Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗАХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗАХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / КУРСАНТ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ЛИЧНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батурина Наталия Игоревна, Медведев Игорь Михайлович

В настоящей статье авторы рассматривают актуальный вопрос, касающийся организации процесса воспитания молодого поколения сотрудников органов внутренних дел. Немало внимания уделяется анализу личностных характеристик курсантов (слушателей), организации их досуга. По мнению авторов, преподаватель, выполняющий функции куратора учебной группы, должен в качестве базовых выделить следующие направления воспитательной работы: основное влияние на формирование личностных и профессиональных качеств курсантов (слушателей) оказывать в ходе учебного процесса при обучении профессиональным компетенциям; дополнительное влияние - во вне учебное время через организованные на кафедрах научные кружки, проблемные группы, индивидуальные консультации преподавателей. Авторы представляют воспитательную работу как часть образовательного процесса, построение которого в должной степени невозможно без проведения мероприятий воспитательного характера. Для характеристики проблемных аспектов авторами использован эмпирический опыт, полученный в процессе работы преподавателями, и выделены основные вопросы организации воспитательного процесса.In the given article the authors study an important and currently relevant issue of organizing educational work for the younger generation of interior bodies’ personnel. Significant attention is paid to the analysis of cadets’ (students’) personality characteristics and organization of their spare time. In the authors’ opinion the instructor supervising a group of cadets should distinguish the following directions of educational work as fundamental: to exert the main influence on formation of personality and professional qualities of cadets (students) during the academic process while developing their professional abilities; and to exert additional influence during extracurricular activities, organized by the departments scientific research societies, problem groups, individual consultations with professors. The authors view educational work as part of academic process which can’t be properly organized without conducting educational activities. To characterize problematic aspects the authors use empirical experience gained through teaching and distinguish the main issues of organizing educational process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Батурина Наталия Игоревна, Медведев Игорь Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗАХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ»

Н. И. Батурина, И. М. Медведев

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В ВУЗАХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

В настоящей статье авторы рассматривают актуальный вопрос, касающийся организации процесса воспитания молодого поколения сотрудников органов внутренних дел. Немало внимания уделяется анализу личностных характеристик курсантов (слушателей), организации их досуга. По мнению авторов, преподаватель, выполняющий функции куратора учебной группы, должен в качестве базовых выделить следующие направления воспитательной работы: основное влияние на формирование личностных и профессиональных качеств курсантов (слушателей) оказывать в ходе учебного процесса при обучении профессиональным компетенциям; дополнительное влияние — во вне учебное время через организованные на кафедрах научные кружки, проблемные группы, индивидуальные консультации преподавателей. Авторы представляют воспитательную работу как часть образовательного процесса, построение которого в должной степени невозможно без проведения мероприятий воспитательного характера. Для характеристики проблемных аспектов авторами использован эмпирический опыт, полученный в процессе работы преподавателями, и выделены основные вопросы организации воспитательного процесса.

Ключевые слова: педагог, наставник, курсант, слушатель, воспитательная работа, личность, воспитание.

N. I. Baturina, I. M. Medvedev

SOME ISSUES OF ORGANIZING EDUCATIONAL WORK

IN HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

OF THE SYSTEM OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA

In the given article the authors study an important and currently relevant issue of organizing educational work for the younger generation of interior bodies' personnel. Significant attention is paid to the analysis of cadets' (students') personality characteristics and organization of their spare time.

In the authors' opinion the instructor supervising a group of cadets should distinguish the following directions of educational work as fundamental: to exert the main influence on formation of personality and professional qualities of cadets (students) during the academic process while developing their professional abilities; and to exert additional influence during extracurricular activities, organized by the departments scientific research societies, problem groups, individual consultations with professors.

The authors view educational work as part of academic process which can't be properly organized without conducting educational activities. To characterize problematic aspects the authors use empirical experience gained through teaching and distinguish the main issues of organizing educational process.

Key words: teacher, advisor, cadet, student, educational work, personality, education.

Формирование и дальнейшее развитие личности в молодом или юношеском возрасте продолжается в условиях обучения в вузах различных профилей подготовки. По мнению выдающегося советского психолога Б. Г. Ананьева, «преобразование мотивации всей системы ценностных ори-ентаций, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией — с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта» [1].

Личность курсанта (слушателя) — будущего следователя, оперативного работника или эксперта-криминалиста — формируется под воздействием всего социально-экономического и культурного уклада жизни современного российского общества. Важную роль при этом играет система воспитательной деятельности преподавателей вуза, успех которой определяется степенью научной

обоснованности подходов к организации воспитательной работы, единством принципов, целей и задач, содержания и методов воспитания курсантов и слушателей.

