Научная статья на тему 'Интегративный подход в процессе профессиональной подготовки магистров к работе с молодежью'

Интегративный подход в процессе профессиональной подготовки магистров к работе с молодежью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ РАБОТА / СФЕРА МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА / MASTER''S DEGREE PROGRAM / YOUTH WORK / YOUTH POLICY SPHERE / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорочинская Елена Николаевна, Чальцева Ирина Семеновна

В статье обоснована и раскрыта интегративная модель подготовки магистров в рамках программы «Педагогика и психология работы с молодежью».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrative approach in the process of professional preparation Masters to work with youth

The integrative model of training Masterswithin the bounds of the program «Pedagogy and psychology of work with youth» (training direction 050400: Psychological and pedagogic education» is justified and disclosed in the article.

Текст научной работы на тему «Интегративный подход в процессе профессиональной подготовки магистров к работе с молодежью»

ЮВЕНОЛОГИЯ

УДК 159.9:316.6

Сорочинская Елена Николаевна

доктор педагогических наук, профессор

Мальцева Ирина Семеновна

кандидат педагогических наук Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону sorochinskayaen@mail.ru, chaltsev@inbox.ru

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ К РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ

В статье обоснована и раскрыта интегративная модель подготовки магистров в рамках программы «Педагогика и психология работы с молодежью».

Ключевые слова: молодежная работа, сфера молодежной политики, подготовка кадров, магистерская программа.

Молодежная политика исходит из того, что молодежь имеет мощный иннова-. ционный потенциал. Подтверждением этого является принятие ряда основополагающих документов: Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, Концепции развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации и т.д.

В качестве приоритетных направлений молодежной политики в РФ названы социальное самоопределение молодежи; обеспечение стабильности в обществе; соблюдение прав личности и обеспечение человеческого достоинства; социальное участие и демократическое гражданство; повышение роли молодежи как субъекта молодежной политики. В документах ярко прослеживается идея повышения эффективности социально-педагогической, воспитательной работы с молодежью.

В Концепции развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации в качестве важнейшего условия реализации Стратегии государственной молодежной политики и государственных программ определяется «образовательный потенциал специалиста, занятого в сфере воспитательной работы и молодежной политики, уровень его управленческой, психологической, педагогической и проектной компетенции, личностные качества и ценностные основания» [1].

Термин «молодежная работа» используется в большинстве развитых стран мира. Для России молодежная работа - понятие сравнительно новое. Ее внутренние законы, система построения, механизмы развития, методы оценки эффективности не являются устоявшимися и не имеют единых общепризнанных стандартов, правил и традиций.

За последние 20 лет в России наблюдается активный рост научных исследований в области социальных проблем молодежи. Так, И.М. Ильинский обосновал гуманистическую концепцию, стержнем которой является идея субъектности молодежи. А.И. Ковалева разработала концепцию социа-

лизационной нормы, которую автор определяет как результат успешной социализации, как эталон со-циализированности человека с учетом его возрастных и индивидуально-психологических характеристик, как совокупность правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к поколению.

В монографии В.А. Лукова «Теории молодежи» выдвигается концепция молодежи, основанная на трактовке ориентационных комплексов (тезаурусов). Исходя из мировых тенденций развития гуманитарного знания, автор рассматривает молодежь как социальную реальность, подчеркивает несовпадение воспитания и социальной среды, поиска новых смыслов воспитательной деятельности в обществе глобализации, переструктурирова-ния условий среды [2].

Исследование существующей практики подготовки работников сферы государственной молодежной политики позволило нам сделать вывод о преобладании ориентации на подготовку управленца, менеджера молодежной сферы.

Между тем в современном научном знании накоплен значительный опыт, создающий базу для эффективной организации подготовки молодежных работников к осуществлению социально-воспитательной, ювенально-педагогической деятельности.

