Научная статья на тему 'Роль физической культуры в нравственном формировании личности курсанта военного вуза'

Роль физической культуры в нравственном формировании личности курсанта военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Отев Д. П., Полуян А. В., Сыченков О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль физической культуры в нравственном формировании личности курсанта военного вуза»

13. Смирнов, Ю.И. Спортивная метрология : учеб. для студ. пед. Вузов / Ю.И. Смирнов, М.М. Полевщиков. - М. : Изд. центр “Академия”, 2000. - 232 с.

14. Уникальный тонкий сенсор давления РЯ^^ИКЕХ® // Датчики и

системы. - 2003. - № 11. - С. 50 (см. также сайт

www.sensorprod.com/pressurex).

15. Филимонов, В.И. Бокс : педагогические основы обучения и совершенствования / В.И. Филимонов. - М. : ИНСАН, 2001. - 400 с.

16. Филимонов, В.И. Бокс : спортивно-техническая и физическая подготовка : (монография) / В.И. Филимонов. - М. : ИНСАН, 2000. - 432 с.

17. Филимонов, В.И. Бокс, кикбоксинг, рукопашный бой : (подготовка в контактных видах единоборств) / В.И. Филимонов, Р.А. Нигмедзянов. - М. : ИНСАН, 1999. - 416 с.

18. Филимонов, В.И. Модельные характеристики физической подготовленности боксеров // Бокс’ 99 : ежегодник : альманах. - М. : Терраспорт, 1999.

- С. 82-85.

19. Шапин, В.И. Вибрационный стенд для исследования мышц / В.И. Шапин, С.Е. Львов // Физика и радиоэлектроника в медицине и биотехнологии : материалы Всероссийской научно-технической конференции (18-20 мая 1994 г.) / ВГТУ. - Владимир : [б.и.], 1994. - С. 70-72.

20. www.analog.com.

21. www.indevco.co.uk.

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НРАВСТВЕННОМ ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТА ВОЕННОГО ВУЗА

Д.П. Отев, А.В. Полуян, О.В. Сыченков

ВВЕДЕНИЕ

Формирование нравственности слушателей и курсантов образовательных учреждений МО РФ осуществляется в ходе воспитательной работы, пропагандистских мероприятий в ходе самой воинской службы, на спортивных состязаниях и проведении занятий по различным разделам дисциплины: «Физическая культура». На основе такого воздействия нравственность развивается с учётом определенной научной обусловленности образовательного процесса. В совокупности всё это способствует становлению обучаемых как будущих защитников Отечества, обладающих высоким чувством воинского долга, а значит и нравственности.

ПРОБЛЕМА

Происходящие в обществе социально-политические преобразования потребовали кардинальных изменений во всех сферах его жизнедеятельности. Современный этап развития общества выдвигает на первый план человека с его потребностями, интересами, способностями, индивидуальностью. В условиях демократического общества, когда человек, в развитии сущностных сил становится основной ценностью, педагогическая наука призвана ориентироваться на безграничное развитие самого человека.

Целью нравственного формирования личности курсантов военного вуза является формирование высоких моральных качеств будущего офицера: вер-

ность воинскому долгу и присяге, дисциплинированность, боевые активность и стойкость, честность, благородство, товарищеская взаимопомощь и др.

Основой этих качеств являются: научное мировоззрение, убежденность в святости воинской присяги, преданность Российскому Отечеству и Российской Армии.

Нравственное чувство неразрывно связанно с нравственным идеалом, идеальным представлением о поведении человека, его отношении к жизни. Совершенное, активное, творческое использование подлинно моральных требований общества и есть нравственный идеал (В.Л.Пашута, А.М.Фофанов, 2004).

Нравственное формирование личности курсанта эффективно осуществляется как целостный педагогический процесс, результатом которого является формирование нравственно цельной личности военнослужащего, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Результатом нравственного формирования личности является нравственная воспитанность, о которой свидетельствуют глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мукам совести, страданию, стыду и сочувствию. Нравственная воспитанность характеризуется зрелостью сознания, устойчивостью положительных привычек и норм поведения, наличием сильной воли, способности осуществлять нравственно-волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения.

ПОСТАНОВКА ЭКСПЕРИМЕНТА И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

При проведении исследования ряд экспериментов в плане нравственного формирования личности был ориентирован на формирование и развитие у курсантов в ходе практических занятий по дисциплине «Физическая культура» личностных качеств, связанных с патриотическими чувствами, дисциплинированностью, коллективизмом и спортивной этикой. Поскольку все эти качества находятся в прямой зависимости, можно с уверенностью вести речь о нравственном формировании личности в русле физической культуры.

Основными направлениями нравственного формирования личности курсантов военного вуза, как показал критический анализ научной литературы по проблеме и проведенный опрос специалистов в сфере нравственного воспитания являются:

- соблюдение норм морали и этики (спортивной этики);

- сознательное выполнение воинского долга;

- выполнение требований воинской присяги и уставов;

- повседневной готовности к защите Отечества.

Опытно - экспериментальная работа среди курсантов ВИФК была проведена в три этапа: констатирующий (2002 год), поисковый (2002-2003 гг.) и формирующий (2003-2006 гг.). Из общего числа участвующих в экспериментальной работе нами были выделены контрольная ( КГ - 96 человек) и экспериментальная (ЭГ - 89 человек) группы.

