматриваются функции, роли куратора, принципы работы и критерии ее оценивания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Supervision: the search for meaning and justification

Тhis article deals with the questions of supervision in contemporary Russian university, academy, institute against, or complete destruction of this function in higher education, or reducing it only to the administrator warden. We discuss the questions of related functions, the role of facilitator, working principles and criteria of evaluation.

Текст научной работы на тему «Кураторство: поиски смысла и оправдания»

нальное образование. — Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1998. — 51 с.

7. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие. — М.: Академия, 2000. — 192 с.

8. Щуркова Н. Е., Рагозина Л. Д. Формирование жизненного опыта у учащихся. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 160 с.

9. Саврасова А. Н. Формирование опыта профессиональной деятельности будущих учителей в процессе педа-

гогической практики: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. — СПб., 2006. — 168 с.

10. Багдасарьян Н. Г. Профессиональная инженерная культура. Структура, динамика, механизмы освоения: дис. ... д-ра филос. наук. — М., 1998. — 294 с.

11. Коменский Я. А. — М., 1996. — 228 с.

12. Уайтхед А. Избранные работы по философии. М., 1990. — 253 с.

УДК / uDC 378 Б. Р. Мандель

B. Mandel

КУРАТОРСТВО: ПОИСКИ СМЫСЛА И ОПРАВДАНИЯ SuPERVISION: THE SEARCH FOR MEANING AND JuSTIFICATION

Статья посвящена вопросам кураторства в современном российском университете, академии, институте на фоне или полного уничтожения данной функции высшего учебного заведения, или сведения ее только к работе администратора, надзирателя. Рассматриваются функции, роли куратора, принципы работы и критерии ее оценивания.

This article deals with the questions of supervision in contemporary Russian university, academy, institute against, or complete destruction of this function in higher education, or reducing it only to the administrator warden. We discuss the questions of related functions, the role of facilitator, working principles and criteria of evaluation.

Ключевые слова: студенческая группа, староста, посредничество, социальная адаптация, культурное развитие, воспитательная работа, оказание реальной помощи студентам младших курсов.

Keywords: student group, the village elder, mediation, social adaptation, cultural development, mentoring, providing real assistance to junior students.

В 1903 году Император Всероссийский Николай II утвердил Инструкцию для кураторов Томского технологического института! Читайте!

..Кураторы, служа посредниками между Советом Института и студентами, являются, с одной стороны, руководителями студентов, с другой же стороны, ходатаями перед соответствующими академическими органами об удовлетворении уважительных и в законных формах заявленных нужд и потребностей студентов.

...Кураторы а) устраивают совещания с курсовыми старостами или с представителями своих курсов; б) назначают определенное время, в которое студенты могут обращаться к ним по своим делам; в) созывают с разрешения Директора, по ходатайству студентов, или по собственному почину собрания студентов своего курса под своим председательством. На этих курсовых собраниях даются студентам надлежащие разъяснения и обсуждаются нужды курса...

...Комиссия кураторов, заботясь об удовлетворении духовных и материальных потребностей студентов, дает заключение на запросы собраний отделений по делам, касающимся устройства научных и литературных кружков, принимает к рассмотрению ходатайства студентов об учреждении кружков для занятий искусствами, физическими упражнениями и т. д., участвует в рассмотрении, совместно с Хозяйственным Комитетом Института, вопросов об организации студенческих библиотек и читален, столовых, чайных, кассы и т. п., приходит студентам на помощь при искании дешевых и здоровых квартир.

