СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
Н. Ф. БАСОВ
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА К СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С НАСЕЛЕНИЕМ
Современное развитие России сопряжено с возникновением и становлением сферы социальной зашиты населения и профессиональной деятельностью — социальной работы. Параллельно с этим процессом происходит формирование системы подготовки специалистов в данной области. Начало этой деятельности было положено решением правительственных органов 13 мая 1991 года «Об организации подготовки кадров специалистов по социальной работе в вузах РСФСР» и 7 июля 1991 г. «Об открытии специальности «Социальная работа».
В настоящее время в России создана развитая многоуровневая непрерывная система высшего профессионального образования в области социальной работы. Она включает в себя 236 вузов, в которых обучаются более 45 тыс. будущих специалистов социальной работы. Их подготовкой заняты 3,5 тыс. преподавателей, в том числе около 600 докторов наук, профессоров, 1900 кандидатов наук, доцентов, объединенных в 90 кафедр.
Подготовка специалиста по социальной работе началась в Костромском государственном университете имени II.А.Некрасова в 1991 году. Сегодня обучение специальности «Социальная работа», квалификации «Специалист по социальной работе» ведется в институте педагогики и психологии по очной и заочной формам. Ориентирами в организации учебного процесса является опыт социально-педагогического факультета по подготовке специалистов социально-педагогической сферы. В основу профессионального обучения и воспитания специалистов по социальной работе положены требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, отраженные в учебных планах и программах дисциплины по специальности. Большую роль в становлении
специальности «Социальная работа» в Костромском университете сыграл в свое время Комитет по делам молодежи администрации Костромской области. Этим во многом объясняется го, что одной их основных специализаций подготовки социальных работников в Костроме является социальная работа с молодежью.
Исследования, которые проводятся в КГУ им. Н. А. Некрасова, показывают, что высшая школа имеет значительный потенциал влияния на процесс разработки более эффективной системы профессиональной подготовки компетентных специалистов по социальной работе.
В связи с этим, выпускающая кафедра социальной работы сосредоточила свое внимание на исследовании проблемы научно-методического обеспечения специальности «Социальная работа». Этому способствует и качественный состав преподавателей, большинство из которых имеют базовое образование по специальности. Научный потенциал коллектива также довольно высок: в составе кафедры один доктор наук профессор, один кандидат наук профессор, семь кандидатов наук доцентов, один кандидат наук старший преподаватель и один кандидат наук ассистент.
Для того чтобы плодотворно и эффективно проводить исследование, решили определиться с предметным содержанием подготовки специалистов . Для этого уточнили границы учебных дисциплин и межпредметные связи. Результатом такой работы стало учебное пособие «Основы социальной работы», вышедшее в солидном издательстве «Академия» объемом 19 п.л. в 2004 г. с грифом Минобразования. Опыт оказался удачным: книга была переиздана 2-м (2005) и 3-м (2007) изданиями и получила высокую оценку на Всероссийском конкурсе учебной литературы по социальной работе, проводимом УМО
© Н.Ф. Басов, 2008
167
вызов России. Редактор и коллектив авторов, возглавляемый им, были отмечены Дипломом 1 степени (2008).
Близко к решению поставленной задачи по определению границ и углублению содержания учебных дисциплин, стало издание учебного пособия Н.Ф. Басова «История социальной работы» (М.: Изд,-во «Дашков и К°», 2007. 25,5 п.л.) Книга способствует созданию целостного представления о развитии социальной работы в России, позволяет проанализировать основные этапы данною процесса с древнейших времен и до наших дней, глубже раскрыть потенциальные позитивные возможности минувшего для опыта сегодняшнего дня, не игнорируя при этом извлечение уроков негативного плана, которые также являются поучительными. Все это поможет лучше понять складывающуюся современную концепцию социальной работы в России.
На протяжении последних лет внутри названного направления разрабатывались несколько тем. Одна из первых - особенности подг отовки специалистов по социальной работе в условиях университетского образования. Итогом научной работы явилось издание монографии по данной проблеме объемом 12 печатных листов. Авторами явились профессора Н.Ф. Басов и А.И. Ти-монин (Изд-во КГУ им. НА.Некрасова, 2006, объем 11 п.л.).
Важной темой изучения стала разработка содержания и научно-методических рекомендаций по междисциплинарному квалификационному экзамену и выпускной квалификационной работы. Результатом стало издание двух учебно-методических пособия по данным видам аттестации знаний выпускников, которые были изданы в 2002 (2 п.л.) и в 2007 г.г. (3 п.л.). В 2008 г. в издательстве «Дашков и К°», было выпущено учебное пособие «Социальная работа» (М., 25,5 п.л,). Оно знакомит сту дентов-выпускников с содержанием всех основных учебных дисциплин но специальности (около 20) с целью формирования у будущих специалистов по социальной работе системы профессиональных знаний. Пособие выполнено в доступной форме постановки вопросов к зачетам и экзаменам и полных ответов на них.
