Научная статья на тему 'Гражданская позиция молодежи региона: социологический анализ'

Гражданская позиция молодежи региона: социологический анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
374
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / CIVIL POSITION / CIVIL ORIENTATION / YOUTH / PATRIOTISM / PATRIOTIC EDUCATION / SOCIAL AND POLITICAL ACTIVITY / CITIZENSHIP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бабина А.А., Толстоухова И.В.

В работе представлены некоторые теоретические и эмпирические подходы к социологическому исследованию гражданской позиции молодых людей. В статье проведена мысль о том, что роль молодежи сегодня очень значима и формирование гражданской позиции важно для развития региона и общества в целом. По результатам проведенного социологического исследования выявлены причины слабой гражданской активности среди молодого поколения. Даны рекомендации по формированию гражданской позиции молодежи города Тюмени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданская позиция молодежи региона: социологический анализ»

DOI 10.26105/SSPU.2019.59.2.018

YAK 316.346.32-053.6 ББК 60.542.1 5-7в682

A.A. БАБИНА, И.В. ТОАСТОУХОВА

ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ МОАОДЕЖИ РЕГИОНА: СОЦИОАОГИЧЕСКИЙ АНААИЗ

A.A. BABINA,

I.V. TOLSTOUKHOVA

CIVIL POSITION OF REGIONAL YOUTH: SOCIOLOGICAL ANALYSIS

В работе представлены некоторые теоретические и эмпирические подходы к социологическому исследованию гражданской позиции молодых людей. В статье проведена мысль о том, что роль молодежи сегодня очень значима и формирование гражданской позиции важно для развития региона и общества в целом. По результатам проведенного социологического исследования выявлены причины слабой гражданской активности среди молодого поколения. Даны рекомендации по формированию гражданской позиции молодежи города Тюмени.

The paper presents some theoretical and empirical approaches to the sociological study of the citizenship of young people. The article suggests that the role of youth is very important today, and the formation of citizenship is important for the development of the region and society as a whole. According to the results of the sociological research, the causes of weak civic activity among the younger generation are revealed. Recommendations on the formation of the civil position of the youth of the city of Tyumen are given.

Ключевые слова: гражданская позиция, гражданская направленность, молодежь, патриотизм, патриотическое воспитание, социально-политическая активность, гражданственность.

Key words: civil position, civil orientation, youth, patriotism, Patriotic education, social and political activity, citizenship.

Введение. Современные политические, социально-экономические и культурные изменения, происходящие в стране, открывают возможность гражданину активно участвовать в формировании и развитии отечественной государственности [1]. Сегодня в рамках демократизации особое внимание уделяется вопросу формирования активной гражданской позиции каждого человека, а особенно молодежи, являющихся наиболее гибкой и работоспособной частью населения.

Гражданская позиция молодежи характеризует, прежде всего, определенную направленность жизненной позиции и отражает гражданское отношение к окружающей действительности, которое выражается в профессиональной деятельности, в реализации интересов и потребностей общества, в решении актуальных задач общественного развития. Гражданская позиция - это проявление такой направленности личности, в психологическую структуру которой входят гражданские принципы, убеждения, мотивы, ценностные ориентации, стремление к их реализации. Проявляясь в условиях профессиональной деятельности, они придают ей гражданскую направленность и содержат в себе морально-этический аспект [2].

Гражданская позиция рассматривается в современной науке на философском, социологическом, психологическом, педагогическом уровнях. На философском уровне О.А. Михалина, М. Мамардашвили и В.Н. Сагатовский раскрывают содержание понятия «гражданская позиция» и выявляют ее ценностные аспекты. Л.М. Архангельский, С.Н. Иконникова и В.Т. Лисовский разрабатывают проблему социальной активности и оценивают ее значение для общественного становления личности. На социологическом уровне Г.Г. Дилигенский, И.С. Кон и Ю.М. Резник определяют систему прав и обязанностей личности в обществе. На психологическом уровне Б.Г. Ананьев,

А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, и др. рассматривают различные аспекты целостной позиции личности, зависящие от специфики деятельности человека, осмысливаются предпосылки и основания ее гражданского становления, обосновываются механизмы формирования гражданской позиции.

