Научная статья на тему 'Идеи Л. И. Новиковой в контексте феноменологии воспитания1'

Идеи Л. И. Новиковой в контексте феноменологии воспитания1 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1325
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
теория воспитания / научно-педагогическое наследие / феноменологический подход / теория коллектива / воспитательная система / идентичность / культура образовательной организации / education theory / scientific-pedagogical heritage / phenomenological approach / collective theory / educational system / identity / culture of the educational organization.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М. В. Шакурова

Научно-педагогическое наследие академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Людмилы Ивановны Новиковой в последние годы все активнее становится самостоятельным предметом осмысления и анализа. Подобное возможно именно потому, что в текстах Людмилы Ивановны скрыто несколько уровней смыслов, постижение которых в новых социокультурных условиях становится продуктивной исследовательской задачей. Цель статьи — анализ научно-педагогического наследия Л. И. Новиковой в контексте феноменологического подхода, конкретизация отдельных установок, характерных для данного наследия, повлиявших на развитие феноменологии воспитания. Методология исследования определяется совокупностью методологических подходов, характерных для исследований научно-педагогической школы Л. И. Новиковой (системный, средовый, амбивалентный, синергетический) при доминировании принципов феноменологического подхода. Ведущие методы — анализ научно-педагогического наследия Л. И. Новиковой, трудов исследователей ее научной школы, систематизация, конкретизация базовых идей, интерпретация отдельных положений с позиций современного научного социально-гуманитарного знания. К базовым установкам, послужившим развитию феноменологии воспитания, отнесем: изучение воспитания не только в логике протекания линейных процессов, но и с позиций нелинейности, стохастичности; обращение при характеристике процессов и явлений в воспитании к рациональной подконтрольности в сочетании с неконтролируемыми или частично контролируемыми проявлениями; утверждение доминанты отношений в воспитании и его проекциях (воспитательный процесс, воспитательное явление, воспитательное событий и т.п.); оценка воспитательных практик с позиций личностнои человекоразмерности; актуализация фактора социокультурной обусловленности воспитания, воспитательных компонентов социокультурной ситуации развития личности; выделение и содержательное наполнение ниш для последующего опредмечивания педагогических сущностей, не объективированных в период жизни академика Л. И. Новиковой, но актуальных в современном научном педагогическом знании (идентичность, базовый набор идентичностей, культура образовательной организации как интегративное свойство ее воспитательной системы в единстве ценностного, традиционного и символического компонентов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEAS OF L. I. NOVIKOVA IN THE CONTEXT OF UPBRINGING PHENOMENOLOGY

The scientific and pedagogical heritage of Academician of the Russian Academy of Education, L. I. Novikova has become more and more active in recent years as an independent subject of reflection and analysis. According to the author, this is possible for the reason that the scholar's texts conceal several levels of meanings, the comprehension of which in new socio-cultural conditions becomes a productive research task. The purpose of this article is to analyze the scientific and pedagogical heritage of L. I. Novikova in the context of the phenomenological approach, as well as the specification of the individual installations characteristic of the scholar's heritage that influenced the development of the phenomenology of education. The methodology of the study is determined by the totality of methodological approaches characteristic of the research of L. I. Novikova's scientific and pedagogical school (systemic, environmental, ambivalent, synergetic) with the predominance of the principles of the phenomenological approach. The leading methods are the followings: analysis of the scientific and pedagogical heritage of L. I. Novikova; works of researchers of its scientific school; systematization, concretization of basic ideas; interpretation of certain provisions from the standpoint of modern scientific social and humanitarian knowledge. The author of the article relates the following to the basic attitudes that have served the development of the phenomenology of education: the study of upbringing not only in the logic of the flow of linear processes, but also from the position of nonlinearity, stochasticity; the treatment in describing the processes and phenomena in education to rational control in combination with uncontrolled or partially controlled manifestations; the affirmation of the dominant relations in education and its projections (educational process, educational phenomenon, educational events, etc.); the assessment of educational practices from the standpoint of personal and human dimension; actualization of the factor of socio-cultural conditioning of upbringing, educational components of the socio-cultural situation of personality development; the definition and content of those pedagogical essences that were not objectified during the life of Academician L. I. Novikova, but are relevant in modern scientific pedagogical knowledge (identity, basic set of identities, the culture of educational organization as an integrative property of its educational system in the unity of the value, traditional and symbolic components).