Большую ценность эти материалы представляют для подготовки к междисциплинарному выпускному квалификационному экзамену, завершающему процесс обучения по избранной спе-
циальности.
Особенно полезным является пособие для преподавателей учебных дисциплин в плане использования его содержания для установления межпредметных связей и устранения дублирования в изложении учебного материала, а также для составления тестов контроля знаний студентов.
Несомненно, что данное учебное пособие способствует совершенствованию системы подготовки специалистов социальной работы.
В следствие экономической депрессии, распада СССР и ослабления государственной власти в России наблюдается массовый стихийный приток мигрантов из государств ближнего и дальнего зарубежья. Впервые в своей истории Россия столкнулась с неконтролируемым перемещением мигрантов людей. По уровню миграции наша страна заняла 2 мест в мире.
Возникло множество социальных проблем, связанных с трудоустройством, жильем, лечением, обучением мигрантов. Срочно потребовались изменения в содержании подготовки будущих социальных работников с тем, чтобы учесть эти обстоятельства. Началась разработка новых специальных и факультативных курсов, новой проблематики письменных работ, обоснование содержания практики студентов в новых учреждениях и организациях.
Изучая данную проблему, кафедра пришла к выводу о необходимости использования опыта социальной работы с мигрантами в других регионах, привлечения новых научных сил. Было решено провести международную научную конференцию, посвященную комплексному изучению региональных особенностей социальной помощи мигрантам. Этот проект был поддержан Российским гуманитарным научным фондом. 12-13 октября 2005 года на базе Костромского государственного университета силами преподавателей кафедры социальной работы была проведена научно-практическая конференция.
Результатом стало издание материалов «Региональные особенности социальной адаптации мигрантов» (Изд-во КГУ им. H.A. Некрасова, 2005. 10 п.л.). Основное содержание докладов и выступлений рассматривается в книге в контексте теоретических и практических аспектов современной науки. Итоги конференции, ее материалы используются не только в учебном процессе, но и работниками административных
168
Вестник КГУ им. Н.Л. Некрасова ♦ 2008, том 14
Научно-методическое обеспечение подготовки студентов университета к социальной работе..,
служб, занимающихся поиском системного подхода к анализу проблем мигрантов и разработкой эффективных технологий их социальной поддержки.
Несмотря на наметившиеся процессы социально-экономической стабилизации в России, положение молодежи остается неустойчивым. Социальное неблагополучие отражается на состоянии здоровья этой социальной группы населения, у молодых людей наблюдается рост заболеваний, сопутствующих крайней бедности (прежде всего туберкулез). Велик процент молодых людей, не имеющих работу, половина работающей молодежи трудится не по той специальности, которую приобрела в процессе обучения, либо вовсе не имеет профессии.
Не снижается число детей - «социальных сирот», инвалидов, безнадзорных. В особо сложных условиях находятся молодые люди из числа беженцев и вынужденных переселенцев.
Отсюда у молодежи проявляются тревога, отчаяние, возмущение, вандализм, что говорит о наличии социальной напряженности среди молодых людей, ведущей, в свою очередь, к дальнейшему отчуждению от общества. Неудачи в социально адаптации молодежи и детей к новым социально-экономическим условиям проявляются в молодежной преступности, наркомании, алкоголизме, бедности, проституции, масштабы которых приобрели беспрецедентный характер.
В целом социальное положение молодежи в России отражает общее состояние общества, которое находится в переходном периоде.
Отсюда возникла потребность в углубленной подготовке студентов к социальной работе с молодежью.
Социальные потребности молодежи подкрепляются системой услуг по информационному обеспечению, образованию, трудоустройству, здравоохранению, отдыху, социальному обслуживанию, поддержкой в трудной жизненной ситуации. Социальные службы для молодежи осуществляют свою деятельность по более чем 20 направлениям. Наиболее распространены психологом гедагогичес кое консультирование молодежи, экстренная психологическая помощь по телефону, деятельность центров социальной реабилитации, социокультурные услуги, профессиональная ориентация молодежи, правовая и информационная помощь.
Российское законодательство предусматрива-
ет сеть специализированных учреждений, признанных обеспечивать экстренную поддержку молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: центры доверия, досуговые и социально-реабилитационные центры, социальные приюты для детей и подростков и т.д. Все эти учреждения нуждаются в высококвалифицированных специалистах с высшим образованием.
