ЮВЕНОЛОГИЯ
УДК 159.9:316.6
Сорочинская Елена Николаевна
доктор педагогических наук, профессор
Мальцева Ирина Семеновна
кандидат педагогических наук Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону [email protected], [email protected]
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ К РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ
В статье обоснована и раскрыта интегративная модель подготовки магистров в рамках программы «Педагогика и психология работы с молодежью».
Ключевые слова: молодежная работа, сфера молодежной политики, подготовка кадров, магистерская программа.
Молодежная политика исходит из того, что молодежь имеет мощный иннова-. ционный потенциал. Подтверждением этого является принятие ряда основополагающих документов: Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, Концепции развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации и т.д.
В качестве приоритетных направлений молодежной политики в РФ названы социальное самоопределение молодежи; обеспечение стабильности в обществе; соблюдение прав личности и обеспечение человеческого достоинства; социальное участие и демократическое гражданство; повышение роли молодежи как субъекта молодежной политики. В документах ярко прослеживается идея повышения эффективности социально-педагогической, воспитательной работы с молодежью.
В Концепции развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации в качестве важнейшего условия реализации Стратегии государственной молодежной политики и государственных программ определяется «образовательный потенциал специалиста, занятого в сфере воспитательной работы и молодежной политики, уровень его управленческой, психологической, педагогической и проектной компетенции, личностные качества и ценностные основания» [1].
Термин «молодежная работа» используется в большинстве развитых стран мира. Для России молодежная работа - понятие сравнительно новое. Ее внутренние законы, система построения, механизмы развития, методы оценки эффективности не являются устоявшимися и не имеют единых общепризнанных стандартов, правил и традиций.
За последние 20 лет в России наблюдается активный рост научных исследований в области социальных проблем молодежи. Так, И.М. Ильинский обосновал гуманистическую концепцию, стержнем которой является идея субъектности молодежи. А.И. Ковалева разработала концепцию социа-
лизационной нормы, которую автор определяет как результат успешной социализации, как эталон со-циализированности человека с учетом его возрастных и индивидуально-психологических характеристик, как совокупность правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к поколению.
В монографии В.А. Лукова «Теории молодежи» выдвигается концепция молодежи, основанная на трактовке ориентационных комплексов (тезаурусов). Исходя из мировых тенденций развития гуманитарного знания, автор рассматривает молодежь как социальную реальность, подчеркивает несовпадение воспитания и социальной среды, поиска новых смыслов воспитательной деятельности в обществе глобализации, переструктурирова-ния условий среды [2].
Исследование существующей практики подготовки работников сферы государственной молодежной политики позволило нам сделать вывод о преобладании ориентации на подготовку управленца, менеджера молодежной сферы.
Между тем в современном научном знании накоплен значительный опыт, создающий базу для эффективной организации подготовки молодежных работников к осуществлению социально-воспитательной, ювенально-педагогической деятельности.
Так, ценностные основания воспитания подростков и молодежи рассматривались в работах Н.М. Борытко, И.А. Соловцовой и т.д.; методологические основы юногогики обозначены М.И.Рож-ковым, обоснование междисциплинарного подхода в изучении проблем молодежи предпринято Е.Н. Сорочинской; проблемы формирования компетентности молодежи изучаются В.М. Басовой, М.Е. Кульпединовой, О.Д. Чугуновой, разработке ювенальных техногологий посвящены работы Л.В. Байбородовой; вопросы развития, научно-методического обеспечения социально-педагогической поддержки волонтерского движения, социального служения молодежи отражены в работах
С.Н.Возжаева, Е.И. Возжаевой, Е.М. Карповой,
О.В.Решетникова, Е.М. Харламовой и т.д.; сущность, особенности организации работы с уязвимыми категориями молодежи рассмотрены
Н.Ф. Басовым, Т.Н., Гущиной, А.В. Зауторовой и т.д.; социально-педагогическая работа с неформальными молодежными группами и объединениями изучалась Л.С. Ватовой, С.В. Косарецкой, А.А. Люкмановым, Н.Ю. Синягиной Е.В. Яковлевой; особенности социально-педагогической работы с молодой семьей изучались Ю.В. Румянцевым, И.Ю.Тархановой и др.
