176 с.
4. Павлова, Е.А.Состояния сна квалифицированных спортсменов пред ответственными соревнованиями / Е.А. Павлова, А.С. Захаревич // Вестник Балтийской Педагогической Академии. Вып. 63. - СПб. : [б.и.], 2005. - С. 6972 .
5. Павлова, Е.А. Влияние отношения спортсменов к качеству сна накануне соревнований на достигнутые результаты // Психологические основы педагогической деятельности : материалы 32-ой науч. конф. каф. психологии Санкт-Петербургского гос. ун-та им. П.Ф.Лесгафта, 29.11.2005 г. - СПб. : [б.и.], 2005. - С. 75-78.
6. Павлова, Е.А. Изучение сна спортсменов накануне ответственных соревнований // Материалы Международной научной конференции психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения» (11-14 июня 2006 г.). - М. : Изд-во Рос. гос. ун-та физ. культуры, 2006. - С. 217-220.
7. Павлова, Е.А. Профилактика бессонницы по методике адаптивного постпроизвольного дыхания / Е.А. Павлова, М.В. Чиковани // Адаптивная физическая культура. - 2006. - № 4. - С. 32-33.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОФИЦЕРОВ ЦЕНТРА СПЕЦИАЛЬНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ, ЧАСТЕЙ ВВС В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА КОНТРАКТНУЮ СЛУЖБУ
А. В. Полуян
Введение. Важнейшей составной частью реформы Вооруженных сил Российской Федерации (ВС РФ) является укрепление духовных основ безопасности Российской Федерации (РФ), формирование у защитников Отечества качеств патриота и гражданина. Это обусловлено возрастанием роли принципа гуманизации военного строительства, сущность которого состоит в максимальном обеспечении жизнедеятельности человека как главного субъекта вооруженной борьбы, воспроизводителя его природно-биологических и духовных сил, в создании благоприятных условий его существования в системе военносоциальных отношений.
Проблема. Для реализации указанных задач большое значение имеет утверждение Программы перехода ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов к единой системе воинского воспитания (решение Президента Российской Федерации от 22 августа 2002 г. №1462). Программа предусматривает совершенствование всех компонентов, составляющих единую систему воспитания личного состава и морально-психологического обеспечения жизнедеятельности войск (сил). Один из путей выполнения Программы является совершенствование профессионального роста офицерских кадров в области воспитания личного состава. Анализ результатов исследований ученых Военного университета (ВУ), Военного института физической культуры (ВИФК) (Герасимов В.Н., 1996-2004; Марищук В.Л., Миронов В.В., 1992-2004; Щеголев В.А., 1992-2004 и др.) показывает, что в настоящее время реальные профессиональные и моральные качества офицеров как воспитателей не соответствует современным требованиям ВС РФ.
Цель работы заключается в обосновании сущности, содержания, структуры и основных путей совершенствования оценки эффективности воспита-
тельной деятельности офицерского состава центров специальной и физической подготовки, частей и подразделений ВВС в условиях перехода на контрактную службу.
ПОСТАНОВКА ЭКСПЕРИМЕНТА И НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Качественная характеристика подготовленности офицера к воспитательной деятельности позволила выявить определённые её уровни. Общая сумма баллов, выставленная экспертами по всем показателям, делённая на количество показателей позволила дать количественную оценку индивидуального уровня подготовленности каждого офицера к воспитательной деятельности. При этом определённым уровням соответствовали следующие средние оценки экспертов:
а) высокий уровень подготовленности - от 24 до 32 баллов;
б) средний уровень подготовленности - от 12 до 23 баллов;
в) низкий уровень подготовленности - от 0 до 8 баллов.
Анализ полученных результатов послужил основой для выявления и обоснования содержательных характеристик уровней подготовленности офицеров к воспитательной деятельности.
В ходе опытно-экспериментальной работы было произведено два замера уровня эффективности воспитательной деятельности в центрах и частях ВВС и степени развития профессиональных качеств участников эксперимента.
Первый замер проводился при проведении констатирующего эксперимента и имел целью выявление исходного уровня эффективности воспитательной деятельности офицеров в экспериментальной и контрольной группах. Анализ и сравнение полученных данных показали, что исходный уровень эффективности воспитательной деятельности в экспериментальных и контрольных группах примерно одинаков, что подтвердило правильность комплектования групп (таблица 1).
В таблице первая цифра показывает абсолютное число офицеров, отнесённых в ходе замера к определённой уровневой категории, вторая цифра отражает динамический показатель, выраженный в процентах, а также интенсивность изменения их численности относительно исходных данных.
Таблица 1
Данные замера исходных уровней эффективности воспитательной дея-
тельности офицеров центров и частей В ВС
-— Уровни Части ____ высокий средний низкий всего
Экспериментальные 2/11% 9/50% 7/39% 18
Контрольные 2/12% 10/59% 5/29% 17
Высокий уровень эффективности воспитательной деятельности имели 11% офицеров ЭГ и 12% КГ, средний уровень имели: 50% офицеров ЭГ и 59% офицеров КГ, низкий - 39% и 29%, соответственно. Качественный анализ результатов первого замера, беседы, проведённые с экспертами, офицерами частей показали, что в ходе эксперимента испытывали большие трудности. Эти трудности связаны: во-первых, с незнанием последовательности экспериментальных мер; во-вторых, с неумением применять имеющиеся знания для ре-
шения задач эксперимента.
