развлекательную составляющую. В то время Френе говорил, о необходимости отстоять свою точку зрения в вопросе кинолектория. Весь путь становления кинолектория представляет собой печальный пример ошибочной концепции. Эта «ошибочность» была подтверждена всей последующей практикой медиа- и кинопедагогики [3, С. 1221.
Школы Френе поспособствовали распространению во Франции кинопроектора с названием «Патэ-бэби». Этот кинопроектор оказался незаменимым для использования в школе. Простота и эффективность в использовании кинопроектора «Патэ-бэби» должна была способствовать формированию идеального учебного средством для новой школы. Однако впоследствии использования кинопроектора люди заметили недостаточную четкость в изображении, экран был слишком мал, а фильмы слишком короткие, отчего сеансы становились менее эффективными. Эти самые люди, которые и заметили недостатки были учителями внеклассной работы и на коммерческой основе. К сожалению, экономика стала приспосабливаться к их запросам и кинопроекторы и пленки стали окупаются только во внеклассной деятельности. Не стоит говорить о кинокамерах, которые стоят еще дороже. Школы не имели надлежащего оборудования для съемки и показа кинокартин. В этой области Френе предстояло много добиться, и он приложил максимум своих усилий [3, С. 1231. Развитие техники во второй половине 20 и начале 21 века, позволили современной педагогической практике избежать тех трудностей о которых пишет Френе в своих работах.
После анализа работ Селестена Френе и его кинолектория хочется перейти к отечественному педагогическому опыту в этой области. В России на протяжении нескольких десятилетий существовала Ассоциация кинообразования и медиапедагогики, а также Ассоциация специалистов медиа-образования, стоит так же упомянуть и о современном отечественном журнале «Медиаобразование». Помимо всего вышеперечисленного, проводились конференции, олимпиады и фестивали на тему «Медиаобразования» и «Медиапространства». Однако этих средств оказалось недостаточно для того, чтобы решить проблему низкой медиаграмотности среди населения. В режиме постоянной активности медиапространства, человек испытывает неудобства и перестаёт эффективно взаимодействовать со современными средствами массовой коммуникации. Медиаграмотность как способность осознанно создавать сообщения в медиа включает в себя навык критического мышления, который мы подробно рассмотрели ранее. К сожалению, ситуация не улучшилась и по сей день, находятся люди, которые слишком редко подвергают сомнению источники информации и верят непроверенным данным. Было ли так всегда? Ещё в 1920-е годы прошлого столетия советская власть имела проблемы в области коммуникации с народом - это и стало предпосылкой к становлению медиаобразования как неотъемлемой части советской образовательной системы. Ведь действительно доступность и возможность средств массовой коммуникации оказывать влияние на население и использовалось в разных проявлениях культурно-массовой работы с учащимися. Фундаментом для медиаобразования в 1920-е годы стала система с едиными принципами и программами, а содержание этих систем стремилось к унификации. Мы можем сформулировать цель медиаобразования в 20-е годы - это формирование у личности коммунистических взглядов, принципов и идеалов при помощи средств массовой коммуникации того времени. В то время медиаобразование понималось как эффективное средство воздействия на школьников и общество в целом. Медиаобразование интегрировалось в такие сферы жизни как: учебные дисциплины в школе, внеучебная и внешкольная работа (внеурочная деятельность), творческая деятельность и находила место во внешкольных учреждениях (кинокружок). Проявлялось медиаобразование на уроках, тематических кружках и секциях во внеурочное время. Не удивительно, что идея медиаобразования находила одобрение и поддержку со стороны правительства, что позволило активно развивать это направление. В 1920-е годы советские учёные и педагоги с завидной регулярностью обращались к опыту зарубежных коллег. После изучения и анализа зарубежные идеи медиаобразования адаптировались под задачи идеологической и политической работы, примером такой адаптации является опыт работы с фотографиями, радио, кино и газетами в школе (опыт С. Френе) и другие.
Выводы. Таким образом, мы пришли к выводу, что медиапедагогика как специальная отрасль педагогики брало своё начало в работах Селестена Френе. Так же можно сказать о том, что работы французского педагога Селестена Френе находили свои отголоски не только на территории Франции, но и во многих других странах, в том числе и России. Развитие медиапедагогики ещё не достигло своей наивысшей отметки, нас только ожидает её дальнейшее преобразование в сфере воспитания и обучения.
Литература:
1. Горбаткова О.И. Становление системы отечественного медиаобразования в 20-е годы XX века: автореферат диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.01 / О.И. Горбаткова. - Белгород, 2015. - 22 с.
