Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ШКОЛАХ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В ГОДЫ ВОВ'

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ШКОЛАХ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В ГОДЫ ВОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА / ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА / АГИТПОХОД / ПОЛИТИНФОРМАЦИЯ / БЕСЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колокольникова Зульфия Ульфатовна, Блинцова Ирина Михайловна, Староверова Мария Владимировна

В статье показано развитие школы Красноярского края в годы Великой Отечественной войны (1941-45 гг.). Рассматривается организация учебно-воспитательной работы, особенности организации военно-патриотического воспитания, рассмотрена важность воспитательной работы в годы Великой Отечественной войны в Красноярском крае. Описаны формы внеклассной и внешкольной деятельностей, которые применялись в 1941-1945 годах. На основе архивных материалов характеризуется различные аспекты учебно-воспитательной работы со школьниками в Красноярском крае в годы Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колокольникова Зульфия Ульфатовна, Блинцова Ирина Михайловна, Староверова Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL WORK IN SCHOOLS OF THE KRASNOYARSK TERRITORY DURING THE SECOND WORLD WAR

The article shows the development of the school of the Krasnoyarsk Territory during the Great Patriotic War (1941-45). The organization of educational work, the features of the organization of military-patriotic education, the importance of educational work during the Great Patriotic War in the Krasnoyarsk Territory is considered. The forms of extracurricular and extracurricular activities that were used in 1941-1945 are described. On the basis of archival materials, various aspects of educational work with schoolchildren in the Krasnoyarsk Territory during the Great Patriotic War are characterized.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ШКОЛАХ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В ГОДЫ ВОВ»

Выводы:

1. Для конструирования заданий для учебно-исследовательских проектов, предназначенных студентам бакалавриата «Педагогическое образование» с профилем «Физика», можно использовать техники интеллектуального анализа данных, в частности, алгоритмы машинного обучения.

2. Объектами исследования в этих проектах могут служить наборы данных, размещенные в открытом доступе, в частности, на площадке для соревнований по машинному обучению Kaggle. Основными критериями отбора данных для анализа являются соответствие содержанию дисциплин профильной подготовки, небольшое число признаков в наборе, понятный обучающимся физический смысл.

3. Наиболее подходящие виды учебно-исследовательских задач для работы с данными, советующие уровню подготовки студентов: разведочный анализ с использованием различных способов визуализации, добавление новых признаков на основе физических закономерностей, сравнение различных алгоритмов решения задач классификации и регрессии из доступных библиотек по метрикам качества.

Литература:

1. Дюк В.А., Флегонтов А.В., Фомина И.К. Применение технологий интеллектуального анализа данных в естественнонаучных, технических и гуманитарных областях // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. - № 138.

2. Dark Energy Survey completes six-year mission // Symmetry magazine. [Electronic resource]. - URL: https://www.symmetrymagazine.org/article/dark-energy-survey-completes-six-year-mission / (дата обращения: 7.11.2021)

3. Galaxy Zoo [Electronic resource]. - URL: http://zoo1.galaxyzoo.org (дата обращения: 20.11.2021)

4. Galaxy Zoo 2: Images. Shape Galaxy Clustering [Electronic resource]. - URL: https://www.kaggle.com/jaimetrickz/galaxy-zoo-2-images (дата обращения: 20.11.2021)

5. Flavours - of - physics [Electronic resource]. - URL: https://www.kaggle.com/duncandean/flavours-of-physics-baseline дата обращения: 20.11.2021)

6. Flavours of Physics: the machine learning challenge for the search of т - ^ ц -ц -ц + decays at LHCb [Electronic resource].

