УДК 947.085
ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГЕРОИЗАЦИИ ПРЕДАТЕЛЬСТВА
© Михаил Иванович Дробжев
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, кандидат философских наук, доцент, зав. лабораторией В.И. Вернадского, заслуженный работник высшей школы РФ, e-mail: [email protected]
Рассматриваются этические проблемы героизации предательства, искажения исторических истин, роли СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне.
Ключевые слова: этика; героизация; предательство; национализм; единство человечества.
В Латвии, Литве и Эстонии, Грузии и Украине некоторые государственные деятели утверждают, что эти страны были подвергнуты советской оккупации. Тогда естественно возникает вопрос: а кто же боролся с фашизмом, с немецкой оккупацией, кто освободил их от нее? Ответ поразителен и вполне логичен. Это те, кто сотрудничал с фашистами: предатели, коллаборационисты и квислинги. Освободителей превращают в оккупантов, а предателей выдают за национальных героев. Объективных причин для такой метаморфозы не существует. В самом деле, как можно пособников фашистов - извергов рода человеческого, осужденных международным судом во время Нюрнбергского процесса - выдавать за спасителей родины, национальных героев своего отечества.
Латышские, литовские, эстонские националисты активно пособничали немецко-фашистским оккупантам. В Литве были созданы охранные батальоны, в Эстонии - отряды военно-фашистской организации «Ома-кайтсе», в Латвии - вооруженные отряды. Часть предателей пошла на службу в немецко-фашистскую полицию. На Украине с первых дней войны начала враждебную деятельность Организация украинских националистов (ОУН). Ее банды жестоко расправлялись с советско-партийными активистами, партизанами, подпольщиками. С начала освобождения Украины ОУН создала Украинскую повстанческую армию (УПА) из прислужников фашистских оккупантов, которая боролась против Советской Армии и советской власти.
В 1944 г. фашисты создали для борьбы с Советской Армией «Белорусскую краевую оборону» (БКО). Большинство согнанных в нее насильно людей не хотели служить гит-
леровцам, дезертировали из нее, уходили в партизаны. Фашисты пытались создать нечто похожее на Союз белорусской молодежи (СБМ). Эту аббревиатуру расшифровывали как Смерть белорусской молодежи, и она в него не пошла.
Не обошла чаша сия и Россию. В конце 1941 г. гитлеровцы при участии белоэмигрантских офицеров начали формировать «восточные батальоны», в которые пытались вовлечь советских военнопленных. Затем фашисты предприняли попытку создать т. н. «Русскую освободительную армию» (РОА), во главе которой Гитлер поставил изменника Советской Родины, бывшего генерала
А.А. Власова. Правда, фашисты до конца войны так и не решились ввести РОА в военные действия против Советской Армии. Они не доверяли советским военнопленным и боялись, что они сразу же перейдут на сторону Советской Армии. В создании ряда антисоветских формирований участвовали белогвардейские генералы Краснов и Шкуро в Югославии, Семенов в Маньчжурии. Все они были впоследствии казнены по приговору Верховного суда СССР.
Конечно, очень многие люди были насильно загнаны в антисоветские формирования. Многие советские военнопленные вступали в РОА только лишь для того, чтобы при удобном случае перейти к своим, стать в ряды бойцов и громить фашистов. Но сам факт вступления в формирования под эгидой фашистов никого не красил. И почти везде они за это поплатились. Только в Латвии, Литве, Эстонии и на Украине этих предателей делают национальными героями, борцами за независимость своих стран. Учитывая угрозу всему человечеству, даже ярые противники Советского Союза из белоэмигрантов пошли
на тесное взаимодействие с ним в борьбе с фашизмом. Любое выступление против него было равносильно поддержке гитлеризма. Сначала необходимо было победить мировое зло - фашизм, и только после этого демократическим путем решать взаимные противоречия. Это во-первых. Во-вторых, националистические военные формирования принимали активное участие в истреблении либо своего же народа, либо противников фашизма, даже мирных жителей, стариков, женщин и детей в других странах. Прощения за это они не заслуживают. Но не так думают и поступают правящие круги Прибалтийских государств, Польши и Украины.