Таким образом, гражданственность - интегративное качество личности, которое отражает нравственную и правовую культуру, выраженную в чувстве собственного достоинства; внутреннюю свободу личности, дисциплинированность, уважение и доверие к другим гражданам, способность выполнять свои обязанности, гармоничное сочетание патриотических, национальных и интернациональных чувств [3]. Гражданственность включает в себя следующие ценности: ответственность, самодисциплину, вежливость, сострадание, терпимость, открытость для переоценки позиций, уважение чести и достоинства других граждан, сотрудничество, готовность к участию в общественных делах, готовность к образованию (самообразованию), готовность ориентироваться на общественное благо.

Следует заметить, что данный процесс невозможен без четкого построения системы гражданского воспитания и образования. Формирование гражданской позиции включает в себя всю совокупность вопросов и проблем становления и развития личности: усвоение новых знаний и их практическое применение; личностное развитие; социализацию; самореализацию; нравственно-ценностные ориентации; профессионализм и др.

При разработке программ формирования гражданской позиции молодежи следует учитывать: мотивацию современной молодежи; эмоциональный фон социальной ситуации в конкретном регионе, городе и т.д.; уровень развития познавательной сферы и деятельностную активность молодых людей. В основе структуры гражданской позиции выделяют следующие компоненты:

1. Когнитивный компонент подразумевает теоретические основы гражданско-правовой тематики.

2. Эмоционально-оценочный компонент включает в себя чувства социального сопереживания и сочувствия происходящим процессам и явлениям.

3. Мотивационно-нравственный компонент вбирает в себя гуманистические подходы и отношения личности и общества.

4. Деятельностный компонент выражается в гражданских действиях и поступках.

В современном мире молодежь должна хорошо ориентироваться в социальной сфере, что невозможно без целенаправленного формирования деятельной, адекватно осознанной гражданской позиции, мотивации социальной активности личности [4, с. 102].

По нашему мнению, гражданская позиция - это совокупность ценностных ориентиров, принципов, мотивов и убеждений, направленных на формирование и поддержание нравственных, патриотических и гуманных ценностей. Это осознанное участие человека в жизни общества, отражающего его сознательные реальные действия (поступки) в отношении окружающего, в личном и общественном плане, направленное на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов. Целью данной работы является формирование гражданской позиции молодежи г. Тюмени в ходе специальных событий.

Материалы и методы исследования. Для того чтобы выяснить гражданскую позицию молодежи г. Тюмени, отношение к гражданственности, нравственности и патриотизму, авторами исследования был проведен опрос молодежи в возрасте от 17 до 30 лет (коренных жителей города либо живущий в г. Тюмени более 10 лет). Всего было опрошено 130 человек.

Результаты и их обсуждение. Распределение числа опрошенных в зависимости от ответа на вопрос «Развито ли чувство патриотизма у современной молодежи?» показало равное соотношение в ответах: «да» и «нет» -

по 60 чел. (46,1%), 10 (7,6%) респондентов затруднились ответить. Отвечая на вопрос о том, в какую сторону за последние годы изменилось состояние патриотического сознания в молодежной среде, респонденты ответили «в худшую» - 60 чел. (46,1%), а 40 человек (30,7%) ответили, что «в лучшую». Оставшиеся 30 (23%) опрошенных затруднились ответить.

Исходя из ответов на первые два вопроса, можно судить о том, что общественное мнение фиксирует следующее: за последние время чувство патриотизма у молодежи меняется не в лучшую сторону, и, к сожалению, патриотизм у молодых людей проявляется в пассивной форме.

При ответе на вопрос: «На ваш взгляд, принимают ли общественные организации г. Тюмени участие в патриотическом воспитании молодежи?» результаты оказались следующими: 71 чел. (54,6%) затруднились с ответом; 49 человек (37,6%) ответили «да», 10 (7,6%) - «нет». Такие показатели ответов говорят о том, что молодые люди не знают или не интересуются деятельностью общественных организаций города Тюмени. В свою очередь, респонденты о своем участие в мероприятиях патриотической, гражданской или духовной направленности заявили следующее: 70 человек (53,8%) принимают участие лишь в знаменательных датах нашей истории (День Победы, 1 мая и т.д.); 30 человек (23%) никогда не принимали участие в данных мероприятиях; 20 человек (15,3%) принимают активное участие в мероприятиях гражданской направленности, 10 человек (7,6%) участвуют для улучшений показателей по учебе, работе (хорошие оценки за участие, повышение заработной платы, дополнительные выходные и т.д.).

