Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ПОИСК СОВРЕМЕННОЙ МО'

ВОСПИТАНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ПОИСК СОВРЕМЕННОЙ МО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1514
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВОСПИТАНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аширов Д. В., Пастухова Л. С., Турлакова О. Е.

1 июля 2020 года вступил в силу ряд положений Федерального закона от 02.12.2019 № 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которые предусматривают изменения в нормах действующего законодательства в области образования. В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» была закреплена воспитательная составляющая. Данное обстоятельство стимулировало повышенное внимание различных субъектов к процессу развития системы воспитания в высшей школе. Цель данной статьи - представить предварительные результаты социологического опроса организаторов воспитания студенческой молодежи, который был проведен в ноябре - декабре 2020 года. В статье представлены результаты социологического опроса организаторов воспитания студенческой молодежи, выявлены основные проблемы, которые стоят перед возрождающейся системой вузовского воспитания, определены «пробелы» в готовности вузовских педагогов вовлекать студентов в личностно-развивающие дела и события. Отмечено недостаточное владение понятийным аппаратом и современными технологиями воспитания, слабое знания психологических особенностей современной молодежи. В качестве одного из стратегических направлений повышения эффективности и качества воспитательной работы в высшей школе авторы предлагают уделить серьезное внимание формированию профессионального педагогического мышления у организаторов вузовского воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL DEVELOPMENT SUPPORT IN HIGHER EDUCATION: THE SEARCH FOR A MODERN MODEL

Problem Statement. On July 1, 2020 some new statements of the Federal Law of 02.12.2019 No. 403-FZ "On Amending the Federal Law on Education in the Russian Federation" came into force. In the Federal law of 29.12.2012 No. 273 - "On education in the Russian Federation" enshrined learning of moral values. This fact provoked an interest to the process of education system developing of the higher school. The purpose of this article is to present the preliminary results of a sociological survey held in November - December 2020. The organizers of moral values teaching were interviewed. The article presents the results of a sociological survey of the organizers of the student youth education, identifies the main problems facing the system of university education concerned with moral values teaching, and reveals the "gaps" in the readiness of university teachers to involve students into personal development events. Insufficient knowledge of the professional vocabulary and modern technologies of education, poor knowledge of the psychological characteristics of modern youth were revealed. As one of the strategic directions for improving the efficiency and quality of moral values teaching in higher education, the authors of this article suggest to pay attention to the formation of professional pedagogical thinking among the organizers of university education.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ПОИСК СОВРЕМЕННОЙ МО»

ТРИ «М»: МЕТОД — МЕТОДИКА — МЕТОДОЛОГИЯ

УДК 378; 37.018 DOI: 10.24412/2071-6427-2021-2-78-94

Д. В. Аширов

Директор Департамента государственной молодежной политики Министерства науки и высшего образования Российской Федерации E-mail: pr.dmp@minobrnauki. gov.ru

Denis V. Ashirov

Director of the State Youth Policy Department of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Moscow

Л. С. Пастухова

Доктор педагогических наук, кандидат политических наук, проректор по проектной деятельности Российского государственного гуманитарного университета E-mail: larisa-sinls@mail.ru

Larisa S. PastuUhova

Doctor of Pedagogic Sciences, Candidate of Political Sciences, Prorector of project activities of Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia

Воспитание в высшей школе: поиск современной модели

1 июля 2020 года вступил в силу ряд положений Федерального закона от 02.12.2019 № 403-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которые предусматривают изменения в нормах действующего законодательства в области образования. В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» была закреплена воспитательная составляющая. Данное обстоятельство стимулировало повышенное внимание различных субъектов к процессу развития системы воспитания в высшей школе.

Цель данной статьи — представить предварительные результаты социологического опроса организаторов воспитания студенческой молодежи, который был проведен в ноябре — декабре 2020 года.

В статье представлены результаты социологического опроса организаторов воспитания студенческой молодежи, выявлены основные проблемы, которые стоят перед возрождающейся системой вузовского воспитания, определены «пробелы» в готовности вузовских педагогов вовлекать студентов в личностно-развивающие дела и события. Отмечено недостаточное владение понятийным аппаратом и современными технологиями воспитания, слабое знания психологических особенностей современной молодежи. В качестве одного из стратегических направлений повышения эффективности и качества воспитательной работы в высшей школе авторы предлагают уделить серьезное внимание формированию профессионального педагогического мышления у организаторов

Как цитировать статью: Аширов Д. В., Пастухова Л. С., Турлакова О. Е. Воспитание в высшей школе: поиск современной модели // Ценности и смыслы. 2021. № 2 (72). С.78-94.

