Научная статья на тему 'Использование ресурса самостоятельной работы в развитии социальной компетентности бакалавров'

Использование ресурса самостоятельной работы в развитии социальной компетентности бакалавров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / COMPETENCY / COMPETENCES / SOCIAL COMPETENCY / EDUCATIONAL PROGRAM / FREE WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Басов Николай Фёдорович

В статье характеризуются возможности использования ресурса самостоятельной работы в развитии социальной компетентности будущих бакалавров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Free work resource use in the development of Bachelors'' social competence development

The article characterizes the possibility of use of the resource of free work in the development of social competence of prospective undergraduates.

Текст научной работы на тему «Использование ресурса самостоятельной работы в развитии социальной компетентности бакалавров»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378

Басов Николай Федорович

доктор педагогических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

abba99@yandex.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ

В статье характеризуются возможности использования ресурса самостоятельной работы в развитии социальной компетентности будущих бакалавров.

Ключевые слова: компетентность, компетенции, социальная компетентность, образовательная программа, самостоятельная работа.

В глоссарии терминов профессионального образования компетенция определяется как способность человека переносить знания и умения, а компетентность - знание и понимание как действовать, как оперативно применять знания к конкретным ситуациям. Важно и то, что компетентность проявляется в практической деятельности, а ее уровень может постоянно повышаться под влиянием дальнейшего профессионального обучения и профессионального опыта.

В стандарте высшего профессионального образования третьего поколения под компетенцией понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Подготовка бакалавров социальной работы строится на базе основной образовательной программы и направлена на подготовку выпускника способного осуществлять профессиональную деятельность в государственной службе занятости, медико-социальной экспертизе; миграционной службе; МЧС; в системах: пенитенциарной, пенсионного обеспечения, социального обслуживания, социального страхования, социальной защиты и пр. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки Социальная работа (квалификация (степень) «бакалавр».

Социальная значимость основной образовательной программы высшего профессионального образования состоит в обеспечении подготовки бакалавра, способного реализовать основные виды профессиональной деятельности: социально-технологическую, организационно-управленческую, исследовательскую, социально-проектную.

Таким образом, цель основной образовательной программы по направлению подготовки Социальная работа (квалификация (степень) «бакалавр») заключается в том, чтобы на основе компе-тентностного подхода обеспечить подготовку высококвалифицированных профессионалов, отвечающих современным требованиям общества.

Выпускник по направлению подготовки «Социальная работа» с квалификацией «бакалавр» в процессе освоения основной образовательной программы должен обладать как общекультурными (ОК), так и профессиональными (ПК) компетенциями. Последние, в свою очередь, включают социально-технологические, исследовательские и социально-проектные компетенции.

Социально-технологические компетенции предполагают формирование готовности к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества (ПК-1); способности обеспечивать высокий уровень социальной культуры технологий социальной защиты слабых слоев населения, медико-социальной поддержки, благополучии (ПК-2); готовности к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации (ПК-3); готовности к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам (ПК-4); способности к созданию социально и психологически благоприятной среды в социальных организациях и службах (ПК-5); способности к инновационной деятельности в социальной сфере, оптимизации ее сочетания с традиционной культурой личной и общественной жизни (ПК-6); быть готовым решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента (ПК-7); готовности к предупреждению и профилактике личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального «выгорания» (ПК-8); способности целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи населению (ПК-9); способности осуществлять оценку качества социальных ус-

луг на основе достижений современной квалимет-рии и стандартизации (ПК-10); способности к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровней (ПК-11); готовности соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности (ПК-12);

Исследовательские компетенции предполагают формирование способности исследовать особенности культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп (ПК-13); способности анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп (ПК-14); способности выявлять, формулировать и разрешать проблемы в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи (ПК-15); способности определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в процессе обеспечения социального благополучия (ПК-16); готовности к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья (ПК-17); способности составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований (ПК-18); готовности представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-19); способности к осуществлению прогнозирования, проектирования, моделирования и экспертной оценки социальных процессов и явлений в области психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи (ПК-20); способности к участию в работе научных коллективов, проводящих исследования по различным направлениям обеспечения социального благополучия (ПК-21).

