о
<N
Рч
H
<D
Административное право, административная деятельность
s s
о
О УДК 351.74
ББК 35.078 А.А. Беженцев
БЕЖЕНЦЕВ, Александр Анатольевич, заместитель начальника кафедры административной деятельно-а сти органов внутренних дел, кандидат юридических наук, доцент. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова д. 1. Тел.: 744-70-24. E-mail: mail@
<D «
s
® univermvd.ru.
s a
о
L-
BEZHENTSEV, Alexander Anatolievich, Saint-Petersburg University of the Ministry of the Internal Affairs of the Russian Federation, Department of Administrative Activity Agencies of the Internal Affairs, Deputy Head, PhD in law, ^ Associate Professor. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilutova str., 1. Tel. 744-70-24. E-mail: mail@ ^ univermvd.ru.
Ювенальная юстиция: зарубежный опыт и перспективы его использования в России Juvenile justice: foreign experience and prospects of its use in Russia
w s
w В статье исследуются две базовые модели функционирующей за границей ювенальной юстиции: конти-
и нентальная, в которую входят Германия, Франция, Бельгия, Польша, Румыния и другие европейские государ® ства, и англо-американская, основанная на системах права Англии, Соединенных Штатов Америки, Канады и Австралии. Изучен положительный опыт, даны рекомендации по его использованию в России.
Ключевые слова: ювенальная юстиция, ювенальный судья, профилактика правонарушений несовершеннолетних, инспектор по делам несовершеннолетних, защита прав несовершеннолетних, принудительные меры воспитательного воздействия.
The article examines two basic models of juvenile justice functioning abroad: the continental one covering Germany, France, Belgium, Poland, Romania and other European states and Anglo-American based on the legal systems of England, the United States of America, Canada and Australia. The study observes positive experience and provides a set of practical recommendations for its use in Russia.
Keywords: juvenile justice, juvenile judge, the prevention of juvenile delinquency, juvenile delinquency inspector, protection of the rights of minors, compulsory educational measures.
Для профилактики деликтов не достигших совершеннолетия лиц и налаживания воспитательно-превентивной работы среди них необходима комплексная консолидированная система мер, направленная на поиск каждого потенциального правонарушения, максимально быстрое по времени и адекватное реагирование на неправомерное поведение подростка и организацию действенного контроля и надзора за его последующими деяниями.
Дискуссии учёных и практических работников сферы противодействия неправомерным проявлениям несовершеннолетних, других заинтересованных лиц по данной проблематике ведутся давно, но единообразный подход пока ещё не выработан.
Исследование правовых систем, относящихся к предупреждению административных и иных деликтов несовершеннолетних, в зарубежных государствах позволяет утверждать, что во многих из них успешно работает сбалансированная, нормативно-урегулированная единая система профилактики и предупреждения безнадзорности и правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия, и привлечения их к юридической и иной ответственности. Вектор правозащитной и правоохранительной административной
деятельности всех государственных органов в данном случае имеет единое направление и концентрируется на достижении одной сложной масштабной цели.
В развивающихся и развитых зарубежных государствах этот вид деятельности называется юве-нальной юстицией. В российской научной литературе понятие «ювенальная юстиция» (Juvenile justice) вызывает спорные точки зрения учёных, поэтому выводы по определению формируются, исходя из количества объёма элементов, наполняющих анализируемую систему, что затрудняет процесс осознания этого понятия. Определение понятия пытаются дать юристы, историки, социологи, психологи, представители других гуманитарных наук. Приведем несколько вариантов трактовок за последние годы. Есть точки зрения, исходящие из дословного перевода - «правосудие для несовершеннолетних» [4, с. 16], весьма «широкие» определения: «система защиты прав и законных интересов несовершеннолетних» [18, с. 120]; «совокупность правовых норм в отношении несовершеннолетних жертв преступления и несовершеннолетних преступников» [13, с. 139], достаточно расплывчатые дефиниции: «совокупность правовых
механизмов и институтов, медико-социальных, психолого-педагогических и реабилитационных процедур и программ, объединённых вокруг специального института ювенальных судов (как специализированных судов для несовершеннолетних), включенных в систему государственных и негосударственных органов и организаций, предназначенную для обеспечения защиты прав несовершеннолетних, в том числе в процессе примирения с потерпевшим и последующей реабилитации» [2, с. 13].
Нам близка позиция юриста Т. Ю. Новиковой, утверждающей, что «ювенальная юстиция представляет собой систему органов государственной власти и управления, осуществляющих деятельность в отношении несовершеннолетних в целях защиты их прав и интересов и восстановления социальной справедливости» [14, с. 13].