вузовского воспитания.

Ключевые слова: воспитание, молодежь, воспитательное пространство, воспитание в высшей школе, студенческое самоуправление.

Введение. Постановка проблемы. В целях повышения качества воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в ноябре 2020 года провело II Всероссийский семинар-совещание по воспитательной работе с обучающимися образовательных организаций высшего образования, в рамках которого состоялась серия мероприятий, направленных на развитие системы воспитания и молодежной политики в высшей школе.

В преддверии семинара-совещания прошел Конкурс-мониторинг «Практики организации воспитательной работы с обучающимися образовательных организаций высшего образования». Свои воспитательные практики в 12 тематических номинациях представили более двухсот образовательных организаций. По завершении заочной экспертизы свои проекты в области воспитательной работы и реализации молодежной политики вузы-конкурсанты показали в рамках Всероссийского практикума воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования.

Также в период с октября по ноябрь 2020 года для проректорского корпуса была реализована программа повышения квалификации «Современные подходы к организации воспитательной работы в образовательной организации высшего образования» (72 часа). В ходе лекционных занятий своим опытом с участниками программы поделились эксперты в области молодёжной политики, воспитательной и социальной работы в высшей

О. Е.Турлакова

Аспирант Института стратегии развития образования Российской академии образования РАО E-mail: olenka1592@mail.ru

Olga Е. Turlakova

Postgraduate Student of the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

школе из регионов России.

Данный анализ подготовлен на основе социологического опроса ответственных за воспитательную работу в образовательных организациях высшего образования. В опросе приняли участие 212 человек (проректоры, руководители структурных подразделений образовательных организаций высшего образования, отвечающие за воспитательную работу со студентами). Проведенный опрос помог сформировать «понятийную картину» общего представления вопросов развития воспитания и воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования со стороны ответственных за это направление лиц.

Понятие «воспитание» является одним из ведущих в педагогической науке. Данное понятие употребляется как в широком, так и в узком смыслах. Воспитание в широком смысле представляет собой общественное явление, как воздействие общества на личность, подрастающее поколение. Через систему воспитания осуществляется передача накопленного социального опыта, норм, ценностей от старших поколений младшим, мобилизуется возможность налаживания межпоколенческого диалога, межпоколенческой связи. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов (воспитателей) и воспитанников по реализации целей обучения и воспитания в условиях педагогического процесса. В первую очередь, это относится к формированию у человека (обучающегося, студента) личностных качеств, взглядов, убеждений, ценностей и норм.

Рассматривая воспитание как общественное явление, Б. Т. Лихачев характеризует его как сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества; в быт, общественно-производственную деятельность, творчество, духовность; становление их людьми, развитыми личностями, созидателями собственного счастья. Воспитание обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений [1, 2, 4, 14].

В определении А. В. Мудрика «Воспитание — это относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется» [7, с. 165].

1 июля 2020 года вступил в силу ряд положений Федерального закона от 02.12.2019 № 403-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об

образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которые предусматривают изменения в нормах действующего законодательства в области образования. В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273 — ФЗ года «Об образовании в Российской Федерации» была закреплена воспитательная составляющая.

Так, в соответствии с принятыми поправками «воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».

Исследование и его результаты. Анализ ответов респондентов на вопрос «Как Вы понимание термин «воспитание»?» показывает, что в большинстве своем у ответственных за воспитательную работу в образовательных организациях высшего образования превалирует широкий смысл в понимании данного понятия.

Представим некоторые определения, предложенные респондентами (широкий смысл).

Воспитание — одна из самых важных частей образования — целенаправленная деятельность, ориентированная на формирование личностных качеств человека... Воспитание предполагает трансфер ценностей и традиций — передачу опыта и традиций от старшего поколения к младшему, формирование жизненных принципов и установок у молодежи.

Воспитание — это общественное явление воздействия общества на личность, влияние на человека всех формирующих его факторов. Воспитание — это целенаправленная деятельность педагога (воспитательная работа) по созданию условий для развития ребенка и формированию у него определенных личностных качеств, которая происходит через включение его в различные виды социальных отношений (в учебе, в общении, игре, практической деятельности).

Воспитание — это подготовка молодого поколения (студентов)

к жизни в обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом.

Воспитание — это совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение социально-культурного опыта, норм и ценностей.

