Научная статья на тему 'Научно-методическая деятельность кафедры социальной работы: двадцатилетний путь развития'

Научно-методическая деятельность кафедры социальной работы: двадцатилетний путь развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
472
409
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТ / БАКАЛАВР / МАГИСТР СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / SPECIALIST / BACHELOR / SOCIAL WORK MASTER / RESEARCH WORK / STAFF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Басов Николай Фёдорович

В статье раскрываются основные направления научно-исследовательской и научно-методической деятельности кафедры социальной работы Костромского госуниверситета, подводятся некоторые итоги за двадцатилетний путь её развития, обосновывается профиль подготовки бакалавров и специалистов социальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Басов Николай Фёдорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social work department scientific-methodical activity: the 20-years of development way

Main directions of research and scientificmethodical activity of social work department of Kostroma State University activity are revealed in the article, some conclusions for its 20 years of development are drawn, social work bachelors and specialists preparation profile is grounded.

Текст научной работы на тему «Научно-методическая деятельность кафедры социальной работы: двадцатилетний путь развития»

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

УДК 331

Басов Николай Федорович

доктор педагогических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: ДВАДЦАТИЛЕТНИЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ

В статье раскрываются основные направления научно-исследовательской и научно-методической деятельности кафедры социальной работы Костромского госуниверситета, подводятся некоторые итоги за двадцатилетний путь её развития, обосновывается профиль подготовки бакалавров и специалистов социальной работы.

Ключевые слова: специалист, бакалавр, магистр социальной работы, научно-исследовательская работа, подготовка кадров.

Развитие реформируемой России начала 90-х годов было сопряжено с возникновением и становлением социальной защиты и поддержки населения. Параллельно с этим процессом происходило формирование новой системы подготовки специалистов для данной сферы. Именно в эти годы был сделан своеобразный прорыв в области подготовки социальных работников. Среди первых правовых актов, определивших законодательную основу деятельности в этом направлении был закон, принятый в 1991 г. бывшим ВС СССР «Об общих началах молодежной государственной политики в СССР», в котором впервые законодательно были закреплены статус социального работника для молодежи, сформировано положение о социальном работнике. Приказом Госкомитета по труду и социальным вопросам от 23.04.1991 г. квалификационный справочник должностей был дополнен новой характеристикой «Специалист по социальной работе». Вскоре, 13 мая 1991 г. Госкомитет РСФСР по делам науки и высшей школы принял решение коллегии «Об организации подготовки кадров специалистов по социальной работе в вузах РССФР». В этом же году Госкомитет СССР по народному образованию (Приказ от 7 августа 1991 г. № 376) открыл новую специальность для высших и средних специальных учебных заведений. Более чем в тридцати высших учебных заведениях страны состоялся первый набор абитуриентов по новой специальности. Костромской университет был в их числе.

Таким образом, подготовка специалистов по социальной работе началась в КГУ имени Н.А.Не-красова в сентябре 1991 года. Сегодня обучение по направлению подготовки «Социальная работа» ведется здесь по очной, очно-заочной и заочной формам. В основу профессионального обучения и воспитания бакалавров, специалистов и магистров социальной работы положены требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, отра-

женных в основной образовательной программе, учебных планах и программах дисциплин.

С самого начала учебно-воспитательная деятельность обеспечивалась в рамках существовавшей тогда кафедры социальной педагогики. А с 2001 г. подготовка кадров социальных работников осуществляется силами выделившейся кафедры социальной работы (заведующий с 1989 г. д.п.н., проф. Н.Ф. Басов).

В состав кафедры входят двенадцать преподавателей: два доктора наук, профессора (Н.Ф. Басов, А.И. Тимонин), девять кандидатов наук, доцентов (С.В. Бойцова, А.В. Воронцова, О.Н. Веричева, О.М. Забелина, М.С. Петрова, Ю.В. Румянцев, Е.Е. Смирнова, О.Б. Скрябина, Н.Б. Топка) и один ассистент Е.Ю. Смирнова. В качестве совместителей для работы в магистратуре трудятся доктора наук, профессора В.М. Басова и Ж.А. Захарова. Все они имеют базовое образование и являются выпускниками нашей специальности. Диссертации защищали тоже в стенах родного университета, в котором функционирует Совет по защите докторских и кандидатских диссертаций по педагогическим наукам, включая специальности 13.00.02 - социальное воспитание в общеобразовательной и высшей школе (председатель диссертационного совета д.п.н., проф. Н.Ф. Басов, заместитель д.п.н., профессор А.И. Тимонин).