Текст научной работы на тему «Идеи Л. И. Новиковой в контексте феноменологии воспитания1»

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ _АКАДЕМИКА ЛЮДМИЛЫ ИВАНОВНЫ НОВИКОВОЙ)

УДК К 37.022

ИДЕИ Л. И. НОВИКОВОЙ В КОНТЕКСТЕ ФЕНОМЕНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ

Научно-педагогическое наследие академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Людмилы Ивановны Новиковой в последние годы все активнее становится самостоятельным предметом осмысления и анализа. Подобное возможно именно потому, что в текстах Людмилы Ивановны скрыто несколько уровней смыслов, постижение которых в новых социокультурных условиях становится продуктивной исследовательской задачей. Цель статьи — анализ научно-педагогического наследия Л. И. Новиковой в контексте феноменологического подхода, конкретизация отдельных установок, характерных для данного наследия, повлиявших на развитие феноменологии воспитания. Методология исследования определяется совокупностью методологических подходов, характерных для исследований научно-педагогической школы Л. И. Новиковой (системный, средовый, амбивалентный, синерге-тический) при доминировании принципов феноменологического подхода. Ведущие методы — анализ научно-педагогического наследия Л. И. Новиковой, трудов исследователей ее научной школы, систематизация, конкретизация базовых идей, интерпретация отдельных положений с позиций современного научного социально-гуманитарного знания.

К базовым установкам, послужившим развитию феноменологии воспитания, отнесем: изучение вос-

Как цитировать статью: Шакурова М. В. Идеи Л. И. Новиковой в контексте феноменологии воспитания // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 4 (52). С. 23-34.

М. В. Шакурова

Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и социальной педагогики, Воронежский государственный педагогический университет E-mail: shakurova@mail.ru

Marina V. Shakurova

PhD (Education), Professor, Head of the Chair of General and Social Pedagogy, Voronezh State Pedagogical University, Russia

питания не только в логике протекания линейных процессов, но и с позиций нелинейности, стохастичности; обращение при характеристике процессов и явлений в воспитании к рациональной подконтрольности в сочетании с неконтролируемыми или частично контролируемыми проявлениями; утверждение доминанты отношений в воспитании и его проекциях (воспитательный процесс, воспитательное явление, воспитательное событий и т.п.); оценка воспитательных практик с позиций личностно- и человекоразмерности; актуализация фактора социокультурной обусловленности воспитания, воспитательных компонентов социокультурной ситуации развития личности; выделение и содержательное наполнение ниш для последующего опредмечивания педагогических сущностей, не объективированных в период жизни академика Л. И. Новиковой, но актуальных в современном научном педагогическом знании (идентичность, базовый набор идентичностей, культура образовательной организации как интегративное свойство ее воспитательной системы в единстве ценностного, традиционного и символического компонентов).

Ключевые слова: теория воспитания, научно-педагогическое наследие, феноменологический подход, теория коллектива, воспитательная система, идентичность, культура образовательной организации.

Введение. Научно-педагогическое наследие Л. И. Новиковой в последние годы все активнее становится самостоятельным предметом осмысления и анализа. Очевидно, что подобное возможно именно потому, что в текстах Людмилы Ивановны скрыто несколько уровней смыслов, постижение которых в новых социокультурных условиях становится увлекательной и продуктивной исследовательской задачей. При этом чаще всего используются те методологические ходы, которые заложены в наследии: системный, средовый, амбивалентный, синергетический. Нам показалось уместным взглянуть на отдельные идеи академика Л. И. Новиковой, используя в качестве основы анализа феноменологический подход, который «требует сосредоточить внимание не на социальных фактах и институтах, а на смыслах, на „интерсубъективной смысловой структуре" социального мира» [3, с. 47].

