Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ходякова Наталия Владимировна

В статье рассматриваются особенности организации воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел в условиях цифровизации, преобразующей систему их индивидуальных знаний, ценностей, смыслов, эмоций и чувств. Воспитание, трактуемое автором как создание условий для развития личности, проецируется в цифровую среду. Представляются новые функции и свойства профессионально-образовательной среды в условиях цифровизации, обобщение которых позволяет моделировать новый «алгоритм» воспитательной работы с сотрудником, состоящий в проектировании индивидуальной траектории личностного развития сотрудника. Приведены закономерности, которые должны быть учтены в новой тактике организации воспитательной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL WORK WITH EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIESIN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION

The article discusses the features of the organization of educational work with employees of internal affairs bodies in the conditions of digitalization, transforming the system of their individual knowledge, values, meanings, emotions and feelings. Education, interpreted by the author as creating conditions for personal development, is projected into the digital environment. New functions and properties of the professional and educational environment in the conditions of digitalization are presented, the generalization of which makes it possible to model a new “algorithm” of educational work with an employee, consisting in designing an individual trajectory of personal development of an employee. The regularities that should be taken into account in the new tactics of the organization of educational work are given.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

Воспитательная работа с сотрудниками органов внутренних дел в условиях цифровизации

НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА ХОДЯКОВА,

профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, доктор педагогических наук, доцент Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: hodyakova@yandex.ru

Educational Work with Employees of Internal Affairs Bodies in the Conditions of Digitalization

NATALIA VLADIMIROVNA KHODYAKOVA,

Professor of the Department of Psychology, Pedagogy and Organization of Work with Personnel, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: hodyakova@yandex.ru

УДК 37.013

Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел в условиях цифровизации, преобразующей систему их индивидуальных знаний, ценностей, смыслов, эмоций и чувств. Воспитание, трактуемое автором как создание условий для развития личности, проецируется в цифровую среду. Представляются новые функции и свойства профессионально-образовательной среды в условиях цифрови-зации, обобщение которых позволяет моделировать новый «алгоритм» воспитательной работы с сотрудником, состоящий в проектировании индивидуальной траектории личностного развития сотрудника. Приведены закономерности, которые должны быть учтены в новой тактике организации воспитательной работы.

Ключевые слова и словосочетания: воспитание; воспитательная работа; профессионально-образовательная среда; цифровизация; личность; развитие личности.

Annotation. The article discusses the features of the organization of educational work with employees of internal affairs bodies in the conditions of digitalization, transforming the system of their individual knowledge, values, meanings, emotions and feelings. Education, interpreted by the author as creating conditions for personal development, is projected into the digital environment. New functions and properties of the professional and educational environment in the conditions of digitalization are presented, the generalization of which makes it possible to model a new "algorithm" of educational work with an employee, consisting in designing an individual trajectory of personal development of an employee. The regularities that should be taken into account in the new tactics of the organization of educational work are given.

Keywords and phrases: upbringing; educational work; professional and educational environment; digitalization; personality; personality development.

Современные информационно-технологические инновации вносят радикальные изменения не только в инструментарий деятельности человека и средства его комму-

никации с другими людьми, но и сказываются на изменениях его личностной сферы, встраиваясь в систему индивидуальных когнитивных представлений, ценностей, смыслов, эмоций

и чувств. Сегодняшний мир не мыслится без цифровых технологий. Цифровые технологии заставляют переопределять многие классические понятия, трансформировать традиционные знания. Информационные технологии и их компоненты — технические средства поиска, хранения, обработки, представления информации, экономя время нашей жизни и позволяя преодолевать пространственные барьеры, приобретают все большую ценность для нашего современника и успешно интегрируются с системой индивидуальных ценностей и смыслов. Цифровые сервисы, вовлекая в свою орбиту художественные средства литературы и искусства, создают качественно новые возможности для эмоционального и чувственного самовыражения и развития людей.