- URL: https://storage.googleapis.com/kaggle-competitions/kaggle/4488/media/lhcb_description_official.pdf дата обращения: 20.11.2021)

7. Frawley W., Piatetsky-Shapiro G., Matheus C. Knowledge Discovery in Databases: An Overview. AI Magazine, 1992. -Р. 213-228. - URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Knowledge-Discovery-in-Databases%3A-An-Overview-Frawley-Piatetsky-Shapiro/b66563fbfa9e02095156b8ec15aa517359b0cbec (дата обращения: 20.11.2021)

8. Higgs Boson Machine Learning Challenge [Electronic resource]. - URL: https://www.kaggle.com/c/higgs-boson (дата обращения: 20.11.2021)

9. Kepler Exoplanet Search Results [Electronic resource]. - URL: https://www.kaggle.com/nasa/kepler-exoplanet-search-results (дата обращения: 20.11.2021)

10. Lynch C. Big data: how do your data grow? // Nature. - 2008. - Vol. 455. - № 7209. - P. 28-29. - URL: https://www.nature.com/articles/455028a (дата обращения: 20.11.2021)

11. Machine learning at the energy and intensity frontiers of particle physics // Nature [Electronic resource]. - URL: https://www.nature.com/articles/s41586-018-0361-2 (дата обращения: 20.11.2021)

12. ML2014: Higgs Boson Machine Learning Challenge. University of California. -URL:https://www.math.uci.edu/icamp/summer/research/student_research/ml_hb_2014. pdf (дата обращения: 20.11.2021)

13. Particle Identification from Detector Responses [Electronic resource]. - URL: https://www.kaggle.com/naharrison/particle-identification-from-detector-responses/version/2 (дата обращения: 20.11.2021)

14. Sloan Digital Sky Survey [Electronic resource]. - URL: https://www.sdss.org/surveys

15. Sloan Digital Sky Survey DR14. Classification of Stars, Galaxies and Quasars [Electronic resource] - URL: https://www.kaggle.com/lucidlenn/sloan-digital-sky-survey (дата обращения: 20.11.2021)

16. Star Dataset: Stellar Classification [Beginner]. Identify Giants and Dwarfs through Machine Learning [Electronic resource].

- URL: https://www.kaggle.com/vinesmsuic/star-categorization-giants-and-dwarfs дата обращения: 20.11.2021)

17. Star dataset to predict star types. A six class star dataset for star classification with Deep Learned approaches [Electronic resource]. - URL: https://www.kaggle.com/deepu1109/star-dataset дата обращения: 20.11.2021)

Педагогика

УДК 37.01

кандидат педагогических наук, доцент Колокольникова Зульфия Ульфатовна

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Блинцова Ирина Михайловна

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Староверова Мария Владимировна

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ШКОЛАХ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В ГОДЫ ВОВ

Аннотация. В статье показано развитие школы Красноярского края в годы Великой Отечественной войны (1941-45 гг.). Рассматривается организация учебно-воспитательной работы, особенности организации военно-патриотического воспитания, рассмотрена важность воспитательной работы в годы Великой Отечественной войны в Красноярском крае. Описаны формы внеклассной и внешкольной деятельностей, которые применялись в 1941-1945 годах. На основе архивных материалов характеризуется различные аспекты учебно-воспитательной работы со школьниками в Красноярском крае в годы Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, воспитательная работа, внешкольная работа, внеклассная работа, агитпоход, политинформация, беседа.

Annotation. The article shows the development of the school of the Krasnoyarsk Territory during the Great Patriotic War (1941-45). The organization of educational work, the features of the organization of military-patriotic education, the importance of educational work during the Great Patriotic War in the Krasnoyarsk Territory is considered. The forms of extracurricular and

extracurricular activities that were used in 1941-1945 are described. On the basis of archival materials, various aspects of educational work with schoolchildren in the Krasnoyarsk Territory during the Great Patriotic War are characterized.

Keywords: The Great Patriotic War, educational work, extracurricular work, extracurricular work, political information, discussion.

Введение. Анализ нормативных документов в области образования (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Закон Красноярского края «Опатриотическом воспитании», Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», Указ Губернатора Красноярского края, Закон Красноярского края «Об образовании в Красноярском крае») позволяет нам убедиться в важности патриотического воспитания и ценности воспитания на современном этапе развития общества.

