Результаты опроса, представленные на рисунке 2, показали преобладание информационной войны и терроризма как основных факторов, угрожающих безопасности России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно утверждать, что знания всегда имели огромную силу, однако в формировании идеологии, активно участвуют лишь те знания, которые приобретают характер убеждений. Убежденность, в свою очередь, получает логическое продолжение в жизненных взглядах человека, его моральном облике, делах и поступках. Преобразование знаний в убеждения являются одной из главных задач в воспитании. Этот процесс на своем пути встречается со многими социально-психологическими факторами и является своеобразным фильтром, через который проходят взгляды, вносимые в сознание людей. Они ускоряют или тормозят процесс восприятия информации, и процесс превращения знаний в убеждения. Поэтому при проведении воспитательной работы необходимо учитывать индивидуальные психические особенности военнослужащего. В состав которых включаются психические процессы (ощущения, память, восприятие, мышление и т.д.), психические свойства (направленность, темперамент, характер, и т.д.), психические состояния (напряженность, тревога, радость и т.д.). Также необходимо учитывать социальный статус каждого военнослужащего (знания, духовное состояние, нравственные ориентиры).
ЛИТЕРАТУРА
1. Караяни, А.Г. Информационно-психологическое противоборство в современной войне [Электронный ресурс] / А.Г. Караяни, 1997 // URL : http://psyfactor.org/lib/psywar30.htm. - Дата обращения 12.04.2015.
2. Мировые новости. Путин о героизации нацизма [Электронный ресурс] // URL : http://tvgeo.ru/novosti/putin-o-geroizatsii-natsizma.html. - Дата обращения 10.03.2015.
REFERENCES
1. Karayani, A.G. (1997), An information and psychological antagonism in modern war, available at: http://psyfactor.org/lib/psywar30.htm. - Date of the address 12.04.2015.
2. World news. Putin about glorification of Nazism (2014), available at: http://tvgeo.ru/novosti/putin-o-geroizatsii-natsizma.html.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.05.2015.
УДК 796.01
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И
СПОРТА
Александр Юрьевич Близневский, кандидат педагогических наук, профессор, Сибирский федеральный университет, Красноярск, Сергей Сергеевич Филиппов, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассматривается организационный механизм программно-целевого управления региональной системой физической культурой и спортом. Рассмотрены факторы, влияющие на функционирование организационного механизма. Представлена структура организационного механизма обеспечивающего выполнение целевых показателей комплексных программ развития физической культуры и спорта в Красноярском крае.
Ключевые слова: физическая культура и спорт региона, организационный механизм, про-
граммно-целевое управление.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.05.123.p35-39
ORGANIZATIONAL MECHANISM OF THE PROGRAM GOALS MANAGEMENT OF REGIONAL SYSTEM OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS
Alexander Yuryevich Bliznevsky, the candidate of pedagogical sciences, professor, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Sergey Sergeevich Filippov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article considers the organizational mechanism of the program goals management of the regional system of physical culture and sports. The factors influencing on the functioning of the organizational mechanism are considered. The structure of the organizational mechanism of the development of physical culture and sports providing the performance of the target indicators of comprehensive programs in Krasnoyarsk Region is presented.
Keywords: region physical culture and sports, organizational mechanism, program goals management.
В современных условиях при выполнении целевых комплексных программ появляется объективная необходимость, наряду с уже существующими, создание дополнительных органов управления. Эта необходимость объясняется тем, что реализация рассматриваемых программ отличается от каждодневной производственной деятельности отраслевых органов управления, появляются новые специфические функции управления, связанные с формированием и осуществлением этих программ (формулирование цели и структурирование задач программы, разработка ее содержания, координация выполнения программных мероприятий ресурсного обеспечения и т.д.).
Поэтому выполнение утвержденных целевых комплексных программ связано с централизацией функций управления, что позволяет эффективно решать программные вопросы, поскольку в рамках существующих управленческой структуры и организационного механизма это сделать невозможно.
