Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИДЕЙ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В РАБОТАХ С. ФРЕНЕ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ'

РАЗВИТИЕ ИДЕЙ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В РАБОТАХ С. ФРЕНЕ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАПРОСТРАНСТВО / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАПЕДАГОГИКА / КИНОЛЕКТОРИЙ / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колокольникова Зульфия Ульфатовна, Мосинцев Даниил Дмитриевич, Староверова Мария Владимировна

В данной статье проведен анализ таких понятий как: «медиапространство», «медиаобразование» и «медиапедагогика». Рассказывается о процессе становления и развития медиапедагогики в работах французского педагога Селестена Френе. Изложены его педагогические идеи и концепции. Показано, каким образом эти идеи воплотились в жизнь, и какое влияние они оказали на современное представление о медипедагогике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колокольникова Зульфия Ульфатовна, Мосинцев Даниил Дмитриевич, Староверова Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MEDIA EDUCATION IDEAS IN THE WORKS OF C. FREINET AND DOMESTIC PRACTICE

This article analyzes such concepts as: "media space", "media education" and "media education". The process of formation and development of media pedagogy is described in the works of the French teacher Celestin Freinet. His pedagogical ideas and concepts are outlined. It shows how these ideas came to life and what impact they had on the modern understanding of mediapedagogy.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИДЕЙ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В РАБОТАХ С. ФРЕНЕ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ»

6. Райский Б.Ф. Военное обучение молодежи - важнейшая задача школы // Красноярский рабочий. - 1941. -№243. - С. 13.

7. Райский Б.Ф. Школы Красноярского края в годы Великой Отечественной войны // Народное образование в Красноярском крае за годы Советской власти. - Красноярск, 1970. - С. 51-53.

8. Школа Западной Сибири за 50 лет Советской власти / под ред. Ф.Ф. Шамахова. - Новосибирск, 1970. - 396 с.

Педагогика

УДК 37.03

кандидат педагогических наук, доцент Колокольникова Зульфия Ульфатовна

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Мосинцев Даниил Дмитриевич

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Староверова Мария Владимировна

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

РАЗВИТИЕ ИДЕЙ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В РАБОТАХ С. ФРЕНЕ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

Аннотация. В данной статье проведен анализ таких понятий как: «медиапространство», «медиаобразование» и «медиапедагогика». Рассказывается о процессе становления и развития медиапедагогики в работах французского педагога Селестена Френе. Изложены его педагогические идеи и концепции. Показано, каким образом эти идеи воплотились в жизнь, и какое влияние они оказали на современное представление о медипедагогике.

Ключевые слова: медиапространство, медиаобразование, медиапедагогика, кинолекторий, медиаграмотность.

Annotation. This article analyzes such concepts as: "media space", "media education" and "media education". The process of formation and development of media pedagogy is described in the works of the French teacher Celestin Freinet. His pedagogical ideas and concepts are outlined. It shows how these ideas came to life and what impact they had on the modern understanding of mediapedagogy.

Keywords: media space, media education, mediapedagogy, film lectures, media literacy.

