Начиная с 2004 г. реализуются совместные проекты с кафедрой социальной педагогики в форме грантов по теме «Формирование социальной компетентности сельских школьников», а с 2006 по 2008 гг. по проблеме социально-педагогической деятельности в поликулыурной среде. Одновременно в 2008 г. реализуется региональный проект РГНФ по истории социальной работы «Дореволюционный опыт социальной помощи бедным в Костромском крае в конце XIX -начале XX вв.» Он на половину финансируется из средств, выделенных Администрацией нашей области. В нем принимают участие сотрудники Госархива (Л.А. Ковалева) и Костромского института повышения квалификации работников образования (к.п.н, доц. О.В. Бсрдова).
В результате совместного сотрудничества с кафедрой социальной педагогики были подготовлены нестолько учебных пособий II.Ф. Басова и В.М. Басовой «История социальной педагогики» (М.: «Академия», 2005, 2-ое изд., 2007 г. 18 пл.) и «Социальный педагог: введение в профессию» (М.: «Академия», 2006, 2-ое изд. 2008 I. 19 ы.л.), которые имеют гриф Минобрнауки и УМО по социальной работе.
Важным подспорьем в реализации избранного научно-методического направления является работа д.п.11., профессора Н.Ф. Басова в Учеб-но-методическом объединении вузов России по образованию в области социальной работы. Он является членом Президиума УМО, входит в
состав экспертной комиссии по присвоению грифа УМО учебной литературе, руководит экспертной комиссией по составлению федерального каталога учебной литературы и монографической литературы по социальной работе, руководит исследованием по изучению отношения работодателей к реформе высшего образования в Костромском регионе (исполнитель к.п.н., доц. С.В. Бойцова)
Довольно плодотворно члены кафедры работают с аспирантами и докторантами. Это подтверждается успешными защитами диссертационных исследований. Н.Ф. Басов утвержден ВАК РФ председателем диссертационного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций по педагогике.
Завершена работа по подготовке к печати книги о деятельности диссертационного совета по социальной педагогике.
В настоящее время кафедра приступает к научно-методическому обеспечению перехода на систему многоуровневой подготовки бакалавров и магистров социальной работы. Данный процесс потребу ет разработки новых технологии образования в условиях университета, включая формы и средства объективной аттестации знаний студентов.
Впереди еще мнош нерешенных проблем, но они посильны людям, которые одержимы идеей готовить высококвалифицированных специалистов.
Е.Е. СМИРНОВА СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ
Данная статья посвящена использованию идей гендерного подхода в социальной работе с молодежью. Автором раскрываются особенности социализации и современного образа жизни юношей и девушек, а также задачи социальной работы с мтодежью в зависимости от половой принадлежности клиента.
Современная ситуация трансформации гендерной системы российского общества актуализирует необходимость использования идей гендерного подхода во всех сферах жизнедеятельности общества и особенно в тех, от которых напрямую зависит его благополучие. Социальная работа является одной из наиболее гендерно-чувствительных сфер деятельности. Трудные жиз-
ненные ситуации клиентов специалиста по социальной работе обусловлены рядом обстоятельств, среди которых пол и восприятие его носителя окружающими нередко является одной из значимых причин их формирования.
В социальной работе с молодежью использование идей гендерного подхода в современной ситуации изменения структуры социальных
170
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, том 14
©Е.Ь. Смирнова, 2008
норм и ценностей приобретает особое значение. В подростковом, юношеском, молодом возрасте происходит наиболее интенсивное усвоение опыта прошлых поколений, освоение социума, определение в нем собственного места и определение жизненных перспектив.
Особенности процесса развития личности человека в подростковом и юношеском возрасте определяются такими важными событиями как формирование «Я-концепции», самоидентификация, выбор профессии, первый сексуальный опыт, создание семьи, рождение ребенка и т.д. Характер проживания, восприятия этих событий отличается в зависимости от пола и, кроме того, осложняется амбивалентностью отношения взрослых к молодым представителям того или иного гендера [1].
Период взросления и роста у современных девушек протекает значительно сложнее, чем у юношей. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, мужская роль всегда ассоциировалась и продолжает ассоциироваться с активностью, соревновательностью, была тождественна профессиональной. Представления о женской социальной роли более размыты. С одной стороны, сохраняется традиционное стереотипное отношение, в котором женщина представлена как мать, хозяйка с присущими этому статусу качествами: пассивностью, терпимостью. С другой стороны, актуальность приобрели качества, традиционно считающиеся мужскими: ум, энергичность, предприимчивость. Все это формирует проблемы выбора для молодой девушки между традиционной стереотипной и современной ролями. Сложность принятия какой-либо из этих ролей или их сочетание заключается в самой ситуации выбора.