Так, ценностные основания воспитания подростков и молодежи рассматривались в работах Н.М. Борытко, И.А. Соловцовой и т.д.; методологические основы юногогики обозначены М.И.Рож-ковым, обоснование междисциплинарного подхода в изучении проблем молодежи предпринято Е.Н. Сорочинской; проблемы формирования компетентности молодежи изучаются В.М. Басовой, М.Е. Кульпединовой, О.Д. Чугуновой, разработке ювенальных техногологий посвящены работы Л.В. Байбородовой; вопросы развития, научно-методического обеспечения социально-педагогической поддержки волонтерского движения, социального служения молодежи отражены в работах

С.Н.Возжаева, Е.И. Возжаевой, Е.М. Карповой,

О.В.Решетникова, Е.М. Харламовой и т.д.; сущность, особенности организации работы с уязвимыми категориями молодежи рассмотрены

Н.Ф. Басовым, Т.Н., Гущиной, А.В. Зауторовой и т.д.; социально-педагогическая работа с неформальными молодежными группами и объединениями изучалась Л.С. Ватовой, С.В. Косарецкой, А.А. Люкмановым, Н.Ю. Синягиной Е.В. Яковлевой; особенности социально-педагогической работы с молодой семьей изучались Ю.В. Румянцевым, И.Ю.Тархановой и др.

Профессорско-преподавательский состав кафедры социальной педагогики и молодежной политики Южного федерального университета в 2011 году разработал и внедрил авторскую магистерскую программу «Педагогика и психология работы с молодежью» по направлению 05.04.00 «Психологопедагогическое образование». Программа предполагает углубленную психолого-педагогическую подготовку магистров к работе в молодежной среде на основе интеграции знаний ювенологии, ювенальной педагогики, психологии юности и молодости.

Междисциплинарный подход позволяет обеспечить формирование у магистров целостного знания о молодежи, способности и готовности к организации и проведению научных исследований в молодежной среде, научно-методическому обеспечению работы с молодежью, организационно-управленческой деятельности, внедрению современных методик и технологий социально-педагогической и психолого-педагогической работы с различными категориями молодежи.

Магистерская программа «Педагогика и психология работы с молодежью» направлена на подготовку магистров, способных решать следующие задачи:

- осуществлять комплексную диагностику и оценку проблем и затруднений молодежи, социально-педагогических факторов среды, вариативно влияющих на процесс социализации и социального воспитания молодого поколения;

- прогнозировать и проектировать социальнопедагогические модели преодоления влияния негативных факторов среды на личность, осуществлять экспертизу внедрения социально-педагогических проектов в молодежной среде;

- разрабатывать научно обоснованные предложения по совершенствованию процесса социально-педагогической защиты, помощи и поддержки личности в экстремальных ситуациях, разработки индивидуальных жизненных стратегий молодежи;

- внедрять современные технологии работы с молодежью на основе теоретических и практических знаний в области ювенологии, свободного владения специальными предметными знаниями, умениями применять их в профессиональной деятельности, обладающего высоким уровнем общей культуры;

- осуществлять организацию, научно-методического обеспечение и психолого-педагогическое сопровождение процесса социального воспитания молодежи, построения и развития воспитательного пространства региона.

Наряду с общекультурными и профессиональными компетенциями, предусмотренными ГОС ВПО по направлению 05.04.00 Психолого-педаго-гическое образование, в результате обучения у магистров формируются специальные компетенции, необходимые для психолого-педагогического сопровождения социального становления и развития молодежи:

- готовность к оценке социальной действительности на основе интериоризированных общечеловеческих нравственных ценностей, активная гражданская позиция;

- способность применять различные стратегии и методы организации и осуществления эффективного общения, приемы перцепции и аттракции, письменной и устной коммуникации (в т.ч. на иностранном языке), навыки эффективного взаимодействия с отдельными категориями молодежи и молодежными сообществами, органами власти и управления, с государственными и неправительственными организациями и учреждениями;

- владение комплексным инструментарием исследования, диагностики и мониторинга оценки положения молодых людей в обществе, навыками организации научных исследований проблем молодежи и молодежной политики, прогнозирования и исключения возможных рисков негативного влияния процесса и результатов исследования на клиента;

- способность к применению технологий моделирования, проектирования социально-педагогических процессов в молодежной среде с учетом специфики региона, сообщества, субъектов взаимодействия, внедрению и эффективному управлению молодежными проектами, объективной оценке результатов проектировочной деятельности, ее влияния на молодежное сообщество;

- владение системой знаний в области ювено-логии, ювенальной педагогики; владение методами и технологиями социально-педагогической работы с молодежью, направленными на формирование социальной компетентности молодого человека, содействие в преодолении трудностей интеграции в социум;

- понимание сущности международной и государственной политики в отношении молодежи, ювенального права, ювенальной криминологии, владение методиками и технологиями правозащитной деятельности, умение применять нормативноправовой инструментарий в процессе организации и осуществления работы с молодежью, молодежными сообществам; устойчиво позитивное отношение к правозащитной деятельности, представлению интересов молодежи;

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3

165

- владение технологиями профилактики конфликтов, организации бесконфликтного межнационального, межкультурного взаимодействия в молодежной среде, технологиями мультикультурного воспитания, сотрудничества с представителями разных культурных сред.

