Научная статья на тему 'Педагогические основы подготовки воспитателей-ювенологов во Франции и России'

Педагогические основы подготовки воспитателей-ювенологов во Франции и России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ ВО ФРАНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сычёва Ольга Васильевна

В статье говорится о психолого-педагогической структуре системы ювенальной юстиции во Франции воспитательной службе правовой защиты молодежи, задачах ее деятельности по реадаптации подростков «группы риска» и несовершеннолетних правонарушителей. Рассматривается программа подготовки во Франции воспитателей для работы с социально неблагополучной молодежью. Приводится опыт внедрения элементов данной деятельности в регионах России. В заключении делается вывод об актуальности французского опыта подготовки (повышении квалификации) специалистов ювенологов и возможности его использования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические основы подготовки воспитателей-ювенологов во Франции и России»

УДК 376.58

О.В. Сычева

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ-ЮВЕНОЛОГОВ ВО ФРАНЦИИ И РОССИИ

В статье говорится о психолого-педагогической структуре системы ювенальной юстиции во Франции — воспитательной службе правовой защиты молодежи, задачах ее деятельности по реадаптации подростков «группы риска» и несовершеннолетних правонарушителей. Рассматривается программа подготовки во Франции воспитателей для работы с социально неблагополучной молодежью. Приводится опыт внедрения элементов данной деятельности в регионах России. В заключении делается вывод об актуальности французского опыта подготовки (повышении квалификации) специалистов — ювенологов и возможности его использования в России.

Ключевые слова: педагогическая деятельность воспитательной службы ювенальной юстиции во Франции.

В настоящее время в Российской Федерации проблема предупреждения подростковой преступности рассматривается с учетом несовершеннолетних как особой группы населения, нуждающейся в повышенной защите. Приоритетным аспектом при этом является социальная профилактика вовлечения в процесс защиты прав детей общественных организаций и объединений. Принятый 24 июля 1998 г. федеральный закон N° 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определяет категорию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Это дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях, в том числе отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, проживающие в малоимущих семьях; дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Ребенку в трудной жизненной ситуации необходимо гарантировать реальное право на достойную форму существования в здоровой социальной среде, на защиту его интересов, оказание реальной психолого-педагогической помощи (С.М., Годник, А.В. Хлоповских, В.Д. Ермакова и др.) [4, с. 67]. Этот факт подтверждается международными документами (Конвенция о правах ребенка, Пекинские правила, Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде 1990 г.), где содержатся положения, касающиеся проблем реагирования государства на правонарушение несовершен-

нолетнего в виде наказания или иных воспитательных мер воздействия. Необходимость создания достойных условий жизни и воспитания молодежи рассматривается в данных документах как важнейшее средство ранней превенции преступности несовершеннолетних. [1, с. 57].

Необходимость подготовки в России специалистов, владеющих особой психолого-педагогической теорией, навыками и опытом работы с социально неблагополучными несовершеннолетними, очевидна. По нашему мнению, персонал спе-циалистов-ювенологов был бы востребован в центрах временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, центрах социальной защиты и реабилитации молодежи (Федеральный закон от 07.07.2003 № 111-ФЗ и приказ МВД РФ № 215 от 02.04.2004 г.).

В настоящее время в российских регионах в порядке эксперимента отрабатывается внедрение элементов воспитательной службы при судах с учетом опыта зарубежных стран, в частности Франции.

Заметим, что Франция - одна из немногих стран Европы, где на государственном уровне создана воспитательная служба в системе юве-нальной юстиции, относящаяся к Управлению правовой защиты молодежи - PJJ (Protection Judiciaire de la Jeunesse) [9, p. 9]. Следуя дословному переводу, специалисты данной структуры называются воспитателями «судебной защиты молодежи» (Educateurs de la Protection Judiciaire de Jeunesse) в системе ювенальной юстиции. В нашей работе мы называем этих специалистов «воспитателями правовой защиты молодежи» - воспитателями ПЗМ.

Функционирование воспитательной службы ПЗМ в системе ювенальной юстиции во Фран-

© О.В. Сычева, 2009

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

357

ции (Service des Educateurs de la Protection Judiciaire de Jeunesse) регулируется Законом № 45-174 от 2 февраля 1945 г о правонарушениях несовершеннолетних. В соответствии с этим законом задачами данной воспитательной службы во Франции являются: восстановление социальных связей подростков; борьба против детской преступности; эффективная защита несовершеннолетних, находящихся в группе риска; их социальное сопровождение для успешной ресо-циализации [8, p. 11].