Система подготовки специалиста по социальной работе обеспечена сотрудничеством кафедры с Департаментом социальной защиты опеки и попечительства Костромской области. Основные направления сотрудничества зафиксированы в договорах и состоят в совместной организации практики студентов, привлечения к государственной аттестации и преподаванию наиболее подготовленных специа-листов-практикантов, распределении выпускников, научной и методической работе, аттестации работающих кадров.

На протяжении минувших лет на кафедре социальной работы сложилась система воспитательной

работы со студентами по специальности «Социальная работа». Она реализуется в системе внеауци-торных дел - «Палитра Фестивалей» (Фестиваль специальностей, Фестиваль лета, Фестиваль творчества, Фестиваль социальных акций). В рамках этих мероприятий осуществлялись следующие программы: литературно-музыкальная композиция «Дыхание жизни», художественная программа «Пленники иллюзий» и мн. др.

Научно-исследовательская работа ведется по нескольким направлениям в форме проектов и выдвижения их на гранты. Как результат - Грант Минобра (конкурсный центр по фундаментальным исследованиям в области гуманитарных наук) в 2000 г. «Система подготовки студентов университета к социальной деятельности» (науч. рук. Н.Ф. Басов); 20042005 гг. - грант РГНФ «Формирование социальной компетентности сельских школьников» - совместный проект кафедры социальной работы и социальной педагогики (науч. рук. Н.Ф. Басов); 20062008 гг. - грант РГНФ «Социально-педагогическая деятельность в поликультурной среде» (науч. рук. Н.Ф. Басов); 2008 г. - грант РГНФ «Дореволюционный опыт социальной помощи бедным в Костромском крае (кон. XIX - нач. XX вв)» (науч. рук. Н.Ф. Басов); 2005 г. грант РГНФ «Региональные особенности социальной адаптации мигрантов» (науч. рук. доц. О.Б. Скрябина).

С 2005 года кафедра социальной работы проводит исследование внедрения в практическую деятельность мониторинга качества социального образования (рук. доцент А.В. Воронцова).

Оценка качества высшего социального образования осуществляется по объективным критериям, которые демонстрируют достижения кафедры в различных направлениях деятельности (кадровой, информационной, материально-технической обеспеченности и другом). Однако, учитывая тот факт, что основными потребителями образовательных услуг являются студенты, их субъективные мнения и оценки наравне с абсолютными количественными данными могут влиять на принятие управленческих решений, определять ориентиры совершенствования деятельности кафедры и вуза в целом.

Возможности привлечения студентов к оценке качества образования и состояние дел в этой сфере явились предметом специальной дискуссии на кафедре социальной работы в октябре 2008 г. Мы пришли к выводу, что студенты могут принимать участие в мониторинге качества деятельности вуза, оценивая, прежде всего учебную деятельность. Их интересует современность и актуальность содержания образования для будущей профессиональной деятельности; собственная активность на учебном занятии; адекватность уровня требований к основным учебным достижениям студента (объективность оценивания результатов учебной деятельности);

доступность и иллюстративность учебного материала; характер взаимоотношений с преподавателями в учебном процессе и т.д.

Не менее актуальным для нас является изучение вопросов воспитательной работы, в том числе: разнообразие деятельности, предлагаемой во внеаудиторное время в вузе; заинтересованность ее содержанием; влияние этой деятельности на профессиональное становление будущего специалиста социальной работы; добровольность участия во внеаудиторной работе; характер взаимоотношений с преподавателями, кураторами, старшекурсниками.

Определенная доля студентов интересуется научной деятельностью и может оценивать ее содержание и организацию в следующих аспектах: наличие открытых возможностей для участия в ней; информированность студентов о возможностях участия в олимпиадах, конкурсах, выставках, публиковать свои труды; наличие широкого выбора проблем исследования, предлагаемых кафедральными научными руководителями; результативность научных исследований (результаты участия в открытых научных мероприятиях, практическая значимость исследований); влияние научной деятельности на процесс профессионального становления; характер взаимоотношений с научными руководителями в данном процессе.

Студенты могут оценивать и административноуправленческую деятельность, в том числе: качество учебного расписания, своевременность информирования об изменениях в учебном процессе; соответствие учебных аудиторий и учебного оборудования требованиям образовательного процесса, общий уровень удобства и комфорта в учебном заведении.