При разработке учебного плана в качестве основных концептуальных положений нами были определены междисциплинарный, культурологический и системно-деятельностный подходы, предполагающие интеграцию общекультурных, психо-лого-педагогических и социально-педагогических знаний, а также компетентностный подход, позволяющий сформировать у выпускников общекультурные и профессиональные компетенции, необходимые для работы в молодежной сфере. В качестве системообразующих принципов учебного плана использованы целостность и интегративность в построении всех циклов учебных дисциплин (общенаучного и профессионального), включая дисциплины базовой и вариативной части.

Междисциплинарный подход в профессиональной подготовке студентов по программе магистерской подготовки «Педагогика и психология работы с молодежью» рассматривался в качестве одного из основных подходов при разработке компетент-ностной модели выпускника, определении модулей учебного плана, выборе дисциплин общенаучного и профессионального циклов (вариативная часть), разработке содержания преподаваемых дисциплин.

Формирование тех или иных профессиональных компетенций студентов идет на основе взаимодействия и взаимопроникновения различных дисциплин. Так, например, специальная компетенция -«владение технологиями профилактики конфликтов, организации бесконфликтного межнационального, межкультурного взаимодействия в молодежной среде, технологиями мультикультурного воспитания, сотрудничества с представителями разных культурных сред» есть результат реализации следующих дисциплин: «Основы социально-педагогической компаративистики», «Психология зависимого и созависимого поведения в молодежной среде», «Межэтническое, межконфессиональное и меж-культурное взаимодействие», «Технологии модера-ции в молодежной среде», «Информационно-коммуникационное обеспечение работы с молодежью».

Кроме того, в учебный план включены дисциплины, имеющие интегративный характер: «Юве-нология», «Теория и практика ювенальной педагогики».

Междисциплинарный подход реализуется за счет тесной связи учебных дисциплин, когда учебный материал одной дисциплины является базовым для другой. Так, содержание курса «Теория и практика ювенальной педагогики» выступает в качестве теоретической основы для чтения курсов «Методики и технологии социально-педагогической ра-

боты с молодежью», «Практикум по решению профессиональных задач».

Опыт показал, что применение междисциплинарного подхода в профессиональной подготовке магистров к работе с молодежью способствует формированию у выпускников комплексного представления о молодежи в многообразии проявлений ее сознания и поведения, в сложных взаимоотношениях с миром, особенностях становления и взросления молодого поколения в современном мире, достижения молодыми людьми физической, психической, духовной, социально-психологический и социально-экономической зрелости и т.д.

Выпускник, получивший степень магистра по данному направлению, проходит углубленную теоретическую и практико-ориентированную подготовку в области ювенологии, психолого-педагогичес-кого сопровождения социального становления и развития молодежи; владеет навыками планирования и социально-педагогического проектирования в молодежной работе; экспертизы молодежных социально-педагогических программ и проектов, оценки результатов их внедрения; организации и проведения комплексных исследований в молодежной среде, а также к продолжению научного образования в аспирантуре.

Дисциплины, включенные в магистерскую программу и представленные в учебном плане, позволяют сформировать необходимую основу для реализации содержательного, программно-вариативного, проектировочного и прогностического уровня компетентности специалистов в соответствии с идеями личностно-ориентированного подхода, отбора технологий, необходимых и достаточных для решения проблем выбора индивидуальной траектории развития личности молодого человека, жизнеспособности, конкурентоспособности, гражданской активности, полноценной социализации и самоопределения молодежи в условиях современного российского общества.

Курсы, входящие в общенаучный цикл, направлены на повышение общей и методологической культуры магистрантов, расширение знаний в области современного состояния и перспектив развития государственной молодежной политики, понимания особенностей молодежного возраста, интегративного характера знаний о молодежи, развитие компетентности в области проектирования и экспертизы образовательных систем, информационно-коммуникационного обеспечения работы с молодежью.

