Научная статья на тему 'Принципы воспитания готовности к противодействию героизации нацистских преступников и их пособников у студентов'

Принципы воспитания готовности к противодействию героизации нацистских преступников и их пособников у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ГОТОВНОСТЬ / ГЕРОИЗАЦИЯ / НАЦИСТСКИЕ ПРЕСТУПНИКИ / ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Проходимова Елена Михайловна

В статье обосновывается необходимость воспитания готовности к противодействию героизации нацистских преступников и их пособников у студентов вузов. Описывается характеристика процесса воспитания и его закономерности. Раскрываются принципы построения модели воспитания готовности к противодействию героизации нацистских преступников и их пособников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Проходимова Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of readiness education among students to counter glorification of Nazi criminals and their accomplices

In article substantiates the necessity in the readiness education to counter the glorification of Nazi criminals and their associates among the university students. It describes the characteristics of the process of education and its laws. It also reveals the principles of the model formation for readiness to counter the glorification of Nazi criminals and their accomplices.

Текст научной работы на тему «Принципы воспитания готовности к противодействию героизации нацистских преступников и их пособников у студентов»

practice of football, No. 1, pp. 33-35.

3. Dyachenko, N.A. and Zamotin, T.M. (2012), "Determination of parameters of effort in special power preparation on exercise machines", Russian journal of biomechanics, No. 2 (56), Vol. 16, pp. 68-73.

4. Ermakov, N.N. (2003), Contents and an orientation of integrated control in educational and training process of football players of 16-19 years at a stage of sports improvement, dissertation, Smolensk.

5. Kanygin, S.V. (2016), "Efficiency of training of young football players of 5-6 years taking into account development of the lagging behind physical qualities", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 39.

6. Keller, V.S. (1977), Activity of athletes in variable conflict situations, Zdorovie, Kiev.

7. Rodin, A.V. (2016), "Theoretical and methodical justification of a biomechanical component of individual tactical actions of athletes in game sports", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 47

8. Naumov, A.A. and Shakhov, A.A. (2016), "Analysis of the falling made in the course of the matches by domestic football players and athletes of world level", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 69-71.

9. Privalov, A.V. (2016), "Spatial orientation as reflection of coordination abilities of football players", Urgent problems of adaptive physical culture and adaptive sport: education, science, practice, prospects of development: mater. International scientific practice conf. (Sterlitamak, on May 17-18, 2016), Hobos publishing house, Sterlitamak, pp. 268-272.

10. Pshibylski, V. (2004), "Requirements to physical fitness of football players determined by current trends of development of football", Actual problem physical culture and sport, No. 4, pp. 46-52.

11. Uskov, V.A. (2004), Pedagogical technology of the programmed technical and tactical training of athletes in game sports, dissertation, Moscow.

12. Shamardin, A.A. (2008), Target functional training of young football players, dissertation, St. Petersburg.

Контактная информация: prival-87@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.02.2017

УДК 378

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ГЕРОИЗАЦИИ НАЦИСТСКИХ ПРЕСТУПНИКОВ И ИХ ПОСОБНИКОВ У

СТУДЕНТОВ

Елена Михайловна Проходимова, старший преподаватель, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье обосновывается необходимость воспитания готовности к противодействию героизации нацистских преступников и их пособников у студентов вузов. Описывается характеристика процесса воспитания и его закономерности. Раскрываются принципы построения модели воспитания готовности к противодействию героизации нацистских преступников и их пособников.

Ключевые слова: воспитание, готовность, героизация, нацистские преступники, принципы.

PRINCIPLES OF READINESS EDUCATION AMONG STUDENTS TO COUNTER

GLORIFICATION OF NAZI CRIMINALS AND THEIR ACCOMPLICES

Elena Mikhailovna Prohodimova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State University Fire Service of EMERCOM of Russia, St. Petersburg

Annotation

In article substantiates the necessity in the readiness education to counter the glorification of Nazi criminals and their associates among the university students. It describes the characteristics of the process

of éducation and its laws. It also reveals the principles of the model formation for readiness to counter the glorification of Nazi criminals and their accomplices.

Keywords: training, availability, glorification of Nazi criminals, principles, education.

В современных реалиях, в контексте продолжающейся борьбы с попытками западных государств подменить ценности российского общества, «экспорта» своей идеологии, вопросы воспитания студентов приобретают особую актуальность.

Слова, произнесенные постоянным представителем Российской Федерации при Организации Объединённых Наций, В.И. Чуркиным в ходе выступления на торжественном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, посвящённом 70-летию победы во Второй мировой войне: «История провела чёткую грань между силами добра и зла. Это антигитлеровская коалиция и страны оси. Эта грань была закреплена в Уставе ООН и решениях Нюрнбергского трибунала», «...Те, кто пытаются сегодня оправдывать или даже героизировать пособников нацистов, не в состоянии подвергнуть эрозии этот непреложный вердикт истории. Не случайно эта практика была уже десятикратно осуждена соответствующими резолюциями Генеральной Ассамблеи всемирной организации» актуальны и сегодня.