Наш современник, помимо своей жизнедеятельности в привычном социально-природном окружении, реализует свою активность во множестве виртуальных реальностей, где он исполняет различающиеся по своему содержанию и целевой направленности роли (потребитель, специалист, гражданин, обучающийся, семьянин и др.). Если исходить из того, что личность — это социальная сущность человека, система его социальных отношений и ролей [1], а воспитание — это создание условий для развития личности1, то можно предположить, что пе-дагогизация цифровой среды, с которой взаимодействуют сегодня индивиды, наделение ее личностно-развивающими функциями могут существенно расширить спектр решаемых педагогами воспитательных задач, трансформировать содержание и методы воспитания, получить качественно новые воспитательные результаты. И, напротив, игнорирование педагогами цифровой реальности, их нежелание и неготовность профессионально действовать в этой среде, компетентно участвовать в ее проектировании чреваты необратимыми потерями в сфере воспитания и свидетельствуют о профессиональной стагнации и беспомощности педагога как субъекта воспитательного процесса.

Идея создания ориентированной на воспитание среды в теоретической педагогике не нова. Об этом писали С. Н. Лукаш (2010 г.), С. Н. Дубинин (2011 г.), М. П. Нечаев (2011 г.), Ф. К. Зиннуров (2012 г.), А. Р. Галустов (2013 г.),

A. В. Кузьмин (2015 г.), Л. С. Пастухова (2020 г.),

B. А. Ясвин (2020 г.), Л. В. Козилова (2021 г.), А. Л. Солдатченко (2021 г.) и др. Однако в проведенных этими авторами исследованиях не раскрыты инструментарий и процедура кон-

1 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

струирования среды, во взаимодействии с которой накапливается и развивается личностный (рефлексивно-творческий) опыт [7] воспитанника, не обоснована соответствующая природе развития личности процедура такого средового проектирования.

Как показано в наших исследованиях [9; 10], профессионально-образовательная среда, в которой сотрудник органов внутренних дел реализует свои служебные, профессиональные, познавательные и развивающие функции, — это не просто окружающие сотрудника условия, к которым традиционно относят других субъектов, предметно-пространственные и информационно-технологические компоненты деятельности [8]. Профессионально-образовательная среда опосредует любые педагогические воздействия на сотрудника, в силу чего может интерпретироваться как обобщенное средство достижения целей, которые ставят перед собой педагогические субъекты (руководители, наставники, сотрудники подразделений воспитательной работы). Профессионально-образовательная среда в условиях цифровизации в этой логике также опосредует педагогические влияния и при этом обогащает обсуждаемое обобщенное средство принципиально новыми свойствами и функциями. Что же это за свойства?

Исследователи [2] к ним относят:

— максимальную индивидуализацию, ориентацию на потребности и интересы развивающейся личности;

— предоставление личности свободы выбора стратегий и тактик саморазвития;

— культивирование субъект-субъектных межличностных отношений;

— интегративность предлагаемого контента (конвергенция различных предметных областей, видов информации и т. п.), обеспечивающую «мультимедийность восприятия мира»;

— оптимизацию и интенсификацию воспитательной деятельности, в том числе мониторинга и диагностики воспитательных результатов.

Среди обновленных педагогических функций воспитательного процесса, реализуемого в цифровой среде, эти авторы называют:

— организацию новых вариантов парного и группового общения (электронная почта, мессенджеры, видеоконференции и др.);

— организацию чтения электронных источников информации, в том числе художественной литературы;

— виртуальное посещение музеев, культовых мест традиционных религий, просмотр фильмов, концертов и театральных постановок, записанных в цифровом формате;

— создание электронных информационных ресурсов и выполнение цифровых проектов в блогосфере, социальных сетях по различным направлениям воспитания (нравственному, патриотическому, эколого-валеологическому, эстетическому и др.).