В профессиональный цикл магистерской подготовки входят курсы, позволяющие осуществлять качественную профессиональную подготовку магистра в плане углубления теоретических знаний в области ювенальной педагогики, психологии молодости, социальной и социально-педагогической работы с молодежью в России и за рубежом; полу-

чить более углубленные профессиональные знания, умения и навыки в области методики и технологии социально-педагогической психолого-педагогичес-кой работы с различными категориями молодежи; сформировать необходимые для работы с молодежью профессиональные и социальные компетенции.

Содержание вариативной части обеспечивает подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной федеральным государственным образовательным стандартом, соответствуя специфике основных направлений научно-педагогической деятельности кафедры социальной педагогики и молодежной политики ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет».

При разработке идеи интеграции магистратуры и деятельности научно-образовательного центра, созданного при кафедре социальной педагогики и молодежной политики, мы опирались на идеи, изложенные в монографии А.Я.Данилюком.

Интеграция образования - это осуществление обучающимся под руководством педагога последовательного перевода сообщений с одного учебного языка на другой, в процессе которого происходит усвоение знаний, формирование понятий, рождение личностных и культурных смыслов. Мы полагаем, что обучение в магистратуре тогда становится успешным, когда обучающиеся имеют возможности для опредмечивания полученных знаний. умений, навыков, компетенций в реальной профессиональной деятельности, организуемой с учетом специфики подготовки. Поэтому существенную роль в реализации идеи опережения сыграло создание при кафедре новой структуры.

Научно-образовательный центр «Ювенальная педагогика и молодежная политика» - структурное подразделение научно-исследовательской части ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет». В работе Центра принимают участие специалисты в области государственной молодежной политики; сотрудники молодежных служб; исследователи проблем молодежи (в т.ч. магистранты, аспиранты, докторанты.); кураторы, зам. декана по социально-воспитательной работе; педагоги школы, дополнительного образования, завучи по воспитательной работе, классные руководители; студенты; волонтеры; старшеклассники; и т.д.

Цель создания Центра - развитие фундаментальных и прикладных исследований в области ювенальной педагогики и других направлений юве-нологии, обоснование и внедрение инновационной модели подготовки молодежного работника в условиях информационного общества.

Задачи деятельности Центра:

- проведение научных исследований в молодежной сфере, выявление тенденций, приоритетных направлений молодежной работы;

- создание условий для формирования и развития профессиональной компетентности специалистов в сфере молодежной политики, социально-педагогической работы с молодежью;

- обеспечение информационной поддержки молодежи, специалистов, работающих с молодежью;

- внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, научно-исследовательскую деятельность.

Данные научных исследований социально-педагогических проблем молодежи, проведенных магистрами совместно с сотрудниками НОЦ, обобщение опыта социально-педагогической деятельности в молодежной среде нашли свое отражение в обзоре моделей работы с молодежью в России и за рубежом, научно-практических конференциях «Социальное развитие молодежи: традиции и новые вызовы», «Детское движение как социокультурный и педагогический феномен», создании электронного журнала, проведении массового обследования выпускников общеобразовательных учреждений, разработке перспективных моделей и технологий социально-воспитательной работы с различными категориями молодежи, например, теоретическом обосновании и организации деятельности молодежного лагеря «Лиманчик» ЮФУ

Таким образом, интегративный подход позволяет определить перспективные решения проблем молодежи, подготовки специалистов нового типа к работе с молодежью в условиях изменяющегося российского общества.

Библиографический список

1. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. - М., 2007.

2. Концепция развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации. -М., 2008.

3. Луков В.А. Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. - М.: «Канон» РООИ «Реабилитация», 2012. - 528 с.

4. Сорочинская Е.Н., Чальцева И.С. Молодежь: словарь. - Ростов-на-Дону, 2005. - 98 с.

5. Сорочинская Е.Н. Междисциплинарные основания изучения проблем молодежи // Педагогическое обеспечение работы с молодежью: Материалы науч.-практ. конф. (5-6 мая 2008 г.). - Ярославль: Изд-во «Литера», 2008. - 289 с.