Целью выделения ювенальной юстиции из общей системы правоохранительных органов является необходимость соблюдения особого порядка работы с несовершеннолетними, позволяющего обеспечить дополнительные гарантии прав этой категории лиц [1, с. 3].
Ювенальная юстиция направлена на обеспечение таких категорий, как: справедливость и законность по отношению к не достигшим совершеннолетия лицам любого административного решения всех государственных органов власти; постоянная протекция неотъемлемых прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних при ведении производства по делам об административных правонарушениях и уголовных делах в отношении несовершеннолетних, а также дел, связанных по вине взрослых с нарушением режима содержания, воспитания, обучения, лечения подростков; формирование наиболее социализированной личности несовершеннолетних в изменяющихся условиях жизнедеятельности.
На начальном этапе развития судов для несовершеннолетних самостоятельная ювенальная юстиция возникла в конце Х1Х-ХХ вв. в США, Канадской конфедерации, Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, Королевстве Бельгия, Французской Республике, кантонах французской Швейцарии, Нидерландах, Российской Империи, Республике Польше, Венгерской Народной Республике, Королевстве Египет, Австралийском Союзе.
В Германской Империи, Австро-Венгрии, Испанской Империи, Португальском Королевстве и затем в Португальской Республике, кантонах немецкой Швейцарии функции опекунских судов были объединены с задачами ювенальных судов, что сделало ключевым для рассматриваемых органов не предупреждение и пресечение преступности лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, а главным образом защиту прав, свобод и законных интересов молодых людей. В свою очередь это привело к тому, что стержневыми задачами их деятельности стали именно судебная защита прав несовершеннолетних лиц, а не задачи противодействия преступности, как это произошло в судах первого блока иностранных государств. В странах третьего блока, к которым можно отнести Республику Ирландию, Королевство Италию, Греческую Республику, Швейцарию (кантон Женева), Японию, Королевство Новая Зеландия,
были созданы специализированные составы судей по делам несовершеннолетних [10, с. 11].
Ювенальная юстиция никогда не была чем-то цельным в идеологическом смысле хотя бы потому, что внутри её конструкции заложен двоякий подход к государству, которое одновременно и гарантирует соблюдение прав несовершеннолетних, и является едва ли не основным и самым опасным их нарушителем. В зависимости от того, как это противоречие разрешалось специалистами разных стран, возникали модели ювенальной юстиции [8, с. 96].
Основываясь на доктринальной концепции О. Н. Ведерниковой [3], обозначим, что в современной правовой литературе России выделяют две базовые модели функционирующей за границей ювенальной юстиции: континентальную, в которую входят Германия, Франция, Бельгия, Польша, Румыния и другие европейские государства, и англо-американскую, основанную на системах права Англии, Соединенных Штатов Америки, Канады и Австралии. Данную позицию поддерживают многие отечественные авторы [5, с. 211; 6, с. 145; 7]. Отметим, что указанные виды правосудия по делам лиц, не достигших совершеннолетия, различаются по подсудности судебных органов по делам несовершеннолетних. Так, в государствах, относящихся к англосаксонской системе, судам по делам несовершеннолетних подсудны исключительно административные деликты и преступления, которые не относятся к тяжким и особо тяжким. Судебное следствие по подобным делам ведут суды общей юрисдикции. В государствах же, где действует континентальное ювенальное правосудие, административные правонарушения и преступления, вне зависимости от тяжести, рассматривают специализированные ювенальные суды. Передача материалов на рассмотрение общеюрисдикционного суда недопустима.
В свою очередь, англосаксонская или, как её ещё называют, англосакская модель ювенальной юстиции имеет два вида: американскую систему профилактики и ювенального правосудия по делам не достигших совершеннолетия лиц и английскую. Помимо этого, свои отличительные черты имеют канадская и австралийская системы, которые находятся в режиме постоянного административного реформирования, главным образом под воздействием двух главных систем, функционирующих в Англии и США.
Анализируя генезис и эволюцию ювенальной юстиции США, нельзя не отметить, что эта страна и стала организатором одного из первых специализированных административных органов по превенции противоправных деяний несовершеннолетних лиц -судов по делам несовершеннолетних, образованных ещё в 1899 году, когда в крупных городах штата Иллинойс - Чикаго, Спрингфилде, Авроре, Рокфорде и Джолите - впервые появились первые обособленные судебные органы «несовершеннолетней» направленности.
