УДК 364.04
Смирнова Екатерина Евгеньевна
кандидат педагогических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ
Статья посвящена использованию гендерного подхода в социальной работе с молодежью. Автором раскрываются особенности социальной интеграции современной молодежи и направления социальной работы с юношами и девушками.
Ключевые слова: гендерный подход, социальная работа с молодежью, гендерные роли.
В современной ситуации изменения структуры социальных норм и ценностей использование идей гендерного подхода в социальной работе с молодежью приобретает особое значение. Молодое поколение является одновременно и наследником прошлого, и созидателем будущего. Именно в подростковом, юношеском, молодом возрасте происходит наиболее интенсивное усвоение опыта прошлых поколений, освоение социума, определение в нем собственного места и определение жизненных перспектив. От того, насколько успешным будет процесс социализации и интеграции в общество, в ходе которых решаются эти задачи, зависит будущее этих молодых людей и страны в целом.
На современном этапе развития общества наблюдаются изменения в системе гендерных отношений, порой абсолютно не совместимые друг с другом. С одной стороны, вследствие осложнения экономического и политического положения в стране происходит маскулинизация общественных отношений. Возникает потребность независимо от пола проявлять такие качества, которые определяются как присущие мужскому гендерному стереотипу - агрессия, настойчивость, целеустремленность, физическая и духовная сила и др. С другой стороны, очень четко наметился переход от пат-риархатного общества с господством мужчин к би-архатному, в котором мужское и женское начало в общественной жизни сбалансированы. В то же время результаты многочисленных исследований в области гендерной проблематики показывают то, что гендерные отношения в нашей стране продолжают оставаться асимметричными [6].
По данным Росстата на начало 2010 года, в России проживает 33,009 миллиона молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 23,3% от общего количества населения страны. Количество юношей и девушек в данной группе является примерно одинаковым, в возрасте до 20-23 лет количество молодых людей на 5-6% превышает количество девушек, а потом начинает сокращаться [5]. Данный факт не может не быть предметом беспокойства органов власти нашей страны и представителей ведомств, от деятельности которых зависит сохранение населения, в том числе и специалистов сферы социальной работы.
Особенности процесса развития личности человека в подростковом и юношеском возрасте определяются такими важными событиями, как формирование «Я-концепции», самоидентификация, выбор профессии, первый сексуальный опыт, создание семьи, рождение ребенка и т.д. Характер проживания, восприятия этих событий отличается в зависимости от пола и, кроме того, осложняется амбивалентностью отношения взрослых к молодым представителям того или иного гендера [2].
Период взросления и роста у современных девушек протекает значительно сложнее, чем у юношей. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, мужская роль всегда ассоциировалась и продолжает ассоциироваться с активностью, соревновательностью, была тождественна профессиональной. Отцовство и профессия, экономическая самостоятельность и семейная жизнь в обстоятельствах мужской биографии не являются противоречиями, которые необходимо отвоевывать и удерживать вопреки условиям в семье и обществе, более того, в традиционной мужской роли их соединимость задана и обеспечена. В связи с чем юноши проявляют большую адаптивность к изменениям, сопутствующим трансформации общества, опираясь на личные качества и способности.
Представления о женской социальной роли более размыты. С одной стороны, сохраняется традиционное стереотипное отношение, в котором женщина представлена как мать, хозяйка с присущими этому статусу качествами: пассивностью, терпимостью. С другой стороны, демографическое высвобождение, деквалификация домашнего труда, предупреждение беременности, участие в образовании и профессиональной деятельности показывают степень освобождения женщин от стереотипов их гендерной роли. Все это формирует проблемы выбора для молодой девушки между традиционной стереотипной и современной ролями. Сложность принятия какой-либо из этих ролей или их сочетания заключается в самой ситуации выбора. Реальное положение женщин дополнительно усугубляется обратной зависимостью от материнства. Дети становятся как бы желаемыми «препятствиями» в профессиональной конкурентной борьбе и соблазнами для осознанного решения против экономической самостоятельности и карьеры.
© Смирнова Е.Е., 2013
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013
167
Социальная интеграция молодежи в социальноэкономических условиях индустриального и информационного развития человеческой цивилизации XXI века оказывает заметное влияние на демографическую тенденцию и планирование брачно-семейных отношений [6].
Большое количество молодых людей (около 30%) предпочитает жить в «гражданском браке», а не регистрировать свои отношения официально. Популярным становится европейский тип брака, особенностью которого является относительно позднее вступление в брак (после 24-28 лет). Вместе с этим увеличивается и доля лиц, никогда не состоявших в браке, а также количество внебрачных рождений, особенно у женщин до 20 лет [8].
Проблема юного материнства (матерей-женщин в возрасте 10-19 лет) в последние десятилетия становится все более актуальной. Уровень рождаемости в подростковом возрасте, в том числе внебрачной рождаемости, за последние 20 лет увеличился с 8,4% до 17,8% [4]. Факторами риска в этом случае являются возможные нарушения социализации и развитие девиаций материнского поведения у юной женщины. В этом возрасте не завершен процесс получения образования, что говорит о низком потенциале личностного и профессионального роста юных матерей.
Одним из наиболее распространенных способов оказания помощи данной категории является социальная реабилитация юных матерей, в которой выделяются социальный, психокоррекционный, медицинский, профориентационный и правовой аспекты. Во многих регионах Российской Федерации уже накоплен определенный опыт осуществления социальной работы с данной категорией (Центр социальной поддержки и защиты граждан «Милосердие» (Алтайский край), приют «Маленькая мама» (г. Санкт-Петербург), программа «Здоровая семья - здоровое поколение» (Архангельская область).