В условиях активизации деятельности радикально настроенных оппозиционных элементов, пронацистских организаций внутри государства и открытости информационного пространства, необходим поиск путей противостояния факторам, негативно влияющим на воспитание личности [2].

Проектирование воспитательной работы предполагает учет основных параметров, характеризующих содержание воспитательной системы: социально-культурных, социально-педагогических и психологических закономерностей, регулирующих поведение и социальное взаимодействие субъектов и объектов воспитания.

Воспитанию студентов, как процессу, характерны свои особенности и закономерности. Они отражают устойчивые связи между субъектами педагогического процесса, применение на практике которых, позволяет достигать заданных целей в развитии студентов, студенческих коллективов и оказывать воспитывающее воздействие на их быт и повседневную жизнедеятельность.

Анализ педагогической практики показывает, что основными особенностями и закономерностями, отражающими устойчивые связи между субъектами педагогического процесса, являются:

• соответствие целей и задач воспитания требованиям будущей профессиональной деятельности;

• соответствие педагогического воздействия субъектов воспитания (педагогов, руководящего состава) установкам студентов;

• соответствие системы воспитания студентов ее структурным компонентам;

• соответствие достигнутых воспитательных результатов поставленным целям и задачам.

Воспитание студентов как педагогический процесс представляет собой целенаправленное системное явление, сущностная основа, которой заключается в совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных структурных компонентов, образующих целостный, единый и в тоже время непрерывный процесс формирования у студентов и студенческих коллективов морально-этических и профессиональных качеств, необходимых будущему специалисту в профессиональной деятельности [3].

Современные подходы к отбору содержания при организации воспитания студентов учитывают уровень сформированности ценностных установок. В связи с этим, для формирования ценностных установок ориентированных на противодействие героизации нацистских преступников у студентов, необходимо сформулировать задачи в трех аспектах: познавательном, духовно-нравственном и деятельностном.

Познавательный:

- вооружение студентов знаниями, отражающими роль России в развитии мировой цивилизации, ее научных достижений, раскрывающими самобытность и уникальность российской культуры;

- разработку и внедрение в образовательный процесс дисциплин (курсов), содержащих знания о различных сектах, экстремистских организациях различного толка, характеризующих весь спектр негативных последствий взаимодействия с ними, создавая тем самым комплекс превентивных мер, направленных на недопущение национальной и культурно-религиозной розни;

- мотивацию обучаемых, разрабатывающих и пропагандирующих в своих проектах антинацистские идеи (через выплаты денежных премий, вручение ценных подарков, «льготные» условия сдачи зачетов и экзаменов);

- внедрение инновационных педагогических технологий, основанных на принципе единства системы обучения и воспитания студентов, направленной на формирование патриотического сознания;

- в учебных программах гуманитарных и социально-экономических дисциплин в качестве одной из важнейших задач определить - формирование у студентов негативного отношения к героизации нацистских преступников и их пособников, основывающееся на комплексировании дисциплин, в результате освоения которых, формируются общекультурные компетенции;

- при изучении проблем исторического развития российского общества акцентирование внимания на эволюции антинацистских идеи, обосновании места, роли и деструктивного воздействия нацизма.

- проводить мероприятия с приглашением ветеранов войны и представителей силовых структур.

Духовно -нравственный:

- формировать у студентов чувство гордости за свое Отечество, ориентировать их на традиции культуры и исторического прошлого;

- воспитывать студентов в духе уважения к закону, нормам общественной жизни, формировать у них чувство личной ответственности за происходящее в обществе и государстве, заботу о благополучии своей страны, ее укреплении и необходимости обеспечения ее безопасности;

- разъяснять студентам необходимость освоения и приумножения культурных и духовных ценностей, активном участии в социально-культурной жизни общества;

- агитировать студентов за здоровый образ жизни, создавать условия для улучшения их физического состояния и занятий спортом.

Деятельностный:

- создание условий для всесторонней личностной и профессиональной самореализации и творческого развития студентов;

- организацию целенаправленного формирования активной, деятельностной позиции по противодействию героизации нацистских преступников [4].

Воспитание готовности к противодействию героизации нацистских преступников и их пособников, как и другие виды деятельности, организуется и проводится на основе комплекса закономерностей, принципов, методов, средств и форм воспитательных воздействий и взаимодействий.

Воспитание студентов строится на основе ряда концептуальных положений, которые представляют собой совокупность требований к организации процесса воспитательной работы, ее интенсификации, методике и управлению ее ключевыми параметрами. Эти концептуальные положения выражены в принципах, представляющих собой установленные руководством вуза, выработанные педагогическим опытом, практикой, ис-

ходные руководящие положения, на базе которых осуществляется процесс воспитания студентов.

Субъектами данного процесса являются педагогические работники и руководство вуза, являющиеся ключевыми фигурами в воспитательной деятельности образовательного учреждения, организующими и координирующими воспитательный процесс.

Прежде чем приступить к процессу формирования готовности к противодействию героизации нацистских преступников и их пособников, руководящему и профессорско-преподавательскому составу необходимо определиться с принципами, невозможность следования которым, по каким-либо причинам, может привести к тому, что исследование станет ненаучным, противоречивым и малоэффективным.

