Научная статья на тему 'Ювенальные суды в современной России: концепция и практика *'

Ювенальные суды в современной России: концепция и практика * Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3312
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ СУД / СУДОПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / JUVENILE JUSTICE / INFORMAL AND SIMPLIFIED TRIAL PROCEDURE / REHABILITATIVE JUSTICE / TEENAGE REHABILITATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маточкина Мария Сергеевна

Создание ювенальной юстиции в России позволит в значительной степени повысить эффективность правосудия по делам несовершеннолетних. Важнейшим шагом на пути становления данной системы является учреждение ювенальных судов, которые следует интегрировать в систему судов общей юрисдикции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Juvenile Courts in Contemporary Russia: Concept and Practice

The establishment of juvenile justice in Russia will have a significant impact on the efficiency of justice in cases of juvenile delinquency. An important step towards the establishment of this system is setting up juvenile courts integrated in the system of general jurisdiction courts.

Текст научной работы на тему «Ювенальные суды в современной России: концепция и практика *»

Ювенальные суды в современной России: концепция и практика *

© М. с. Маточкина, 2008

Создание ювенальной юстиции в россии позволит в значительной степени повысить эффективность правосудия по делам несовершеннолетних. Важнейшим шагом на пути становления данной системы является учреждение ювенальных судов, которые следует интегрировать в систему судов общей юрисдикции.

Ключевые слова: несовершеннолетние, ювенальная юстиция, специализированный суд, судопроизводство по делам несовершеннолетних.

До настоящего времени на законодательном уровне вопрос об обособленном судебном органе, который бы рассматривал дела несовершеннолетних, в России не решен. Вместе с тем в различных странах такие суды действуют. Хотя в международных стандартах и не содержится требований о введении специальных судов по делам несовершеннолетних,

в них говорится о том, что для соответствия современным требованиям необходима совершенно новая система судопроизводства в отношении несовершеннолетних. В частности, в п. 3 ст. 40 Конвенции о правах ребенка (1989 г.) закреплено, что «государства-участники стремятся содействовать установлению законов, процедур, органов и уч-

* Диплом 1-й степени по секции «Уголовно-процессуальное право, криминалистика, судебная медицина, юридическая психология» Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Проблемы современного российского права» (г. Челябинск, 2007 г.).

реждений, имеющих непосредственное отношение к детям, которые, как считается, нарушили уголовное законодательство, обвиняются или признаются виновными в его нарушении» ^

В связи с изложенным значительный интерес для совершенствования системы отправления правосудия в отношении несовершеннолетних в России представляет обращение к опыту тех стран, где ювенальные суды образованы и действуют.

Вместе с тем, при анализе зарубежного опыта становится очевидным, что в странах, где существуют спецсуды для несовершеннолетних, часто установлен очень низкий возрастной ценз уголовной ответственности (8 лет — в Шотландии, 10 — в Великобритании и Уэльсе, в Северной Ирландии и в большинстве штатов Австралии) 2. При этом к несовершеннолетним (малолетним) преступникам могут быть применены весьма суровые меры уголовной ответственности, вплоть до пожизненного лишения свободы.

Система специализированных судов по делам несовершеннолетних, существующая в Англии и Уэльсе, постоянно подвергается модернизации, при этом рассмотрение дел о совершении тяжких преступлений несовершеннолетними не входит в юрисдикцию данных судов, они рассматриваются судами общей юрисдикции — Королевскими судами3.

Британский законодатель считает, что лица, способные на совершение тяжких насильственных преступлений против личности, не нуждаются в особых формах уголовно-правового воздействия, и для рассмотрения их дел не требуется особая процедура судебного разбирательства, действующая в специализированных судах по делам несовершеннолетних.

В связи с активно обсуждаемой идеей о том, что только система специализированных судов может обеспечить эффективное правосудие по делам несовершеннолетних, следует обратить внимание на опыт Шотландии. Там в начале XX в. сложилась особая система ювенальной юстиции, которая носит не судебный, а скорее административный характер. Специальные комиссии проводят «слушания по делам детей» (Children’s Hearing). Коллегия, состоящая из представителей общественности, прошедших специальную подготовку, после обсуждения дела с родителями, социальными работниками, учителями и самим ребенком принимает решение о мерах воздействия, которое может быть обжаловано в суде.