Изложение основного материала статьи. О значимости и особенностях военно-патриотической работы с молодежью, роли школы в данный период написано в отечественных (В.О. Афанасенко, В.В. Бибикова, А.Л. Дерябина, Л.А. Кузнецова, М.Д. Лагутина, В.Ю. Микрюков, Л.К. Прокофьева, Б.Ф. Райский, М.П. Стародубцева, Ф.Ф. Шамахов, Р.Г. Черданцев и др.) и зарубежных (M. Bassin, V. Bezrogov, T. Gerber, A. Gorelov, C. Kelly, T. Nelson, A. Obvintsev. и др.) исследованиях. В связанных с этой темой трудах российских ученых, также акцентируется внимание на регионах: А.А. Алексеев (Западная Сибирь), Л.В. Алексеева (Ханты-Мансийск), М.Н. Галанин (Ленинград), О.А. Дорошева (Урал), Т.И. Дунбинская (Западная Сибирь), Л.Р. Залилов (Башкирия), Н.В. Кабаков (Омская область), О.Б. Лобанова (Восточная Сибирь), И.А. Ложкина (Удмуртия), Ю.А. Мелехов (Алтайский край), В.С. Меркурьева (Сталинградская область), Н.В. Пахомова (Красноярский край), В.В. Попова (Москва и Московская область), Л.И. Снегирев (Западная Сибирь), Д.С. Федоров (Якутия) и др. Мы обнаружили малоизвестные работы Ф.Ф. Шамахова и И.С. Окладникова [8], посвященные школе Западной Сибири, однако практически неисследованной является школа Восточной Сибири, в частности Красноярского края. Мы можем отметить работы Б.Ф. Райского [6-7] и В.В. Бибиковой [1], посвященные организации всеобуча в Красноярском крае в годы войны. Среди источников, посвященных исследованию школы Красноярского края в годы Вов, нужно отметить материалы краевого молодежного исследовательского проекта, посвященного 75-й годовщине Победы в Вов (2021). В сборник вошло 70 публикаций, из которых по интересующей нас тематике всего 2 статьи. Все вышесказанное обусловливает необходимость обобщение опыта работы школьных учебных заведений в этом крае в период 1941-45 гг.

Великая Отечественная война (ВОВ) - особенный период в истории нашей страны, в котором максимально проявились патриотические чувства и поступки взрослых и школьников. В годы ВОВ огромное значение имело воспитание детей в образовательных учреждениях. В школах Красноярского края работа не была приостановлена: внедрялись новые формы организации внешкольной работы, создавались новые методы и методики, которые до настоящего времени могут применяться в воспитательной системе школы. Десятки тысяч детей были задействованы в помощи фронту: собирали лекарственные травы, работали на заводах и фабриках, оказывали посильную помощь взрослым, вели шефскую работу (заботились о семьях ветеранов и малышах) и др.

Ценность воспитательной работы с обучающимися указывается в исследованиях М.В. Тимофеева (республика Чувашия), Н.А. Мазуровой, О.Б. Лобановой, З.У. Колокольниковой, Е.М. Плехановой (Красноярский край), Е.В. Протасовой (Пермский край), Е.В. Бойковой (Воронежская область) и др.

В 1940-х годах под воспитательной работой понимали совокупность внешкольной и внеклассной деятельности. Для анализа терминологического поля нашего исследования нами был выбран словарь И.А. Каирова, как максимально близкий по времени и содержанию понятий, используемых в школе в годы ВОВ. В словаре И.А. Каирова (1960) внешкольная работа определяется как «образовательно-воспитательные занятия и культурно-просветительные массовые мероприятия, проводимые во внешкольных учреждениях с целью удовлетворения разносторонних культурных интересов и запросов учащихся, развития их самодеятельности и творческих способностей, разумной организации досуга» [2, С. 170]. Внеклассная работа - «организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой во внеучебное время для расширения и углубления знаний, умений и навыков, развития самостоятельности, индивидуальных способностей и склонностей учащихся, а также удовлетворения их интересов и обеспечения разумного отдыха» [2, С. 167]. Исходя из вышеприведенных понятий, мы можем сказать: главное отличие внеклассной работы от внешкольной заключается в том, что первая проводится после школьных занятий, а вторая - за пределами образовательного учреждения.