Профессорско-преподавательский состав кафедры социальной педагогики и молодежной политики Южного федерального университета в 2011 году разработал и внедрил авторскую магистерскую программу «Педагогика и психология работы с молодежью» по направлению 05.04.00 «Психологопедагогическое образование». Программа предполагает углубленную психолого-педагогическую подготовку магистров к работе в молодежной среде на основе интеграции знаний ювенологии, ювенальной педагогики, психологии юности и молодости.
Междисциплинарный подход позволяет обеспечить формирование у магистров целостного знания о молодежи, способности и готовности к организации и проведению научных исследований в молодежной среде, научно-методическому обеспечению работы с молодежью, организационно-управленческой деятельности, внедрению современных методик и технологий социально-педагогической и психолого-педагогической работы с различными категориями молодежи.
Магистерская программа «Педагогика и психология работы с молодежью» направлена на подготовку магистров, способных решать следующие задачи:
- осуществлять комплексную диагностику и оценку проблем и затруднений молодежи, социально-педагогических факторов среды, вариативно влияющих на процесс социализации и социального воспитания молодого поколения;
- прогнозировать и проектировать социальнопедагогические модели преодоления влияния негативных факторов среды на личность, осуществлять экспертизу внедрения социально-педагогических проектов в молодежной среде;
- разрабатывать научно обоснованные предложения по совершенствованию процесса социально-педагогической защиты, помощи и поддержки личности в экстремальных ситуациях, разработки индивидуальных жизненных стратегий молодежи;
- внедрять современные технологии работы с молодежью на основе теоретических и практических знаний в области ювенологии, свободного владения специальными предметными знаниями, умениями применять их в профессиональной деятельности, обладающего высоким уровнем общей культуры;
- осуществлять организацию, научно-методического обеспечение и психолого-педагогическое сопровождение процесса социального воспитания молодежи, построения и развития воспитательного пространства региона.
Наряду с общекультурными и профессиональными компетенциями, предусмотренными ГОС ВПО по направлению 05.04.00 Психолого-педаго-гическое образование, в результате обучения у магистров формируются специальные компетенции, необходимые для психолого-педагогического сопровождения социального становления и развития молодежи:
- готовность к оценке социальной действительности на основе интериоризированных общечеловеческих нравственных ценностей, активная гражданская позиция;
- способность применять различные стратегии и методы организации и осуществления эффективного общения, приемы перцепции и аттракции, письменной и устной коммуникации (в т.ч. на иностранном языке), навыки эффективного взаимодействия с отдельными категориями молодежи и молодежными сообществами, органами власти и управления, с государственными и неправительственными организациями и учреждениями;
- владение комплексным инструментарием исследования, диагностики и мониторинга оценки положения молодых людей в обществе, навыками организации научных исследований проблем молодежи и молодежной политики, прогнозирования и исключения возможных рисков негативного влияния процесса и результатов исследования на клиента;
- способность к применению технологий моделирования, проектирования социально-педагогических процессов в молодежной среде с учетом специфики региона, сообщества, субъектов взаимодействия, внедрению и эффективному управлению молодежными проектами, объективной оценке результатов проектировочной деятельности, ее влияния на молодежное сообщество;
- владение системой знаний в области ювено-логии, ювенальной педагогики; владение методами и технологиями социально-педагогической работы с молодежью, направленными на формирование социальной компетентности молодого человека, содействие в преодолении трудностей интеграции в социум;
- понимание сущности международной и государственной политики в отношении молодежи, ювенального права, ювенальной криминологии, владение методиками и технологиями правозащитной деятельности, умение применять нормативноправовой инструментарий в процессе организации и осуществления работы с молодежью, молодежными сообществам; устойчиво позитивное отношение к правозащитной деятельности, представлению интересов молодежи;
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3
165
- владение технологиями профилактики конфликтов, организации бесконфликтного межнационального, межкультурного взаимодействия в молодежной среде, технологиями мультикультурного воспитания, сотрудничества с представителями разных культурных сред.
