ринга физического воспитания студентов.
Благодарности. Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда № 13-06-00350 от 13.06.2013 в рамках темы "Мониторинг качества непрерывного образования".
ЛИТЕРАТУРА
1. Парфенова, Л. А. Предложения по совершенствованию нормативно-тестирующей части комплекса ГТО / Л.А. Парфенова, Г.А. Гордеева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115). - С. 114-119.
2. Хлопова, Т.П. Мониторинг качества образования в современных условиях / Т.П. Хлопова, М.Л. Романова, Т. Л. Шапошникова ; Кубан. гос. технол. ун-т. - Краснодар : [б.и.], 2013. - 166 с.
3. Швыдкая, Н.С. Модернизация физкультурного образования в школе посредством применения информационных технологий / Н.С. Швыдкая, Т.В. Скобликова // Культура физическая и здоровье. - 2012. - № 5. - С. 74-76.
REFERENCES
1. Parfenova, L.A. and Gordeeva, G.A. (2014), "Suggestions for improvement of the regulatory-testing part of GTO complex", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 9, Vol. 115, pp. 114119.
2. Hlopova, T.P., Romanova, M.L. and Shaposhnikova, T.L. (2013), Monitoring of quality of education in modern conditions, Krasnodar.
3. Shvyidkaya, N.S. and Skoblikova, T.V. (2012), "Modernization of sports education at school by means of application of information technologies", Kulturafizicheskaya i zdorovie, No 5, pp. 74-76.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.05.2015.
УДК 378
ВОСПИТАНИЕ УБЕЖДЕНИЯ НЕДОПУСТИМОСТИ ГЕРОИЗАЦИИ
НАЦИСТСКИХ ПРЕСТУПНИКОВ И ИХ ПОСОБНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРОЯВЛЕНИЙ РАДИКАЛИЗМА
И ЭКСТРЕМИЗМА
Олег Иванович Белоус, кандидат педагогических наук, подполковник, Сергей Михайлович Марченко, адъюнкт, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России
Аннотация
В статье освещаются вопросы воспитания, связанные с недопустимостью распространения идеологии героизации нацистских преступников и их пособников. Также представлен историко-педагогический анализ действий радикальных партий на Украине, непосредственно использующих идеологию организаций ОУН и УПА.
Ключевые слова: героизация, цветные революции, информационная война, воспитательный процесс, идеология, убеждение.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.05.123.p31-35
ATTITUDE DEVELOPMENT TO THE BELIEFS INADMISSIBILITY FOR GLORIFICATION OF NAZI CRIMINALS AND THEIR ACCOMPLICES BASED ON
THE HISTORICAL-PEDAGOGICAL ANALYSIS OF RADICALISM AND
EXTREMISM
Oleg Ivanovich Belous, the candidate of pedagogical sciences, lieutenant colonel, Sergey Mikhailovich Marchenko, the graduated in a military academy, St. Petersburg Military Institute ofInternal Troops of the Ministry of Internal Affairs ofRussia
Annotation
This article deals with the questions of education related to the inadmissibility of glorification of Nazi criminals and their accomplices' ideology spread. It also presents the historical and pedagogical analysis of actions of radical parties in Ukraine, directly using the ideology of organizations of the OUN and UPA.
Keywords: glorification, color revolutions, information war, educational process, ideology, belief.
ВВЕДЕНИЕ
С окончанием холодной войны страны Североатлантического альянса, и в первую очередь США, сконцентрировали свое внимание на разрешении вопроса "о существовании нового мирового порядка". О подобном структурировании нового мирового геостратегического пространства, мы узнаем из работ Г. Киссинджера, С. Хантингтона, З. Бже-зинского, где подробно изложена модель переустройства мира. В новой модели разделения мира заложена концепция по овладению финансовыми, природными и сырьевыми ресурсами, посредством проведения локальных конфликтов на территориях суверенных держав. Последние события в Египте, Ливии в 2011 г., Сирии в 2014 г. являются яркими доказательствами вмешательства США во внутренние дела суверенных государств. После смены политических режимов, финансовые и природные ресурсы покидают эти страны по условиям приемлемым для стран альянса.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
В настоящее время вблизи границ России, на территории постсоветского пространства в рядах стран вспыхивают так называемые «цветные революции». Выражение «цветная» революция связано с тем, что символом подобных выступлений часто становились цветы («Революция роз» в Грузии, «Тюльпановая революция» в Киргизии и т.п.).
