Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С РОДНЫМ КРАЕМ'

ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С РОДНЫМ КРАЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЧУВСТВО ПАТРИОТИЗМА / КУЛЬТУРА / ИСТОРИЯ / ТРАДИЦИИ / РОДНОЙ КРАЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коломеец Алёна Владимировна

Одна из задач стандарта дошкольного образования - формирование у дошкольников представлений о малой родине и Отчизне. Детей необходимо приобщать к культуре, истории, наследию своего народа, что в дальнейшем будет способствовать воспитанию интереса и уважения к культурным традициям других народов. Педагоги современной ДОО самостоятельно разрабатывают образовательную программу. Конструирование части, формируемой участниками образовательных отношений, предполагает включение парциальных программ, реализация которых позволяет решить задачи ознакомления ребят с родным краем [2]. Формирование первичных представлений детей о малой родине происходит через ознакомление с природными, географическими, историческими, культурными, национальными особенностями региона, в котором они проживают. Содержание краеведческого образования способствует решению задач воспитания у дошкольников чувства патриотизма. По мнению академика Д.С. Лихачева, чувство любви к Родине необходимо заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на перекати-поле [4]. В период дошкольного детства у детей развиваются представления о человеке, обществе, культуре, закладываются предпосылки гражданских качеств, поэтому педагоги ДОО решают следующие задачи: • расширение представлений о родном крае, знакомство с его историей, достопримечательностями, символами государства; • развитие интереса к обычаям, традициям родного края, чувства гордости за достижения Родины, содействие проявлению инициативности и желанию 395 принимать участие в культурных мероприятиях и социальных акциях; • формирование бережного отношения к родной природе; • воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному городу, дому, улице, детскому саду, уважения к людям разных национальностей [1; 3]. Для решения изложенных задач воспитатели применяют различные средства: народные игры, песни, игрушки, красоту природы родного края, книги и альбомы. Данная работа с дошкольниками требует установления интегративных связей; создания благоприятных социальных и материально-технических условий; отбор интересного, доступного материала и его преподнесение с опорой на чувства и личный опыт детей; осуществление сетевого взаимодействия для совместной реализации образовательной программы; сотрудничество с родителями воспитанников [5]. Предполагается самостоятельная деятельность детей в развивающей среде и совместная со взрослыми: ООД, праздники, развлечения, театрализованная деятельность, организация выставок, проведение конкурсов, экскурсии, целевые прогулки, беседы, чтение художественной литературы, игры, проекты [5]. Именно в дошкольном возрасте необходимо прививать детям чувство любви, причастности к культурным, природным ценностям родного края. Большая роль в этом деле отводится деятельности, в которую вовлечен малыш, а также взрослым, которые учат ребенка познавать окружающую действительность, относиться к ней определённым образом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С РОДНЫМ КРАЕМ»

Воспитание у дошкольников чувства патриотизма через знакомство с

родным краем

Коломеец Алёна Владимировна

ВГПУ

Ключевые слова: Краеведческое образование, чувство патриотизма, культура, история, традиции, родной край.

Одна из задач стандарта дошкольного образования - формирование у дошкольников представлений о малой родине и Отчизне. Детей необходимо приобщать к культуре, истории, наследию своего народа, что в дальнейшем будет способствовать воспитанию интереса и уважения к культурным традициям других народов.

Педагоги современной ДОО самостоятельно разрабатывают образовательную программу. Конструирование части, формируемой участниками образовательных отношений, предполагает включение парциальных программ, реализация которых позволяет решить задачи ознакомления ребят с родным краем [2].

Формирование первичных представлений детей о малой родине происходит через ознакомление с природными, географическими, историческими, культурными, национальными особенностями региона, в котором они проживают.

Содержание краеведческого образования способствует решению задач воспитания у дошкольников чувства патриотизма. По мнению академика Д.С. Лихачева, чувство любви к Родине необходимо заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на перекати-поле [4].

В период дошкольного детства у детей развиваются представления о человеке, обществе, культуре, закладываются предпосылки гражданских качеств, поэтому педагоги ДОО решают следующие задачи:

• расширение представлений о родном крае, знакомство с его историей, достопримечательностями, символами государства;

• развитие интереса к обычаям, традициям родного края, чувства гордости за достижения Родины, содействие проявлению инициативности и желанию

принимать участие в культурных мероприятиях и социальных акциях;

• формирование бережного отношения к родной природе;

• воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному городу, дому, улице, детскому саду, уважения к людям разных национальностей [1; 3]. Для решения изложенных задач воспитатели применяют различные средства: народные игры, песни, игрушки, красоту природы родного края, книги и альбомы.

Данная работа с дошкольниками требует установления интегративных связей;

создания благоприятных социальных и материально-технических условий; отбор интересного, доступного материала и его преподнесение с опорой на чувства и личный опыт детей;

осуществление сетевого взаимодействия для совместной реализации

образовательной программы;

сотрудничество с родителями воспитанников [5].

Предполагается самостоятельная деятельность детей в развивающей среде и совместная со взрослыми: ООД, праздники, развлечения, театрализованная деятельность, организация выставок, проведение конкурсов, экскурсии, целевые прогулки, беседы, чтение художественной литературы, игры, проекты [5].

Именно в дошкольном возрасте необходимо прививать детям чувство любви, причастности к культурным, природным ценностям родного края. Большая роль в этом деле отводится деятельности, в которую вовлечен малыш, а также взрослым, которые учат ребенка познавать окружающую действительность, относиться к ней определённым образом.

Список литературы:

1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. - 352 с.

2. Микляева Н.В. Экспресс-конструктор образовательной программы: Методическое пособие для детского сада и дошкольного отделения школы / Под ред. Т.В. Цветковой - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 128с.

3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 3-е изд. испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 368 с.

4. Письма о добром /Дмитрий Лихачев. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. -160 с.

5. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / Под общ. ред. М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой.- СПб. : КАРО, 2014. - 112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.