В США в конце 80-х гг. ХХ в. назрело некоторое разочарование в системе «детской» юстиции, которое было вызвано довольно мягкими приговорами судов по тяжким и особо тяжким преступлениям несовершеннолетних и, как следствие, увеличением количества таких преступных проявлений со стороны
СО а>
0 т я я я
С рэ
Я
-
1
Я
а> т а> Р
у р
>-1 о
В 3
у
я я
(Я а> Р о
е
а> т
рэ
СО
1=1
Р о о с Я Я
№
к» о
о
(N
£
и и с с о
Рч
а т е
ите
с р
е в и
н
^
S
Si
с
и
р
vi? р
е т е
W
и н т с е
m
подростков, в т.ч. насильственно-корыстной направленности, с применением огнестрельного оружия, с участием в преступных группах, носящих организованный характер. К сожалению, большая часть подобных преступлений была совершена американскими школьниками с окраин крупных городов.
Кроме того, проявились недостатки процессуального законодательства, основанного на упрощённой процедуре рассмотрения дела в суде, что не обеспечивало должной защиты процессуальных прав несовершеннолетних обвиняемых. В результате это привело к увеличению количества невиновных подростков, оказавшихся на скамье подсудимых и получивших реальные сроки ограничения и лишения свободы. Ввиду этого в последующий период во многих штатах ювенальные суды по делам несовершеннолетних по факту перестали существовать. В период с 1992 по 1997 гг. в большинстве штатов были приняты законодательные положения, существенно ограничившие юрисдикцию специализированных государственных органов по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Практически в половине штатов был увеличен перечень обстоятельств исключительного характера, позволяющих проводить судебное следствие о противоправных проявлениях несовершеннолетних в судах общей юрисдикции. При этом во всех без исключения штатах США законодательно был регламентирован механизм передачи определённой категории дел о преступлениях несовершеннолетних в юрисдикцию общеуголовных судов. В этих случаях закон штата, как правило, учитывал возраст несовершеннолетнего правонарушителя, общественную опасность и неоднократность совершённого противозаконного деяния.
Отличительным признаком американской модели привлечения несовершеннолетних лиц к юридической ответственности за совершение административных деликтов и преступлений является присутствующая в 14 штатах конкурирующая юрисдикция обычных судов и судов по делам несовершеннолетних лиц. Таким образом, некоторые уголовные дела являются одновременно подсудными как уголовному суду общей юрисдикции, так и специализированному ювенальному суду. При этом сегмент конкурентной юрисдикции содержит не только тяжкие, особо тяжкие преступления насильственного характера, неоднократные преступления, но и малозначительные противоправные деяния (административные проступки), в т.ч. имеющие отношение к несоблюдению законов отдельно взятого штата. При конкурентной юрисдикции вопрос о том, в каком суде должно рассматриваться данное уголовное или административное дело, решается посредством вынесения прокурорского определения.
С 1908 г. в Канаде в отношении подростков существует отдельная система правосудия. С этого времени система ювенальной юстиции претерпела значительные изменения, т.к. в 1984 г. в Канаде был принят закон «О молодых преступниках» (Young Offenders Act). Переход от закона «О несовершеннолетних преступниках» (Juvenile Delinquents Act), который действовал с 1908 г., к закону «О молодых преступниках» (YOA) в 1984 г. имел идеологическое значение - по сути, это был переход от «модели социального патронажа» к более традиционной модели
правосудия, где правам и свободам подростков уделялось больше внимания, и уголовные дела рассматривались в транспарентном ювенальном суде.
Данный правовой подход в судебной системе получил дальнейшее развитие в 2003 г. с принятием канадского закона «Об уголовной ювенальной юстиции» (УС1А) [12]. В настоящее время во всех провинциях Канады функционируют ювенальные суды, рассматривающие административные, уголовные и гражданские дела несовершеннолетних лиц. Судьей по делам несовершеннолетних может быть только лицо, получившее узкую образовательную специализацию по ювенальному праву.
По законам Канады в работе с молодежью группы риска в обязательном порядке участвуют не только сотрудники административных учреждений системы профилактики деликтов не достигших совершеннолетия лиц, но и родители либо законные представители, родные и близкие подростка-правонарушителя, общественность, в некоторых случаях и потерпевшая сторона.
В канадских законах закреплено, что некоторые задачи, связанные с правосудием по делам несовершеннолетних, решают консультативные группы общественных комитетов правосудия для молодёжи. Их членами могут быть граждане, продемонстрировавшие желание способствовать воплощению в жизнь закона на добровольных общественных началах, а также оказывать помощь любой службе или государственной программе для несовершеннолетних делинквентов.