Введение. Медиапространство имеет особую значимость для человека сегодня. Термин «медиапространство» включает в себя газеты, радио, фотографии, кинематограф, телевидение, интернет и многое другое. Современный мир тяжело представить без средств медиапространства. Медиа или средства массовой коммуникации плотно внедрились во все сферы жизнедеятельности человека, и образование не стало исключением. Сейчас не допустима мысль о социокультурном развитии человека без использования инструментов медиаобразования. Медиаобразование, как направление педагогики имеет целью подготовить подрастающее поколение к жизни в современных информационных условиях. Использование медиаобразования в школе предопределяет формы обучения и воспитания, в которых развивается индивидуальность учащегося и самостоятельность его мысли. Использование инструментов медиаобразования в педагогической практике способствует освоению учеником способов осознанного восприятия информации из медиапространства. Появление в учебно-воспитательной работе технологий медиаобразования увеличивает эффективность педагогического процесса за счёт того, что ученикам необходимо проводить самостоятельную исследовательскую работу. Развивается творческое начало в личности ребёнка, и стимулировать другие его способности становится проще, когда он вовлечён в творческую деятельность. Современная система образования при помощи средств медиаобразования формирует у обучающихся умения грамотно оперировать информацией и правильно её интерпретировать. Так же обязательным в обучении является расширение спектра знаний и умение к нему вовремя обратиться. Важно умение формулировать собственное мнение по отношению к различным областям действительности. Практика показывает неэффективность простой трансляции информации ученикам («наполнение сосуда»), и тогда в центре внимания находится умение ученика учиться самостоятельно. Если ученики в постоянном поиске информации фильтруют её, сравнивают с информацией, полученной сверстниками, соотносят со своим личным опытом как итог это приводит к развитию критического мышления -важнейшему элементу медиаобразования. Актуальность использования медиаобразования в обучении подтверждается исследованиями отечественных авторов (Ю.И. Менжинской; Ю.Н. Усова; А.В. Федорова; И.В. Челышевой; А.В. Шарикова) и зарубежных (Дж. Дьюи; С. Френе; Й. Хёйзинг; А. Швейцер; О. Шпенглер). Анализ их работ дает понимание множеству аспектов медиаобразования, но для нас наибольший интерес представляет историко- педагогический аспект. Нам как исследователям интересен вопрос: когда медиаобразование начало своё формирование и как оно получило своё развитие? Наиболее развернутые ответы на поставленные нами вопросы мы нашли в работах и биографии Селестена Френе.

Изложение основного материала статьи. Становление медиаборазования приходится на период 1920-ых годов во Франции и связано с использованием визуальных возможностей фотографии, а впоследствии и кинематографа. Селестен Френе - это выдающийся педагог из Франции, которого можно назвать прародителем медиапедагогики. Глубочайшие познания в области психологии ребенка, оригинальность в решении различных вопросов организации жизни школьника, отличающиеся друг от друга эксперименты по активизации учебного процесса и решение проблем с книжным обучением, активные поиски новых методов воспитательной деятельности школы, внедрение элементов медиаобразования (типография, кинематограф) - все это способствовало развитию известности его работ не только во Франции, но и в ряде других стран в том числе и России [3, С. 51. Кто же занимался изучением работ Френе в России? Период становления медиаобразования в 1920-е годы совпал с периодом разрушения «старой» или «дореволюционной» образовательной системы России и созданием «новой». В этот период отечественные педагоги активно занимались изучением медиаобразования. Для них медиобразование представлялось универсальным способом обучать и воспитывать. Универсальность в свою очередь выражалась в одинаковой эффективности использования средств медиаобразования как для человека в частном порядке, так и для общества в целом. Положительный опыт медиаобразования в СССР может быть применен в современной концепции медиапедагогики России [11. К числу современных подходов в области применения средств медиаобразования относится использование кинолектория в рамках школьных и вузовских занятий для формирования у обучающихся критического мышления или медиаграмотности. Стоит внимания принцип внедрения медиаобразования в программу подготовки будущих педагогов для формирования компетентности в сфере инновационной деятельности и умений использовать интернет ресурсы в ходе работы. Не стоит забывать и о современной проектной

деятельности, в ходе которой применяется медиаобразование: разработки студенческих стенгазет и телепрограмм, которые отражают ценности студенческой жизни, а также нормы и образцы поведения, одобряемые современным обществом; создание интернет ресурсов, благодаря которым решаются разные профессиональные задачи; разработка различных фестивалей в том числе и цифровые их варианты [21. Основу всего перечисленного можно напрямую или косвенно заметить в работах Селестена Френе, а некоторые аспекты уже были реализованы в его время.