Воспитание курсантов (слушателей) в условиях вуза — это, пожалуй, ведущая категория педагогики высшей школы. Оно понимается как процесс взаимодействия преподавателей и обучающихся по формированию у начинающих полицейских профессионально значимых личностных качеств. Сущность воспитательного процесса заключается в том, что объективное содержание будущей профессии становится достоянием субъективного мировосприятия личности обучающегося, переводится в область сознания курсанта или слушателя, чтобы найти затем свое выражение в моделях того или иного поведения или способа деятельности.

Процесс воспитания обучающегося — это управление процессом становления его как профессионала в своем деле и гражданина. Под воспитанием понимается создание условий для его профессионально-личностного саморазвития и самоактуализации в современном обществе. Воспитательная работа — это органическая часть учебно-воспитательного процесса, направленная на реализацию задач формирования и развития личности будущих специалистов.

Главной целью воспитательной работы является обеспечение саморазвития и самореализации личности курсанта (слушателя) в образовательном пространстве вуза на основе духовных, нравственных, интеллектуальных, культурных и иных общечеловеческих ценностей, проявления активной роли воспитанника в коллективе сослуживцев и коллег. Немаловажные составляющие воспитательной работы — установка на понимание недопустимости нарушения правил и норм поведения сотрудника органов внутренних дел, разъяснение обязательности запретов и ограничений и последствий их неисполнения.

В качестве основных путей для достижения поставленных целей воспитательной работы преподаватель должен использовать организационно-методические возможности процесса профессионально-психологического формирования личности сотрудника органов внутренних дел.

Преподаватель обязан применять различные подходы при организации воспитательной работы в учебной группе, такие как ценностно-ориентированный подход, стимулирование различных форм активности курсанта (слушателя), моделирование профессионально-этических ситуаций.

В качестве базовых следует выделить следующие направления воспитательной работы:

1) основное влияние на формирование личностных и профессиональных качеств молодого сотрудника органов внутренних дел оказывать при обучении профессиональным навыкам;

2) дополнительное влияние оказывать во внеучебное время через организованные на кафедрах научные кружки, проблемные группы, индивидуальные консультации преподавателей.

Эти направления реализуются путем организации и проведения кураторами учебных групп и преподавателями кафедр коллективных и индивидуальных мероприятий с курсантами (слушателями).

При организации воспитательной работы важно уделять внимание формированию у обучающихся отношения к учебе как к профессиональному труду и чувства принадлежности к социально-профессиональной группе. Кроме того, преподаватель должен стимулировать и поощрять всестороннее развитие человеческих и профессиональных качеств будущих специалистов-следователей, оперативных работников, экспертов-криминалистов;

творческую деятельность; интерес к будущей работе; самостоятельность в освоении теоретической и практической основ выбранной профессии.

В воспитательной работе преподавателя следует выделить общие задачи:

1) удовлетворение потребностей курсантов и слушателей в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом развитии в процессе получения высшего образования;

2) формирование у курсантов и слушателей гражданской позиции, уважения к закону, ответственности, потребности к самосовершенствованию в условиях современной цивилизации и демократического общества;

3) освоение и внутреннее принятие общечеловеческих ценностей, достижений мировой и национальной культуры, традиций народов России;

4) формирование у курсантов и слушателей профессиональной позиции, осознания общественной значимости своей профессии, ответственности за результаты и последствия своих действий, профессионально значимых качеств личности.

Одним из важнейших направлений воспитательного процесса в вузе является адаптация обучающегося в коллективе, а впоследствии и в профессиональном сообществе. Это должно служить основой профессионального воспитания на этапе первичного приобщения к ней.

С. М. Годник — один из известных исследователей проблемы преемственности средней и высшей школы — справедливо отметил радикальное различие понятия «студент» в социологической и психолого-педагогической науке: «Для социолога студент — это представитель определенной социальной группы, для педагога — это объект (субъект) учебно-воспитательного процесса вуза и прежде всего конкретного курса. Поэтому вузовскому педагогу важно знать не только общие характеристики студента, но и его особенности на каждом курсе» [2].

Особенностью жизнедеятельности курсантов (слушателей) 1—2-х курсов образовательных организаций системы МВД России является процесс адаптации к вузу, представляющий собой как психологическую, так и педагогическую проблему, требующую своевременного и эффективного решения.