Социальная интеграция молодежи в социально-экономических условиях индустриального и информационного развития человеческой цивилизации XXI века оказывает заметное влияние на демо1рафическую тенденцию и планирование брачно-семейных отношений [2; 3].
С точки зрения доминирующей в общественном мнении культурной идеи девочка растет, чтобы выйти замуж. В то же время к юношам в отношении подготовки к семейной жизни предъявляются гораздо менее высокие требования. Данное обстоятельство ведет к тому, что молодые мужчины становятся более безответственными по отношению к семье и «уходят» из семьи, как
в прямом, так и в переносном смысле. Кроме того, приверженность семейному образу жизни со стороны мужчины воспринимается как противоречие принятым в обществе нормам мужественности (успешности, твердости и антиженственности).
Большое количество молодых людей предпочитает жить в «гражданском браке», а не регистрировать свои отношения официально.
Множество социально-экономических преград на пути современной семьи приводит к тому, что период ее регистрации часто отодвигается к зрелым годам, порождая рост разновозрастных браков, в которых один из супругов, преимущественно муж, заметно старше молодого спутника, что компенсируется им финансово, накоплением суммы материальных благ и успешным преодолением социальных барьеров на пути создания семьи.
Смещение интересов современных женщин в сферы производства и выход из узких рамок семьи в силу различных объективных (необходимость содержать семью) и субъективных (стремление к саморазвитию, самосовершенствованию, самоутверждению) обстоятельств также не способствуют развитию брачно-семей-ных отношений среди молодежи.
Характеризуя современные отношения между мужчиной и женщиной в брачно-семейной сфере нельзя не отметить тот фаю, что в настоящее время растет число браков, и, прежде всего, молодежных, ориентированных на тенденции к восстановлению традиционных форм в психологической структуре семьи, распределении ролей, экономической и социальной взаимосвязи с внешним окружением. Данные явления, по мнению О.М. Здравомысловой и М.Ю. Арутю-нян, стали защитной стратегией выживания в кризисной ситуации [2].
С дестабилизацией отношений в семье и разрушением норм и ценностей, определяющих особенности и характер взаимоотношений между полами, связаны и такие явления, как юное отцовство и материнство и проблема насилия среди молодежи [4].
Особую социальную значимость приобретают изменения в образе жизни современной молодежи.
Сексуальное поведение современного молодого человека формируется в условиях «сексуальной революции» - снижения возраста нача-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювекология. Социокинетика, № 4, 2008
171
ла половой жизни, происходящего на фоне более терпимого отношения общества к добрачным половым связям. Однако отношение это также не является гендерно нейтральным. Сексуальность растущих мальчиков и юношей, которая параллельна развитию вторичных половых признаков и формированию их способности к полноценной половой жизни, воспринимается взрослыми как нечто нормальное и естественное. Существует мнение о том, что в этот период молодому человеку обязательно нужно приобрести сексуальный опыт, что практически всегда связано с многочисленными половыми связями. Для девушек же подобное поведение считается отклонением от нормы. Девушки всегда совершают в этом контексте двойное нарушение: по отношению к общепринятым нормам вообще (как и юноши) и по отношению к распределению половых ролей (к мужчинам и мальчикам, в том числе), поэтому их сексуальная агрессивность («реальная», а чаще всего потенциальная) вызывает большое общественное порицание.
Похожая ситуация наблюдается и в отношении проявлений девиантного поведения среди молодежи [4]. Реакция на курение, пьянство и злоупотребление наркотиками девушкой является гораздо более бурной и отрицательной, нежели чем реакция, вызванная аналогичным поведением молодого мужчины. Обычно она объясняется тем, что девушка - это будущая мать. А разве юноша не будущий отец? С точки зрения медицины давно доказано, что на процесс развития ребенка одинаково влияет как состояние здоровья матери, так и состояние здоровья отца.
Все это влияет на то, что у молодых людей, живущих в одном социальном и временном пространстве, по поводу одного и того же явления существуют различные ценностные модели и стереотипы поведения, что совсем не способствует взаимодействию и организации совместной жизнедеятельности.