Френе часто повторял, что основой его идей является личный опыт: «Разрабатывая нашу педагогическую технику, мы никогда не исходили из каких бы то ни было педагогических теорий. Наши методы базируются исключительно на опыте, который мы получали ощупью, в ходе непосредственной работы с детьми. Ни одно из наших нововведений не имеет корней в какой-либо априорной идее» [3, С. 71. Нужно отметить, что выход на теоретические положения через экспериментирование и практику, характерен для педагогики Нового воспитания. Поиск новых форм и методов работы с детьми проходил путь «естественного отбора» и проверку практикой при параллельном педагогическом наблюдении за результатами развития ребенка.

Уделяя внимание факторам, влияющие на формирование личности, он ставил собственный опыт ребенка выше остальных факторов. Френе считал, что опыт не относящийся к опыту, приобретенному в семье, школе, в общении со сверстниками, записывался в пассив педагогического баланса; «в каждом ребенке есть больше правды, чем во всех учебниках; ребенок сам создает свою личность, а задача педагога состоит в том, чтобы поспособствовать обнаружению ребёнком себя и развить то, что ребёнку органически необходимо» [3, С. 81. Мы можем сказать, что среди факторов развития личности на первый план выходит фактор активности личности ребенка, при этом значение специально-организованной развивающей среды и воспитание занимают значительное место в иерархии факторов.

Френе был противником «педагогического анархизма», сводивший на нет роль учителя в учебно-воспитательном деятельности. Френе возносил значение учителя, который обладал грамотной педагогической методикой [3, С. 91. Несмотря на педоцентрический подход, характерный для представителей Нового воспитания, мы видим скорее поиск гармонии между педагогом и ребенком, чем поиск ответа на вопрос: кто в центре и, кто важнее?

Центральная идея его концепции заключается в том, что для реализации прогрессивной педагогики не хватает одних лишь организационных изменений в учебном процессе; есть необходимость в создании широкого спектра возможностей для использования «новаторских средств воспитания и обучения» [3, С. 141. Френе вполне успешен в поиске и апробации подобных средств и в этом смысле может составить конкуренцию М. Монтессори. Его смелость в превращении «типографии» в средство воспитания и обучения, представляет собой яркий пример целостности педагогического процесса, естественного соединения воспитания, обучения и развития, и не может не восхищать!

Френе являлся ярым противником безостановочного применения учебников в практике школьного обучения. Учебная литература, по его словам, убирает возможность индивидуализированного обучения, сводит к минимуму «природные интересы ребенка, скидывает труднопостигаемую для интеллекта ребёнка работу, прививает слепую веру в напечатанный текст» [3, С. 161. Идея создания детьми учебных текстов удивляет даже сейчас, но она так логична и естественна, если цель образования - развитие логического мышления и формирование универсальных учебных действий (УУД). В этом смысле Френе, не опираясь на теоретические положения деятельностного подхода, опережает своих современников и представителей Нового воспитания и организует по сути учебную деятельность ребенка.

В школах, функционирующих по методам Френе, формируется «школьный кооператив». Главным в кооперативе является совет, в составе которого некоторое количество учащихся и преподаватель. Экономическая часть быта школы находится под бдительным присмотром совета. Ученики производят различные предметы для нужд школы и на продажу. Полученные таким способом деньги направляются на покупку пособий и оборудования, на организацию экскурсий и т.п. Совет школьного кооператива составляет сметы и контролирует их соблюдение. Кроме того, совет управляет деятельностью по самообслуживанию. Вдобавок он является дисциплинарной ступенью, совет рассматривает случаи нарушения дисциплины в школе, выслушивает виновных учеников, разбирается в конфликтах между, решает вопросы о наказании для провинившихся [3, С. 231. Здесь мы видим реализацию идей самоуправления и воспитания в коллективе и через детско-взрослый коллектив (А.С. Макаренко).

Последователи Френе подчеркивали международное значение его системы. «Педагогика Френе, - писал в 1981 г. один из руководителей Федерации педагогики Френе, - не является специфически французской, как Эйфелева башня. Френе вызвал живой интерес среди педагогической общественности многих стран Европы, Латинской Америки и Африки, поскольку он уловил и выразил те объективные требования, которые демократическое общество должно предъявлять школе» [3, С. 261. Идеи демократизации школы звучат очень современно и актуально как с точки зрения общих тенденций развития практики современной школы, так и с точки зрения развития идей медиапедагогики.