Персонал учреждений воспитательной службы системы ювенальной юстиции во Франции состоит из воспитателей, психологов, мастеров производственного обучения, помогающих молодым людям определиться с выбором профессии, технических работников. Таким образом, можно констатировать, что данная воспитательная служба во Франции - это психолого-педагогическая структура.

Французские воспитатели ПЗМ работают в различных государственных структурах. Прежде всего, существует воспитательная служба при судах (Service d'educateur judiciaier). Воспитатели именно этой службы занимаются изучением проблем несовершеннолетнего, осуществляют работу по определению воспитательных ориентиров и предлагают меры альтернативные лишению свободы.

Педагоги-воспитатели работают в центрах воспитательной работы (общежитие), принимающих несовершеннолетних, совершивших правонарушения или находящихся в опасности, которые не могут находиться в семье по решению суда. Командой воспитателей разрабатывается индивидуальная программа, направленная на воспитание и развитие ребенка, разрабатываются необходимые для него занятия [6, p. 17]. Персонал дневных центров занимается обучением несовершеннолетних и их профессиональной подготовкой, сотрудничает с учебными заведениями, психологами и социальными работниками.

Обучение персонала воспитательной службы системы ювенальной юстиции во Франции осуществляется в Национальном Центре подготовки (Centre National de Formation et d'Etudes) и продолжается два года. Теоретическая подготовка, включающая 1500 часов, содержит педагогические, гуманитарные, социальные и правовые дисциплины [7, p. 38].

Целью обучения воспитателей является соответствующая подготовка для выполнения воспитательной работы с неблагополучными детьми и подростками, а также с их семьями. В процессе обучения формируются профессиональные компетенции, которые совершенствуются в ходе профессиональной педагогической практики в службах правовой защиты молодежи департаментов (регионов).

Программа обучения воспитателей ПЗМ включает пять основных направлений:

1. Педагогическое сопровождение несовершеннолетних в системе ювенальной юстиции.

2. Подросток, семья, социальное окружение.

3. Профессия воспитателя ПЗМ в системе ювенальной юстиции: история, задачи, учреждения правовой защиты молодежи.

4. Методика воспитательной работы с трудными подростками.

5. Методика профессиональной деятельности воспитателей ПЗМ.

Анализ процесса подготовки воспитателей для системы ювенальной юстиции во Франции (Formation initiale des educateurs PJJ) показал, что основными тенденциями образования специалистов данного профиля являются: модернизация образовательных программ в соответствии с современными общеевропейскими стандартами, непрерывность, интегративность, формирование содержания программ на основе концепций профессионализма.

Модернизация образовательных программ подготовки воспитателей ювенальной юстиции во Франции реализовалась по общеевропейским стандартам в модульной организации учебного процесса (organisation modulaire) - образовательные единицы, входящие в состав учебных блоков, позволяет обеспечивать целостность содержания учебного материала, способности к аналитической и синтезирующей деятельности у студентов, облегчает проведение текущего контроля и итоговой аттестации.

Непрерывность профессиональной подготовки воспитателей-ювенологов характеризуется четырьмя уровнями, включающими в себя последовательные этапы профессионального образования:

1. Базовое образование - BAC + 2.

2. Средне-специальное образование - обучение в Национальном Центре подготовки воспитателей ювенальной юстиции (CNFE) с получением государственного диплома, соответствующего степени лиценциата - Licence.

3. Высшее профессиональное образование -обучение в Университете. Эта ступень профессионального образования - Maîtrise..

4. Послевузовское профессиональное образование - повышение квалификации и переподготовка.

Интегративность предполагает внедрение знаний теоретических дисциплин практическую деятельность, поскольку ведущей тенденцией профессиональной подготовки персонала воспитательной службы системы ювенальной юстиции во Франции является соединение теории и практики, что преследует цель достижения синтеза высокого профессионального развития и формирования практических навыков специалистов. Эта тенденция характеризуется принципом чередования теоретического и практического обучения (alternance).

На основании исследования статистических данных Управления воспитательной службой, был сделан вывод, что принципами реформирования подготовки персонала воспитательной службы системы ювенальной юстиции во Франции стали: принцип профессионального развития и совершенствования в течение жизни; диверсификация правил набора персонала и валидности педагогического стажа работы до поступления в Центр подготовки; современные общеевропейские стандарты профессионального образования - система LMD, признание дипломов; модернизация процесса подготовки и государственные реформы.