Возникает вопрос: какие формы внеклассной и внешкольной работы были использованы в школах Красноярского края в годы ВОВ, какие из них могут применяться в патриотическом воспитании сейчас?

В процессе изучения данной темы, мы проанализировали достаточное количество работ отечественных педагогов, и среди них можем выделить труд выдающегося регионального учёного-педагога - Бориса Фёдоровича Райского «Школы Красноярского края в годы Великой Отечественной войны», в которой описываются формы воспитательной работы в 1941-1945 годах. Будучи учителем, в годы Вов он опубликовал ряд статей в газете «Красноярский рабочий», посвященных работе школы в эти годы [6].

Ряд принятых в годы ВОВ документов, принципиально изменил содержание образования и воспитания в школе (1941): Постановление «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР, Приказ Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса) «О мероприятиях по улучшению военной подготовки и физического воспитания учащихся», Приказ Наркомпроса «О военной и физической подготовке учащихся VIII-X классов», методические рекомендации для педагогов «Организация учебно-воспитательной работы в годы Отечественной войны», «Элементы военного дела в преподавании математики, физики, химии, географии», «Военно-физкультурная подготовка учащихся» и др. [5, С. 177-184]. С 1942-43 учебного года во всех школах страны начинают преподавать специальный новый предмет -военное дело, включающий начальную и допризывную подготовку в 5-10-х классах и военно-физическую - в 1-4-х классах.

Наряду с осуществлением воспитания на уроках в процессе преподавания учебных дисциплин (математики, физики, химии, географии, военное дело), учителя вели внеклассную работу с учащимися, одной из важных задач которой являлось удовлетворение развивающегося у детей и подростков интереса к военно-политическим событиям, использование этого интереса в целях их воспитания. Большое место в решении этой задачи заняли политические информации в школе. Учителя в своем абсолютном большинстве начали их вести с первых дней войны и накопили значительный опыт этой работы. Можно со всей уверенностью сказать, что в крае не было ни одной школы, в которой бы в годы войны не оживилась работа по политическому воспитанию учащихся. Наряду с политинформациями проводились беседы, в ходе которых классные руководители (как правило, именно они проводили такие беседы) старались ответить на вопросы, интересовавшие и волновавшие школьников. Они добивались, чтобы учащиеся уходили с таких бесед, получив разрешение своих недоумений, а порой тревог и сомнений; побуждали школьников самокритично пересмотреть свое поведение, определить свою роль, свое место в священной борьбе всего народа за свободу и независимость Родины, мобилизовать волю на выполнение своего патриотического долга.

Значительное место в воспитательной работе школы занимала забота о здоровье и питании детей. Привлечение школьников к заготовке дров, сельско-хозяйственных продуктов, трав и ягод для организации горячих завтраков стало частью совместной работы педагогов и учащихся.

Архивные материалы (Ы1р://хп—7sbbimrdkb3alvdfgd8eufwc.xn--p1ai/gosudarstvennyi-arkh/users/articles/617)

показывают, что в некоторых районах Красноярского края проводились лыжные агитпоходы, посвященные победам Красной Армии, революционным датам. Например, Кежемская средняя школа провела целый ряд таких походов: Кежма -Ванавара - Кежма (400 км.), Кежма - Привалихино - Кежма (200 км.), Кежма - Косой бык - Кежма (230 км.). Лыжной подготовке школьников уделялось большое значение в контексте освоения военного дела и патриотического воспитания, формирования резерва Красной Армии. Дело в том, что именно из сибиряков формировались фронтовые лыжные бригады.

В годы Вов проводилось достаточно много спортивных соревнований по лыжному спорту, стрельбе, легкой атлетике, хоккею, футболу, метанию гранат и штыковому бою и др. Активно велась работа по сдаче норм ГТО.

