10. Безрогов В. Г. Образование и общество. Научный, информационно-аналитический журнал. [Электронный ресурс]: Режим доступа — www. education. rekom. ru/5_2009/104. html
11. Там же.
12. Там же.
13. Там же.
14. МЕТА [от греч. meta — вслед, за, после, через] Первая часть сложных слов. 1. Обозначает уровень описания какого-нибудь объекта или системы (как правило, также описания), высшего по отношению к предыдущему описанию; «описание описания». Металингвистика, металогика, метаматематика, метаобозначение, метаописание, метапеременная, метасимвол, метатекст, метатеория, метаязык. 2. Обозначает выход за пределы чего-либо. Метагалактика, ме-тагалактический, метафизика (2 зн.). [Электронный ресурс]: Режим доступа — www. gramota. т>Справка>Справочное бюро>...page=3733
15. Стёпин В. С. Эпоха перемен и сценарии будущего. М., 1996. С. 12.
Р. У. Богданова,
профессор кафедры педагогики
«ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С МОЛОДЕЖЬЮ» — МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ МАГИСТРАТУРА
Одна из ключевых задач государственной молодежной политики Российской Федерации — развитие кадрового потенциала работы с молодежью. Кадровый состав этой сферы формируется за счет работников органов по делам молодежи; работников органов местного самоуправления; сотрудников учреждений и организаций, работающих с молодежью; работников учреждений негосударственного сектора, оказывающих социальные услуги молодежи; активистов молодежных общественных объединений; преподавателей и консультантов образовательных учреждений, реализующих программы среднего, высшего и дополнительного профессионального образования в сфере государственной молодежной политики.
В настоящее время кадры для работы с молодежью готовят в более чем в 100 образовательных учреждениях (прежде всего, это вузы, реализующие Государственный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Организация работы с молодежью»). Объектом их деятельности являются: государственные и муниципальные служащие; сотрудники учреждений и организаций, социальных
служб для молодежи; работники учреждений негосударственного сектора; активисты молодежных общественных объединений. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации ведется в рамках целого ряда специальностей и направлений подготовки («Менеджмент», «Социаль-
ная работа», «Государственное и муниципальное управление», «Юриспруденция», «Управление и экономика на предприятиях», «Управление персоналом»). Однако учебные планы этих специальностей, как правило, не предусматривают специализаций по проблемам молодежи и реализации государственной молодежной политики, воспитательной деятельности с молодыми людьми.
Это приводит к несоответствию профессиональных компетенций специалистов по работе с молодежью объему и характеру решаемых ими задач, масштабам и темпам социальных перемен. Следует подчеркнуть, что особенно «западает» психологопедагогическая подготовка данных кадров. Это затрудняет решение таких проблем, которые названы в различных документах, как: несоответствие жизненных установок, ценностей и моделей поведения молодых лю-
дей потребностям страны; социальная изолированность молодых людей; отсутствие необходимого набора возможностей для реабилитации и адаптации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации; слабая вовлеченность молодежи в общественнополитическую жизнь общества; неразвитость системы выявления и продвижения инициативной и талантливой молодежи; слабая общегражданская идентичность; отсутствие знаний о других народах, культурах и религиях, наличие негативных этнических и религиозных стереотипов и др.
Откликаясь на вызовы времени, в 2009 г., в Год молодежи, в Герценовском университете на кафедре педагогики психологопедагогического факультета была открыта первая в стране магистерская программа «Воспитательная деятельность с молодежью». Она принципиально отличается от имеющихся программ подготовки к работе с молодежью.
Прежде всего, она открыта в направлении педагогика. Именно педагогическая составляющая является системообразующей и определяющей подготовку будущих магистров.
Программа является междисциплинарной. Ее реализуют кафедры 8 факультетов. управления, социальных наук, философии человека, географии, филологического, юридического, экономики, психолого-
педагогического.
Программа имеет свои специфические цели и задачи. Она нацелена на подготовку магистра-исследователя, обладающего готовностью к исследованию проблем воспитательной деятельности с молодежью, способного решать задачи научнометодического обеспечения и сопровождения воспитательной деятельности с молодежью, к решению практических задач специалиста по организации воспитательной работы с молодежью, к реализации государственной молодежной политики РФ в определенном пространстве (район, город, регион).
Общая стратегия подготовки магистра педагогики (магистерская программа
«Воспитательная деятельность с молодежью») предполагает, что его образование строится на гуманистических ценностях, отличается фундаментальностью, широтой теоретической подготовки, готовностью продолжить образование в аспирантуре; вместе с тем практикоориентиро-ванностью, высокой степенью адаптивных способностей к изменению вида профессиональной деятельности.
Источник содержания магистерской программы — жизнь молодежи, проблемы в ее среде, стратегия государственной молодежной политики, федеральные и региональные программы и проекты работы с молодыми людьми.