Начиная разработку данной проблемы, преподаватели кафедры социальной работы разработали пакет документации с обоснованием необходимости введения новой специализации -«социальная работа с молодежью». Подготовлено более десяти про!рамм дисциплин специализации. Началась разработка содержания новых курсов и научно-методических рекомендаций по их изучению. Вся эта работа была обобщена в учебном пособии для студентов «Социальная работа с молодежью». Оно получило рекомендацию Учебно-методического объединения по образованию в области социальной работы и выпущено издательством «Дашков и К0» в 2007 г. объемом 20,5 п.л.
Целью учебного пособия является вооружение студентов знаниями по важнейшим проблемам социальной работы с молодежью.
В нем раскрываются основные направления социальной работа с этой категорией населения, анализируется содержание деятельности учреждений социального обслуживания молодежи, характеризуются работа по профилактике асоциальных явлений в данной среде, содействие занятости и трудоустройству молодежи, комплексная поддержка молодой семьи, социальное служение молодежи. Особое внимание уделено социальной помощи уязвимым категориям молодежи, а также молодым мигрантам и переселенцам, анализу организации досуговой деятельности и отдыха молодых людей. Большое место отводится педагогическим и правовым основам работы с молодежью.
Для реализации обозначенного научного направления значительное внимание кафедра уделяет грантовой политике. Еще в 2000 г. мы выиграли грант Минобразования, проводимый конкурсным центром по фундаментальным исследованиям в области гуманитарных наук «Система подготовки специалистов университета к социальной деятельности» (рук. д.п.н., проф. Н.Ф. Басов).
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 4, 2008
169
Начиная с 2004 г. реализуются совместные проекты с кафедрой социальной педагогики в форме грантов по теме «Формирование социальной компетентности сельских школьников», а с 2006 по 2008 гг. по проблеме социально-педагогической деятельности в поликулыурной среде. Одновременно в 2008 г. реализуется региональный проект РГНФ по истории социальной работы «Дореволюционный опыт социальной помощи бедным в Костромском крае в конце XIX -начале XX вв.» Он на половину финансируется из средств, выделенных Администрацией нашей области. В нем принимают участие сотрудники Госархива (Л.А. Ковалева) и Костромского института повышения квалификации работников образования (к.п.н, доц. О.В. Бсрдова).
В результате совместного сотрудничества с кафедрой социальной педагогики были подготовлены нестолько учебных пособий II.Ф. Басова и В.М. Басовой «История социальной педагогики» (М.: «Академия», 2005, 2-ое изд., 2007 г. 18 пл.) и «Социальный педагог: введение в профессию» (М.: «Академия», 2006, 2-ое изд. 2008 I. 19 ы.л.), которые имеют гриф Минобрнауки и УМО по социальной работе.
Важным подспорьем в реализации избранного научно-методического направления является работа Д.П.Н., профессора Н.Ф. Басова в Учеб-но-методическом объединении вузов России по образованию в области социальной работы. Он является членом Президиума УМО, входит в
состав экспертной комиссии по присвоению грифа УМО учебной литературе, руководит экспертной комиссией по составлению федерального каталога учебной литературы и монографической литературы по социальной работе, руководит исследованием по изучению отношения работодателей к реформе высшего образования в Костромском регионе (исполнитель К.П.И., доц. С.В. Бойцова)
Довольно плодотворно члены кафедры работают с аспирантами и докторантами. Это подтверждается успешными защитами диссертационных исследований. Н.Ф. Басов утвержден ВАК РФ председателем диссертационного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций по педагогике.
Завершена работа по подготовке к печати книги о деятельности диссертационного совета по социальной педагогике.
В настоящее время кафедра приступает к научно-методическому обеспечению перехода на систему многоуровневой подготовки бакалавров и магистров социальной работы. Данный процесс потребу ет разработки новых технологии образования в условиях университета, включая формы и средства объективной аттестации знаний студентов.
Впереди еще мнош нерешенных проблем, но они посильны людям, которые одержимы идеей готовить высококвалифицированных специалистов.
Е.Е. СМИРНОВА СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ
Данная статья посвящена использованию идей гендерного подхода в социальной работе с молодежью. Автором раскрываются особенности социализации и современного образа жизни юношей и девушек, а также задачи социальной работы с мтодежью в зависимости от половой принадлежности клиента.
Современная ситуация трансформации гендерной системы российского общества актуализирует необходимость использования идей гендерного подхода во всех сферах жизнедеятельности общества и особенно в тех, от которых напрямую зависит его благополучие. Социальная работа является одной из наиболее гендерно-чувствительных сфер деятельности. Трудные жиз-
ненные ситуации клиентов специалиста по социальной работе обусловлены рядом обстоятельств, среди которых пол и восприятие его носителя окружающими нередко является одной из значимых причин их формирования.
В социальной работе с молодежью использование идей гендерного подхода в современной ситуации изменения структуры социальных
170
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова ♦ 2008, том 14
©E.L. Смирнова, 2008