2. Сальный Р.В. Медиаобразование в России: современные тенденции (2018-2020) / Р.В. Сальный // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. - 2020. - № 2. - С. 89-121.
3. Френе С. Избранные педагогические сочинения: пер. с франц. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Б.Л. Вульфсона. - М.: Прогресс, 1990. - 304 с.
Педагогика
УДК 373.2
кандидат педагогических наук, доцент Колокольникова Зульфия Ульфатовна
Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Староверова Мария Владимировна
Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)
студент Мосинцев Даниил Дмитриевич
Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)
ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ И СОПЕРЕЖИВАНИИ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В данной статье проведен анализ понятий: отзывчивость, чувства, сопереживание, эмоциональная отзывчивость. Рассматривается важность развития и воспитания у детей таких чувств, как сопереживание и отзывчивость, к чему может привести нехватка проживания этих чувств. Подобран диагностический инструментарий, при помощи которого можно выявить уровень эмоциональной отзывчивости и сопереживания у дошкольников.
Ключевые слова: отзывчивость, сопереживание, чувства, диагностический инструментарий.
Annotation. This article analyzes the concepts: responsiveness, feelings, empathy, emotional responsiveness. The importance of the development and upbringing of feelings such as empathy and responsiveness in a child is considered, which can lead to a lack of accommodation of these feelings. Diagnostic tools have been selected, with the help of which it is possible to identify the level of emotional responsiveness and empathy in preschoolers.
Keywords: responsiveness, empathy, feelings, diagnostic tools.
Введение. С непрерывным развитием общества у детей все чаще возникают проблемы с проявлением чувств. Может, они стесняются, или попросту не умеют и не хотят проявлять свою симпатию и сострадание к окружающим. Такому явлению могут предшествовать многие факторы, рассмотрим некоторые из них. Если ребенок растет в благоприятной атмосфере, окруженный достаточным вниманием, любовью родителей и других родственников, то он вырастает эмоционально устойчивым, активным, жизнерадостным, легко социализирующийся в обществе. Для современной ситуации развития детей дошкольного возраста характерно становление в мире технологий, дистанцирование человека от внешнего мира, и как следствие без общения с окружающими вживую. Следовательно, при таком развитии, ребенок испытывает затруднения при распознавании и понимании чувств окружающих, отмечается невозможность воспроизвести эти чувства. Именно из-за влияний этих факторов, дети вырастают безэмоциональными, равнодушными, или даже грубыми по отношению к окружающим. Если у подрастающего поколения будут формироваться все вышеперечисленные качества, то какое общество у нас сложиться в будущем, если человек будет лишен важнейших чувств человечности? Важно отметить, что в целевых ориентирах Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2012) акцентируется внимание на «развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания» [4]. Именно в дошкольном возрасте важно научить ребенка сопереживанию текущему эмоциональному состоянию других людей, пониманию их чувств, умению поддержать человека в трудной ситуации, так как с взрослением развивать эти чувства становиться сложнее.
В этой статье мы ответим на вопрос, каким инструментарием можно воспользоваться при диагностике уровня развития эмоциональной отзывчивости и сопереживания у ребенка дошкольного возраста.
Изложение основного материала статьи. Проблема эмоционального развития изучалась многими зарубежными и российскими исследователями (Л.И. Божович, М.Э. Вайнер, В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
Современные исследователи в своих диссертационных работах (1998-2015) и статьях (1998-2020) все чаще обращаются к проблеме развития эмоциональной отзывчивости и сопереживания у детей разного возраста: дошкольного (Н.П. Беженуца, Э.А. Бухалова, И.В. Груздова, Ю.В. Лебедева, Л.Н. Мартынова, А.М. Резек, А.В. Шумакова, Т.В. Черных,
B. Ясинских и др.), младшего школьного (Е.Н. Артемова, С.Г. Кочергина, С.А. Курносова, Л.Л. Пилипенко, А.В. Славская,
C.А. Стылик и др.), подросткового (С.А. Демидова, Е.В. Дёмина, А.Г. Ряписова, Ю.В. Удовина). Большинство исследователей считает дошкольный возраст сензитивным для развития эмоциональной отзывчивости и сопереживания. Основными средствами развития эмоциональной отзывчивости и сопереживания в этих исследованиях выступают природа, художественные произведения, живопись, народная музыка, детский фольклор, игра на музыкальных инструментах, музыкальный театр, хор, кино, мультипликация и т.д.