Как все ясно, просто и здорово! Более ста лет кураторство существует, и, видимо, актуальность его только возрастает. Сегодня, наверное, практически всем студентам высших учебных заведений не понаслышке известны слова куратор и кураторство. Это замечательное и вполне институциональное образование, как мы видим, не является чем-то новым, наоборот, для некоторых вузов, особенно тех, чья история еще не так велика, скорее, это хорошо забытое старое, принесенное, благоприобретенное, и хоть накладно, возможно, не всегда

выгодное, однако уж точно оправданное той замечательной работой, что часто скрывается за этим словом. Кураторство! Мы все помним, как, придя из школ в институты и университеты, были встречены этими тогда еще совсем не знакомыми, очень озабоченными, но, тем не менее, приветливыми людьми разного возраста, разных званий и ученых степеней... Людьми, чья забота ощущалась тогда очень крепко — это они, сами сталкиваясь ежедневно с огромным количеством проблем — преподавая, занимаясь научной, исследовательской деятельностью, готовясь к защите своих диссертаций, — помогали нам решать те субъективные и объективные проблемы, преодолевать трудности, возникающие в первые дни учебы, взрослеть, умнеть, становиться настоящим студентом.

И снова в историю!

Вот столь любимый автором словарь Брокгауза и Ефрона:

Куратор (лат.) — попечитель. У нас куратором называются члены конкурсного управления. При учреждении московского университета (1755 г.) поставлены были два куратора в качестве защитников и ходатаев университета перед верховной властью. Впоследствии название это присвоено попечителям учебных округов. В Германии кураторами назывались должностные лица, приставленные к университетам в видах осуществления той части карл-сбадских постановлений, которая была направлена против высших учебных заведений. Ныне кураторы — должностные лица, служащие посредствующей инстанцией между министерством и университетами; существуют при прусских и некоторых других германских университетах.

В упомянутой выше Инструкции для кураторов Томского технологического института назывались такие основные обязанности куратора: «ходатайствовать перед академическими органами об удовлетворении уважительных и в законных формах заявленных нужд и потребностей студентов.».

Говоря о кураторе в современном вузе, мы обычно имеем в виду преподавателя или сотрудника образовательного учреждения, прикрепленного к конкретной учебной группе с целью наблюдения и контроля за ходом учебной и внеучебной деятельности курируемых студентов и оказания им в случае необходимости информационно-организационной и пси-холого-педагогической помощи в решении самых разнообразных проблем. И вся эта дея-

тельность ориентирована на решение главных задач — поддержание и усиление мотивации студентов на получение профессионального образования, содействие активному участию в образовательном процессе. Отсюда: куратор действительно является ключевым звеном в работе по адаптации студентов [первого курса] к новой воспитательно-образовательной среде — он объединяет воспитанников, он связующий элемент, посредник между администрацией факультета, вуза и студенческой группой и даже между вузом и семьей студента, между педагогическим коллективом, преподавателями и студентом. Великая должность, великая работа, тяжелый и благородный труд!

Мы не можем не отметить, что в российской системе высшего профессионального образования кураторство академических студенческих групп переживает непростой период — одновременно идет осознание необходимости этого важного воспитательного инструмента, причем, заметьте, всеми участниками образовательного процесса, и поиск наиболее оптимальных форм его возрождения (кое-где прямо-таки из пепла) и нового функционирования — а вот тут будьте внимательны! — в условиях недостаточной разработанности нормативно-правовой базы деятельности куратора или практически полного отсутствия методического обеспечения и финансирования. Иногда кажется, как это ни удивительно, что названный процесс в воспитательно-образовательном пространстве нового вуза может рассматриваться как инновационный. Но есть печаль в наших сердцах — большая часть преподавателей не хочет выполнять кураторские функции, которые им вменяются как дополнительная общественная нагрузка, или не могут на продуктивном уровне решать те воспитательные задачи, которые призван решать куратор академической группы. Все эти проблемы каждый вуз, в котором руководство не только понимает огромную роль института кураторов в воспитании будущих специалистов, но и принимает необходимые ответственные и смелые по нынешним временам решения, связанные с его возрождением и поддержкой, вынужден решать самостоятельно.