Большинство опрошенных - 110 (84,6%) - заявили, что им нравится жить в городе Тюмени и они не собираются покидать его, 20 человек (15,3%) изъявили желание уехать из Тюмени навсегда. В то же время следует отметить, что большинство (112 человек, или 84,6%) испытывают гордость за страну, они не жалеют о том, что родились в Российской Федерации (90 человек, или 69,2%). На вопрос о необходимости воссоздания (на новой основе) системы патриотического, гуманного и нравственного воспитания для развития гражданской позиции у каждого гражданина ответили положительно 119 человек (91,5%), отрицательно - 11 (8,4%). Практически единогласно респонденты согласились при ответе на вопрос с тем, что современная молодежь нуждается в нравственных ориентирах, примерах для подражания: «да» ответили 126 человек (96,9%), «нет» - 4 человека (3%).

Вместе с тем в ходе исследования было отмечено, что на формирование жизненной позиции влияют: примеры отца, матери - так ответили 70 человек (53,8%); друзья и приятели - 25 (19,2%); свой вариант ответа, среди которых были жизненный опыт, личное восприятие мира, дали 25 человек (19,2%); средства массовой информации - 10 человек (7,6%).

Отвечая на вопрос о том, какие причины влияют отрицательно на формирование у ваших сверстников нравственно-патриотических качеств, респонденты определили следующее: 61 человек (46,9%) ответили - «отсутствие патриотической идеи в обществе, ее слабое проявление в сознании многих людей», 59 человек (45,3%) - «ненормальная обстановка в семье», 5 человек (3,8%) - «отрицательное влияние друзей».

Выводы. Таким образом, формирование гражданской позиции начинается с семьи, а это значит, что стоит привлекать старших (родителей, бабушек и дедушек) к участию в мероприятиях, нужна преемственность поколений. Не стоит забывать, что сегодняшнее подрастающее поколение в скором времени станет управлять страной, определять ее стратегические ориентиры, социальную и культурную политику, образ жизни будущих поколений [5, с. 40].

В то же время следует отметить, что, по мнению опрашиваемой молодежи, их нравственному формированию способствует: самообразование -70 человек (53,8%); патриотическое воспитание - 50 человек (38,4%); религия - 10 человек (7,8%). Респонденты высказались в пользу того, что на ход

развитий событий в стране может повлиять «исполнение законодательства» - 68 человек (52,3%) и «создание общественных организаций, движений» - 42 человека (32,3%).

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что молодежь г. Тюмени стремится к участию в мероприятиях гражданской направленности, но у них нет возможности реализовать свои желания, т.к. подобного рода мероприятия проводятся достаточно редко.

Гражданская позиция, согласно опросу, есть у каждого представителя молодежи, ее лишь нужно направить в мирное русло. Тем более что молодежи свойственна социальная активность, дискутивность, стремление к преобразующей деятельности, что и можно использовать в максимальной степени [6, с. 270].

Проведенное исследование помогло выявить недоработки в этом направлении. В соответствии с полученными данными можно дать следующие рекомендации по формированию гражданской позиции и ее составляющих. Прежде всего, необходимо активно вовлекать молодежь (и других) в мероприятия гражданской направленности, осуществлять меры по поддержке средств массовой информации, участвующих в пропаганде патриотизма, разработать программы по усилению патриотической направленности и по формированию позитивного образа гражданина нашего государства в телерадиовещании, размещать в молодежных журналах, газетах, передачах публикации на патриотические и нравственные темы, возможно, введение в высших учебных заведениях отделов по патриотическому и гражданскому воспитанию. Один из основных факторов, способных подтолкнуть молодых людей к активным гражданским действиям, - уверенность в том, что своими стремлениями и стараниями они могут что-то изменить [7, с. 149].