Анализируя и обобщая сказанное, можем предположить, что модернизация воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел в условиях цифровизации принесет наибольшую пользу, если будет строиться посредством:

а) установления равноправных (паритетных) личностных позиций педагогического субъекта и сотрудника в цифровой среде, в том числе за счет преодоления их потенциально возможного «цифрового неравенства» [3];

б) приглашения педагогическими субъектами сотрудников к взаимодействию для выявления с помощью цифровых психолого-педагогических процедур наиболее проблемных зон индивидуального развития, определения жизненных планов и перспектив сотрудников, их интересов, потребностей и желаний;

в) совместного с сотрудниками проектирования на основе полученной средствами цифровой диагностики сведений их индивидуальных траекторий личностного развития;

г) предоставления в цифровой среде множественного выбора возможностей реализации каждого сегмента траектории личностного роста.

Прежде чем остановиться на каждой из высказанных позиций подробнее, заметим, что Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года1 предусматривает совершенствование методик воспитания, в том числе за счет актуализации особых информационных интернет-ресурсов, популяризирующих традиционные гуманистические ценности, способствующих различению куль-туросозидающей и культуроразрушающей информации, ориентирующих на нравственный выбор поступка, тактики поведения, принимаемого решения.

В связи с необходимостью «цифрового выравнивания» педагога-наставника и сотрудника, с которым осуществляется воспитательная работа, нам представляется необходимым их взаимное обучение наиболее предпочитаемым цифровым технологиям, взаимно полезный обмен знаниями в области цифровизации. При решении этой задачи может оказаться, что сотрудник обучает своего руководителя,

1 Об утверждении Стратегии развития воспитания в Рос. Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р // СЗ РФ. 2015. № 23.Ст. 3357.

а наставляемый — наставника. В этом нет никакого противоречия, поскольку в рамках взаимного обучения создаются первичные диалогические условия для последующего продуктивного межличностного взаимодействия, без которого воспитательный процесс со взрослым сотрудником в принципе неосуществим. Реализация этого начального этапа предполагает поиск и освоение таких интернет-ресурсов, как цифровые курсы обучения, руководства и инструкции, представленные в Интернете в текстовом, графическом или видеоформате, а также получение онлайн и офлайн консультаций, посещение тематических форумов, сообществ в социальных сетях и т. п.

Второй этап предлагаемой нами организации педагогической работы по созданию условий для личностного роста в цифровой профессионально-образовательной среде связан с определением «зон ближайшего развития» сотрудника. Для такого определения требуется, во-первых, установление максимально доверительных отношений по линии «педагог — сотрудник» (в том числе при замене непосредственного общения опосредованной цифровой средой коммуникациии) и актуализация педагогическим субъектом своего собственного опыта профессионально-личностного развития. Во-вторых, необходимы желание и активность самого сотрудника в осознании своих достоинств и недостатков, формировании адекватной самооценки. Заметим, что сотрудник с развитым рефлексивным опытом (готовность к самонаблюдению, самоанализу и самооценке) и коммуникативным опытом (готовность к критической самопрезентации) может осознавать свои плюсы и минусы, иметь четкие планы и цели, быть способным вербализовать свои намерения по саморазвитию. И тогда педагогу можно сразу переходить к следующему этапу. В случае затруднений прохождения этого этапа могут использоваться интернет-ресурсы психолого-педагогической диагностики (например, размещенные на сайте psytests.org психодиагностические онлайн-тесты), причем тестирование должно носить в отношении сотрудника сугубо добровольный характер, а после тестирования требуются не только интерпретации и комментарии педагога, но и презентация педагогическим субъектом собственных проблем и затруднений в ходе профессионально-личностного становления.

