НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 37
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТНОГО ОПРОСА СТУДЕНТОВ ПО ВОПРОСАМ ИХ ОТНОШЕНИЯ К ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ
В статье рассматривается проблема развития созидательной гражданской активности студенческой молодежи. Обозначены документы и материалы, отражающие актуальность развития гражданской активности молодых людей. Описаны результаты исследования, проведенного на площадке Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ) по определению состояния практики развития гражданской активности студенческой молодежи в высшей школе, отношения студентов к политической и общественной жизни страны. Выявлено, что молодежь в целом интересуется политическими событиями, которые происходят в России, проявляет свою гражданско-политическую грамотность (в большинстве знакомы с Конституцией Российской Федерации, государственным гербом, гимном Российской Федерации и др.), положительно относится к общественной работе и воспринимает ее в большинстве как «возможность принести пользу людям». Однако отмечается, что у молодых людей нет осознания личной ответственности за судьбу своей Родины, чувства гордости за свою страну, приоритетными они считают интересы человека, а не общества и государства, далеко не все считают себя граждански активными личностями и в целом отмечают низкий уровень национального сознания россиян. Обозначено приоритетное направление воспи-
В. А. Грибанова
Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры общей педагогики, Таганрогский институт имени А. П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), г. Таганрог E-mail: akchinorev@ yandex.ru
Veronika A. Gribanova
PhD (Education), Senior Lecturer of the General Pedagogy Chair, Taganrog Institute named after A. Chekhov (branch), Rostov State University of Economics, Taganrog, Russia
Как цитировать статью: Грибанова В. А. Результаты анкетного опроса студентов по вопросам их отношения к политической и общественной жизни страны // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1, № 5 (71). С. 91-101.
тательной работы высшей школы, ориентированное на вовлечение молодежи в созидательные формы гражданского участия, развития навыков общественно-значимой деятельности, закладки понимания ответственности за судьбу своей страны, осознанной готовности к конструктивным общественно полезным акциям и действиям. Указанные позиции позволили произвести смещение педагогических акцентов и применить их в ходе практической работы: сделан акцент на формирование личной ответственности у обучающихся в процессе выполнения общественной деятельности, смещение приоритетов в сторону акций гражданского (а не политического) характера, вовлечение молодежи в созидательные формы гражданского участия. В течение учебного года были модернизированы и внедрены такие программы, как «Я — лидер», Школа общественного действия (недельный курс с погружением и дальнейшим сопровождением), тренинги личностного роста. По результатам эксперимента и наблюдения удалось обозначить рост личностной активности и гражданской ответственности у обучающихся.
Ключевые слова: гражданская активность, созидательная активность, студенческая молодежь, высшая школа, исследование, воспитание.
В настоящее время, в условиях изменения общественных систем, вопрос развития гражданской активности молодых людей приобретает особое значение, в интересах преобразования нового общества эффективным является использование потенциала активности молодежного аппарата.
Работа с молодежью, на наш взгляд, должна опираться как на теоретические разработки в данной области, так и на анализ практики их воспитания и личностного развития, учитывать интересы и особенности данной возрастной категории. Необходимо всестороннее изучение молодежи и организация в студенческой среде современных исследований, связанных с рассмотрением ценностных ориентаций, занятости, интересов, сферы образования, отдыха, гражданской активности и т.д.
В теоретическом плане вопрос рассмотрения гражданственности и гражданской активности стоял в поле зрения таких исследователей, как Г. Я. Гревцева [2], С. И. Беленцов [14], А. В. Фахрутдинова [13], З. Я. Капустина [4], А. С. Макаренко [5], В. А. Сухомлинский [12], Л. С. Выготский [1], В. В. Давыдов [3], С. Л. Рубинштейн [11] и др.
