Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ И ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОСУЖДЕННЫМИ, ИСПОВЕДУЮЩИМИ ИСЛАМ, КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ И ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОСУЖДЕННЫМИ, ИСПОВЕДУЮЩИМИ ИСЛАМ, КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
103
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ТЕРРОРИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Владимирова Ю.К.

Рассматриваются особенности воспитательной работы с осужденными, исповедующими ислам, основные направления профилактики терроризма и экстремизма среди осужденных исламского вероисповедания, а также проблемные вопросы профилактической работы по предотвращению терроризма и экстремизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Владимирова Ю.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL WORK WITH MUSLIM CONVICTED PERSONS AS A PRECAUTION TAKEN AGAINST TERRORISM IN CORRECTIONAL INSTITUTIONS

The article deals with educational work as a precaution taken against terrorism in correctional institutions, where Muslims retain in custody. Author formulates main aspects of terrorism’s prevention in prisons, and also reveals problems with preventive maintenance’s realization.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ И ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОСУЖДЕННЫМИ, ИСПОВЕДУЮЩИМИ ИСЛАМ, КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

УДК 343.8

DOI: https://doi.org/10.17308/vsu.proc.law.2022.1/3728

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ И ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОСУЖДЕННЫМИ, ИСПОВЕДУЮЩИМИ ИСЛАМ, КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Ю. К. Владимирова

Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 19 апреля 2021 г.

Аннотация: рассматриваются особенности воспитательной работы с осужденными, исповедующими ислам, основные направления профилактики терроризма и экстремизма среди осужденных исламского вероисповедания, а также проблемные вопросы профилактической работы по предотвращению терроризма и экстремизма.

Ключевые слова: осужденные, воспитательная работа, терроризм.

Abstract: the article deals with educational work as a precaution taken against terrorism in correctional institutions, where Muslims retain in custody. Author formulates main aspects of terrorism's prevention in prisons, and also reveals problems with preventive maintenance's realization. Key words: convicted person, educational work, terrorism.

С каждым годом в исправительных учреждениях растет число осужденных, исповедующих ислам. Как следствие, администрация исправительных учреждений (ИУ) обязана корректировать свой подход к воспитательной работе, проводимой с этой категорией лиц, и осужденными в целом. Традиции, национальные особенности являются теми факторами, которые необходимо учитывать воспитателям и психологам, стоит обращать внимание и на вероисповедание и религиозные особенности конфессий, к которым принадлежат осужденные.

При работе с разными этническими группами, особенно с религиозно настроенными осужденными, сотрудники ИУ должны минимизировать возможные конфликты, для чего им необходимо знать суть религиозных 231

верований, а также взаимодействовать с представителями тех или иных-

конфессий.

Современному воспитателю, работающему в УИС, недостаточно только знания инструкций, методических рекомендаций и приказов. Он должен ориентироваться как в вопросах религии и этносоциологии, так и других сферах человеческой жизни.

Осуществляя свои служебные обязанности в отрядах, где содержатся осужденные различных национальностей, сотруднику воспитательной службы необходимо самому исполнять требования УИК РФ, Правил внутреннего распорядка исправительного учреждения, а также требовать

© Владимирова Ю. К., 2022

соблюдать их от осужденных, не делая никаких отступлений, зависящих от национальной или религиозной принадлежности лица, отбывающего наказание, поскольку правила поведения едины для всех.

Однако воспитатель должен знать особенности вероисповедания осужденных, принадлежащих к разным конфессиям и уважать догмы этих религий, а также учитывать специфику проведения различных ритуалов и особенности религиозного поведения последователей разных вероисповеданий1.

Особенности осужденных, представляющих разные этнические группы, необходимо учитывать по возможности уже на стадии приема и распределения осужденных по отрядам, блокам, камерам2.

Пока осужденный находится в карантинном отделении, у сотрудников исправительного учреждения (ИУ) есть возможность изучить и оценить его способности к дальнейшей адаптации и общению с другими осужденными. Следует выяснить, как он настроен по отношению к лицам иной национальности, другого вероисповедания, принадлежит ли к какой-либо конфессии. Внимание и уважение к личности осужденного, а также к его религиозным и национальным особенностям может вызвать доверие к администрации ИУ уже на начальном этапе его нахождения в исправительном учреждении. Полученная информация в дальнейшем может продуктивно использоваться для решения различных вопросов, например о наиболее оптимальном варианте размещения осужденных.

При этом следует учитывать, что «значительная концентрация представителей одного или нескольких близкородственных малых этносов в одном месте, особенно отличающихся негативными чертами характера и высокой криминогенностью, нежелательна»3.

В связи с этим, сотрудникам учреждений УИС, в том числе сотрудни-,_ кам СИЗО (следственных изоляторов), стоит ознакомиться с особенностя-о1 ми различных конфессий, правил которых придерживаются осужденные, для возможности дальнейшего использования религиозного фактора в исправительно-воспитательном воздействии на лиц, заключенных под сч стражу и отбывающих лишение свободы.