В современном словаре по психологии дается определение понятию чувства, как форма переживания субъектом своего отношения к объектам, предметам и др. [5]. Чувства достаточно устойчивы и продолжительны, в отличие от эмоций. Первые привязаны к объекту и отражают индивидуальное отношение человека к объекту. Основное направление нашей статьи направлено на развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания у дошкольников, попробуем в дальнейшем объяснить, дав определение, почему эти проявления являются чувствами.
По мнению Л.Н. Мартыновой, отзывчивость - это способность человека реагировать на эмоциональное состояние и переживания других людей, бескорыстно оказывать помощь нуждающимся, а также сопереживать [3]. Для того чтобы быть отзывчивым, человеку нужно уметь обращать внимание на чувства и желания окружающих его людей. Отзывчивость в дошкольном воспитании, представлена в психолого-педагогической литературе авторами, как правило, с позиции нравственного воспитания. Исходя из данного определения, отзывчивость является чувством, так как характеризуется отражением индивидуального отношение человека к объекту, имеет продолжительный характер.
В своей диссертации Л.В. Ясинских формулирует понятие эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников. Она считает, что эмоциональная отзывчивость - это процесс переживания чувств, возникших в результате эмоционального отклика на что-либо, обусловливающего понимание ребенком его эмоционального содержания [6]. Изучая психологическую литературу, мы выяснили, что эмоциональная отзывчивость детей напрямую связана с сопереживанием их чему-либо. Именно сопереживание является мощным рычагом, позволяющим откликаться детям на эмоциональные состояния и переживания других людей. Поэтому сопереживание тесно связано с чувством ответственности и с желанием помочь людям.
В словаре по психологии мы нашли определение сопереживания, как соответствие эмоционального состояния субъекта состояниям другого субъекта (группе) с одновременным отражением и интерпретацией состояний [4]. Итак, мы определили, что сопереживание это в первую очередь эмоциональное состояние, которое выражается в переживании каких-либо событий, в которых находится другой человек. Эмоциональная отзывчивость и сопереживание являются чувствами, которые проживает человек так, как выражают его индивидуальное отношение к конкретному событию, проникновение во внутренний мир других людей, понимание их мыслей и эмоций.
Для изучения уровня развития эмоциональной отзывчивости и сопереживания у детей старшего дошкольного возраста, мы подобрали диагностический инструментарий (табл. 1.). Проанализировав различные источники, мы составили таблицу, в основу которой взяли структуру, предложенную Л.С. Выготским в работе «Психология. Общая психология»: «восприятие какого-либо предмета или события или представление о нем» (А); «вызываемое этим представлением чувство» (В); «телесные выражения этого чувства» (С); «полный процесс протекания представляется в следующем порядке АВС» [1]. Под каждый элемент структуры мы подобрали компоненты эмоциональной отзывчивости и сопереживания, диагностический инструментарий.
Таблица 1
Диагностический инструментарий изучения уровня развития эмоциональной отзывчивости и сопереживания у
старших дошкольников
Структура (Л.С. Выготский) Компоненты «эмоциональной отзывчивости» и «сопереживания» Диагностический инструментарий
1. «восприятие какого-либо предмета или события или представление о нем» (А); когнитивный (представления) наличие представлений о социальных эмоциях других людей; беседа (Модифицированный вариант методики Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной);
2. «вызываемое этим представлением чувство» (В); эмоционально-чувственный (эмоции и чувства), умение замечать и интерпретировать эмоциональное состояние другого; наблюдение «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (А.М. Щетинина);
3. «телесные выражения этого чувства» (С). поведенческий (телесные выражения, действия и поступки) стремление и желание реагировать на эмоциональное состояние другого. педагогические ситуации (Т.А. Андреенко, О.В. Алекинова).
