Научная статья на тему 'Гендерные особенности социальной работы с молодежью'

Гендерные особенности социальной работы с молодежью Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2406
398
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ / ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ / GENDER APPROACH / SOCIAL WORK WITH YOUTH / GENDER ROLES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Смирнова Екатерина Евгеньевна

Статья посвящена использованию гендерного подхода в социальной работе с молодежью. Автором раскрываются особенности социальной интеграции современной молодежи и направления социальной работы с юношами и девушками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender characteristics of social work with youth

The article is devoted to gender mainstreaming in social work with young people. Features of social integration of modern youth and the direction of social work with boys and girls are disclosed by the author.

Текст научной работы на тему «Гендерные особенности социальной работы с молодежью»

УДК 364.04

Смирнова Екатерина Евгеньевна

кандидат педагогических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

Статья посвящена использованию гендерного подхода в социальной работе с молодежью. Автором раскрываются особенности социальной интеграции современной молодежи и направления социальной работы с юношами и девушками.

Ключевые слова: гендерный подход, социальная работа с молодежью, гендерные роли.

В современной ситуации изменения структуры социальных норм и ценностей использование идей гендерного подхода в социальной работе с молодежью приобретает особое значение. Молодое поколение является одновременно и наследником прошлого, и созидателем будущего. Именно в подростковом, юношеском, молодом возрасте происходит наиболее интенсивное усвоение опыта прошлых поколений, освоение социума, определение в нем собственного места и определение жизненных перспектив. От того, насколько успешным будет процесс социализации и интеграции в общество, в ходе которых решаются эти задачи, зависит будущее этих молодых людей и страны в целом.

На современном этапе развития общества наблюдаются изменения в системе гендерных отношений, порой абсолютно не совместимые друг с другом. С одной стороны, вследствие осложнения экономического и политического положения в стране происходит маскулинизация общественных отношений. Возникает потребность независимо от пола проявлять такие качества, которые определяются как присущие мужскому гендерному стереотипу - агрессия, настойчивость, целеустремленность, физическая и духовная сила и др. С другой стороны, очень четко наметился переход от пат-риархатного общества с господством мужчин к би-архатному, в котором мужское и женское начало в общественной жизни сбалансированы. В то же время результаты многочисленных исследований в области гендерной проблематики показывают то, что гендерные отношения в нашей стране продолжают оставаться асимметричными [6].

По данным Росстата на начало 2010 года, в России проживает 33,009 миллиона молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 23,3% от общего количества населения страны. Количество юношей и девушек в данной группе является примерно одинаковым, в возрасте до 20-23 лет количество молодых людей на 5-6% превышает количество девушек, а потом начинает сокращаться [5]. Данный факт не может не быть предметом беспокойства органов власти нашей страны и представителей ведомств, от деятельности которых зависит сохранение населения, в том числе и специалистов сферы социальной работы.

Особенности процесса развития личности человека в подростковом и юношеском возрасте определяются такими важными событиями, как формирование «Я-концепции», самоидентификация, выбор профессии, первый сексуальный опыт, создание семьи, рождение ребенка и т.д. Характер проживания, восприятия этих событий отличается в зависимости от пола и, кроме того, осложняется амбивалентностью отношения взрослых к молодым представителям того или иного гендера [2].

Период взросления и роста у современных девушек протекает значительно сложнее, чем у юношей. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, мужская роль всегда ассоциировалась и продолжает ассоциироваться с активностью, соревновательностью, была тождественна профессиональной. Отцовство и профессия, экономическая самостоятельность и семейная жизнь в обстоятельствах мужской биографии не являются противоречиями, которые необходимо отвоевывать и удерживать вопреки условиям в семье и обществе, более того, в традиционной мужской роли их соединимость задана и обеспечена. В связи с чем юноши проявляют большую адаптивность к изменениям, сопутствующим трансформации общества, опираясь на личные качества и способности.