Выделим также высказывания, в которых воспитание рассматривается «в узком смысле»:

Соглашаюсь с определением школы Л. И. Новиковой: воспитание — это целенаправленное управление процессом развития личности; создание благоприятных условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, личности и как индивидуальности.

Воспитание — целенаправленный, систематический и совместно организованный (семья, школа, вуз, общественность и т.д.) процесс формирования личности через создание благоприятных условий.

Воспитание — это бинарный процесс, представляющий собой педагогической сопровождение студентов с целью их профессионального и личностного развития.

Воспитание — это процесс формирования у детей/подростков/молодежи умений, навыков поведения в различных ситуациях. Также можно сравнить с опытом и выбором решения в той или иной ситуации, способ мышления и проявления реакции на происходящие события.

Воспитание личности в период обучения в высшем учебном заведении — ответственный этап становления личности, в результате которого формируется система идей, идеалов, ее мировоззрение и морально этические принципы. Под воспитанием студентов следует понимать целенаправленную деятельность преподавателей, ориентированную на создание условий для развития духовности студентов на основе общечеловеческих ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.

Воспитание, воспитательная деятельность — это планомерные целесообразные взаимосвязанные действия различных коллективных и индивидуальных субъектов воспитания университета (ректората, деканатов, кафедр, преподавателей, общественных объединений, культурных и творческих центров, спортивных и иных структур, а также самих студентов, органов студенческого самоуправления и иных форми-

рований), направленные на содействие профессионально-личностному становлению обучающихся, обогащение их социально значимого опыта, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Анализ приведенных суждений позволяет отметить некоторые особенности восприятия респондентами феномена воспитания: в большинстве своем опору на функционально-целевые, нередко формальные стороны воспитания. К примеру, говорится «воспитание... — происходит через включение его (воспитанника — авт.) в различные виды социальных отношений (в учебе, в общении, игре, практической деятельности)», но при этом не отмечается, что воспитанник, вообще говоря, всегда включен в эти отношения, но не всегда успешно воспитывается. Вероятно, воспитательный эффект этих отношений зависит от смысловых ориентиров этих отношений, от тех ценностных переживаний, которые может или не может актуализировать воспитатель. И можно привести сколько угодно примеров, когда формальное включение воспитанников в полезные «дела и отношения» не дает ожидаемого воспитательного эффекта.

Возвращение внимания органов государственной власти к процессам воспитания на разных ступенях образования в силу вступивших поправок актуализировало дискуссию на государственном, научном и общественном уровне в части возможных механизмов регулирования и развития воспитательной деятельности, новых подходов и вопросов заимствования актуального советского и зарубежного опыта. На данном этапе в Институте стратегии развития образования Российской академии образования временным научным коллективом под руководством Н. Л. Селивановой разработана примерная программа воспитания для общеобразовательных организаций, призванная «помочь школам создать и реализовать собственные работающие программы воспитания, направленные на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими

их людьми» (Комментарий 1), Методические рекомендации по разработке таких конкретных программ в образовательных организациях.

Для формирования предложений по реализации Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» Министерство науки и высшего образования Российской Федерации сформировало рабочую группу. Рабочей группой был разработан пакет документов: примерная рабочая программа воспитания в образовательной организации высшего образования, примерный календарный план воспитательной работы образовательной организации высшего образования, а также методические рекомендации по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы образовательной организации высшего образования. Материалы предоставляют достаточно широкую свободу в подготовке локальных программ воспитания каждой образовательной организацией, что учитывает природу высшего образования и особенности, традиции, практики, присутствующие в образовательных организациях высшего образования в разных регионах Российской Федерации.

Задача вуза, как отмечено Н. Л. Селивановой,— это формирование у студентов личностно-профессиональной позиции, в которой интегрированы ценности профессиональной этики и собственно профессиональные компетенции. И основная цель воспитательной деятельности в вузе — это создание благоприятных условий для личностного и профессионального развития будущего специалиста, ориентированного на нравственно-патриотические ценности нашего общества [16]. Невозможно не согласиться с известной дефиницией А. В. Мудрика, определяющего вуз как «платформу, задающую для студенческой молодежи устойчивые ориентиры, социальные эталоны, понятные перспективы; конструирующую умение выстраивать свою социальную траекторию развития в данных условиях» [7].