Укажем также следующие документы и материалы, отражающие актуальность развития гражданской активности молодежи: Указ Президента РФ от 29 октября 2015 г. № 536 «О создании Общероссийской обще-
ственно-государственной детско-юношеской организации „Российское движение школьников" [10], Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О Государственной программе „Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы"» [7], Распоряжение Правительства РФ от 12 декабря 2015 г. № 2570-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [8], доклад «Молодежь России 2000-2025: развитие человеческого капитала» [6], аналитический отчет МГУ им. М. В. Ломоносова по итогам социологического исследования по теме «Особенности процесса формирования ценностных ориентаций современной российской молодежи и осуществления молодежной политики в РФ» [9].
Имея целью рассмотреть состояние практики развития гражданской активности студенческой молодежи в высшей школе, мы провели исследование на площадке Таганрогского института имени А. П. Чехова. В данной статье описаны результаты опроса 98 обучающихся вуза в возрасте от 19 до 22 лет.
На вопрос о том, интересуются ли молодые люди политическими событиями, которые происходят в России, большинство респондентов (58% от общего числа опрашиваемых) указали, что иногда; 33% ответили положительно и 9% признались в том, что совершенно не интересуются политикой.
В отношении вопроса причастности к политическим событиям и ощущения личной ответственности за общественные события, которые происходят в нашей стране, большинство (50% от общего числа опрашиваемых) затруднились с ответом; 29% опрашиваемых указали, что ответственности за общественно-политические изменения не чувствуют, и лишь 21% респондентов считают, что их действия могут оказывать влияние на социально-значимые преобразования в стране, и ощущают ответственность за будущее своей Родины.
В продолжение исследования мы попросили опрашиваемых указать, что, на их взгляд, должно быть приоритетнее: интересы человека, общества или государства. Ответы респондентов отражены в Таблице № 1.
На вопрос о том, изучали ли обучающиеся Конституцию Российской Федерации, мнение респондентов распределилось в равных долях: чуть больше половины (54% от общего числа опрашиваемых) указали, что знакомы с Конституцией, 46% ответили, что поверхностно просматривали.
Таблица № 1
Приоритетность интересов (по мнению респондентов)
Ответы %
Считаю, что на первое место необходимо ставить интересы человека 45%
Считаю, что первостепенным должен быть интерес общества 30%
Считаю, что на первом месте должны стоять интересы государственной системы 0%
Считаю, что стоит учитывать в равных долях интересы как общества, так и государства 25%
Помимо этого, мы решили уточнить, насколько участники опроса знакомы с изображениями на гербе Российской Федерации. Приятно отметить, что большинство (75% от общего числа опрашиваемых) ответили положительно и уточнили, что изображено; однако 25% путаются в ответах и знакомы с государственным гербом поверхностно.
Продолжая опрос, мы спросили студентов, знают ли они гимн Российской Федерации. И вновь приятно отметить, что большинство (83% от общего числа опрашиваемых) подтвердили знание, однако 17% указали, что поверхностно.
Интересным нам показалось услышать мнение студентов о том, видят ли они себя людьми, имеющими активную гражданскую позицию. Ответы на этот вопрос показали, что всего 25% от общего числа опрашиваемых считают себя граждански активными личностями, в то время как 42% затруднились в ответе на вопрос, а 33% ответили, что таковыми не являются.
В рамках нашего исследования мы посчитали также целесообразным уточнить позицию респондентов в вопросе о том, как они оценивают национальное самосознание россиян. К сожалению, лишь 9% от общего числа опрашиваемых подчеркнули его высокий уровень, ответы остальных опрашиваемых оказались менее оптимистичными (33% считают, что самосознание является низким, 58% затруднились ответить на поставленный вопрос).
На вопрос о том, какое чувство испытывают участники исследования к государственной символике, 17% от общего числа опрашиваемых ответили, что «испытывают чувство гордости», 29% указали, что в случае необходимости готовы отстаивать честь государственных флага и герба, 17% показали пассивность: «не испытываю никаких чувств», наибольший процент (37%) набрал ответ «затрудняюсь ответить».