Но беды наши. Ведь если рассматривать не педагогические вузы, то мы волей-неволей обратим внимание на то, что большинство пре-подавателей-кураторов не имеют педагогического или психологического образования — это специалисты в своем деле, профессиональные юристы, экономисты, инжененеры и т. д. Но ка-

чество кураторской деятельности определяется рядом факторов:

— готов ли и насколько сам куратор к самообразованию и самосовершенствованию (в области теоретической и практической педагогики и психологии);

— насколько эффективно и правильно в данном вузе организованы и регулярно функционируют системы (курсы) повышения психолого-педагогической грамотности пре-подавателей-кураторов и оказания социальнопсихологической помощи всем субъектам воспитательного процесса;

— в какой степени сам преподаватель обладает качествами и способностями, необходимыми для осуществления кураторской деятельности.

Сакраментальные вопросы, вопросы, от ответа на которые зависит многое в современном вузе. Так пойдем же дальше.

Пока в некоторых вузах протекает процесс равнодушного, вялого «осмысления» необходимости опоры на кураторство как на один из значимых воспитательных «проводников» образовательной программы, в других идет активный поиск наиболее оптимальных форм его функционирования, разработка и внедрение положений, поставленных на нормативноправовую основу, регламентирующих всю деятельность куратора.

Для того чтобы раскрыть воспитательный потенциал кураторства, трансформировать его в актуальный инновационный ресурс высшего профессионального образования, необходимо (помимо скорейшего и конкретного решения каждой из вышеназванных проблем) создание ряда систем/мер/правил по организационному, научно-методическому обеспечению и социально-педагогическому, социально-психологическому, психолого-пе-дагогическому сопровождению кураторства и кураторов студенческих групп. И не должна ли, наконец, громко зазвучать речь о комплексной поддержке кураторства в вузах, ориентированной на повышение качества подготовки будущих специалистов, способствующей повышению эффективности решения и общих, и локальных сопутствующих педагогических задач, в частности связанных с процессом адаптации студентов к новым условиям обучения. Кажется даже странным, что все это требует порой долгого объяснения, выкладок, планов, финансового обоснования, просто уговоров.

А вот, кстати, и некоторые позиции из правовых документов, регламентирующих дея-

тельность куратора в одном высшем учебном заведении, возможно, они являются важнейшими, ключевыми:

— куратором назначается авторитетный преподаватель, обладающий высокой культурой, самоорганизацией, корректностью, уважением и требовательностью к студентам;

— назначение на должность куратора осуществляется одновременно с утверждением основной нагрузки преподавателя на очередной учебный год;

— куратор работает под руководством заведующего кафедрой и заместителя ректора/декана по социальной или воспитательной работе;

— вопросы организации и содержания воспитательной деятельности куратора систематически обсуждаются на заседаниях кафедр и советах факультета;

— в целях оказания куратору методической помощи, изучения, обобщения и распространения передового опыта организуется работа семинара кураторов (один раз в месяц);

— деятельность куратора входит в круг служебных обязанностей преподавателя, предусматривается индивидуальным планом и учитывается при аттестации. Предусматриваются формы отчетности за свою работу.

Понятно, что сюда можно добавить слова об основных задачах и содержании кураторской работы, в том числе направления воспитания:

— формирование у студентов самосознания, ценностного отношения к жизни, потребности в ее проектировании;

— воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности как важнейшей черты личности;

— выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого студента, реализация их в разнообразных сферах человеческой деятельности и общения;

— приобщение студентов к системе культурных ценностей, отражающей богатство культуры своего народа, общечеловеческой культуры;

— формирование общечеловеческих качеств, относящихся к нормам гуманистической морали (доброта, взаимопонимание, милосердие, терпимость по отношению к людям и т. д.);

— привитие культуры общения, воспитания интеллигентности; воспитание положительного отношения к труду как к жизненной ценности, воспитание предприимчивости и деловитости, честности и ответственности в деловых отношениях; воспитание и развитие потреб-

ности в здоровом образе жизни, развитие способности быть хорошим семьянином;

— развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и саморегуляции в поведении, развитие чувства собственного достоинства.

