Научная статья на тему 'Физическая подготовка как средство успешной социально-психологической адаптации военнослужащих к военной службе'

Физическая подготовка как средство успешной социально-психологической адаптации военнослужащих к военной службе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пастушков А. В., Юдин В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическая подготовка как средство успешной социально-психологической адаптации военнослужащих к военной службе»

курсантов.

Так, по мотивационно-ценностному критерию средний показатель в ЭГ вырос в 1,24 раза, а в КГ лишь в 1,1 раза; по когнитивному критерию соответственно в 1,28 и 1,05 раза; по деятельностному — в 1,32 и 1,04 раза.

ВЫВОДЫ

Таким образом, решение задач нравственного формирования личности слушателей и курсантов в государственных образовательных учреждениях МО РФ в процессе изучения учебной дисциплины «Физическая культура» служит весовым фактором выполнения ими конституционного и воинского долга в процессе повседневной служебной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белоус, В.А. Формирование высокой духовности курсантов военнофизкультурного вуза в условиях реформирования высшей военной школы /

В.А. Белоус ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 1998. - 193 с.

2. Зюкин, А.В. Проблемы гуманитаризации физкультурного образования и формирования высокой духовности курсантов и слушателей Военного института физической культуры / А.В. Зюкин, Н.В. Романенко ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 1996. - 24 с.

3. Справочные материалы по патриотическому воспитанию для использования в учебно-воспитательном процессе Военного института физической культуры / В.Л. Марищук, Н.В. Романенко, В.П. Панасюк, А.Н. Аверин ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 1994. - 32 с.

4. Фофанов, А.М. Формирование научного мировоззрения курсантов вуза : (нравственный аспект) : учеб. пособие / А.М. Фофанов ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2004. - 57 с.

5. Пашута, В.Л. Психолого-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высшей военной школе на этапах реформирования Вооруженных сил России : монография / В. Л. Пашута ; МО РФ, Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2004. -220 с.

6. Шрейдер, Ю.А. Этика : введение в предмет / Ю.А. Шрейдер. - М. : [б.и.], 1998. - 14 с.

7. Щеголев, В.А., Физическое воспитание в образовательных системах. / В.А. Щеголев, В.П. Панасюк // Новые подходы. - СПб. : [б.и.], 1994. - 18 с.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

А.В. Пастушков, В.П. Юдин

Важную роль в решении задач эффективной социально-психологической адаптации молодого пополнения к условиям новой социальной среды играет физическая подготовка и спорт в комплексе с рациональным психологопедагогическим руководством.

Физическая подготовка на рассматриваемом этапе имеет свои приоритеты. На наш взгляд это:

• компенсация существующей физической и функциональной подго-

товленности молодых воинов;

• обеспечение оптимального двигательного режима;

• активное влияние на социально-психологические адаптационные процессы;

• формирование у молодых воинов уверенности в своих силах и убежденности в том, что разностороннее личная физическая подготовленность является гарантом успешного овладения воинской специальностью;

• формирование и совершенствование важных для профессионального обучения качеств и навыков.

В ходе исследования нами было выявлено ряд основных задач по организации физической подготовки и спорта и формы воспитательного воздействия:

• использование спортивных и подвижных игр, групповых, парных и поточных физических упражнений, обеспечивающих активизацию взаимодействия военнослужащих, взаимообучение, самоконтроль и взаимоконтроль, организацию различных форм взаимопомощи, что повышает интерес военнослужащих к занятиям, укрепляет межличностные отношения в группах и создает в них положительный психологический климат, формирует соревновательные формы социальной активности;

• создание во время занятий физическими упражнениями атмосферы творчества, престижности деятельности, состязательности, эмоционального подъема, гуманности во взаимоотношениях между военнослужащими;

• использование сходных народно-национальных видов спорта, игр и развлечений с целью предания занятиям рекреационно-оздоровительного направления;

• систематическое проведения опроса в виде анкетирования, определение рейтинга с целью оптимизации содержания учебной программы по физической подготовке;

• пропаганда здорового физкультурно-спортивного образа жизни среди военнослужащих.

Нами был разработан комплекс мер для осуществления успешной социально-психологической адаптации военнослужащих:

_______________________ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОМ ПОДГОТОВКИ:_____________________________

1. Повышение и поддержание уровня физической подготовленности военнослужащих;

2. Ускорение социально-психологической адаптации внутри коллектива, взаимодействия и общения при выполнении физических упражнений_______________________________

__________РАЗДЕЛЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ__________________________

- Проведение спортивных игр (футбол, минифутбол, баскетбол, волейбол, ручной мяч) по основным и упрощенным правилам;

- Формирование равных по силе команд, или с предоставлением «форы»;

Спортивные под- - Введение стимулирования, например, проигравшая команда

Спортивные под-

потащит на себе победившую, будет выполнять силовые упраж-

вижные игры

нения и т. п.;