Сейчас в Эстонии славят пособников фашистов, они ходят в героях. Ежегодно проводятся слеты ветеранов 20-й гренадерской дивизии СС. В Синимяэ воздвигнут памятник на месте ее ожесточенных боев с советскими войсками в 1944 г. Эта дивизия под командованием Альфонса Рабане проводила карательные рейды в Белоруссии и России. Спросили бы белорусов и россиян, которых убивали эти «патриоты» Эстонии, чего они заслуживают. На слет приходит эстонская молодежь с короткой стрижкой, в одежде, украшенной специфической символикой, в т. ч. и официально запрещенной в Эстонии эмблемой СС - орлом, сидящим на свастике. Как говорил Козьма Прутков: «Когда нельзя, но очень хочется, то можно». Эта молодежь пропитана духом неонацизма. Нацизм выступает как патриотизм. В Эстонии не считаются с тем, что пропаганда нацизма запрещена во всем мире Нюрнбергским трибуналом.
В центре Таллина, на улице Харью, проводились раскопки на месте, где в конце войны советская авиация уничтожила ставку немецкого командования. Этот удар назван «террористической атакой», и на этом месте
А. Ансип намерен поставить «Крест свободы». Эстонцы шутят: А. Антип решил поставить крест на Эстонии. Фашистов пожалели, а освободителей народов Европы, в т. ч. и Эстонии, окрестили оккупантами и ведут против них настоящую войну. В этом Эстония не одинока. В Латвии принят закон, запрещающий использование и нацистской, и советской символики, поставили их на одну доску. Что означает звезда? Это один из древнейших религиозных символов на земле, известный под термином «пентакл». Он поя-
вился за четыре тысячи лет до Рождества Христова и символизирует женскую половину всего сущего на земле. Пятиконечная звезда выступает еще как символ Венеры -богини любви и красоты, божественного начала природы. В светском понимании звезда означает светлое начало. А.С. Пушкин говорит о «звезде пленительного счастья», В. Даль связывает понятие звезды с удачей, судьбой. Звезда - это радость человеческая. Звезда победы - кульминация чувства успеха. Она украшает не один государственный флаг. На государственном флаге США помещено 50 звезд - по количеству штатов. Разница с советской звездой состоит лишь в том, что в СССР она имела красный цвет, а на американском флаге - белый. Но и в том, и другом случае это звезды. Поистине, эстонское руководство не знает, что творит.
Украина на протяжении последних лет делала из фашистских пособников национальных героев. В. Ющенко и его приспешники начали искать национальных героев в далеком прошлом. Понравился им Мазепа, который на самом деле не был ни идейным, ни военным, ни государственным борцом за независимость Украины. Он почти 20 лет служил русскому царю верой и правдой, на Евангелии присягал на верность ему. И предал его не ради политической независимости Малороссии, а ради сохранения привилегий казаков. В 1708 г. он был предан анафеме за нарушение присяги царю, за пособничество шведским солдатам по осквернению православных храмов, за склонность «к пороку и безнравственность», за то, что «предавался греху блуда, начиная со времени молодости, когда сожительствовал с женой польского шляхтича, и до старости, когда совратил свою крестницу Матрону». Эта анафема не снята до сих пор. Хотя Ющенко и пытался добиться этого от Русской православной церкви. Этот вопрос по церковным законам должен решать Архиерейский собор РПЦ при обращении Украинской православной церкви. Однако такого обращения не поступало. Вообще случаев посмертной отмены анафемы в Х1Х-ХХ вв. не было.
Дело еще и в том, что предательство -дело для Мазепы привычное. До русского царя он предал турецкого султана. М. Горький писал: «Сравнить предателя не с кем и не с чем. Я думаю, что даже тифозную вошь
сравнение с предателем оскорбило бы».
