Научная статья на тему 'НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ СОТРУДНИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ходякова Наталия Владимировна

Статья посвящена современному теоретическому обоснованию процесса организации воспитательной работы в органах внутренних дел, в том числе анализу широко распространенных словарных определений понятий «воспитание» и «воспитательная работа», проведенному с учетом современного уровня развития педагогической науки и гуманитарной парадигмы психолого-педагогических исследований. В качестве выводов из проведенного терминологического анализа сформулированы авторские дефиниции воспитания и воспитательной работы личностно ориентированной направленности. На основе предложенного автором ситуационно-средового подхода в педагогическом проектировании построена и представлена модель поэтапной организации руководителем подразделения органа внутренних дел воспитательной работы с подчиненными сотрудниками, включающая последовательность инновационных действий: постановку и внутреннее принятие цели воспитательной работы - профессионально-личностное развитие сотрудников - освоение базовых понятий и закономерностей процесса развития личности в профессиональной среде - диагностику уровней профессионально-личностного развития сотрудников - проектирование профессиональной среды подразделения - самооценку организации воспитательной работы. В статье также приведены краткие сведения об экспериментальной апробации данной модели в практике деятельности образовательной организации.The article is devoted to the modern theoretic grounding of process of organizing educational work at internal affairs bodies. It includes analysis of widespread dictionary attributes of the phenomena „education“ and „educational work“ which is realized in accordance with modern level of pedagogical science development and humanitarian paradigm of psychological and pedagogical research. As the result of this terminological analysis, there are the author’s definitions of education and personality oriented educational work. In accordance with situational and environmental approach in pedagogical projecting, suggested by the author, there occurs a model of gradual organizing educational work with staff realized by chief of branch of internal affairs body. It comprises the series of innovational activities: stating and inner adopting aim of educational work - staff’s professional and personal development - assimilating basic phenomena and regularities of process o personality development in professional environment - diagnostics of levels of staff’s professional and personal development - projecting professional environment at a branch - self-evaluating of organizing educational work. Also, there are short facts concerning experimental approbation of this model in practice of educational institution functioning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ходякова Наталия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

Н. В. Ходякова

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Статья посвящена современному теоретическому обоснованию процесса организации воспитательной работы в органах внутренних дел, в том числе анализу широко распространенных словарных определений понятий «воспитание» и «воспитательная работа», проведенному с учетом современного уровня развития педагогической науки и гуманитарной парадигмы психолого-педагогических исследований. В качестве выводов из проведенного терминологического анализа сформулированы авторские дефиниции воспитания и воспитательной работы личностно ориентированной направленности.

На основе предложенного автором ситуационно-средового подхода в педагогическом проектировании построена и представлена модель поэтапной организации руководителем подразделения органа внутренних дел воспитательной работы с подчиненными сотрудниками, включающая последовательность инновационных действий: постановку и внутреннее принятие цели воспитательной работы — профессионально-личностное развитие сотрудников — освоение базовых понятий и закономерностей процесса развития личности в профессиональной среде — диагностику уровней профессионально-личностного развития сотрудников — проектирование профессиональной среды подразделения — самооценку организации воспитательной работы. В статье также приведены краткие сведения об экспериментальной апробации данной модели в практике деятельности образовательной организации.

Ключевые слова: воспитание, воспитательная работа, организация воспитательной работы в органах внутренних дел, личность, профессиональная среда, профессионально-личностное развитие сотрудника.

N. V. Khodyakova

SCIENTIFIC BASIS OF ORGANIZING EDUCATIONAL WORK AT INTERNAL AFFAIRS BODIES

The article is devoted to the modern theoretic grounding of process of organizing educational work at internal affairs bodies. It includes analysis of widespread dictionary attributes of the phenomena „education" and „educational work" which is realized in accordance with modern level of pedagogical science development and humanitarian paradigm of psychological and pedagogical research. As the result of this terminological analysis, there are the author's definitions of education and personality oriented educational work.

In accordance with situational and environmental approach in pedagogical projecting, suggested by the author, there occurs a model of gradual organizing educational work with staff realized by chief of branch of internal affairs body. It comprises the series of innovational activities: stating and inner adopting aim of educational work — staff's professional and personal development — assimilating basic phenomena and regularities of process o personality development in professional environment — diagnostics of levels of staff's professional and personal development — projecting professional environment at a branch — self-evaluating of organizing educational work. Also, there are short facts concerning experimental approbation of this model in practice of educational institution functioning.

Key words: education, educational work, organizing educational work at internal affairs bodies, personality, professional environment, staff's professional and personal development.