Однако, анализ учебных программ обучения воспитателей-ювенологов во Франции позволяет сделать вывод, что данная подготовка отличается прагматичностью и довольно узким профессионализмом специалистов в ущерб общегуманитарной подготовки (P. Molimard).

Организация обучения персонала воспитательной службы системы ювенальной юстиции отвечает специфике данного сектора Франции, поскольку выполняет заказ общества по подготовке специалистов, востребованных на рынке труда. Проведенное нами исследование позволяет сделать вывод, что накопленный организационный, методический и содержательный опыт данной подготовки дает основание использовать его в образовательной практике зарубежных стран, в том числе в условиях реформирования системы образования России.

Профессия воспитателя относится к разряду помогающих профессий. Но именно эти специа-

листы, чаще всего, подвержены синдрому эмоционального сгорания. Поэтому необходимо тщательно и серьезно относиться к подбору кадров, их специализации, утвердить положение и статус, права и полномочия, ведомственную подчиненность, достойную оплату труда, систему постоянного повышения квалификации, а также систему профилактики профессионального сгорания.

Рассматривая данную проблему в региональном контексте, следует подчеркнуть, что в Тульской области число детей, нуждающихся в социальной поддержке, официально насчитывает более 6 тысяч человек. Этих детей потенциально следует отнести к «группе риска». От того, какую жизненную позицию изберут эти дети: вырастут они законопослушными гражданами или пополнят ряды криминальной среды, зависит от взрослых, и особенно от тех, кто в силу своих служебных обязанностей призван осуществлять защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, оказавшихся в экстремальных условиях.

Реализация Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на практике показала недостаток педагогической и правовой подготовки специалистов, работающих в системе органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. К сожалению, закон не решил в полной мере проблемы ведомственной разобщенности государственных органов, занимающихся вопросами защиты прав ребенка. Один из способов разрешения данной проблемы видится в едином подходе к профессиональной подготовке специалистов, призванных работать в учреждениях системы профилактики.

Выполнение обязанностей по работе с детьми, оказавшимися в трудных жизненных ситуациях, требует высокопрофессионального подхода. Попытки разрешить эту проблему на законодательном уровне предпринимаются. Об этом идет речь в проекте Федерального закона «Основы законодательства о ювенальной юстиции Российской Федерации»:

«Руководители министерств и ведомств, учреждений и организаций, иные должностные лица и специалисты, граждане, связанные с деятельностью системы ювенальной юстиции, обязаны иметь необходимую профессиональную подготовку в объеме высшего или среднего специального образования в области ювенальной юстиции, которая учитывается при их назначении на

должность, а также при прохождении аттестации и переаттестации. Лица, не имеющие необходимой подготовки либо не прошедшие переаттестацию по должности, связанной с деятельностью по защите прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, не допускаются к выполнению работы, требующей соответствующих знаний, квалификации и практического опыта».

По данным Комитета Тульской области по молодежной политике другим аспектом рассматриваемой проблемы остаются асоциальные явления в молодежной среде Тульского региона, такие как наркомания, алкоголизм, молодежная преступность, которая вызывает наибольшее беспокойство в контексте угрозы социальной безопасности.

В Тульской области роль координатора деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции выполняют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В настоящее время систему комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в регионе составляют областная, 26 муниципальных и 5 районных комиссий. Также важное место в системе профилактики занимает сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей, которая насчитывает 18 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, территориальный центр социальной помощи семье и детям и 5 детских отделений в составе комплексных центров социального обслуживания населения более чем на 600 мест.

В отчете Комитета Тульской области по молодежной политике за 2007 г. подчеркнуто, что «несовершеннолетними нарушителями должны в первую очередь заниматься специализированные воспитательные службы юстиции, а не органы милиции, как это определено соответствующими нормативными актами сегодня. Система ювенальной юстиции должна функционировать в тесном взаимодействии со специализированными органами и учреждениями образования, социальной защиты населения, здравоохранения и др. Такой подход позволит в перспективе сформировать систему ювенальной юстиции как самостоятельную и реальную часть государственного комплекса общественный правозащитных институтов для детей, подростков и молодежи. Необходимо решить кадровые вопросы, обеспечивающие подбор, подготовку и переподготовку

специалистов, способных квалифицированно осуществлять задачи противодействия и профилактики асоциальных явлений среди молодежи.