В течение 2005-2011 гг. изучалось мнение будущих специалистов по социальной работе с целями: оценки информационных и инновационных технологий образования, используемых кафедрой в учебном процессе (2005 г.); определения мотивации студентов к получению социального образования (среди первокурсников, 2006-2011 гг.); самооценки студентами качества полученной профессиональной подготовки (для выпускников, 2006-2011 гг.); оценки преподавателей кафедры «глазами студентов» (2006-2011 гг.); выявления уровня удовлетворенности будущих специалистов социальной сферы условиями обучения в вузе (2008-2011 гг.).

В связи с подготовкой к переходом на двухуровневую подготовку кадров для социальной сферы в 2008 г. кафедра провела исследование по выявлению отношения работодателей к потенциальным работникам (науч. рук. доц. С.В. Бойцова). Проведенное исследование показало, что работодатели в качестве приоритетных видов профессиональной работы для бакалавров отмечают те виды деятельности, которые непосредственно связаны с ее прак-

тической частью (социально-проектная, прикладная). Для магистра же, основной должна являться профессиональная деятельность по реализации не только практической работы, в том числе организационно-управленческой, но и научно-методическое сопровождение направлений социальной сферы и аналитической деятельности.

В 2009 г проф. Н.Ф. Басов и доц. Н.Б. Топка провели изучение представлений будущих социальных работников о патриотизме. Результаты работы были опубликованы в научном журнале университета и учтены при планировании воспитательной работы студентов.

Немало труда членами кафедры было вложено в составление по заданию УМО вузов России по социальному образованию федерального каталога научной и учебно-методической литературы по социальной работе (руководитель проекта Н.Ф. Басов). Работа проводилась в 2008-2009 годах. В результате подготовлен библиографический список, включающий более 1,5 тыс. наименований литературы.

17 декабря 2008 г. профессором кафедры А.И. Ти-мониным была успешно защищена докторская диссертация по теме «Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета». Председателем диссертационного совета д.п.н., проф. Н.Ф. Басовым в соавторстве с заместителем председателя Совета д.п.н., проф. А.И. Тимониным подготовлена и издана книга «Диссертационный совет по социальной педагогике» (Кострома, 2008. - 130 с.). В ней обобщен и проанализирован опыт работы Совета почти за десять лет. За эти годы под руководством членов кафедры профессоров Н.Ф. Басова и А.И. Тимонина защищено более 50 работ.

Многие годы кафедра работает по проблеме «Научно-методическое обеспечение подготовки студентов по направлению «Социальная работа». Результатом выполнения нескольких проектов стало издание серии учебных пособий: Басов Н.Ф. Практикум по истории социальной работы в России -М., 1999. - 250с.; Басов Н.Ф. Социальная геронтология: словарь-справочник. - М., 2000.; Основы социальной работы, 3 издания / под ред. Н.Ф. Басова. -М.: Академия, 2004-2008. - 288 с.; Басов Н.Ф., Басова В.М. История социальной педагогики, 2 издания. -М.: Академия, 2005-2007. - 302 с.; Басов Н.Ф., Басова В.М. Социальный педагог: введение в профессию, 2 издания. - М.: Академия, 2005-2007 гг. - 256 с.; Басов Н.Ф. История социальной работы. - М.: «Дашков и К», 2007-2008 гг. - 340 с.; Басов Н.Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009. - 345 с.; Басов Н.Ф. Досуг людей пожилого возраста. - Кострома, 2010. -195 с.; Социальная работа с различными группами населения / под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Кнорус, 2012. - 528 с.; Социальная работа с инвалидами / под ред. Н.В. Басова. - М.: Кнорус, 2012. - 560 с.

Много внимания преподаватели кафедры уделяют руководству научно-исследовательской работе студентов, поскольку подготовка будущих бакалавров социальной работы нацелена на выполнение профессиональной деятельности в системе социальной защиты населения, связанной с предоставлением помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, что предполагает выполнение многообразных видов деятельности. Наряду с социально-технологической, организационно-управленческой, социально-проектной Госстандарт третьего поколения предполагает подготовку обучаемых и к исследовательской деятельности, которая рассматривается как профессиональная обязанность социального работника.

Поэтому становится актуальной разработка механизмов и технологий формирования готовности к научно-исследовательской деятельности как средства формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров социальной работы.

В процессе организации научно-исследовательской работы будущих бакалавров социальной работы важное значение приобретает создание нескольких подсистем этого процесса: научно-исследовательская деятельность обучающихся в процессе учебной, во время внеучебной деятельности, включение студентов в научно-производственную, инновационную деятельность во время учебных и производственных практик.

