Научная статья на тему 'Самостоятельность курсантов ведомственного вуза в контексте юридической деятельности'

Самостоятельность курсантов ведомственного вуза в контексте юридической деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
309
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хохлова Л. Л.

Автор обращается к вопросу о месте самостоятельности курсанта в структуре юридической деятельности. В статье рассматриваются принципы этой деятельности, анализируются ее аспекты, обосновываются качества, характеризующие самостоятельность юриста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-Dependence of Departmental Institution of Higher Education Cadets in the Context of Law Activity

The author turns to the question of the place of cadet's self-dependency in the structure of law activity. The article views the principles of this activity, analyses it's aspects, proves the qualities characterizing the self-dependence of lawyer.

Текст научной работы на тему «Самостоятельность курсантов ведомственного вуза в контексте юридической деятельности»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Л. Л. Хохлова, преподаватель-методист учебного отдела Самарского юридического института ФСИН России

Автор обращается к вопросу о месте самостоятельности курсанта в структуре юридической деятельности. В статье рассматриваются принципы этой деятельности, анализируются ее аспекты, обосновываются качества, характеризующие самостоятельность юриста.

Требования, предъявляемые сегодня к личности курсанта юридического института ФСИН России, отличаются широтой и разнообразием. Обществу необходим творчески мыслящий работник уголовно-исполнительной системы (УИС), способный самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за них. Концепция воспитательной работы с курсантами образовательных учреждений УИС предусматривает формирование у них необходимых профессиональных и морально-волевых качеств, развитие личности специали-ста1. На наш взгляд, самостоятельность является одним из ведущих профессиональных качеств специалиста юридического профиля.

Решение проблемы воспитания самостоятельности курсантов юридического вуза невозможно без обращения к тем основным требованиям, которые предъявляются к юридической деятельности в целом. Именно осмысление данных требований позволит определить подходы к формированию самостоятельности курсантов в процессе обучения.

В современных условиях особое внимание уделяется вопросам содержания и организации юридической деятельности, повышения ее эффективности, роста профессионального мастерства сотрудников и дальнейшего укрепления органов юстиции квалифицированными специалистами.

Юридический труд весьма разнообразен и сложен, правоприменительная деятельность юриста протекает в обла-

сти общественных отношений и отличается чрезвычайно широким спектром решаемых задач.

Анализ научной литературы по вопросам профессиональной юридической деятельности позволяет выделить основные принципы, которые не зависят от вида выполняемой специалистом этого профиля работы:

— принцип гуманизма и справедливости. Юридическая профессия требует от личности объективности, обладания чувством справедливости, сострадания и личной безупречности. Гражданская позиция юриста имеет большое значение при правовом разрешении возникающих жизненных ситуаций с защитой прав и законных интересов личности, общества и государства;

— принцип государственного характера юридической профессии. Служебная деятельность юриста связана с вопросами соблюдения государственной дисциплины, обеспечения законности, укрепления правопорядка и др. Работа юриста характеризуется высокими требованиями к точному соответствию принимаемых им решений действующему законодательству. Именно государственно-правовой статус существенно отличает эту профессию от многих других специальностей;

— принцип психолого-педагогиче-ской направленности юридической профессии. Юристу приходится вникать в сложные душевные состояния, разрешать конфликтные ситуации, иметь дело с человеческими страстями, вторгаться

© Л. Л. Хохлова, 2008

№ 1, 2008

в духовный мир человека, выступать в роли арбитра. В связи с этим в правовой работе многое зависит от его личностных качеств, педагогических способностей, знания общей психологии. От юриста — сотрудника органов внутренних дел требуется умение действовать в чрезвычайных условиях, условиях высоких физических и психических нагрузок и сохранять при этом эмоциональную устойчивость к восприятию негативных явлений;

— принцип творческого, исследовательского характера юридической профессии. Он выражается в творческом применении правовых и иных знаний, в умении и способности самостоятельно, с учетом всех обстоятельств разбираться в сложных жизненных ситуациях, находить истину, объективно оценивать факты и явления, делать правильные выводы и принимать в пределах закона наиболее оптимальные решения. Разумеется, творческий подход к решению жизненных ситуаций должен осуществляться в рамках права. Творческий, исследовательский характер юридической работы, использование в ней достижений науки и техники при строгом соблюдении требований закона составляют одну из основных черт юридической профессии;

