Научная статья на тему 'Понятие воспитательной работы в деятельности органов внутренних дел'

Понятие воспитательной работы в деятельности органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1926
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ / КУЛЬТУРА СОТРУДНИКОВ / РУКОВОДИТЕЛЬ ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / EDUCATIONAL WORK / THE EFFECTIVENESS OF COLLECTIVE WORK / THE CULTURE OF EMPLOYEES / THE HEAD OF THE BODY OF INTERNAL AFFAIRS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кравцов Сергей Сергеевич

В статье затрагивается тема воспитательной работы в деятельности сотрудников внутренних дел, значимости формирования и совершенствования личностных качеств сотрудника полиции, формы участия руководителя в воспитании подчиненных. Автором поднимается вопрос роли руководителя в воспитании личного состава, а также проблема ее повышения в межличностных отношениях, кроме того, предлагаются возможные варианты разрешения данной проблемы, результаты которых могут в дальнейшем положительно отразиться на повышении уровня профессиональной деятельности, законности и служебной дисциплины.The scientific article deals with the topic of educational work in the activities of internal affairs officers, the importance of forming and improving the personal qualities of a police officer, the form of participation of the head in educating subordinates. The author raises the question of the role of the manager in educating personnel, as well as the problem of its increase in interpersonal relations, also suggests possible solutions to this problem, the results of which may later have a positive effect on increasing the level of professional activity, law and official discipline.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие воспитательной работы в деятельности органов внутренних дел»

УДК 37.013.42

DOI: 10.23683/2313-6138-2020-7-1-7

Кравцов Сергей Сергеевич,

кандидат экономических наук, подполковник полиции, старший преподаватель кафедры уголовного процесса ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, 344015, г. Ростов-на-Дону, ул. Маршала Еременко, д. 83

Kravtsov, Sergey S.,

Police Lieutenant Colonel,

PhD in Economy,

Senior Lecturer of the Department

of Criminal Process, Rostov Legal Institute

of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

83 Marshal Eremenko St., Rostov-on-Don,

344015, Russian Federation

ПОНЯТИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

CONCEPT OF EDUCATIONAL WORK IN THE ACTIVITY OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

АННОТАЦИЯ. В статье затрагивается тема воспитательной работы в деятельности сотрудников внутренних дел, значимости формирования и совершенствования личностных качеств сотрудника полиции, формы участия руководителя в воспитании подчиненных. Автором поднимается вопрос роли руководителя в воспитании личного состава, а также проблема ее повышения в межличностных отношениях, кроме того, предлагаются возможные варианты разрешения данной проблемы, результаты которых могут в дальнейшем положительно отразиться на повышении уровня профессиональной деятельности, законности и служебной дисциплины.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: воспитательная работа; эффективность коллективной работы; культура сотрудников; руководитель органа внутренних дел.

ABSTRACT. The scientific article deals with the topic of educational work in the activities of internal affairs officers, the importance of forming and improving the personal qualities of a police officer, the form of participation of the head in educating subordinates. The author raises the question of the role of the manager in educating personnel, as well as the problem of its increase in interpersonal relations, also suggests possible solutions to this problem, the results of which may later have a positive effect on increasing the level of professional activity, law and official discipline.

KEYWORDS: educational work; the effectiveness of collective work; the culture of employees; the head of the body of internal affairs.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ: Кравцов С.С. Понятие воспитательной работы в деятельности органов внутренних дел // Вестник Юридического факультета Южного федерального университета. 2020. Т. 7. № 1. С. 45-49. DOI: 10.23683/2313-6138-2020-7-1-7

FOR CITATION:

Kravtsov, S.S. Concept of educational work in the activity of the internal affairs bodies. Bulletin of the Law Faculty, SFEDU. 2020. Vol. 7, No. 1. P. 45-49 (in Russian). DOI: 10.23683/2313-6138-2020-7-1-7

© С.С. Кравцов, 2020

Впервые вопросы использования знаний педагогики в решении правоохранительных задач возникли в Х1Х-ХХ вв. Интерес к этому возрастал, и в советский период о воспитательном обучении сотрудников милиции (на тот момент) говорилось довольно часто, поскольку это направление включалось в составляющую управления личным составом.