6. Чальцева И.С. Особенности профессиональной подготовки магистров для работы в сфере молодежной политики // Социально-педагогические проблемы детей и молодежи / под ред. Е.Н. Соро-чинской. - Ростов-на-Дону, 2012.

7. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. - Ростов-на-Дону: Рост. пед. ун-т, 2000. - 440 с.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

167

УДК 159.9:316.6

Парфенова Надежда Борисовна

кандидат психологических наук, доцент Псковский государственный университет nadezhdaparfenova@yandex.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ОЖИДАЕМОЙ УГРОЗЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ*

В работе представлено исследование феномена социально-психологической безопасности молодежи в условиях ожидаемой угрозы идеологических террористических проявлений. Раскрыты основные компоненты социально-психологической безопасности: информационно-когнитивный, эмоционально-оценочный, личностно-смысловой и поведенческий. Предложен сравнительный анализ отношения молодежи с различной степенью вероятного участия в борьбе с террористическими проявлениями к социальной реальности и к идеологическим террористическим угрозам.

Ключевые слова: системно-субъектный подход, социально-психологическая безопасность, компоненты социально-психологической безопасности, ожидаемая угроза идеологических террористических проявлений.

В современных условиях социально-политической жизни нашей страны, нестабильности в процессе осуществляемых реформ, которые в недостаточной степени обеспечивают как социально-государственную, так и личностную безопасность подрастающего поколения, особенное внимание должно быть направлено на профилактику и предупреждение эмоциональноличностных и поведенческих отклонений молодежи в условиях переживания ожидаемых социальных угроз, особенно идеологической угрозы со стороны оппозиционных политических организаций, пытающихся оказать влияние на молодежь как наиболее чувствительную к идеологическим провокациям, на неустойчивые убеждения молодежи, вызывая опрометчивые формы протестного поведения.

Достаточно серьезная проблема ожидания террористических угроз выступает и для молодежи призывного возраста, военнослужащих срочной службы, поскольку именно они по роду своей деятельности занимаются не только предотвращением, но и ликвидацией последствий террористических проявлений.

Феномен и факторы социально-психологической безопасности, определяющие осознанные и ответственные отношения молодежи в условиях ожидания террористических угроз, мы рассматриваем, опираясь на основные положения системно-субъектного направления в психологии [2; 3], позволяющего изучить молодежь как субъекта социальнообразовательной и возрастной группы, как носителя социокультурных норм в его отношениях как с ближним окружением, так и с социальной средой. Социально-психологическая безопасность рассматривается прежде всего с позиции субъекта отношений, представленной в работах В.Н. Мясище-

ва [7], где отношение устремлено в будущее, а также с позиции категории отношения в рамках представления Д.А. Леонтьева [6] о смыслах человеческой деятельности, бытия, где система отношений порождает смысл как психологическую реальность. Предпочитаемые молодежью стратегии поведения в условиях социальных угроз исследуются с опорой на основные теоретические идеи и методический инструментарий, представленные в работах Т.Л. Крюковой [5], М.А. Холодной, О.Г. Бе-рестневой, Е.А. Муратовой [8], при этом принимается более обобщенный критерий в классификации стратегий - направленность на совладание с ориентацией на деятельность (учебу или службу в армии, творчество, спорт), выступающие как конструктивные стратегии, или уход от решения проблемы с ориентацией на других (уход в зависимость), на себя (эмоциональное самообвинение) как неконструктивные стратегии.

В исследовании факторов социально-психологической безопасности молодежи в условиях ожидаемых террористических угроз мы обращаем внимание, прежде всего, на осознанное проявление базовой потребности личности в безопасности -в праве на социальную и материальную защищенность (от экологических, террористических, военных угроз, от угроз разрушения как государственности в целом, так и собственного дома и др.); в праве на духовно-личностную защищенность (от посягательств на чувство собственного духовного достоинства и духовность других людей, от негативного давления на проявления свободы, взаимности и солидарности, способности к ответственности, самоуправлению, взаимному уважению и доверию людей друг к другу).

Понятие «социально-психологическая безопасность» мы рассматриваем, опираясь на исследова-

* Исследование выполнено при поддержке проекта 6.4798.11 по теме «Научно-методическая разработка и апробация технологий обеспечения психологической безопасности и предупреждения эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у молодежи в условиях ожидаемой угрозы террористических проявлений».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.