Цель статьи. Очевидно, что фиксируемый в настоящее время пара-дигмальный сдвиг в воспитании [4] в качестве одного из проявлений имеет четкую артикуляцию методологических оснований, длительное

время вызревавших в исследованиях мыслителей прошлого в виде отдельных идей, нетипичных аспектов анализа, оригинальной постановки исследовательских проблем. На наш взгляд, подобный потенциал характерен для научно-педагогического наследия академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Людмилы Ивановны Новиковой. Таким образом, цель данной статьи — анализ научно-педагогического наследия Л. И. Новиковой в контексте феноменологического подхода, конкретизация отдельных установок, характерных для данного наследия, повлиявших на развитие феноменологии воспитания.

Феноменологическому стилю познания, по мнению А. Н. Шевелева, свойственен «интерес к проявлениям повседневности, локальных и уникальных примеров, к нестабильным пограничным ситуациям» [15, с. 151]. Продуктивность феноменологического подхода для анализа образовательных практик и практик воспитания подчеркивают И. Д. Демакова [3], С. В. Кривцова [6], М. А. Лукацкий [7], Е. А. Тимощук [14], H. M. Berger [16], N. Keshtiaray, K. F. Vajargah, C. Zimitat, A. A. Foroughi [17], A. M. Rangel-Clawson [18], D. Seamon [19], V. Symeonidis, J. F. Schwarz [20] и др. В частности, подчеркивается, что появляются дополнительные возможности для ответа на основной вопрос образования: каким образом и в какой мере образование может преобразовать поведение человека, наполняя его культурно-ценностными смыслами? [17]

Обращение к смыслам тем более интересно, что промежуток времени, разделяющий даты рождения идей и дату нашего прочтения, наполнен революционными изменениями социокультурной ситуации развития образования и педагогической науки, пересмотром традиционных установок и смыслов, сменой приоритетов, усложнением научной и педагогической реальности.

Н. Л. Селиванова, современный лидер научной школы Л. И. Новиковой, отмечает: «Говоря о современных исследованиях, проводимых в рамках научной школы, следует заметить, что все они в полной мере используют тот научный задел, который был создан предшествующими поколениями исследователей. В их основе лежат те базовые теоретические положения, которые были сформулированы как самой Л. И. Новиковой, так и ее коллегами» [12, с. 18-19]. К таким положениям следует отнести понимание воспитания как управления «процессом формирования и развития личности ребенка через создание благоприятных для этого условий» [12, с. 18-19]; системное понимание коллектива, удерживающее

и учитывающее его социально-психологическую природу и развивающее комплексное научно-педагогическое представление о многоаспектном влиянии коллектива на ребенка; определение воспитательной системы как целостного социального организма, возникающего «в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания» и обладающего «такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат» [12, с. 18-19].

Методология и методы исследования. Методология исследования определяется совокупностью методологических подходов, характерных для исследований научно-педагогической школы Л. И. Новиковой (системный, средовый, амбивалентный, синергетический) при доминировании принципов феноменологического подхода. Ведущие методы — анализ научно-педагогического наследия Л. И. Новиковой, трудов исследователей ее научной школы, систематизация, конкретизация базовых идей, интерпретация отдельных положений с позиций современного научного социально-гуманитарного знания.

Результаты исследования. Научно-педагогическое наследие Л. И. Новиковой обладает целым рядом качественно своеобразных характеристик и особенностей, что выражается в следующем:

- в стремлении рассматривать воспитание не только в логике протекания линейных процессов, но и с позиций нелинейности, стохастич-ности. Именно таковым, по сути, является переход воспитательной системы к целостности, когда взаимодействие элементов дает приращение новых интегративных характеристик; образование воспитательного пространства, расширяющегося и укрепляющегося за счет со-бытия субъектов взаимодействия, смыслового единства их позиций, встречи смыслов;

- в осторожном обращении при характеристике процессов и явлений в воспитании к рациональной подконтрольности [5]. Уже при разработке теории коллектива Людмила Ивановна рассматривает не только формальную структуру, но и неформальные составляющие и характеристики, большинство из которых в значительной мере стихийны. При этом удается сохранить педагогическое звучание и удержать педагогические смыслы — вмешательство возможно, утверждает автор, но именно вмешательство, а не четкое, поступательное управление (что, на наш взгляд, отличает теорию коллектива Л. И. Новиковой). Основание очевидно: в становлении