Вместе с тем совещательные группы позволяют активным представителям общественности принимать участие в деятельности ювенального суда. При рассмотрении определённого дела они могут посоветовать меры общественного воздействия, которые являются более результативными для превенции правонарушений несовершеннолетних. Очень часто члены совещательных групп общественных комитетов правосудия для молодёжи приглашают на свои заседания несовершеннолетнего, совершившего неправомерное деяние, родителей и членов его семьи, потерпевшего и лиц, его поддерживающих, чтобы «без протокола» поговорить о деликте, его отрицательных последствиях и найти решение проблемы.
За последние двадцать лет в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии превенция неправомерных проявлений лиц, не достигших совершеннолетия, начинается с того, что в рамках административной деятельности каждый сотрудник полиции имеет право задержать находящегося без веских причин в учебное время в неположенном месте любого несовершеннолетнего школьного возраста и доставить его по месту жительства или в образовательную организацию. Отличительной чертой современной системы английской ювенальной юстиции является использование административного полицейского предупреждения на стадии возможного совершения подростками противоправных деяний. Однако так было не всегда. Самые первые суды по делам несовершеннолетних в Англии и Уэльсе оформились примерно на десять лет позднее, чем в Соединенных Штатах Америки, - в 1909 г. как результат принятия специального закона о детях 1908 г. [16]. Появившаяся позднее модель юве-
нального правосудия по делам несовершеннолетних получила распространение на территории Англии и Уэльса, основного региона Великобритании, где проживает большая часть населения государства. В другой части страны, в Шотландии, где проживает примерно 10 % населения страны, в начале XX в. выработалась особенная система предупреждения подростковых правонарушений и привлечения несовершеннолетних к ответственности, которая носила не судебную, а скорее административную направленность. Там были сформированы специальные комиссии, в которых проходили особые «слушания по делам детей» (Children's Hearing). Фундаментальные принципы указанной системы продолжают работать и в современной Шотландии.
О. Н. Ведерникова справедливо отмечает, что отличительный признак системы ювенальной юстиции Англии проявляется в эластичном применении мер административного и уголовно-правового влияния на молодёжь, различающемся в зависимости от возраста привлекаемого к ответственности несовершеннолетнего и тяжести совершенного им общественно опасного деяния. Так, к примеру, к детям от десяти до четырнадцати лет, совершившим общественно опасное деяние, запрещённое административным и уголовным законодательством под угрозой наказания, применяются преимущественно принудительные действия, связанные с помещением под наблюдение работника пробации, с установлением обязанности периодически посещать специальный Центр пребывания в течение определённого времени, либо обязанности не посещать определённые места или воздерживаться от совершения некоторых действий в течение определённого времени.
К молодым людям возраста шестнадцати и семнадцати лет наряду с перечисленными выше мерами административного воздействия, могут примяться определённые виды наказаний, используемые в правосудии для совершеннолетних: предоставление услуг государству и обществу, пробация, комбинированная санкция (услуги обществу и государству и пробация), комендантский час (с электронным мониторингом или без него), лечение от наркотической или иной зависимости, штраф, лишение свободы [3, с. 44].
В Федеративной Республике Германии (данная страна Европы относится к континентальной модели ювенальной юстиции) фундаментальные положения уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних лиц были установлены в законе 1953 г. «О ювенальных судах», в соответствии с которым несовершеннолетние дифференцированы по субъектному составу на три возрастные категории. К первой категории относятся малолетние дети, не достигшие возраста четырнадцати лет. Ко второй категории относятся подростки от четырнадцати до восемнадцати лет. Третья категория - это молодёжь в возрасте от восемнадцати до двадцати одного года. Возрастная группа субъектов ювенального права является обусловливающим фактором при рассмотрении дел о деликтах, преступлениях и предполагает функционирование принципа индивидуального подхода, на котором базируются все юридические предписания, от решения вопроса об административной и уголовной ответственности и до специальных правил ведения производства в суде и вынесения решения.
В Германии, как в стране континентальной модели ювенальной юстиции, все виды правонарушений несовершеннолетних лиц подсудны только ювенальному суду. Однако судебные органы по делам несовершеннолетних в Германии в полном объёме не являются ювенальными, т.е. изолированными судами, а представляют собой особые подразделения общеуголовного суда. При этом они формируют систему, имеющую все основополагающие признаки самостоятельности, включающую в себя свою нормативно-правовую базу, специальные принципы судопроизводства, специализированную подсудность, особую структуру и состав судов.