— принцип формализованности. Юрист имеет дело с достоверными фактами и нормами права, реализует право в порядке, установленном процессуальным законодательством. Именно в этом смысле профессии юриста присущ формализованный характер. В своей работе он опирается на точные, зафиксированные данные;

— принцип самостоятельности и независимости в принятии решений. В какой бы должности ни работал юрист, он прежде всего является правоведом и должен руководствоваться нормами права, разрешать дела и вопросы самостоятельно, руководствуясь своим правосознанием. Разумеется, мера самостоятельности зависит от вида работы и за-

нимаемой должности. Самостоятельность выражается в независимости юриста в оценке ситуации и в применении права, подчинении закону. Юрист, даже находясь в служебном подчинении, не может действовать вопреки закону.

Высокий уровень квалификации сотрудника юстиции предполагает наличие определенных личностных качеств и достаточной профессиональной подготовки, что невозможно без учета индивидуальных особенностей личности и соответствия личностных качеств объективным требованиям данной профессии. Юридической деятельности свойственны такие специфические черты, как строгая правовая регламентация, наличие властных полномочий, противодействие со стороны заинтересованных лиц, многообразие и творческий характер решаемых мыслительных задач, необходимость соблюдения служебной тайны, наличие отрицательных эмоций и посторонних раздражителей и др.2

Анализ научной литературы показал, что деятельность в рамках любой юридической специальности в той или иной мере включает в себя следующие основные аспекты: познавательный, воспитательный, организаторский, коммуникативный и удостоверительный.

Познавательный аспект деятельности юриста связан с решением большого числа мыслительных задач, возникающих при раскрытии и расследовании преступлений, и предполагает творческий, воссоздающий, исследовательский характер их решения. Данный аспект деятельности работника УИС имеет особое значение на первом этапе расследования и заключается в вычленении из окружающей среды криминалистически значимой информации. По мнению В. Л. Васильева, в решении задач познавательной деятельности велика роль личностных качеств юриста, его профессионального и жизненного опыта3.

Для успешного выполнения такой деятельности юрист должен обладать определенными морально-волевыми каче-

ствами. К ним относятся некоторые свойства ума (гибкость, широта, глубина, быстрота, целеустремленность, самостоятельность), мышления (быстрота, логичность, самоконтроль), воображения, внимания (целенаправленное, произвольное), наблюдательности (острота, избирательность) и памяти (быстрота, полнота, точность, оперативность), т. е. свойства, обеспечивающие успешное протекание мыслительных процессов, выявление и закрепление доказательств. Например, в судейской деятельности важно развивать воспроизводящее воображение. При его помощи судья на основании главным образом словесной информации может мысленно воссоздать модель происшедшего события, обстоятельства которого рассматриваются в судебном заседании. Целеустремленность ума прокурора позволяет волевыми усилиями направлять мышление на решение определенной задачи, длительное время удерживать данную задачу в сознании и организованно, последовательно, планомерно думать над ее разрешением.

Воспитательный аспект юридической деятельности обусловлен одним из основных направлений в работе юриста, а именно воспитанием граждан в духе уважения к закону. Воспитательное воздействие осуществляется в отношении как лиц, совершивших преступления, так и всех граждан. Данный аспект включает в себя профилактические мероприятия, правовую пропаганду, участие в перевоспитании преступника для возвращения его к социальной норме поведения. Воспитательное воздействие оказывается строгой охраной прав участников уголовного процесса и личным примером юриста. Например, малейшее нарушение законодательства при производстве следствия и судебного разбирательства снижает его воспитательное воздействие. И наоборот, активное принятие мер для раскрытия преступлений, выяснение всех обстоятельств дела на основе строгого соблюдения законов способствуют тому,

что у граждан создается твердая уверенность в целесообразном и беспристрастном характере уголовного процесса.

Рассматриваемый аспект юридической деятельности обеспечивают морально-волевые качества юриста, которые связаны с определенными правовыми и нравственными обязанностями. Для осуществления некоторых видов служебной деятельности юристам необходимы моральное право и высоконравственное поведение. Авторитет юриста — это общественное признание его заслуг перед обществом. Он завоевывается бескорыстным служением делу, упорным трудом, глубокими знаниями. Квалифицированный юрист, вооруженный опытом, тактом педагога, уже на первоначальных стадиях расследования закладывает основы исправления и перевоспитания преступника. Именно от этики юриста, его воспитания, добросовестности, деликатности и благородства, профессиональной и общей культуры непосредственно зависит качество расследования, а нередко и судьбы людей.