Н.В. Гоголь в повести «Тарас Бульба» приводит эпизод, когда казаки требуют начать поход на крымских татар. На это гетман Кошевой говорит, что делать этого нельзя. «Не имеем права. Если б не клялись еще нашею верою, то может быть, и можно было бы; а теперь нет, не можно».
Для Мазепы измена оказалась возможной. Он изменил России, вступил в союз со шведами. Конечно, история не знает сослагательного наклонения, но если это допустить и предположить, что в битве под Полтавой шведы победили, то это имело бы для Украины очень тяжелые последствия. Отрыв Украины от России не привел бы ее к обретению независимости. Она была бы разорвана на куски Польшей, Турцией и Крымским ханством. Об этом Мазепа даже не задумывался. Не хотят об этом ни думать, ни говорить некоторые государственные деятели Украины. Они стряпают из Мазепы национального героя. В его честь переименовали улицу в Киеве. Она, в свое время, называлась Лаврской, на ней находится святыня Украинской православной церкви - Киево-Печерская лавра. Теперь она расположена на улице Ивана Мазепы, преданного православной церковью анафеме. Чтобы украинцы не забывали об этом, отлили колокол и назвали его тем же именем - Мазепы. Кощунство, да и только.
В политике В. Ющенко явно просматривается стремление любой ценой сделать предателей вообще и украинского народа в том числе национальными героями Украины. Нужны ли ей свои герои? Безусловно, нужны. Но правители Украины их не там ищут. Ющенко с упорством продолжает линию на героизацию предательства во время Великой Отечественной войны советского народа 1941-1945 гг.
В 1920-х гг. на западе Украины появилась Украинская военная организация (УВО). Она ставила своей целью революционную борьбу за независимость Украины от Польши. В 1929 г. УВО объединилась с другими националистическими группами и стала называться Организацией украинских националистов (ОУН). Во время Великой Отечественной войны на ее базе была создана Украинская повстанческая армия (УПА). Эта армия вместе с частями СС проводила казни
евреев и советских партизан. В 1943 г. была создана дивизия СС «Галичина» из 18 тыс. добровольцев. В 2008 г. в Ивано-Франковске с пафосом отметили 65-летие ее создания. Организаторы в честь такого события призывали уничтожать тех, кто смеет говорить по-русски на Западной Украине. Даже у немцев русский язык не был под запретом. Эта дивизия воевала против Советской Армии и потеряла почти половину своего состава. Летом 1944 г. немцы направили ее в Словакию для борьбы с партизанами.
Вот этих пособников фашистов и фашизма Ющенко возносит до национальных героев своей страны. В 2006 г. он подписал указ о признании бойцов УПА воюющей стороной во Второй мировой войне и практически приравнял бандеровцев по льготам с ветеранами Великой Отечественной войны. Идет реабилитация в законодательной форме Организации украинских националистов ОУН УПА. Эти бандформирования принимали участие в карательных акциях фашистов и составляли органическую часть немецких зондеркоманд на оккупированной Украине. Они казнили сотни тысяч советских людей - украинцев, русских, евреев и других национальностей. Степан Бандера и Роман Шухевич и другие руководители и участники ОУН УПА руководствовались в первую очередь фашистской идеологией.
Р. Шухевич и С. Бандера были горячими поклонниками Гитлера. Они боролись за создание моноэтнического государства, очищенного от «иноземного элемента». В инструкции «Борьба и деятельность ОУН во время войны» все национальные меньшинства делятся на «лояльные» и «враждебные». Первые «имеют одинаковые права с украинцами», а вторые - «москали, поляки и жиды» подлежат уничтожению.