Полагаем, что подобная система прогрессивна, поскольку позволяет избежать нежелательных контактов ребенка или подростка с судебной системой. Это особенно касается правонарушителей, сознавшихся в своем проступке, впервые привлекающихся к ответственности. На наш взгляд, судопроизводство, ставящее своей целью применение

мер воздействия, альтернативных уголовному наказанию, соответствует духу и букве Конвенции о правах ребенка.

В то же время альтернативное судопроизводство должно гарантировать доступ к юридической помощи и предоставление ребенку адвоката, что предусмотрено ст. 37 @) Конвенции о правах ребенка. Шотландская же система этого не гарантирует, что является ее основным недостатком.

Во Франции имеет место так называемое «кабинетное» правосудие4, которому свойствен неформальный характер отношений: слушание дела происходит не в зале суда, а в кабинете, что позволяет установить доверительные отношения между судьей и подростком. Ювенальный судья добивается сотрудничества со стороны подростка и его семьи для применения к нему необходимых воспитательных мер. На судье нет мантии, он не обращается к своду правил и законов, что позволяет внушить подростку чувство социального равенства. Судебная система Франции не ставит перед собой цели непременного установления вины несовершеннолетнего. Главная проблема — что делать с оступившимся подростком.

Таким образом, опыт деятельности судов по делам несовершеннолетних хотя и имеет ряд нерешенных проблем, но не является однозначно негативным. Сохраняет свою актуальность и цель ювенальной юстиции, заключающаяся в обеспечении максимально щадящей неформальной процедуры судебного разбирательства, учитывающей индивидуальные и возрастные особенности психики несовершеннолетних, а также в реализации гибкой системы уголовно-правовых мер воздействия, преимущественно не связанных с лишением свободы.

А что же в России? На сегодняшний день суды рассматривают дела с участием несовершеннолетних по обычным правилам и законам — предусмотренные в отношении несовершеннолетних изъятия из общего порядка, в целом, незначительны. Суды, как правило, не выносят решений социальнореабилитационной направленности, предпочитают наказания альтернативным мерам. У подростков, попавших в суд, обычно два выхода: условный, но все же срок, или лишение свободы. Условно осуждают примерно 70-75%, лишают свободы — 23-24%, на альтернативное наказание остается от 1 до 7% 5.

Вместе с тем следует признать, что в России формируется подход к проблеме предупреждения подростковой преступности с учетом несовершеннолетних как особой группы населения, которая нуждается в повышенной защите, приоритетным при этом является социальная профилактика, учитывающая региональные условия, активное вовлечение в процесс защиты прав детей населения, общественных организаций и объединений.

Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942 был утвержден «Национальный план дей-

ствий в интересах детей», в числе мер по укреплению правовой защиты детства было предусмотрено создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних (п. 3.1).

Действуют российские федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.) и «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г., с изм. от 7 июля 2003 г.). Введен судебный порядок помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и в Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.

Помимо установленного судебного порядка защиты прав детей, данные законы значительно расширили круг органов, которые составляют государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также полномочия этих органов по защите прав детей, находящихся в социально опасном положении.

Существенные изменения коснулись ст. 312 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в 2006 г.

Если раньше участие в заседании суда над малолетними преступниками являлось правом сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, то теперь стало обязанностью.

Изменение это произошло по предложению Министерства внутренних дел в целях защиты прав подростков, а также повышения ответственности своих сотрудников, поскольку в зале судебного заседания станет ясно, как относится к своим обязанностям лицо, в задачу которого входит не посадить подростка, а вернуть к нормальной жизни, свести к минимуму рецидив.

В МВД подчеркнули, что участие милиционера в судебном заседании необходимо еще и потому, что для несовершеннолетних суд определяет не наказание, а методику профилактики. Подростка отправляют не в зону, а в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП). И кому, как не милицейскому перевоспитателю, знать, какое «лекарство» нужно его подопечному? 6

Если же коснуться именно организации рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних, то идея обособления ювенальной юстиции находит свое отражение, в первую очередь, в специализации судей.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» было рекомендовано в судах общей юрисдикции ввести специализацию судей по рассмотрению уголовных дел с участием несовер-

шеннолетних, применять в судебной деятельности международно-правовые стандарты и нормы, касающиеся особенностей уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, профилактики правонарушений последних, а также мер по обеспечению интересов несовершеннолетних и защите их прав. В нем подчеркивается, что специализация правосудия в отношении несовершеннолетних призвана служить решению задач достижения социальной справедливости, защиты несовершеннолетних и поддержания порядка в обществе.