На сегодняшний день вопросам управления, и в частности воспитания сотрудников ОВД, уделяется много внимания, ведь именно от этого зависит дальнейший успех их профессиональной деятельности, поэтому необходимо осветить более подробно понятие деятельности, связанной с воспитанием сотрудников полиции.

Воспитательная работа в органах внутренних дел — это основополагающий и фундаментальный вид морально-психологического обеспечения, направленный на формирование у сотрудников совокупности взаимосвязанных профессиональных, моральных, нравственных качеств, необходимых им для успешного выполнения своих служебных обязанностей [3, с. 227].

Значимость воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел, а также постоянное ее усовершенствование связаны с рядом факторов:

1. Все большее отражение на качестве выполнения сотрудниками своих служебных обязанностей находит нарушение их служебной дисциплины и законности, что в свою очередь приводит к снижению уровня моральной и психологической атмосферы в коллективе. За последние 7 лет количество сотрудников, привлеченных к ответственности за нарушение закона, возросло почти в два раза. Наиболее часто встречающимися нарушениями являются: совершение сотрудниками преступлений коррупционной направленности, злоупотребление служебным положением, явка на службу в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.

2. Уровень профессионализма и культуры сотрудников достигает минимального размера. Ряд сотрудников не знает элементарных норм поведения, правил общения с гражданами. Отсюда постоянно возрастающее число жалоб и заявлений граждан на грубость, хамство и унижение людей, обратившихся к сотрудникам органов внутренних дел за помощью.

3. Падение уважения к службе в органах внутренних дел, а также утрата престижа службы,

доверия населения к их работе. По данным проведенных исследований, более 40 % населения поставили неудовлетворительную оценку качеству работы органов внутренних дел. Более 30 % населения считают, что сотрудники полиции вообще не способны обеспечить личную безопасность граждан.

4. Снижение эффективности информационного и психолого-педагогического обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников. С сотрудниками органов внутренних дел практически не проводится воспитательная работа, что приводит к неумению сотрудников преодолевать трудности в их повседневной жизни, неподготовленности к действиям в экстремальных ситуациях, гибели и ранениям сотрудников полиции.

Целью любой деятельности является будущее, то есть состояние объекта воздействия спустя какое-либо ожидаемое время.

Целью воспитательной работы в органах внутренних дел является формирование и совершенствование личностных качеств сотрудника полиции, прежде всего как гражданина, любящего свое Отечество, как профессионала, индивида и личности, обладающей высоконравственными и моральными качествами, обусловленными особенностями их службы [1, с. 67].

Данной цели возможно достигнуть лишь посредством решения определенных задач, среди них следующие:

1) формирование у сотрудников органов внутренних дел чувства патриотизма к своему Отечеству, верности принятой ими Присяге;

2) улучшение уровня соблюдения законности и служебной дисциплины;

3) обеспечение индивидуального подхода к каждому сотруднику органов внутренних дел;

4) воспитание уважения к истории, языку, традициям не только людей своей страны, но и ко всем народам мира;

5) формирование благоприятного климата в коллективах органов внутренних дел;

6) воспитание у сотрудников профессиональных качеств, необходимых для выполнения ими своих служебных обязанностей;

7) воспитание у сотрудников органов внутренних дел осознания важности их профессии, понятия служебного долга;

8) постоянная психологическая работа с личным составом, направленная на достиже-

S.S. KRAVTSOV. BULLETIN OF THE LAW FACULTY, SFEDU. 2020. Vol. 7, No. 1. P. 45-49

47

ние их психологической устойчивости в экстремальных ситуациях.

Содержание и направление воспитательной работы в каждом подразделении органов внутренних дел определяются их непосредственными руководителями, воспитательным и кадровым аппаратом в зависимости от сложившейся в данный момент обстановки.

На деятельность сотрудников органов внутренних дел могут оказывать воспитательное воздействие разнообразные социальные институты, которые в свою очередь принято разделять на две группы:

1. Факторы внешнего воздействия.

2. Факторы внутреннего воздействия.