События внешнеполитической жизни нашей страны последних лет, напряженная социально-экономическая ситуация в России обусловливают необходимость концентрации внимания ученых на проблематике развития человеческого фактора в условиях нестабильности, выявления современных путей воспитания у россиян нравственных ценностей, гражданско-патриотических качеств, осознанной ответственности за будущее своей Родины.

Особое значение проблемы воспитания приобретают в правоохранительной сфере, где от уровня постановки и решения воспитательных проблем

зависят как готовность сотрудников к исполнению своего профессионально-нравственного долга, так и успешность профилактики преступности. В то же время, как свидетельствуют ведомственные аналитические обзоры и сообщения в средствах массовой информации, проводимая в органах внутренних дел воспитательная работа пока не характеризуется достаточной эффективностью. Некоторые полицейские нарушают требования служебной дисциплины и законности. Сформированный имидж сотрудника полиции не в полной мере соответствует потребностям и ожиданиям общества.

Представляется актуальной ревизия ряда вопросов организации воспитательной работы: ее обоснования с учетом достигнутого в области педагогики и психологии научного знания, соответствующего результатам научных исследований нормативного обеспечения, полноценного организационно-методического сопровождения с использованием инновационных педагогических технологий, подготовки на уровне современных требований специалистов-воспитателей, выработки критериев адекватной оценки их деятельности и т. д. Не претендуя на раскрытие в данной работе всех названных

аспектов обсуждаемой проблемы, сконцентрируем свое внимание на научно-теоретическом обосновании организации воспитательной работы, которое невозможно без построения современной научной модели организуемого процесса, определения сущности используемых в этой модели основных понятий. К таким понятиям мы относим прежде всего понятия «воспитание» и «воспитательная работа».

При определении понятия «воспитание» важно не упускать из виду то, что применять это и другие связанные с ним понятия мы будем, описывая процесс воспитания сотрудников полиции, т. е. взрослых людей. Воспитание взрослых имеет свои особенности, которые исследует андрагогика — наука о систематизированном образовании (обучении и воспитании) взрослых людей. К специфике воспитания взрослого человека исследователи-ан-драгоги относят:

— накопленный им профессионально-жизненный опыт;

— сложившуюся у него систему отношений к себе и окружающему миру (внутреннюю позицию);

— сформированность интересов и экономию времени на неинтересующие занятия;

— трудность признания недостаточной компетентности в какой-то области или низкой внешней оценки своей профессиональной деятельности;

— субъектность взрослого, его стремление к партнерству и внутреннее сопротивление принятию ролей управляемого и воспитуемого [1].

При определении основных понятий теории воспитания важны не только особенности субъектов, которые испытывают на себе воспитательные влияния, но и субъектов-воспитателей. В нашем случае субъектами-воспитателями выступают прежде всего руководители подразделений ОВД. Они несут ответственность за профессионально-личностное развитие каждого подчиненного, играют ведущую роль в формировании своих коллективов, выполняют педагогические функции профилактики и конструктивного разрешения конфликтов, наставничества для новых сотрудников, подготовки кадрового резерва, оценки деятельности подчиненных и коллектива [2] и др.

Охарактеризуем понятия «воспитание» и «воспи-

тательная работа», применив их к педагогическому процессу (его субъекты — руководитель подразделения ОВД и подчиненные ему сотрудники).

Существует множество информационных источников, в которых приводятся определения воспитания. По запросу «воспитание» поисковая интернет-машина Рамблер выдает 51 млн страниц. Ограничение поиска педагогическими словарями выдает 3 млн страниц. Остановимся на первых десяти источниках (так называемый top — наиболее часто используемые источники) и приведем краткий сравнительный анализ найденных определений. Анализ будем проводить исходя из обсуждаемой выше специфики процесса воспитания руководителем подразделения ОВД подчиненных сотрудников (воспитательной работы с ними). При описании результатов анализа каждый раз будем добавлять те новые характеристики, которые не были отражены в ранее проанализированных источниках.

Словарь Коджаспировых [3] различает воспитание как общественное и педагогическое явления. В первом случае под воспитанием понимается процесс передачи опыта новым поколениям. В этом смысле воспитанием в органах внутренних дел будет считаться подготовка руководителем своих преемников, т. е. обучение некоторых сотрудников в кадровом резерве, а также профессиональная служебная и физическая подготовка всех сотрудников подразделения. Во втором случае под воспитанием понимается либо управляемая и открытая система равноправного взаимодействия воспитателя и воспитывающихся, в которой последние могут вносить в систему изменения, либо создание среды для саморазвития сотрудников. Воспитательная работа интерпретируется авторами словаря как форма реализации воспитательного процесса, состоящая в организации жизнедеятельности воспитуемых и направленная на создание условий для развития их личности.