Индивидуальная траектория воспитания сотрудника органов внутренних дел, в нашем понимании, — это программа индивидуального профессионально-личностного развития сотрудника, являющаяся результатом его со-

трудничества с педагогом-воспитателем. Проектирование этой траектории должно, с одной стороны, осуществляться на основе полного взаимопонимания сотрудника и педагогического субъекта, а с другой стороны, подчиняться педагогическим закономерностям. К таким закономерностям относятся [4—6; 9; 10]:

— последовательная смена психологических механизмов развития личности в цифровой профессионально-образовательной среде в логике: психологическая адаптация и когнитивная ориентировка в среде — предметно-деятельностная ориентировка в среде — ценностно-смысловая ориентировка в среде — целостная ориентировка в среде;

— проектирование цифровой профессионально-образовательной среды в единстве условий, стимулирующих профессионально-личностную активность сотрудника, предоставляющих возможности для инициируемых сотрудником общения и деятельности, задающих социокультурные образцы и эталоны профессионально-личностного саморазвития;

— непрерывная педагогическая поддержка процесса личностного роста сотрудника на пути его движения по индивидуальной траектории воспитания, помогающая сотруднику преодолеть средовые риски и психологические затруднения.

Вариативность цифровой профессионально-образовательной среды и условия для избирательной активности сотрудника в этой среде являются практическим базисом для того, чтобы индивидуальная траектория воспитания не осталась только декларацией. Для этого педагогу необходимо позаботиться об альтерна-

тивных источниках цифровой информации, которая потенциально может понадобиться сотруднику в его саморазвитии, о возможностях вероятного выбора сотрудником партнеров по взаимодействию в цифровой среде, о соревновательно-игровых стимулах, побуждающих сотрудника к постоянному поступательному движению вперед.

Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы.

1. Воспитательная работа с сотрудниками органов внутренних дел в условиях цифровиза-ции может рассматриваться как педагогическое проектирование условий цифровой среды, взаимодействуя с которой сотрудник личностно и профессионально развивается. В этом смысле цифровая профессионально-образовательная среда может интерпретироваться как обобщенное педагогическое средство достижения воспитательных целей.

2. Процедура проектирования цифровой среды воспитания состоит из нескольких этапов: а) установления паритетных личностных позиций педагогического субъекта и сотрудника в цифровой среде; б) совместного выявления педагогом и сотрудником на основе цифровых психолого-педагогических диагностических методик проблем и перспектив индивидуального личностного развития; в) совместного с сотрудником проектирования на основе полученных сведений индивидуальных траекторий развития личности; г) предоставления в цифровой среде множественного выбора возможностей для практической реализации траектории личностного роста.

Список литературы:

1. Бандуровский К. В., Леонтьев Д. А. Личность // Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/ philosophy/text/2176617 (дата обращения 07.07.2022).

2. Везетиу Е. В. Воспитательные возможности информационных технологий // Методологические основы формирования современной цифровой образовательной среды: коллективная монография. Нижний Новгород: Профессиональная наука, 2018.

3. Волченко О. В. Динамика цифрового неравенства в России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2016. № 5 (135).

4. Гордеева Е. Н. Ситуационно-средовое проектирование развития эстетической куль-

туры сотрудников органов внутренних дел: дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2021.

5. Купавцев Т. С. Концепция педагогической поддержки саморазвития личности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в непрерывном образовании: монография. Москва: Академия управления МВД России, 2022.

6. Литвин Д. В. Образовательная среда профессионально-личностного развития сотрудников органов внутренних дел: монография. Москва: Перо, 2020.

7. Сериков В. В. Личностно-развивающее образование как одна из культурологических образовательных моделей // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 2.

8. Султанова Т. А. Профессиональная образовательная среда: сущность, структура, критерии качества // Наука и современность. 2011. № 8-1.

9. Ходякова Н. В. Модернизация воспитания в XXI веке: движение к целостной личности // Прикладная психология и педагогика. 2022. Т. 7. № 2.

10. Ходякова Н. В. Ситуационно-средовой подход к проектированию содержания обучения и воспитания сотрудников полиции // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2020. № 4 (90).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.