Учебный план построен по модульному принципу. Совокупность учебных программ рассчитана на то, чтобы магистрант в результате их освоения мог воспринимать педагогическую реальность воспитательной деятельности с молодежью системно и целостно и мог решать разные профессиональные задачи специалиста по воспитательной деятельности с молодежью в соответствии с государственной молодежной политикой РФ.
Среди них, такие как: организация работы с молодыми людьми в молодежных сообществах по месту жительства, учебы, работы, отдыха, временного пребывания молодежи; осуществление взаимодействия и сотрудничества с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи; организация помощи молодым людям, испытывающим трудности в процессе интеграции в общество; организация информационного обеспечения молодежи и организация научных исследований проблем молодежи и молодежной политики, взаимодействие с молодежными СМИ; содействие занятости, трудоустройству, предпринимательству молодежи; содействие в развитии международного молодежного сотрудничества; участие в
гражданско-патриотическом воспитании молодежи; содействие деятельности спортивно-оздоровительных организаций молодежи; организация управления и поддержки молодежных проектов и программ; поддержка актуальных и востребованных инициатив в молодежной среде.
Магистранты изучают теорию и практику воспитания молодежи, социальнопсихологическое обеспечение воспитания молодежи, правовые, этические и экономические аспекты воспитательной деятельности с молодежью, стратегии молодежной политики у нас в стране и за рубежом, менеджмент в молодежной среде, мастерство публичного выступления в молодежной среде, проблемы воспитания молодежи в условиях рыночной экономики, вопросы профессиональной коммуникации в международном взаимодействии, технологии обучения молодежи.
Особое внимание уделяется технологиям воспитания. Они связаны с основными направлениями деятельности молодежи, предложенными Росмолодежью. Среди них такие технологии, как: организация студенческих сообществ, проектного менеджмента в молодежных организациях, организация (быта, досуга) свободного времени молодежи, организация образовательного туризма молодежи, включения молодежи в общественно-политическую жизнь общества, развития экономической активности молодежи, комплексной поддержки молодой семьи, организация волонтерской деятельности молодежи, развития научного потенциала молодежи, информирования молодежи и организация студенческих СМИ.
В программе выделены региональные модули. В частности, изучаются вопросы воспитания молодежи в Санкт-Петербурге и воспитательный потенциал культуры нашего города. Предметом специального рассмотрения являются исследования современных проблем воспитания молодежи и инновации в воспитании молодежи.
В программе реализуются идеи обучения в действии, проживания опыта будущей профессиональной деятельности. Обучение, кроме аудиторных занятий, предполагает участие в реализации проекта Росмолодежи «Россия—2020»; посещение различных учреждений, работающих с молодежью; выполнение исследовательских проектов по заказу социальных партнеров и потенциальных работодателей; участие в выполнении исследовательских проектов вместе с учеными — преподавателями РГПУ им. А. И. Герцена в соответствии с ведущими направлениями кафедр; экспериментальную работу по проблемам государственной молодежной политики РФ (район, город, регион); самостоятельную работу для успешного освоения магистерской программы.
Приведем примеры проектов и дел магистрантов: участие во встрече с ректором РГПУ им. А. И. Герцена, на которой обсуждались инициативы студентов университета; проведение командной игры для студентов из других городов России в рамках учебно-проектировочного семинара «Моя инициатива в образовании»; участие в проведении городского семинара по конкурсу социально значимых проектов «Моя инициатива в образовании»; участие во Всероссийской научно-практической конференции «Адаптационные возможности молодежи в современном российском обществе “Легко ли быть молодым?”», (Санкт-Петербургский государственный
университет технологии и дизайна при поддержке Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Правительства Санкт-Петербурга); участие во Всероссийском семинаре «Инновации в воспитании»; участие в качестве экспертов в работе Центра социальной активности студентов (экспертиза проектов конкурса «Моя инициатива в образовании»), разработка программы и проведение согласованных исследований состояния студенческого самоуправления в
Герценовском университете, студенческих сообщества в нем, проблем, волнующих молодых людей.
Научно-практическая и научно-
исследовательская практика магистрантов организуется на базе Комитета по молодежной политике и связям с общественными организациями Правительства Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского городского дворца молодежи, управления воспитательной деятельностью вузов Санкт-Петербурга, различных молодежных центров и молодежных организаций, на Всероссийском образовательном форуме на Селигере. Имеющиеся базы практики обеспечивают возможность прохождения практики всех магистрантов в соответствии с учебным планом, выполнения на базе этих организаций и учреждений магистерских диссертаций по проблемам воспитательной деятельности с молодежью.
В этом году была реализована новая форма проведения практики. Основная ее задача — овладение навыками исследовательской деятельности в процессе непосредственного взаимодействия с различными представителями молодежи. Магистранты работали на образовательном форуме «Селигер—2011». Прохождение практики включало три этапа.