В Педагогическом терминологическом словаре [4] находим толкование воспитания как дискретного, ограниченного в пространстве и времени, направленного процесса «взращивания человека» в соответствии с целями и спецификой организации, в которой оно осуществляется. Воспитательная работа трактуется в данном словаре как деятельность, ориентированная на формирование системы определенных качеств, взглядов и убеждений, а также как решение конкретных воспитательных задач.

В словаре педагогических терминов А. И. Кузьминского и В. П. Омеляненко [5] общие определения воспитания и воспитательной работы отсутствуют. Но приведены трактовки отдельных видов воспитания:

— авторитарное, предполагающее подчинение воспитуемого воле воспитателя;

— всестороннее: умственное, нравственное, трудовое, физическое, правовое, эстетическое,

экономическое, экологическое, половое;

— национальное, обусловленное национально-историческими традициями.

Краткий словарь современной педагогики [6] к уже обозначенным значениям понятия воспитания добавляет представление о воспитательной системе как комплексе, состоящем из целей воспитания, субъектов целенаправленной воспитательной деятельности (в нашем случае руководителей), отношений между воспитателями и воспи-туемыми, среды и управления.

Википедия, определяя сущность воспитания, ссылается на пособие А. М. Новикова [7], в котором утверждается: воспитание — это развитие направленности личности, т. е. совокупности устойчивых мотивов, ориентирующих личность в процессе ее активности. К видам воспитания автор пособия добавляет патриотическое, политическое, художественное.

В источнике «Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи» [8] воспитание определяется как планомерное воздействие на сознание и поведение взрослых в целях формирования внутренних условий (представлений, ценностно-смысловых ориентаций) их развития и подготовки к труду.

Следующий источник ссылается на статью в Большой Советской энциклопедии [9], согласно которой воспитание предстает социально обусловленным процессом систематического формирования личности для ее подготовки к активному участию в общественной и трудовой жизни. Здесь также говорится, что воспитание взрослых осуществляется в процессе их общественно-трудовой деятельности, а также в результате воспитательной работы. Указывается, что на определенном уровне развития человека у него возникает потребность в самосовершенствовании.

Более современную интерпретацию воспитательных феноменов встречаем в словаре уже упоминавшегося нами автора — А. М. Новикова [10]. Под воспитывающей деятельностью педагога он понимает его деятельность по управлению процессом воспитания, а в определении воспитания уточняет, что это процесс и результат развития направленности личности: ее мировоззрения и мотивации.

В Педагогическом словаре [11] воспитание толкуется как влияние, ориентированное на формирование у человека социального опыта и ценностей, как социально и педагогически обусловленный процесс развития его сущностных сил и возможностей.

В словаре педагогических терминов [12] читаем: «Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы».

Обобщая приведенный срез мнений, можно заключить, что все их разнообразие можно свести к двум различающимся ценностно-целевым пара-

дигмам: 1) главные ценности и цели воспитания связаны с социумом (трансляция воспитуемым социального опыта, формирование человека по заранее заданным социально обусловленным характеристикам, внешнее управление жизнедеятельностью воспитуемого и планомерное воздействие на его сознание и поведение) и 2) главной ценностью и целью воспитания является личность человека (саморазвитие личности, равноправное взаимодействие воспитателя и воспитывающегося, создание среды развития, удовлетворение потребности в самосовершенствовании). В наших исследованиях мы опираемся на традиции Волгоградской научно-педагогической школы личностно ориентированного образования и в силу этого выбираем вторую парадигму, исходя из чего предлагаем приведенные ниже дефиниции понятий «воспитание» и «воспитательная работа».

Воспитание в органах внутренних дел — это обеспечение условий (среды) профессионально-личностного развития сотрудников. Воспитательная работа руководителя подразделения органа внутренних дел — это его целенаправленная деятельность по проектированию среды профессионально-личностного развития подчиненных сотрудников.