Например, перед вами поставлена задача: определить уровень развития эмоциональной отзывчивости и сопереживания у ребенка, одна из структур определения эмоциональной отзывчивости и сопереживание, предложенная Л.С. Выготским, является «восприятие какого-либо предмета или события или представления о нем», то есть компонентом этой структуры служат представление ребенка об эмоциях, чувствах, переживаниях окружающих людей. Чтобы продиагностировать наличие у ребенка этих компонентов, мы можем воспользоваться беседой (модифицированный вариант методики Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной), как диагностическим инструментарием. Цель вышеописанной диагностики: выявить наличие сформированных знаний о социальных чувств. Описание методики: сначала наблюдаете за детьми 5-7 лет в разных видах деятельности. Затем задаете ребенку вопросы: 1) Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему? 2) Можно ли обижать животных? Почему? 3) Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему? 4) Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему? 5)Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему? Качественные показатели диагностики определяются тремя уровнями. Высокий уровень: ребенок (правильно отвечает на все поставленные ему вопросы, объясняя, почему он ответил именно так. Дети стремятся самостоятельно, по собственному желанию откликаются на эмоциональные переживания окружающих и оказывают помощь), средний уровень (ребенок бескорыстно радуется успехам сверстников. Помощь другому начинает с энтузиазмом, но быстро им надоедает. На задаваемые вопросы ребенок отвечает неуверенно, и объяснить свой ответ затрудняется), низкий уровень (ребенок совсем не реагирует на успехи и неудачи окружающих. На вопросы отвечает неправильно. Идет на поводу лишь у своих желаний). Таким образом, с помощью этой диагностики определяем уровень развития эмоциональной отзывчивости и сопереживания у старших дошкольников, если он низкий, то будем подбирать специальные игры для поднятия уровня. Следует сказать, что человеку, собирающийся проводить эти диагностики, надо владеть определенными компетенциями.
Рассмотрим диагностику, которая исследует наличие у ребенка второй структуры «вызываемое этим представлением чувство» и компонента эмоциональной отзывчивости и сопереживание, а именно это умение замечать и интерпретировать эмоциональное состояние другого. Эта диагностика с помощью карты наблюдений, под названием «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (А.М. Щетинина), она состоит из 12 различных вопросов, которые предлагают отметить правильный вариант для ребенка разными вариантами (часто, иногда, никогда). Обработка полученных результатов выглядит следующим образом. Количественные результаты проведения диагностики:
- если ребенок часто ведет себя адекватно поведению, прописанному в пунктах 1, 5, 9, 12 (Описание пунктов: 1. Проявляет интерес к эмоциональному поведению других; 5. Ярко, эмоционально реагирует на состояние другого, заражается им. 9. Предлагает переживающему эмоциональное состояние ребенку что-либо (игрушку, конфетку и пр.); 12. Активно включается в ситуацию, по собственной инициативе помогает, гладит, обнимает;), то за проявления по каждому из вышеперечисленных пунктов он получает 6 баллов, что в сумме будет составлять максимально 24 балла; - если подобные формы поведения он обнаруживает лишь иногда, то ему присваивается за каждую по 5 баллов;
- если форма поведения ребенка часто адекватна по описанным в пунктах 4, 6, 7, 8 (Описание пунктов: 4. Пытается привлечь внимание взрослого к эмоциональному состоянию другого; 6. Реагирует на переживания другого, говоря при этом: «А я не плачу», «А у меня тоже», «А мне тоже..?»; 7. «Изображает» сочувствие, глядя при этом на взрослого, ожидает похвалы, поддержки; 8. Сообщает взрослому, как он пожалел, помог другому;), то за них он получает по 4 балла; - если проявление данных форм поведения (4, 6, 7, 8) наблюдается у ребенка лишь иногда, то он получает за них 3 балла;
- если поведение ребенка часто соответствует описанным в пунктах 2, 3, 10, 11 (Описание пунктов: 2. Спокойно издалека смотрит в сторону ребенка, переживающего какое-либо состояния; 3. Подходит к переживающему ребенку, спокойно смотрит на него; 10. Встает рядом с ребенком, беспомощно смотрит на него, на взрослого; 11. Проявляет сочувствие только по просьбе взрослого (успокаивает, обнимает, гладит и пр.;), то ставится по 2 балла; - если ребенок никогда не проявляет указанного поведения, то ставим 0 баллов.
Качественная интерпретация данных предполагает критеральное распределение полученных результатов по трем уровням: высокий, средний и низкий. Критерии высокого уровня: если ребенок проявляет интерес к состоянию другого, ярко эмоционально на него реагирует и идентифицируется с ним, активно включается в ситуацию, пытается помочь, успокоить другого, то это может интерпретироваться как проявление ребенком высокой формы проявления отзывчивости и сопереживания. Средний уровень: в том случае, когда ребенок пытается отвлечь внимание взрослого на себя, эмоционально реагирует на переживания другого, но при этом говорит: «А я не плачу никогда...» и т.п., если ребенок, стремясь получить похвалу, одобрение взрослого, лишь изображает сочувствие, сопереживание другому. Низкий уровень: дети, не проявляющие интереса к эмоциональному состоянию других, слабо реагирующие на их переживания и проявляющие действия сопереживания лишь по побуждению взрослого.