При разработке учебного плана в качестве основных концептуальных положений нами были определены междисциплинарный, культурологический и системно-деятельностный подходы, предполагающие интеграцию общекультурных, психо-лого-педагогических и социально-педагогических знаний, а также компетентностный подход, позволяющий сформировать у выпускников общекультурные и профессиональные компетенции, необходимые для работы в молодежной сфере. В качестве системообразующих принципов учебного плана использованы целостность и интегративность в построении всех циклов учебных дисциплин (общенаучного и профессионального), включая дисциплины базовой и вариативной части.
Междисциплинарный подход в профессиональной подготовке студентов по программе магистерской подготовки «Педагогика и психология работы с молодежью» рассматривался в качестве одного из основных подходов при разработке компетент-ностной модели выпускника, определении модулей учебного плана, выборе дисциплин общенаучного и профессионального циклов (вариативная часть), разработке содержания преподаваемых дисциплин.
Формирование тех или иных профессиональных компетенций студентов идет на основе взаимодействия и взаимопроникновения различных дисциплин. Так, например, специальная компетенция -«владение технологиями профилактики конфликтов, организации бесконфликтного межнационального, межкультурного взаимодействия в молодежной среде, технологиями мультикультурного воспитания, сотрудничества с представителями разных культурных сред» есть результат реализации следующих дисциплин: «Основы социально-педагогической компаративистики», «Психология зависимого и созависимого поведения в молодежной среде», «Межэтническое, межконфессиональное и меж-культурное взаимодействие», «Технологии модера-ции в молодежной среде», «Информационно-коммуникационное обеспечение работы с молодежью».
Кроме того, в учебный план включены дисциплины, имеющие интегративный характер: «Юве-нология», «Теория и практика ювенальной педагогики».
Междисциплинарный подход реализуется за счет тесной связи учебных дисциплин, когда учебный материал одной дисциплины является базовым для другой. Так, содержание курса «Теория и практика ювенальной педагогики» выступает в качестве теоретической основы для чтения курсов «Методики и технологии социально-педагогической ра-
боты с молодежью», «Практикум по решению профессиональных задач».
Опыт показал, что применение междисциплинарного подхода в профессиональной подготовке магистров к работе с молодежью способствует формированию у выпускников комплексного представления о молодежи в многообразии проявлений ее сознания и поведения, в сложных взаимоотношениях с миром, особенностях становления и взросления молодого поколения в современном мире, достижения молодыми людьми физической, психической, духовной, социально-психологический и социально-экономической зрелости и т.д.
Выпускник, получивший степень магистра по данному направлению, проходит углубленную теоретическую и практико-ориентированную подготовку в области ювенологии, психолого-педагогичес-кого сопровождения социального становления и развития молодежи; владеет навыками планирования и социально-педагогического проектирования в молодежной работе; экспертизы молодежных социально-педагогических программ и проектов, оценки результатов их внедрения; организации и проведения комплексных исследований в молодежной среде, а также к продолжению научного образования в аспирантуре.
Дисциплины, включенные в магистерскую программу и представленные в учебном плане, позволяют сформировать необходимую основу для реализации содержательного, программно-вариативного, проектировочного и прогностического уровня компетентности специалистов в соответствии с идеями личностно-ориентированного подхода, отбора технологий, необходимых и достаточных для решения проблем выбора индивидуальной траектории развития личности молодого человека, жизнеспособности, конкурентоспособности, гражданской активности, полноценной социализации и самоопределения молодежи в условиях современного российского общества.
Курсы, входящие в общенаучный цикл, направлены на повышение общей и методологической культуры магистрантов, расширение знаний в области современного состояния и перспектив развития государственной молодежной политики, понимания особенностей молодежного возраста, интегративного характера знаний о молодежи, развитие компетентности в области проектирования и экспертизы образовательных систем, информационно-коммуникационного обеспечения работы с молодежью.