Новыми явились в годы войны такие формы политического воспитания, как шефство школьников над эвакогоспиталями, встречи и переписка с фронтовиками, сбор и отправка новогодних посылок-подарков солдатам, помощь эвакуированным.

Учащиеся заботливо обставляли отведенные под госпитали здания, любовно оформляли палаты, комплектовали библиотеки из своих личных книжек, собирали живые цветы, по своей инициативе организовывали дежурства на вокзалах в ожидании прибытия санитарных поездов с ранеными. А потом трогательно ухаживали за ними, посещали палаты, беседовали у постелей тяжело раненных, читали им книги, писали письма родным, выступали с номерами художественной самодеятельности. Учащиеся Красноярской женской средней школы № 11 шефствовали над госпиталем № 985, ученики Красноярской школы № 14 обслуживали госпиталь № 1136, где были сосредоточены офицеры и солдаты с поражением органов зрения. Сколько заботы проявили дети, стремясь облегчить тяжелое моральное состояние раненых.

Общение учащихся с ранеными оказывали взаимно благотворное влияние. Неизгладимое впечатление оставляли у учащихся часы, проведенные в задушевных беседах у постели участников суровых боев. Наблюдая, как офицеры и солдаты мужественно переносили мучительную боль, дети и подростки как бы сами мужали, взрослели, проникались еще большимуважением и любовью к защитникам Родины, начинали критически относиться к своему поведению, предъявлять себе больше требований, активнее проявлять заботу о семьях фронтовиков, оказывать им тимуровскую помощь. А затем, когда раненые после выздоровления возвращались в строй и уезжали на фронт, между ними и учащимися устанавливалась теплая дружеская переписка.

В первые годы войны основным содержанием работы пионерских и комсомольских организаций являлось политическое просвещение детей и подростков (в форме бесед и докладов) и вовлечение школьников в общественно-полезную работу. Как правило, комсомольцы и пионеры были инициаторами всех мероприятий по оказанию помощи стране и фронту: по инициативе пионеров были собраны средства на постройку самолёта имени Героя Советского Союза Виктора Талалихина, организовывалась тимуровская помощь семьям фронтовиков; комсомол возглавил участие школьников в работе по уборке урожая, истреблению грызунов и т.д.

С опубликованием постановления XI пленума ЦК ВЛКСМ, повернувшего комсомол лицом к школе, в большинстве районов комсомольские организации стали активнее помогать руководителям школ в осуществлении всеобуча (учет детей, выявление причин непосещения учениками занятий, участие в создании фондов помощи нуждающимся школьникам, помощь возвращенным в школы и отставшим в учебе и т.д.). Массовым явлением стала помощь в заготовке топлива и ремонте зданий. Комсомольцы Артемовской средней школы, например, во избежание срыва занятий из-за отсутствия топлива в февральские морозы, организовали подвоз дров на саночках за 8 км, в Канской средней школе № 7 комсомольцы отремонтировали 35 парт, остеклили 40 окон, заготовили 100 куб. дров. Свыше 12 тысяч томов книг художественной литературы и учебников для школ и детских домов собрали комсомольцы и пионеры края в 1944-45 году.

На комсомольских собраниях и пионерских сборах чаще стали обсуждаться вопросы о причинах неуспеваемости того или иного школьника, о конкретных случаях нарушения дисциплины комсомольцами и пионерами. Это оживило работу комсомольских и пионерских организаций, повлияло на укрепление дисциплины и повышение успеваемости всех учащихся [7, С. 51-53].

Нужно отметить, что в годы Великой Отечественной войны пришкольные участки в Красноярском крае, оставаясь учебной базой школы, ее «природной лабораторией» для привития практических умений и навыков в области сельского хозяйства, превратились в большинстве случаев в «подсобные хозяйства» по получению продовольственных ресурсов для школьных буфетов.

Свой вклад в помощь фронту вносили школьники: собирая посылки на фронт, помогая собирать урожай, участвуя в субботниках, выполняя посильные работы по самообслуживанию в школе.