Организационно-управленческие компетенции предполагают формирование высокой социальной культуры управленческой деятельности работников учреждений социальной защиты, кадров, содействующих социальному благополучию граждан своей страны (ПК-22); способности учитывать в процессе осуществления организационно-управленческой деятельности особенности национально-культурного, половозрастного и социально-классового положения граждан, нуждающихся в помощи, обеспечении благополучия (ПК-23); способности к координации деятельности по выявлению лиц, нуждающихся в социальной защите, медико-соци-

альной помощи (ПК-24); способности к организационно-управленческой работе в подразделениях социальных учреждений и служб (ПК-25); готовности к координации психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы различных организаций, учреждений и предприятий, а также деятельности различных специалистов в решении задач социальной защиты населения (ПК-26); способности к работе с персоналом предприятий в учреждениях социальной сферы, к планированию и координации деятельности по решению актуальных задач социальной работы, медико-социальной помощи (ПК-27); готовности к управлению проведением деловых переговоров в области организации работы по социальному обслуживанию населения (ПК-28); способности разрабатывать предложения по повышению эффективности системы мотивации труда специалистов учреждений социальной защиты населения, анализировать и разрабатывать предложения по повышению эффективности системы контроля их деятельности (ПК-29).

Социально-проектные компетенции предполагают формирование готовности к обеспечению высокой социальной культуры своего участия в социально-инженерной и социально-проектной деятельности учреждений, участвующих в решении проблем социальной защиты, благополучия населения (ПК-30); способности учитывать специфику национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, половозрастных и социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы (ПК-31); готовности к разработке инновационных социальных проектов в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики, обеспечения социального благополучия, медико-социальной помощи (ПК-32); способности участвовать в пилотных проектах по созданию инновационных площадок учреждений в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы (ПК-33); готовности разрабатывать комплексные и индивидуальные социальные проекты для привлечения дополнительных финансовых средств (фандрайзинг) (ПК-34); способности создавать социальные проекты для работы в трудных жизненных ситуациях, для обеспечения физического, психического и социального здоровья людей (ПК-35).

Решение проблем качества профессионального обучения и воспитания в учреждениях высшего профессионального образования в условиях его модернизации связывается с формированием у обучающихся и такой ключевой компетентности как социальная.

Термин «социальная компетентность» встречается во многих публикациях, начиная со второй половины двадцатого века. Однако трактуется она

по-разному. Н.Ф. Басов, В.М. Басова и Е.О. Глуш-кова рассматривают ее как интегративное качество личности, которое соединяет в себе ценностное понимание социальной действительности, категориальные конкретные социальные знания, необходимые для успешного осуществления человеком социальных технологий, субъектные качества личности и личные умения реализовывать социальные технологии в главных сферах жизнедеятельности человека [1; 6; 7].

Вышесказанное предполагает, что такая деятельность в развитии социальной компетентности у будущих бакалавров социальной работы предполагает активную самостоятельную работу студентов.

В справочной литературе самостоятельная работа определяется как такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности обучающегося во всех структурных компонентах - от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер. Самостоятельная работа осуществляется как на лекциях, семинарских занятиях, так и вне аудитории, особенно при подготовке к практическим занятиям, выполнении письменных работ (рефератов, курсовых и квалификационных работ).

Самостоятельная работа вырабатывает у студентов психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач.

В этой связи, основными задачами деятельности кафедры по организации самостоятельной работы обучаемых являются:

- создание условий для реализации единого подхода к организации самостоятельной работы студентов по всем учебным дисциплинам в рамках направления подготовки «Социальная работа»;

- способствовать формированию у студентов навыков самостоятельной учебной, научно-исследовательской и практической работы;

- содействовать развитию и углублению профессиональных научных и практических интересов студентов по избранному направлению;

- способствовать формированию профессионально-значимых качеств, знаний, умений и навыков будущих бакалавров социальной работы;

- создать своеобразную модель самостоятельной работы студентов по базовым и вариативным дисциплинам, с учетом избранного профиля - «социальная работа с молодежью», обеспечить научно-методическое обеспечение ее реализации.

Важно понять и то, что реализация общей модели самостоятельной работы обучающихся, превращение ее в систему потребует увеличения доли самостоятельной работы студентов в учебном про-

цессе, модернизации учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для более глубокого самостоятельного освоения учебного материала. В этой связи, возрастает та часть работы преподавателей кафедры, которая находит отражение в специальном разделе, касающемся основной образовательной программы: самостоятельной работы студентов.