Рассматривая в рамках нашего исследования гражданское общество в целом, мы поставили задачу уточнить, какой смысл студенты вкладывают в это понятие, и попросили указать наиболее близкое, на их взгляд, определение. Ответы на вопрос указаны в Таблице № 2 (мы разрешили указать несколько наиболее близких вариантов). Из ответов мы видим, что большинство респондентов в определение гражданского общества включают принципы «все равны в рамках закона», «соблюдение неприкосновенности личной жизни», «активность всех граждан в жизни общества», «принцип уважения, толерантности и терпимости», «проявление конструктивной гражданской инициативы и активная деятельность общественных объединений».
Таблица № 2
Суть понятия «гражданское общество» (по мнению респондентов)
№ Вариант ответа %
1 Все равны в рамках закона 83
2 Приоритетна личная свобода каждого индивида 33
3 Приоритетна личная безопасность каждого индивида 33
4 Соблюдение неприкосновенности личной жизни 50
5 Умение и готовность людей к взаимной помощи, возможность совершения совместных взаимовыгодных дел 25
6 Активность всех граждан в жизни общества 50
7 Учитывается право каждого на частную собственность 12
8 Необходимость уважения, толерантности и терпимости 50
9 Деление прибыли по справедливости 16
10 Благотворительность и меценатство в адрес нуждающихся граждан 25
11 Приоритетность антикоррупционной политики 8
12 Создание общественных организаций, союзов, занимающихся защитой интересов граждан 41
13 Проявление конструктивной гражданской инициативы и активная деятельность общественных объединений 58
14 Противостояние политической деятельности в стране 0
15 Копирование примеров развития западного общества 0
16 Другое определение 4
17 Затрудняюсь ответить 8
В продолжение исследования мы определили, что обучающиеся положительно относятся к общественной работе и воспринимают ее в большинстве как «возможность принести пользу людям» (71% от общего числа опрашиваемых), «непосредственную работу в общественной жизни
вуза, города, региона» (58%), «возможность почувствовать свою необходимость, нужность окружающим людям» (37%), «способ приобрести полезные связи, новые интересные знакомства» (33%), «конструктивную деятельность, основанную на доверии и сотрудничестве» (33%) и др.
Таблица № 3
Определение понятия «общественная работа» (по мнению респондентов)
№ Вариант ответа %
1 Работа, ориентированная на помощь нуждающимся 71
2 Возможность новой интересной коммуникации 25
3 Деятельность в рамках общественно значимой сферы вуза, города, региона 58
4 Возможность повысить свое материальное благополучие 4
5 Налаживание взаимовыгодных связей 33
6 Хороший старт для профессионального роста и повышения своих навыков и компетенций 16
7 Духовно-нравственное, моральное удовлетворение 29
8 Ощущение «нужности» окружающим 37
9 Организация личного времени 16
10 Желание проявлять свою активность, направлять энергию 25
11 Возможность воплощения в жизнь собственных идей 29
12 Конструктивная деятельность, основанная на доверии и сотрудничестве 33
13 Желание повысить свой статус через общественно полезную деятельность 12
14 Способ разрешить назревший проблемный вопрос 12
15 Принудительная деятельность 12
16 Работа без материальной выгоды 12
17 Возможность доступа к запретным резервам, информационно значимому потоку 4
18 Другое определение 8
19 Затрудняюсь ответить 4
Рассматривая политическую грамотность молодежи, мы попросили участников исследования уточнить, насколько они владеют информацией о действующих политических партиях. Большинство студентов ответили, что знакомы с деятельностью партий «Единая Россия» (65%) и «Либерально-демократическая партия России (ЛДПР)» (60%). Другими знакомыми студентам партиями оказались «Коммунистическая партия
Российской Федерации (КПРФ)» (47%), «Яблоко» (39%), «Справедливая Россия» (26%).