коллектива существенную роль играют складывающиеся в группе отношения. Людмила Ивановна писала: «Для сложившегося сплоченного коллектива типичен гуманистический характер таких отношений. Однако гуманизм их не рождается стихийно, а целенаправленно культивируется через соответствующую организацию деятельности (взаимопомощь, шефство, забота о попавших в беду) и тактичное вмешательство в сферу свободного, не детерминированного деятельностью общения детей» [9, с. 46]. Обращение к отношениям — отличительная черта всех рассуждений Л. И. Новиковой, благодаря погружению в сущность воспитательных отношений родилась концепция воспитательного пространства; - социально-педагогические феномены, рассматриваемые с позиций феноменологии, выделяются, описываются и оцениваются с учетом их человекоразмерности. В наследии Л. И. Новиковой и разработках ее научной школы мерилом становится личность. Задолго до утверждения в отечественной педагогике и образовании личност-но ориентированного подхода личность воспитанника рассматривается как цель, предмет и субъект воспитания. В опубликованной в 1972 году работе «Ребенок в системе коллективных отношений» обращалось внимание на управление развитием личности как сути воспитательных влияний, причем влияний преимущественно косвенных, реализуемых через выстраивание системы, освоение среды, работу через коллектив, опору на отношение [9, с. 125]. Человекоразмерность предполагает не только и не столько постановку человека (в нашем случае — ребенка) в центр рассматриваемой системы, процесса, явления, сколько оценку этих процессов и систем с позиций посильности для человека в конкретных социокультурных условиях. Понимая уязвимость детства, неустойчивость личностных характеристик, которые, по сути, находятся в состоянии постоянного приращения, проверки, коррекции, все воспитательные практики рассматриваются Л. И. Новиковой как индивидуально ориентированные, обеспечивающие «благоприятное положение в коллективе».

Еще одна сущностная характеристика феноменологического подхода — социокультурная причинность и обусловленность научного знания — выступает стержнем научного наследия Л. И. Новиковой. Как следствие, социокультурные контексты становятся неотъемлемой характеристикой научной логики ее учеников, вершиной чего можно

считать разработку Анатолием Викторовичем Мудриком концепции социального воспитания, определяющей в настоящее время актуальное социально-педагогическое научное знание [8].

Обращает на себя внимание и тот факт, что в наследии Л. И. Новиковой имплицитно заложены оригинальные подходы и идеи для описания педагогических сущностей, не объективированных в период ее жизни, но актуальных в современном научном педагогическом знании.

Одним из подтверждений данного тезиса может выступать прочтение работ Л. И. Новиковой в контексте современных педагогических исследований идентичности (неслучайно, что данная тематика активно разрабатывается в научной школе Л. И. Новиковой).

Понятие «идентичность» не входило в активный педагогический словарь в период, когда Л. И. Новикова совместно с коллегами по Научному совету при Президиуме АПН по проблеме «Коллектив и личность» (Х. Й. Лийметс, А. В. Петровский и др.) формулировала основные положения оригинальной теории коллектива. Вместе с тем в процессе этой работы была дана психолого-педагогическая интерпретация ряду базовых идей, в последующем аккумулированных в теориях идентичности. В частности, в работах Людмилы Ивановны этого периода значительное внимание уделено неформальной структуре коллектива, психологическим эффектам педагогических практик по созданию и развитию коллективистических отношений и идентификаций в малых группах, значимым связям и отношениям, влияющим на личностное развитие и самоопределение школьников, выбору референтных отношений и групп членства. Последнее в современных теориях идентичности описывается в качестве ведущих механизмов становления и развития этого элемента самосознания.

Важную роль, на наш взгляд, сыграла убежденность академика Л. И. Новиковой в ведущей роли социально-психологических механизмов, в первую очередь отношений в развитии педагогических процессов и систем, достижении педагогических результатов и эффектов. Поддерживая идеи О. Шмидта и Г. Рокова [9, с. 12-15], она рассуждает на тему «духа класса», задаваемого «сильными и слабыми, способными и менее способными, учителями и детьми» [9, с. 13]. «Дух школы» и «дух класса» впоследствии были представлены в научной школе Л. И. Новиковой в качестве интегративного свойства воспитательных систем (теория воспитательных систем) и базовой характеристики воспитательного

пространства (концепция воспитательного пространства).