Все вышесказанное подтверждает необходимость разработки и внедрение программы подготовки специалистов-ювенологов в российских вузах. Эта проблема подтверждает возможность заимствования французского опыта подготовки воспитателей-ювенологов в рамках дополнительной специализации для студентов-юристов и студентов-педагогов.

В последние годы в российских регионах в порядке эксперимента отрабатывается внедрение элементов воспитательной службы при судах и программы подготовки педагогов - воспитателей данной структуры с учетом опыта зарубежных стран, в частности Франции.

Так, например, проекты Развития ООН (ПРООН) были реализованы в г. Ростове на Дону и Саратовской области с целью ознакомления работников суда и педагогического персонала учреждений системы профилактики правонарушений с методикой ресоциализации детей и подростков «группы риска», с применением не репрессивных мер, а восстановительного правосудия, широко используемого во Франции.

За период работы проекта ПРООН на территории Саратовской области с 10.09.2001 г. по 31.12.2003 г. педагогами-воспитателями при шести районных судах г. Саратова, г. Энгельса и Эн-гельского района было изучено 216 уголовных дел в отношении 297 несовершеннолетних правонарушителей [5, с. 57]. Основную массу правонарушителей составляли юноши - 272 человек от 14 лет до 18 лет. Наиболее сложной для реабилитационной работы была категория ранее судимых - 13,8% от общего числа несовершеннолетних, с которыми работали педагоги-воспитатели. В ходе работы проекта выявлено, что на территории Саратовской области нет учреждений психолого-педагогической направленности, которые работали бы с несовершеннолетними правонарушителями. Недостаток организаций и учреждений по работе с несовершеннолетними правонарушителями не способствует возвращению ребёнка к нормальной среде обитания и его развития в дальнейшем как полноценной личности.

По мнению Л.Е. Федкулиной, воспитателя при Энгельссом городском суде Саратовской области, реализация данного проекта показала, что создание психолого-педагогической структуры для

работы с данной категорией подростков, является актуальным и неоспоримым фактом [5, с.13].

Очевидно, что персоналу воспитателей-ювенологов необходима особая специальная подготовка: знание подростковой психологии и физиологии, основ психодиагностики, семейной психотерапии.

Воспитатель системы ювенальной юстиции является: защитником, т.к. борется и защищает права подростков, нуждающихся в помощи, отсюда необходимы знания юриспруденции; первоклассным коммуникатором, умеющим наладить доверительное отношение с подростком, его ближайшим окружением; координатором; посредником между несовершеннолетним и его социумом. Из всего вышесказанного следует, что определяющим качеством такого специалиста является полипрофессионализм.

Актуальность подготовки и востребованность специалистов-ювенологов на рынке труда в России подтверждается работами ученых-педагогов, исследующих проблему реадаптации трудных подростков в современном российском обществе: О.А. Селивановой, П.А. Кащенко, Д.И. Фельдш-тейна, С.А. Беличевой, В.И. Генецинского и ряда других.

Из анализа работ российских педагогов и правоведов следует, что использование опыта французской воспитательной службы ювенальной юстиции в России довольно не редкий факт. Однако подготовка вышеназванных специалистов, а так же перспективы ее использования в России исследованы в отечественной педагогической теории и практике незначительно и фрагментарно.

Реализация Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на практике показала недостаток педагогической и правовой подготовки специалистов, работающих в системе органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Один из способов разрешения данной проблемы видится в едином подходе к профессиональной подготовке специалистов, призванных работать в учреждениях системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Выполнение обязанностей по работе с детьми, оказавшимися в трудных жизненных ситуациях, требует высокопрофессионального подхода, что подтверждает необходимость разработки и внедрения программы подготовки специалистов-ювенологов в российских вузах.

Другим важнейшим аспектом перспективы использования опыта подготовки педагогов-юве-нологов в России является необходимость развития инновационной деятельности вуза, соответственно с требованиями международных и европейских образовательных стандартов. Поскольку мощная интеграционная реальность в образовании - Болонский процесс внес свои коррективы в структуру подготовки специалистов в Европе, Российскому высшему профессиональному образованию за последние годы удалось сформировать определенную позицию в отношении к современным европейским образовательным тенденциям. Постепенное включение российских вузов в процесс модернизации образования в соответствии с европейскими предложениями позволило России участвовать в Болонских мероприятиях, объединяя усилия всех субъектов образовательной деятельности (академического сообщества, студентов, работодателей и т.д.) на пути к достижению образовательных стандартов европейского уровня.