Организаторский аспект в деятельности юриста заключается в волевых действиях по реализации и проверке рабочих версий и планов, проявляется в раскрытии и расследовании преступлений. Организаторская деятельность подразделяется на две составляющие: самоорганизацию и организацию людей в коллективном решении профессиональных задач. Например, над раскрытием преступления работает целый коллектив, по меньшей мере три специалиста: оперативный работник дознания, следователь и эксперт-криминалист. От умения сотрудника УИС организовать взаимодействие, установить взаимоотношения с общественностью во многом зависит эффективность его профессиональной деятельности. У него должны быть сформированы следующие организаторские качества: самоорганизованность, энергичность, самостоятельность, настойчивость, обеспечивающие целенаправленное расследование уголовного

№ 1, 2008

дела, систематическую работу по нему; ответственность, требовательность, находчивость, умение хранить тайну при руководстве коллективами людей в ходе расследования уголовного дела; выдержка, самокритичность, дисциплинированность, чувство собственного достоинства в отношениях с коллегами и руководством.

К морально-волевым качествам, обеспечивающим организаторский аспект юридической деятельности, относятся деловитость, инициативность, организаторские способности, сильная воля и компоненты, ее определяющие: принципиальность, решительность, самостоятельность, бдительность, самообладание, настойчивость, самокритичность. Воля — это присущая человеку способность к психофизическим усилиям и напряжениям, направленным на достижение сознательно поставленной цели. Она проявляется в принятии и осуществлении решений.

Для обеспечения организаторского аспекта юридической деятельности требуется и высокая самоорганизованность, под которой понимаются исполнительность, аккуратность, дисциплинированность и самоконтроль. Работник УИС может быть талантливым, правильно строить служебные версии, но при отсутствии самодисциплины он будет не в состоянии довести начатое дело до конца. Следует иметь в виду, что дисциплинированность может быть внешней и внутренней. Легче быть дисциплинированным внешне: приходить вовремя на работу, выполнять порученное дело. Но если юрист решил сделать что-либо к назначенному сроку и не сделал только потому, что его за это никто не осудит, то это значит, что внутренне он еще недостаточно дисциплинирован и настойчив, не выработал в своем характере профессионально важные качества. Например, необходимость осуществления функций организации судебного процесса требует развития у судьи определенных качеств организатора — дисциплинирован-

ности, собранности, целеустремленности, настойчивости, организации всех своих поступков, всей своей деятельности. Многообразные функции судьи могут быть реализованы в том случае, если он воспитал в себе аккуратность в выполнении каждого отдельного действия, каждого элемента общей структуры судебной деятельности.

Организаторский аспект играет большую роль в деятельности адвоката: в составлении плана при подготовке к участию в процессе, осуществлении методов и приемов, выработанных практикой и профессиональным опытом.

Коммуникативный аспект деятельности является системой взаимодействия людей в процессе общения, при котором они могут и хотят воспринимать информацию, исходящую друг от друга. Данный аспект имеет большое значение при допросах в деятельности адвокатов, оперативных работников, воспитателей исправительных учреждений. Главное в коммуникативных свойствах личности сотрудника УИС — тактичность, вежливость, сдержанность в поведении, эмоциях и речи. В то же время среди коммуникативных качеств должны отсутствовать повышенная жестикуляция, раздражительность, грубость, излишняя назидательность.

Указанный аспект юридической деятельности обеспечивают следующие морально-волевые качества: общительность, эмоциональная устойчивость, душевное равновесие, умение разговаривать с людьми, культура речи, манера поведения и внешний вид.

Коммуникативный аспект является одним из доминирующих в деятельности следователя, который должен иметь незаурядные способности собеседника для ведения беседы в особо трудных, порой экстремальных, условиях. Успешное взаимодействие следователя и допрашиваемого зависит от коммуникативного контакта между ними. Опытные следователи интуитивно и осознанно меняют параметры беседы, применяют те или иные

тактические приемы в зависимости от индивидуальных особенностей личности допрашиваемого.

