Научная статья на тему 'Воспитание в свете христианской антропологии: основание и проблемы'

Воспитание в свете христианской антропологии: основание и проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
594
962
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИКА / ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ледванова Т. Ю., Коломейчук А. В.

Российское общество переживает в настоящее время не только финансовый, но и духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному), во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание в свете христианской антропологии: основание и проблемы»

Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150)

2015. Том 5. № 2_79_

ID: 2015-02-81-A-5185 Авторское мнение

Ледванова Т.Ю., Коломейчук А.В.

Воспитание в свете христианской антропологии: основание и проблемы

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И.Разумовского Минздрава России

Резюме

Российское общество переживает в настоящее время не только финансовый, но и духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному), во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

Ключевые слова: кризис, духовное воспитание, педагогика, христианская антропология

Необходимость решения задач воспитания молодежи в высших учебных заведениях обозначена в законе РФ «Об образовании», законе РФ «О высшем и послевузовском образовании», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», приказами Министерства образования РФ, Уставами университетов. Российскую образовательную политику сегодня определяет деидеологизированный либеральный стандарт, традиционные отечественные основы воспитания и образования подменены «более современными», западными. Нетрадиционная для отечественной образовательной системы идеология, основанная на принципе толерантности ко всему и во всем, подчеркивает приоритет интеллектуального развития над нравственным; изменяет традиционный смысл понятий «духовность», «нравственость», «добродетель»; предполагает возможность существования образования отдельно от воспитания. Место воспитания на основе традиций отечественной культуры занимает проведение образовательно-развлекательных кампаний в контексте либерально-демократических ценностей. Эти ценности оказывают определяющее действие на систему нравственных эталонов детей, молодежи, общества в целом.

Однако сегодня стало ясно, что попытки формирования личности на основе общегуманистического подхода и либеральных, «общечеловеческих» ценностей не приводят к успеху. Понятно, что несостоятельна гуманистическая концепция формирования личности, рыночная экономика неспособна решить социальные проблемы. По данным статистики растет число психических заболеваний, нравственных отклонений, в том числе и среди студентов ВУЗов.

В складывающихся сложных условиях процесс воспитания, особенно воспитания студенчества как будущей элиты нашего общества, не может быть основан на расплывчатом представлении о либеральных ценностях и представлении о толерантности. В основе концепции воспитания должна лежать ясная, выверенная временем и научно-обоснованная концепция личности с представлением о норме и патологии.

Среди многочисленных теорий личности, претендующих на целостное понимание и чувствование человека, христианская антропология занимает особое место. Для России ее понимание человека не только традиционно, но и органично, оно соответствует нашему культурному архетипу, особенностям русского менталитета и всему строю нашего общественного бытия.

В Российской психологии, так же как и в Европейской, наряду с материалистическими направлениями всегда имела место ориентация на идеалистические и религиозные традиции [6]. В России в конце девятнадцатого века существовала духовная психология как альтернатива «физиологической» психологии, дающей лишь отрывочные представления о психических фактах и явлениях, за которыми не видно целостности человека. С.Л. Франк первым назвал эмпирическую психологию психологией без души. Она не позволяет понять человека и помочь ему правильно построить свои отношения с окружающими его людьми и в целом с реальностью. Н.Я Грот считал важнейшей задачей науки разработку учения, формирующего прочные основы для нравственной жизни человека. В конце девятнадцатого - начале двадцатого века работы В.С. Соловьева, С.Н. Трубецкова, Н.Я. Грота, Л.М. Лопатина, Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского послужили основанием к признанию важности религиозно-философского знания о человеке. Их идеи способствовали развитию трансперсональной психологии, которая утверждает важность выделения в психической жизни человека духовного компонента. Человека нельзя рассматривать как сосредоточение множества функций и процессов. Б.С.Братусь, современный нам психолог, призывает видеть человека целостного, а не его инструменты.