С «духом класса» и «духом школы» тесно связана идея о поле интеллектуально-морального напряжения (или «поле коллектива»). В работах Л. И. Новиковой последнее предстает как «.. .особое интегральное свойство, характеризующее состояние коллектива как целостной системы, выражающее складывающиеся в коллективе отношения, нормы поведения, ценности. Установки, общественное мнение, поле являются одной из основных характеристик коллектива как субъекта воспитания, ибо эти образования действуют на ребенка не как отдельные факторы, а в определенной целостности. Поле зависит от состава детей, уровня их развития, характера деятельности и общения, от стиля отношений педагога к детскому коллективу. Являясь функцией отношений в детской среде, оно, в свою очередь, влияет на эти отношения, в значительной степени определяет их характер» [9, с. 48-49].

В теории воспитательных систем значительное внимание было уделено проблеме целостности (суммативная и целостная воспитательные системы), роли коллективистических (товарищеских) отношений, выбору этих отношений каждым конкретным членом малой группы. «При этом последние неизбежно меняются: что-то берут от целого и что-то отдают ему» [9, с. 13]. Тем самым утверждается значение индивидуальности, подчеркивается роль коллектива в развитии индивидуальности каждого его члена. При этом неизбежное приспособление и слияние (Г. Роков) с лидерами, референтными микрогруппами, принятыми в группе нормами (при условии педагогического обеспечения меры) выступает основой перехода социального в индивидуальное, составляет основу механизма развития и формирования социальной идентичности.

Другим важным механизмом формирования идентичности выступает создание и развитие базового набора идентичностей. Рассуждая об отношениях, складывающихся в каждом классе, Л. И. Новикова подчеркивала: «Бесчисленные взаимные влияния связывают класс в единое целое. В классе формируется единое общественное мнение о порядочном и непорядочном, дурном и хорошем, честном и бесчестном» [9, с. 13]. При этом важно, что в силу возрастных особенностей — целенаправленно или стихийно — школьники затребуют подтверждения значимости, реалистичности, состоятельности этих, по сути абстрактных нормативных характеристик. Соответствующие антропо-образы и образцы и составляют основу базового набора идентичностей, который, в свою очередь, следует рассматривать

в качестве интегративного свойства целостных воспитательных систем, сущностной характеристики воспитательного пространства.

Аналогичные идеи связаны с развитием в научной школе Л. И. Новиковой социально-педагогического подхода (прежде всего, концепция социального воспитания А. В. Мудрика [8]), идей неконтролируемых воспитательных и/или социализирующих влияний, роли культурных феноменов. Последнее максимально значимо с точки зрения получения педагогических результатов и эффектов. Л. И. Новикова подчеркивала значение сочетания ценностных, традиционных и символических механизмов социально-педагогических влияний (в сочетании «материального, социального и духовного» [10] предъявлений): «Для того чтобы воспитательная система была гуманистической и порождала гуманные отношения между детьми и взрослыми, цели должны быть связаны с освоением общечеловеческих ценностей, деятельность — иметь характер коллективно организованного социального творчества, а освоенная среда — расширять сферу социально ценной деятельности» [9, с. 189].

Идея первостепенности ценностной детерминированности воспитания, ценностного компонента культуры школы (как и культуры любой организации) поддерживается и развивается современными теоретиками и практиками. При этом важную роль играет обеспечение перехода от декларирования к внедрению, от желаемого состояния к реалистичному присутствию. В этой связи интересна передовая практика, инициированная и поддерживаемая научной школой Л. И. Новиковой, примером которой может служить опыт школы № 825 г. Москвы [2, с. 5-6].

Аналогичное требование реалистичности, интеграции в культуру школы сформулировано Л. И. Новиковой и ее последователями применительно к традиционной составляющей (традиции, традиционный механизм социализации), вводимым и поддерживаемым символам (символический механизм социализации). Последнее значимо в силу естественного субкультурного разнообразия, наличия самостоятельных позиций субъектов педагогического процесса [1, с. 118], постепенного оформления культурно целостных общностей, наиболее педагогическим ценным из которых является, по мнению Л. И. Новиковой, общешкольный коллектив [13, с. 24].