Выводы. Таким образом, в школах Красноярского края в годы Великой Отечественной Войны применялись такие формы внешкольной работы, как лыжные агитпоходы, встречи и переписки с фронтовиками, концерты и общение с ранеными, уход за ними и т.д. Среди внеклассной работы можно было выделить беседы, проводимые классными руководителями, представление докладов пионерскими и комсомольскими организациями, а также проведение политинформаций за час до начала уроков.

Работы, проводившиеся в школах Красноярского края во время Великой Отечественной войны, оказывали влияние на патриотическое воспитание школьников. Например, внешкольные работы (уход и общение с ранеными, переписки с фронтовиками) помогали детям лучше запомнить историю своей Родины, закрепить медицинские знания. Агитпоходы и спортивные соревнования помогли улучшить физическую подготовку, укрепить здоровье, а беседы и политинформации способствовали политическому воспитанию и закреплению знаний о ходе военных действий Красной армии на фронте. Нам представляется, что некоторые охарактеризованные формы внеклассной и внешкольной работы могут использоваться и в настоящее время, с учетом современных условий и педагогических задач.

Литература:

1. Бибикова В.В. Выполнение закона о всеобуче в годы Великой отечественной войны в Красноярском крае. -Красноярск: ЗАО «Луна-Река», 2016. - 336 с.

2. Каиров И.А. Педагогический словарь: В 2 т. - Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. - Т. 1. - 774 с.

3. Лобанова О.Б., Колокольникова З.У., Лукин Ю.Л., Фирер Н.Д., Плеханова Е.М. Военно-физкультурный всеобуч в Сибири в годы Великой Отечественной войны // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 51-3. -С. 171-178

4. Мазуров К.В, Мазурова Н.А, Лобанова О.Б, Особенности организации воспитательной работы в школе в годы Великой Отечественной войны // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №1-1.

5. Народное образование в СССР. Сборник документов. 1917-1973 гг. Сост. А.А. Абакумов, Н.П. Кузин, Ф.И. Пузырев, Л.Ф. Литвинов и др. - Москва: Педагогика, 1974. - 560 с.

6. Райский Б.Ф. Военное обучение молодежи - важнейшая задача школы // Красноярский рабочий. - 1941. -№243. - С. 13.

7. Райский Б.Ф. Школы Красноярского края в годы Великой Отечественной войны // Народное образование в Красноярском крае за годы Советской власти. - Красноярск, 1970. - С. 51-53.

8. Школа Западной Сибири за 50 лет Советской власти / под ред. Ф.Ф. Шамахова. - Новосибирск, 1970. - 396 с.

Педагогика

УДК 37.03

кандидат педагогических наук, доцент Колокольникова Зульфия Ульфатовна

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Мосинцев Даниил Дмитриевич

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Староверова Мария Владимировна

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

РАЗВИТИЕ ИДЕЙ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В РАБОТАХ С. ФРЕНЕ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

Аннотация. В данной статье проведен анализ таких понятий как: «медиапространство», «медиаобразование» и «медиапедагогика». Рассказывается о процессе становления и развития медиапедагогики в работах французского педагога Селестена Френе. Изложены его педагогические идеи и концепции. Показано, каким образом эти идеи воплотились в жизнь, и какое влияние они оказали на современное представление о медипедагогике.

Ключевые слова: медиапространство, медиаобразование, медиапедагогика, кинолекторий, медиаграмотность.

Annotation. This article analyzes such concepts as: "media space", "media education" and "media education". The process of formation and development of media pedagogy is described in the works of the French teacher Celestin Freinet. His pedagogical ideas and concepts are outlined. It shows how these ideas came to life and what impact they had on the modern understanding of mediapedagogy.

Keywords: media space, media education, mediapedagogy, film lectures, media literacy.

