Научная статья на тему 'Стандарт условий как пространство развития личности'

Стандарт условий как пространство развития личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ / СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федорова Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стандарт условий как пространство развития личности»

3. УМО по направлениям педагогического образования разработать меры оперативной корректировки ФГОС педагогического образования, а также программы повышения квалификации учителей.

4. Провести на базе РГПУ им. А. И. Герцена научно-практическую конференцию «Проблемы и перспективы реализации образовательных стандартов нового поколения».

Н. М. Федорова

СТАНДАРТ УСЛОВИЙ КАК ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

В 1967 году академик М. А. Лаврентьев определил свое видение нового образования таким образом: «Одни ученые считают, что образование должно быть широким, другие — специальным, узким. А я думаю — гибким» [1. С. 375]. Почти пятьдесят лет отделяют нас от этого времени, но идеи вариативности, «гибкости» школьного образования созвучны современному периоду развития российской школы.

Стандарты второго поколения для отечественной школы закрепляют изменения, произошедшие в российском обществе и школьном образовании за последнее десятилетие. Успешная реализация стандарта требует определенных условий. В стандарте рассматриваются условия, относящиеся к нескольким группам показателей: кадровые условия, условия сохранения здоровья учащих и учащихся, а также условия, затрагивающие проблемы оборудования школьного здания и школьных аудиторий.

Кадровые условия — это укомплектованность образовательного учреждения; уровень квалификации работников образовательного учреждения и их функциональные обязанности; система непрерывного профессионального развития и повышения квалификации педагогических работников, реализуемая в образовательном учреждении.

Значимым фактором реализации основных идей нового стандарта можно считать условия, создаваемые в образовательном учреждении. Они должны:

• соответствовать требованиям стандарта;

• обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения и реализацию предусмотренных в ней образовательных программ;

• учитывать особенности образовательного учреждения, его организационную структуру, запросы участников образовательного процесса;

• предоставлять возможность взаимодействия с социальными партнерами, использования ресурсов социума.

Открытость школы, заявленная в первом российском законе об образовании в начале 1990-х годов, все более приобретает реальные очертания и зримые формы. Многие школы включены в партнерские отношения с различными социальными структурами, активно используют потенциал окружающего их социума, способствуют расширению границ формального образования, предлагают учащимся новые возможности для социализации и развития.

Открытость образовательного учреждения социуму предполагает приобретение обучающимися социального опыта и социальной компетентности за счет включения их в различные виды деятельности: участие в территориальном управлении, волонтерских движениях, природоохранительных мероприятиях, экологических играх и проектах, создание высокотехнологичной среды коммуникации и обучения, развитие партнерских связей и обменов с различными городами и странами [2].

Одним из успешных примеров координации деятельности с зарубежными партнерами может служить деятельность школы № 227 и русскоязычной школы при университете г Хельсинки (Финляндия): Проект «ИКТ — среда обучения. Создаем и используем вместе».

Еще один пример. Гимназия № 73 им. М. В. Ломоносова в 2011 году приняла участие в разработке и продвижении интернет-проекта «С именем Ломоносова», который получил высокую оценку в Выборгском районе. Его разработчики были приглашены к участию во Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Школьное ломоносово-ведение в свете реализации государственных образовательных стандартов II поколения (начальные классы)», которую организует Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова.

Деятельность современной школы также может быть охарактеризована понятием «уклад школьной жизни», представляющим собой многогранный социально-педагогический феномен, отражающий основу создания специально организованной среды для обучения и воспитания в конкретной школе, имеющей устоявшиеся особенности жизни школьного сообщества. Интерес и внимание окружающего сообщества к школе определяется в настоящее время ее «лица необщим выражением», спецификой и своеобразием форм и средств создания и функционирования развивающей образовательной среды.

Развивающая образовательная среда как интегративный результат выполнения требований к условиям реализации основной образовательной программы образовательного учреждения должна быть адекватной задачам достижения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся.

Такое развитие возможно, если будет реализована ведущая профессиональная функция современного учителя: содействие образованию школьника с использованием всех возможностей школьной среды и социокультурной среды региона.

В условиях современных изменений решающее значение в образовательном процессе приобретает личность учителя новой школы. Это учитель, открытый ко всему новому, понимающий детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающий свой предмет. Задача учителя — помочь ученикам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя — ключевая особенность школы будущего. Именно так они охарактеризованы в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Постоянная саморефлексия своей профессиональной деятельности и самообразование — необходимые условия профессионального развития учителя.

Ожидания общества относительно профессионализма учителя новой школы также отражены в стандарте. Государственный образовательный стандарт требует изменения условий и подходов к самореализации ученика и учителя, для которого знать предмет — это не только владеть знаниями и умениями в определенной области, но и уметь руководить развитием ученика с помощью данного учебного предмета. Современный учитель — учитель, хорошо знающий свой предмет и способный осуществлять развитие ребенка средствами предмета, содействовать его образованию, выступать помощником и консультантом в процессе учения, готовый к командной работе в ходе решения профессиональных задач современного образования, мотивированный на непрерывное педагогическое образование на основе рефлексии складывающегося профессионального опыта [3].