Заключение. Подводя итог, отметим, что научно-педагогическое наследие Л. И. Новиковой содержит описание многочисленных социально-педагогических феноменов в воспитании, как впервые выделенных

и обозначенных Людмилой Ивановной и ее учениками, так и традиционно используемых в теории воспитания, но описываемых в непривычном ракурсе, с позиций оригинальных подходов.

К базовым установкам, послужившим развитию феноменологии воспитания, отнесем:

- изучение воспитания не только в логике протекания линейных процессов, но и с позиций нелинейности, стохастичности;

- обращение при характеристике процессов и явлений в воспитании к рациональной подконтрольности в сочетании с неконтролируемыми или частично контролируемыми проявлениями;

- утверждение доминанты отношений в воспитании и его проекциях (воспитательный процесс, воспитательное явление, воспитательное событий и т.п.);

- оценка воспитательных практик с позиций личностно- и человеко-размерности;

- актуализация фактора социокультурной обусловленности воспитания, воспитательных компонентов социокультурной ситуации развития личности;

- выделение и содержательное наполнение ниш для последующего опредмечивания педагогических сущностей, не объективированных в период жизни академика Л. И. Новиковой, но актуальных в современном научном педагогическом знании (идентичность, базовый набор идентичностей, культура образовательной организации как интегративное свойство ее воспитательной системы в единстве ценностного, традиционного и символического компонентов).

Это обусловливает сохранение интереса к научно-педагогическому наследию академика Л. И. Новиковой и разработкам представителей ее научной школы, возникновение новых интерпретаций и направлений исследования, развивающих оригинальные и продуктивные идеи Людмилы Ивановны, дающих им жизнь в новых социокультурных условиях.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект 18-013-00613а «Социально-педагогические детерминанты формирования интегративных свойств воспитательных систем».

Литература

1. Барышников Е. Н. Критерии развития воспитательной системы образовательного учреждения // Критериальное обеспечение процессов развития воспитательной системы образовательного учреждения / Селиванова Н. Л., Соколова Е. И. (ред.). М.: ИТИП РАО, 2006. С. 104-120.

2. Григорьев Д. В. Перспективы развития теории воспитательных систем // Научное наследие академика Л. И. Новиковой: классика и современность / Григорьева А. И. (ред.). Тула: ИПКиППРО ТО, 2008. С. 29-40.

3. Гутнер Г. Б. Возможный аргумент в пользу феноменологического подхода // Эпистемология и философия науки. 2009. № 2. С. 47-50.

4. Демакова И. Д. Воспитательная деятельность педагога в условиях парадигмального сдвига: методологический аспект // Образование и саморазвитие. 2013. № 4 (38). С. 22-30.

5. Иванова А. С. Феноменологическая социология в контексте современных методологических дискуссий // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Социология». 2010. № 1. С. 64-70.

6. Кривцова С. В. Феноменологическая педагогика // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2014. № 4. С. 111-126.

7. Лукацкий М. А. Философские ориентиры междисциплинарных исследований в сфере образования // Известия Российской академии образования. 2017. № 2 (42). С. 5-51.

8. Мудрик А. В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2013. 240 с.

9. Новикова Л. И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды. М.: ПЕР СЭ, 2010. 236 с.

10. Попова И. Н. Культура школы как феномен педагогической теории и практики: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Владимир, 2004. 22 с.

11. 11. Роков Г. К психологии школьного класса // Вестник воспитания. 1903. № 4. С. 25-91.

12. Селиванова Н. Л. Научная школа Л. И. Новиковой: приоритеты развития // Воспитание — стратегический национальный приоритет / Гаврилин А. В. (ред.). В 2-х ч. Ч. 1. Владимир: ВИРО, 2018. С. 16-24.

13. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / сост. П. В. Степанов. М.: Педагогическое общество России, 2002. 32 с.

14. Тимощук Е. А. Феноменологический подход в контексте современных образовательных тенденций // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 3. С. 29-32.

15. Шевелев А. Н. Потенциал феноменологического подхода в историко-педагогических исследованиях // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2006. Т. 6. № 14. С. 151-162.

16. Berger H. M. Phenomenological Approaches in the History of Ethnomusicology. 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.oxfordhandbooks.com/view/10.1093/ oxfordhb/9780199935321.001.0001/oxfordhb-9780199935321-e-30 (дата обращения: 23.06.2018).

