Воспитание у дошкольников чувства патриотизма через знакомство с
родным краем
Коломеец Алёна Владимировна
ВГПУ
Ключевые слова: Краеведческое образование, чувство патриотизма, культура, история, традиции, родной край.
Одна из задач стандарта дошкольного образования - формирование у дошкольников представлений о малой родине и Отчизне. Детей необходимо приобщать к культуре, истории, наследию своего народа, что в дальнейшем будет способствовать воспитанию интереса и уважения к культурным традициям других народов.
Педагоги современной ДОО самостоятельно разрабатывают образовательную программу. Конструирование части, формируемой участниками образовательных отношений, предполагает включение парциальных программ, реализация которых позволяет решить задачи ознакомления ребят с родным краем [2].
Формирование первичных представлений детей о малой родине происходит через ознакомление с природными, географическими, историческими, культурными, национальными особенностями региона, в котором они проживают.
Содержание краеведческого образования способствует решению задач воспитания у дошкольников чувства патриотизма. По мнению академика Д.С. Лихачева, чувство любви к Родине необходимо заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на перекати-поле [4].
В период дошкольного детства у детей развиваются представления о человеке, обществе, культуре, закладываются предпосылки гражданских качеств, поэтому педагоги ДОО решают следующие задачи:
• расширение представлений о родном крае, знакомство с его историей, достопримечательностями, символами государства;
• развитие интереса к обычаям, традициям родного края, чувства гордости за достижения Родины, содействие проявлению инициативности и желанию
принимать участие в культурных мероприятиях и социальных акциях;
• формирование бережного отношения к родной природе;
• воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному городу, дому, улице, детскому саду, уважения к людям разных национальностей [1; 3]. Для решения изложенных задач воспитатели применяют различные средства: народные игры, песни, игрушки, красоту природы родного края, книги и альбомы.
Данная работа с дошкольниками требует установления интегративных связей;
создания благоприятных социальных и материально-технических условий; отбор интересного, доступного материала и его преподнесение с опорой на чувства и личный опыт детей;
осуществление сетевого взаимодействия для совместной реализации
образовательной программы;
сотрудничество с родителями воспитанников [5].
Предполагается самостоятельная деятельность детей в развивающей среде и совместная со взрослыми: ООД, праздники, развлечения, театрализованная деятельность, организация выставок, проведение конкурсов, экскурсии, целевые прогулки, беседы, чтение художественной литературы, игры, проекты [5].
Именно в дошкольном возрасте необходимо прививать детям чувство любви, причастности к культурным, природным ценностям родного края. Большая роль в этом деле отводится деятельности, в которую вовлечен малыш, а также взрослым, которые учат ребенка познавать окружающую действительность, относиться к ней определённым образом.
Список литературы:
1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. - 352 с.
2. Микляева Н.В. Экспресс-конструктор образовательной программы: Методическое пособие для детского сада и дошкольного отделения школы / Под ред. Т.В. Цветковой - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 128с.
3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 3-е изд. испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 368 с.
4. Письма о добром /Дмитрий Лихачев. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. -160 с.
5. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / Под общ. ред. М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой.- СПб. : КАРО, 2014. - 112 с.