В целях обоснования принципов эффективной педагогической деятельности, мы считаем целесообразным соблюсти следующие методические рекомендации:

- создать соответствующие педагогические условия на базе специально отобранных, обоснованных и экспериментально проверенных принципов деятельности обучающих, с выводом о целесообразности использования того или иного принципа;

- выстроить структурную модель этих принципов, отражающую их взаимосвязь и взаимообусловленность, необходимый и достаточный характер этих принципов, их непротиворечивость и взаимодополняемость;

- теоретически описать и экспериментально апробировать эффективность педагогической деятельности в предлагаемой системе принципов;

- в теоретическом исследовании описать эксперимент по проверке и отработке этой системы принципов в педагогической деятельности: как готовился эксперимент, как он проводился, какой была реакция обучаемых при изменениях компонентов модели (фиксация и развитие позитивной динамики, или коррекция негативной), какие положения корректировались в ходе эксперимента, как обогащалась исходная теоретическая модель, как она изменилась по окончанию эксперимента, какие элементы модели были отвергнутым и по каким явились для этого основанием [1].

Основными принципами построения модели формирования готовности к противодействию героизации нацистских преступников и их пособников избраны следующие:

1) Объективность - создаваемая модель должна соответствовать моделируемому объекту.

2) Адаптивность - способность замещать компоненты модели на различных этапах моделирования объекта.

3) Гибкость - способность в ходе исследования корректировать промежуточные результаты процесса моделирования.

4) Регламентированность - наличие достаточно четких правил перехода от информации, полученной в процессе моделирования к информации о самом моделируемом объекте.

Внедрение модели формирования готовности к противодействию героизации нацистских преступников и их пособников реализуется через следующие принципы:

• принцип преемственности, который заключается в последовательном изучении учебных дисциплин, фиксации компонентов системы нравственных качеств, необходимых специалисту на каждом этапе формирования, сохранении положительного опыта и практики его внедрения, постоянное сравнение результатов;

• принцип системности (системность в овладении знаниями, умениями и навыками компетенциями в профессиональной деятельности, а также последовательность в профессиональной подготовке и воспитательном воздействии на обучаемых);

• принцип связи теории с практикой (единство в обеспечении теоретической подготовки и соответствующей ей практики в процессе формирования готовности к противодействию героизации нацистских преступников и их пособников).

Также стоит отметить, что в процессе формирования готовности к противодействию героизации нацистских преступников главными её детерминантами выступают некоторые личностные образования, которые выходят за рамки системы ценностей. Так наиболее целесообразно рассмотреть ценностную структуру в другом аспекте. В этих условиях представляет интерес подход М. Рокича, в рамках которого, в общей системе ценностей выделяются две группы:

1. Терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуально -го существования стоит того, чтобы к ней стремиться.

2. Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации [5].

Однако, при формировании готовности к противодействию героизации нацистских преступников при регуляции поведения студентов ценностную роль выполняют сами личностные структуры, не ограничиваясь конкретными терминальными или инструментальными ценностями, тем самым обеспечивая поведение более высокого социального уровня.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борытко, Н.М. Моделирование в психолого-педагогических исследованиях / Н.М. Борытко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2006. - № 1. - С. 36-42.

2. Костриков, К.Н. Личность: проблемы становления / К.Н. Костриков // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. - 2015. - № 1 (48). - С. 135-142.

3. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. - М. : Педагогика, 1988. - 432 с.

4. Психология и педагогика : учеб. пособие / под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 585 с.

5. Рокич, М. Природа человеческих ценностей / М. Рокич. - Нью-Йорк : Свободная пресса, 1973. - 153 с.

REFERENCES

1. Borytko, H.M. (2006), "Modelling in psychology and pedagogical researches", News of the Volgograd state pedagogical university, No. 1, pp. 36-42.

2. Kostrikov, K.N. (2015), "Personality: problems of formation", SEARCH: Policy. Social science. Art. Sociology. Culture, No. 1 (48), pp. 135-142.

3. Ed. Babinski, Yu.K. (1988), Pedagogics, Pedagogics, Moscow.

4. Ed. Bodalev, A.A., Zhukov, V.I., Laptev, L.G. and Slastenin, V.A. (2002), Psychology and pedagogics: studies benefit, publishing house of Institute of Psychotherapy, Moscow.

5. Rokich, M. (1973), Nature of human values, Free press, New York.

Контактная информация: lena_prohodimova@bk.ru

Статья поступила в редакцию 24.01.2017

УДК 796.011.3

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ И МОТИВАЦИЯ К РЕАЛИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

Евгений Михайлович Ревенко, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), г. Омск

Аннотация

В статье приводятся данные экспериментального исследования соотношения развития двигательных способностей и общего интеллекта студентов первых курсов. Установлены статистически значимые отрицательные корреляционные связи проявлений двигательных способностей и уровня общего интеллекта. Наряду с этим показаны различия в выраженности мотивации к реализации двигательной активности у студентов, различающихся уровнем общего интеллекта. При бо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.