Наряду со специализацией судей, в Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях предпринимаются гораздо более существенные меры по внедрению в правотворческую и правоприменительную деятельность международных стандартов относительно несовершеннолетних. Они заключаются в создании региональных моделей ювенальной юстиции с привлечением к работе судов педагогов, медиков, психологов, при этом должны поддерживаться связи с социальными службами 7.

Так, 1 января 2001 г. в Ростове-на-Дону (после Москвы и Санкт-Петербурга) приступили к реализации проекта по созданию ювенальных судов, цель которого — познакомить работников судебной системы, правоохранительных органов, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних с механизмом осуществления правосудия, соответствующего международным стандартам в этой области, а также накопленным зарубежным и отечественным опытом.

В 2001-2003 гг. Ростовским областным судом, Управлением Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Ростовской области совместно в рамках Программы развития ООН в Российской Федерации (ПРООН) был успешно реализован проект «Поддержка осуществления правосудия по делам несовершеннолетних», согласно которому с 1 января 2001 г. в районных судах Ростова-на-Дону, помимо существующей специализации федеральных судей по рассмотрению дел о преступлениях несовершеннолетних, были введены новые должности — социальные работники при судах (в настоящее время — помощники судей), в задачу которых входило: оказание помощи судье в исследовании личности несовершеннолетнего; изучение его психологических особенностей, социальной и воспитательной среды, причин и условий совершения преступления; подготовка предложений по мерам воздействия и реабилитации; проведение примирительных процедур в соответствии с принципами восстановительного правосудия 8.

По поручению Ростовского областного суда специально для работы социальных работников при суде Областным психолого-педагогическим и медико-социальным Центром Министерства общего и профессионального образования Ростовской

области были разработаны Программа деятельности социальных работников при суде и Карта социально-психологического сопровождения несовершеннолетних правонарушителей.

По завершении проекта Программы развития ООН приобретенный опыт получил свое дальнейшее развитие.

В 2003 г. в Ростовском областном суде создан специальный судебный состав по делам несовершеннолетних в судебной коллегии по уголовным делам, который не только рассматривает дела несовершеннолетних в кассационном порядке, но и обеспечивает методической помощью судей районных и городских судов области.

25 марта 2004 г. в Таганроге был открыт первый в России ювенальный суд (специальный судебный состав по делам несовершеннолетних Таганрогского городского суда), который расположен в отдельном здании и полностью соответствует международным стандартам.

За основу взято помещение ювенального суда Квебека в Монреале (Канада). Кабинеты судей, помощника судьи с функциями социального работника, зал судебных заседаний и другие помещения соответствуют рекомендациям Минимальных Стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. В суде работают два специализированных судьи по делам несовершеннолетних (по уголовным и гражданским делам), помощник судьи с функциями социального работника. В помещении Таганрогского ювенального суда также размещены специалисты системы профилактики города, социальный педагог, психолог, общественная приемная при Комиссии по защите прав человека при главе администрации Таганрога, адвокаты, представители общественных организаций.

Судья, специализирующийся на рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних, должен владеть информацией обо всех социальных службах для несовершеннолетних, знать специфику их деятельности, объем предоставляемых данными службами социальных услуг.

Говоря о результатах, можно сказать, что наметилась тенденция стабилизации и снижения числа несовершеннолетних, совершивших повторные преступления (рецидив): всего по области в 2002 г. зафиксировано повторных преступлений — 210, в 2003 г. — 215, т. е. рост составил всего 2,4%, а в 2004 г. отмечено снижение на 21,9% (всего 168) 9.

За 6 месяцев 2005 г. (по сравнению с аналогичным периодом 2004 г.) снижение по области рецидива среди несовершеннолетних составило 15,2% (95 и 122 лица соответственно).

Успешно действуют и частные постановления, выносимые судом по результатам рассмотрения дел. Они являются основой помощи несовершеннолетним, оказавшимся в конфликте с законом,

и содержат в себе программу индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, которую суд поручает провести органам и службам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, суд контролирует ее исполнение названными органами и после судебного решения.

Создание ювенального суда полностью отвечает одному из основных принципов судопроизводства — максимальной индивидуализации судебного процесса, особенно по делам несовершеннолетних, поскольку каждое преступление индивидуально, как и уголовная ответственность и наказание за него.