Так как исследование проходило на площадке педагогического вуза, мы попросили студентов указать, важна ли, на их взгляд, активная гражданская позиция для учителя школы. Опрос показал, что большинство подтверждают важность гражданской активности учителя (71%), затруднились с ответом 22%, 7% считают, что это не главное качество для их будущей профессии.
Мы также попросили обучающихся ответить, считают ли они, что одна из задач вуза — формирование активной гражданской позиции студентов, будущих специалистов. Опрос показал достаточно высокий процент активности молодежи. 74% согласились с тем, что эта задача является одной из приоритетных в деятельности высшей школы, 13% затруднились ответить, 13% считают, что это не столько важно в рамках воспитательной работы вуза и подготовки специалистов.
Анализ ответов респондентов на вопрос о том, как они оценивают процесс формирования гражданской позиции студентов в вузе, показал, что мнения разошлись. 51% от общего числа опрашиваемых отметили, что «процесс ведется на постоянной основе»; 34% высказали мнение, что деятельность в целом удовлетворяет их потребности, однако от случая к случаю; 15% подчеркнули, что не ощущают целенаправленной работы.
В рамках заданного вопроса о роли СМИ в формировании личного мнения обучающихся в отношении политики, большинство молодых ребят ответили, что средства массовой информации не предоставляют достаточного количества объективной информации в отношении политики (39% от общего числа опрашиваемых); 26% обучающихся подчеркнули, что СМИ целенаправленно искажают достоверную информацию, 23% затруднились высказать свое мнение по этому вопросу, 12% отметили свое доверие к обозначенным ресурсам.
В продолжение обозначенного направления мы попросили респондентов уточнить, участвуют ли они в политических обсуждениях в интернет-пространстве. По результатам опроса мы увидели, что 65% от общего числа опрошенных в политические дискуссии не вступают, 22% указали, что очень редко и без особых поводов, 8% подчеркнули, что несколько раз участвовали в диалоге, 5% затруднились с ответом.
На вопрос о том, какие факторы в наибольшей степени препятствуют включению студентов в политическую жизнь страны, респонденты
имели возможность давать несколько ответов. Многие опрашиваемые указали «незаинтересованность» (65% от общего числа опрашиваемых), 30% — нехватку времени, 22% — слабую информированность, 17% считают, что такое участие является бесперспективным, 4% отметили незначительность единичных молодежных акций, 4% респондентов мешают привычки, традиции, 8% затруднились с ответом.
В завершение исследования мы попросили респондентов ответить, считают ли они в целом необходимым активное участие молодежи в политической жизни страны. Интересным нам показалось, что, несмотря на слабое участие в политической жизни, студенты все-таки подчеркивают важность этой активности (43% — «участие необходимо», 43% — «скорее да, чем нет», 9% — «не вижу необходимости активного участия молодежи», 5% — «затрудняюсь ответить»).
Проведенное исследование показывало, что молодежь в целом интересуется политическими событиями, которые происходят в России, проявляет свою гражданско-политическую грамотность (в большинстве знакомы с Конституцией Российской Федерации, государственным гербом, гимном Российской Федерации и др.), положительно относятся к общественной работе и воспринимают ее в большинстве как «возможность принести пользу людям». Однако мы видим, что нет осознания личной ответственности за судьбу своей Родины, чувства гордости за свою страну, приоритетными молодые люди считают интересы человека, а не общества и государства, далеко не все считают себя граждански активными личностями, и большинство респондентов отмечают низкий уровень национального сознания россиян.
Таким образом, мы понимаем, что актуальным направлением воспитательной работы вуза является вовлечение молодежи в созидательные формы гражданского участия, развитие навыков общественно значимой деятельности, ответственности за судьбу своей страны, осознанной готовности к конструктивным общественно полезным акциям и действиям.