Познание зарубежного опыта показало, что во многих развитых и развивающихся странах применяется новый подход к реагированию на административные деликты и преступления, совершенные несовершеннолетними. Этот подход реализуется в виде так называемого восстановительного правосудия, когда судом или другим государственным органом, наделенным соответствующими полномочиями, дается шанс на договорной основе возместить моральный, материальный и физический ущерб пострадавшему, и, таким образом, принять ответственность за совершенное преступление, что весьма актуально для несовершеннолетних.
С этой целью в Румынии по месту работы и жительства несовершеннолетних правонарушителей созданы особые судебные комиссии, рассматривающие дела о проступках несовершеннолетних. В Польше функционируют семейные суды, которые рассматривают дела в отношении молодых людей как совершивших противоправные деяния, так и находящихся в состоянии, близком к этому, а также в отношении состоящих на учёте деликвентов. Интересный подход используется в Австралии. Члены семей совместно с потерпевшими принимают участие в комплексном обсуждении вопроса о конфигурации возмещения материального и морального вреда в максимальном объёме. В результате применения таких мер наказания несовершеннолетний должен усвоить важный урок и по-новому оценить неправомерность своих действий, возможные варианты решения случившегося инцидента и ощутить отчётливое желание больше никогда не совершать подобных поступков.
Во Франции в масштабе всей страны новая система правосудия в отношении несовершеннолетних, а вместе с ней и система соответствующих судов со специализированными судьями официально была учреждена с принятием в 1945 г. нормативного акта «Орданас». Материалы всех несовершеннолетних лиц, которым инкриминируется совершение противозаконных деяний, имеющих признаки преступления или административного деликта, будут рассматриваться, как и в большинстве других стран континентальной модели ювенальной юстиции, исключительно судами для несовершеннолетних или «детскими» судами присяжных. Ювенальный судья во Франции назначается на должность на три года с возможностью пролонгации срока исполнения полномочий. При выборе кандидатур на эту должность учитывается интерес кандидата к вопросам детства.
Уголовным правом во Франции принята следующая классификация противоправных деяний:
С0 а>
0 т я я я
С ps
Я
-
1
Я
а> т а> Р
у р
о
В 3
у
я я
(Я а> Р о
е
а> т
рэ
СО
1=1
Р о о с Я Я
№
к» о
о
(N
£
и и с с о
Рч
а т е
ите
с р
е в и
н
^
5 Si
с
и
р
6 р
е т е
w
и н т с е
m
обычное нарушение (contrevention), проступок (délit) и преступление (crime), которой соответствуют и три вида ювенальных судов. Помимо этого, особое значение имеет признак персональной подсудности: достижение или недостижение подростком шестнадцатилетнего возраста.
Французский суд по делам несовершеннолетних имеет право приговаривать не достигших совершеннолетия лиц к заключению в места лишения свободы, в т.ч. условно или с отсрочкой исполнения, только приводя достаточное количество аргументов в пользу данного решения. Однако, если приговаривая несовершеннолетнего младше шестнадцати лет, обвиняемого в осознанном совершении действий насильственного характера, к уголовному наказанию, судьи мотивировали такой приговор следующим образом: «На основании полученной информации суд считает необходимым осудить обвиняемого», указанной мотивировки вполне достаточно. Когда подросток-правонарушитель осуждается условно с назначением испытательного срока (пробация), это мотивируется «возможностью его перевоспитания при помощи педагога с целью избежать таким образом применения более весомого наказания уголовного характера».
В Италии, как и в ряде других стран, ювеналь-ный суд организуется из профессиональных судей и некоторого числа ассистирующих им судебных заседателей. Судебные заседатели регулярно выбираются из числа специалистов, профессионально занятых в деятельности с молодежью в таких областях, как педагогика, психология, криминология, социология, психиатрия, медицина. Но состав судебных заседателей изменяется каждые три года. В ювенальные суды направляются дела гражданского, уголовного и ад-министр ативного характера. Минимальный возраст уголовной ответственности в Италии составляет четырнадцать лет. Как отмечает в своих материалах В. М. Кузьмина, уголовная ответственность распространяется на не достигших совершеннолетия лиц в возрасте от четырнадцати лет лишь при условии признания их судом «в полном объёме понимающими и осознающими свои деяния». Административная ответственность распространяется на «социально-де-задаптационное» (допреступное) поведение на лиц в возрасте до восемнадцати лет. При привлечении подростка к административной ответственности суд может вынести решение поместить подростка под контроль социальных реабилитационных служб или направить его в коррекционное учреждение. Гражданские дела строятся в сфере охраны молодых людей до восемнадцати лет, находящихся без необходимого надзора членов семьи, опекунов и попечителей. В данных случаях суд может принять решение изъять временно или постоянно ребёнка из родительской семьи и направить его в приёмную семью или учреждение интернатного вида [11, с. 59-60].