17. Keshtiaray N. Phenomenological explanation of an experiential curriculum in medical education: A feministic approach // Journal of Education and Health Promotion. 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.biomedsearch.com/nih/Phenomenological-explanation-experiential-curriculum-in/23555111.html (дата обращения: 23.06.2018).

18. Rangel-Clawson A. M. A Phenomenological Approach Examining the Completion ofLatino High School Students through the Lenses of Critical Race Theory. Dissertations. 1424. 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://scholarworks.wmich.edu/dissertations/1424 (дата обращения 23.06.2018).

19. Seamon D. A. Way of Seeing People and Place: Phenomenology in Environment-Behavior Research. 2000 [Электронный ресурс]. URL: http://krex.k-state.edu/dspace/bitstream/ handle/2097/1697/?sequence=1 (дата обращения 23.06.2018).

20. Symeonidis V., Schwarz, J. F. Phenomenon-Based Teaching and Learning through the Pedagogical Lenses of Phenomenology: The Recent Curriculum Reform in Finland. 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/313696751_Phenomenon-Based_Teaching_and_ Learning_through_the_Pedagogical_Lenses_of_Phenomenology_The_Recent_Curriculum_Reform_ in_Finland (дата обращения: 23.06.2018).

IDEAS OF L. I. NOVIKOVA IN THE CONTEXT OF UPBRINGING PHENOMENOLOGY

The scientific and pedagogical heritage of Academician of the Russian Academy of Education, L. I. Novikova has become more and more active in recent years as an independent subject of reflection and analysis. According to the author, this is possible for the reason that the scholar's texts conceal several levels of meanings, the comprehension of which in new socio-cultural conditions becomes a productive research task.

The purpose of this article is to analyze the scientific and pedagogical heritage of L. I. Novikova in the context of the phenomenological approach, as well as the specification of the individual installations characteristic of the scholar's heritage that influenced the development of the phenomenology of education.

The methodology of the study is determined by the totality of methodological approaches characteristic of the research of L. I. Novikova's scientific and pedagogical school (systemic, environmental, ambivalent, synergetic) with the predominance of the principles of the phenomenological approach. The leading methods are the followings: analysis of the scientific and pedagogical heritage of L. I. Novikova; works of researchers of its scientific school; systematization, concretization of basic ideas; interpretation of certain provisions from the standpoint of modern scientific social and humanitarian knowledge.

The author of the article relates the following to the basic attitudes that have served the development of the phenomenology of education: the study of upbringing not only in the logic of the flow of linear processes, but also from the position of nonlinearity, stochasticity; the treatment in describing the processes and phenomena in education to rational control in combination with uncontrolled or partially controlled manifestations; the affirmation of the dominant relations in education and its projections (educational process, educational phenomenon, educational events, etc.); the assessment of educational practices from the standpoint of personal and human dimension; actualization of the factor of socio-cultural conditioning of upbringing, educational components of the socio-cultural situation of personality development; the definition and content of those pedagogical essences that were not objectified during the life of Academician L. I. Novikova, but are relevant in modern scientific pedagogical knowledge (identity, basic set of identities, the culture of educational organization as an integrative property of its educational system in the unity of the value, traditional and symbolic components).

Keywords: education theory, scientific-pedagogical heritage, phenomenological approach, collective theory, educational system, identity, culture of the educational organization.

References

• Baryshnikov E. N. Kriterii razvitiya vospitatel'noj sistemy obrazovatel'nogo uchrezhdeniya // Kriterial'noe obespechenie processov razvitiya vospitatel'noj sistemy obrazovatel'nogo uchrezhdeniya / Selivanova N. L., Sokolova E. I. (red.). M.: ITIP RAO, 2006. S. 104-120. [In Rus].

• Berger H. M. Phenomenological Approaches in the History of Ethnomusicology. 2015 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.oxfordhandbooks.com/view/10.1093/oxfordhb/9780199935321.001.0001/ oxfordhb-9780199935321-e-30 (data obrashcheniya: 23.06.2018).