И еще очень важно — общее направление и, автор бы выразился так — идеология и культурно-воспитательная система данного конкретного вуза.

Конечно, деятельность куратора направлена и на обеспечение участия студентов во вне-учебной деятельности, хотя, вероятно, это часто является одним из труднейших, проблематичных моментов кураторства — мероприятия, проводимые вузом, факультетом. Куратор выступает как старший наставник, товарищ и консультант, помогая развивать инициативу и самостоятельность.

Социально-психологические аспекты кураторства — формирование сплоченного коллектива студенческой группы, создание атмосферы доброжелательности, взаимопомощи, ответственности, творчества и креативности, увлеченности, социальной активности. Подготовка высокопрофессионального специалиста, востребованного, конкурентоспособного, готового к творческому росту и инновациям, предполагает наличие организованных, компетентных, эрудированных преподавателей высшей школы. А не требует ли это еще и создания «идеальной модели», новой модели личности куратора в вузе, способного готовить специалистов с вышеперечисленными качествами и компетенциями?! Вообще-то, мы все понимаем: главное, что должно быть присуще педагогу — это способность любить людей, свое дело и быть заинтересованным в его успехе. Видимо, сегодня все-таки знания без их гуманистической составляющей ведут к не то чтобы размытому образу специалиста, но образу, не определенному в аспектах морали, нравственности, этики и эстетики, то есть находящемуся вне морально-этических и эстетических ценностей. Это кажется нам весьма опасным. Традиционно большую роль в решении воспитательно-педагогических задач в системе высшего профессионального образования все же стоит отвести куратору студенческих групп.

Кстати, апробация различных вариантов (моделей) кураторства позволяет приблизить их к идеалу инновационного проектирования в сфере предоставления образовательных услуг. В некоторых вузах уже работает студенческая модель кураторства наряду с тра-

диционной в рамках движения помощников кураторов групп. Деятельность помощников кураторов определяется соответствующим положением. Студенты-кураторы работают под руководством деканов факультета или их заместителей в тесном взаимодействии с пре-подавателем-куратором. В студенческой модели кураторства есть несколько вариантов: куратор — член студенческого актива/совета факультета, студент, проходящий педагогическую практику, член студенческого педагогического отряда, волонтер и т. д. При взаимодействии студентов младших и старших курсов такие личностные качества, как самостоятельность, свобода творческого осмысления и ответственность за поступки, толерантность, взвешенность решений, активность и креативность, воспитываются действительно легче, как показала подобная практика. Вообще, интеграция различных моделей кураторства в условиях современного вуза реально расширяет возможности и профессорско-преподавательского состава, и студентов в самопознании и самореализации, активно стимулирует процессы самоорганизации и самообразования.

И еще: современная образовательная ситуация привела к осознанию необходимости внедрения новых форм организационно-воспитательной работы, пересмотра устаревших практик кураторского «надзора», постижения важных тактических задач и стратегической цели кураторства — своевременного выявления негативных ситуаций, их предотвращения, направления усилий студентов в творческо-поисковое русло, что уж точно и всегда ведет к стабилизации положения в системе образования, укреплению личностных позиций, развитию и росту научного потенциала как студента, так и преподавателя и в конечном итоге обеспечит повышение качества и эффективности образования.

