Научная статья на тему 'Характеристика физического воспитания в военном училище как средства приобщения к здоровому образу жизни и профилактики девиантного поведения'

Характеристика физического воспитания в военном училище как средства приобщения к здоровому образу жизни и профилактики девиантного поведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муслимое Р. Р.

Автором поднимается проблема физической подготовки курсантов военных училищ. Подчеркивается, что она входит в число главных факторов, способствующих приобщению курсантов к здоровому образу жизни и играет важную роль в повышении боеспособности войск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муслимое Р. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of Physical Education in Military School as Means of Leading Healthy Life Style and Preventing Deviant Behavior

The author raises the problem of physical training of military school cadets, stresses the importance of this problem, as it contributes to cadet's healthy lifestyle and plays the important role in increasing the efficiency of army.

Текст научной работы на тему «Характеристика физического воспитания в военном училище как средства приобщения к здоровому образу жизни и профилактики девиантного поведения»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ПРИМЕЧАНИЯ

Выпускники ведомственного вуза должны быть подготовлены к самостоятельному решению задач борьбы с преступностью, обладать гражданской зрелостью, высокой общественной активностью, правовой и психологической культурой, уважать закон и социальные ценности правового государства, честь и достоинство граждан. Будущие сотрудники УИС должны понимать сущность и социальную значимость своей профессии, быть готовыми к несению службы в экстремальных условиях, знать основные направления и содержание современной уголовно-исполнительной политики.

1 См.: Концепция воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений УИС Министерства юстиции Российской Федерации (на период до 2005 года) : утв. зам. министра юстиции РФ государственным советником юстиции 1-го класса Ю. И. Калининым 05.10.01.

2 См.: Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста : учеб. пособие для студентов юрид. вузов. М., 2003. С. 142.

3 См.: Васильев В. Л. Юридическая психология / В. Л. Васильев. СПб., 1997.

4 См.: Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста. С. 149—151.

5 Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М., 1996. С. 40—41; Подла-сый И. П. Продуктивная педагогика : кн. для учителя / И. П. Подласый. М., 2003.

Поступила 05.12.07.

ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВОЕННОМ УЧИЛИЩЕ КАК СРЕДСТВА ПРИОБЩЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ И ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Р. Р. Муслимов, начальник кафедры физподготовки и спорта Ульяновского военно-инженерного училища связи

Автором поднимается проблема физической подготовки курсантов военных училищ. Подчеркивается, что она входит в число главных факторов, способствующих приобщению курсантов к здоровому образу жизни и играет важную роль в повышении боеспособности войск.

Многовековой опыт ведения вооруженной борьбы и боевой подготовки войск убедительно свидетельствует о том, что физическая подготовка военнослужащих является составной частью воинского обучения и воспитания. Опыт Великой Отечественной войны, а также боевых действий в Афганской Республике и Чечне особенно наглядно показал большое значение физической подготовки войск. Именно поэтому во многих приказах министра обороны Российской Федерации подчеркивается, что физическая подготовка всегда, а в современных условиях особенно, играет важную роль в повышении боеспособности войск.

Затрагивая вопросы физиологии человека, нужно отметить, что физические упражнения влияют практически на все

системы организма: сердечно-сосудистую, нервную, дыхательную, а также на мышцы и опорно-двигательный аппарат. Систематические занятия физическими упражнениями отражаются на внешних формах тела, способствуют его пропорциональному развитию, делают человека более стройным и красивым. Отмечено, что умственное утомление гораздо легче снимается посредством физической нагрузки. Занятия физической культурой и спортом — прекрасный способ организовать свой досуг и отдых, снять стресс и получить эмоциональную разгрузку.

Физическая подготовка является одним из основных предметов боевой подготовки, важной и неотъемлемой частью воинского обучения и воспитания лично-

© Р. Р. Муслимов, 2008

111!111Й1И1!Ш № 1,

го состава, одним из направлений повышения боеспособности Вооруженных Сил1.

Основной целью физической подготовки в военных училищах служит обеспечение необходимого уровня физической подготовленности курсантов для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением. Физ-подготовка в военных вузах является мощным фактором приобщения курсантов к здоровому образу жизни, так как в процессе физической подготовки формируются в первую очередь сила, выносливость, быстрота и ловкость, а в последующем — теоретические знания и организационно-методические умения и навыки.