Команда В. Ющенко до этого не дошла. Но 15 млн русских превращено в национальное меньшинство. Им не дают возможности обучаться на родном языке. Только в Киеве 160 тыс. детей думают и говорят на русском языке, однако многие не могут обучаться на нем. Представители румынского меньшинства, численность которого по сравнению с русскими в 84 раза меньше, получают из бюджета в 12 раз больше средств, чем русские. Разве это не геноцид?! Более того, на Украине принято около 50 законов, фактиче-
ски сводящих на нет возможность говорить на русском языке в этой стране. Руководителям Украины надо было бы радоваться тому, что 43 % этнических украинцев свободно владеют русским и считают его вторым языком, а 56 % этнических русских свободно говорят по-украински. Для них русский - это также второй язык.
Ф. Вольтер считал, что знать много языков - значит иметь много ключей к одному замку. Изучение и владение иностранными языками плодотворно влияет на развитие ума, развивает его гибкость, обогащает родной язык, делает его более ярким и выразительным. Знание другого языка позволяет глубже понимать культуру своего и других народов. Ведь язык - это история и суть культуры народа, живая плоть, которая создавалась тем или другим народом в ходе его многовековой жизнедеятельности.
В. Ющенко проводит политику насильственной украинизации русскоязычного населения, которую многие на Украине называют «политикой дебилизации страны». Его политика явно направлена на противостояние Украины и России, имеющих многовековую историю дружбы и поистине братских отношений между ними. Строить украинское государство на пропаганде ненависти к России нельзя. Это вредно и для Украины, и для России, для их народов.
В. Ющенко сознательно замалчивает «подвиги» УПА на Волыни и в Восточной Галиции. В результате «карательных операций» Украинской повстанческой армии там было уничтожено по некоторым оценкам от 120 до 150 тыс. поляков. Уничтожение поляков партизанами УПА началось еще в 1942 г., но особенное зверство произошло в марте-июле 1943 г. В это время «деполонизация исконных украинских территорий» происходила с невиданным садизмом. Убивали стариков, женщин, детей. Под лозунгом «Смерть ляхам!» людей сжигали, рубили топорами и саблями, перепиливали пилами, закалывали штыками, беременным женщинам вспарывали животы. Ксендзов убивали прямо в алтарях. Разрушали костелы, вырубали сады, ровняли с землей кладбища. Это был настоящий геноцид, потому что поляков убивали не за какие-то преступления, а за то, что они были поляками.
Волынь долгое время служила яблоком раздора между Польшей и Украиной. Украинцы считают Волынь колыбелью национальной культуры. Но в ХУ1 в. она отошла к Польше. Украинское население подверглось гонениям и преследованиям со стороны шляхты. Только в 1795 г. Волынь воссоединилась с Левобережной Украиной в составе Российской империи. В 1921 г. по Рижскому мирному договору Польша вновь включила Волынь в свой состав. Она стала «пороховой бочкой». Поляки закрывали украинские школы и православные церкви, сгоняли украинских крестьян со своих земельных наделов. Переселяли на их место поляков.
Нацисты, захватив Польшу, устроили массовую депортацию поляков из Волыни, замещая их немцами и украинцами. Абвер сформировал из украинских националистов батальоны «Роланд» и «Нахтигаль» («Соловей»). Эти «соловушки» вошли вместе с немецкими частями во Львов и уничтожили около трех тысяч поляков и евреев за то, что они были поляками и евреями. Польша не осталась в долгу. В годы войны бойцы Армии Крайовой и польских «крестьянских батальонов» уничтожили по разным оценкам от 10 до 35 тыс. украинцев. Уже после окончания Великой Отечественной войны, в 1947 г., в ходе борьбы с остатками УПА из послевоенной Польши было выслано свыше 150 тыс. украинцев, потерявших все свое имущество.