В центре судебного процесса находится личность несовершеннолетнего, которой подчинена вся судебная процедура, куда включены правила, не предусмотренные общим правосудием.

Прежде всего, концепция правосудия по делам несовершеннолетних предусматривает, что судопроизводство здесь носит неформальный характер, а это не соответствует традиционным представлениям о строгом регламенте судебной процедуры. Так, в помещении Таганрогского ювенального суда отсутствуют «клетки» для подсудимых, которым в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Интерьер зала судебного заседания, помещений общего пользования не вызывают у подростков страха, напряжения, подавленного состояния.

Помощь судье, специализирующемуся на рассмотрении дел несовершеннолетних, оказывают помощники судей с функциями социального работника. Они оказывают содействие в изучении психологических особенностей личности несовершеннолетнего, социальной и воспитательной среды подростка, в установлении причин и условий совершенного преступления, в принятии мер и координации действий органов системы профилактики по их устранению, предупреждению совершения правонарушений подростком в будущем.

Опыт Ростовской области был положен в основу становления и развития принципов ювенальной юстиции в Республиках Кабардино-Балкарской, Северной Осетии-Алании, Ингушской, Волгоградской области. На базе Ростовского филиала Российской академии правосудия в декабре 2003 г. открыта Региональная ассоциация специалистов по поддержке судебно-правовой реформы и ювенальной юстиции в Ростовской области (Центр ювенальной юстиции), которая призвана оказывать информационную и методическую помощь судам, органам и службам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органам местного самоуправления.

Цель данного Центра — содействие судебноправовой реформе и ювенальной юстиции, деятельности специализированных ювенальных судов, создаваемых для осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних.

К числу задач Центра можно отнести следующие: объединение усилий судебных органов и органов законодательной и исполнительной власти, независимых государственных и муниципальных образовательных учреждений и общественных организаций в проведении судебно-правовой реформы и создании системы ювенальной юстиции в Ростовской области; содействие разработке и реализации региональной политики защиты детства; обеспечение разработки и проведения в жизнь программ восстановительного правосудия; правовое воспитание и просвещение населения; оказание помощи несовершеннолетним и их законным представителям в защите прав и законных интересов несовершеннолетних; издание учебнометодической, научной и публицистической литературы.

Вслед за первым судом 19 сентября 2005 г. открылся ювенальный суд в г. Шахты, расположенный на первом этаже Шахтинского городского суда. Помещение ювенального суда имеет 14 кабинетов: кабинеты судей, секретарей судебного заседания, 3 зала судебных заседаний, комнату соцработника, архив, комнаты прокурора и адвоката и др.

В настоящее время Ростовским областным судом совместно с губернатором Ростовской области и при участии мэрии Ростова-на-Дону решается вопрос об открытии Ростовского городского ювенального суда, где будет сосредоточено рассмотрение всех уголовных дел и материалов о преступлениях несовершеннолетних, а также гражданских дел, связанных с защитой прав несовершеннолетних, которые в настоящее время рассматриваются судьями 8 районных судов города. Здесь, помимо судей и помощников судей с функциями социальных работников, планируется разместить представителей органов и служб системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (психологов, социальных педагогов, служб молодежи, представителей комиссии по делам несовершеннолетних и подразделения по делам несовершеннолетних ОВД и др.).

С 1 сентября 2001 г. в Саратовской области также начата работа по осуществлению данного проекта 10.

Саратовским областным судом, Институтом «Открытое Общество» (Фонд Сороса) и представительством ПРООН 21 июня 2001 г. было подписано соглашение о сотрудничестве. Были предприняты некоторые шаги по совершенствованию воспитательных и реабилитационных мер в отношении несовершеннолетних правонарушителей (например, запланировано введение должности социального работника при шести судах Саратова, Энгельса и в Энгельсском районном суде).

Соглашением определены основные функции социального работника: оказание содействия судье и следователю при анализе материалов уголовно-

го дела несовершеннолетнего на предмет изучения психологических особенностей личности, социальной и воспитательной среды подростка; выявление социальных служб (государственных и негосударственных) по работе с детьми, оказавшимися в сложном положении, укрепление связей с ними и помощь в применении мер воспитательного воздействия; содействие координации усилий всех учреждений и организаций на местном уровне, призванных обеспечивать социальное наблюдение за детьми, находящимися в конфликте с законом, с момента совершения предполагаемого преступления, включая период после осуждения к мерам, не связанным с лишением свободы.