Глубокое знание религиозных верований позволит не только свободно ориентироваться в их особенностях, используя это знание в работе со 232 спецконтингентом, но и выявлять неблаговидные поступки или противоправные намерения (действия) осужденных под ложным прикрытием

1 Румянцев Н. В. Противодействие деятельности экстремистских и террористических организаций в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Пенитенциарная наука. 2019. № 2 (20). С. 115.

2 См.: Там же.

3 Дитковский А. Ю. Сотрудничество с мусульманскими организациями по выработке тактики поведения с осужденными, исповедующими ислам, в исправительных учреждениях преимущественно православного вероисповедования // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Воспитательная, социальная и психологическая работа в уголовно-исполнительной системе». Рязань, 2017. Т. 4, ч. 2. С. 155.

порядка отправления религиозных обрядов4. Если, например, осужденные не встают и не представляются представителям администрации при обходе камер, ссылаясь на время очередного намаза (ежедневной пятиразовой молитвы мусульман), то неосведомленные сотрудники мо- ^ гут оказаться в неловком положении, не зная точного времени молитвы; ^ знание же периодичности и продолжительности намаза позволит установить взаимоприемлемое время обхода камер и исключить спекуляции а на незнании особенностей религиозного обряда, когда недобросовестные и верующие под предлогом его отправления выражают скрытое неуваже- | ние к Правилам внутреннего распорядка учреждения и представителям О его администрации5. о

Воспитателю не стоит вступать в религиозные диспуты с часто более

осведомленными в этих вопросах осужденными, тем более, читать им С

«проповеди» на религиозные темы или пытаться убедить в неправиль- Т

ности его верований, т. е. выходить за рамки своих служебных обязан- о

ностей. Необходимо лишь посеять сомнение в том, чему учили до осу- л

ждения, стимулировать желание разобраться в самом себе и мучающих а

вопросах, обеспечить возможность встречи с духовным наставником, по- * говорить с представителем соответствующей конфессии о проблемах, бес-

£1

покоящих осужденного. X В чем заключается задача сотрудников ИУ? В первую очередь, раз- § общить осужденных, принадлежащих к нетрадиционным течениям ре- о лигий. Далее необходимо поддерживать процесс появления традици- р онных религиозных общин, создание и контроль за которыми должны с осуществлять духовные наставники — представители конфессий, которые о заключают соглашения о сотрудничестве с УФСИН России. Т Важную роль в процессе исправления осужденных играют представи- ь тели общественных и религиозных объединений и организаций. Духов- § ное управление мусульман и Общественный совет при УФСИН России по Воронежской области принимают активное участие в воспитательной а работе и проведении профилактических мероприятий. о Данная деятельность организуется помощником начальника УФСИН . по работе с верующими осужденными и контролируется отделом воспитательной и социальной работы УФСИН. _

В исправительных учреждениях Воронежской области на нача- 233

ло 2021 г. содержалось свыше 300 осужденных, исповедующих ислам.-

Это составляет примерно 6 % от общего числа лиц, содержащихся в ИК, СИЗО. Причем данный показатель увеличивается ежегодно на 1,5—2,0 %. Как правило, это уроженцы северокавказских республик Российской Федерации, стран СНГ, а также некоторых стран дальнего зарубежья (Пакистан, Афганистан)6.

4 См.: Там же.

5 См.: Литвинов Н. Д., Суровцев И. С. безопасности России. Воронеж, 2011.

6 Материалы работы ОВСРО УФСИН 2018-2021 гг.

Экстремизм — угроза национальной России по Воронежской области за

Воспитательная и духовно-просветительская работа проводится дифференцированно, с учетом конфессиональных особенностей отдельных групп верующих (сунниты, шииты). Причем такой подход исключил конфликтные ситуации на межрелигиозной и межнациональной почве между указанными группами осужденных.

Данные виды воспитательной работы проводятся во всех без исключения исправительных учреждениях Воронежской области.

Действующее уголовно-исполнительное законодательство позволяет охватить воспитательной профилактической работой 100 % осужденных, исповедующих ислам (глава 15 УИК РФ). В связи с этим очень важным является организация взаимодействия воспитательного аппарата УИС и представителей общественных мусульманских организаций, зарегистрированных в установленном законом порядке в органах Минюста России в субъектах РФ.

По мнению сотрудников воспитательного и психологического аппарата УИС, осужденные, состоящие на профилактическом учете в отделе безопасности по признакам экстремизма и терроризма, авторитетом и уважением в среде осужденных (в локальных секторах, отрядах колонии) не пользуются и влиянием не обладают7.