В современном обществе молодым людям, находящимся вне доминирования исторически привычного гендерного деления, в социально-экономических сферах нет необходимости во внешнем поддержании старого порядка и излишней поляризации мужских и женских ролей. Своеобразным ответом молодежи на социальное устройство такого типа является формирование культуры «унисекс», в которой отсутствуют разграничения в мужском и женском поведении,
стиле одежды, привычках, сферах проявления активности и г.д. Однако такая данная тенденция тоже не является однозначной в смысле потери молодым человеком собственной индивидуальности, отказа от собственной траектории развития [5].
Беспокойство в современной ситуации развития общества вызывает и растущая гендерная асимметрия в сфере образования. Анализ данного явления за последние 15 лет, проведенный Ю.Н. Таран, свидетельс гвует о снижении уровня образованности юношей. Для юношей все более характерной становится такая стратегия получения образования, как: в общеобразовательной школе - приобретение неполного общего образования, а затем учеба в системе начального и среднего профессионального образования. Девушки склонны к приобретению общего образования в рамках общеобразовательных школ, а в профессиональной подготовке все чаще ориентируются на получение образования наиболее высокого уровня. Анализ полового состава учащихся высших учебных заведений показывает, что численность студентов-юношей возросла в 1,62 раза, а девушек - более чем в 2.
Такая ситуация, сопряженная с менее пристальным вниманием общества к соблюдению молодыми людьми социальных норм (о чем говорилось выше), и интенсивной эксплуатацией действующими политиками и имиджмейкерами классического канона темониой маскулинности обуславливает более низкий уровень социальной зрелости и ответственности у юношей. Не случайно наибольшее количество преступлений совершается молодыми людьми, большинство участников группировок, «банд» асоциальной направленности - юноши, среди людей, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью большая часть - представители мужского пола. Все большее количество юношей и молодых мужчин хотят выглядеть «по-мужски».
С другой стороны, наблюдается ярко выраженная трансформация такого традиционно мужского образа как образ солдата. Солдат, военный всегда считался образом маскулинности, а армия - школой воспитания мужественности. Теперь же солдат часто представляется как слабый и беспомощный мальчик, над которым безнаказанно издеваются его начальники и старослужащие, а единственным спасением порой становится его мама, которая может даже увез-
172
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, том 14
ти его из рядов Вооруженных сил.
Такое положение, обусловленное процессами изменения маскулинности, актуализирует необходимость оперативных действий со стороны педагогов, специалистов, работающих в молодежной сфере, но нейтрализации негативных факторов социализации в отношении молодых людей и целенаправленной работы по организации процесса их социальной адаптации в современных условиях.
Таким образом, современная ситуация развития нашего общества сопровождается интенсивными и порой абсолютно не совместимыми друг с другом изменениями в системе гендерных отношений, что не может не сказываться, в том числе и негативно, на процессе социальной интеграции молодежи. Л ведь именно от успешности последнего зависит благополучие всего общества в целом. В данной ситуации особую значимость приобретает активное использование идей гендерного подхода в практике социальной работы с молодежью, который позволяет увидеть различия интересов юношей и девушек, осознать, что явления, происходящие в обществе, решения, принимаемые в социально-экономической сфере, по-разному влияют на женское и мужское население, вызывая неодинаковые их реакции и не всегда одинаковые последствия для тех и других.
Среди основных направлений социальной работы, которые в первую очередь, требуют вне-
дрения гендерного подхода в практику ее осуществления, можно выделить: социальную работу с молодой семьей, социальную профилактику раннего материнства и отцовства, профилактику девиантного поведения молодежи, социальную адаптацию молодежи в современных социально-экономических условиях индустриального и информационного общества.
Библиографический список:
1. Бери Ш. Гендерная психология. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНЛК, 2002.
2. Введение в гендерные исследования: учеб. пособие для студентов вузов / Костикова И.В. и др.; под обш. ред. И.В. Костиковой. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Аспект Пресс, 2005.
3. Гендерная социализация в современном обществе: взгляд молодежи: Материалы межвузовской науч.-практ. студенческой конференции (23-24 марта 2006г.) / ред. и сост. В.А. Фокин, Т.П. Лысенко. - Тула: Изд-во Тул. гос. не д. унта им. Л.Н, Толстого, 2006.
4. Зубкова Т. С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
5. Омельченко Е, Молодежные культуры и субкультуры, — М.: Издательство «Институт социологии РАН», 2000.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 4, 2008
173