Что касается возможности дальнейшего формирования ювенальной юстиции в России [15], существует много точек зрения. В феврале 2013 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел масштабный инициативный социологический опрос россиян о том, кто, с точки зрения интервьюируемых, должен в первую очередь заниматься защитой прав, свобод и законных
интересов несовершеннолетних детей и как соотечественники характеризуют меры, которые могут применяться системой ювенальной юстиции, какие перспективы будет иметь её использование в России (Инициативный опрос россиян ВЦИОМ проведён 2-3 февраля 2013 года. Опрошено 1600 человек в 138 населённых пунктах в 46 областях, краях и республиках Российской Федерации. Статистическая погрешность не превышает 3,4%) [9]. Оценивая ответы респондентов на все вопросы, можно констатировать, что большинство россиян высказались «против» введения разнообразных инструментов ювенальной юстиции в нашей стране.
Эта позиция поддерживается и руководством государства. Выступая на проходившем в Москве съезде родителей России, форуме, собравшем представителей из 60 регионов страны для обсуждения проблем образования, введения механизмов юве-нальной юстиции, а также усыновления детей-сирот, глава государства В. В. Путин высказался: «У русского и практически у всех народов России существовали многовековые традиции именно большой семьи, объединяющей несколько поколений родственников. Забота о стариках, забота о детях стояла всегда на первом месте. Именно эти традиции нам надо возрождать. И, напротив, следует избегать слепого копирования чужого опыта. В том числе и по причине небесспорности этих моделей управления общественными явлениями в данных сферах и в тех странах, где наиболее широко применяются правила так называемой ювенальной юстиции» [17].
Сформулируем выводы и предложения, которые вытекают из вышесказанного.
1. Мы рекомендуем осторожно продолжать эксперименты по внедрению отдельных положительных моментов правосудия по делам несовершеннолетних в регионах Российской Федерации. Полагаем, что исследования должны учитывать положительный опыт предыдущих попыток внедрения в России ювеналь-ной юстиции, они должны носить длительный перспективный характер, а не продолжаться один-два года. В каждом случае должен быть сделан соответствующий всесторонний анализ рассматриваемой деятельности, высказаны взвешенные рекомендации по её дальнейшей оптимизации. Также крайне важно учитывать традиции, национальный, гендерный, возрастной, религиозный состав населения субъектов федерации, т.к. наша страна является многонациональной и одной из крупнейших по территории. По-нашему мнению, в настоящий момент сразу же вводить единую систему ювенальной юстиции на всей территории страны крайне проблематично, особенно учитывая различный менталитет населения регионов.
2. Наиболее эффективным зарубежным опытом организации системы профилактики правонарушений несовершеннолетних лиц (и наиболее перспективным для использования его некоторых элементов в Российской Федерации), с нашей точки зрения, является опыт стран континентальной модели юве-нальной юстиции, в частности, Германии и Франции, в которых принцип индивидуального подхода к несовершеннолетнему правонарушителю выражен особенно ярко и отчётливо. В данном случае речь идёт о реформировании подразделений полиции по
делам несовершеннолетних или о создании при органах внутренних дел Российской Федерации обособленных подразделений, которые, с одной стороны, могли бы применять силы и средства, присущие правоохранительным органам, и обладать ввиду этого соответствующей подготовкой, а с другой стороны, были бы обособленными самостоятельными подразделениями и представляли отдельную структуру, включающую в т.ч. и штат на постоянной основе, состоящий из педагогов, психологов, медиков и других узкопрофильных, но столь необходимых при общении с несовершеннолетними правонарушителями специалистов.
3. Статистика свидетельствует, что в большинстве случаев в России осуждённые несовершеннолетние приговариваются к реальному или условному лишению свободы. Система мер воспитательного воздействия на несовершеннолетнего находится на стадии формирования. Отсутствует проработанная система реабилитационно-воспитательных учреждений в связи с низкой востребованностью их судом. В свою очередь, суды не назначают административных воспитательных мер оттого, что не хватает тех органов, которые могли бы их реализовать. По этой причине основным орудием перевоспитания в настоящее время является воспитательная колония, которая часто удалена от населенных пунктов. Дети оказываются оторванными от семей, что затрудняет их ресоциализацию и интеграцию в общество.
