Gromov Viktor Aleksandrovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, Honored Coach of Russia, [email protected], Russia, Chelyabinsk, Southern Ural State Institute of Sport University, Tourism and Service,
Shaykhetdinov Rashit Gilmetdinovich, teacher, [email protected], Russia, Chelyabinsk, Southern Ural State Institute of Sport University, Tourism and Service,
Tyazhelnikov Igor Viktorovich, student, Master of Sports, [email protected], Russia, Chelyabinsk, Chelyabinsk agrarian and engineering Academy
УДК 796.078
АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Д.В. Заботин, В.Н. Егоров
Проанализированы нормативно-регламентирующие и методические документы по физической подготовке военнослужащих. Раскрыты общие положения, специфика управления, средства, методы и формы физической подготовки личного состава. Отмечена необходимость актуализации отдельных методических составляющих общепринятой программы физической подготовки ВВ МВД России.
Ключевые слова: физическая подготовка, программа, военнослужащие, внутренние войска МВД России.
В обобщенном терминологическом понимании физическую подготовку рассматривают как процесс физического воспитания, направленный на развитие и совершенствование двигательных навыков и физических качеств, необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности [6]. Относительно служебно-боевой деятельности, физическая подготовка выступает в качестве основного элемента боевой готовности военнослужащих к выполнению учебно-боевых задач и одним из направлений повышения боеспособности Вооруженных Сил [3].
Организация физической подготовки военнослужащих определено рядом нормативных актов и соответствующих инструкций. В обобщенном виде она представлена в Наставлении по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009) [3].
Структура данного нормативно-регламентирующего документа включает не только разделы, раскрывающие общие положения, специфику управления, средства, методы и формы физической подготовки, но и особенности физической подготовки военнослужащих женского пола, в военно-учебном заведении, при подготовке и в ходе боевых действий, а также требования по проверке и оценке состояния физической подготовленности военнослужащих Вооруженных Сил.
Физическая подготовка военнослужащих внутренних войск МВД России, как и в других родах войск, осуществляется в соответствии с общими принципами воинского обучения и воспитания, а также с учетом специфических принципов прикладности, комплексности и оптимальности.
Отдельно следует рассмотреть целеполагание физической подготовки во внутренних войсках. Если учесть, что в процессе физической подготовки формируются, в первую очередь, сила, быстрота, выносливость и ловкость, на их основе - военно-прикладные двигательные навыки, то в последующем - теоретические знания и организаторско-методические умения, то основная цель ориентирована на обеспечение необходимого уровня физической подготовленности военнослужащих для выполнения служебно-боевых и других задач в соответствии с их предназначением [3, 4].
Целевая особенность физической подготовки военнослужащих ВВ МВД России обусловливает необходимость комплексного решения задач общей и специальной направленности.
Согласно опорным конспектам для проведения занятий с личным составом подразделений по разделам физической подготовки общими задачами являются: формирование здорового образа жизни; гармоничное физическое и духовное развитие; развитие и поддержание на требуемом уровне выносливости, силы, быстроты и ловкости; формирование навыков в передвижении по пересеченной местности в пешем порядке и на лыжах, преодолении естественных и искусственных препятствий, рукопашном бою, военно-прикладном плавании [4].
Специальные задачи физической подготовки военнослужащих формируются исходя из специфики их военно-профессиональной деятельности. В нашем случае интерес вызывают задачи для личного состава воинских частей оперативного назначения:
- преимущественное развитие общей выносливости и способности к совершению длительных маршей в пешем порядке и на лыжах, марш-бросков по пересеченной местности, навыков плавания в обмундировании с оружием;
- совершенствование навыков в преодолении препятствий полевого и городского типа, завалов, метании гранат, воспитание сплоченности и развитие навыков в коллективных действиях на фоне больших физических и психических нагрузок.
Типовая программа по физической подготовке в войсках предполагает использование плановой системы с учетом периодов и задач боевой подготовки. Первый период обучения (1-й месяц) направлен на повышение общей физической подготовленности военнослужащих; второй (2-й месяц) - на формирование у военнослужащих военно-прикладных двигательных навыков; третий (начиная с 3-го месяца и далее) - на
совершенствование физических качеств и военно-прикладных двигательных навыков на фоне больших физических и психических нагрузок.