Правда, стоит помнить и еще об одном — помощь в решении личностных проблем! А это, действительно, чрезвычайно актуальная проблема кураторской деятельности, особенно при нынешней, на глазах произошедшей смене социальной ситуации в стране, регионах, в усилившемся социальном расслоении, в неустойчивой динамике повседневности. Нашим студентам надо научиться практически мгновенно привыкать к столь быстро и порой неуловимо быстро меняющимся условиям (прежде всего в обучении). И именно здесь, при освоении новой социальной роли студента высшей школы, очень значима полная и глубо-

кая продуманность всех форм педагогического управления, влияния на адаптационные механизмы — тематические кураторские часы, познавательно-культурологические программы, круглые столы с обсуждением актуальных вопросов, работа со старостами групп, практические занятия по развитию навыков делового общения и поведения, семинары по отработке навыков преодоления психологических трудностей, активное участие в научной работе вуза, факультета, кафедр, индивидуальное и групповое консультирование студентов и т. д. А уж заинтересованность в эффективной работе/учебе студентов в вузе должна быть проявлена со всех сторон — самих обучающихся, ППС и сотрудников, руководства факультетов и вуза, родителей.

Любая образовательная парадигма, проявляющая себя в условиях модернизации, инновационности системы высшего профессионального образования, как говорят сейчас наши молодые люди, по умолчанию ориентируется на усиление воспитательно-дидактической составляющей данного процесса. И одним из ключевых звеньев обучения является работа кураторов — связующий элемент, повторимся, в объединении творческих усилий педагогов и студентов, реализации диалога между администрацией факультета, вуза и студенческой группой, между вузом и семьей студента, между педагогическим коллективом и студентом.

Есть и некоторая статистика: согласно социологическому опросу, проведенному в одном из вузов нашей страны, потребность в кураторе испытывают около 43 % студентов-первокурс-ников. Это мнение сохраняется у 26 % студентов старших курсов. Куратор, как они сказали, в основном помогает решить проблемы, связанные с успеваемостью (6,8 %), со здоровьем (4,8 %), личные проблемы (4,9 %), помогает наладить взаимоотношения с сокурсниками (5,8 %), приобщиться к общественной жизни факультета (19,1 %), оказывает помощь при оформлении курсовых и научных работ (3,2 %), помогает разрешить («разрулить») конфликт с преподавателем (2,8 %), улучшить бытовые условия (2,2 %). Если бы не было куратора, было бы сложнее адаптироваться к студенческой жизни для 29,6 % студентов, 12 % были бы лишены возможности общаться с интересным человеком, было бы сложно в первые месяцы обучения 12 % студентов. И что не менее поразительно: куратор необходим студентам для того, чтобы рассказать об основных требова-

ниях к учебе (14,3 %), помочь при составлении курсовых и научных работ (8,8 %), узнать, что есть преподаватель, неравнодушный к студенческим проблемам (15,5 %), познакомить с уставом, правилами и принципами данного учебного заведения и другими официальными документами (8,7 %).

Сами студенты определяют куратора так: оптимистически настроенный, мобильный, гибкий, чуткий педагог, который легко ориентируется в ситуациях и быстро реагирует на все нюансы межличностного и межнационального общения, умеет планировать работу и достигать не только ближайших, но и перспективных целей, реагирующий на изменения вкусов, интересов студентов. Отсюда следует, что качество кураторской деятельности определяется тремя основными факторами:

— готовностью куратора к постоянному самообразованию и самосовершенствованию в области теоретической и практической педагогики и психологии;

— наличием и степенью организованности и функционирования системы повышения психолого-педагогической грамотности пре-подавателей-кураторов и оказания социальнопсихологической помощи субъектам воспитательного процесса;

— уровнем обладания/отсутствия у преподавателей тех качеств и способностей, которые являются необходимыми для их кураторской деятельности.

Отметим, что большинством вузов, где кураторская работа все-таки осталась, определены основные функции деятельности куратора: информативная, организационная, коммуникационная, контролирующая (административная), творческая. Мы, как вы уже поняли, не случайно оговорились по поводу вузов, где кураторство живо, — в ряде вузов соответствующая работа ведется или сотрудниками кафедр, или заместителями декана по воспитательной работе (если таковые имеются в штатном расписании).