При этом совершенно очевидно, что построение и функционирование организационного механизма управления должно осуществляться на принципах программно-целевого управления.
Деятельность организационного механизма должна, прежде всего, обеспечить интеграцию программных мероприятий в единую систему в условиях привлечения самых разных исполнителей и в первую очередь, физкультурно-спортивных организаций и объединений.
Как известно, под понятием «механизм» понимается система, определяющая порядок какого-нибудь вида деятельности. В данном случае таким видом деятельности является программно-целевое управление. В ряде работ механизм управления рассматривается как взаимосвязанный комплекс форм, методов, рычагов, обеспечивающий эффективную реализацию целей деятельности и наиболее полное удовлетворение соответствующих потребностей [1, С. 51; 2, С. 221-222].
Более точное определение, на наш взгляд, дается в работе [3, С. 45], в которой под механизмом социального управления понимается способ организации и функционирования управления, выражающийся в выдвижении обоснованных целей, в создании и развитии управляющей системы, призванной осуществлять в ходе управленческого процесса достижение целей. По мнению автора, в широком смысле механизм управления представляет собой процесс согласованного воздействия управления на явления окружающей социальной действительности.
Исходя из выше приведенного определения, организационный механизм программно-целевого управления развитием физической культуры и спорта должен обеспечить
формулировку обоснованных целей (они представлены в комплексных программах региона), создание управляющей системы по достижению этих целей и согласованное воздействие субъектов управления на внешнюю среду.
В настоящее время, на наш взгляд, функционирование механизма программно-целевого управления физической культурой и спортом в Российской Федерации должно осуществляться с учетом ряда факторов. В данной работе к таким факторам мы отнесли:
- политические - усиление роли государственных структур по управлению отраслью, все больше использование в стране плановых начал в управлении отраслью, через систему федеральных и региональных целевых комплексных программ развития физической культуры и спорта;
- организационные - функционирование государственного органа управления отраслью в ранге министерства с возложением на него функций регулирования и контроля, а также разработки стратегии развития физической культуры и спорта;
- правовые - формирование отраслевого законодательства на федеральном и региональном уровнях;
- финансовые - финансирования отрасли за счет использования государственного бюджетного финансирования, а также постоянное повышение объемов внебюджетного финансирования, спонсорства и личных средств населения на оплату физкультурно-спортивных услуг и приобретение спортивного инвентаря;
- демографические - социально-демографическая структура региона, характеризующая состав населения по полу, возрасту, семейному состоянию, месту проживания, миграции и т.д. и являющаяся основанием для планирования количества занимающихся физическими упражнениями на данной территории.
Через призму этих факторов, а также принципов программно-целевого управления рассмотрим организационный механизм программно-целевого управления региональной системой физической культурой и спортом по выполнению целевых комплексных программ.
Основу организационного механизма программно-целевого управления системой физической культурой и спортом в Красноярском крае составляет совместная деятельность государственного органа управления отраслью и общественных организаций и объединений. На местном уровне также функционируют государственные органы отраслевого управления.
Для решения программных задач и мероприятий, выполнения соответствующих функций, как отмечается в литературе [4, С. 166], применяются различные организационные формы управления. Наиболее известным, традиционным способом является передача всех исполнителей программы в подчинение одному органу управления и формирование на этой основе фактически новой организационной системы. Такие централизованные формы организации целевого управления названы линейно-программными.
Исходя из выше сказанного, модель организационного механизма программно-целевого управления целевой комплексной программой «Развитие физической культурой и спортом в Красноярском крае» представленная линейно-программной структуры, имеет следующий вид - схема.
Как видно из рисунка, организационный механизм включает в себя несколько компонентов, каждый из которых является сложным образованием. Принципиально важным является взаимодействие этих компонентов, которое обеспечивает организационный механизм, придавая им органическую связь между собой и целенаправленное воздействие на объект управления. Это достигается различными средствами и методами как индивидуального, так и коллективного влияния.