Требования к уровню квалификации и должностные обязанности учителя определены в «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и

служащих». В нем говорится, что учитель должен иметь высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее (или среднее) профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы. Такая квалификация необходима для осуществления обучения и воспитания учащихся, для формирования их общей культуры, социализации, осознанного выбора образовательных программ, для возможности занять должность учителя. Должность понимается как служебное место в учреждении или на предприятии, связанное с исполнением определенных обязанностей. Она предусматривает не только обязанности, но и определенные права, что полностью имеет отношение к учителю.

Новым для российской практики является экзамен на должность учителя, который имеет длительную богатую историю в зарубежном образовании. За рубежом традиционно используются различные формы: экзамены, тесты и многие другие виды аттестации. Немецкий ученый-психолог Эрнст Вебер в свое время писал, что в отношении своей теоретической подготовки учитель должен быть ученым, научным работником, в отношении своей практической деятельности он, с одной стороны, художник, а с другой — педагог в узком смысле слова. Эти три аспекта деятельности учителя могут учитываться при проведении его аттестации, а также служить основой для разработки содержания педагогического образования [4].

Современные требования при аттестации педагогических работников школы охватывают основные направления деятельности учителя XXI века:

• владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективность их применения;

• вклад в повышение качества образования и распространение собственного опыта учителем;

• результаты освоения учащимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений.

Указанные требования государства и общества к педагогу стимулируют процесс его самосовершенствования и постоянного профессионального роста. Запросы открытой развивающейся системы российского образования учитываются при подготовке педагогов в РГПУ им. А. И. Герцена.

Многоуровневая система подготовки выпускников педагогического вуза, ставшая реальностью сегодняшнего дня, базируется на нелинейном обучении и компетентностном подходе, реализация которого обеспечивает достижение нового качества образования, подготовку специалистов, отвечающих современным требованиям общества и рынка труда. Большое значение в этом процессе приобретает возможность готовить бакалавра к своей будущей педагогической деятельности 4 года, посвятив затем 2 года его дальнейшей специализации в магистратуре. Такой опыт успешно используется в Герценовском университете.

Решение этих задач достигается применением новых технологий обучения, отбором соответствующего содержания образования, включением обучающихся в решение практико-ориентированных профессиональных задач, тесным взаимодействием с работодателями, организацией обучения, практик и выпускных экзаменов.

Новой формой практики для кафедры педагогики является проведение Герценов-ских молодежных форумов: «Ладога - 2011» и «Селигер - 2011». Во время такой

практики магистранты магистерской междисциплинарной программы «Воспитательная деятельность с молодежью» работали вожатыми. Большое значение имеет участие студентов в социальных и образовательных проектах, таких как научно-образовательный проект, реализуемый кафедрой педагогики на основе традиционных педагогических олимпиад, «Герценовская педагогическая олимпиада». У кафедры социальной педагогики, например, сформировались устойчивые связи с рядом социальных партнеров по организации практик студентов — благотворительным фондом «Корчаковский центр», Комитетом по социальным вопросам муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, приютами «Транзит», «Маленькая мама», «Мечта».

Все это позволяет выпускникам педагогического университета с оптимизмом смотреть в свое профессиональное будущее, а учителям школ города и области реализовать свой образовательный маршрут в магистратурах и системе дополнительного образования нашего вуза.

Библиографический список

1. Народное образование в России // Педагогический альманах. М.: Народное образование, 2000.

2. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.

3. Пискунова Е. В. Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.

4. Гагаев А. А., Гагаев В. А. Русские философско-педагогические учения XVIII—XX вв.: культурно-исторический аспект. М.: Русское слово, 2002.

В. В. Лаптев, А. П. Лешуков, Н. Л. Шубина

КОГДА ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТАНОВИТСЯ СТРАТЕГИЧЕСКИМ РЕСУРСОМ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ?

Постановка главного вопроса круглого стола обусловлена необходимостью выявления параметров, при которых педагогическое образование «может стать стратегическим ресурсом экономики знаний». В предложенном участникам круглого стола блокноте были определены три темы для обсуждения:

• Какой путь выберет высшее педагогическое образование в условиях перехода к экономике знаний: дрейф ^ движение ^развитие?

• Какое образование мы можем назвать стратегическим ресурсом экономики знаний?

• Какая модель педагогического университета будет востребована в обществе, основанном на знании?

В обсуждении приняли участие учителя (более 60%), руководители образовательных учреждений, преподаватели высших учебных заведений. В ходе дискуссии определены основные причины недовольства общества результатами реформ в образовании. Среди наиболее актуальных выделены вопросы, направленные на улучшение условий труда педагогов, на формирование общественного мнения о новой функции учителя на новом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.