Представления о женской социальной роли более размыты. С одной стороны, сохраняется традиционное стереотипное отношение, в котором женщина представлена как мать, хозяйка с присущими этому статусу качествами: пассивностью, терпимостью. С другой стороны, демографическое высвобождение, деквалификация домашнего труда, предупреждение беременности, участие в образовании и профессиональной деятельности показывают степень освобождения женщин от стереотипов их гендерной роли. Все это формирует проблемы выбора для молодой девушки между традиционной стереотипной и современной ролями. Сложность принятия какой-либо из этих ролей или их сочетания заключается в самой ситуации выбора. Реальное положение женщин дополнительно усугубляется обратной зависимостью от материнства. Дети становятся как бы желаемыми «препятствиями» в профессиональной конкурентной борьбе и соблазнами для осознанного решения против экономической самостоятельности и карьеры.

© Смирнова Е.Е., 2013

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013

167

Социальная интеграция молодежи в социальноэкономических условиях индустриального и информационного развития человеческой цивилизации XXI века оказывает заметное влияние на демографическую тенденцию и планирование брачно-семейных отношений [6].

Большое количество молодых людей (около 30%) предпочитает жить в «гражданском браке», а не регистрировать свои отношения официально. Популярным становится европейский тип брака, особенностью которого является относительно позднее вступление в брак (после 24-28 лет). Вместе с этим увеличивается и доля лиц, никогда не состоявших в браке, а также количество внебрачных рождений, особенно у женщин до 20 лет [8].

Проблема юного материнства (матерей-женщин в возрасте 10-19 лет) в последние десятилетия становится все более актуальной. Уровень рождаемости в подростковом возрасте, в том числе внебрачной рождаемости, за последние 20 лет увеличился с 8,4% до 17,8% [4]. Факторами риска в этом случае являются возможные нарушения социализации и развитие девиаций материнского поведения у юной женщины. В этом возрасте не завершен процесс получения образования, что говорит о низком потенциале личностного и профессионального роста юных матерей.

Одним из наиболее распространенных способов оказания помощи данной категории является социальная реабилитация юных матерей, в которой выделяются социальный, психокоррекционный, медицинский, профориентационный и правовой аспекты. Во многих регионах Российской Федерации уже накоплен определенный опыт осуществления социальной работы с данной категорией (Центр социальной поддержки и защиты граждан «Милосердие» (Алтайский край), приют «Маленькая мама» (г. Санкт-Петербург), программа «Здоровая семья - здоровое поколение» (Архангельская область).

Работа по оказанию социальной поддержки данной категории осложняется отсутствием нормативно-правовой базы. На уровне государства пока не принято ни одной целевой программы, ни одного нормативного документа, который бы определял основы и правовое поле работы с юными матерями. Важным шагом на пути решения данной проблемы может стать официальное введение такой социальной категории, как «несовершеннолетние матери».

Кроме реабилитационной работы, важным направлением социальной работы является профилактика раннего материнства и отцовства, в которой важное значение имеет половое воспитание. По мнению специалистов, наиболее эффективно половое воспитание может быть осуществлено в рамках соответствующих просветительных программ в образовательных, медицинских и социальных учреждениях.

Особую социальную значимость приобретают изменения в образе жизни современной молодежи, которые становятся объектом пристального внимания специалистов, работающих с данной категорией [3; 7].

Сексуальное поведение современного молодого человека формируется в условиях «сексуальной революции» - снижения возраста начала половой жизни, происходящего на фоне более терпимого отношения общества к добрачным половым связям. Это отношение также не является гендерно нейтральным. Среди молодежи сохраняется двойной стандарт в отношении к сексуальному дебюту: юноши вообще терпимее девушек, и оба пола терпимее к юношам, чем к девушкам. Более раннее начало половой жизни юношей подтверждается их положительным отношением к сексуальным связям до брака - 68,4% (у девушек - 47%) [8].