А ведь куратор, говоря техническим языком, автору не свойственном, — это и приводные ремни, и передаточный механизм, редуктор, вариатор и прочее — он все же общается со студентами самым тесным образом, знает всех и каждого (или обязан знать по должности). А они (кураторы) не напоминают вам классных руководителей, пионервожатых далекого прошлого (детства и юности автора, самого в этой роли выступавшего неоднократно, как, впрочем, и в роли куратора)?!

Исходя из вышеперечисленных функций,

задач, принципов, можно попытаться определить модели, типы (типажи?) кураторов.

Куратор-администратор информирует администрацию о пропусках студентов, ведет учет посещаемости, передает студентам требования деканата, строго-престрого следит за успеваемостью и посещаемостью занятий, пытается, но не всегда успешно, разобраться в причинах, мешающих студенту нормально учиться, принимает меры по устранению этих причин. Да, но не всеми студентами любим, одобряем, уважаем.

Куратор-организатор считает своим долгом организовать жизнь группы в основном с помощью внеучебных мероприятий — творческие вечера, экскурсии, посещение кино, театров, музеев, выставок; устраивает встречи с выпускниками факультета; привлекает студентов к работе в кружках и студиях художественной самодеятельности, в спортивных секциях, в научно-исследователськой работе кафедр, факультета, института. В свои обязанности включает участие в сборах актива группы, чувствует ответственность за происходящие межличностные конфликты в группе и старается участвовать в их разрешении. Порой его хочется назвать как раз именно массовиком-затейником-неудачником — он тоже не всеми любим, кажется надоедливым, но зато не таким административно опасным, как предыдущий в нашей классификации.

Куратор-воспитатель (тот самый классный руководитель, пионерский вожатый.) способствует развитию личностного потенциала каждого члена группы или курса. Пытается (а вот здесь все же часто успешно) выявить способности, увлечения и интересы к научной деятельности, художественному творчеству, спорту. Содействует развитию лидерских качеств и организаторских навыков. Весь смысл его кураторства — воспитание чувства патриотизма, создание в группе атмосферы коллективизма и взаимопомощи, добросовестного отношения к учебе, привлечение студентов к научной и общественной работе. Он один из организаторов тематических вечеров, олимпиад, конкурсов. В арсенале его работы беседы, лекции, организация встреч с авторитетными специалистами, лучшими преподавателями, но и достаточно жесткая административность — наказания за прогулы, контроль за выполнением учебного графика и пр. Регулярный просмотр групповых журналов, посещение лекций, где присутствуют его подопечные, наблюдение не только за поведением студентов, но и за качеством

преподавания (вот как!). Невероятно, но такие кураторы существуют и, самое главное, очень четко выполняют свои функции и вполне терпимо принимаются студентами.

Куратор-социализатор выполняет наиважнейшую функцию социально-психологической адаптации новичков! Вчерашний школьник, приходя в вуз, сталкивается с совершенно новой социальной и культурной образовательной системой, отличающейся организационно, методически, содержательно, мотивационно, телеологически. Практически весь I семестр первого года обучения — период адаптации, и насколько быстро, позитивно, безболезненно, оптимально и оптимистично она пройдет, настолько этот период сможет стать залогом успешности будущей учебы и в конченом счете залогом успешного овладения будущей профессией. Содержание работы куратора значительно отличается от работы классного руководителя — определяется оно возрастными особенностями первокурсников, помощью в преодолении возможного психологического шока, вызванного сменой прежних установок, привычного образа жизни, исчезновения старых знакомых и друзей и появлением новых, плюс некий, иногда, кстати, вполне оправданный трепет перед преподавателями — доцентами, профессорами! Ознакомление первокурсника с традициями и историей факультета, технологиями обучения, приобщение к корпоративной культуре своего вуза, понимание образовательной, общественной и культурной его политики — это основные задачи и формы функционирования нашего куратора. Он всегда рядом и часто высоко оценивается студентами, которые уважают (а то и просто любят) его за честность, добросовестность, эрудированность, чуткость и отзывчивость, готовность всегда и во всем помочь.