Важно, чтобы исследования наших студентов были действительно актуальными, дополняли, уточняли результаты разрабатываемых кафедрой социальной работы проблем, включенных в общую научно-исследовательскую программу этого научного подразделения.

Следует обратить внимание и на то, что проблемы, изучаемые будущими бакалаврами, носят социальный, общественно значимый характер. Это означает, что результаты студенческих исследований должны быть доступны для практических работников социальной сферы, управленцев отрасли, общественности.

Поэтому кафедра организует студенческие исследования, выполняемые по запросам работодателей. В последние годы сложился опыт написания выпускных квалификационных работ по заказу Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства администрации Костромской области. Среди заявленных примерных тем значатся проблемы использования инновационных методов и форм социальной работы на селе, особенностей содержания и форм социальной работы с гражданами без определенного места жительства и занятий, социокультурной реабилитации инвалидов и др.

В последние годы в Костромском госуниверси-тете хорошо зарекомендовала себя такая форма научно-исследовательской работы, как конкурс сту-

денческих грантов по проблемам социальной работы, который является формой университетской поддержки социально-ориентированных проектов, выполняемых студентами.

Массовой и эффективной формой работы является участие будущих бакалавров во Всероссийских студенческих олимпиадах по направлению подготовки «Социальная работа». Например, одной из задач III тура Всероссийской студенческой олимпиады (11-13 ноября 2010 г., Москва, РГСУ) явилось «стимулирование научного творчества студентов». Научно-исследовательский характер носили презентация проектов, викторина, тестирование. В задания для участников олимпиады были включены проблемы не только из дисциплин истории, теории, технологии социальной работы, но и курса «Методика исследований в социальной работе» (д.п.н., профессор А.И. Тимонин). По итогам олимпиады команда, представляющая нашу кафедру, заняла почетное III место. В целом мы стремились к тому, чтобы исследовательская деятельность стала обязательным элементом их профессиональной подготовки. Она ориентирует выпускника по направлению подготовки «Социальная работа» (квалификация бакалавр) на самообразование, мотивацию на пополнение знаний. Приобщению студентов к исследовательской деятельности способствует включение их в творческое усвоение новой информации, позволяет заметно увеличить долю знаний, получаемых самостоятельно, повышает уровень научного мышления, вырабатывает профессионально важные качества личности: креативность, инициативность, самостоятельность и др.

С началом двухуровневой подготовки кадров кафедра сосредоточила свое внимание на проблеме «Научно-методическое обеспечение подготовки бакалавров и магистров по направлению «Социальная работа». Результатом этого исследования стало издание методических рекомендаций для студентов: Самостоятельная работа бакалавров и магистров социальной работы. Коллектив авторов кафедры, 2011. - 123 с.; Практическая подготовка бакалавров социальной работы / сост. О.Н. Веричева,

О.М. Забелина, М.С. Петрова, Е.Е. Смирнова. 2011. -178 с.; Итоговая государственная аттестация бакалавров социальной работы / сост. О.Н. Веричева,

Н.Ф. Басов. - 2012. - 121 с.; Магистерская диссертация / сост. Е.Е. Смирнова, Н.Ф. Басов. - Кострома, 2012. - 143 с. и др.

Большую роль в становлении специальности «Социальная работа» в Костромском университете сыграл в свое время Комитет по делам молодежи Администрации Костромской области. Этим во многом объясняется то, что одной из основных специализаций подготовки социальных работников в нашем университете является социальная работа с молодежью. Данное направление сохранилось при

выборе профиля подготовки бакалавров в 2011 г.

Кроме всего, выбор профиля «Социальная работа с молодежью» в Костромском университете обусловлен рядом и других обстоятельств.

Во-первых, подготовка специалистов по работе с детьми, с молодежью с начала 1960-х годов стала визитной карточкой Костромского государственного педагогического института (университета) имени Н.А. Некрасова. Именно здесь был создан первый факультет подготовки методистов пионерской, комсомольской (позже воспитательной, социальной) работы.

Во-вторых, подготовка специалистов в области общественной работы с детьми и молодежью в Костромском университете имеет серьезную научную базу. Здесь Министерством образования РФ в 1994 г. был открыт Межвузовский центр по научно-методическому обеспечению социальной работы в сфере молодежного и детского движения. Ежегодно на базе центра проводятся научно-практические конференции по проблемам молодежного и детского движения России.

В-третьих, студенты и преподаватели кафедры являются авторами многих значимых акций в организации социальной работы с молодежью и детьми, а областную организацию молодых инвалидов Костромской области создал выпускник 1998 года, получивший образование по специальности «Социальная работа».