Похожая ситуация наблюдается и в отношении проявлений девиантного поведения среди молодежи. Реакция на курение, пьянство и злоупотребление наркотиками девушкой является гораздо более бурной и отрицательной, нежели реакция, вызванная аналогичным поведением молодого мужчины.

Своеобразным ответом молодежи на происходящие в структуре общества изменения является формирование культуры «унисекс», в которой отсутствуют разграничения в мужском и женском поведении, стиле одежды, привычках, сферах проявления активности и т.д. Однако такая данная тенденция тоже не является однозначной в смысле потери молодым человеком собственной индивидуальности, отказа от собственной траектории развития, более активное участие девушек в деятельности хулиганских и бандитских группировок.

В современной ситуации развития общества наблюдается также растущая гендерная асимметрия в сфере образования. Ориентация на образование проявляется больше у девушек - 20,7% (у юношей - 16,3%) [8], что может, с одной стороны, рассматриваться как положительная тенденция в изменении гендерной стратификации рынка труда, обеспечивающая реализацию стремления молодых женщин к активной социальной деятельности, а с другой - свидетельствовать о снижении уровня образования юношей.

Такая ситуация, сопряженная с менее пристальным вниманием общества к соблюдению молодыми людьми социальных норм (о чем говорилось выше), и интенсивной эксплуатацией классического канона гегемонной маскулинности, обуславливает более низкий уровень социальной зрелости и ответственности у юношей. Не случайно наибольшее количество преступлений совершается молодыми людьми, большинство участников группировок, «банд» асоциальной направленности - юноши, среди людей, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью большая часть - представители мужского пола.

168

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013

Таким образом, современная ситуация развития общества сопровождается интенсивными и часто не совместимыми друг с другом изменениями в системе гендерных отношений, что не может не сказываться, в том числе и негативно, на процессе социальной интеграции молодежи. В данной ситуации перспективным представляется использование идей гендерного подхода в социальной работе с молодежью, который позволяет увидеть различия интересов юношей и девушек, осознать, что явления, происходящие в обществе, решения, принимаемые в социально-экономической сфере, по-разному влияют на женское и мужское население, вызывая неодинаковые их реакции и не всегда одинаковые последствия для тех и других.

Учет гендерного фактора в государственной молодежной политике может иметь несколько направлений: внедрение в социальные программы мер по защите специфических интересов молодежи разного пола; применение специальных социальных технологий по вовлечению молодежи в различные сферы деятельности: политику, армию; формирование специализированных программ поддержки занятости и обучения (переобучения) молодых женщин; формирование системы пропаганды, направленной на преодоление гендерных стереотипов и создание позитивного общественного мнения об эгалитарных отношениях в обществе.

Библиографический список

1. Гендерная психология. Практикум. - 2-е изд. / под ред. И.С. Клециной. - СПб.: Питер, 2009.

2. Гендерология и феминология: учеб. пособие / под ред. Л.Д. Ерохиной. - М.: Наука; Флинта,

2009.

3. Ильин Е.П. Пол и гендер. - СПб.: Питер, 2010.

4. Кон И. Мужчина в меняющемся мире. - М.: Время, 2009.

5. Молодежь в России. 2010: стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. - М.: ИИЦ «Статистика России»,

2010. - С. 9.

6. Петрова Р.Г. Гендерология и феминология: учеб. пособие. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»,

2009.

7. Юзефавичус Т.А. Проблемы социальной работы с молодежью: учеб. для студ. учреждений высшего проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.

8. Явон С.В. Динамика социальной роли молодежи: Автореф. дис. ... д-ра социол. наук. - М.,

2010.

9. Социальная работа с молодежью: учеб. пособие / под ред. Н.Ф. Басова. - 4-е изд. - М., 2012.

10. Технологии социальной работы с молодежью. учеб. пособие / под. ред. Н.Ф. Басова. - М.: Кнорус, 2013.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013

169

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.