Удостоверительный аспект юридической деятельности осуществляется на основании требований, норм, режимов, регулируется системой различных предписаний в виде правил внутреннего распорядка, служебных инструкций, наставлений, приказов. Ни в одной профессии нет такой детальной регламентации всего трудового процесса и содержания рабочих действий и операций, как в юридической. Основным правовым документом, определяющим образ действий работников УИС, является Уголовно-процессуальный кодекс. Он регламентирует права и обязанности участников уголовного производства, устанавливает определенный порядок проведения следственных действий и всего процесса раскрытия и расследования, регулирует отношения между участниками уголовного процесса. Средства и методы, используемые юристом, должны быть правомерными, так как его деятельность — это одновременное осуществление прав и обязанностей. Труд юриста облечен в соответствующие предусмотренные законом протокольные формы, что и придает его деятельности удостоверительный, нормативный характер.

К группе морально-волевых качеств, обеспечивающих удостоверительный аспект юридической деятельности, относятся деловитость, исполнительность, пунктуальность, уважительное отношение к закону. Удостоверительная функция является специфической для юридической деятельности. Если познавательный аспект характерен больше для научной деятельности, коммуникативный и воспитательный — для педагогической, организаторский — для производственной, то удостоверительный — для юридической. Нет в природе ни одной профессии, кроме юридической, где заранее были бы расписаны все трудовые операции. Такими сводами правил на уровне законов у юристов являются кодекс, инструкции, наставления.

Удостоверительная деятельность судьи представляет собой приведение всей добытой в ходе процесса информации в специальные, предусмотренные законом формы: приговор, протокол, определение, решение. В данной деятельности реализуются общая и специальная культура письменной речи судьи, его профессиональные навыки в составлении документов по делу.

Н. И. Порубовым, исследующим про-фессиограмму юридической деятельности, выделяются следующие специальные профессиональные качества юриста: «1. Исключительная честность, предельная объективность, неутомимый поиск истины, способность принимать решения, соответствующие закону и собственному убеждению. 2. Чувство ответственности, или „любовь к ответственности14, под которой следует понимать желание взять на свои плечи самую трудную задачу с самой тяжелой ответственностью. Чувство ответственности — это не принудительный фактор, а глубокая необходимость повседневной юридической деятельности. Без готовности взять на себя всю полноту ответственности, без решительности в действиях по использованию всей полноты власти невозможно проявить инициативу, сметку и оперативность в расследовании преступлений. 3. Умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, умение врабатываться сразу, набирать темп. Юрист должен в связи с этим обладать большой приспосабливаемостью, работоспособностью и физической выносливостью. 4. Сильно развитое чувство правды, умение распознавать добро и зло, не дать себя обмануть, противостоять чужому влиянию. 5. Исключительная настойчивость, с которой юристы работают при раскрытии сложного и запутанного преступления, — свидетельство большой потенциальной возможности. 6. Внутренняя доброжелательность. Злым, мстительным и равнодушным людям — не место среди юристов. Доброжелательность — это качество, которое очень важно для профессии юриста.

№ 1, 2008

7. Способность понимать людей, быть восприимчивым, готовым всегда принять информацию, относящуюся к рассматриваемому делу. 8. Высоко развитое чувство товарищества, коллективизма, так как расследование — это усилие целого коллектива. 9. Деловой оптимизм. Вера в торжество справедливости, умение видеть в людях не только плохое — черты, свойственные юристу»4.

Таким образом, современным обществом востребован юрист-профессионал, который может самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способный к сотрудничеству, отличающийся мобильностью, динамизмом, обладающий развитым чувством ответственности.

Следует отметить, что понятие «самостоятельность специалиста» практически не разработано в отечественной педагогике. С нашей точки зрения, данное понятие может быть базовым при проектировании образовательной деятельности ведомственного вуза.

Мы считаем, что основополагающими качествами, характеризующими самостоятельность юриста, являются: профессиональная компетентность; целеустремленность, настойчивость в достижении целей и преодолении препятствий; способность принимать ответственные решения; творческое отношение к делу, способность к инновационной деятельности; независимость и инициативность; стремление быть информированным; системное видение проблемы; способность к риску; способность убеждать и устанавливать связи; способность к непрерывному профессиональному росту, саморазвитию, самосовершенствованию; профессионально-нравственная активность и гражданственность.

С усложнением различных сторон юридической деятельности постоянно растут требования, предъявляемые к личности человека (в нашем случае это курсант), который избрал профессию юриста в качестве своей основной жизненной цели. Поэтому особое значение

приобретает качественная подготовка специалистов в высшем учебном заведении. Именно высшая школа закладывает фундамент профессии, расширяет профессиональный профиль, развивает творческие способности, обеспечивает профессиональную мобильность.