Работа по оказанию социальной поддержки данной категории осложняется отсутствием нормативно-правовой базы. На уровне государства пока не принято ни одной целевой программы, ни одного нормативного документа, который бы определял основы и правовое поле работы с юными матерями. Важным шагом на пути решения данной проблемы может стать официальное введение такой социальной категории, как «несовершеннолетние матери».
Кроме реабилитационной работы, важным направлением социальной работы является профилактика раннего материнства и отцовства, в которой важное значение имеет половое воспитание. По мнению специалистов, наиболее эффективно половое воспитание может быть осуществлено в рамках соответствующих просветительных программ в образовательных, медицинских и социальных учреждениях.
Особую социальную значимость приобретают изменения в образе жизни современной молодежи, которые становятся объектом пристального внимания специалистов, работающих с данной категорией [3; 7].
Сексуальное поведение современного молодого человека формируется в условиях «сексуальной революции» - снижения возраста начала половой жизни, происходящего на фоне более терпимого отношения общества к добрачным половым связям. Это отношение также не является гендерно нейтральным. Среди молодежи сохраняется двойной стандарт в отношении к сексуальному дебюту: юноши вообще терпимее девушек, и оба пола терпимее к юношам, чем к девушкам. Более раннее начало половой жизни юношей подтверждается их положительным отношением к сексуальным связям до брака - 68,4% (у девушек - 47%) [8].
Похожая ситуация наблюдается и в отношении проявлений девиантного поведения среди молодежи. Реакция на курение, пьянство и злоупотребление наркотиками девушкой является гораздо более бурной и отрицательной, нежели реакция, вызванная аналогичным поведением молодого мужчины.
Своеобразным ответом молодежи на происходящие в структуре общества изменения является формирование культуры «унисекс», в которой отсутствуют разграничения в мужском и женском поведении, стиле одежды, привычках, сферах проявления активности и т.д. Однако такая данная тенденция тоже не является однозначной в смысле потери молодым человеком собственной индивидуальности, отказа от собственной траектории развития, более активное участие девушек в деятельности хулиганских и бандитских группировок.
В современной ситуации развития общества наблюдается также растущая гендерная асимметрия в сфере образования. Ориентация на образование проявляется больше у девушек - 20,7% (у юношей - 16,3%) [8], что может, с одной стороны, рассматриваться как положительная тенденция в изменении гендерной стратификации рынка труда, обеспечивающая реализацию стремления молодых женщин к активной социальной деятельности, а с другой - свидетельствовать о снижении уровня образования юношей.
Такая ситуация, сопряженная с менее пристальным вниманием общества к соблюдению молодыми людьми социальных норм (о чем говорилось выше), и интенсивной эксплуатацией классического канона гегемонной маскулинности, обуславливает более низкий уровень социальной зрелости и ответственности у юношей. Не случайно наибольшее количество преступлений совершается молодыми людьми, большинство участников группировок, «банд» асоциальной направленности - юноши, среди людей, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью большая часть - представители мужского пола.
168
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013
Таким образом, современная ситуация развития общества сопровождается интенсивными и часто не совместимыми друг с другом изменениями в системе гендерных отношений, что не может не сказываться, в том числе и негативно, на процессе социальной интеграции молодежи. В данной ситуации перспективным представляется использование идей гендерного подхода в социальной работе с молодежью, который позволяет увидеть различия интересов юношей и девушек, осознать, что явления, происходящие в обществе, решения, принимаемые в социально-экономической сфере, по-разному влияют на женское и мужское население, вызывая неодинаковые их реакции и не всегда одинаковые последствия для тех и других.
Учет гендерного фактора в государственной молодежной политике может иметь несколько направлений: внедрение в социальные программы мер по защите специфических интересов молодежи разного пола; применение специальных социальных технологий по вовлечению молодежи в различные сферы деятельности: политику, армию; формирование специализированных программ поддержки занятости и обучения (переобучения) молодых женщин; формирование системы пропаганды, направленной на преодоление гендерных стереотипов и создание позитивного общественного мнения об эгалитарных отношениях в обществе.
Библиографический список
1. Гендерная психология. Практикум. - 2-е изд. / под ред. И.С. Клециной. - СПб.: Питер, 2009.
2. Гендерология и феминология: учеб. пособие / под ред. Л.Д. Ерохиной. - М.: Наука; Флинта,
2009.
3. Ильин Е.П. Пол и гендер. - СПб.: Питер, 2010.
4. Кон И. Мужчина в меняющемся мире. - М.: Время, 2009.
5. Молодежь в России. 2010: стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. - М.: ИИЦ «Статистика России»,
2010. - С. 9.
6. Петрова Р.Г. Гендерология и феминология: учеб. пособие. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»,
2009.
7. Юзефавичус Т.А. Проблемы социальной работы с молодежью: учеб. для студ. учреждений высшего проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
8. Явон С.В. Динамика социальной роли молодежи: Автореф. дис. ... д-ра социол. наук. - М.,
2010.
9. Социальная работа с молодежью: учеб. пособие / под ред. Н.Ф. Басова. - 4-е изд. - М., 2012.
10. Технологии социальной работы с молодежью. учеб. пособие / под. ред. Н.Ф. Басова. - М.: Кнорус, 2013.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013
169