Специфику воспитательной деятельности в образовательной организации высшего образования отмечают и респонденты в ходе ответа на открытые вопросы анкеты. Так, 146 чел. (из 212) акцентируют внимание на возрастных особенностях студенческой молодежи, психологии студенческого возраста, которая значительно отличается от обучающихся общеобразовательных организаций. Обучающиеся в вузе — это молодые люди, имеющие опыт выбора, принятия решения, волевой саморегуля-

ции в трудных жизненных ситуациях, устойчивые дружеские и деловые связи, в значительной мере сформировавшееся ценностное сознание. Однако это не означает, что процесс их воспитания закончен: у них дефицит жизненного и профессионального опыта, они попали в вузовскую среду, в которой им приходится выстраивать очень непростые отношения с преподавательским корпусом, партнерами по студенческим группам, приступать к проектированию своей профессиональной карьеры, создавать маршруты собственного профессионально-личностного роста. Воспитательный процесс в вузах становится эффективным, когда молодых люди ощущают поддержку в решении свои жизненно важных проблем [6, 11, 12, 15, 20].

Приведем слова участников опроса.

Специфика воспитательной деятельности в вузах связана с тем, что работа идет с молодежью, которая в основном уже сформирована, поэтому следует учитывать личностные запросы, возрастные, психологические особенности юношей и девушек и активно включать их в воспитательный процесс в качестве субъектов, а не объектов.

Специфика воспитательной деятельности в образовательной организации высшего образования прежде всего состоит в том, что обучающиеся уже взрослые люди, сформированные личности, то есть бывает порой сложно каким-либо образом влиять на их поведение, взгляды (Л. В. Тушкаева).

Специфика воспитательной деятельности заключается в психологических особенностях студенческого возраста. С одной стороны, студенты — это практически сложившиеся люди, достигшие результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития, с другой,— не у всех студентов способность к сознательной регуляции своего поведения развита в полной мере, присутствует слабая школьная подготовка, недостаточное социальное развитие. Очень важно создать условия для коррекции развития.

Специфика воспитательной деятельности здесь состоит в том, что студент приходит в вуз сформировавшейся личностью, обладающей определенным набором понятий и системой ожиданий. В этой связи задачами воспитания личности студента является адаптация к учебному процессу на этапе начала обучения и формирование активной жизненной позиции <...> на всем пути обучения.

В вуз приходят практически сложившиеся личности (Т. А. Тимонина).

Специфика кроется в самих субъектах воспитательной работы, для молодежи 17-22 лет наступает важный момент самоопределения, когда они себя чувствуют «уже взрослыми и самостоятельными», когда есть уже какие-то устоявшиеся взгляды на жизнь, но в то же время, в большинстве своем, молодые люди не знают, чего хотят от жизни и к чему стремятся. Здесь вузу важно быть направляющей силой, но не ломающей взгляды и характер молодого человека.

В высказываниях респондентов отмечен важный момент: имея дело с личностями, которые в значительной мере «продвинуты» в своем развитии, организаторы вузовского воспитания должны не только принимать во внимание их личностно-творческий потенциал, но и ре-ализовывать закономерности и условия развития зрелой личности. К таким условиям, вероятно, нужно отнести то, что новообразования в личностной сфере всё более становятся продуктом собственных усилий личности, посредством которых она как бы «перерабатывает» внешние воздействия. Не актуализировав эту внутреннюю работу над собой, рефлексию и смыслообразование личности студента, мы вряд ли обеспечим эффективность наших воспитательных мероприятий. Вследствие этого развивающий потенциал деятельности, в которую включаются студенты, почти всецело зависит от того, в какой мере эта деятельность является «самоорганизуемой», инициативной, что в особенности соответствует социально-проектной деятельности.

Планируя такую деятельность, организаторы вузовского воспитания не должны превращать ее в «механическое исполнительство». Личность развивается через «поступок» (М. М. Бахтин), «диалог с инакомыслящим» (С. В. Белова), событие (Е. В. Бондаревская, Н. В. Ходякова) и событие, единение с Другим (В. И. Слободчиков), «самопреодоление» и самоорганизацию (В. В. Сериков) и др. Помогая студенту решать сложные социокультурные и профессиональные задачи, мы не освобождаем его от необходимости пройти «тяжкий путь душевных тревог» (Е. Н. Ильин). Понятно, что такие «тревоги» могут актуализоваться только в среде высокого духовного уровня, каковой и должна быть университетская среда. Это среда, в которой можно выбрать партнера, роль, нишу, решить интересную задачу, получить критику и поддержку, реализовать свою индивидуальность, найти, как говорится, самого себя.