Накопленный научно-методический опыт социальной работы с молодежью и подготовки к ней в вузе позволили преподавателям кафедры написать учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа» (квалификация бакалавр). Первое издание учебника «Социальная работа с молодежью» выпустило в свет издательско-торговая корпорация «Дашков и К» еще в 2008 г. Последнее -четвертое - в 2012 г Научный редактор Н.Ф. Басов. -328 с.

Кроме всего, совместный коллектив авторов кафедры социальной работы и социальной педагогики (Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.И. Тимонин, О.А. Павлова) были удостоены премии правительства Российской Федерации (2010 г) за создание комплекта учебных и научных изданий «Организационное и научно-методическое обеспечение профессионального становления специалистов в области социального воспитания детей и молодежи».

Библиографический список

1. Басов Н. Ф. Использование зарубежного опыта в подготовке студентов к социальной работе // Место встречи - социальная работа: 5 лет Программы Александра Герцена. - Вологда, 2003.

2. Басов Н. Ф. Научно-исследовательская деятельность как средство формирования профессиональ-

ной компетентности будущих бакалавров социальной работы // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова: Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Юве-нология. Социокинетика. - 2011. - N° 1.

3. Басов Н. Ф. Становление системы подготовки профессиональных кадров социальных работников в России // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова: Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювено-логия. Социокинетика. - 2011. - № 2.

4. Басов Н.Ф., Тимонин А.И. Диссертационный совет по социальной педагогике. - Кострома, 2008.

5. БасовН.Ф., ТопкаН.Б. Изучение представлений о патриотизме современной студенческой молодежи // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова: Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювеноло-гия. Социокинетика. - 2009. - № 2.

6. Бойцова С.В. Социальная политика и социальная работа в России // Социальная работа в России и Германии: теоретические проблемы и профессиональная подготовка бакалавров / сост.

А.В. Воронцова, О.Б. Скрябина, Ф. Штолль. - Кострома; Дармштадт: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011.

7. Бойцова С.В. Профессиональная готовность специалистов по социальной работе с позиции работодателя // Вестник учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы: Научно-практический журнал. - 2011.- № 1.

8. Веричева О.Н. Технология социальной диагностики инвалидов // Вестник учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы: Научно-практический журнал.- 2011 - № 1.

9. Воронцова А.В. Профессиональная подготовка бакалавров социальной работы: опыт и перспективы // Социальная работа в России и Германии: Теоретические проблемы и профессиональная подготовка бакалавров: сб. науч. трудов / сост. А.В. Воронцова, О.Б. Скрябина, Ф. Штоль; науч. ред. Г. Штрассер. - Кострома; Дармштадт: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011.

10. РумянцевЮ.В. Комплексная поддержка молодой семьи // Вестник учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы: Научно-практический журнал. - 2011. - № 1.

11. Тимонин А.И., Скрябина О.Б. Особенности реализации основной образовательной программы магистратуры в сфере социальной работы // Социальная работа в России и Германии: теоретические проблемы и профессиональная подготовка бакалавров: сб. науч. трудов / сост. А.В. Воронцова, О.Б. Скрябина, Ф. Штолль; науч. ред Г. Штрассер. - Кострома; Дармштадт: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011.

12. Смирнова Е.Е. Социальная работа с молодежью: Гендерный аспект // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова: Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2008. - № 4.

УДК 371: 37.0118.15

Яговкина Лариса Сергеевна

кандидат педагогических наук, доцент Институт развития образования и социальных технологий, Курганская область

[email protected]

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЕЙ К СОДЕЙСТВИЮ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье рассматривается актуальная проблема — методологическое обоснование проблемы подготовки родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Автором рассматривается высший уровень методологии проблемы подготовки родителей — философская антропология.

Ключевые слова: философская антропология, методологическое обоснование, проблема подготовки родителей.

В современной методологии и логике науки выделяется следующая общая схема уровней методологии: уровень философской методологии, уровень методологии общенаучных принципов исследования, уровень конкретно-научной методологии и уровень методики и техники исследования (А.Г. Асмолов, И.В. Блауберг,

В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин). Без понимания функций каждого из уровней исследование окажется несостоятельным при выделении эмпирической сфе-

ры необходимых фактов из всего множества явлений, при расширении задач междисциплинарного синтеза, мировоззренческой оценке представлений об исследуемом объекте.

Содержание первого, высшего философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй педагогики. Важные философские проблемы раскрываются через понятие «антропология», окончательно утвердившееся как приоритетное направление в XX веке. С воп-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.