Мы считаем, что увеличение количества общественных юридических консультаций для несовершеннолетних, служб скорой психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, молодежных социально-реабилитационных центров, подбор квалифицированного персонала, имеющего соответствующее профильное образование (педагогическое, юридическое, психологическое, медицинское), положительно скажутся на ситуации в подростковой среде и приведут к снижению противоправных проявлений среди не достигших совершеннолетия лиц. Формирование указанных органов содействия и поддержки прав и законных интересов детей, их родных и близких должно сопровождаться сокращением различного рода подразделений и служб, особенно в системе правоохранительных органов, призванных контролировать и инспектировать несовершеннолетних и семью.
4. С учетом имеющегося опыта нам представляется целесообразным введение в федеральных судах должности помощника судьи по делам несовершеннолетних. Участие данных государственных служащих в судебном следствии должно быть обязательным во всех случаях, когда рассматриваются материалы, участниками которых являются несовершеннолетние, обвиняемые в совершении общественно опасных деяний, или же когда нарушаются права и свободы несовершеннолетних, или в их отношении совершено преступление. Учитывая, что помощник судьи по делам несовершеннолетних в полной мере не относится ни к участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения (гл. 6 УПК РФ), ни к участникам уголовного судопроизводства со стороны защиты (гл. 7 УПК РФ), а может вариативно выступать, в зависимости от об- 63
стоятельств дела, поочередно и на той, и на другой ГО стороне, предлагаем ввести в гл. 8 УПК РФ «Иные Т участники уголовного судопроизводства» ст. 60.1 я «Помощник судьи по делам несовершеннолетних». С В диспозиции статьи необходимо конкретизиро- Н вать, что помощником судьи по делам несовершен- -нолетних является должностное лицо, привлекае- Я мое судьёй для общения с несовершеннолетним и Я дачи консультаций в процессе судебного следствия у в случаях, когда подозреваемым в совершении пре- в ступления или потерпевшим лицом является несо- ^ вершеннолетний. Помощник судьи по делам несо- 3 вершеннолетних должен всячески помогать судье н разобраться в материалах дела, однако влиять на вы- в несение решения по делу он не вправе. р
Квалификационные требования к помощникам я судьи по делам несовершеннолетних, по нашему мне- т нию, должны в обязательном порядке предусматри- М вать наличие профильного педагогического, психо- щ логического или медицинского образования, возраст = не менее двадцати пяти лет, опыт работы с несовер- 3 шеннолетними не менее трёх лет. Избрание на дан- о ные должности должно проходить через процедуру я отбора, где компетентная конкурсная комиссия будет выбирать из нескольких кандидатов наиболее до- ( стойных. Существенным критерием при избрании по 7 конкурсу на данную должность должно быть нали- 2 чие собственных детей. Одним из критериев отбора 8 должно стать наличие у конкурсантов учёных степеней и учёных званий. Кроме того, необходимо ввести строгие процедуры ежегодного подтверждения квалификации со сдачей соответствующих зачётов.
5. Исходя из того, что, как правило, первый, с кем общается подросток, совершивший преступление является инспектор полиции по делам несовершеннолетних, и именно он во время беседы первым видит эмоциональное состояние несовершеннолетнего, мотивы его поступка, наличие умысла на совершение уголовно-наказуемого деяния, крайне важно выслушать его показания в рамках судебного следствия. На практике судьи в целях сокращения времени судебного следствия в силу больших объёмов работы знакомятся лишь с письменными документами инспектора. Между тем данный подросток мог длительное время до совершения преступления состоять на учёте у инспектора органов внутренних дел по делам несовершеннолетних, ранее на учёте могли состоять родители ребёнка. В таком случае инспектор может владеть важной информацией об окружении подростка, отрицательном влиянии на него со стороны взрослых. Однако ни учётно-про-филактических карточек, ни учётно-профилактиче-ских дел судья не увидит, а значит, соответствующие выводы сделать не сможет.
Мы предлагаем сделать участие инспектора по делам несовершеннолетних, у которого состоял на учёте несовершеннолетний обвиняемый в совершении преступления (вне зависимости от территории совершения преступления и места учёта подростка инспектором), в судебном следствии обязательным. Для этого в гл. 37 УПК РФ «Судебное следствие» после ст. 280 «Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля» требуется ввести ст. 280.1 «Допрос инспектора по делам несовершеннолетних органов внутренних дел», где будет указа-
00 о
но, что суд обязан вызвать для допроса инспектора не все из них мы можем с уверенностью применять
^ по делам несовершеннолетних органов внутренних на территории нашей страны. Это связано в первую
Р дел при рассмотрении материала на несовершенно- очередь с тем, что нынешние иностранные модели
^ летнего обвиняемого в совершении преступления в ювенальной юстиции основываются на серьёзной
^ случае, если данный подросток состоял или состоит государственной финансовой поддержке мер профи-
я на учёте в подразделении по делам несовершеннолет- лактики правонарушений молодёжи, определяющей
5 них органов внутренних дел. высокое качество всей системы правосудия по делам
о Проанализировав опыт работы системы пре- несовершеннолетних. Дополнительно требуется учи-
венции предделиктного поведения, администра- тывать вехи исторического развития России, много-
рд тивных проступков и преступлений несовершен- национальность нашей страны, религии и иные фак-
2 нолетних, привлечения их к различным видам торы. Между тем осведомлённость о позитивном
£ юридической и иной ответственности в развитых опыте зарубежных стран и применение некоторых
от иностранных государствах, можно найти немало его составляющих в обозримой перспективе позво-
а примеров организации данного вида правозащит- лит нашей стране ещё больше сократить подростко-«
о
и
^
8
н
ной и правоохранительной деятельности. Конечно, вые правонарушения.