Проводятся «цветные революции» не по сценарию «классических» революций. Технология проведения этих революций не подразумевает под собой большой охват населения, и не преследует цель решения каких-либо экономических или социальных вопросов для населения страны. Особенностью их организации является проведение бунтов на центральных площадях, в столицах государств с использованием фанатских организаций, радикальных партий, например, на Украине - «Правый сектор» и т.п.
Спонсирование этих революций организовывалось из-за рубежа через различные некоммерческие организации и т.д. Проводились «цветные революции» в определённый момент времени, к примеру, в преддверии проведения выборов, используя абсентеизм населения в политике. Очевиден, тот факт, что в условиях ведения «цветных революций» противоборствующей стороной заблаговременно велась информационная и психологическая война.
Под «информационной войной» понимается борьба сторон за получение превосходства над противником в своевременности, достоверности, полноте информации, скорости и качестве ее переработки и доведения до исполнителей. Направления деятельности: добывание необходимой информации; переработка ее; защита информационных каналов от проникновения противника; своевременное и качественное доведение информации до потребителей; дезинформация противника; вывод из строя или нарушение рабо-
тоспособности систем добывания, переработки и распространения информации противника; уничтожение, искажение, хищение информации у противника; разработка более эффективных, чем у противника, средств работы с информацией. Известно, что в США в настоящее время действуют полевые уставы БЫ 33-1 «Психологические операции», БЫ 100-6 «Информационные операции», БЫ 31-20 «Операционная техника специальной борьбы», одновременно осуществляется подготовка специалистов в области информационного противоборства [1].
Средствами информационной войны выступают: компьютерные вирусы, программы несанкционированного доступа к информационным ресурсам, средства внедрения вирусов, логических бомб, программ-оборотней, программ-убийц информации, программ воздействия на персонал («зомбирование») и др. Под психологической войной понимается борьба за достижение превосходства в духовной сфере.
Искусство информационной, психологической войны мы можем наблюдать в годы второй мировой войны. Э. Баизе подчеркивал, что «психология, используемая в качестве военного оружия, является средством, влияющим на отношения наций к тем или другим событиям, в том числе к войне (... все нации имеют уязвимые места.)
В пропаганде в Германской армии было задействовано 25000 пропагандистов, которые были представлены в 45 странах. В 1939 году в Германии был создан отдел военной пропаганды для осуществления общего руководства. Основными задачами выступали сбор фронтового материала, корреспонденции, кинохроники и радиоматериалов для пропаганды в тылу, прифронтовой полосе и для воздействия на противника. Весь этот материал использовался для манипуляции населением оккупированных стран [1].
Отголоски деятельности пропагандистов фашисткой Германии в период Великой Отечественной войны мы видим и в настоящее время, на примере попытки героизации лидеров ОУН и УПА в Украине.
Президент Российской Федерации В.В. Путин на конференции «Мир без фашизма» отметил: «К сожалению, «вакцина» от нацистского вируса, выработанная на Нюрнбергском трибунале, в некоторых государствах Европы теряет силу. Особое беспокойство в этом плане вызывает ситуация на Украине, где в феврале произошел антиконституционный государственный переворот, движущей силой которого стали националисты и другие радикальные группировки». Также Президент РФ в своём выступлении поставил задачу не допустить фашизации общества и всячески противостоять героизации нацизма [2].
В соответствии с задачами исследования и необходимостью поиска путей воспитания убеждения о недопустимости героизации нацистских преступников проводилось анкетирование. В анкетировании приняли участие 67 человек. Категория опрошенных: младшие офицеры - 56 человек, старшие офицеры - 11 человек.
Респонденты проходили службу во внутренних войсках Украины, занимали должности в управлении воинских частей и подразделений, 37 человек из общего состава респондентов принимали непосредственное участие в событиях в г. Киев в период с ноября по февраль 2014 года. Цель анкетирования:
1. Изучить восприятие офицерами понятие героизации нацистских преступников.
2. Определить направленность идеологических действий радикальных партий на Украине, и уровень опасности актуализации и распространения их идей для России.
Офицерам различных категорий было предложено ответить на вопросы касающиеся понятия «героизации», подавляющие количество, характеризовало его, как «восхваление» (83%), «возрождение» (12%), высказали иную точку зрения (5%).
Целью ряда вопросов было определить, как в ходе обучения в вузах Украины рассматривалась деятельность организаций ОУН и УПА и их лидеров в годы Великой Отечественной войны. Большая часть офицеров ответила нейтрально (85%), но после уточняющего вопроса, кто являлся лидером партизанского движения на территории Украины
лишь (18%) выбрали С. А. Ковпака. Причём правильный ответ был выбран только старшими офицерами, у которых срок службы более 10 лет.