Цель проекта, так же как и в Ростове-на-Дону, в условиях отсутствия в России специального закона о ювенальной юстиции, упрощающего судебную процедуру для несовершеннолетних, в рамках действующего законодательства познакомить работников судебной системы, правоохранительных органов, органов и учреждений системы профилактики с механизмом осуществления правосудия по делам несовершеннолетних в соответствии с международноправовыми стандартами в этой области и имеющимся международным опытом ювенальной юстиции.

После заключения соглашения работа по становлению ювенальной юстиции в Саратовской области началась с того, что председатель областного суда издал приказ о создании в суде коллегии по делам несовершеннолетних. В ее состав вошли восемь судей, рассматривающих уголовные и гражданские дела как по первой инстанции, так и в кассационном порядке.

Затем в восьми районных судах Саратова, Энгельса и Энгельсского района приказами председателей судов определили наиболее опытных судей для рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних, а также гражданских дел, связанных с защитой их прав.

К рассмотрению составом коллегии по делам несовершеннолетних Саратовского областного суда отнесены уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних и гражданские дела, связанные с защитой прав несовершеннолетних: лишение родительских прав; усыновление; установление факта признания отцовства; определение порядка воспитания ребенка; защита имущественных и неимущественных прав несовершеннолетних.

Для наблюдения за реализацией проекта и его поддержки при областном суде был создан совет по координации деятельности судей, социальных работников, работников правоохранительных органов, комиссий по делам несовершеннолетних.

Во взаимодействии с органами и учреждениями системы профилактики социальным работникам при судах уже удалось решить некоторые проблемы подростков, оказавшихся в конфликте с законом: по продолжению обучения, трудо-

устройству, разрешению конфликтных ситуаций в семьях, устранению причин преступлений.

За этот период работы организованы и проведены заседания с участием социальных работников, сотрудников областного министерства по труду и социальным вопросам, инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних.

Социальными работниками собраны данные и создана информационная база для работы с подростками из группы риска. Еженедельно на совещаниях с социальными работниками анализируется их работа на местах. Каждый из них рассказывает о проделанной работе, отмечает проблемы и успехи, выносит на обсуждение наиболее сложные ситуации. Происходит совместный поиск решений, обсуждаются вопросы взаимодействия с другими структурами. В результате подобных дискуссий рождается понимание социальными работниками своих задач, формируется их личностное отношение к своей деятельности. Обсуждения помогают найти новые варианты действий в конкретных ситуациях, приобрести опыт. Социальные работники учатся планировать свою работу, составлять отчеты. При необходимости на эти совещания приглашаются сотрудники социальных и реабилитационных служб, психологи, судьи.

Первоначальный этап данного проекта, пройденный социальными работниками и судьями, является наиболее важным. Связано это, прежде всего, с тем, что на должности социальных работников пришли люди с разными жизненным опытом, образованием, взглядами на имеющиеся проблемы. При отсутствии у них опыта работы с подростками, попавшими в сферу ювенальной юстиции, представляется немаловажным не только дать социальным работникам минимум юридических знаний, но и сформировать у каждого из них понимание правильной профессиональной позиции.

Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на отсутствие соответствующего законодательного регулирования, идея отправления правосудия в отношении несовершеннолетних обособленным судебным органом в настоящее время в России реализуется. При этом наметилось два основных пути:

1. Специализация судей в рамках существующих элементов системы судов общей юрисдикции. Вместе с тем отмечается в литературе и затруднительность повсеместной специализации судей в связи с их малым количеством п.

2. Создание обособленных ювенальных судов, к работе которых предлагается привлекать педагогов, медиков, психологов, при этом должны поддерживаться связи с социальными службами. Данный путь на региональном уровне уже опробован и доказал свою эффективность.

На наш взгляд, самый важный и нужный шаг на пути развития правосудия для несовершеннолетних — это именно создание ювенальных судов.

Цели ювенальной юстиции могут быть достигнуты только при отделении судебных органов, рассматривающих дела в отношении несовершеннолетних. Особое значение имеет при этом рассмотрение дел по первой инстанции в специализированном судебном органе. Такие суды не должны быть отдельной ветвью судебной системы — их необходимо «вписать» в систему судов общей юрисдикции, как это, например, предлагается для административных судов.