В профессиональный цикл магистерской подготовки входят курсы, позволяющие осуществлять качественную профессиональную подготовку магистра в плане углубления теоретических знаний в области ювенальной педагогики, психологии молодости, социальной и социально-педагогической работы с молодежью в России и за рубежом; полу-
чить более углубленные профессиональные знания, умения и навыки в области методики и технологии социально-педагогической психолого-педагогичес-кой работы с различными категориями молодежи; сформировать необходимые для работы с молодежью профессиональные и социальные компетенции.
Содержание вариативной части обеспечивает подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной федеральным государственным образовательным стандартом, соответствуя специфике основных направлений научно-педагогической деятельности кафедры социальной педагогики и молодежной политики ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет».
При разработке идеи интеграции магистратуры и деятельности научно-образовательного центра, созданного при кафедре социальной педагогики и молодежной политики, мы опирались на идеи, изложенные в монографии А.Я.Данилюком.
Интеграция образования - это осуществление обучающимся под руководством педагога последовательного перевода сообщений с одного учебного языка на другой, в процессе которого происходит усвоение знаний, формирование понятий, рождение личностных и культурных смыслов. Мы полагаем, что обучение в магистратуре тогда становится успешным, когда обучающиеся имеют возможности для опредмечивания полученных знаний. умений, навыков, компетенций в реальной профессиональной деятельности, организуемой с учетом специфики подготовки. Поэтому существенную роль в реализации идеи опережения сыграло создание при кафедре новой структуры.
Научно-образовательный центр «Ювенальная педагогика и молодежная политика» - структурное подразделение научно-исследовательской части ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет». В работе Центра принимают участие специалисты в области государственной молодежной политики; сотрудники молодежных служб; исследователи проблем молодежи (в т.ч. магистранты, аспиранты, докторанты.); кураторы, зам. декана по социально-воспитательной работе; педагоги школы, дополнительного образования, завучи по воспитательной работе, классные руководители; студенты; волонтеры; старшеклассники; и т.д.
Цель создания Центра - развитие фундаментальных и прикладных исследований в области ювенальной педагогики и других направлений юве-нологии, обоснование и внедрение инновационной модели подготовки молодежного работника в условиях информационного общества.
Задачи деятельности Центра:
- проведение научных исследований в молодежной сфере, выявление тенденций, приоритетных направлений молодежной работы;
- создание условий для формирования и развития профессиональной компетентности специалистов в сфере молодежной политики, социально-педагогической работы с молодежью;
- обеспечение информационной поддержки молодежи, специалистов, работающих с молодежью;
- внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, научно-исследовательскую деятельность.
Данные научных исследований социально-педагогических проблем молодежи, проведенных магистрами совместно с сотрудниками НОЦ, обобщение опыта социально-педагогической деятельности в молодежной среде нашли свое отражение в обзоре моделей работы с молодежью в России и за рубежом, научно-практических конференциях «Социальное развитие молодежи: традиции и новые вызовы», «Детское движение как социокультурный и педагогический феномен», создании электронного журнала, проведении массового обследования выпускников общеобразовательных учреждений, разработке перспективных моделей и технологий социально-воспитательной работы с различными категориями молодежи, например, теоретическом обосновании и организации деятельности молодежного лагеря «Лиманчик» ЮФУ
Таким образом, интегративный подход позволяет определить перспективные решения проблем молодежи, подготовки специалистов нового типа к работе с молодежью в условиях изменяющегося российского общества.
Библиографический список
1. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. - М., 2007.
2. Концепция развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации. -М., 2008.
3. Луков В.А. Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. - М.: «Канон» РООИ «Реабилитация», 2012. - 528 с.
4. Сорочинская Е.Н., Чальцева И.С. Молодежь: словарь. - Ростов-на-Дону, 2005. - 98 с.
5. Сорочинская Е.Н. Междисциплинарные основания изучения проблем молодежи // Педагогическое обеспечение работы с молодежью: Материалы науч.-практ. конф. (5-6 мая 2008 г.). - Ярославль: Изд-во «Литера», 2008. - 289 с.
6. Чальцева И.С. Особенности профессиональной подготовки магистров для работы в сфере молодежной политики // Социально-педагогические проблемы детей и молодежи / под ред. Е.Н. Соро-чинской. - Ростов-на-Дону, 2012.
7. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. - Ростов-на-Дону: Рост. пед. ун-т, 2000. - 440 с.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3
167
УДК 159.9:316.6
Парфенова Надежда Борисовна
кандидат психологических наук, доцент Псковский государственный университет [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ОЖИДАЕМОЙ УГРОЗЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ*
В работе представлено исследование феномена социально-психологической безопасности молодежи в условиях ожидаемой угрозы идеологических террористических проявлений. Раскрыты основные компоненты социально-психологической безопасности: информационно-когнитивный, эмоционально-оценочный, личностно-смысловой и поведенческий. Предложен сравнительный анализ отношения молодежи с различной степенью вероятного участия в борьбе с террористическими проявлениями к социальной реальности и к идеологическим террористическим угрозам.
Ключевые слова: системно-субъектный подход, социально-психологическая безопасность, компоненты социально-психологической безопасности, ожидаемая угроза идеологических террористических проявлений.
В современных условиях социально-политической жизни нашей страны, нестабильности в процессе осуществляемых реформ, которые в недостаточной степени обеспечивают как социально-государственную, так и личностную безопасность подрастающего поколения, особенное внимание должно быть направлено на профилактику и предупреждение эмоциональноличностных и поведенческих отклонений молодежи в условиях переживания ожидаемых социальных угроз, особенно идеологической угрозы со стороны оппозиционных политических организаций, пытающихся оказать влияние на молодежь как наиболее чувствительную к идеологическим провокациям, на неустойчивые убеждения молодежи, вызывая опрометчивые формы протестного поведения.
Достаточно серьезная проблема ожидания террористических угроз выступает и для молодежи призывного возраста, военнослужащих срочной службы, поскольку именно они по роду своей деятельности занимаются не только предотвращением, но и ликвидацией последствий террористических проявлений.
Феномен и факторы социально-психологической безопасности, определяющие осознанные и ответственные отношения молодежи в условиях ожидания террористических угроз, мы рассматриваем, опираясь на основные положения системно-субъектного направления в психологии [2; 3], позволяющего изучить молодежь как субъекта социальнообразовательной и возрастной группы, как носителя социокультурных норм в его отношениях как с ближним окружением, так и с социальной средой. Социально-психологическая безопасность рассматривается прежде всего с позиции субъекта отношений, представленной в работах В.Н. Мясище-
ва [7], где отношение устремлено в будущее, а также с позиции категории отношения в рамках представления Д.А. Леонтьева [6] о смыслах человеческой деятельности, бытия, где система отношений порождает смысл как психологическую реальность. Предпочитаемые молодежью стратегии поведения в условиях социальных угроз исследуются с опорой на основные теоретические идеи и методический инструментарий, представленные в работах Т.Л. Крюковой [5], М.А. Холодной, О.Г. Бе-рестневой, Е.А. Муратовой [8], при этом принимается более обобщенный критерий в классификации стратегий - направленность на совладание с ориентацией на деятельность (учебу или службу в армии, творчество, спорт), выступающие как конструктивные стратегии, или уход от решения проблемы с ориентацией на других (уход в зависимость), на себя (эмоциональное самообвинение) как неконструктивные стратегии.
В исследовании факторов социально-психологической безопасности молодежи в условиях ожидаемых террористических угроз мы обращаем внимание, прежде всего, на осознанное проявление базовой потребности личности в безопасности -в праве на социальную и материальную защищенность (от экологических, террористических, военных угроз, от угроз разрушения как государственности в целом, так и собственного дома и др.); в праве на духовно-личностную защищенность (от посягательств на чувство собственного духовного достоинства и духовность других людей, от негативного давления на проявления свободы, взаимности и солидарности, способности к ответственности, самоуправлению, взаимному уважению и доверию людей друг к другу).
Понятие «социально-психологическая безопасность» мы рассматриваем, опираясь на исследова-
* Исследование выполнено при поддержке проекта 6.4798.11 по теме «Научно-методическая разработка и апробация технологий обеспечения психологической безопасности и предупреждения эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у молодежи в условиях ожидаемой угрозы террористических проявлений».