Отметим, что большое внимание респонденты обращают на тот факт, что деятельность обучающегося в образовательной организации

высшего образования детерминирована ориентацией на получение будущей профессии, что неизбежно обусловливает акцент на воспитании профессионально-этических качеств, связанных с корпоративными нормами выбранного студентом профессионального сообщества.

Воспитательный процесс в системе высшего образования должен быть сопряжен с образовательными программами, поскольку вуз в первую очередь готовит профессионалов своего дела.

В техническом университете идет упор на технико-технологические предметы, которые направлены на получение практических навыков. Количество гуманитарных предметов сведено к минимуму.

Воспитательная деятельность сопряжена с образовательной и научной. В вузе мы сталкиваемся с критически мыслящими и развивающимися ребятами, требующими особого подхода. Воспитательную политику в университете следует проводить последовательно и аккуратно, избегая давления и принуждения к чему-либо, предлагая различные варианты и предполагая право выбора.

Воспитательная деятельность в ООВО основана на требованиях ФГОС и направлена на формирование определенных компетенций, указанных в стандарте. Особенность процесса воспитания в ООВО заключается в том, что он происходит на заключительном этапе формирования личности. Что одновременно вызывает определенные сложности и предоставляет дополнительные возможности.

Как видно из сказанного, организаторы воспитания, реализуемого в пространстве вуза, ищут пути обеспечения профессиональной направленности вузовского воспитания: студенты должны ощущать взаимосвязь воспитательных событий вуза с их становлением как будущих специалистов, владеющих не только узко-профессиональными, но и широкими социальными компетенциями — коммуникативными, организаторскими, самообразовательными и др., проявляющих готовность к самореализации в научно-исследовательской, социально-проектной и др. видах деятельности.

Респондентами также отмечается специфика, созданная обстоятельствами новых эпидемиологических условий, когда необходимо говорить и о дистанционных возможностях и сложностях организации воспитательной работы, и о результатах «факультативного» отношения в течение долгого времени к воспитанию в высшей школе.

Сложность организации воспитательного процесса заключается в адаптации традиционных средств воспитания к современным реалиям.

По моему мнению, в настоящее время основная проблема заключается в ошибочности перенесения форм воспитания, применимых при очном обучении, в дистанционный формат! Однако существует ряд возможностей: открытое образование как ресурс воспитания; цифровизация образования; обновление системы повышения квалификации и переподготовка педагогов как воспитателей.

Специфика воспитательной деятельности в вузе — это, прежде всего, преодоление «отголоска» того периода, когда воспитание в высшей школе было отодвинуто на второй план. К счастью, сегодня ситуация меняется и это открывает новые возможности в данной сфере. Безусловно, в вузе мы имеем дело с возрастной категорией, подразумевающей наличие определенных, более или менее устоявшихся норм и ценностей, но, тем не менее, процесс формирования и гармонизации личности ещё в самом разгаре, что делает воспитательную работу очень важной и значимой.

Треть респондентов (71 чел.) отмечают значительные расхождения между идеалами, ценностными ориентациями, межпоколенческом разрыве «воспитывающих» и «воспитуемых» в высшей школе: «...преподаватели испытывают значительные трудности в организации воспитательной работы с молодыми людьми»; «... привычные схемы воспитания в современных условиях не работают»; «...преподаватели и студенты говорят на разных языках» и др. Почти половина опрошенных отмечают недостаточную готовность преподавателей и наставников адекватно реагировать на сетевые факторы воспитания, на одновременную включенность воспитанников в различные сетевые сообщества, на неизбежную полисубъектность современного образовательного пространства.

В целом же анализ высказываний представителей высшей школы, занимающихся воспитанием, указывает на то, что у многих организаторов воспитания отсутствует или имеется довольно поверхностное представление об условиях эффективности и действенности воспитательных мер. Это относится и к реализации важнейших методологических подходов — деятельностного, системного, личностно-ориентированного, средового... Организаторы часто не знают, что, какие воспитательные идеи стоят за этими понятиями, какого рода организационно-педагогические действия они предполагают.