На наш взгляд, главной целью и ориентиром высшего профессионального образования в современных условиях должны стать формирование социально активной личности, обладающей высокой мобильностью и профессионализмом; развитие сбалансированной общекультурной, специальной и конкретно-практической подготовки специалиста; формирование и развитие комплекса качеств современного специалиста, профессионального мышления, социальной и профессиональной ответственности.

Исходя из сказанного высшее образование следует рассматривать как последовательное и предсказуемое формирование таких свойств человека, которые определяют эффективность и качество его профессиональной деятельности. Профессиональное становление курсанта ведомственного вуза означает появление новых качеств личности, а также возникновение у обучающихся новых видов профессиональной деятельности и профессионального общения.

Рассматривая критерии профессионализма, А. К. Маркова выделяет стремление развивать себя как профессионала, т. е. «поиск причин успеха — неуспеха в себе самом, осознание в полном объеме черт и признаков профессионала, развитие профессионального сознания, целостное видение себя как будущего профессионала, развитие себя средствами профессии»5.

Профессиональный портрет курсанта — будущего юриста должен воплощать в себе обобщенные объективные требования к деятельности и личности юриста; соответствие им — важнейшее условие успеха каждого выпускника в первые годы самостоятельной юридической деятельности, а возможно, и во всей дальнейшей жизни.

ПРИМЕЧАНИЯ

Выпускники ведомственного вуза должны быть подготовлены к самостоятельному решению задач борьбы с преступностью, обладать гражданской зрелостью, высокой общественной активностью, правовой и психологической культурой, уважать закон и социальные ценности правового государства, честь и достоинство граждан. Будущие сотрудники УИС должны понимать сущность и социальную значимость своей профессии, быть готовыми к несению службы в экстремальных условиях, знать основные направления и содержание современной уголовно-исполнительной политики.

1 См.: Концепция воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений УИС Министерства юстиции Российской Федерации (на период до 2005 года) : утв. зам. министра юстиции РФ государственным советником юстиции 1-го класса Ю. И. Калининым 05.10.01.

2 См.: Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста : учеб. пособие для студентов юрид. вузов. М., 2003. С. 142.

3 См.: Васильев В. Л. Юридическая психология / В. Л. Васильев. СПб., 1997.

4 См.: Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста. С. 149—151.

5 Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М., 1996. С. 40—41; Подла-сый И. П. Продуктивная педагогика : кн. для учителя / И. П. Подласый. М., 2003.

Поступила 05.12.07.

ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВОЕННОМ УЧИЛИЩЕ КАК СРЕДСТВА ПРИОБЩЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ И ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Р. Р. Муслимов, начальник кафедры физподготовки и спорта Ульяновского военно-инженерного училища связи

Автором поднимается проблема физической подготовки курсантов военных училищ. Подчеркивается, что она входит в число главных факторов, способствующих приобщению курсантов к здоровому образу жизни и играет важную роль в повышении боеспособности войск.

Многовековой опыт ведения вооруженной борьбы и боевой подготовки войск убедительно свидетельствует о том, что физическая подготовка военнослужащих является составной частью воинского обучения и воспитания. Опыт Великой Отечественной войны, а также боевых действий в Афганской Республике и Чечне особенно наглядно показал большое значение физической подготовки войск. Именно поэтому во многих приказах министра обороны Российской Федерации подчеркивается, что физическая подготовка всегда, а в современных условиях особенно, играет важную роль в повышении боеспособности войск.

Затрагивая вопросы физиологии человека, нужно отметить, что физические упражнения влияют практически на все

системы организма: сердечно-сосудистую, нервную, дыхательную, а также на мышцы и опорно-двигательный аппарат. Систематические занятия физическими упражнениями отражаются на внешних формах тела, способствуют его пропорциональному развитию, делают человека более стройным и красивым. Отмечено, что умственное утомление гораздо легче снимается посредством физической нагрузки. Занятия физической культурой и спортом — прекрасный способ организовать свой досуг и отдых, снять стресс и получить эмоциональную разгрузку.

Физическая подготовка является одним из основных предметов боевой подготовки, важной и неотъемлемой частью воинского обучения и воспитания лично-

© Р. Р. Муслимов, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.