Ни польские, ни украинские историки эти факты не отрицают. Но кто же виноват в этой распре двух славянских народов? Почему трещали чубы у не виноватых простых украинцев и поляков? И стоит ли ворошить это кровавое прошлое? В 2003 г. украинский президент Леонид Кучма и польский президент Александр Квасневский сделали совместное заявление «О примирении в 60-ю годовщину трагических событий на Волыни» и договорились «освободиться от предубеждений трагического прошлого» [1]. И это правильно. Но зачем же сегодня разрушать дружбу между русским и украинским народами, между Украиной и Россией, обвинять Россию во всех грехах, которые она не делала?
Память о павших, о подвигах освободителей должна сохраниться в веках. События Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг. должны лежать в основе патриотического воспитания молодежи, со-
хранения и развития дружбы народов, братского сотрудничества ставших суверенными государствами бывших союзных республик. Потомки освободителей и победителей мирового зла - немецкого фашизма - должны быть достойны их ратных и трудовых подвигов. Нести их славу в веках.
Вл. Соловьев призывал лучшие национальные силы России сосредоточиться на высших духовных задачах России - на том новом слове, которое Россия несет миру, на том великом деле, которое она должна совершить. Он выступал за то, чтобы все наши народные силы прилагались к общему делу просвещения, социальной правды и культуры, «в котором солидарно все человечество, несмотря на различие национальных особенностей, несмотря на столкновения народных интересов» [2].
В современных условиях этим великим словом и делом является перерастание биосферы в ноосферу. Биосферно-ноосферная концепция Вернадского не носит явно политического характера, это плод объективного научного анализа развития природы и общества в их органическом единстве. И она должна и может быть принята всем человечеством, несмотря на существующие политические, экономические, социальные, религиозные и идеологические расхождения. Вопросом вопросов и задачей задач стоят проблемы духовного обновления и объединения, восполнение положительными началами Востока и Запада. Не исключительное положение одного или другого, а вселенское, общечеловеческое дело - перерастание биосферы в ноосферу. Задача российского народа - забота не только о самом себе, но и забота о благе всего человечества, просвещение и обновление лица нашей планеты.
Когда мы говорим о цинизме по отношению к могилам советских воинов-освободи-телей, к реальному решающему вкладу СССР в разгром немецкого фашизма, о лживости обвинений в «оккупации» Советским Союзом прибалтийских республик, Украины и Грузии со стороны стран Западной Европы и США, то, прямо скажем, нас это очень тревожит. В то же время мы уже привыкли к нелюбви этих стран к царской, советской и современной России. Но ведь и в нашей стране не все в порядке. Разве у нас не стали коллаборационистами генерал Власов и не
он один? В его армии были и офицеры, и рядовые, которые разделяли его взгляды. Разве у нас не звучали голоса, что было бы лучше, если бы нас победили нацисты? Тогда они принесли бы нам свободу и жизнь, как на Западе. Разве не наши донские казаки предприняли усилия по реабилитации и обелению генерала Петра Краснова - лидера белогвардейского движения, а в годы Великой Отечественной войны ставшего пособником фашистов? Его сын Мигель Краснов оказался по воле судьбы в Чили. Дослужился там до генерала и был пособником у диктатора Пиночета. После свержения пиночетовского режима был посажен в тюрьму. Так донские казаки стучались в двери руководства Чили, чтобы оно его помиловало. В просьбе им отказали.
Мы справедливо протестуем против запрещения символики СССР в одной из прибалтийских стран, против приравнения ее с символикой фашистов. Ставить на одну доску варваров и грабителей, агрессоров и палачей, у которых руки в крови невинных жертв, женщин, детей, стариков, принесших неисчислимые беды и страдания многим народам, всему миру, с одной стороны. С другой - стоят борцы за мир, воины-освободители, которые жертвовали своей жизнью ради мира и процветания на всей нашей планете. Разве это нравственно, возможно? Нет, конечно. Мадам Клио, муза истории, расставит все по своим местам. Но совершенно непонятно, когда символы советской победы над нацизмом забывают те, кто должен не только их почитать, но и защищать. Более того, от них без всяких причин отказываются и тем самым, независимо от того, хотят они этого или нет, оскверняют их. Речь идет о Знамени Победы, водруженного над Рейхстагом. Сегодня создали символ этого Знамени, убрав с его полотнища Серп и Молот. Советская Армия в своем большинстве состояла из крестьян, их символом и является Серп. Другая значительная часть нашей армии состояла из рабочих. Символом рабочего класса выступает Молот. Серп и Молот отражают союз рабочих и крестьян, ковавших победу над врагом на фронте и в тылу. Серп и молот - это орудия труда, с помощью которых человечество добывало себе пропитание. Так это было в жизни. Знамя Победы без Серпа и Молота - уже не Знамя Победы.