К факторам внешнего воздействия относятся:

1) общество;

2) органы государственной власти и органы местного самоуправления;

3) различные учреждения и организации, независимо от их формы;

4) общественные организации;

5) религиозные объединения;

6) СМИ;

7) семья и близкие люди сотрудников.

К факторам внутреннего воздействия относят:

1) непосредственных руководителей воспитательной работы, которыми, в свою очередь, являются: начальники органов внутренних дел, их заместители по работе с личным составом, руководители входящих в ОВД подразделений;

2) самих воспитателей: непосредственных начальников подчиненных;

3) помощников, которыми могут быть представители различных общественных организаций, члены общественного актива и т.д.

Непосредственным объектом воспитательной работы являются: прежде всего, личность какого-либо индивидуального сотрудника, отдельные категории сотрудников, а также полностью коллектив органов внутренних дел.

Таким образом, каждый руководитель, осуществляя в своем подразделении руководство личным составом, должен большое внимание уделять организации воспитательных мероприятий сотрудников.

Говоря непосредственно об уровне воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел, он будет целиком и полностью зависеть от начальствующего состава, возглавляющего того или иное подразделение.

Руководитель органов внутренних дел должен наладить работу со своим личным составом, создать благоприятную и дружескую обстановку, предпринять все меры для улучшения морально-нравственных качеств своих подчиненных.

Социологические опросы, проводимые среди руководящего состава сотрудников органов внутренних дел, показали, что хороший и опытный руководитель 70 % своего личного времени уделяет работе с людьми, но в свою очередь, большинство подчиненных сотрудников отметили, что только один из шести руководителей обладает высокими профессиональными и нравственными качествами.

Методами воспитательного воздействия руководителя на коллектив являются:

1. Словесный метод, т.е. умение аргументированно и убедительно довести до сотрудников какую-либо информацию, обозначить стоящую перед ними задачу.

2. Умение сочетать высказанную информацию с обстановкой, сложившейся на практике (на деле).

3. Метод личного примера. Руководитель должен сам соответствовать всем требованиям, которые он предъявляет к своему личному составу. Он должен быть грамотным, законопослушным, дисциплинированным и т.д.

К личности руководителя органов внутренних дел предъявляются следующие требования:

а) наличие определенных знаний в области психологии, педагогики, социологии, необходимых ему для построения эффективной коллективной работы всего личного состава;

б) умение на практике организовать воспитательный процесс в своем подразделении;

в) высокий уровень нравственной культуры, а также обладание положительными качествами личности;

г) умение анализировать и делать на основе этого правильные выводы об межличностных отношениях, сложившихся в коллективе его подчиненных.

Ответственность за состояние работы с кадрами, соблюдение дисциплины и законности личным составом органа внутренних дел возложена на его руководителя. Он обязан организовывать и проводить работу с личным составом, а также непосредственно участвовать в их профессиональном воспитании.

Главная роль в проведении воспитательной работы с личным составом принадлежит первому руководителю органа внутренних дел, то есть начальнику ОВД. Он, в свою очередь, уже через своих заместителей будет решать вопросы, связанные с воспитательным процессом в своем коллективе. В работе с личным составом он вправе взаимодействовать с общественными объединениями сотрудников, имеющимися в органе внутренних дел.

Форма участия руководителя в воспитании подчиненных осуществляется по трем направлениям:

1) организация самой воспитательной работы и принятие в ней непосредственного участия;

2) обеспечение личной безопасности своих подчиненных сотрудников;

3) создание хороших взаимоотношений и благоприятной обстановки в коллективе.

Одним из главных направлений деятельности начальника органа внутренних дел, влияющих на уровень воспитательной работы, проводимой с коллективом, является проявление заботы о каждом подчиненном сотруднике. Конечно, в большей части это касается лиц, ставших инвалидами в связи с выполнением своего служебного долга, сотрудников, получивших ранения на службе, семей погибших при исполнении сотрудников [2, с. 72]. Тот руководитель, который не будет уделять должного внимания данному вопросу, подлежит ответственности согласно действующему федеральному законодательству.