Блок «Общее руководство целевой программой «Развитие физической культурой и спортом в Красноярском крае» содержит основного исполнителя, каковым является Министерство спорта, туризма, молодежной политики края.
Примечание: подчинение; взаимодействие
Рисунок. Модель организационного механизма управления целевой программой «Развитие физической культурой и спортом в Красноярском крае»
Такое положение министерства вытекает из паспорта программы, где зафиксировано, что «Исполнителем мероприятий программы» является Министерство спорта, туризма и молодежной политики, а также краевые государственные бюджетные и автономные учреждения. В этот блок входят два подразделения министерства, которые функционально отвечают за стратегическое планирование и целевые программы и финансово-экономической обеспечение и бюджетное планирование.
Блок «Управление разработкой целевых комплексных программ» включает структурные подразделения, курирующие конкретные направления развития физической культуры и спорта в регионе и планирующие целевые показатели программ.
Блок «Управление исполнением целевых комплексных программ» включает отделы Министерства, органы управления физической культурой муниципальных образований края, краевые федерации по видам спорта.
Блок «Исполнители программных мероприятий» включает физкультурно-спортивные организации и образовательные организации, которые в своей практической деятельности реализуют программные мероприятия, достигая целевых показателей.
Блок «Информационно-аналитическая система» комплексной оценки реализации целевых программ подробно описан в работе [5].
В заключении следует отметить, что региональные программы развития физической культуры и спорта в Красноярском крае, представленные в работе [6], выполнялись с использованием описанного статье организационного механизма программно-целевого механизма. Как показала практика реализации этих программ, разработанный организационный механизм оказался эффективным.
Вместе с тем, содержание и функции приведенных на рисунке блоков управления организационного механизма программно-целевого управления комплексными программами подвижны. Они определяются как самой программой, так и исполнителями программных мероприятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Менеджмент и маркетинг в спорте : краткий словарь-справочник / авторы составители М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов ; Гос. центр. ин-т физ. культуры. - М. : [б.и.], 1991. - 112 с.
2. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта : учебное пособие / М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов, С.Г. Сейранов. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 432 с.
3. Тихомиров, Ю.А. Механизм управления в развитом социалистическом обществе / Ю.А. Тихомиров. - М. : Наука, 1978. - 336 с.
4. Системный подход к организации управления / Б.З. Мильнер, Л.И. Евенко,
B.С. Рапопорт. - М. : Экономика, 1983. - 324 с.
5. Близневский, А.Ю. Информационно-аналитический подход к совершенствованию управления развитием региональной системы физической культуры и спорта / А.Ю. Близневский,
C.С. Филиппов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 3 (121). - С. 1319.
6. Близневский, А.Ю. Применение программно-целевого метода в управлении развитием физической культуры и спорта в Красноярском крае / А.Ю. Близневский, С.С. Филиппов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 2 (120). - С. 15-19.
REFERENCES
1. Zolotov, M.I., Kuzin, V.V. and Kutepov, M.E. (1991), Management and marketing in sport: short dictionary reference, GTsOLIFK, Moscow.
2. Zolotov, M.I., Kuzin, V.V., Kutepov, M.E. and Seyranov, S.G. (2001), Management and economy of physical culture and sport: manual, Publishing center "Academia", Moscow.
3. Tikhomirov, Yu.A. (1978), Mechanism of management in the developed socialist society, Science, Moscow.
4. Milner, B.Z., Evenko L.I. and Rapoport, V.S. (1983), System approaches to the organization of management, Economy, Moscow.
5. Bliznevsky, A.Yu. and Filippov S.S. (2015), "Information and analytical approach to improvement of management of development of regional system of physical culture and sport", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 121, No. 3, pp. 13-19.
6. Bliznevsky, A.Yu. and Filippov S.S. (2015), "Application of a program and target method in management of development of physical culture and sport in Krasnoyarsk Region" Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 120, No. 2, pp. 15-19.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.05.2015.