Это какой-то суррогат. Знамя Победы водрузили сержант Михаил Егоров и младший сержант Мелитон Кантария во главе с заместителем командира батальона лейтенантом А.П. Берестом на куполе Рейхстага. Оно стало историческим символом победы советских людей, которые не согнулись в беде, победили коварного врага, защитили не только Россию, но и сберегли весь мир от коричневой чумы. Символы не приходят и не родятся по прихоти отдельных лиц. Они -плод творчества широких народных масс, их героизма и самопожертвования.
Одним из источников победы Советского Союза в Великой Отечественной войне была дружба народов СССР. Сейчас хотят эту дружбу разрушить. В Ташкенте не тайком, как тать в ночи, а среди белого дня при честном при всем народе бригада рабочих отбойными молотками и кувалдами разрушила памятник Дружбе народов. Правители города заверили, что он со временем будет восстановлен после «реставрации, но где-то в другом месте, скорее на окраине города». Этому никто не верит. Во время войны ташкентский кузнец Шаахмед Шамахмудов вместе с женой Бахри усыновили 15 сирот. В их числе значатся русские, белоруска, молдованин, еврейка, латыш, казах, немка и татарка. Тысячи узбекских семей последовали их примеру. В их честь воздвигнут этот памятник. Теперь его разрушили. Осквернили память людей, пришедших на помощь ДЕТЯМ. Стоит ли после этого удивляться, что за время независимости Узбекистана демонтированы и разрушены почти все памятники советской эпохи. Среди разрушенных оказались памятники Н. Гоголю, М. Горькому, Ю. Гагарину и даже народному поэту Узбекистана Хамзе Ниязи. Он был поэтом, драматургом, общественным деятелем. Его убили националисты в 1929 г. Теперь стараются стереть память о нем.
Принижение решающей роли Советского Союза в победе над фашизмом, героизация предательства, лживые обвинения в оккупации, искажение сущности голодомора, в конечном счете, направлены на разжигание вражды между народами как внутри государств, так и между государствами. В мире же, по мнению В.И. Вернадского, идет стихийный процесс укрепления единства человечества. Этот стихийный процесс становле-
ния и развития единства всех людей на нашей планете должен быть дополнен активными, сознательными действиями государств, общественных организаций, каждого человека.
В.И. Вернадский высказал ряд мыслей, которые характеризуют объективные основы и субъективные предпосылки единства человечества и показатели осуществления этого процесса в истории общества. Стихийный процесс становления единения человечества дополняется сознательными действиями людей. Вернадский писал: «Человечество едино, и хотя в подавляющей массе это сознается, но это единство проявляется формами жизни, которые фактически его углубляют и укрепляют незаметно для человека, стихийно, в результате бессознательного к нему устремления, жизнь человечества, при всей ее разнородности, стала неделимой, единой» [3].
Не прекращаются попытки сделать человека не только равным богу, но и возвысить его над ним. Об этом свидетельствуют учение Вл. Соловьева о богочеловеке, Н.А. Бердяева - о человекобоге, К. Маркса - о гармонично развитой личности, В.И. Вернадского -о ноосферном человеке. Все эти учения подтверждают, что в мире постоянно возрастает роль и значение человека, он становится планетарным фактором, а человечество выступает как главная геологическая сила, арбитр всех процессов и явлений не только на Земле, но и во всей Вселенной. Именно через человека природа познает сама себя и пытается управлять собой.