• Demakova I. D. Vospitatel'naya deyatel'nost' pedagoga v usloviyah paradigmal'nogo sdviga: metodologicheskij aspekt // Obrazovanie i samorazvitie. 2013. № 4 (38). S. 22-30. [In Rus].

• Grigor'ev D. V. Perspektivy razvitiya teorii vospitatel'nyh sistem // Nauchnoe nasledie akademika L. I. Novikovoj: klassika i sovremennost' / Grigor'eva A. I. (red.). Tula: IPKiPPRO TO, 2008. S. 29-40. [In Rus].

• Gutner G. B. Vozmozhnyj argument v pol'zu fenomenologicheskogo podhoda // Epistemologiya i fi-losofiya nauki. 2009. № 2. S. 47-50. [In Rus].

• Ivanova A. S. Fenomenologicheskaya sociologiya v kontekste sovremennyh metodologicheskih diskus-sij // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya «Sociologiya». 2010. № 1. S. 64-70. [In Rus].

• Keshtiaray N. et al. Phenomenological explanation of an experiential curriculum in medical education: A feministic approach [Elektronnyj resurs] // Journal of Education and Health Promotion. 2012. URL: http://www.biomedsearch.com/nih/Phenomenological-explanation-experientialcurriculum-in/23555111.html (data obrashcheniya: 23.06.2018). [In Rus].

• Krivcova S. V. Fenomenologicheskaya pedagogika // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie. 2014. № 4. S. 111-126. [In Rus].

• Lukackij M. A. Filosofskie orientiry mezhdisciplinarnyh issledovanij v sfere obrazovaniya // Izvestiya Rossijskoj akademii obrazovaniya. 2017. № 2 (42). S. 5-51. [In Rus].

• Mudrik A. V. Social'naya pedagogika. M.: Akademiya, 2013. 240 s. [In Rus].

• Novikova L. I. Pedagogika vospitaniya: Izbrannye pedagogicheskie trudy. M.: PER SE, 2010. 236 s. [In Rus].

• Popova I. N. Kul'tura shkoly kak fenomen pedagogicheskoj teorii i praktiki: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Vladimir, 2004. 22 s. [In Rus].

• Rangel-Clawson A. M. A Phenomenological Approach Examining the Completion of Latino High School Students through the Lenses of Critical Race Theory. Dissertations. 1424. 2016. [Elektronnyj resurs] URL: http://scholarworks.wmich.edu/dissertations/1424 (data obrashcheniya: 23.06.2018).

• Rokov G. K psihologii shkol'nogo klassa // Vestnik vospitaniya. 1903. № 4. S. 25-91. [In Rus].

• Seamon D. A. Way ofSeeing People and Place: Phenomenology in Environment-Behavior Research. 2000 [Elektronnyj resurs] URL: http://krex.k-state.edu/dspace/bitstream/handle/2097/1697/?sequence=1 (data obrashcheniya: 23.06.2018).

• Selivanova N. L. Nauchnaya shkola L. I. Novikovoj: prioritety razvitiya // Vospitanie - strategicheskij nacional'nyj prioritet / Gavrilin A. V. (red.). V 2-h ch. Ch. 1. Vladimir: VIRO, 2018. S. 16-24. [In Rus].

• Shevelev A. N. Potencial fenomenologicheskogo podhoda v istoriko-pedagogicheskih issledovaniyah // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena. 2006. T. 6. № 14. S. 151-162. [In Rus].

• Slovar'-spravochnik po teorii vospitatel'nyh sistem / sost. P. V. Stepanov. M.: Pedagogicheskoe ob-shchestvo Rossii, 2002. 32 s. [In Rus].

• Symeonidis V., Schwarz, J. F. Phenomenon-Based Teaching and Learning through the Pedagogical Lenses of Phenomenology: The Recent Curriculum Reform in Finland. 2016 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.researchgate.net/publication/313696751_Phenomenon-Based_Teaching_and_ Learning_through_the_Pedagogical_Lenses_of_Phenomenology_The_Recent_Curriculum_ Reform_in_Finland (data obrashcheniya: 23.06.2018).

• Timoshchuk E. A. Fenomenologicheskij podhod v kontekste sovremennyh obrazovatel'nyh tendencij // Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). 2018. № 3. S. 29-32. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.