А то еще добавляются:

• куратор-«психотерапевт» — близко к сердцу принимающий личные проблемы студентов, готов выслушивать их откровения, старающийся помочь советом, много личного времени тратящий на психологическую поддержку студентов и устанавливающий слишком близкие контакты, что грозит для него эмоциональным истощением;

• куратор-«родитель» («мама» или «папа» первого курса) берет на себя родительскую роль в отношении студентов. Он излишне контролирует, нередко лишает инициативы. Решает семейные и личные дела студентов, но не с точки зрения психологической под-

держки, а как контролирующий родитель, требующий полного подчинения его решениям. Чаще всего это люди старшей возрастной категории, а в своих отношениях со студентами они ссылаются на жизненный опыт;

• куратор-«приятель» заинтересован в том, чем живет студенческая группа, старается принимать участие во многих групповых мероприятиях. Студенты принимают его как члена группы, он чаще всего пользуется уважением, но ему нередко не хватает необходимой дистанции для того, чтобы в необходимых случаях предъявить требования. К этому типу кураторов относятся молодые преподаватели или аспиранты, выполняющие эту роль;

• куратор-«беспечный ездок» не считает необходимым выполнять какие-либо обязанности, нечетко представляет свои задачи. Он только формально считается куратором.

Комплексная система поддержки кураторства, ориентированная на повышение качества подготовки будущих специалистов в целом в условиях современного вуза, несомненно, будет способствовать повышению эффективности решения и стратегических, и, конечно, целого ряда локальных, сопутствующих педагогических задач, в частности задач, связанных с уже неоднократно упомянутым процессом адаптации студентов к новым условиям обучения.

Куратор — это еще и, как бы подобное высказывание ни отвергалось, профессиональная роль вузовского преподавателя, связанная с педагогической поддержкой студентов как взрослых обучающихся, как субъектов образовательной, педагогической, андрагогической практики. Личность студента — самоорганизующаяся и вполне целостная психологическая система, несомненно, более устойчивая, чем личность школьника. Но мы знаем, что считать личность студента полностью оформленной, застывшей, закостенелой формой рано — психосоциальное его развитие продолжается (в конкретном вузе, регионе, стране, то есть и социуме, и универсуме). Таким образом, личность студента можно рассматривать как точно нуждающуюся в управлении со стороны педагогов, ибо многие качества еще продолжают и будут продолжать возникать и развиваться (учтем еще, что у многих студентов психологический возраст, и даже крепко, отстает от биологического). Все это ясно проявляется в том, что молодой человек не всегда полностью осознает ответственность за собственную жизнь, его не интересуют/им не осознаются

личностные смыслы, он легко попадает под чужое влияние (в том числе и наше). А отсюда — кураторство предполагает педагогическую поддержку, которая необходима и взрослым, правда, на протяжении обучения эта поддержка может составлять разную меру участия в жизни студента: на первом курсе — помощь в адаптации, на последних курсах — помощь в научном самоопределении (а эту функцию могут выполнять научные руководители). Только еще нужно иметь в виду, что в ряде вузов, где налажена система кураторства, она предполагает его только на 1-2-м курсах. Речь идет о кураторстве групп, так как еще практикуется кураторство потоков, курсов.

Итак, неопределенность остается, заставляет задумываться и искать выходы — решения проблем. Можно, видимо, сказать, что и подписание нами Болонской конвенции диктует новые требования к организации воспитательной работы в вузе — к подготовке конкурентоспособного специалиста.