Сказанное позволяет предположить, что важнейшим условием обеспечения эффективности воспитательного процесса в вузе является формирование у вузовских педагогов современного педагогического

мышления, основанного на понятийном аппарате, содержащим современные представления о воспитании. Так, педагог должен отчетливо осознавать, что воспитание студентов основано, в первую очередь, на глубоком изучении личностной сферы этих молодых людей, тех реальных механизмов «самостроительства», которые представлены в их сознании и поведении, на понимании того, что может выступать причиной «сбоев» в их личностном росте, какие ценностно-смысловые ниши (идейные, общекультурные, эстетические и др.) оказываются у них «незаполненными», каких ориентировочных основ поведения в современном открытом информационном мире им не хватает. Итак, это — первое. Надо глубже и основательнее знать современного студента, доминирующие «тренды» его развития.

Второе — это необходимость преодолеть стереотипы в представлениях о том, что есть воспитание, не смешивать его с «включением в дела», с «реализацией форм», с формальным приобщением к различным «движениям». Имея социальную направленность, воспитание не бывает в буквальном смысле «общественным». Оно — всегда глубоко индивидуальный и даже интимно-личностный процесс, возникающий в тот момент, когда индивид находит в окружающей среде и общении ориентир-ценность, «созвучную» его внутренней работе по реконструкции своей ценностно-смысловой сферы. Воспитание — это работа над собой с помощью Другого. «Помощь», по понятным причинам, нужна там, где уже возникла интенция к работе над собой, началась «реконструкция» своего образа жизни и мысли, в противном случае мы будем иметь тот самый «лежачий камень», под который, как говорит поговорка, «вода не течет».

Отсюда следует, что важнейший инструмент воспитания — это волнующее событие, озаряющая идея, встреча с яркой личностью, «открытие» самого себя иного. Именно такой «заряд» должны нести ситуации вузовского воспитания, поскольку интенция к «самостроительству» в той или иной мере присуща большинству студентов [12, 19].

Результаты. Стратегические выводы. Первый шаг к реконструкции воспитания в высшей школе должен, на наш взгляд, должен состоять в формировании у организаторов воспитания студентов представления о принципах современного педагогического мышления, в соответствии с которым образовательный процесс и в целом образовательная среда вуза рассматриваются педагогами как пространство развития личности. В качестве таковых принципов, опираясь на исследования Н. М. Борытко

[13], С. В. Ивановой [3,4], И. А. Колесниковой [5], Н. Л. Селивановой [16-18], В. В. Серикова [19], можно выделить следующие:

— принцип субъектной позиции воспитанника: если студент сам не включен в процесс «самостроительства» своей личности, не заинтересован в собственном личностном росте, то все усилия «организаторов воспитания» могут оказаться напрасными, потому обеспечение «включенности» студента в этот процесс — первейшее условие результативности воспитательного процесса;

— принцип событийного подхода: дела, в которые мы вовлекаем студентов должны оставлять значимый след в их сознании, становиться для них событием — маяком, нравственным ориентиром для будущей жизнедеятельности;

— принцип накопления собственного («живого») опыта встреч, решений, переживаний успехов и неудач и собственных выводов из них;

— принцип стимулирования самоорганизации, «самопроектирования», рефлексии и других форм самостоятельной работы «над собой»;

— принцип поддержки субъектно-личностной позиции студента, ориентирующий организаторов воспитания на постановку студентов в ситуации, в которых нужно проявить свое Я, ответственное и патриотическое отношение к своему делу;

— принцип поддержки в студенческом коллективе атмосферы дружественного «командного» взаимодействия, негативного отношения ко всем проявлениям академической недобросовестности, социальной пассивности, неуважения к нормам правового государства;

— принцип идентификации себя с сообществом людей, заботящихся о престиже Отечества, с носителями общественного долга и высокого профессионализма.

Комментарии

1. О примерной программе воспитания см. подр. http://form.instrao.ru/

Литература

1. Воспитательная среда университета: традиции и инновации: монография / А. В. Пономарев и др. Екатеринбург: изд-во Урал. ун-та, 2015. 408с.

2. Галицких Е. Д., Лихачев Д. С.: раздумья о воспитании (мастерская ценностных ориентаций для студентов и преподавателей вузов) // Высшее образование в России. 2006. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/

n/d-s-lihachev-razdumya-o-vospitanii-masterskaya-tsennostnyh-orientatsiy-dlya-studentov-i-prepodavateley-vuzov (дата обращения: 15.02.2021).

3. Иванова С. В., Пастухова Л. С. Возможности и перспективы проектного метода в образовании и работе с молодежью // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 6. С. 29-49.

4. Иванова С. В., Пастухова Л. С. О понятии «гражданская идентичность» и путях ее формирования у молодежи // Философия образования. 2018. № 3 (76). С. 3-18.

5. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высших учебных заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская. М: Издательский центр «Академия», 2005. 288 с.

6. Лукина О. А., Пикалова Е. А. Специфика организации воспитательной работы со студентами в вузе // Международный журнал экспериментального образования. 2018. № 7. С. 24-29 [Электронный ресурс]. URL: http://expeducation.ru/ru/ article/view?id=11821 (дата обращения: 02.03.2021).

7. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания: учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001. 320 с.

8. «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020// Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 05.03.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации. Федеральный закон от 02.12.2019 г. № 403-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo. gov.ru (дата обращения: 05.03.2021).

10. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 05.03.2021).

11. Пастухова Л. С. Социально-проектная деятельность как фактор создания открытого воспитательного пространства // Педагогика. 2019. № 3. С. 69-79.

12. Пастухова Л. С. Социально-проектная деятельность как открытое воспитательное пространство: к созданию современной концепции гражданского воспитания // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 5 (62). С. 71-87.

13. Педагог в пространствах современного воспитания: Монография / Н. М. Борытко; Волгогр. гос. пед. ун-т. Волгоград: Перемена, 2001. 214 с.

14. Педагогика: курс лекций / Б. Т. Лихачев; под ред. В. А. Сластенина. М .: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2010. 647 с.

15. Погорелова Н. В., Николаева Л. А. Развитие социально-культурной активности студенческой молодежи в условиях вуза // Вестник МГУКИ. 2018. № 4 (84) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sotsialno-kulturnoy-aktivnosti-studencheskoy-molodezhi-v-usloviyah-vuza (дата обращения: 01.03.2021).

16. Селиванова Н. Л. Воспитательное пространство вуза в личностном и профессиональном становлении студента: монография /Н.Л. Селиванова, Н. А. Баранова, М. В. Шакурова, А. Е. Баранов. М.: ФГБНУ ИСРО РАО, 2017. 192 с.

17. Селиванова Н. Л. Предпосылки создания перспективных моделей воспитания // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3 [Электронный ресурс].

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predposylki-sozdaniya-perspektivnyh-modeley-vospitaniya (дата обращения: 10.02.2021).

18. Селиванова Н.Л. Современные проблемы теории и практики воспитания // Известия ВГПУ. 2005. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/sovremennye-problemy-teorii-i-praktiki-vospitaniya (дата обращения: 10.02.2021).

19. Сериков В. В. Личностно-развивающее образование: два десятилетия исканий // Известия ВГПУ. 2011. № 8. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/lichnostno-razvivayuschee-obrazovanie-dva-desyatiletiya-iskaniy (дата обращения: 10.02.2021).

20. Шириева З. Ш. Основные направления планирования воспитательной работы со студентами в вузе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. № 1(4). С. 866-872.

PERSONAL DEVELOPMENT SUPPORT IN HIGHER EDUCATION: THE SEARCH FOR A MODERN MODEL

Problem Statement. On July 1, 2020 some new statements of the Federal Law of 02.12.2019 No. 403-FZ "On Amending the Federal Law on Education in the Russian Federation" came into force. In the Federal law of 29.12.2012 No. 273 — "On education in the Russian Federation" enshrined learning of moral values. This fact provoked an interest to the process of education system developing of the higher school. The purpose of this article is to present the preliminary results of a sociological survey held in November — December 2020. The organizers of moral values teaching were interviewed.

The article presents the results of a sociological survey of the organizers of the student youth education, identifies the main problems facing the system of university education concerned with moral values teaching, and reveals the "gaps" in the readiness of university teachers to involve students into personal development events. Insufficient knowledge of the professional vocabulary and modern technologies of education, poor knowledge of the psychological characteristics of modern youth were revealed. As one of the strategic directions for improving the efficiency and quality of moral values teaching in higher education, the authors of this article suggest to pay attention to the formation of professional pedagogical thinking among the organizers of university education.

Keywords: education, youth, educational space, education in higher school, moral values teaching.

References

• Galickih E. D., LihachevD. S.: razdum'ya o vospitanii (masterskaya cennostnyh orient-acij dlya studentov i prepodavatelej vuzov) // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2006. № 10 [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/d-s-lihachev-razdumya-o-vospitanii-masterskaya-tsennostnyh-orientatsiy-dlya-studentov-i-prepodavateley-vuzov (data obrashcheniya: 15.02.2021). [In Rus].