Относительно каждого периода тренировочный процесс имеет свои особенности. В начале занятия носят комплексный характер с использованием ранее изученных упражнений на выносливость, силу, быстроту и ловкость. Далее физическая подготовка осуществляется в основном по темам: гимнастика и атлетическая подготовка, рукопашный бой, преодоление препятствий и ускоренное передвижение, лыжная подготовка, военно-прикладное плавание. По завершении первых двух периодов, совершенствование физических качеств и военно-прикладных двигательных навыков проводится преимущественно комплексно.
Нормирование физических нагрузок предполагает среднюю и высокую степень воздействия на организм военнослужащих. Совершенствование упражнений, приемов и действий, усвоенных на учебных занятиях, осуществляется в форме утренней физической зарядки, в процессе выполнения служебно-боевых задач, в часы спортивно-массовой работы.
Основной формой физической подготовки являются учебные занятия, которые проводятся в виде теоретических и практических занятий. В свою очередь, практические занятия подразделяются на учебно-тренировочные и методические. Трехчастная структура построения практического занятия предполагает продолжительность
подготовительной, основной и заключительной частей для одночасового занятия 7-10, 35-40, и 3-5 мин соответственно для двухчасового занятия -10-25, 60-75 и 3-5 мин соответственно.
В рамках основных тематических разделов физической подготовки используются следующие физические упражнения:
1. Гимнастика и атлетическая подготовка - вольные упражнения, упражнения на перекладине (подтягивание, поднимание ног, подъемы переворотом и силой, комбинированное силовое упражнение), упражнения на брусьях (сгибание и разгибание рук в упоре, угол в упоре), прыжки ноги врозь через козла и коня в длину, кувырки вперед, комплексные акробатические и силовые упражнения, гиревые упражнения и лазание по канату.
2. Рукопашный бой - комплексы приемов начального и общего уровня, включающие приемы нападения с оружием, болевые приемы, броски, приемы обезоруживания, освобождение от захватов.
3. Преодоление препятствий - преодоление горизонтальных и вертикальных препятствий индивидуально и в составе подразделений, метание гранат на точность, контрольные упражнения на полосах препятствий.
4. Ускоренное передвижение и легкая атлетика - бег на различные
дистанции (бег на 100 м или челночный бег 10*10 м, бег на 400 м или челночный бег 4*100 м, бег на 1, 3 и 5 км), прыжки, метания, кроссы и марш-броски на 5 и 10 км, специальные прыжковые и беговые упражнения, упражнения с отягощением и эстафеты.
5. Лыжная подготовка - лыжные гонки на 5 и 10 км, марши на лыжах в составе подразделения на 5 и 10 км.
6. Военно-прикладное плавание - плавание на 100 м в спортивной форме, в обмундировании с оружием.
7. Спортивные и подвижные игры - упражнения по технике и тактике баскетбола, волейбола, гандбола, футбола (мини-футбола), учебные двухсторонние игры по упрощенным правилам, подвижные игры с направленностью на развитие основных физических качеств.
8. Комплексные занятия - упражнения из разных тем физической подготовки в различных сочетаниях.
Решая разнообразные задачи физической подготовки военнослужащих, применяются ряд специфических и общепедагогических методов.
К специфическим методам относится группа практических методов, с помощью которых решаются конкретные задачи по обучению технике физических упражнений и воспитания физических качеств: методы строго регламентированного упражнения; игровой метод; соревновательный метод. К группе общепедагогических методов относятся: методы словесного и наглядного воздействия. Успешное решение задач физической подготовки обеспечивается комплексностью применения используемых методов [2].
Структурные, организационные и методические особенности программы физической подготовки военнослужащих внутренних войск МВД России достаточно тщательно проработаны, детализированы и апробированы на практике. Но, как правило, типовой подход не обеспечивает должной эффективности программо-нормативного продукта. Есть вероятность возникновения противоречия между потребностью в высоком уровне физической подготовленности военнослужащих ВВ МВД России и реальным положением в служебно-боевой деятельности [5].
По мнению ряда авторов [1, 7, 8], одним из наиболее эффективных способов решения, отмеченного нами противоречия, выступает индивидуализация физической подготовки военнослужащих. Это особенно важно в последнее время, в условиях преобразований в различных областях общественной жизни, на фоне возникающих общественных конфликтов, требующих от военнослужащих решительных и профессиональных действий.