Создание единой системы самостоятельной работы по направлению подготовки «Социальная работа» предполагает: переработку учебных программ с целью увеличения доли самостоятельной работы студента над изучаемым материалом; включения тем, выносимых для самостоятельного изучения, в том числе и с помощью компьютерных методических средств. При этом должна учитываться обеспеченность тем и разделов учебной литературой и ее доступность для всех обучающихся; оптимизация методов обучения, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, активное использование информационных технологий, позволяющих студенту в свободное для него время осваивать учебный материал; совершенствовать систему текущей контрольной работы студентов, широкое внедрение компьютеризированного тестирования; совершенствование проведения учебной и профессиональной практик и научно-исследовательской работы студентов; модернизация системы выполнения письменных творческих работ (курсовых, квалификационных).

Первым направлением деятельности кафедры по обеспечению самостоятельной работы студентов является организационно-методическая работа.

В целом самостоятельная работа студентов в соответствии с государственными образовательными стандартами по направлению подготовки «Социальная работа» должна составлять не менее 60% времени (очная форма обучения), предусмотренного для выполнения основной образовательной программы.

Она включает в себя: подготовку к аудиторным занятиям (лекциям, практическим, семинарским, лабораторным и др.) и выполнение соответствующих заданий; самостоятельную работу над отдельными темами учебных дисциплин в соответствии с учебно-тематическими планами; подготовку к практикам и выполнение заданий, предусмотренных практиками; выполнение письменных контрольных и курсовых работ; подготовку ко всем видам контрольных испытаний, в том числе курсовым, цикловым и комплексным экзаменам и зачетам; подготовку к итоговой государственной аттестации, в том числе выполнение выпускной квалификационной (дипломной) работы; деятельность в студенческих научных обществах, кружках, семинарах; участие в работе факультативов; спецсеминаров; участие в научной и научно-методической работе кафедры и других учебно-научных подраз-

делениях вуза; участие в научных и научно-практических конференциях, семинарах, конгрессах; другие виды деятельности, организуемой и осуществляемой кафедрой и органами студенческого самоуправления.

Вторым важным направлением обеспечения самостоятельной работы студентов является создание условий для самостоятельной работы. Одно из них - материально-техническое и информационное-техническое обеспечение самостоятельной работы студентов, которое включает в себя; компьютерный класс с возможностями Internet; базы практик в соответствии с заключенными договорами; аудитории для самоподготовки; учебную и учебно-методическую литературу, разработанную с учетом увеличения доли самостоятельной работы студентов, иные материалы.

Организаторская работа кафедры включает налаживание работы методического кабинета, где хранятся методические материалы, графики консультаций, планы семинарских занятий, темы рефератов, курсовых и квалификационных работ, списки дополнительной литературы, программы дисциплин к государственному экзамену, периодика. Здесь организуются стенды, выставки в помощь студенту, методические рекомендации по организации самостоятельной работы, работой над книгой и т.д. Здесь же выставляются лучшие письменные работы студентов: рефераты, спецсеминарские, курсовые и квалификационные работы. Кабинет рекомендует студентам методическую литературу для самостоятельной работы при подготовке к практическим занятиям, написании рефератов, курсовых и квалификационных работ.

Третье направление обеспечения выпускающей кафедрой самостоятельной работы будущих бакалавров является организация такой деятельности студента, которая включает в себя: разработку необходимой документации, регламентирующей самостоятельную деятельность студентов, в том числе вузовского положения о самостоятельной работе студентов; определение соотношения самостоятельной и аудиторной работы студентов по изучению учебных дисциплин, а также отдельных разделов и тем с учетом наличия, доступности и качества учебных и научных изданий, используемых при их изучении, уровня сложности дисциплины или раздела темы; увеличение доли самостоятельной работы студентов и соответствующее снижение аудиторной нагрузки преподавателей, которое должно сопровождаться адекватным увеличением количества академических часов, отводимых на контроль знаний студентов (контроль самостоятельной работы), текущие групповые и индивидуальные консультации, индивидуальную работу со студентами, разработку учебно-методических и учебных материалов; в рамках подготовки студентов к самостоятельной учебной и научно-методической

работе и с целью выработки у них первичных навыков самостоятельной работы целесообразна подготовка факультатива «Организация самостоятельной работы студента» (в первом семестре первого курса до 40 академических часов, в т.ч. до 20 акад. час. - аудиторно) или специальную вводную лекцию по каждой изучаемой дисциплине; организацию и контроль хода и содержания учебной самостоятельной работы и ее соответствия с графиками и технологическими картами учебного процесса.