§ Список литературы
1. Абызов, Р. М, Фризен, П. Д. Ювенальная юстиция на защите прав несовершеннолетних // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. - 2013. - № 11-1 . - С. 3-7.
& 2. Арпентьева, М. Р. Вопросы ювенальной юстиции // Наука. Мысль. - 2016. - № 5-1. - С. 13-19.
3. Ведерникова, О. Н. Современные тенденции развития ювенальной юстиции за рубежом // Российская
н юстиция. - 2005. - № 3. - С. 44-51.
4. Данильченко, С. Л. Ювенальная юстиция: история и современность // Образование и наука в совре-^ менных условиях. - 2016. - № 4 (9). - С. 16-23.
§ 5. Чернова, М. А. Развитие ювенальной юстиции в зарубежных странах: историко-правовой анализ //
Ö Социально-экономические явления и процессы. - 2015. - Т. 10. - № 7. - С. 210-215.
W 6. Рудаков, А. М. Идеологические основы моделей ювенальной юстиции: выбор России // Вестник Куз-
басского института. - 2014. - № 1 (18). - С. 144-152
7. Ошевский, Д. С., Дозорцева, Е. Г., Бадмаева, В. Д., Чибисова, И. А. Социальные и психологические аспекты уголовного ювенального правосудия в мировой практике (континентальные модели ювенальной юстиции) [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. - 2012. - № 2. - URL: http:// psyedu.ru/journal/2012/2/2893.phtml (дата обращения: 10.10.2017).
8. Жиляева, С. К. Перспективы развития ювенальной юстиции в России // Вестник Московского университета МВД России. - 2010. - № 9. - С. 95-99.
9. ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 2226. Ювенальная юстиция: за и против [Электронный ресурс] // Официальный сайт ВЦИОМ. - 2013. 8 февр. - Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=113633 (дата обращения: 10.10.2017).
10. Кудрявцева, Н. И. Ювенальная юстиция в России и Франции: сравнительная характеристика : учебно-методическое пособие для студентов юридического факультета. - Курск, Региональный открытый социальный институт, 2003. - 103 с.
11. Кузьмина, В. М. Становление ювенальной юстиции в России // Вестник Российского университета дружбы народов. - Серия: Юридические науки. - 2011. - № 2.- С. 58-68.
12. Лутес, Р. Канадская система ювенальной юстиции (и некоторые аспекты, которые могут представлять интерес для Российской Федерации) // Вопросы ювенальной юстиции. - 2006. - № 4 (9). - С. 32-35.
13. Муратова, Э. М. Ювенальная юстиция - гарантия защиты прав несовершеннолетних // Евразийский союз ученых. - 2015. - № 12. - С. 139-140.
14. Новикова, Т. Ю. Административно-правовая организация защиты прав несовершеннолетних органами ювенальной юстиции: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 / Новикова Татьяна Юрьевна. - Хабаровск, 2003. - 24 с.
15. Чернышев, Е. А. Становление и развитие системы ювенальной юстиции в Российской Федерации: историко-правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Чернышев Евгений Александрович. - Краснодар, 2007. - 200 с.
16. Окунев, Н. А. Английский закон о детях 1908 года : Из «Журнала Министерства юстиции», ноябрь и декабрь 1909 г. - СПб.: Сенатская типография, 1909. - 90 с.
17. Владимир Путин выступил на проходящем в Москве Съезде родителей России [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Российской Федерации. - 2013. - 9 февр. - Режим доступа: http:// kremlin.ru/events/president/news/17469 (дата обращения: 10.10.2017).
18. Цинченко, Г. М. Ювенальная юстиция: риски внедрения // Управленческое консультирование. - 2015. - № 8 (80). - С. 114-127.
© Беженцев А. А., 2018