Селестен Френе - это педагог, который создал оригинальную педагогическую систему, которая пронизана духом гуманизма и любви к детям. Основными моментами, которым уделяется внимание являются строгий учет запросов возрастной психологии, многообразие склонностей и способностей обучающихся, целенаправленная работа над их эмоциональной и интеллектуальной активностью, осуществление общественно - полезного труда на каждой стадии обучения, формирование результативной организации самоуправления школы, воспитание в русле возвышенных моральных идеалов человека и гражданина - представляют собой незаменимые средства для развития прогрессивной педагогики [3, С. 281.

В отличие от корыстных концепций, не берущие во внимание интересы ребенка, Френе сформулировал истинную цель воспитания: «высочайшее развитие личности ребенка в грамотно устроенном обществе, которое будет защищать его и которое он в свою очередь будет защищать. Только в таком случае ребенок будет реализовываться, обретая своё достоинство и силу воли, а повзрослев, будет уделять время созданию гармоничного и упорядоченного общества» [3, С. 381. Школа завтрашнего дня будет направлена на ребенка как члена общества. Основные потребности ребёнка, зависящие от потребностей общества, определят его интеллектуальный и физический труд, которым он будет заниматься, а именно изучение учебных предметов и овладение схемой приобретения знаний, умений и навыков. Всё это приведёт к полному обновлению педагогики, которая станет «гуманной по отношению к ребёнку, разумной в своей организации, эффективной для общества, что способствует реализации человеческого предназначения ребёнка» [3, С. 391. Вышеобозначенные позиции органично вписываются в общую гуманистическую концепцию воспитания и обучения, которая на сегодня выступает ведущей в современной педагогике.

Для полного понимания концепции С. Френе мы хотим осветить несколько аспектов учебного процесса в школе Френе. По средам последний час уроков занят кинолекторием, который периодически проходит совместно с музыкой и песнями. В школе есть маленький кинопроектор, а кооперативная фильмотека регулярно поставляет фильмы. Есть также кинокамера, с помощью которой снимают фильмы - в деревне, на прогулках и т.п. Эти фильмы являются идеальным учебно-воспитательным средством так как ярко отражают жизнь школы. Снятые фильмы отправляются корреспондентам в обмен на кинопленку. Киносеансы обладают уникальной нравственной и духовной ценностью, дополняя учебную и

развлекательную составляющую. В то время Френе говорил, о необходимости отстоять свою точку зрения в вопросе кинолектория. Весь путь становления кинолектория представляет собой печальный пример ошибочной концепции. Эта «ошибочность» была подтверждена всей последующей практикой медиа- и кинопедагогики [3, С. 1221.

Школы Френе поспособствовали распространению во Франции кинопроектора с названием «Патэ-бэби». Этот кинопроектор оказался незаменимым для использования в школе. Простота и эффективность в использовании кинопроектора «Патэ-бэби» должна была способствовать формированию идеального учебного средством для новой школы. Однако впоследствии использования кинопроектора люди заметили недостаточную четкость в изображении, экран был слишком мал, а фильмы слишком короткие, отчего сеансы становились менее эффективными. Эти самые люди, которые и заметили недостатки были учителями внеклассной работы и на коммерческой основе. К сожалению, экономика стала приспосабливаться к их запросам и кинопроекторы и пленки стали окупаются только во внеклассной деятельности. Не стоит говорить о кинокамерах, которые стоят еще дороже. Школы не имели надлежащего оборудования для съемки и показа кинокартин. В этой области Френе предстояло много добиться, и он приложил максимум своих усилий [3, С. 1231. Развитие техники во второй половине 20 и начале 21 века, позволили современной педагогической практике избежать тех трудностей о которых пишет Френе в своих работах.