Вся отечественная литература и философия так или иначе обращается к духовно-религиозному наследию нашей христианской традиции, в которой человек триипостасен. Целостный человек - это дух, душа и тело. Апостол Павел опытом своим понял, что такое «новый человек» и, опираясь на это знание, знание-ощущение, знание-опыт, свидетельствовал, каков же целостный человек. Это троическое деление человека на три священные составляющие было принято многими святыми Отцами и учителями Православной Церкви [3].

На протяжении столетий в истории философии душа представляется неотъемлимой и основополагающей частью человека. Г. Гегель видел человека духовной индивидуальностью и описывал стадии становления свободной индивидуальности как стадии «одухотворенной» индивидуальности. В процессе становления он различает ступени движения духа к субъекту.

Виднейший представитель экзистенциализма философ и психиатр Карл Ясперс писал о проявлении человеческой сущности в трех измерениях [9]. «Мы представляем собой наличное бытие, мы представляем собой сознание вообще, мы представляем собой дух, то есть движимую идеями целостность доступных пониманию связей в нас самих и во всем том, что нами сотворено, осуществлено и помыслено». Истинная природа человека, согласно Ясперсу, трансцедентна. В Боге человек обретает опору, покой, устойчивость, цель жизни, всеобщность и целостность. Человек по-настоящему «есть» только как трансцедентное бытие, как «божественная сущность». Близкая мысль была высказана русским философом Н.А. Бердяевым. Суть человека, по его мнению,

© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2015

www.medconfer.com

sc

Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)

2015. Volume 5. Issue 2

заключается в способности выйти за пределы самого себя как социально-биологического существа и выйти на уровень духовного творчества. Этот процесс возможен только с помощью религии.

Философ и психиатр Виктор Франкл определил функции религии: она дает человеку беспрецендентную возможность, которую он не в состоянии найти где-либо еще: возможность укрепиться, утвердиться в трансцендентном, в абсолютном [8]. Укрепляясь и утверждаясь с помощью религии в абсолютном человек обретает свободу. Человек ни в коем случае не является лишь продуктом наследственности и среды. Существует третий элемент принятия решений. Человек в конечном счете многое решает сам.

Известный философ и политический мыслитель русского зарубежья И.А.Ильин (1883-1954 гг.) в своем труде «Религиозный смысл философии» дал исчерпывающее представление о роли религии в жизни человека [2]. Он писал, что человек должен воспитать в себе «духовный характер». Это значит «...добыть себе внутреннюю свободу, не просто бытовую самостоятельность, а духовное самоопределение. Воистину свободен духовно-самостоятельный человек. ... Дух освобождает человека внутренне, сообщая ему силу, самостоятельность, характер и крылья для духовно-осмысленного и победоносного полета через жизнь и смерть».

Основные проблемы воспитания в свете христианской антропологии определил известный русский философ и богослов В. Зеньковский [1]. Понятие личности, по его мнению, является основным и центральным понятием педагогики. Смысл воспитания состоит в том, чтобы дать личности раскрыться в полноте ее сил, помочь ей творчески осуществить то, что заложено в ее глубине, в основе ее своеобразия и особенности. Нельзя игнорировать внутренние конфликты и диссонансы человека, силы саморазрушения, надломов, которые изнутри губят душу. Целостность личности заключается не в гармоническом развитии, а в установлении условий внутреннего равновесия самообновления души. Важнейшей темой воспитания В. Зеньковский считает начало свободы в человеке. Тайна свободы заключается в ее антиномичности - в ее связи с самой основой личности и в ее «неустроенности» - в возможности срыва, ухода во власть страстей. Все воспитание воодушевляется верой в возможность преображения и просветления души человеческой, это предполагает некий «залог добра», живущий в душе независимо от естественной диалектики человеческой жизни. Воспитание в последнем своем смысле ставит проблему спасения, обеспечения связи души в ее свободе, в ее подлинной внутренней жизни с добром, чтобы спасти ее от подчинения злу, от ухода в тьму греха.