Обозначенные позиции позволили нам произвести смещение педагогических акцентов и применить их в ходе практической работы. В течение учебного года был сделан акцент на формирование личной ответственности у обучающихся в процессе выполнения общественной деятельности, смещение приоритетов в сторону акций гражданского (а не политического) характера, вовлечение молодежи в созидательные формы гражданского участия. Помимо этого, важным направлением
воспитательной работы признано развитие осознанной готовности студентов к конструктивным общественно полезным действиям. В ходе работы нами отмечено, что наиболее эффективным способом являются программы по подготовке будущих педагогов и развитию гражданской активности студентов. В течение учебного года были модернизированы и внедрены такие программы, как «Я — лидер», Школа общественного действия (недельный курс с погружением и дальнейшим сопровождением), тренинги личностного роста. По результатам эксперимента и наблюдения нам удалось обозначить рост личностной активности и ответственности у обучающихся.
Исследование показало, что актуальной задачей воспитательной работы вуза является вовлечение молодежи в созидательные формы гражданского участия, развитие личностной готовности к общественно-полезным мероприятиям и ответственности молодежи за свои поступки, судьбу страны, формирование осознанности и готовности к созидательному гражданскому действию.
Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-013-00136 «Развитие созидательной гражданской активности студенческой молодежи»).
Литература
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 1991. 480 с.
2. Гревцева Г. Я., Ипполитова Н. В. Воспитание гражданственности и патриотизма молодежи: исторический аспект // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 6. С. 27-32.
3. Давыдов Г. П. Формирование правосознания и поведения учащихся: сб. науч. тр. М., 1981.
81 с.
4. Капустина З. Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России // Педагогика. 2003. № 9. С. 46-49.
5. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса // Сочинения. В 7-ми т. Т. 5. М: Изд-во АПН РСФСР, 1951. С. 7-102.
6. Молодежь России 2000-2025: развитие человеческого капитала: доклад [Электронный ресурс]. URL: https://vmo.rgub.ru/files/report-937-2.pdf (дата обращения: 28.09.2020).
7. О Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»: Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx 2dE4q0ws.pdf (дата обращения: 28.09.2020).
8. Об утверждении плана мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 12 декабря 2015 г. № 2570-р [Электронный ресурс]. URL: http://otechestvo52.ru/assets/storage/11/24. pdf (дата обращения: 28.09.2020).
9. Осипова Н. Г., Елишев С. О., Пронцев Г. Б. и др. Особенности процесса формирования ценностных ориентаций современной российской молодежи и осуществления молодежной по-
литики в Российской Федерации (результаты социологического исследования): монография. М.: МАКС Пресс, 2016. 276 с.
10. О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»: Указ Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 536 [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/40137 (дата обращения: 28.09.2020).
11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999. 720 с.
12. Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981. 192 с.
13. Фахрутдинова А. В., Гревцева Г. Я., ЭлибаеваЛ. С. Гражданское образование: проблемы и опыт. Челябинск, 2019. 231 с.
14. Belentsov S. I., Gribanova V. A., Tarasova N. V., et al. Conditions and factors of the development of creative engagement of students // European Journal of Contemporary Education. 2019. Vol. 2, No. 8. P. 409-417.
RESULTS OF THE SURVEY OF STUDENTS ON THEIR ATTITUDE TO THE POLITICAL AND PUBLIC LIFE OF THE COUNTRY
The article considers the problem of developing creative civic activity of student youth. Documents and materials reflecting the relevance of the development of civic activity of young people are indicated. The results of the study conducted at the site of the Taganrog Institute named after A. P. Chekhov (branch) of the Russian State Economic University (RINH) to determine the state of the practice of developing the civic activity of student youth in higher school, the attitude of students to the political and social life of the country are described. It was revealed that young people are generally interested in political events that take place in Russia, show their civil-political literacy (for the most part they are familiar with the Constitution of the Russian Federation, the state emblem, the anthem of the Russian Federation, etc.), have a positive attitude to public work and perceive it in the majority as "an opportunity to benefit people". However, it is noted that there is no awareness of personal responsibility for the fate of their homeland, a sense of pride in their country, the interests of a person, rather than society and the state, are prioritized, not everyone considers themselves a civic active person and generally note the low level of national consciousness of Russians. Priority direction of educational work of higher school, focused on involvement of young people in creative forms of civic participation, development of skills of socially significant activity, laying of understanding of responsibility for fate of the country, informed readiness for constructive socially useful actions and actions, is outlined. These positions made it possible to shift pedagogical emphasis and apply them in the course of practical work: emphasis was placed on the formation of personal responsibility among students in the process of performing public activities, shifting priorities towards actions of a civil (and not political) nature, involving youth in creative forms of civic participation. During the school year, programs such as "I am Leader" the School of Public Action (a week-long course with immersion and further support), and personal growth training were modernized and introduced. According to the results of the experiment and observation, it was possible to indicate an increase in personal activity and civil responsibility among students.