Для поддержания единства и психологически комфортной атмосферы в городе и области авторы данной работы рекомендуют установить диалог власти и общественности, своим примером показывая правильную нравственную ориентацию для молодежи. В случае возникших пожеланий принять меры по совершенствованию гражданской позиции. Также для уменьшения государственных затрат к формированию гражданской позиции можно привлечь частные предприятия и организации г. Тюмени и области. За счет проведения различных гражданских акций для молодежи предприятия смогут повысить свою узнаваемость, а жители города Тюмени смогут принять участие в событиях и жизни города. Предлагаем включить в коммуникационную политику города информирование целевой аудитории о мероприятиях, связанных с меценатством, благотворительностью, помощью нуждающимся (детские дома, дома малютки, донорство крови) и т.п. - такие мероприятия помогут многим людям реализовать свои гуманные качества.

В целом можно констатировать, что гражданская позиция молодежи подвержена изменению в силу того, что на ее формирование оказывают влияние очень много факторов: как положительных, так и отрицательных. Это обусловливается тем, что нет универсальных схем для оптимального формирования и направления молодых людей в нужное русло. Деятельность по корректному формированию гражданской позиции предполагает некий ориентир, к которому стоит стремиться.

Следовательно, применение вышеизложенных рекомендаций позволит, по мнению авторов, повысить нравственные, гуманные, патриотические устои. Для эффективного результата следует периодически в процессе событий проводить оценочные мероприятия для наиболее успешного формирования гражданских качеств молодежи.

Литература

1. Фортова Л.К., Базалей Е.А. Формирование гражданской позиции современной учащейся молодежи как актуальная педагогическая проблема // Казанский педагогический журнал. 2015. № 4. С. 1-3.

2. Суботин А.А. Концепция формирования гражданской позиции специалиста в высшей школе в условиях рыночной экономики. 2017. URL: http://www. revolution.allbest.ru.

3. Козловская Т.В. Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания современных студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2007. 23 с.

4. Шаталович О.И. Культурологические аспекты формирования гражданской позиции молодежи // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. Т. 15. № 1. 2016. С. 102-105.

5. Гнездилова П.А. Влияние социокультурной среды и образовательного пространства на формирование гражданственности современной молодежи // Ценности и смыслы. 2013. С. 37-43.

6. Никитина Е.Г. Воспитательное пространство района как средство развития гражданской позиции подростков и молодежи // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. № 15. С. 269-273.

7. Крицкая О.А., Сапронов А.В. Гражданская позиция молодежи в современной России // Известия Юго-Западного государственного университета. Сер. Экономика. Социология. Менеджмент. 2014. № 2. С. 149-155.

References

1. Fortova L.K., Bazalej E.A. Formirovanie grazhdanskoj pozicii sovremennoj uchashchejsya molodezhi kak aktual'naya pedagogicheskaya problemaю Kazan-skij pedagogicheskij zhurnal [Kazan Pedagogical Journal] 2015, N 4, pp. 1-3.

2. Subotin A.A. Koncepciya formirovaniya grazhdanskoj pozicii specialista v vys-shej shkole v usloviyah rynochnoj ekonomiki. 2017. Available at: http://www. revolution.allbest.ru.

3. Kozlovskaya T.V. Pedagogicheskie usloviya grazhdansko-patrioticheskogo vospi-taniya sovremennyh studentov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Rostov-na-Donu, 2007. 23 p.

4. Shatalovich O.I. Kul'turologicheskie aspekty formirovaniya grazhdanskoj pozicii molodezhi, Psihologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus [Psychological and pedagogical journal Gaudeamus]. T. 15, N 1, 2016, pp. 102-105.

5. Gnezdilova P.A. Vliyanie sociokul'turnoj sredy i obrazovatel'nogo prostrans-tva na formirovanie grazhdanstvennosti sovremennoj molodezhi. Cennosti i smysly [Values and meanings]. 2013, pp. 37-43.

6. Nikitina E.G. Vospitatel'noe prostranstvo rajona kak sredstvo razvitiya grazhdanskoj pozicii podrostkov i molodezhi, Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena [News of the Russian state pedagogical University named after A.I. Herzen]. 2012, N 15, pp. 269-273.

7. Krickaya O.A., Sapronov A.V Grazhdanskaya poziciya molodezhi v sovremennoj Rossii, Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Eko-nomika. Sociologiya. Menedzhment [News of southwest state University. Ser. Economy. Sociology. Management]. 2014, N 2, pp. 149-155.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.