• Ivanova S. V., Pastuhova L. S. Vozmozhnosti i perspektivy proektnogo metoda v obra-zovanii i rabote s molodezh'yu // Obrazovanie i nauka. 2018. T. 20. № 6. S. 29-49. [In Rus].

• Ivanova S. V., Pastuhova L. S. O ponyatii «grazhdanskaya identichnost'» i putyah ee formirovaniya u molodezhi // Filosofiya obrazovaniya. 2018. № 3 (76). S. 3-18. [In Rus].

• Kolesnikova I. A. Pedagogicheskoe proektirovanie: Ucheb. posobie dlya vysshih ucheb-nyh zavedenij / I. A. Kolesnikova, M. P. Gorchakova-Sibirskaya. M: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2005. 288 s. [In Rus].

• Lukina O. A., Pikalova E. A. Specifika organizacii vospitatel'noj raboty so studentami v vuze // Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. 2018. № 7. S. 24-29 [Elektronnyj resurs]. URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=11821 (data obrashcheniya: 02.03.2021). [In Rus].

• Mudrik A. V. Obshchenie v processe vospitaniya: uchebnoe posobie. M.: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2001. 320 s. [In Rus].

• «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 31.07.2020// Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 05.03.2021). [In Rus].

• O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 02.12.2019 g. № 403-FZ // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 05.03.2021). [In Rus].

• O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» po vo-prosam vospitaniya obuchayushchihsya». Federal'nyj zakon ot 31.07.2020 g. № 304-FZ // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii [Elektronnyj resurs]. URL: http://www. pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 05.03.2021). [In Rus].

• Pastuhova L. S. Social'no-proektnaya deyatel'nost' kak faktor sozdaniya otkrytogo vospitatel'nogo prostranstva // Pedagogika. 2019. № 3. S.69-79. [In Rus].

• Pastuhova L. S. Social'no-proektnaya deyatel'nost' kak otkrytoe vospitatel'noe prostrans-tvo: k sozdaniyu sovremennoj koncepcii grazhdanskogo vospitaniya // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2019. T.1. № 5 (62). S. 71-87. [In Rus].

• Pedagog v prostranstvah sovremennogo vospitaniya: Monografiya / N. M. Borytko; Volgogr. gos. ped. un-t. Volgograd: Peremena, 2001. 214 s. [In Rus].

• Pedagogika: kurs lekcij / B. T. Lihachev; pod red. V. A. Slastenina. M .: Gumanitar, izd. centr VLADOS, 2010. 647 s.

• Pogorelova N. V., Nikolaeva L. A. Razvitie social'no-kul'turnoj aktivnosti studencheskoj molodezhi v usloviyah vuza // Vestnik MGUKI. 2018. № 4 (84) [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sotsialno-kulturnoy-aktivnosti-studencheskoy -molodezhi-v-usloviyah-vuza (data obrashcheniya: 01.03.2021). [In Rus].

• Selivanova N. L. Vospitatel'noe prostranstvo vuza v lichnostnom i professional'nom stanovlenii studenta: monografiya /N.L. Selivanova, N. A. Baranova, M. V. Shakurova, A. E. Baranov. M.: FGBNUISRO RAO, 2017. 192 s. [In Rus].

• Selivanova N. L. Predposylki sozdaniya perspektivnyh modelej vospitaniya // Sibirskij

pedagogicheskij zhurnal. 2G13. № 3 [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/predposylki-sozdaniya-perspektivnyh-modeley-vospitaniya (data obrashcheni-ya: 1G.G2.2G21). [In Rus].

• Selivanova N. L. Sovremennye problemy teorii i praktiki vospitaniya // Izvestiya VGPU. 2GG5. № 1 [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-teorii-i-praktiki-vospitaniya (data obrashcheniya: 1G.G2.2G21). [In Rus].

• Serikov V. V. Lichnostno-razvivayushchee obrazovanie: dva desyatiletiya iskanij // Izvestiya VGPU. 2G11. № 8. [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ lichnostno-razvivayuschee-obrazovanie-dva-desyatiletiya-iskaniy (data obrashcheniya: 1G.G2.2G21).

• Shirieva Z. Sh. Osnovnye napravleniya planirovaniya vospitatel'noj raboty so studentami v vuze // Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. 2G15. № 1(4). S. 866-872. [In Rus].

• Vospitatel'naya sreda universiteta: tradicii i innovacii: monografiya / A. V. Ponomarev i dr. Ekaterinburg: izd-vo Ural. un-ta, 2G15. 4G8s. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.