С сожалением можно констатировать: сегодня под воспитательной работой понимают чаще всего внеучебную работу, то есть мероприятия, направленные на организацию досуга студентов. Преподаватели снимают с себя ответственность за воспитание студентов, самоустраняются (да простят автора те, кому больно это слышать). В то же время закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что воспитание наряду с обучением является одним из тех компонентов образования, суть которого заключается в развитии личности обучающегося. Следовательно, воспитательная деятельность должна присутствовать не только во внеучебной работе, но и прежде всего в учебном процессе. Полагаем, что можно сегодня определить некоторые, пусть и условные, критерии эффективности воспитательной работы, проводимой куратором:

• надежная и охватывающая всех студентов диагностика эффективности их профессионально-личностного развития, систематический мониторинг уровня сформированности важнейших личностных и профессиональных качеств будущих специалистов;

• реальная дифференциация и индивидуализация профессионального воспитания, основанная на результатах мониторинга профессионально-личностного развития студентов;

• основательное знакомство с возрастными, психофизиологическими особенностями студентов, особенностями их потребностно-мотивационной сферы, с психологией межлич-

ностного взаимодействия и психологией данной конкретной учебной группы;

• своевременное предъявление эталонов, образцов, задающих планку требований студента к себе как представителю своей будущей профессии;

• обеспечение реальных условий самооценки для сравнения себя с другими, формирование на этой основе собственных перспектив профессионального и личностного роста;

• обеспечение видения и понимания динамики позитивного и устойчивого профессионально-личностного развития, самостоятельного оценивания студентом, насколько он приблизился к задаваемому им самим эталону;

• предложение вариантов (инварианта) социально полезной, профессионально ориентированной практической деятельности;

• включение каждого студента в социально полезную деятельность, занятия творческих коллективов и общественных объединений, в работу различных клубов, отрядов;

• создание реальных возможностей и стимулов для активного взаимодействия будущего специалиста с культурой и искусством, спортом, освоения лучших образцов художественного творчества.

Есть достаточно суровое и серьезное мнение, что куратор — системообразующий педагог — должен знать о студенте все, помогая ему определиться в учебной, научно-исследовательской, общественной и культурно-спортивной деятельности. Сегодня вузы рассматривают вопросы создания специализированной методической литературы для кураторов. Куратору выдают дневник, который он должен

заполнять на протяжении всего обучения подшефной группы. Дневник содержит перечень пунктов, отражающий основные положения по внутреннему распорядку в конкретном вузе, правила поведения в общежитии, рекомендованные темы кураторских часов. Такая информация полезна для куратора, но, возможно, не лишней была бы информация, посвященная самоанализу, примерные варианты тестирующих материалов по выявлению вредных привычек среди студентов, наклонности к экстремизму и прочим, социально опасным проявлениям. Продуктивным считается и портфель/кейс куратора, который помимо вышесказанного содержит фильмы по тематике кураторских часов, научно-популярные лекции специалистов в данной области, контактную информацию для связи с экспертами, психологами, общественными организациями, поскольку сегодня еще каждый куратор в таких вопросах полагается на личные связи. Возможно, совсем не лишним для начинающих кураторов было бы посещение коротких специализированных курсов, позволяющих приобретать начальные навыки кураторской деятельности, включающие и консультации профессиональных психологов.

Да, это мы уже расфантазировались! Хотя. Не спросить ли все же еще раз (да и не один) у наших студентов — нужно ли все это, точно ли они осознают необходимость ощущать рядом такую значимую фигуру — куратора? Да в добавление к нашим дискуссиям и спорам спросить у самих студентов: «Разве не прав древний Талмуд: «Многому научился я у своих наставников, еще больше — у своих товарищей, а больше всего — у своих учеников.»?!»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК / uDC 377.1 О. А. Нивинская

O. Nivinskaya

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНцИЙ специалистов ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА: ситуационное обучение situational learning in formation of professional competence OF EXPERTS OF HOSPITALITY INDuSTRY

Динамично развивающаяся отрасль ин- только с применением форм активного обу-

дустрии гостеприимства постоянно требует чения, в том числе и ситуационного. В статье

притока кадров. Подготовка специалистов го- рассматривается опыт применения ситуацион-

стиничного дела в настоящее время возможна ного обучения в Академическом колледже Вла-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.