Важным фактором, влияющим на успех деятельности сотрудников ОВД, являются условия труда. Начальник органа обязан принять все меры для их повышения, например: строительство необходимых зданий и помещений, в том числе спортивного зала, а также комнаты отдыха заступающего на службу наряда, хорошо оснащенных тиров, а также транспортных стоянок [4, с. 72]. Необходимо принятие мер для полного обеспечения сотрудников всеми социальными льготами, которыми они обеспечены в соответствии с законом. В состав этого направления также входит выполнение условий, необходимых для прохождения сотрудниками курсов повышения квалификации и учебы на заочных отделениях.

Морально-психологический климат в коллективе сотрудников органов внутренних дел

занимает одно из главных мест в процессе становления сотрудника-профессионала. Начальник органов внутренних дел осуществляет деятельность по поддержанию морально-психологического климата по следующим направлениям:

1. Поддержание правильных служебных отношений, при которых сохраняется три главных составляющих статуса сотрудника:

- гражданская составляющая (уважение прав и свобод сотрудника, регламентирующихся Конституцией Российской Федерации);

- служебная составляющая (соответствие занимаемой должности сотрудника его профессиональной квалификации);

- личностная составляющая (уважение сотрудника со стороны членов его служебного коллектива).

2. Создание позитивного и благоприятного настроения коллектива.

Индивидуальное настроение каждого сотрудника зависит от организации службы, доброжелательной атмосферы, справедливого отношения к нему со стороны руководителя, отсутствия грубости и хамства, а также разнообразных мер поощрения.

По данному направлению неоднократно проводились социологические исследования, которые показали, что на каждую минуту конфликта сотрудника с его руководителем приходится 25 минут переживаний у подчиненного, естественно, никакая работа не достигнет высокого уровня при таких условиях.

4. Соблюдение главных традиций членами коллектива, которые в свою очередь будут являться объединяющим фактором и средством обеспечения дружеских отношений среди сотрудников.

5. Постоянная похвала и стимулирование успешной деятельности личного состава.

6. Личный пример по соблюдению законности и служебной дисциплины. Именно будучи сам во всем хорошим примером, руководитель вправе предъявлять требования к подчиненным.

Чтобы успешно общаться с людьми, руководитель обязан проявлять элементарные чувства такта, уважения, знать особенности характера каждого сотрудника. Он должен быть справедливым, внимательным, а также сдержанным во всех отношениях.

S.S. KRAVTSOV. BULLETIN OF THE LAW FACULTY, SFEDU. 2020. Vol. 7, No. 1. P. 45-49

49

Очень важным направлением повышения эффективности служебной деятельности и укрепления дисциплины является обучение самих руководителей органов внутренних дел на личном примере.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, например, в большинстве субъектов Российской Федерации проводятся семинары среди руководящего состава органов внутренних дел, касающиеся вопроса улучшения морального и психологического климата в коллективе. Эти семинары проводятся по различным секциям, но главная цель любого проводимого семинара — обучение руководителей наиболее эффективным способам и приемам воспитания находящихся в их подчинении сотрудников. После того, как все необходимые семинары проведены, руководящий состав обучаемых сотрудников сдает зачет и нормативы по специальной физической подготовке.

Таким образом, все вышеперечисленные формы, способы и методы воспитательной работы способствуют повышению роли руководителя в воспитании личного состава, что в дальнейшем

будет положительно отражаться на повышении уровня профессиональной деятельности, законности и служебной дисциплины.

В завершение хочется добавить, что какая бы деятельность ни была, ее успех будет определяться людьми, ее выполняющими, их профессиональными возможностями, способностью тщательно выполнять возложенные на них обязанности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воробьев И.Ю. Педагогическая стратегия руководителя в процессе профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. М., 2013. № 1(25). С. 67.

2. Исхаков Э.Р., Багишаев З.А. Профессиональная педагогика: учебное пособие. Уфа: УЮИ МВД РФ, 2016. С. 72.

3. Михайлов В.И. Некоторые вопросы организации индивидуальной воспитательной работы в органах внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. М., 2014. № 9. С. 227.

4. Юридическая педагогика: учебник для вузов / под ред. В.Я. Кикотя и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2014. С. 72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.