Четвертое направление обеспечения кафедрой социальной работы самостоятельной работы включает выработку основных требований к этому виду работы студентов. Они сводятся к следующим положениям: самостоятельная работа должна быть выполнена лично студентом или являться самостоятельно выполненной частью коллективной работы, представлять собой законченную разработку (законченный этап разработки), в которой раскрываются и анализируются актуальные проблемы социальной работы и ее отдельных аспектов (актуальные проблемы изучаемой дисциплины и соответствующей сферы практической деятельности); демонстрировать достаточную компетентность автора в раскрываемых вопросах; иметь учебную, научную и/или практическую направленность и значимость (для учебной работы); содержать определенные элементы новизны (для научно- исследовательской работы). Самостоятельная письменная работа оформляется в соответствии с требованиями, принятыми госстандартом с учетом дополнительных требований вуза.

Пятое направление обеспечения выпускающей кафедрой самостоятельной работы студентов включает ее учебно-методическое сопровождение, которое предполагает подготовку материалов и изданий, включающих в себя рекомендации по самостоятельной работе студентов над изучаемой дисциплиной. Рекомендации по изучению или повторению учебного материала с указанием учебных и научных изданий, используемых в этих целях, а также вопросы для самоконтроля, проверочные тесты, контрольные задания и т.п. и примеры оформления самостоятельной письменной работы.

Шестое направление - контроль самостоятельной работы. Он может осуществляться в форме текущего контроля усвоения знаний на основе оценки устного ответа на вопрос, сообщения, доклада и т.п. (на практических занятиях); решения ситуационных задач по практико ориентированным дисциплинам; конспекта, выполненного по теме, изучаемой самостоятельно; представленного текста контрольной, курсовой работы и их защиты; отчета о прохождении практики (дневник практики), отзыва и квалификационной характеристики, за подписью руководителей базы практики и руководителя практики; тестирования, выполнения письменной контрольной работы по изучаемой теме;

модульно-рейтинговой системы оценки знаний студентов по блокам (разделам), изучаемой дисциплины, циклам дисциплины; успешной сдаче текущих курсовых, цикловых и комплексных экзаменов и зачетов, в том числе государственного экзамена по дисциплинам направления подготовки; защиты выпускной квалификационной работы; отчетов о научно-исследовательской работе (ее этапе, части работы и т.п.); статьи, тезисы выступления и др. публикации в научном, научно-популярном, учебном издании и т.п. по итогам самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы, опубликованные по решению кафедры.

В целом, самостоятельную работу со студентами кафедра социальной работы рассматривает как одно из ведущих направлений своей деятельности, поскольку от уровня ее организации зависит качество подготовки будущих бакалавров социальной работы, их профессиональная компетентность.

Библиографический список

1. Басова В.М. Теория и практика формирования социальной компетентности личности. - Кострома: КГУ им Н.А. Некрасова, 2004. - 140 с.

2. Басов Н. Ф. История подготовки специалистов в области социальной работы. - Saarbruchen. Deutschland: AV. Lambert, 2013. - 52 c.

3. Басов Н.Ф. Система самостоятельной работы будущих бакалавров // Организация самостоятельной работы бакалавров по направлению подготовки «Социальная работа» / сост. и отв. ред. Н.Ф. Басов. - Кострома: КГУ им. Некрасова, 2011. - С. 4-15.

4. Басов Н.Ф. Содержание самостоятельной работы будущих специалистов по социальной работе // Вестник УМО вузов России по образова-

нию в области социальной работы. - 2008. - N° 3 -С. 126-130.

5. Басов Н.Ф. Подготовка кадров социальных работников в высшей школе // Ученый совет -2013. - № 1 - С. 30-36.

6. Басов Н.Ф. Формирование профессиональной компетентности бакалавров социальной работы в процессе научно-исследовательской деятельности // Парадигмальные основания психологии компетентности: Всероссийский симпозиум. Т. 1. -М.; Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012. -С. 36-40.

7. Глушкова Е.О. Понятия «компетентность» и «социальная компетентность»: многообразие взглядов и подходов // Организаторские способности в системе психологического менеджмента и ментального управления потенциалами социальных групп и организаций / отв. ред. Н.П. Фе-тискин, А.Л. Журавлев. - М.; Кострома, 2011. -С. 60-63.

8. Ключевые ориентиры для разработки и реализации образовательных программ в предметной области «Социальная работа». - Бильбао: Университет Деусто, 2013. - 174 с.

9. Организация и методическое обеспечение самостоятельной работы магистров по направлению подготовки «Социальная работа» / ред. и сост. Н.Ф. Басов. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. - 194 с.

10. Сизикова В.В. Становление и развитие регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы. - М., 2010 - 222 с.

11. Субетто А.И. Интеграционная модель выпускника вуза на базе самодеятельного и компетен-тностного подходов. - СПб.; М., 2005. - 28 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.