Через полгода после начала реализации комплекса экспериментальных мер был сделан второй замер этих уровней. Анализ полученных результатов показал, что многие офицеры экспериментальных и контрольных групп улучшили индивидуальные показатели. Эксперимент выявил динамику изменения характеристик уровней эффективности воспитательной деятельности, причем в экспериментальной группе она была значительно выше, чем в контрольной (таблица 2).
Таблица 2
Данные второго замера исходных уровней эффективности воспитатель-
ной деятельности о< шцеров центров и частей ВВС
' Уровни Части ' высокий средний низкий всего
Экспериментальные 2/11% 12/67% 4/22% 18
Контрольные 1/6% 11/65% 5/29% 17
ВЫВОДЫ
В экспериментальных группах повысился уровень эффективности воспитательной деятельности по сравнению с исходным у 17% офицеров, остальные улучшили показатели, но в пределах исходного уровня. В контрольных группах, соответственно, повысили уровень эффективности воспитательной деятельности 6% офицеров, снизили показатели - 1%, остальные улучшили свои показатели, но в пределах исходного уровня. Результаты второго замера дали основания полагать, что, с одной стороны, направление экспериментальной работы в целом выбрано правильно, с другой - в содержание и методику проводимых мероприятий целесообразно внести некоторые коррективы с целью повышения их эффективности. В частности, стала очевидной необходимость более активного включения в эту работу всех офицеров центров и частей ВВС, а не только руководителей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воспитательная работа : опыт, организация, методика. Вып. 1. - М. : Изд-во ГУВР ВС РФ, 1998.
2. Лямзин, М.А. Развитие теории и практики военно-педагогической подготовки курсантов (слушателей) вузов : дис. ... д-ра пед. наук / М. А. Лям-зин. - М., 1997. - 393 с.
3. Марищук, В.Л., Романенко Н.В. Вопросы разностороннего воспитания курсантов высшего военного учебного заведения / В.Л. Марищук, Н.В. Романенко ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 1996. - 257 с.
4. Марищук, В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / В.Л. Марищук ; Ленингр. гос. ун-т. - Л., 1983. - 36 с.
5. Пашута, В.Л. Психолого-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высшей военной школе на этапах реформирования Вооруженных сил России : монография / В.Л. Пашута ; МО РФ, Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2004. -220 с.
6. Федеральная целевая программа «Перехода к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений
и воинских частей на 2004-2007 годы».
ОПТИМИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОУВПО ВВ МВД РФ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
В. В. Прокопенко
В своей основе оптимизация процесса обучения курсантов ВОУВПО ВВ МВД России в сфере физической подготовки опирается на системный подход к оценке задач обучения, который обеспечивает выбор наилучшего варианта решения для соответствующих условий.
Оптимизация процесса обучения в сфере физической подготовки в ВОУВПО предполагает, в частности, научную организацию не только труда педагогов, но и учебной деятельности курсантов. Причем в этом случае научная организация труда направлена не просто на повышение его эффективности, но на достижение именно оптимальных, т. е. наилучших для данных условий, результатов. Поэтому оптимизация опирается на научную организацию труда педагогов и курсантов, ориентированную на достижение максимально возможных в конкретных условиях результатов.
Из сказанного вытекает наиболее общее определение оптимизации процесса обучения курсантов всфере физической подготовки в ВОУВПО как такого управления, которое организуется на основе всестороннего учета закономерностей, принципов обучения, его современных форм и методов, а также особенностей сложившейся педагогической системы, ее внутренних и внешних условий с целью достижения наиболее эффективного (в пределах оптимального) функционирования процесса обучения с точки зрения заданных критериев.
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что оптимизация физической подготовки в ВОУВПО - это целенаправленный подход к построению процесса обучения курсантов, при котором в единстве рассматриваются цели и принципы обучения, особенности содержания изучаемой темы, арсенал возможных форм и методов обучения, особенности данной группы курсантов и ее реальные учебные возможности, и уже на основе системного анализа всех этих данных сознательно, научно обоснованно (а не стихийно, случайно) выбирается наилучший для конкретных условий вариант построения процесса обучения. При таком подходе педагог не просто пробует один из возможных вариантов обучения, а с полной уверенностью и убежденностью выбирает наиболее удачный вариант проведения всех форм физической подготовки, которые обеспечат достижение максимально возможной в данных условиях эффективности обучения.
Оценка отдельных сторон учебно-воспитательной работы преподавателей кафедр физической подготовки выглядит следующим образом: умение оценивать результаты работы по ФП — 3,8; планирование учебновоспитательной работы по ФП — 3,6; индивидуальный подход в обучении — 4,0; использование воспитательных возможностей курсантского коллектива — 3,45; единство действий преподавателей и командиров курсантских подразделений — 3,35.
Как в учебной, так и в воспитательной работе у преподавателей физической подготовки наблюдаются существенные пробелы в умении эффективно