На вопросы, что повлияло, на смену правящего режима на Украине, были высказаны две основные точки зрения, коррумпированность в органах власти (42%), политика, проводимая радикальными партиями при поддержке извне (28%).
Был задан блок вопросов, категории офицеров, непосредственно участвовавшей в событиях с ноября по февраль 2014 года в г. Киев. Первый вопрос касался, ограничения получения информации из СМИ в период выполнения служебно-боевых задач: ограничивался (31%), затруднились ответить (43%). Считают ли они достоверной полученную из глобальной сети «интернет» информацию, младшие офицеры (78%) ответили - да, старшие офицеры (83%) -нет. Старшие офицеры в анкетах дополнительно указали на необходимость анализа нескольких источников информации, для полного анализа ситуации. Результаты ответов на вопрос: «Что именно двигало радикальными партиями на Майдане?» показаны на рисунке 1.
Фанатизм
1 10,8
Психические отклонения;
Тяга к преодолению личных внутренних комплексов
Идея
Жестокость и тяга к насилию Неустроенность в жизни
13,5
18,9
16,2
32
10
15
20 25
30
3 5
Рис 1. Оценка действий радикальных партий (%)
Результаты опроса, представленные на рисунке 1, показали, что преобладает идейная направленность, жестокость и тяга к насилию.
Всем респондентам был задан вопрос, является ли угрожающим фактором для России распространение идеологии героизации нацистских преступников и их пособников. Младшие офицеры (80,4%) в большей степени указывают на вероятность распространения идеологии героизации на территории России в настоящее время, в то же время только 19,6% старших офицеров допускают это.
Результаты ответа на вопрос: «Какова основная угроза безопасности для России?» показаны на рисунке 2.
Проблемы экологии Межрегиональные конфликты Терроризм Информационная война Религиозная война Появление неонацистских организаций
5,4
3,5
21.6
35,:
16,:
0 5 10 15 20 25 30 35 40
Рис. 2. Оценка безопасности России
Результаты опроса, представленные на рисунке 2, показали преобладание информационной войны и терроризма как основных факторов, угрожающих безопасности России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно утверждать, что знания всегда имели огромную силу, однако в формировании идеологии, активно участвуют лишь те знания, которые приобретают характер убеждений. Убежденность, в свою очередь, получает логическое продолжение в жизненных взглядах человека, его моральном облике, делах и поступках. Преобразование знаний в убеждения являются одной из главных задач в воспитании. Этот процесс на своем пути встречается со многими социально-психологическими факторами и является своеобразным фильтром, через который проходят взгляды, вносимые в сознание людей. Они ускоряют или тормозят процесс восприятия информации, и процесс превращения знаний в убеждения. Поэтому при проведении воспитательной работы необходимо учитывать индивидуальные психические особенности военнослужащего. В состав которых включаются психические процессы (ощущения, память, восприятие, мышление и т.д.), психические свойства (направленность, темперамент, характер, и т.д.), психические состояния (напряженность, тревога, радость и т.д.). Также необходимо учитывать социальный статус каждого военнослужащего (знания, духовное состояние, нравственные ориентиры).
ЛИТЕРАТУРА
1. Караяни, А.Г. Информационно-психологическое противоборство в современной войне [Электронный ресурс] / А.Г. Караяни, 1997 // URL : http://psyfactor.org/lib/psywar30.htm. - Дата обращения 12.04.2015.
2. Мировые новости. Путин о героизации нацизма [Электронный ресурс] // URL : http://tvgeo.ru/novosti/putin-o-geroizatsii-natsizma.html. - Дата обращения 10.03.2015.
REFERENCES
1. Karayani, A.G. (1997), An information and psychological antagonism in modern war, available at: http://psyfactor.org/lib/psywar30.htm. - Date of the address 12.04.2015.
2. World news. Putin about glorification of Nazism (2014), available at: http://tvgeo.ru/novosti/putin-o-geroizatsii-natsizma.html.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.05.2015.
УДК 796.01
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И
СПОРТА
Александр Юрьевич Близневский, кандидат педагогических наук, профессор, Сибирский федеральный университет, Красноярск, Сергей Сергеевич Филиппов, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассматривается организационный механизм программно-целевого управления региональной системой физической культурой и спортом. Рассмотрены факторы, влияющие на функционирование организационного механизма. Представлена структура организационного механизма обеспечивающего выполнение целевых показателей комплексных программ развития физической культуры и спорта в Красноярском крае.
Ключевые слова: физическая культура и спорт региона, организационный механизм, про-