По этому поводу В.И. Вернадский писал: «Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может - должен - мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи, рода государства или их союзов, но и в планетном аспекте» [3, с. 265]. Поэтому человек сам себе судья. Он определяет где правда, а где ложь; где геройство, а где предательство; где добро и где зло. Стремление превратить предателя в героя - это верх цинизма. Предателям прощения нет, и не будет.
1. Забродина Е., Соколовская Я., Карцев А. У Киева отшибло память о Волыни // Известия. 2008. 15 нояб.
2. Соловьев В.С. Великий спор и христианская политика // Соловьев В.С. Сочинения: в 2 т. Т. 1. Философская публицистика. М., 1989.
С. 313.
3. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление // Биосфера и ноосфера. М., 2002.
С. 261.
Поступила в редакцию 1.04.2010 г.
UDC 947.085
ETHICAL PROBLEMS OF TREASON GLORIFICATION
Mikhail Ivanovich Drobzhev, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Candidate of Philosophy, Associate Professor, Head of V.I. Vernadskiy Laboratory, Honoured Worker of High School of Russian Federation, e-mail: [email protected]
The article discusses the ethical problems of treason glorification, falsification of historical truth, the role of USSSR in World War II and the Great Patriotic War.
Key words: ethics; glorification; treason; nationalism; unity of mankind.
УДК 947.Q85
ОЖИДАНИЕ: ПЕРЕЖИВАНИЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ СОЛДАТСКОЙ МАТЕРЬЮ (РЕКОНСТРУКЦИЯ ЕЕ ВНУЧКИ)
© Вера Дмитриевна Орлова
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, Тамбов, Россия. доцент кафедры российской истории, e-mail: [email protected]
Рассматриваются социально-исторические и социально-психологические особенности ожидания солдатской матерью сына с Великой Отечественной войны. Представлен авторский взгляд на переживания матери во время и после войны.
Ключевые слова: Великая Отечественная война; солдатская мать.
Слово переживание можно употребить в смысле прожить, пережить время, а можно в смысле - эмоциональное восприятие. В обоих смыслах этого слова моя бабушка пережила ту войну. В эмоциональном смысле война не отпустила ее до смерти.
Мотивом для написания этой реконструкции стала для меня дата на фотографии, вынутой из фотоальбома: 7 мая 1945. Моя бабушка, ее сестры и племянница снялись, чтобы послать карточку на фронт. Они еще не знают, что послезавтра будет Победа.
На фото слева направо: Шмелева Лариса Михайловна, 1893 года рождения. Мужа и сына похоронила до войны. Пережила Ленинградскую блокаду. Была осенью 1942 г. эвакуирована на Алтай. Потом перебралась к младшей сестре (моей бабушке) в Тамбов.
Маянская Нина Павловна. 1915 года рождения. Племянница моей бабушки. Работает на Ревтруде. Сынишке два года. Муж бе-
лобилетник-сердечник, работает на Ревтруде. Всю войну подрабатывает, делая людям семейные любительские фото для отправки на фронт. Отсюда такой маленький формат и оформление этого фото.
Орлова Вера Михайловна. Моя бабушка. Мать воюющего Орлова Дмитрия Дмитриевича. Знает, что он близ Бреслау. На фронте и младший брат ее мужа Орлов Георгий Васильевич. Знает, что он в Венгрии. Ее младший сын Александр с 1927 г., декабрьский. Его друзей чуть постарше уже призвали и уже пришли похоронки. Младшая из сестер 1900 года рождения. На этом фото кажется старше, чем она же на фото начала 1960-х. Ее муж по возрасту призыву не подлежал, бухгалтер на АКЗ.
Вера Михайловна с 1941 г. мобилизована на железную дорогу и работает старшим кондуктором воинских эшелонов. На хвостовом вагоне в любую погоду днем она держит