Данная программа-подготовка специалистов-ювенологов, даст возможность в системе российского высшего образования предложить специализированную программу с преподаванием основ ювенальной юстиции и ювенальной педагогики, с использованием европейской системы академических кредитов.

Предполагается включение в рамки данной программы дисциплин: основы ювенальной юстиции в России и за рубежом; профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защита трудовых, жилищных и иных прав несовершеннолетних граждан.

Особое внимание будет уделено изучению особенностей физиологии и психологии несовершеннолетних, методике устранения конфликтных ситуаций.

Следуя положительному опыту французских коллег, широко использующих принцип alternance, теоретические занятия будут чередоваться с практикой в реабилитационных центрах для несовершеннолетних, где студенты научатся оказывать правовую и педагогическую помощь детям и родителям, находящимся в «социально опасном положении».

В рамках повышения квалификации и переподготовки, по нашему мнению, персонал социальных реабилитационных центров для несовершеннолетних может пройти курсы с включени-

ем модуля: «Педагогическое взаимодействие с несовершеннолетними, нуждающимися в воспитательной реабилитации».

Отрадно заметить, что необходимость подготовки профессионалов-ювенологов находит поддержку у специалистов (педагогов-воспитателей, психологов, юристов), работающих с несовершеннолетними «группы риска». По нашему мнению, эта поддержка является стимулом к более глубокому изучению проблем детей и подростков данной категории, поиску новых форм и методов их разрешения.

Библиографический список

1. Международные акты о правах человека. Конвенция о правах ребенка: Сб. докум. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998.

2. Международные акты о правах человека. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних 1985 г. (Пекинские правила): Сб. докум. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998.

3. Международные акты о правах человека. Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде) 1990 г.: Сб. междунар. стандартов и норм ООН в области правосудия в отношении несовершеннолетних. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998.

4. Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2001.

5. Становление ювенальной юстиции в России: Материалы Международной конференции. -Курск, 2002. - С. 118.

6. Bourquin J. La protection judicaire des mineurs, XlX-ème - XX-ème siècles. Revue d'histoire de l'enfance «irrégulière», 2007. - 333 p.

7. Introduction a la justice des mineurs, Patrice Saceda, Vaucresson, CNFE-PJJ, 2001.

8. Ordonnance №№ 45-174 du 2 fevrier 1945 relative a l'enfance delinquante. Code penal, Dalloz, edition 2001.

9. La protection judiciaire de la jeunesse: une administration, des mineurs, des services. CNFE, 2001.

С.Н. Тимофеева

ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ВУЗЕ

Современный этап обучения в высшей школе характеризуется новыми подходами к внедрению физической культуры в режим учебного труда студентов, что создает необходимость разработки комплексных методик физкультурно-оздоровительной работы с учетом интересов, уровня физического развития, физической и технической подготовленности, состояния здоровья студентов.

Результаты медицинских осмотров свидетельствуют, что в последние годы наметилась устойчивая тенденция ухудшения здоровья студентов. Чтобы, как-то, поправить, создавшееся положение необходим поиск новых индивидуальных и дифференцированных средств, методов и форм организации занятий с целью освоения программного материала по физическому воспитанию в вузе [1].

Вследствие отклонений в состоянии здоровья и недостаточного уровня физической подготовленности, низкого адаптационного потенциала студенты на занятиях по физической культуре не

могут выполнить в полном объеме упражнения, предлагаемые сегодня государственной программой. Главная задача проведения занятий с такими студентами - поиск эффективных средств и методов для коррекции физического развития и укрепления здоровья.

Выделяет три уровня индивидуализации обучения: первый реализуется путем учета общих способностей учащихся на различных этапах их обучения и развития; второй осуществляется средствами дифференцированного подхода; третий - средствами индивидуального подхода.

Дифференцированный подход рассматривается как педагогический подход, учитывающий особенности отдельных групп студентов, при котором осуществляется поступательный процесс усвоения материала, приводящий к качественным и количественным изменениям уровня знаний, выработки умений и навыков, развития познавательной сферы в целом.

Необходимость применения дифференцированного подхода вытекает из того, что студенты,

362

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

© С.Н. Тимофеева, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.