Основными направлениями профилактики терроризма и экстремизма среди осужденных исламского вероисповедания являются:

— формирование библиотек разрешенной духовной литературы по тематике традиционного ислама;

— организация коллективных богослужений осужденных-мусульман с участием имамов и разъяснением на проповедях опасности радикального ислама;

— индивидуальная работа с осужденными-мусульманами, состоя-,_ щими на профилактическом учете в отделе безопасности колонии (как

склонные к проявлению экстремизма и исламского радикализма);

— исключение использования изданий, пропагандирующих межрели-гиозную и межнациональную рознь;

сч — привлечение близких родственников осужденных-мусульман к воспитательной работе;

— распространение среди осужденных, исповедующих ислам брошюр и буклетов, направленных против исламского радикализма.

Статистические данные воспитательной службы УФСИН России по Воронежской области за 2018-2020 гг. свидетельствуют о снижении количества случаев нарушений установленного порядка отбывания наказания со стороны осужденных-мусульман, что позволяет сделать выводы об эффективности проводимых профилактических мероприятий.

Среди проблемных и нерешенных в настоящее время вопросов профилактической работы по предотвращению терроризма и экстремизма необходимо выделить следующие:

7 См.: Осторожно! Псевдоисламский экстремизм / под ред. В. В. Валынкина, Э. Садыгова. Воронеж, 2017.

1) недостаточное информирование сотрудников УИС об обычаях и традициях ислама;

2) отсутствие условий для приготовления и употребления халяльной пищи в повседневном рационе осужденных-мусульман;

3) невозможность соблюдения мусульманских постов ввиду требований правил распорядка дня в исправительном учреждении;

4) отсутствие молельных комнат для мусульман в небольших колониях и СИЗО; и

5) сложности проведения работы с пенитенциарным психологом из-за и плохого знания русского языка и перевода психологических терминов. о

со л

Q

го

Администрация исправительных учреждений Воронежской области .

констатирует, что привлечение к профилактической работе с осужден- в

ными, исповедующими ислам, в течение 2015—2021 гг. общественных П

религиозных организаций традиционного ислама стало способствовать Т

формированию законопослушного поведения данной категории лиц, е

отбывающих уголовные наказания в виде лишения свободы в исправи- ь

тельных учреждениях Воронежской области8. а

Таким образом, действующее уголовно-исполнительное законода- ^

тельство Российской Федерации позволяет администрации исправитель- д ных учреждений эффективно проводить воспитательные и профилактические мероприятия по предотвращению экстремизма и терроризма среди осужденных, исповедующих ислам.

CD

л

X

Библиографический список

Дитковский А. Ю. Сотрудничество с мусульманскими организациями по выработке тактики поведения с осужденными, исповедующими ислам, в исправительных учреждениях преимущественно православного вероиспо-ведования // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Воспитательная, q социальная и психологическая работа в уголовно-исполнительной системе». р Рязань, 2017. Т. 4, ч. 2. С. 154-160. б

Литвинов Н. Д., Суровцев И. С. Экстремизм — угроза национальной без- ° опасности России. Воронеж, 2011. 607 с. .

Осторожно! Псевдоисламский экстремизм / под ред. В. В. Валынкина, Э. Садыгова. Воронеж, 2017. 53 с. _

Румянцев Н. В. Противодействие деятельности экстремистских и терро- 235

ристических организаций в учреждениях уголовно-исполнительной системы-

// Пенитенциарная наука. 2019. № 2 (20). С. 111—116.

References

Ditkovskij A. Yu. Cooperation with Muslim organizations in the development of tactical appeals professing Islam in correctional facilities exclusively of the Orthodox faith // Proceedings of the international scientific-practical conference "Educational, social and psychological work in a penitentiary organization". Ryazan, 2017. Vol. 4, p. 2. P. 154—160.

8 Материалы работы ОВСРО УФСИН России по Воронежской области за 2018—2021 гг.

Litvinov N. D, Surovcev I. S. Ultraism menace to the Homeland Security. Voronezh, 2011. 607 p.

Danger! Mock-Muslim ultraism / V. V. Valynkyn, E. Sadygov. Voronezh, 2017. 53 p.

Rumyancev N. V. Countering the activities of extremist and terrorist organizations in the institutions of the penitentiary system // Penitentiary science. 2019. № 2 (20). P. 111-116.

Для цитирования:

Владимирова Ю. В. Воспитательная и духовно-просветительная работа с осужденными, исповедующими ислам, как средство профилактики и предупреждения экстремизма и терроризма в исправительных учреждениях // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2022. № 1 (48). С. 231-236. DOI: https:// doi.org/10.17308/vsu.proc.law.2022.1/3728

Recommended citation:

Vladimirova Yu. K. Educational work with muslim convicted persons as a precaution taken against terrorism in correctional institutions // Proceedings of Voronezh State University. Series: Law. 2022. № 1 (48). Р. 231-236. DOI: https://doi.org/10.17308/vsu.proc. law.2022.1/3728

Воронежский государственный университет

Владимирова Ю. К., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права

E-mail: rusgirl-s15@yandex.ru

Voronezh State University Vladimirova Yu. K., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Criminal Law Department

E-mail: rusgirl-s15@yandex.ru

236

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.