После анализа работ Селестена Френе и его кинолектория хочется перейти к отечественному педагогическому опыту в этой области. В России на протяжении нескольких десятилетий существовала Ассоциация кинообразования и медиапедагогики, а также Ассоциация специалистов медиа-образования, стоит так же упомянуть и о современном отечественном журнале «Медиаобразование». Помимо всего вышеперечисленного, проводились конференции, олимпиады и фестивали на тему «Медиаобразования» и «Медиапространства». Однако этих средств оказалось недостаточно для того, чтобы решить проблему низкой медиаграмотности среди населения. В режиме постоянной активности медиапространства, человек испытывает неудобства и перестаёт эффективно взаимодействовать со современными средствами массовой коммуникации. Медиаграмотность как способность осознанно создавать сообщения в медиа включает в себя навык критического мышления, который мы подробно рассмотрели ранее. К сожалению, ситуация не улучшилась и по сей день, находятся люди, которые слишком редко подвергают сомнению источники информации и верят непроверенным данным. Было ли так всегда? Ещё в 1920-е годы прошлого столетия советская власть имела проблемы в области коммуникации с народом - это и стало предпосылкой к становлению медиаобразования как неотъемлемой части советской образовательной системы. Ведь действительно доступность и возможность средств массовой коммуникации оказывать влияние на население и использовалось в разных проявлениях культурно-массовой работы с учащимися. Фундаментом для медиаобразования в 1920-е годы стала система с едиными принципами и программами, а содержание этих систем стремилось к унификации. Мы можем сформулировать цель медиаобразования в 20-е годы - это формирование у личности коммунистических взглядов, принципов и идеалов при помощи средств массовой коммуникации того времени. В то время медиаобразование понималось как эффективное средство воздействия на школьников и общество в целом. Медиаобразование интегрировалось в такие сферы жизни как: учебные дисциплины в школе, внеучебная и внешкольная работа (внеурочная деятельность), творческая деятельность и находила место во внешкольных учреждениях (кинокружок). Проявлялось медиаобразование на уроках, тематических кружках и секциях во внеурочное время. Не удивительно, что идея медиаобразования находила одобрение и поддержку со стороны правительства, что позволило активно развивать это направление. В 1920-е годы советские учёные и педагоги с завидной регулярностью обращались к опыту зарубежных коллег. После изучения и анализа зарубежные идеи медиаобразования адаптировались под задачи идеологической и политической работы, примером такой адаптации является опыт работы с фотографиями, радио, кино и газетами в школе (опыт С. Френе) и другие.

Выводы. Таким образом, мы пришли к выводу, что медиапедагогика как специальная отрасль педагогики брало своё начало в работах Селестена Френе. Так же можно сказать о том, что работы французского педагога Селестена Френе находили свои отголоски не только на территории Франции, но и во многих других странах, в том числе и России. Развитие медиапедагогики ещё не достигло своей наивысшей отметки, нас только ожидает её дальнейшее преобразование в сфере воспитания и обучения.

Литература:

1. Горбаткова О.И. Становление системы отечественного медиаобразования в 20-е годы XX века: автореферат диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.01 / О.И. Горбаткова. - Белгород, 2015. - 22 с.

2. Сальный Р.В. Медиаобразование в России: современные тенденции (2018-2020) / Р.В. Сальный // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. - 2020. - № 2. - С. 89-121.

3. Френе С. Избранные педагогические сочинения: пер. с франц. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Б.Л. Вульфсона. - М.: Прогресс, 1990. - 304 с.

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Колокольникова Зульфия Ульфатовна

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Староверова Мария Владимировна

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

студент Мосинцев Даниил Дмитриевич

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ И СОПЕРЕЖИВАНИИ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В данной статье проведен анализ понятий: отзывчивость, чувства, сопереживание, эмоциональная отзывчивость. Рассматривается важность развития и воспитания у детей таких чувств, как сопереживание и отзывчивость, к чему может привести нехватка проживания этих чувств. Подобран диагностический инструментарий, при помощи которого можно выявить уровень эмоциональной отзывчивости и сопереживания у дошкольников.

Ключевые слова: отзывчивость, сопереживание, чувства, диагностический инструментарий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.