Первый. Отборочный конкурс тренеров-инструкторов Всероссийского образовательного форума «Селигер—2011». Кон -курс состоял из нескольких блоков:
1. Отборочные испытания:
• тестирование;
• решение кейсов, профессиональных задач;
• написание эссе.
2. Оформление отчетных материалов, направление их в МГГУ им. М. А. Шолохова.
3. Заочная экспертиза материалов, составление списка кандидатов, рекомендованных МГГУ им. М. А. Шолохова в качестве тренеров-инструкторов на форуме «Селигер—2011».
Второй. Обучение и подготовка к работе на форуме «Селигер—2011». Была использована модель полного погружения:
• участие инструкторов в тренингах на командообразование;
• обсуждение регламента проведения рефлексий (вечерних бесед по заданной тематике).
Третий. Работа на форуме «Селигер— 2011» в качестве тренера-инструктора. Функциональные обязанности тренера-инструктора:
• проведение тренингов на командообразование;
• осуществление мониторинга учебной деятельности;
• наблюдение за динамикой становления коллектива.
Еще одной особенностью магистерской программы является выполнение магистратами междисциплинарных магистерских диссертаций, руководителями которых выступают преподаватели педагогики и смежных кафедр. Например, были выполнены исследования на такие темы, как: «Информационно-методическая поддержка волонтерской деятельности в воспитательной среде вуза» (совестно с кафедрой социальной педагогики), «Педагогическая
поддержка деятельности студенческого самоуправления в вузе» (совместно с кафедрой управления образованием), «Организация карьерного проектирования студентов в вузе» (совместно с кафедрой социологии), «Профилактика этнорелигиозного экстремизма в воспитательной среде вуза» (совместно с кафедрой религиоведения) и т. д.
Магистранты совместно с преподавателями Герценовского университета выполняют исследовательские проекты по заказу Комитета по молодежной политике и связям с общественными организациями Правительства Санкт-Петербурга, других социальных партнеров и потенциальных работодателей.
При реализации магистерской программы «Воспитательная деятельность с моло-
дежью» РГПУ им. А. И. Герцена сотрудничает с Федеральным агентством по делам молодежи, Федеральным координационным центром развития кадрового потенциала молодежной политики, действующим в Московском гуманитарном университете М. А. Шолохова, региональными центрами работы с молодежью.
Выпускники, окончившие РГПУ им. А. И. Герцена по этой магистерской программе, подготовлены к работе в орга-
низациях и учреждениях государственного уровня, органах местного самоуправления, некоммерческих организациях, в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, молодежных информационных и консультационных центрах, дворцах и домах молодежи, молодежных объединениях, молодежных лагерях, спортивных и культурных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.
В. С. Пусвацет,
доцент кафедры педагогики
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ МОДУЛИ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ:
ОПЫТ ГЕРМАНИИ
Новая парадигма фундаментализации педагогического образования ориентирована на формирование системных, синтетических, интегративных профессиональных знаний. Одним из путей осуществления интеграции профессиональных знаний в подготовке будущих учителей является выделение в содержании образования междисциплинарных модулей. В настоящее время отечественная высшая школа имеет небольшой опыт подготовки будущих учителей через междисциплинарные модули и в этой связи становится актуальным обращение к опыту других стран, которые имеют богатый опыт в этом направлении.
В данной статье представлен опыт организации междисциплинарных модулей в подготовке учителей Германии.
В Германии для всех учительских должностей университетская подготовка состоит из трех частей, каждая из которых имеет свои цели, принципы организации.
Первая часть — специальная — включает в себя изучение 2—3 учебных предметов, которые будут преподаваться в школе (специальности/группы предметов), и дидактику.
Вторая часть — педагогическая — предполагает обязательное изучение педагогических, психологических дисциплин и выборочное изучение одной из областей (на-
пример, философия, наука об обществе / политика, теология).
Третья часть — сопровождающее обучение — это школьные практики, которые отличаются от двухлетней педагогической практики — рефендариата.
Особое внимание в образовании учителя Германии уделяется воспитательнонаучному компоненту (педагогическому), включающему такие дисциплины, как: педагогика, психология, социальные науки. На изучение педагогики и близких к ней наук в программах для всех учительских должностей отводится 25% всего учебного времени и осуществляется оно на основе междисциплинарной модели.
Согласно программным документам университетов, научно-воспитательное образование для всех должностей учителя осуществляется в тесном взаимодействии со специальным и дидактическим образованием.
Междисциплинарный подход заложен в целях и задачах научно-воспитательного образования, которое дает возможность будущим учителям совершенствоваться как личностям, которым необходимо:
• учитывать в каждом ребенке его неповторимость и содействовать развитию его способностей;