Бакалавр богословия Л.В. Сурова определяет педагогику как «искание высот» [7]. Как педагогическую сверхзадачу она выделяет необходимость создания живой среды, способствующей развитию диалоговой способности сознания. Речь идет не о способности к общению, не о коммуникабельности, а об особом способе бытия, со-бытия, благоговейном диалоге с глубинами жизни, личности. Именно такой подход может лечь в основу воспитания духовной личности, в формирование оптимистического мировоззрения, как ее структурно-волевой опоры.

В ситуации острого духовно-нравственного кризиса разовые и локальные меры не приведут к кардинальному изменению ситуации. Необходим комплексный и системный подход. Системность подхода определяется выделением приоритетных аспектов деятельности, связанных единой целью, общими формами организации. Одной из попыток рассмотреть проблемы духовно-нравственного воспитания в современной России и сформулировпать основные принципы, задачи и методы решения этих проблем является работа Д.Г. Левчука и О.М. Потаповской «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи» [3]. В работе обозначены основные аспекты системы духовно-нравственного воспитания.

Содержательный аспект оссии системного подхода предполагает разработку методологии, описания элементов и форм православной культуры, формирования системы общественного духовно-нравственного воспитания в современных условиях. Институцинальный аспект предполагает одновременное включение духовно-нравственной компоненты в воспитательную деятельность всех социальных институтов: семьи, системы образования, государственных учреждений и общественных организаций. В этом отношении важно формирование нормативно-правовой и организационной основы взаимодействия государственных структур с Русской Православной Церковью, обеспечение активации и поиск новых форм участия Церкви в процессе духовно-нравственного воспитания как воцерковленной, так и невоцерковленной части молодежи. Кадровый аспект предусматривает подготовку и переподготовку специалистов различного уровня. Учитывая сложность решения проблемы на федеральном уровне, авторы считают более перспективным выстраивание системы духовно-нравственного воспитания на региональном уровне [4].

Педагогику как общественное явление принято делить на несколько областей, прежде всего это воспитание и обучение [5]. Они представляют собой диалектическое единство, невозможно представить себе обучение, в том числе и студента в отрыве от формирования его как специалиста, как гражданина, как личности. Воспитание - это процесс ориентации человека в культурно-социальном пространстве общества, выработка определенных отношений к тем или иным общественным понятиям и явлениям, установление иерархической системы ценностей. Воспитание по своим методам есть глубинное проникновение в личность, формирование мировоззрения. Оно способно охватывать не только ум человека, но и проникать в его чувства, направлять волю. Как истинно и глубоко должно быть основание педагогики! Как велика опасность использования ложных посылов при формировании человека! Именно поэтому нам представляется совершенно закономерным выбор Православной антропологии в качестве мировоззренческой и методологической основы воспитания студенчества в российских ВУЗах.

Литература

1. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1993.

2. Ильин И.А. Религиозный смысл философии. М.: АСТ, 2003; 695 с.

3. Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы. - М.: Планета, 2002; 24 с.

4. Ледванова Т.Ю., Лим В.Г., Свистунов А.А., Витренко М.Ю., Коломейчук А.В. Коммуникативная компетентность врача как часть компетенитностной модели подготовки специалиста. В кн.: Мененджмент качества и инновации в образовании: региональный аспект. Коллективная монография в 2 томах. Том 2. М.: Изд-во РГТЭУ, 2010; 376 с.

5. Сурова Л.В. Методика православной педагогики. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002; 63 с.

6. Сурова Л.В. Искание высот. Сборник статей по вопросам духовного воспитания и развития личности. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2004; 158 с.

7. Шеховцова Л.Ф., Зенько Ю.М. Элементы православной психологии. Санкт-Петербург, 2005.

8. Франкл В.Человек в поисках смысла. М.: Практика, 1993.

9. Ясперс К. Общая психопатология. М.: Практика, 1997.

www.medconfer.com

© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.