Keywords: civic activity, creative activity, student youth, higher school, research, education.
References
• Belentsov S. I., Gribanova V. A., Tarasova N. V., et al. Conditions and factors of the development of creative engagement of students // European Journal of Contemporary Education. 2019. Vol. 2, No. 8. P. 409-417.
• Davydov G. P. Formirovanie pravosoznaniya i povedeniya uchashchihsya: sb. nauch. tr. M., 1981. 81 s. [In Rus].
• Fahrutdinova A. V., Grevceva G. Ya., Elibaeva L. S. Grazhdanskoe obrazovanie: problemy i opyt.
Chelyabinsk, 2019. 231 s. [In Rus].
• Grevceva G. Ya., Ippolitova N. V. Vospitanie grazhdanstvennosti i patriotizma molodezhi: istoricheskij aspekt // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2015. № 6. S. 27-32. [In Rus].
• Kapustina Z. Ya. Vospitanie grazhdanstvennosti v usloviyah obnovlyayushchejsya Rossii // Pedagogika. 2003. № 9. S. 46-49. [In Rus].
• Makarenko A. S. Metodika organizacii vospitatel'nogo processa // Sochineniya. V 7-mi t. T. 5. M: Izd-vo APN RSFSR, 1951. S. 7-102. [In Rus].
• Molodezh' Rossii 2000-2025: razvitie chelovecheskogo kapitala: doklad [Elektronnyj resurs]. URL: https://vmo.rgub.ru/files/report-937-2.pdf (data obrashcheniya: 28.09.2020). [In Rus].
• O Gosudarstvennoj programme «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 20162020 gody»: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30 dekabrya 2015 g. № 1493. [Elektronnyj resurs]. URL: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (data obrashcheniya: 28.09.2020). [In Rus].
• O sozdanii Obshcherossijskoj obshchestvenno-gosudarstvennoj detsko-yunosheskoj organizacii «Rossijskoe dvizhenie shkol'nikov»: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 29 oktyabrya 2015 g. № 536 [Elektronnyj resurs]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/40137 (data obrashcheniya: 28.09.2020). [In Rus].
• Ob utverzhdenii plana meropriyatij po realizacii Osnov gosudarstvennoj molodezhnoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 12 dekabrya 2015 g. № 2570-r [Elektronnyj resurs]. URL: http://otechestvo52.ru/assets/storage/11/24.pdf (data obrashcheniya: 28.09.2020). [In Rus].
• Osipova N. G., Elishev S. O., Proncev G. B. i dr. Osobennosti processa formirovaniya cennostnyh orient-acij sovremennoj rossijskoj molodezhi i osushchestvleniya molodezhnoj politiki v Rossijskoj Federacii (rezul'taty sociologicheskogo issledovaniya): monografiya. M.: MAKS Press, 2016. 276 s. [In Rus].
• Rubinshtejn S. L. Osnovy obshchej psihologii. SPb., 1999. 720 s. [In Rus].
• Suhomlinskij V. A. Metodika vospitaniya kollektiva. M.: Prosveshchenie, 1981. 192 s. [In Rus].
• VygotskijL. S. Pedagogicheskaya psihologiya. M.: Prosveshchenie, 1991. 480 s. [In Rus].