Оптимальной системой построения таких судов, по нашему мнению, можно считать следующую. Дела о преступлениях несовершеннолетних, минуя мирового судью, должны рассматриваться на уровне районного суда специальным судебным органом — ювенальным судом, который должен быть отделен от районных судов, иметь свое здание и штат судей и других работников (в частности, социальных работников). На город предполагается создать один ювенальный суд. Таким образом, при определении подсудности дел ювенальным судам будет иметь значение персональная подсудность.

На уровне суда субъекта Российской Федерации, кроме двух существующих коллегий (по уголовным и гражданским делам), необходимо образовать коллегию по делам несовершеннолетних, к компетенции которой будет отнесено рассмотрение уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних по первой инстанции, а также пересмотр в порядке кассации решений нижестоящих ювенальных судов. Также к компетенции такой коллегии следует отнести рассмотрение соответствующих гражданских дел, в которых затрагиваются интересы несовершеннолетних. В порядке надзора и пересмотра ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств такие дела должны рассматриваться на общих основаниях президиумом суда субъекта Российской Федерации.

Аналогичным образом должна быть образована специализированная коллегия и в Верховном Суде РФ с соответствующей ей компетенцией.

Подобная система потребует соответствующих изменений в законодательстве и практике. Так, следует внести изменения в Федеральный Конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»; разработать и принять федеральный закон «О ювенальной юстиции в Российской Федерации», где закреплялись бы основные положения, связанные с принципами организации, структуры, компетенции и других вопросов; свести в один источник все материальные и процессуальные нормы, так или иначе связанные с несовершеннолетними.

Первым шагом в осуществлении нового закона на практике может стать создание ювенальных судов. При этом необходимо постоянное взаимодействие между всеми звеньями, относящимися к ювенальной юстиции.

Судьи, рассматривающие дела несовершеннолетних, должны быть квалифицированными юристами с многолетним опытом работы в сфере ювенального судопроизводства, а также иметь опыт воспитательной работы; знать обо всех социальных службах для несовершеннолетних, их специфике, объеме предоставляемых ими социальных услуг; должны проходить специальную подготовку и обучение с привлечением психологов, педагогов, психиатров, социологов и других специалистов.

Судопроизводство должно носить неформальный и упрощенный характер, преимущественно для лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести, поскольку в естественных условиях (дома, в школе) можно получить более достоверную информацию и оградить несовершеннолетнего от лишних контактов с «опасной» средой. Решение ювенального суда должно содержать план реабилитации подростка, корректировать поведение служб и ведомств путем вынесения частных представлений.

1 Текеев А. Особенности судебного разбирательства дел с участием несовершеннолетних // Рос. юстиция. — 2003. — № 5. — С. 36.

2 См.: Ткачев В. Восстановительное правосудие и ювенальное уголовное право // Там же. — 2002. — № 5. — С. 14.

3 См.: Кигас В. Н. О соответствии ювенального уголовного законодательства духу времени // Борьба с преступностью за рубежом. — 2004. — № 9. — С. 24.

4 См.: Васильева А. Правосудие для несовершеннолетних: карательный или восстановительный подход // Преступление и наказание. — 2003. — № 7. — С. 26.

5 См.: Кривошапко Ю. Наказывать нельзя воспитывать. Нужен ли подросткам специальный суд? // Рос. газета. — 2005. — 18 нояб.

6 См.: Фалалеев М. Милиционеры пойдут в суд. В процессах над несовершеннолетними теперь обязаны участвовать инспекторы, работающие с трудными подростками // Там же. — 2006. — 24 янв.

7 См.: Трунов Л. Несовершеннолетний обвиняемый // Профессионал. — 2003. — № 1. — С. 32-34; Мер-кушов А. Дать подростку шанс // Человек и закон. — 2000. — № 5. — С. 33-44.

8 См.: Галкин А. Возвращение ювенальной юстиции в Россию // Рос. юстиция. — 2002. — № 7. — С.16; Ткачев В. В Ростовской области создается региональная модель ювенальной юстиции // Там же. — № 2. — С. 25-27.

9 См.: Ткачев В. Н. Специализация судей по делам несовершеннолетних как модель будущего ювенального суда в России (опыт Ростовской области) // Там же. — 2005. — № 10. — С. 36.

10 См.: Галкин А. Указ. соч. — С. 34.

11 См.: Салева Н. Преступления, совершаемые несовершеннолетними, требуют особого рассмотрения в суде // Рос. юстиция. — 2003. — № 2. — С. 39-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.