Введение. Медиапространство имеет особую значимость для человека сегодня. Термин «медиапространство» включает в себя газеты, радио, фотографии, кинематограф, телевидение, интернет и многое другое. Современный мир тяжело представить без средств медиапространства. Медиа или средства массовой коммуникации плотно внедрились во все сферы жизнедеятельности человека, и образование не стало исключением. Сейчас не допустима мысль о социокультурном развитии человека без использования инструментов медиаобразования. Медиаобразование, как направление педагогики имеет целью подготовить подрастающее поколение к жизни в современных информационных условиях. Использование медиаобразования в школе предопределяет формы обучения и воспитания, в которых развивается индивидуальность учащегося и самостоятельность его мысли. Использование инструментов медиаобразования в педагогической практике способствует освоению учеником способов осознанного восприятия информации из медиапространства. Появление в учебно-воспитательной работе технологий медиаобразования увеличивает эффективность педагогического процесса за счёт того, что ученикам необходимо проводить самостоятельную исследовательскую работу. Развивается творческое начало в личности ребёнка, и стимулировать другие его способности становится проще, когда он вовлечён в творческую деятельность. Современная система образования при помощи средств медиаобразования формирует у обучающихся умения грамотно оперировать информацией и правильно её интерпретировать. Так же обязательным в обучении является расширение спектра знаний и умение к нему вовремя обратиться. Важно умение формулировать собственное мнение по отношению к различным областям действительности. Практика показывает неэффективность простой трансляции информации ученикам («наполнение сосуда»), и тогда в центре внимания находится умение ученика учиться самостоятельно. Если ученики в постоянном поиске информации фильтруют её, сравнивают с информацией, полученной сверстниками, соотносят со своим личным опытом как итог это приводит к развитию критического мышления -важнейшему элементу медиаобразования. Актуальность использования медиаобразования в обучении подтверждается исследованиями отечественных авторов (Ю.И. Менжинской; Ю.Н. Усова; А.В. Федорова; И.В. Челышевой; А.В. Шарикова) и зарубежных (Дж. Дьюи; С. Френе; Й. Хёйзинг; А. Швейцер; О. Шпенглер). Анализ их работ дает понимание множеству аспектов медиаобразования, но для нас наибольший интерес представляет историко- педагогический аспект. Нам как исследователям интересен вопрос: когда медиаобразование начало своё формирование и как оно получило своё развитие? Наиболее развернутые ответы на поставленные нами вопросы мы нашли в работах и биографии Селестена Френе.

Изложение основного материала статьи. Становление медиаборазования приходится на период 1920-ых годов во Франции и связано с использованием визуальных возможностей фотографии, а впоследствии и кинематографа. Селестен Френе - это выдающийся педагог из Франции, которого можно назвать прародителем медиапедагогики. Глубочайшие познания в области психологии ребенка, оригинальность в решении различных вопросов организации жизни школьника, отличающиеся друг от друга эксперименты по активизации учебного процесса и решение проблем с книжным обучением, активные поиски новых методов воспитательной деятельности школы, внедрение элементов медиаобразования (типография, кинематограф) - все это способствовало развитию известности его работ не только во Франции, но и в ряде других стран в том числе и России [3, С. 5]. Кто же занимался изучением работ Френе в России? Период становления медиаобразования в 1920-е годы совпал с периодом разрушения «старой» или «дореволюционной» образовательной системы России и созданием «новой». В этот период отечественные педагоги активно занимались изучением медиаобразования. Для них медиобразование представлялось универсальным способом обучать и воспитывать. Универсальность в свою очередь выражалась в одинаковой эффективности использования средств медиаобразования как для человека в частном порядке, так и для общества в целом. Положительный опыт медиаобразования в СССР может быть применен в современной концепции медиапедагогики России [1]. К числу современных подходов в области применения средств медиаобразования относится использование кинолектория в рамках школьных и вузовских занятий для формирования у обучающихся критического мышления или медиаграмотности. Стоит внимания принцип внедрения медиаобразования в программу подготовки будущих педагогов для формирования компетентности в сфере инновационной деятельности и умений использовать интернет ресурсы в ходе работы. Не стоит забывать и о современной проектной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.