Выводы. Исходя из всего вышеперечисленного, мы можем сделать вывод о том, что ребенок как никто другой нуждается в правильном воспитании и образовании, вовремя замеченной и решенной проблемы развития. Важно уделять достаточное количество времени и внимания на развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживание у детей дошкольного возраста. Специалистам в области образования нужно уметь диагностировать ребенка и планировать работу по развитию, в зависимости от результатов проведенной диагностики. предлагаемая авторами программа диагностики эмоциональной отзывчивости и сопереживания, разработанная на основе идей Л С Выготского, прошла апробацию и показала свою состоятельность.
Литература:
1. Выготский, Л.С. Психология / Л.С.Выготский. - Москва: ЭКСМО, 2002. - 1008 с.
2. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - Москва: Смысл; Эксмо, 2004. - 1136 с.
3. Мартынова Л.Н. Формирование эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у 5-7-летних воспитанников детских домов (на материале праздников): монография / Л.Н. Мартынова; - Елец: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования, 2010. - 173 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Официальный сайт Минпросвещения РФ. URL:https://docs.edu.gov.ш/document/7dcd2Шdl4f608ec97e9ef6699f99ae (дата обращения: 18.07.2021).
5. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. - Минск: Элайда, 2000. - 704 с.
6. Ясинских Л.В. Методика развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у старших дошкольников в процессе комплексных занятий в ДОУ: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07: Екатеринбург, 2005 - 202 с.
Педагогика
УДК 376.42
кандидат психологических наук, доцент Конева Ирина Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Карпушкина Наталья Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Чистякова Ирина Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ И ИХ КОРРЕКЦИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению особенностей коммуникативных умений дошкольников с расстройствами аутистического спектра и разработке на основе анализа результатов исследования рекомендаций по составлению коррекционно-развивающих программ для оптимизации коммуникативного развития аутичных детей.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, коммуникативные навыки, коммуникативное развитие, социализация, адаптация.
Annotation. This article is devoted to the consideration of the features of the communication skills of preschoolers with autism spectrum disorders and the development, based on the analysis of the research results, of recommendations for drawing up correctional and developmental programs to optimize the communicative development of autistic children.
Keywords: autism spectrum disorders, communication skills, communication development, socialization, adaptation.
Введение. За последние десятки лет наблюдается существенный рост количества детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) [1]. По данным Всемирной Организации Здравоохранения из 150 здоровых детей встречается один ребенок с расстройствами аутистического спектра. Несмотря на то, что для детей с РАС отсутствуют специализированные образовательные учреждения, сегодня, в условиях инклюзивного образования, такие дети включаются в образовательную среду и успешно там адаптируются. В современных условиях перед государством и системой образования стоит вопрос о необходимости обеспечения равных возможностей, доступности получения образования, адаптации в социуме детей с нарушениями аутистического спектра.
Одна из самых актуальных психолого-педагогических проблем, связанных с сопровождением дошкольников с РАС, является коррекция коммуникативных умений и навыков. Актуальность обусловлена, во-первых, потребностью включения детей с РАС в сферу школьного образования. Для этого на начальном этапе дошкольного образования необходимо уделять особое внимание развитию именно коммуникативной сферы. Во-вторых - необходимостью обеспечения специальных научно аргументированных организационных психологических условий обучения и воспитания [3; 4; 5; 6].
Проблема особенностей коммуникативных умений и навыков изучалась в разных психологических областях: в области возрастной и педагогической психологии занимались изучением особенностей коммуникации детей разного возраста (Н.В. Клюева, М.И. Лисина [7] и др.); вопрос изучения коммуникации частично рассмотрен в исследованиях по специальной психологии (Т.А. Власова, Е.Е. Дмитриева, О.Н. Двуреченская [2], В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова). Можно отметить таких авторов как К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская [8], С.М. Неменчинская [9], которые занимались изучением специфики коммуникативного развития дошкольников с РАС. В одном исследовании удалось обнаружить изучение развития коммуникативных навыков (А. В. Хаустов, 2005) [10]. Таким образом, применительно к детям с РАС можно обнаружить дефицит как теоретических, так и практических исследований.
Целью статьи является изучение особенностей коммуникативных умений дошкольников с расстройствами аутистического спектра и разработка на основе анализа результатов психологических рекомендаций и коррекционно-развивающей программы для их оптимизации.
В исследовании были применены следующие методики:
1. Опросник «Оценка коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра» А.В. Хаустова, разработанный на базе методики «Оценка социальных и коммуникативных навыков для детей с аутизмом» (Quill, Bracken, Fair, Fiore, 2002)» [11];