Под адаптацией обучающегося понимается процесс его приобщения к условиям образовательного процесса в образовательной организации, где установлена строгая дисциплина, в результате чего курсант (слушатель) становится субъектом нового вида общественных отношений — служебных, приобретает новые для себя обязанности.

Приобщение молодого человека к незнакомым условиям внешней среды, видам деятельности, дополнительным обязанностям содержит в себе

противоречия между требованиями, предъявляемыми условиями новой среды, и готовностью личности к ним на основе имеющегося опыта. Воспитательный процесс организует деятельность по разрешению этих противоречий путем перестройки поведения обучающегося, а также регулирования влияния объективных факторов, обусловливающих ход обучения и развития личности курсанта (слушателя), показателями которого выступают качественные изменения в структуре личности и моделях его поведения в новых ситуациях. В данном случае имеется в виду приспособление обучающегося к условиям учебного процесса, службы и учебно-профессионального окружения без ощущения внутреннего морально-психологического дискомфорта и конфликта с окружающей его средой.

В ходе организации преподавателем адаптационных мероприятий возникает вопрос: чем порождается адаптивная ситуация? Первым фактором, влияющим на ее возникновение, следует считать новизну учебной деятельности и цели обучения. Во-вторых, таким фактором может служить новизна среды ближайшего социального окружения. Процесс адаптации первокурсников сводится главным образом к преодолению трудностей, связанных с новой организацией обучения, большим объемом самостоятельной работы, возникновением новых обязанностей служебного характера, общественной деятельностью в образовательной организации и бытовыми условиями. Для успешной адаптации в социальной среде курсанту (слушателю) необходимо ответить на вопросы:

1. Что от меня требуется, что я должен делать?

2. Как я должен действовать, чтобы достичь цели?

Ответы на эти вопросы будут смысловым основанием для образования новой личностной позиции.

Адаптация — это не простое приспособление к новым условиям, а сложный процесс, включающий фазу активности обучающегося и сопровождающийся определенными сдвигами в ее структуре (активности). Главным условием эффективной адаптации курсанта (слушателя) является формирование определенных способов поведения, позволяющих ему справляться с адаптационными трудностями и успешно овладевать новой деятельностью.

В психолого-педагогической научной литературе принято выделять такие виды адаптации, как [3]:

1) социально-психологическая;

2) дидактическая;

3) профессиональная.

Для обучающегося в вузе системы МВД адаптация продолжается обычно два года. В полной мере говорить о преодолении адаптационного барьера можно с учетом характера деятельности

курсантов и слушателей и ее результатов. Например, если к 3-му курсу наблюдается активная деятельность обучающегося, выраженная в целеустремленном систематическом труде при достаточно высоких показателях, то в этом случае мы имеем полное преодоление адаптационного барьера.

Важнейшая задача управления адаптацией курсантов и слушателей начальных курсов заключается в том, чтобы помочь им привыкнуть к новой обстановке, выработать положительное отношение к будущей профессии, оперативно войти в русло учебной и учебно-профессиональной деятельности. Следовательно, для эффективного управления процессом адаптации преподавателю необходимо владеть комплексом знаний о факторах, способствующих или препятствующих адаптации; особенностях проведения учебно-воспитательной работы с курсантами и слушателями начальных курсов; сущности и механизмах адаптационных процессов.

Таким образом, воспитательная работа представляется комплексным процессом, имеющим большое значение в подготовке специалистов в специализированных вузах МВД России. Надлежащее исполнение преподавателем обязанностей по организации воспитательной работы обеспечивает лучшее освоение будущей профессии, помогает социализироваться курсантам и слушателям.

Воспитание молодежи, в частности курсантов и слушателей вузов различных профилей подготовки, представляется актуальной педагогической и социально-психологической проблемой современного общества. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской федерации» под воспитанием понимается «...деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах, семьи, общества и государства» [4]. Приведенное в нормативном акте определение в проекции на воспитательное пространство вуза дает основание размышлять над проблемой готовности преподавательского состава образовательной организации к осуществлению воспитательной деятельности с обучающимися и необходимости совершенствования методов разработки и подготовки соответствующих программ повышения квалификации, их актуализации с учетом формирования научно обоснованной психолого-педагогической позиции преподавателя как организатора воспитательной работы.

Многие преподаватели-организаторы воспитательного процесса в вузе не уделяют достаточного внимания мировоззренческой и технологической составляющим своей деятельности, от которых

непосредственно зависит развитие личности обучающегося и ее социально значимых качеств [5]. Часто в программах подготовки и переподготовки молодых преподавателей не учитываются гуманистические основы взаимодействия с курсантами и слушателями, право преподавателя на самоопределение как субъекта воспитательной деятельности и носителя профессионального знания.