- Проведение игр с неравными по силе командами;

- Проведение игр с внезапным удалением или сменой одного из лучших игроков;

_______________________- Проведение соревнований на первенство роты, батальона с при-

влечением в качестве болельщиков всех членов воинского коллектива; - Проведение подвижных игр в форме эстафет сначала с простыми, затем с более сложными упражнениями; - Участие всего личного состава подразделения во время проведения подвижных игр

Гимнастика - Синхронное выполнение упражнений на многопролетных снарядах и многоместных силовых тренажерах в составе подразделения подсчет руководителя с активным использованием элементов взаимопомощи; - Проведение гимнастических эстафет, включающих кувырки вперед с места, с разбега, кувырки назад и другие сложнокоординационные упражнения; - Построение простейших гимнастических пирамид (2-4 человека); - Проведение упражнений в парах с равными по силам партнерами (приседания, наклоны, кувырки); - Перетягивание каната в составе подразделения (отделения); Выполнение гимнастических и силовых упражнений потоком (прыжки через козла, через согнутого партнера).

Ускоренное передвижение - Бег в составе подразделения по пересеченной местности с оказанием помощи слабо подготовленным военнослужащим; - Проведение эстафет в беге на короткие дистанции (60,100,200 метров) с формированием равных по силе команд, или с гандикапом; - Переноска в составе группы бревна, гимнастической скамейки и т. п.; - Бег со сменной лидера по определенным отрезкам и со строго определенным режимом бега, или со скоростью, когда быстрее -можно, медленнее нельзя; - Проведение ходьбы с переноской партнера (на плечах, за спиной); - Проведение прыжков на одной (двух) ноге в определенном исходном положении в составе подразделения(отделение, взвод); - Проведение ходьбы на руках с помощью партнера

Преодоление препятствий - Преодоление естественных препятствий в составе подразделения с возможностью, если это необходимо, оказания помощи слабо подготовленным военнослужащим; - Преодоление препятствий потоком с определением дистанции и способа преодоления препятствий; - Проведение эстафет с включением несложных препятствий и с формированием равных по силе команд; - Организация соревнований между отделениями в преодолении несложных препятствий (посредством организации эстафеты); - Преодоление несложных препятствий в парах с переноской подручных предметов (ящик с боеприпасами, термос для переноски пищи и т.п.).

Рукопашный бой - Проведение имитационных упражнений в составе подразделения фронтально-групповым методом; - Выполнение простейших игровых единоборств в парах со сменой партнера; - Проведение простейших групповых единоборств, например, выталкивание команды противников с определенной площадки

___________________любыми способами, кроме откровенно грубых.___________

Решением социально-педагогических задач на этапе организации (формирования) воинского коллектива, физическая подготовка, в рамках предлагаемых нами психолого-педагогических мер, способствовало ускорению социальной межличностной адаптации военнослужащих (В.А. Щеголев., И.С. Барчуков; 1983).

Таким образом, логика предполагаемого подхода к построению педагогического процесса физической подготовки, отраженная в полученных результатах исследования, с необходимостью причинно-следственных отношений подтверждает выдвинутую гипотезу.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Щеголев В.А., Барчуков И.С. Психолого-педагогические особенности национального и интернационального воспитания курсантов и слушателей в процессе занятий физической подготовкой и спортом: Сб. Л.: ВДКИФК, 1983.

С.58-61.

ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВКИ НА УСПЕХ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ

МЕНЕДЖМЕНТЕ

А.А. Попова, Е. Ф. Орехов

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена основной задачей подготовки специалистов в любом физкультурном учебном заведении - формирование профессионально значимых свойств личности будущего педагога (тренера). Стратегия современного образования в этой сфере деятельности состоит в развитии и самореализации личности, способного свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в условиях решения актуальных образовательных задач. Эта стратегия воплощается в направленности содержания, форм и методов учебного процесса на становление духовно развитой, культурной личности, имеющей установку на успех в профессиональной деятельности в качестве тренера или педагога вуза.

Любая человеческая (тем более профессиональная) деятельность не обходится без установки. При этом не важно каков её характер - осознанный или неосознанный. Установка — это личностное образование. Говоря иначе, она связана с направленностью личности, её потребностями, мотивациями, социальными отношениями.

Установку (как модус) можно представить в виде двух составных частей. Во-первых, она может быть фиксированной (закрепившейся в результате определённых тренировок). Во-вторых, установка может быть не закрепившейся в сознании личности. В том и другом случае она определяется «готовностью организма» или «состоянием целостного объекта, то есть личности» к определённой активности.

По уровню действия установку можно подразделить на бессознательное и сознательное образование личности. В первом случае «это результат некритического отношения к любой, часто случайной, непроверенной информации, которую мы получаем из источников, зачастую весьма сомнительных». Во

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.