Физподготовка в числе главныгх факторов способствует приобщению курсантов к здоровому образу жизни, так как:

— обеспечивает гармоничное физическое и духовное развитие;

— способствует развитию и поддержанию на требуемом уровне выносливости, силы, быстроты и ловкости;

— формирует навыки в передвижении по пересеченной местности в пешем порядке и на лыжах, преодолении естественных и искусственных препятствий, рукопашного боя, военно-прикладного плавания;

— способствует повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов военно-профессиональной деятельности и окружающей среды;

— воспитывает психическую устойчивость, уверенность в своих силах, целеустремленность, смелость и решительность, инициативу и находчивость, настойчивость и упорство, выдержку и самообладание;

— формирует готовность курсантов к перенесению экстремальных физических и психических нагрузок в период подготовки и ведения боевых действий2.

Курсанты Ульяновского высшего военно-инженерного училища связи в ходе

занятий по физической подготовке овладевают:

на I курсе — объемом физических упражнений и теоретическими положениями для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву;

на II курсе — установленным программой объемом физических упражнений, теоретическими знаниями и организационно-методическими навыками и умениями проведения физической подготовки и спортивной работы согласно требованиям к командиру отделения;

на III и старших курсах — всем объемом физических упражнений, теоретическими знаниями и организационно-методическими навыками и умениями проведения физической подготовки и спортивной работы согласно требованиям к командиру взвода, роты.

Для эффективного решения задач физической подготовки упражнения применяются в соответствии с их направленностью на развитие и поддержание на требуемом уровне физических и специальных качеств, военно-прикладных навыков.

Физические качества — это свойства организма, обеспечивающие двигательную деятельность. К основным физическим качествам военнослужащих относятся выносливость, сила, быстрота и ловкость3.

Под вытосливостью понимается способность продолжительное время выполнять работу на высоком уровне без снижения ее эффективности. Выносливость может быть общей и специальной.

Сила представляет собой способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.

Под быгстротой подразумевается способность совершать двигательные действия за минимальное время.

Ловкость есть способность целесообразно согласовывать, соподчинять движения, организовывать их в единое целое, координировать движения с учетом освоенного действия или переклю-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

чать их в соответствии с меняющимися условиями.

Специальные качества — это свойства организма, обеспечивающие его устойчивость к воздействию определенных неблагоприятных факторов профессиональной деятельности. К основным из них относятся: устойчивость к укачиванию, гравитационным перегрузкам, кислородному голоданию, вибрации, гиподинамии.

Содержание физической подготовки курсантов военных училищ составляют физические упражнения, специальные знания и организационно-методические навыки и умения.

Специальными задачами по физической подготовке являются следующие: преимущественное развитие общей выносливости и способности к совершению длительных маршей на лыжах и марш-бросков по пересеченной местности; совершенствование навыков в преодолении препятствий, воспитание сплоченности и развитие навыков в коллективных действиях на фоне больших физических и психических нагрузок4.

Воспитание психических качеств достигается подбором физических упражнений, в которых психологические качества проявляются в наибольшей мере; применением рациональных методических приемов выполнения физических упражнений, способствующих воспитанию психических качеств.

Спортивная работа в военных училищах организуется с целью привлечения курсантов к регулярным занятиям физическими упражнениями и направлена на повышение их физической подготовленности, спортивного мастерства и на организацию досуга.

Важное место в работе по приобщению курсантов к здоровому образу жизни и профилактике девиантного поведения отводится спорту выгсших достижений. Это деятельность военноспортивных организаций, направленная на подготовку спортсменов высокого класса и достижение ими высоких спортивных результатов в региональных, всероссийских и международных соревнованиях. Основными функциями спорта высших достижений в военном училище являются соревновательная, престижная, зрелищная и воспитательная.

Таким образом, сама организация в военном училище физической подготовки выступает важным средством приобщения курсантов к здоровому образу жизни, так как позитивно влияет на поддержание в здоровом состоянии основных систем организма: сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной, а также развивает мышцы и опорно-двигательный аппарат. Систематические занятия физическими упражнениями заметно влияют на внешние формы тела, способствуют его пропорциональному развитию, делают человека более стройным и красивым.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Министерство обороны Российской Федерации. Наставление по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2001). М., 2001.

2 См.: Министерство обороны Российской Федерации. Требования по проверке и оценке состояния физической подготовленности военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. М., 2001. С. 45—47.

3 См.: Министерство обороны СССР. Физическая подготовка. Ч. 1. М., 1990.

4 См.: Министерство обороны Российской Федерации. Физическая подготовка. Ч. 2. М., 1993.

Поступила 13.12.07.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.