В качестве рабочей гипотезы можно рассмотреть предположение, что индивидуализация физической подготовки представляется возможной, при научно-методическом обосновании редакции базовых положений
организации и форм проведения учебных занятий с личным составом, с учетом индивидуальных особенностей военнослужащих.
Таким образом, изучение нормативно-регламентирующих и методических документов по физической подготовке военнослужащих, выявило их основательность и детализированность, при отсутствии индивидуальной ориентации на решении вопросов, связанных со служебно-боевой деятельностью. Необходима актуализация отдельных методических составляющих общепринятой программы физической подготовки ВВ МВД России.
Список литературы
1. Болотников А. А. Военно-физическая подготовка курсантов младших курсов с недостаточной физической подготовленность: дис. ...канд. пед. наук. Казань. 2002. 181 с.
2. Егоров В.Н., Грязева Е.Д. Модульное структурирование теоретико-методического содержания дисциплины «Физическая культура» // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. Вып. 2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. С. 15-20.
3. Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации 2009 г. (Приложение к приказу Министра обороны Российской Федерации №200 от 21 апреля 2009 г.). URL: http://stat.doc.mil.ru/documents/quick search/more.htm?id=10970348@egNPA (дата обращения: 10.10.2015).
4. Опорные конспекты для проведения занятий с личным составом подразделений по разделам физической подготовки. URL: http://voenn.info/tematika/fizp-ok.shtml (дата обращения: 10.10.2015).
5. Прокопенко В.В. Индивидуализация физической подготовки курсантов вузов внутренних войск МВД России: дис. .канд. пед. наук. СПб., 2007. 183 с.
6. Теоретические основы физической культуры (модульная компоновка) / Е.Д. Грязева [и др.] Тула, ТулГУ, 2014. 186 с.
7. Торопов В. А. Физическая подготовка: учеб. пособие для курсантов, слушателей и преподавателей образовательных учреждений МВД России. СПб., 2008. 310 с.
8. Физическая культура и физическая подготовка: учебник для студентов, курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России / под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 431 с.
Заботин Денис Валентинович, магистрант, Egorov Wamail. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Егоров Владимир Николаевич, канд. пед. наук, проф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
ANALYSIS OF THE STANDARD REGULATING AND METHODICAL PROVISIONS OF PHYSICAL TRAINING OF THE MILITARY PERSONNEL
D.V. Zabotin, V.N. Egorov
The standard regulating and methodical documents on physical training of the military personnel are analyzed. General provisions, specifics of management, means, methods and forms of physical preparation of staff are opened. Need of updating of separate methodical components of the standard program ofphysical preparation of Interior Ministry Troops of Russia is noted.
Key words: physical preparation, program, military personnel, internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Zabotin Denis Valentinovich, undergraduate, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Egorov Vladimir Nikolaevich, candidate of pedagogical Sciences, professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University
УДК 796.022
ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЛЕКСА ЛФК С СОЧЕТАНИЕМ ТРЕНАЖЁРА РОГОВА И ГРОССА
С. Д. Коршунов
Тренажеры адаптивного типа известны давно, но почти не применяются при заболеваниях со значительным снижением двигательной способности. Сочетания нами тренажёров Гросса и Рогова не только вертикализирует ребенка с ДЦП, но и дает возможность заниматься.
Ключевые слова: детский церебральный паралич, тренажёр Гросса, тренажёр
Рогова.
Детский церебральный паралич относится к числу довольно распространённых заболеваний, приводящих к ограничению жизнедеятельности и существенно снижающих качество жизни детей. В течение многих лет как отечественными, так и зарубежными исследователями были предложены различные средства физической реабилитации инвалидов с церебральным параличом. Однако рассмотренные методики физической реабилитации инвалидов с ДЦП позволяет достичь лишь временной коррекции двигательных нарушений и часто не приводят к достижению стабильных результатов [1].
Одной из наиболее сложных проблем является разработка средств и методов коррекции двигательной активности для больных ДЦП со спастической диплегией, так как методы и средства физического развития детей с ограниченными возможностями основываются на специфике