Как показывают наши исследования [13], модель организации воспитательной работы руководителем в обсуждаемом контексте включает:

— осознание и принятие им в качестве главного целевого педагогического ориентира цели профессионально-личностного развития подчиненных сотрудников;

— освоение руководителем понятий и закономерностей педагогики и психологии развития человека: основных понятий («личность», «развитие личности», «профессионально и личностно развивающая среда», «ситуация профессионально-личностного развития сотрудника»); состава сре-довых и личностных факторов, а также ситуационных механизмов развития; поэтапного характера развития человека в различных средах; педагогически целесообразной динамики обновления развивающей среды; критериев и показателей оценки как качества профессиональной среды, так и успешности профессионально-личностного развития сотрудника;

— определение руководителем уровня профессионально-личностного развития сотрудников, планирование в зависимости от данного уровня состава требуемых компонентов профессиональной среды;

— проектирование руководителем профессиональной среды своего подразделения: анализ имеющихся стимулов и содержательно-процессуальных возможностей для развития всех уров-невых групп сотрудников; обогащение среды недостающими элементами; устранение средовых факторов, препятствующих профессионально-лич-

ностному развитию сотрудников;

— самооценка руководителя организации воспитательной работы, соотнесение планируемых и полученных результатов педагогической деятельности, коррекция стимулов и возможностей профессиональной среды.

Совершенно ясно, что такая организация воспитательной работы требует от руководителя специальной психолого-педагогической подготовки. Как мы убедились в ходе работы федеральной экспериментальной площадки по созданию лич-ностно развивающей среды [14], полный цикл подготовки современного воспитателя без отрыва от основной деятельности занимает не менее года. В эксперименте такая подготовка проходила в форме индивидуального изучения научной психолого-педагогической литературы, подготовки тематических выступлений к служебным совещаниям, работы Школы педагогического мастерства, подготовки публикаций в СМИ, научных сборниках и журналах, участия в педагогических конкурсах, круглых столах и научно-практических конференциях [15]. Кроме того, в организации, где проходил эксперимент, потребовалось провести ряд органи-

Список библиографических ссылок

зационно-структурных и штатных изменений, принять новые локальные нормативные правовые акты, модернизировать материально-техническую и информационную базы деятельности, «вдохнуть новую жизнь» во взаимодействие с социальными партнерами. Видоизменился план воспитательной работы: вместо традиционных мероприятий, разрабатываемых руководством организации, он содержал в себе последовательность действий со средой, которые предлагали осуществить все субъекты воспитательной работы, а не только руководители.

К концу эксперимента значительно улучшилось отношение сотрудников к своей организации, повысилась результативность индивидуальной и коллективной профессиональной деятельности, были полностью исключены случаи профессионально-личностной дезадаптации, сопровождаемые нарушениями сотрудниками служебной дисциплины, конфликтами в коллективе и другими негативными проявлениями. Проведенный эксперимент доказал принципиальную осуществимость и эффективность организации воспитательной работы на новых теоретических основаниях.

1. Капитанская А. К. Особенности образования взрослых // Вопросы интернет-образования. URL: http://vio.uchim.info/Vio_30/cd_site/articles/art_2_5.htm (дата обращения: 13.03.2016).

2. Основы андрагогики / под ред. И. А. Колесниковой. М.: ACADEMIA, 2007.

3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. URL: http://slovo.yaxy.ru/87.html (дата обращения: 13.03.2016).

4. Педагогический терминологический словарь. URL: http://pedagogical_dictionary.academic.ru (дата обращения: 14.03.2016).

5. Кузьминский А. И., Омеляненко В. П. Педагогика в вопросах и ответах. URL: http://uchebniki-online.com (дата обращения: 12.03.2016).

6. Краткий словарь современной педагогики / Т. Б. Санжиева [и др.]. URL: http://mliene.bsu.ru/wp-content/uploads/slavar.pdf (дата обращения: 13.03.2016).

7. Новиков А. М. Основания педагогики. М.: Эгвес, 2010. С. 41.

8. Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи. URL: www.вокабула.рф (дата обращения: 10.03.2016).

9. Болдырев Н. И. Воспитание. Большая советская энциклопедия. URL: http://bse.sci-lib.com/ article006758.html (дата обращения: 13.03.2016).

10. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: ИЭТ, 2013.

11. Педагогический словарь. URL: http://www.pedpro.ru/termins (дата обращения: 12.03.2016).

12. Словарь педагогических терминов. URL: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met40/node17.html (дата обращения: 13.03.2016).

13. Ходякова Н. В. Ситуационно-средовой подход к проектированию личностно развивающего образования: методологические предпосылки и концепция: моногр. Волгоград: Перемена, 2012.

14. О проведении эксперимента в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Калмыцкий государственный финансово-экономический колледж»: приказ Министерства образования Российской Федерации от 7 мая 2003 г. № 2016. URL: www.edu.ru (дата обращения: 14.03.2016).

15. Ручкин В. А. Проблемы профессиональной переподготовки сотрудников экспертно-кримина-листических подразделений МВД России // Судебная экспертиза. 2013. № 2 (34). С. 106—111.

© Ходякова Н. В., 2016

***

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.