Определяя вуз как территорию, на которой осуществляется воспитание будущих профессионалов, а воспитательное пространство в качестве социально-педагогической системы, где осуществляется ценностно-ориентирующая работа, а также реализуется процесс всестороннего развития личности обучающегося, следует исходить из важности подготовки и повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений в сфере организации воспитательной деятельности.

Теоретическое восприятие воспитательного процесса невозможно без учета такого фактора, как педагогическая позиция преподавателя. Эта категория широко используется в российской педагогике и определяет профессионально-педагогическую, мировоззренческую, а также познавательную направленность преподавателя вуза. Формирование педагогической позиции преподавателя вуза связано с его ценностно-смысловыми ориентирами.

В исследованиях А. Г. Асмолова, Е. В Бонда-ревской и др. отмечается, что в педагогической позиции личности преподавателя в полной мере отражается специфика его понимания воспитательной деятельности [6].

Проектирование воспитательного пространства вуза, в условиях которого осуществляется воспитание личности обучающегося, требует фундаментальной подготовки и переподготовки преподавателей, направленной на формирование педагогической позиции.

Исходя из собственной практической деятельности в роли преподавателя и работы коллег выделим три проблемных аспекта, возникающих в ходе организации воспитательной деятельности:

1. Проблемные вопросы, связанные со стилем мышления преподавателя, возникающие в том случае, когда у организатора воспитательной работы отсутствует целостное представление о воспитательном пространстве вуза. Нередко препо-

даватели плохо представляют себе целостную картину деятельности внутривузовских социальных институтов, таких как: управление воспитательным процессом; деятельность заместителей начальников факультетов, курсов (по воспитательной работе); кураторство; работа спортивного клуба, научных объединений и др. В результате этого не формируется установка на совместную деятельность в воспитательном пространстве вуза, не получает своего полного развития гуманистическая позиция преподавателей, не происходит доверительное общение всех участников воспитательной работы.

2. Обеспечение прогресса воспитательного пространства вуза. В рамках решения этой задачи должно обеспечиваться такое взаимодействие с обучающимися, которое обусловливает развитие воспитательного пространства вуза через решение постепенно усложняющихся задач.

3. Обеспечение психолого-педагогических условий. Часто этот фактор проявляется в неумении преподавателей вуза организовать совместную деятельность с обучающимися, проводить анализ и оценку работы учебной группы на всех этапах взаимодействия, видеть персональные и коллективные особенности курсантов и слушателей, определять приоритетный вид деятельности в воспитательном пространстве вуза.

Следует согласиться с мнением исследователей научной школы Л. И. Новиковой [7], что требуется серьезная работа по формированию мировоззренческих, морально-этических аспектов педагогической позиции преподавателей. Это связано с тем, что процесс подготовки преподавателей в вузах ориентирован на образовательную, а не воспитательную систему [8, 9]. Необходимость изменения ценностных ориентиров образования, акцент на воспитании в высшей школе остаются актуальными.

Из сказанного следует, что этап обучения на курсах повышения квалификации преподавателей и руководителей, отвечающих за организацию воспитательного процесса, должен представлять собой процесс продолжения профессионально-личностного самоопределения, поиска собственных идей профессионально-педагогической деятельности, формирования их педагогической позиции.

Список библиографических ссылок

1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. С. 35—40.

2. Годник С. М. Содержание понятия «субъект» в философском и педагогическом значениях. Воронеж: ВГУ, 1998. С. 83—86.

3. Безрукова В. С. Основы духовной культуры: энцикл. словарь педагога. Екатеринбург, 2000. С. 51.

4. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

5. Рогалева Г. И. Подготовка преподавателей университета к организации воспитательной деятельности студентов // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 1083—1086.

6. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 53—57; Бондаревская Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. М.; Ростов н/Д: Учитель, 1999. С. 260—281.

7. Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива. М.: Педагогика, 1978. С. 44—50.

8. Казакова С. Е., Беева Т. А. Проблемы формирования нравственных основ личности у курсантов и слушателей вузов МВД России // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2009. № 2 (9). С. 170—174.

9. Дронова О. Б. Формирование способности проведения научных исследований как необходимое условие подготовки экспертов-криминалистов // Судебная экспертиза. 2014. № 1 (37). С. 92—101.

© Батурина Н. И., Медведев И. М., 2016

***

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.