В соответствии с планом проведения опытно-экспериментальной работы, после проведения констатирующего эксперимента и определения исходного уровня развития нравственных качеств, экспериментальная группа раздели-

лась на четыре подгруппы, с каждой из которых определялась эффективность внедрения как всей совокупности определенных педагогических условий (ПУ) осуществления нравственного формирования личности, так и различных их сочетаний в период проведения поискового эксперимента. При проведении формирующего эксперимента экспериментальные подгруппы вновь были объединены в одну экспериментальную группу.

В таблице 1 отображен план проведения опытно-экспериментальной работы.

Формирующий эксперимент заключался в комплексном педагогическом воздействии на курсантов в плане нравственного формирования личности одновременно в процессе преподавания гуманитарных, общевоенных дисциплин и занятий по дисциплине «Физическая культура».

Таблица 1

План проведения опытно-экспериментальной работы

Название этапа Год проведения эксперимента Курс обучения Участники эксперим. Кол-во человек Проверяемые ПУ

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

констатирующий 2002 III + + 96 89 - -

поисковый 2002-2003 Ш-1У + ЭГ1 ЭГ2 ЭГ3 ЭГ4 96 19 23 21 26 - 1 1;2 1;3 1;2;3

формирующий 2003-2006 V + + 96 89 - 1;2;3

Особенностью этого эксперимента было то обстоятельство, что участвовали в нем те же курсанты, которые принимали участие в констатирующем эксперименте. В диссертационных исследованиях В.А.Щеголева, 1990; А.В. Зюкина, 1990 и др. даётся теоретическое обоснование и практические рекомендации по основным направлениям нравственного формирования личности курсантов военного вуза. Необходимо отметить, что особенность нравственных знаний (знаний о нормах этики) в том, что они должны быть глубоко аргументированными, осознанными в самой своей сущности, принятыми душой и сердцем, являющимися органическими компонентами нравственного сознания (В.А. Щеголев, В.П. Панасюк, 1994). Исходя из этого, преподаватели кафедры физической культуры и спорта обращали особое внимание курсантов на уяснение нравственных убеждений, убеждали, что их личная дисциплина органически связана с их нравственным воспитанием. Поэтому на лекциях и практических занятиях (там, где это уместно) проводилось разъяснение нравственного характера воинской дисциплины и дисциплинированности. (А.М.Фофанов, 2000).

Реализация структурно-функциональной модели и описанных выше педагогических условий привела к позитивной динамике уровня сформирован-ности нравственной воспитанности в экспериментальной группе (ЭГ) по сравнению с контрольной группой (КГ). В конце опытно-экспериментальной работы средние показатели по каждому критерию, характеризующему уровень сформированности нравственности, возросли как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Однако в ЭГ прирост существенно больше, что мы объясняем целенаправленной реализацией программы нравственного воспитания

курсантов.

Так, по мотивационно-ценностному критерию средний показатель в ЭГ вырос в 1,24 раза, а в КГ лишь в 1,1 раза; по когнитивному критерию соответственно в 1,28 и 1,05 раза; по деятельностному — в 1,32 и 1,04 раза.

ВЫВОДЫ

Таким образом, решение задач нравственного формирования личности слушателей и курсантов в государственных образовательных учреждениях МО РФ в процессе изучения учебной дисциплины «Физическая культура» служит весовым фактором выполнения ими конституционного и воинского долга в процессе повседневной служебной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белоус, В.А. Формирование высокой духовности курсантов военнофизкультурного вуза в условиях реформирования высшей военной школы / В.А. Белоус ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 1998. - 193 с.

2. Зюкин, А.В. Проблемы гуманитаризации физкультурного образования и формирования высокой духовности курсантов и слушателей Военного института физической культуры / А.В. Зюкин, Н.В. Романенко ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 1996. - 24 с.

3. Справочные материалы по патриотическому воспитанию для использования в учебно-воспитательном процессе Военного института физической культуры / В.Л. Марищук, Н.В. Романенко, В.П. Панасюк, А.Н. Аверин ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 1994. - 32 с.

4. Фофанов, А.М. Формирование научного мировоззрения курсантов вуза : (нравственный аспект) : учеб. пособие / А.М. Фофанов ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2004. - 57 с.

5. Пашута, В.Л. Психолого-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высшей военной школе на этапах реформирования Вооруженных сил России : монография / В. Л. Пашута ; МО РФ, Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2004. -220 с.

6. Шрейдер, Ю.А. Этика : введение в предмет / Ю.А. Шрейдер. - М. : [б.и.], 1998. - 14 с.

7. Щеголев, В.А., Физическое воспитание в образовательных системах. / В.А. Щеголев, В.П. Панасюк // Новые подходы. - СПб. : [б.и.], 1994. - 18 с.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

А.В. Пастушков, В.П. Юдин

Важную роль в решении задач эффективной социально-психологической адаптации молодого пополнения к условиям новой социальной среды играет физическая подготовка и спорт в комплексе с рациональным психологопедагогическим руководством.

Физическая подготовка на рассматриваемом этапе имеет свои приоритеты. На наш взгляд это:

• компенсация существующей физической и функциональной подго-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.